Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Тематическая неделя окружающего мира в начальных классах. Окружающий мир.Почему на Земле день сменяется ночью? Схема смены дня и ночи окружающий мир

Тематическая неделя окружающего мира в начальных классах. Окружающий мир.Почему на Земле день сменяется ночью? Схема смены дня и ночи окружающий мир






Чем отличается день от ночи? На каких рисунках изображён день? Днём светло, потому что солнце на небе. Оно освещает Землю даже сквозь облака. Ночью темно, потому что на небе нет солнца. Днём светло, потому что солнце на небе. Оно освещает Землю даже сквозь облака. Ночью темно, потому что на небе нет солнца.






Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки. Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за с утки.


Причина смены дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси. Земля вращается Пока мы на освещённой стороне, у нас светло. Пока мы на освещённой стороне, у нас светло. Пока мы на теневой стороне, у нас темно. Пока мы на теневой стороне, у нас темно. день ночь
10

Тема урока: «Смена дня и ночи»

Цели урока:

1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.

2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

- Предметные

    Знать, почему происходит смена дня и ночи.

    Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

    Обогащение словарного запаса

- Метапредметные:

1. Уметь получать информацию из практической деятельности.

2. Быть толерантным к мнению одноклассников.

3. Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Наша планета Земля, авторы А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутин, теллурий.

Презентация для ИД TRACEBoard

Приёмы ТРКМ: таблица «Верю-неверю», кластер

Дети сидят в 4-х группах по 6 человек, в середине класса лежит ковёр.

Ход урока

Орг. момент.

Дети встали в круг на ковре. (Проводится игра «Испорченный телефон»)

Поиграем в игру «Испорченный телефон»

Учитель передаёт ученику, стоящему рядом фразу «День и ночь – сутки прочь»

После передачи по кругу – последний произносит то, что он услышал.

Вывод: чтобы тебя услышали - надо чётко говорить, чтобы услышать - надо быть внимательным.

Дети садятся за парты.

II. Актуализация знаний. Вызов.

Учитель на ИД открывает шторку, на доске появляется изображение планеты Земля

Несколько уроков мы изучаем законы природы, происходящие на земле. Посмотрите на доску (учитель дальше открывает шторку и появляются таблички с записанными темами прошлых уроков: Притяжение Земли, Из чего состоят все предметы?, Земля в космосе, Земля имеет форму шара) кто может расположить темы в том порядке, в каком мы их изучали?

Ученики выходят к доске и расставляют темы в нужном порядке.

На доске появляется:

    Из чего состоят все предметы?

    Земля имеет форму шара.

    Земля в космосе.

    Притяжение земли.

Какую тему можно убрать? (Из чего состоят все предметы? Она не подходит к остальным?)

Быстро напомните, что мы узнали, изучив эти темы. (Идёт фронтальный опрос - дети говорят о самых главных моментах: Земля-шар, Земля имеет спутник- Луну и т.д.)

Кто согласен? Не согласен? (Дети специальными значками показывают своё согласие или несогласие)

У

Есть жизнь Благоприятный климат читель открывает следующий слайд на ИД, где расположен кластер, составленный ВМЕСТЕ с детьми на прошлых уроках. В центре расположено изображение планеты Земля.Возможности ИД позволяют сохранить, то, что было сделано на прошлых уроках

Земля Имеет форму шара Вращается вокруг Солнца Третья планета от Солнца
Вращается вокруг своей оси

Есть спутник Луна

Появился Календарь

Земное притяжение Мы не улетаем в космос Предметы притягиваются Всё падает на Землю

Проверим, как эти знания помогут справиться с заданием. (Работа в группах)

Учитель раздаёт карточки с заданиями

ЗАДАНИЕ 1:

Соединить стрелками наблюдения жителей Земли и объяснения с помощью правил и законов природы:

За лесом виднеются крошечные домики

Проверка работы групп, открывается следующий слайд ИД

Отвечающие от групп по очереди выходят и на ИД и цветными маркерами показывают свой ответ. Таким образом видно, у каких групп ответ совпал, а где есть разногласия.

Проблемная ситуация. Выход на тему урока

Очень интересно, мнения групп совпали по …..

А где возникли разногласия? (выясняется, что разногласия и внутри групп и между группами возникли по вопросу: отчего наступает утро. Кто- то ответил, что утро наступает от вращения Земли вокруг солнца, а кто-то от вращения Земли вокруг своей оси)

Очень интересно, кто же прав?

Наступает утро - начинается день. Вспомните, с какой пословицы начинался наш урок? (День и ночь – сутки прочь)

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Кто согласен? Кто не согласен?

Учитель открывает следующий слайд, на котором записано: Основной вопрос урока, Тема урока

Какой возникает вопрос? (Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)

О чём пойдёт речь на уроке? Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Тема урока: Смена дня и ночи)

Вопросы: Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)

и тема: Смена дня и ночи, появляются на слайде. Учитель фиксирует их также на обычной доске, чтобы в течение урока они были всегда перед глазами

Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а когда Солнце прячется за горизонт - наступает ночь.

Но Солнце, мы знаем, объект - какой? (Неподвижный)

Что же вокруг чего вращается? (Земля вокруг Солнца и Земля вокруг своей оси).

Предлагаю проверить ваши знания. Поиграем в игру «Верю – не верю»

У вас на столах лежат таблички:

В верхней строке записаны номера вопросов, а в нижней строке вам нужно отметить: «+», если вы согласны с моим утверждением и «-», если вы не согласны.

1. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси?

2. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг Солнца?

3. Верите ли вы, что день и ночь на Земле могут быть одновременно?

4. Согласны ли вы с тем, что в сутках 24 часа?

5. Верите ли вы в то, что Солнце может освещать землю со всех сторон?

Верно или нет вы ответили на вопросы, мы проверим в конце урока.

III. Осмысление

Учитель открывает следующий слайд, на котором изображены дети- они присутствуют на каждом уроке- это персонажи, придуманные авторами учебника: Лена и Миша. Лена- маленькая, она всем интересуется и задаёт вопросы, а Миша её старший брат, который всё знает. На слайде папа смотрит телевизор, за окном светит луна. Используется приём ИД «Стёрка», разговор детей скрыт белым маркером.


Какое время суток? (ночь)

Почему вы так решили? (за окном светит луна, темно)

Папа Лены и Миши смотрит по телевизору прямую трансляцию футбольного матча. Диктор произнёс фразу, что сейчас день. У Лены сразу возник вопрос: (учитель на ИД инструментом «стёрка» проявляет слова Лены)

Лена: «Почему ведущий говорит, что сейчас день?»

Ребята, может такое быть? Ночь и день одновременно? (некоторые дети отвечают, что да - если где-то далеко, в другом городе. Но находятся и такие, кто не согласен - они утверждают, что такого быть не может)

Снова возникает вопрос. Какой? (Может ли одновременно на Земле быть день и ночь?)

Учитель мелом на обычной доске записывает ещё один возникший вопрос.

Переключает ИД на следующий слайд на котором расположены картинки дня и ночи, где светит или луна, или солнце, небо затянуто тучами, .начерчена таблица.

Расставьте картинки в нужные колонки таблицы.

День

Дети расставляют на ИД картинки в нужные колонки

Кто согласен? Не согласен? Есть вопросы к отвечающим? (Дети спрашивают: почему картинка на которой нет солнца стоит в колонке день?)

Какой интересный вопрос. (В ходе обсуждения выясняется, что солнечный свет проникает даже сквозь облака, а лунный свет через облака не проникает).

Ребята, у меня тоже возник вопрос: А может Солнце освещать Землю со всех сторон?

Учитель переключает ИД на следующий слайд, где изображена Земля и падающий на Землю солнечный свет

Ответ на мой вопрос поищите на странице 52 вашего учебника.

Групповая работа:

Задание 2

Рассмотрите иллюстрацию. (На картинке изображён глобус и лампа, лампа освещает ту сторону глобуса, где расположена Москва)

Найдите ответ на вопрос и обоснуйте свой ответ:

Какое время суток в Москве?

Что нужно сделать с глобусом, чтобы в Москве наступила ночь?

Проверка работы групп:

На столе учителя стоит теллурий

- Отвечающий выходит и показывает свой ответ на моём приборе, он называется теллурий. (Представители групп выходят, показывают и объясняют свой ответ.)

Какой вывод можно сделать? (Если сторона освещена, значит здесь - день, на другой стороне- ночь)

Вывод появляется на ИД под картинкой

Освещает Солнце Землю со всех сторон? (Нет)

Кто догадался, отчего происходит смена дня и ночи на Земле? (Дети отвечают, что раз глобус вращали вокруг оси, а глобус-это модель Земли, и Земля тоже вращается вокруг своей оси- то смена дня и ночи происходит то вращения земли вокруг своей оси.)

Посмотрите научное объяснение.(Идёт просмотр фильма: 3 мин)

Давайте вернёмся к Лене и Мише.

Переключается ИД на слайд, где Лена и Миша выясняли, может ли на Земле быть день и ночь одновременно.

Давайте посмотрим, что Миша ответил Лене (Инструментом «стёрка» проявляем ответ Миши)

На какой вопрос нашего урока мы ответили? (На Земле одновременно могут быть и день и ночь)

В фильме сказано: за сколько времени земля делает полный оборот вокруг своей оси. Кто услышал? (24 часа)

Какой можно сделать вывод? (Земля делает полный оборот за сутки или за 24 часа. Ещё раз уточняется, что сутки это день и ночь)

Учитель переключает ИД на следующий слайд на котором написано: совместное открытие знаний, изображены Земля и Солнце

Ещё раз вспомните пословицу, с которой мы начали урок: День и ночь - сутки прочь.

У нас сейчас какое время суток? (День)

Интересно, а сколько оборотов Земля должна сделать, чтобы у нас наступила ночь? (Дети с уверенностью отвечают что один оборот, учитель на теллурии отмечает месторасположение города и поворачивает глобус. Дети в затруднении.)

Ответ на этот вопрос поищите в статье на с. 52. (Индивидуальная работа с последующим обсуждением ответа в группе)

Так сколько оборотов должна сделать Земля, чтобы день сменился ночью? (пол оборота)

Под картинкой открывается надпись (использовался инструмент «шторка»)

Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки. Учитель просит кого- то из детей отметить цветным маркером сколько оборотов делает Земля, чтобы день сменился ночью и сколько времени проходит, когда Земля делает полный оборот вокруг своей оси.

IV. Рефлексия

А сейчас возьмите свои таблички «Верю-неверю» и проверьте свои ответы в начале урока. У кого мнение совпало - обведите знак в кружочек, у кого изменилось - зачеркните и рядом напишите новый вариант ответа.

Учитель снова читает утверждения, что читал в начале урока, а дети отмечают свой вариант ответа.

У кого мнения изменились?

У кого мнения совпали?

- Посмотрите на вопросы, которые мы поставили в начале урока. (Возвращаемся к вопросам, записанным на доске)

На все вопросы получили ответ? (Да)

Интересно, а что было бы на Земле, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? (выслушать 1-2 ответа)

Домашнее задание:

С помощью интернета или энциклопедий, проведите исследование - сколько градусов будет на той половине Земли, где нет солнечного света и наоборот, до скольки градусов нагреется поверхность, если солнце постоянно будет освещать Землю. Придумайте свою фантастическую историю на эту тему.

Групповая работа.

Вернёмся к нашему кластеру, какие новые знания вы получили? Можем что- то дополнить?

Обсудите в группе. (Дети получают кластеры, которые они делали в группах на предыдущих уроках и дополняют новыми знаниями)

Все явления, записанные в нашем кластере, раскрыты? (Нет, мы не знаем, что происходит от вращения Земли вокруг Солнца и на что влияет то, что наша планета Земля имеет форму шара)

На эти вопросы мы ответим на следующих наших уроках.

Проверка работы на листах самооценки

Кто сегодня активно поработал в группе?

Кто не участвовал в обсуждении?

Дети снова выходят в круг:

Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке. Свой ответ начинайте словами: На уроке я узнал….., Мне было интересно узнать……

Дети по кругу высказываются

Иногда наше настроение зависит от того, солнечный день или пасмурный. И по тому какое настроение у вас от урока я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке было интересно и всё понятно- нарисуйте весёлое солнышко, а если неинтересно, скучно- нарисуйте весёлое солнышко.

Учитель раздаёт солнышки. Дети рисуют и прикрепляют свои солнышки на доску.

Спасибо за урок!

Для проведения урока использовала интернет ресурсы:

    План-конспект урока: Урок 13

    Для презентации на ИД TRACEBoard использовала материал презентации PowerPoint:

Кто знаком с этой маркой доски знает, что обеспечение этой доски никакое.

    Видеофильм: http://www.klass39.ru/smena-dnya-i-nochi/

2 класс

Окружающий мир

(УМК ПНШ)

Тема: Почему на Земле день сменяется ночью?

Предметные результаты: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.

Метапредметные результаты:

Познавательные - обучающиеся научатся работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и толковым словарём); расширят свой кругозор и обогатят словарный запас.

Регулятивные - учащиеся научатся работать по алгоритму; смогут сравнивать и оценивать свою работу.

Коммуникативные – научатся высказывать свою точку зрения, работать в группе и паре.

Личностные результаты научатся уважительному отношению к иному мнению.

Оборудование: глобусы, карточки с заданиями, фонарики, презентация, учебник Федотовой О.Н.«Окружающий мир» 2 класс, Федотова О.Н.«Тетрадь для самостоятельных работ» №1, учебник Чураковой Н.А «Русский язык» 2 класс. часть 2

Ход урока

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

    Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке? О планете Земля

Что вы можете рассказать интересного о Земле? Сообщения детей

Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

(ученик читает стихотворение)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Роман Сеф

А теперь давайте поработаем в группах

«Допишите нужные слова»

Планета Земля имеет форму, похожую на….(шар).

Глобус- …(модель Земли).

Чего на Земле больше: суши или воды?....(воды).

Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии,-…(экватор)

Наша Родина находится в каком полушарии? ….(Северном)

Самопроверка-слайд

    Постановка темы и целей урока

Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Друг за дружкой чередой

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ.

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)

Прочитайте тему нашего урока. Назовите цели урока.

    Первичное восприятие и усвоение нового материала.

    Беседа

Ребята, а как мы определяем, что наступил день?

А что вы знаете о Солнце?

Сообщение о Солнце. (рассказывает ученик)

Обычно мы говорим «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но всё обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Что будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья.

Это обман зрения – иллюзия. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем.

Или вы крутитесь на карусели….

Наша Земля безостановочно вращается вокруг своей оси, подставляя Солнцу то одну часть, то другую. Потому день сменяется вечером, а вечер – ночью, а на смену ночи наступает утро, а затем новый день.

    Работа по учебнику (стр. 20 -_21)

Давайте, ребята, прочитаем статьё в учебнике на стр.20.

Какое слово вам не понятно. Найдём его в «Толковом словаре».

Работа с «Толковым словарём» (Учебник «Русский язык» №2 с. 102)

Воображаемая- существующая не в действительности, но в наших мыслях.

    Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий.

Работа в группах.

Возьмите фонарик и представьте, что это Солнце. Осветите фонариком глобус. Как освещается модель Земли? Давайте наведём фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит у нас…? (День) А в Америке? (Ночь)

6.Физминутка

Карусель

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!

7. Обобщение усвоенного.

    Работа в парах стр. 22 «Земля и Солнце». Опыт Маши и Миши.

Давайте прочитаем, какой опыт провели Маша и Миша. Теперь сами проведём его.

Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (прошли сутки)

За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

(За 24 часа).

Как можно назвать по-другому? (Земные сутки)

Земные сутки – время одного оборота Земли вокруг своей оси (24 часа). За это время на земле ночь сменяет день и снова наступает ночь.

Сколько оборотов вокруг оси сделает Земля за неделю? 7

За месяц? 30 или 31

    Работа в тетрадях (индивид) стр.8 №10

Самопроверка слайд

    Итог урока.

Ребята, а вы помните, в начале учебника Миша задавал вопросы. Давайте попробуем на некоторые ответить.

    Почему на Земле день сменяется ночью?

    Нельзя ли сделать так, чтобы в селе Мирном, как в городе Ином страны Инопланетии, всегда был день?

Какие источники информации помогли нам ответить? (учебник, хрестоматия, интернет…)

Д/з в т стр.8 №11 и №12

Список литературы:

    Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/Сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель,2005.-128с.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.

2 класс:Учебник.1ч.-М.:Академкнига/Учебник

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1.-М.:Академкнига/Учебник

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя.-М.:Академкнига/Учебник

День окружающего мира

В. Добрый день всем, кто решил присоединиться к нам в этот замечательный день и отправиться в путешествие по просторам нашей матушки природы. А девиз нашего путешествия таков: (Слайд. Все хором)

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Игра, девиз которой;
«Хочу все о природе знать».

  1. РАЗМИНКА.(вопрос-ответ)
  1. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
    2. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
    3. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь,)
    4. Кровожадный хищник наших лесов? (Волк.)
    5. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
    6. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими.)
    7. Животное наших лесов похожее на кошку. (Рысь.)
    8. Когда еж не колется? (Когда только родился.)
    9. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка - 3,5 см.)
    10. Где ухо у кузнечика? (На ноге.)
    11. Наука о животных? (Зоология.)
    12. Сколько у паука ног? (8)
    13. Сколько ног у жука? (6)
    14. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло.)
    15. Небольшой зверек, родственник белки. (Летяга.)
    16. Самый чистоплотный зверек? (Барсук.)
  2. «Эти удивительные растения» просмотр фильма

Кто больше вспомнит названий весенних цветов.

  1. Много тайн и загадок природы можно раскрыть, если быть внимательными. Некоторые из этих загадок – тайн вам сегодня раскроют ваши друзья – звери.
    Кто же первый к нам придет?
    Загадки.
    1. Посмотрите-ка, какая,
    Вся горит, как золотая.
    Ходит в шубке дорогой
    Хвост пушистый и большой.
    (отгадывают, появляется лиса на экране,)

2.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(отгадывают, появляется белка на экране)

3. Кто зимой холодной
Бродит злой,
Голодный?
(отгадывают, появляется волк на экране)

4. А сейчас определите зверя по его меню.
Итак: кабан, лось, желуди, орехи, трава, муравьи, малина, мед.

(отгадывают, появляется медведь на экране)
Телеграммы

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр)


Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянуться желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

5.Игра называется «Прилетели птицы».
Ведущий должен называть только птиц. Если он ошибается, болельщики хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (Хлопки.)
Что неправильно? (Мухи.) А мухи-это кто? (Насекомые.) Вы правы. Игра продолжается.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Хлопки.)
Игра начинается снова.
- Прилетели птицы: голуби, куницы. Если дети не обращают внимание на куниц, ведущий объявляет счет:

Один ноль и мою пользу. Куницы - вовсе не птицы.
Игра продолжается:
- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи.
Если дети не реагируют на страусов, еще одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли и они летать помогут.
Игра продолжается.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, (Хлопки.)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

6.Филворды.

Дети должны отгадать загадки. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться. Кто быстрее и больше найдет отгадок.

а ю ж к о к о р т
о с ё к ш я ч о м
л о л р к а с в б
к ш в о л и о а а
о а е р б к б а р
з д с в л ю д к а
а ь а и н ь я а н










6.Подводя итог нашей сегодняшней игре мне бы хотелось проверить ваши знания ответами на вопросы.

20

a

1 -й ученик.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

2 -й ученик.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

3 -й ученик.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.

4 -й ученик.
Прощальный вальс танцуем с ветром,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда.

ЗАДАНИЯ

Лиса.
Здравствуйте, ребята! Не многие животные могут похвастаться тем, что у них есть отчество. А вот у нас оно есть! Откуда оно?
Говорят, что 600 лет назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец».
В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное - удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется.
А свою главную добычу – мышей-полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Белка.
Раньше нас называли «скируида». Скиа – тень, аура – хвост. Красиво, правда? Больше всего мы любим высокие, сухие и глухие леса.
Иногда мы поселяемся в старых вороньих гнездах, которые переделываем для себя. Но для постоянного жилья мы строим гнездо заново. Скажу по секрету: у каждой белки по 3-4 гнезда.
У нас острые коготки. Хвост служит нам рулем, а если прыгаем вниз, то парашютом. Иногда мы делаем скачки сверху вниз на 4-5 метров. Мы умеем плавать, но не любим.
Два раза за лето у нас рождаются бельчата. Рождаются они слепыми. Мы кормим их молоком. Когда детеныши начнут выходить из гнезда, то мы всей семьей играем и резвимся. Но у нас много врагов и нам надо быть очень осторожными.
Волк.
Мы, волки, сильные, выносливые, сообразительные хищники. У нас прекрасное зрение, тонкий слух и удивительное чутье.
Летом мы живем парами, выращиваем появившихся волчат. Заботятся о них оба родителя. Пока мама кормит их молоком, она никуда не уходит, папа приносит ей еду.
Зимой мы собираемся в стаи. Мама, папа и молодые волчата. В стае может быть 6-10 волков. В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются.
Выжить нам помогает выносливость. Мы можем не есть по многу дней, но при этом не теряем силы и формы. Нападаем мы только на больных животных, чтобы заболевание не распространилось на других.
Медведь.
Мы, медведи – хитрые, осторожные, могучие и ловкие хищники. Если необходимо, то мы можем тащить ношу в 400-500 кг. И бежать со скоростью скаковой лошади. На людей мы нападаем, только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят.
В феврале у нас рождаются медвежата. Вес одного медвежонка 500-600грамм. Но вот для присмотра за ними медведице нужна нянька. Нянька в медвежьем семействе своя - один из старших медвежат. Таких нянек зовут пестунами.

Льдоша (). Кабел ().
Соль (). Девьдем ()
Вайруем (). Баобчак ().
Бокаса (). Шаугял ().

а ю ж к о к о р т
о с ё к ш я ч о м
л о л р к а с в б
к ш в о л и о а а
о а е р б к б а р
з д с в л ю д к а
а ь а и н ь я а н


1. У порога плачет, коготки прячет. Tихo в комнату пойдет - замурлычет, запоет.
2. Он шерстью своей одевает людей.
3. Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже купаюсь.
4. Я - лучший сторож дома и с детства всем знакома.
5. Меня оседлают, и я бегу, но также грузы возить могу,
6. «Ме» да «ме», а сама себе на уме.
7. На мне люди ездят и возят поклажу.В пустыне безводной могу идти даже.
8. Назовете вы легко, кто даёт нам молоко.
9. Длинноухий и серый, пусть упрям -какое дело?
10. Я похож на зайца очень, но не заяц между прочим.


Скажите пожалуйста, куда выходят окна вашего дома?

Будит ли вас солнце по утрам, пробиваясь лучами в окно?

Или солнце провожает вечер ласковыми лучами, мягко отражаясь в окнах вашего дома?

Конечно, знакомая нам картина восхода и захода солнца зависит от того, на какую сторону выходят окна нашего дома. Если не брать во внимание, пасмурную погоду когда солнца попросту не видно, то встреча солнца на рассвете и провожание его на закате происходит регулярно два раза в сутки - утром и вечером.

Пример: Проведите по картинке мышкой слева направо.

Немного сложновато?
Тогда сюда: Время суток для детей +3 до>7

Что такое время суток.

Сутки - это цикл времени, в течении которого солнце поднимаясь с востока проходит по небосклону и заходит на западе, затем, когда на нашей половине земли наступает ночь, солнце проходит оборот с другой части планеты и вновь восходит со стороны востока.

Сутки длятся ровно 24 часа. Каждый час состоит из 60 минут. Каждая минута из 60 секунд. Соответственно, сутки = 24 часа = 1440 минут = 86 400 секунд. Для удобства обозначения времени применяют два формата:

  • 12-ти часовой формат времени - время до полудня от 0 часов 00 минут до 11 часов 59 минут (a.m.) и послеполуденное время от 12 часов 00 минут до 11 часов 59 минут (p.m.). такой формат времени установлен в Англии, Ирландии, Франции, Греции, Турции, также применяется Австралии, Канаде, США и на Филиппинах.
  • 24 часовой формат времени - от 0 часов 00 минут до 23 часов 59 минут . Наиболее распространенный формат времени применяемый в России и во многих других странах мира.

Как происходит смена дня и ночи на земле

Помимо вращения земли вокруг солнца (календарный год) земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками.

При этом находясь на поверхности Земли мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд, относительно Земли.

Условно, время суток делится на несколько частей:

  • Утро - начинается с рассвета неба на его восточной части и восхода солнца из-за горизонта.
  • День - движение солнца по небосклону с востока на запад.
  • Вечер - заход солнца на западе неба и постепенно утихающие цвета заката.
  • Ночь - темное время суток. В это время солнце проходит с другой стороны земного шара относительно нас.

Так как Земля состоит из континентов, находящихся по обе стороны земного шара, то время суток в кажой части Земли разное. Так если Нью-Йорке еще длится ночь, то в Лондоне уже наступило утро, в Москве разгар дня полдень, а в Петропавловск-Камчатском уже вечер.

Что интересно, еще недавно считалось, что движение земного шара вокруг оси равномерно, однако, позже ученые высчитали неточности и оказалось, что неравномерность во вращении все же присутствует. Эти неравномерности связаны с небольшим колебанием земного шара при вращении (условно покачивание Земли, в терминологии - нутация), но эти изменения столь малы (менее 0.001 с), что в составлении календаря не учитываются.

Изменение времени суток

Смену дня и ночи пробовало запечатлеть немало фотографов. делая много снимков подряд из одного положения можно было проследить плавное перемещение солнца по небу, увидеть движение звезд, получить прекрасные видео ролики восхода и захода солнца. Особенности цейтраферной съемки, это когда фотокамера установленная на штатив в неподвижном положении в течении длительного промежутка делает ряд фотоснимков с определенными промежутками времени.

Если длительность суток постоянна, то продолжительность составных частей времени суток меняется в зависимости от времени года. Это связанно с наклоном земли и движением вокруг солнца по эллипсовидной траектории. Так летом световой день длится дольше ночи, а зимой наоборот, ночь длиннее дня.

При этом в разных частях земного шара длительность дня и ночи разная. Например, в Крыму летом вечереет быстро, ночь темная, а в Санкт-Петербурге июнь славен "белыми ночами", солнце недалеко садится за линию горизонта и поэтому ночи кажутся светлыми.

Разное время суток и выглядит и воспринимается по разному. Это связанно и с биологическими (внутренними) часами по которым человек привык жить (день - бодрствование, ночь - сон) и с разнообразием контраста цвета, а также с настроением. К утру прибавляется сил, день проходит в учебе, делах, работе, а вечер усталость, постепенный отход от дел, отдых и сон.

Смена времени суток была нарисована художником Николаем Петровичем Крымовым в учебном пейзаже под названием "Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток".

Для пейзажа был выбран несложный мотив - домик у леса, диагонально ведущая тропинка, придающая объем картине, поле и небо, иногда в поле зрения попадали проходившие по тропинке люди, что придавало картине живость. Пейзаж был запечатлен 9 раз в разное время суток, где художник наглядно показал, как изменяется пейзаж, цвета и краски на рассвете утром, при перемещении тени от солнца днем, при закате вечером и ночью.

Под ритм смены времени суток подстраивается весь растительный и живой мир природы. Утром растения распускаются, вечером бутоны закрываются. Под смену времени суток подстраивается и мир человека. Наиболее распространенный график работы, расписание уроков, работа образовательных учреждений и развлекательных центров и даже программа радио и телевидения составляется в зависимости от времени суток.