Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Влияние коррупции на экономическое развитие страны. Деструктивное влияние коррупции на экономику

Влияние коррупции на экономическое развитие страны. Деструктивное влияние коррупции на экономику

Мы уже говорили о том, что коррупция-это система. И противодействие ей тоже должно быть системным, направленным на осуществление такой стратегии, которая обеспечивала бы условия стабилизации общественных отношений. Общественные отношения ярче всего проявляются в экономической и социальной сферах. Существуют разные точки зрения на роль государства в экономике. Одни эксперты считают, что необходимо максимальное сокращение степени влияния на экономику и социальную сферу. Недаром на заре перестройки в начале 90-х годов прошлого столетия руководство страны выдвинуло лозунг: «Рынок отрегулирует экономику сам». Что из этого вышло - мы можем оценить сегодня. Да, с точки зрения противодействия коррупции, мысль была здравая, поскольку в государстве всегда были, есть и будут инстанции, в которых возникает возможность получить взятки, откаты. Но в государстве, где самым большим приоритетом для общества является подчинение законам, число «присутственных» мест минимально, а риск для взяточников очень велик. Часто велик настолько, что делает невыгодным получение незаработанного бонуса. Так что же? Может быть надо, не мудрствуя лукаво вернуться к административно-командной системе? Но все мы понимаем абсолютную невозможность такого возврата. Тогда остается третий путь, которому, пожалуй, нет альтернативы. Этот путь заключается в четком законодательном регулировании экономики и очень жестком контроле со стороны государства за соблюдением законов с введением принципов неотвратимости наказания за коррупцию. Чтобы понять важность этого тезиса, поговорим о материальных последствиях коррупции.

  • 1. Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, в результате государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения им бюджетных обязательств. По разным оценкам в «тени» сегодня находится более 40 % экономики. Масштабы и распространенность коррупции в определенной мере объясняются просчетами в экономической и правовой политике в конце 80-х годов прошлого века, которая, по существу, позволила легализоваться так называемому «теневому» капиталу и проникнуть в частный бизнес криминальным элементам. Это было неизбежно, так как выбранный государством путь перехода к рыночным отношениям в экономике был беспрецедентным по скорости преобразований и абсолютно стихийным из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Законодательная база в полном смысле слова «лепилась» на ходу и такие вопросы как декларирование доходов, должное налогообложение, приобретение и накопление капитала и т.д. не были регламентированы и привели к криминализации экономических отношений уже на первом этапе
  • 2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
  • 3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений в ходе приватизации (искусственные банкротства, рейдерство, государственный и криминальный рэкет и т.д.), очень часто по сговору с чиновниками.
  • 4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, при реализации государственных и муниципальных целевых и ведомственных программ, что сказывается на бюджетных проблемах страны. Особенно критичным это становится в периоды финансовых и экономических кризисов, так как приводит к резкому ухудшению благосостояния населения.
  • 5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов», от чего также страдает потребитель - народ.
  • 6. Ухудшается положение не только потребителей, но и отечественных производителей, так как не работают механизмы защиты собственности, бездействует антимонопольное законодательство, гигантскими темпами растут поставки импортных товаров и услуг.
  • 7. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. В связи с этим ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов.
  • 8. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях, что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит и к снижению эффективности экономики в целом.

Рассматривая влияние коррупции на состояние экономики государства, необходимо остановиться подробнее на основополагающих базовых конструкциях государственного устройства, без которых невозможно существование самого государства. Одной из таких конструкций является государственный бюджет. Наполнение бюджета осуществляется за счет налогов, которые платит бизнес и рядовые граждане. Все мы являемся налогоплательщиками и, следовательно, вправе требовать от государства эффективного расходования бюджетных средств и справедливого распределения ресурсов. Точно также государство несет ответственность перед гражданами за наполнение государственного бюджета. Таким образом, граждане должны получать достоверную и открытую информацию о бюджете страны не только в виде общих цифр доходов и расходов, но и об эффективности управления бюджетом и государственными фондами. Основной антикоррупционный фактор здесь - прозрачность бюджета. Причем, речь идет не только о бюджете страны, но и о бюджетах регионов и муниципальных образований. В РФ в бюджете есть статьи, абсолютно закрытые даже для депутатов Государственной Думы, которая принимает бюджет. Кстати, в США закрытых статей нет, более того - все расходы свыше 1,0 миллиона долларов доступны для широкого обсуждения. Поэтому, наверное, антикризисный план Полсона, вынесенный на обсуждение конгресса США, содержал более пятисот страниц доказательного текста, а Российский план - несколько страничек. Надо понимать, что именно закрытость и не информированность - прямой путь к коррупционным правонарушениям. Главный механизм предотвращения нарушений в бюджетной сфере - парламентский и общественный контроль. Но, к сожалению, система исполнительной власти в России пока еще является весьма закрытой для граждан и бизнеса. Например, при таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 % вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов Правительства РФ, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46 %.

Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности, тем самым, возлагая невидимое бремя налогов на жителей страны. Завышенная (благодаря взяткам и другим злоупотреблениям) стоимость сделок передается в виде высоких цен потребителям, повышая стоимость жизни населения, той его части, которая имеет низкий уровень доходов. Административные решения в этом случае принимаются уже на основе объективных критериев, поскольку контракты на выполнение государственных заказов получают не компании, которые предлагают наиболее низкие цены, а компании, которые дали наиболее крупные взятки. Позднее эти компании возвращают себе предоставленные ими в виде взяток деньги за счет снижения качества выполняемых ими государственных заказов. Не удивительно, что вслед за этим мосты и здания рушатся, дороги смываются после первых дождей, дамбы прорывает, и многие деревни оказываются под водой (из доклада Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом»).

Строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, жилищно-коммунальное хозяйство так тяжело поддаются реформированию как раз по причине огромных по величине откатов за получение подрядов. На протяжении последних десяти лет население России наблюдало беспрецедентный рост цен на жилье. Всем понятно, что таких цен быть не может, что они в десятки раз превышают себестоимость строительства, но кто-нибудь взял себе за труд посчитать настоящую стоимость 1 квадратного метра жилья в домах разной категории за вычетом взяток и откатов. А потом мы удивляемся, почему национальный проект «Доступное жилье» оказался самым проблемным. Поэтому Президент страны и Премьер-министр лично занимаются национальными проектами, хотя есть достаточное количество должностных лиц, ответственных за эффективность реализации Национальных проектов и Государственных целевых программ.

Государственные и региональные целевые программы также являются базовой конструкцией и одновременно механизмом, позволяющим государству правильно и четко распределять государственные и региональные финансы, решая самые актуальные проблемы страны и регионов, и одновременно удовлетворять нужды и потребности населения страны. Это в идеале. Реально ситуация осложняется тем, что формирование и утверждение программ является в большинстве случаев результатом лоббирования со стороны заинтересованных лиц в зависимости от уровня программы (губернаторы, мэры, министры, депутаты, олигархи, руководители крупнейших компаний и т.д.) Лоббирование - процесс далеко не бескорыстный, если он не регламентирован законодательно. А Федерального закона «О лоббировании» в России до сих пор нет. Большой опасностью для реализации программ является недофинансирование или прекращение финансирования, что ведет к ликвидации недовыполненной программы или затягиванию сроков выполнения на неопределенное время. А ведь на программу уже были затрачены средства, часто очень большие. На вопрос, где эти средства и где результат ответа не будет, но определенная часть чиновников свою мзду уже сняла. И вот что самое интересное - в данном случае мы не можем сказать, что закон молчит. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (главный финансовый документ страны) четко сказано, что бюджет должен быть ориентирован на результат, дано определение программ, метод их формирования, регламентация по срокам исполнения, определен орган контроля за реализацией - Счетная палата РФ и соответственно Контрольно-счетные палаты регионов. К сожалению, сложилась ситуация, когда законодательство не гарантирует результат. Отсутствие правоприменительной практики резко снижает эффективность самых важных для страны решений. Если мы спустимся на уровень любого муниципалитета - мы увидим такую же картину.

Земельно-имущественные отношения:российская программа приватизации 1992 года как основной источник коррупции при смене общественного строя. Земельный вопрос в России всегда был самым сложным. Его решение было равносильно хождению по минному полю. Одним из главных лозунгов Октябрьской революции был лозунг «Земля крестьянам». Прошел почти век, а земельный вопрос так и не отрегулирован. Не так давно принят Земельный кодекс Российской Федерации, но он в основном касается земель поселений, т.е. около 7% всей территории и вводит ограниченную частную собственность на землю, оставляя на откуп чиновников местного уровня решение вопросов на многие миллионы рублей. Надо сказать, что выдача разрешений на оформление земли под дачными участками, так называемая «дачная амнистия» уже превратилась в настоящее мучение для миллионов россиян и в гигантскую кормушку для местных чиновников. Вот, казалось бы, прекрасное решение, принятое лично В.В. Путиным в интересах всех граждан страны, было извращено чиновниками до неузнаваемости. Но зато, сколько людей кормится вокруг дачной амнистии. И это не только чиновники. Это бабушки, которые занимают очередь с ночи, а потом продают ее. Это посредники, которые помогают оформлять необходимые документы, пользуясь связями с местными органами власти. Ведь не наездишься, например, из Москвы в Тверскую область. Это судейские и прокурорские работники, рассматривающие многочисленные жалобы. В общем, все при деле и при деньгах, в проигрыше только конкретные граждане, оформляющие свои участки.

Не оставляет сомнения тот факт, что в начале 90-х годов XX века произошла смена общественно-экономической формации в России. При таких глубочайших социально-экономических преобразованиях не могло не произойти и кардинальных изменений в сфере общественных отношений. Они стали определяться тем, какой статус получил человек в результате этих изменений, на какой уровень иерархической лестницы он поднялся или наоборот опустился. Этот статус стал зависеть от того, какую долю общественного пирога он получил. Понятно, что владение землей, имуществом, недрами, основными производственными фондами давало неоспоримые преимущества в новом общественном устройстве. То есть надо было придумать схему, при которой бы безболезненно и бескровно образовалась новая политическая и экономическая элита общества, а все население оказалось бы в сфере рыночных отношений и научилось обходиться без государственного патернализма, но при этом было уверено, что получило свою долю общественного пирога. И такая схема была придумана А.Б. Чубайсом - «отцом» российской приватизации. В 1992 году была принята Программа приватизации, в результате реализации которой каждый гражданин страны получил свою долю собственности в виде ваучеров, что положило начало гигантскому переделу собственности в интересах определенных лиц и групп влияния. Осуществление таких масштабных акций по переделу собственности без использования коррупционных схем попросту невозможно. Надо сказать, что в начале 90-х годов был принят еще один документ «Закон о собственности в РФ», который фактически передал российские предприятия, т.е. основные фонды в пользование, владение и распоряжение действующим на то время директорам предприятий. Они получили огромные права, например, право сдачи помещений предприятий и научно-исследовательских институтов в аренду. Контроля за их деятельностью практически не было. Этим было обеспечено молчание и повиновение директорского корпуса при проведении приватизации в России.

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции(особенно, зарубежные)и, в конечном счете,экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б.Н.Ельцина в глазах большинства россиян. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия.

Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы.

Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги…

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая поли-тической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: "неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию".

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.

Не менее негативно коррупция влияет на экономическое развитие любой страны. Деструктивное влияние коррупции на экономику состоит в том, что коррупция становится препятствием на пути реализации макроэкономической политики государства. Дело в том, что поражая низшие и средние звенья системы управления, подкупая их аппарат, коррупция парализует деятельность центрального правительства, которое перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны, а следовательно, не может добиться реализации намеченных целей. Одним из основных негативных проявлений воздействия коррупции на экономическое развитие является увеличение затрат для предпринимателей (особенно для мелких фирм, наиболее беззащитных перед вымогателями). Так, трудности продвижения бизнеса в странах с развивающейся экономикой связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми чиновниками.

Особенно разрушительной является взаимосвязь коррупции и теневой экономики. Очевидно, что любая экономическая деятельность, не регулируемая законами, нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно, чаще всего через коррупцию. Спрос на незаконные действия часто может быть последствием издержек, связанных с законной регистрацией и организацией, с использованием бюрократией своих полномочий. Законность означает значительные постоянные издержки. В бедных странах относительный размер теневой экономики вероятнее будет выше, чем в богатых. Также обнаруживается, что незаконные структуры должны платить относительно больше из их чистого дохода (в виде взяток), чем законные. Тем не менее, сама коррупция также является причиной того, что фирмы уходят в подполье. Более того, коррумпированность увеличивается с ростом доли теневого сектора в экономике. Положительная эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и теоретически, и эмпирически. Теневая экономика является одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция глубоко закрепляется в обществе. Заметим, что коррупционные сборы с теневой экономики достаются легальным бюрократическим структурам. По этой причине бюрократии весьма выгодно иметь большой теневой сектор, высокую степень коррумпированности общественных отношений.

Другое проявление деструктивного влияния коррупции на экономику состоит в том, что бюрократическая волокита, взятки при оформлении деловых документов делают деловой климат страны крайне непривлекательным для зарубежных инвестиций, что, в конечном счете, тормозит экономический рост. Взаимосвязь коррупции и инвестиций показана в работах американского экономиста П. Мауро. Он пытался «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост, и измерить величину этих воздействий» 1 . Для этого использовались различные показатели, в том числе 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран. Респонденты оценивали факторы риска по шкале от одного до десяти. В качестве одного из факторов была названа коррупция («уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции»). Среди индикаторов риска были и «качество судебной системы», и «степень бюрократической волокиты». Модель П. Мауро позволила предположить, что рост рассчитываемого индекса «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к индексу восприятия коррупции «Трансперенси Интернешнл») на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%. По расчетам другого американского экономиста Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при 10-балльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, следует заметить, что жесткая отрицательная корреляция между уровнем коррупции и уровнем экономического роста отсутствует, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой

Mauro P. The Effects of Corruption on Growth, Investment, and Government Expenditure // International Monetary Fund Working Paper. 1996. September. P. 1-28.

есть много исключений. Пример такого исключения - ситуация в странах Юго-Восточной Азии, где, несмотря на высокий уровень коррупции, объемы зарубежных инвестиций в их экономики весьма велики. Ответ кроется в степени «прогнозируемости» коррупции: если объем взяток, который нужно платить, заведомо известен, то коррупцию можно воспринимать как своеобразное налогообложение. Если этот объем «непрогнозируем», то инвесторы предпочтут не вкладывать деньги в такой рисковой ситуации. Влияние коррупции на иностранные инвестиции, учитывавшие не только объем коррупции, но и ее «прогнозируемость», в последнее время играет значительную роль для стимулирования инвесторов. Однако коррупционные контракты не дают законного права на обращение в суд при нарушении условий контракта, поэтому инвестор чувствует себя незащищенным, даже если коррупция «предсказуема», и следовательно, предпочитает налоги взяткам.

Наконец, коррупция негативно влияет на уровень жизни. Бедные страны, как правило, более коррумпированы, чем богатые. Этот вывод подтверждают многочисленные статистические исследования, в том числе установлена значительная отрицательная корреляция между ВВП на душу населения и уровнем коррумпированности страны. По данным всемирного опроса общественного мнения «Барометр мировой коррупции» (Global Corruption Barometer), составленного по заказу «Трансперенси Интернешнл», в 2013 г. уровни взяточничества по всему миру были очень высоки, однако большинство граждан верили, что способны остановить коррупцию, готовы противостоять должностным злоупотреблениям, тайным сделкам и подкупу . Еще в 2010 г. в таких бедных странах, как Либерия и Камбоджа, девяти человек из десяти давали взятку; в наиболее богатых странах Евросоюза и США данный показатель составлял один человек из двадцати .

В то же время существующие методы статистического анализа не позволяют надежно выявить причинно-следственную связь: коррупция делает страну беднее, или бедность страны предопределяет высокий уровень коррупции? Вместе с тем, оценка влияния в 2014 г. величины ВВП на душу населения по 153 странам мира на индекс восприятия коррупции (CPI) с удовлетворительной степенью достоверности (R = 0,641) показывает наличие между ними прямой зависимости (СР1= 0,8305л; + 31,875). Из этого следует, что чем выше экономический потенциал страны, тем больше значение CPI и, соответственно, нетерпимее обстановка к коррупционным проявлениям. Вопрос о взаимосвязи между уровнем коррумпированности страны и ее экономическим положением: чем более развита страна, тем меньше коррупционных проявлений в ней

Дедов Антон

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева,экономический факультет, II курс

Научный руководитель:

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор

Коррупция тормозит экономический рост России. Эта проблема носит специфический характер: ее невозможно решить, затратив денежные средства или усовершенствовав законодательную базу, т.к. решение зависит в основном от эстетических понятий человека, причем не одного, а всего, да, именно ВСЕГО общества в целом. Именно из-за коррупции в России не добиваются успешного решения многих задач, поставленных перед страной.

Коррупция проникла во все сферы российского общества. Неверие в то, что ее можно искоренить, настолько укоренилось среди россиян, что речь идет даже об «оптимальном уровне» коррупции.

Корни коррупции уходят к обычаю делать подарки: чем подарок дороже, тем больше вероятность того, что тебя выделят из числа других просителей, так, например, в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Коррупция в России стала системой общественных отношений, которая определяет недостатки политического, социального и экономического развития страны.

Прежде чем говорить о радикальных мерах, которые можно и нужно применять для искоренения взяточничества в России, необходимо осознать губительный вред, который приносят взяточничество и коррупция.

Писатель Владимир Войнович пишет : «Мой приятель Борис уезжал от меня после ужина в сильном подпитии. Я предложил ему забрать машину завтра, а пока вызвать такси. Он спросил: а зачем? Я сказал: "Ты же выпил. Не боишься, что милиция остановит?" "Не боюсь, - сказал он. - У меня есть бумажка с портретом Бенджамина Франклина, она мне всегда поможет". - Он показал мне свои водительские права и вложенную в них стодолларовую купюру. Я, конечно, знал, что милиционеры на дороге берут взятки, но высказал предположение, что может все-таки попасться какой-нибудь неподкупный. "Не может, - возразил Борис. - За место, на котором он стоит, милиционер должен платить стоящему над ним, а из чего он будет платить, если сам брать не будет? Да ты не знаешь разве, что половина новых владельцев машин ездят по Москве с купленными правами? И техосмотр проходят заочно. Чудаков, которые пытаются пройти техосмотр честно, замучают придирками, а сто баксов сунешь и можешь кататься хоть без тормозов"».

Сел бы приятель Владимира Войновича пьяным за руль, если бы московская милиция была неподкупна? Нет, конечно. Но милиционеры, которые за $100 закрывают глаза на пьяных водителей, фактически дают «зеленый свет» этому злу, создавая угрозу безопасности детям, старикам и всем остальным пешеходам и законопослушным водителям, которые могут встретиться на пути пьяного водителя. Возникает вопрос «Что страшнее: пьяные водители на дорогах или сотрудники ГИБДД, за взятку создающие атмосферу безнаказанности пьянству и фактически его поощряющие?» Думается, последнее намного опаснее. Конечно, это не относится ко всем работникам ГИБДД. Речь идет об изъянах системы правовой, организационной, порождающие такие явления и в других органах.

Коррупция искажает развитие бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в политический процесс.

Нам нужно понять, что коррупция приносит нашей стране ущерб в сотни, тысячи и миллионы раз больший, чем весь суммарный доход, вся та подчас иллюзорная прибыль, которую получают все российские взяточники. Коррупция без преувеличения является раковой опухолью на теле экономики России.

Уровень коррупции измеряется с помощью «Индекса восприятия коррупции». В соответствии с этим индексом минимальная коррупция оценивается 10 баллами, максимальная – 0 баллами. Россия, например, по уровню коррупции занимает 147-е место из 180. Индекс восприятия коррупции в России равен 2,1. Для сравнения, лучшими странами в этом отношении являются Дания, Швеция, Новая Зеландия, с индексами 9,3. Худшей страной является Сомали с индексом 1,0 .

По оценке экспертов, размер взяток практически сравнялся с ВВП России. Ежегодно 40% своих доходов мы отдаем коррупционерам в качестве дополнительного «налога».

Рисунок 1 - Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции (чем больше индекс, тем меньше уровень коррупции), 132 страны мира.

Источник: http://www.corrupzia.ru

Каждая точка на рисунке соответствует одной стране. Линия на рисунке - тренд, показывает тенденцию изменения индекса конкурентоспособности в зависимости от индекса восприятия коррупции, рассчитанную по статистическим данным.

Из рисунка видно: в мире не существует страны с очень высоким уровнем коррупции и одновременно с высоким уровнем конкурентоспособности . Это общее правило, из которого нет исключений. В мире также нет стран с низким уровнем коррупции и с низким уровнем конкурентоспособности. Это тоже общее правило, из которого нет исключений. А ведь именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха на мировой арене! Итак, уничтожив коррупцию в нашей стране, мы подстегнем развитие ее конкурентоспособности и дадим возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу, обеспечивая этим стремительный рост конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом.

Рисунок 2 - Зависимость уровня инфляции стран мира в % от индекса восприятия коррупции.

Источник: http://rating.rbc.ru .

Статистические исследования показывают, что коррупция во всем мире выше там, где доходы на душу населения меньше, но при этом коррупция очень сильно зависит от такого показателя, как уровень инфляции в стране. Чем выше уровень инфляции, тем, как правило, коррупция выше. Вывод напрашивается сам собой: если мы хотим, чтобы в России уровень инфляции был низким, коррупцию необходимо ликвидировать!

Особую опасность коррупция представляет в сферах, от которых зависит повседневная жизнедеятельность россиян - здравоохранение, обеспечение безопасности, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и т. п.

Желание ускорить процесс решения проблемы - самая распространенная причина дачи взятки. Не дашь взятку - придется смириться с тем, что твои документы будут оформляться месяцами, а вопрос - решаться годами.

Для эффективной борьбы с коррупцией мы должны осознать: коррупция приводит к росту преступности, наркомании, оказывает губительное влияние на экономику нашей страны. В каком-то смысле коррупция является корнем, источником очень многих проблем и пороков общества . И без уничтожения коррупции невозможно снизить уровень преступности, эффективно бороться с наркоманией и терроризмом, построить эффективную экономику, снизить уровень инфляции. Борьба со многими пороками общества без уничтожения коррупции подобна борьбе с ветряными мельницами.

Также нам нужно осознать: коррупция может и должна быть уничтожена . Приведу несколько примеров зарубежного осознания уничтожения коррупции из статьи Александра Плясовских (он - Президент общественной организации «Россия без коррупции», доктор технических наук):

«Несколько лет тому назад я был в гостях у знакомого в Ташкенте, который является далеко не бедным человеком. Он привез меня домой на своей новой машине Ford. Я был удивлен тем, что машина без сигнализации и спросил: «Почему ты не поставишь сигнализацию?» Его ответ меня просто поразил. Он сказал: «А зачем? У нас ввели закон, по которому за кражу машины дают 15 лет тюрьмы, и теперь машины не крадут».

Недавно я ездил из России в Финляндию на машине, где за нарушения правил дорожного движения установлены довольно большие штрафы. Как ни удивительно, но те люди, которые в России не соблюдают правила дорожного движения, пересекая границу с Финляндией, моментально становятся законопослушными!»

Эти примеры говорят о том, что если бы в нашей стране была введена эффективная система законодательных мер, при которой жить честно станет выгодно, а брать и давать взятки - очень невыгодно, тогда коррупция в обществе значительно снизится!

Теперь о радикальных мерах, которые необходимо использовать в России.

Как избавиться от взяточничества и коррупции в особо крупных размерах? Во-первых, необходимо ввести мощный экономический противовес корыстной заинтересованности во взятке. Взятка должна быть экономически очень невыгодна !

Уважаемые защитники прав взяточников: вспомните террористический акт в театре на Дубровке и взорванные самолеты Ту-134 и Ту-154. Этих событий никогда бы не произошло, если бы не коррупция правоохранительных органов. Введя жесткое наказание за взяточничество в особо крупном размере, мы введем не жестокое наказание, мы обеспечим уничтожение коррупции и вместе с ней - уничтожение многих пороков общества, источником которых является коррупция. Мы подрубим один из мощных корней преступности, наркомании, сексуального рабства, работорговли и других пороков общества.

А если кого-то из чиновников не остановит введение такой жесткой меры, то жалеть их тем более не нужно, потому что за деньги такой человек продаст родную мать и всех вместе взятых россиян. От таких чиновников нам нужно без сожаления избавляться, как от раковой опухоли, чумы и проказы.

Для обеспечения эффективной борьбы со взяточничеством сотрудников правоохранительных органов необходимо поощрять в размере 50% суммы штрафа за взятку. Если, скажем, правоохранительные органы поймают за руку взяточника, берущего $100 тысяч, они в качестве вознаграждения должны получить $200 тысяч, но не из государственного кармана, а из штрафа, который должен заплатить взяточник. Это даст возможность победить коррупцию не за счет налогоплательщиков, которым коррупция и так обходится очень дорого, а за счет самих взяточников .

Теперь о казни взяточников. В России за взятку в размере от $50 тысяч должна быть предусмотрена не физическая, а публичная политическая казнь с широким освещением ее средствами массовой информации. Взяточник должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые «взяткоемкие» должности, то есть должности, на которых имеется возможность брать взятки. Он должен быть пожизненно лишен всех привилегий и званий. Он должен быть лишен всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию. Неплохо бы организовать «сайт позора», где были бы изложены подробности дел и политической казни коррупционеров. Думается, этот сайт стал бы одним из самых посещаемых российских сайтов. Политическая казнь коррупционеров должна совершаться без права реабилитации. Срок тюремного заключения за взяточничество не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.

Как только брать взятки в России станет невыгодно, их сразу же перестанут брать!

Мы предлагаем не ужесточение наказания за взяточничество. Мы предлагаем полную ликвидацию коррупции в нашей стране путем создания мощных экономических рычагов противодействия коррупции, путем создания мощных противовесов корыстной заинтересованности коррупционеров, а также путем политической казни взяточников. При этом люди естественным образом перестанут брать и давать взятки, подобно тому как наши водители соблюдают правила дорожного движения в Финляндии. Коррупция в нашей стране будет уничтожена за деньги самих же коррупционеров. Раковая опухоль коррупции на теле экономики нашей страны будет вырезана. Без введения подобного рода радикальных мер ликвидация коррупции в России представляется невозможной.

При этом уволятся все сотрудники правоохранительных органов, ГИБДД, все государственные чиновники, все преподаватели и врачи, которые работали на своих должностях из-за возможности получить взятки. Но это и хорошо! Это сделает наше общество более безопасным, уровень наркомании и преступности в России начнет сокращаться, безопасность на дорогах станет выше. Уничтожение коррупции даст положительный импульс к развитию экономики, к совершенствованию законодательства, и в конечном итоге к процветанию нашей страны.

Далее вкратце рассмотрим основные меры, предложенные Национальным Антикоррупционным Советом Российской Федерации. В этом нам поможет «Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции» от 6 апреля 2010 года.

С момента создания Совета (это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два года. Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время.

Налажена также антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. На сегодняшний день такую экспертизу прошли около 800 тысяч различных законов и их проектов.

Ещё одним направлением реализации Национального плана стало совершенствование организационных основ противодействия коррупции. Во всех государственных органах созданы подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Президиумом Совета осуществляется мониторинг их работы.

Благодаря концентрации усилий правоохранительных органов на борьбе с коррупцией в 2009 году по сравнению с 2008-м число зарегистрированных преступлений против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления выросло на 6,5 процента, а количество выявленных фактов взяточничества – на 5 процентов. Всего было выявлено в прошлом году 13 тысяч фактов взяточничества.

Увеличилось и количество привлечённых к ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Так, пресечены факты преступной деятельности исполняющего обязанности вице-премьера Республики Карелия, вице-губернатора Курганской области, заместителей губернаторов Брянской, Волгоградской, Орловской областей, должностных лиц правительств Амурской и Новосибирской областей, председателя Государственной Думы Ставропольского края.

Всё это результат более целеустремленной и эффективной работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.

Ключевой задачей Национального плана названо повышение прозрачности работы судов. Каждый суд должен иметь официальный сайт, на котором будут размещаться принятые решения. Такие сайты уже созданы во всех арбитражных судах и федеральных судах общей юрисдикции. С 2008 года работает специализированная база решений, которые содержат решения всех 112 арбитражных судов. Все судебные акты публикуются на портале в течение пяти суток. С июля этого года публиковать информацию о решениях в открытом доступе должны все суды включая мировые.

С самого начала работы президиумом Совета был организован мониторинг выполнения положений Национального плана в федеральных округах. Назовём его основные результаты. В 76 субъектах Федерации приняты законы, регламентирующие вопросы противодействия коррупции.

Завершается процесс принятия региональных целевых программ противодействия коррупции. Правда, в ряде регионов: в Амурской, Брянской, Саратовской, Ярославской областях, – их финансирование явно недостаточно.

Анализ хода выполнения Национального плана помогает выработать векторы дальнейшего развития государственной антикоррупционной политики. С этой целью подготовлен проект Национальной стратегии противодействия коррупции. Её принятие соответствует международным обязательствам нашей страны и позволит определиться с базовыми направлениями работы на перспективу.

Безусловным приоритетом стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами – предупреждение и профилактика коррупции, уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизация их последствий. Подготовлена и новая редакция Национального плана противодействия коррупции, рассчитанного на 2010–2011 годы. В нём систематизирован перечень задач органам государственной власти всех уровней.

Уничтожение коррупции будет способствовать тому, что наша страна станет мощной, экономически сильной державой, будет занимать лидирующие позиции на мировой арене. Мы не будем зависеть от американского доллара и евро, нам не будут страшны различного рода мировые кризисы.

Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] http://www.korupcii.net/

Существуют различные точки зрения на коррупцию. Многие исследования подтверждают, что взятка -- это аналог трансфертного платежа (за услугу), который не влечет за собой серьезных последствий для общественного благосостояния. Существует даже такой подход, в рамках которого доказывается, что коррупция, напротив, увеличивает общественное благосостояние, поскольку позволяет избежать чрезмерного регулирования и построить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемых госслужащих. Некоторые ученые утверждают, что коррупция способствует экономическому развитию и заключению большего количества сделок в более короткие сроки за счет минимизации трансакционных издержек. Существует также мнение, согласно которому коррупционное поведение позволяет избежать «обременительных и избыточных действий правительства».

Существует и противоположная точка зрения, которая указывает на негативное воздействие коррупции на общественное благосостояние. Государственные служащие часто заинтересованы в искусственном создании бюрократических барьеров, порождающих дополнительный спрос на взятки, что приводит к ограничению в достижении эффективности. При этом любая взятка создает отрицательные экстерналии и негативно воздействует на экономическое развитие в целом.

Для того чтобы правильно оценить влияние коррупции на экономический рост, лучше всего воспользоваться статистическими данными. Международная организация Transparency International опубликовала ежегодный отчет о ситуации с коррупцией в мире. В соответствии с этим рейтингом минимальная коррупция оценивается 10 баллами, максимальная - 0 баллами.

В 2009 году Россия смогла набрать 2.2 балла, заняв, таким образом, 146 место из 180 возможных, разделив его с Камеруном, Эквадором, Зимбабве и Украиной. Наименее коррумпированными странами по данным исследования оказались Новая Зеландия, Дания, Сингапур и Швеция. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2009/11/18/32622528

Международный валютный фонд приводит данные по экономическому развитию «ВВП на душу населения» в странах мира за 2008 г. В таблице 1 приводится выборка из этих рейтингов для стран бывшего Советского Союза.

Таблица 1.

Индекс восприятия коррупции

Глобальный индекс конкурентоспособности

ВВП на душу населения, долл.

Уровень инфляции, %

Азербайджан

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

С целью определения наличия взаимосвязи коррупции и конкурентоспособности стран мира был построен график, представленный на рис. 1.

Рис. 1.

Из данного графика четко просматривается закономерность, что не существует стран с высоким уровнем коррупции и одновременно высоким уровнем конкурентоспособности. И именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха.

Коэффициент корреляции (взаимосвязи) между уровнем коррупции и конкурентоспособностью очень высок, и равен 0,87 (максимально возможное значение 1).

Таким образом, коррупция душит развитие конкурентоспособности предприятий, отсутствие коррупции в условиях цивилизованных рыночных отношений стимулирует их развитие. В то же время в наши дни откаты (форма взятки) во многих странах постсоветского пространства стали обычной нормой. В России, например, во многих отраслях получить заказ на поставку товаров или выполнение услуг без отката практически невозможно.

Рис. 2. Зависимость ВВП на душу населения стран мира от индекса восприятия коррупции, данные по 173 странам мира. Страны мира с высоким уровнем коррупции - это бедные страны, а страны с низким уровнем коррупции - богатые.

Уровень коррупции непосредственным образом влияет на экономическое развитие стран мира (рис. 2).График показывает, что чем выше индекс восприятия коррупции, то есть чем ниже ее уровень, тем выше валовой внутренний продукт (ВВП), а значит эффективнее экономика. Коэффициент корреляции между индексом восприятия коррупции и ВВП стран мира равен 0,81. Иначе говоря, взаимосвязь между уровнем коррупции и эффективностью экономики очень велика. Снижение уровня коррупции всего на 1 балл индекса восприятия сопровождается увеличением ВВП более чем на 5000 долл. в год.

На рис. 3 приведена зависимость уровня инфляции стран мира от индекса восприятия коррупции. Любопытно отметить, что практически во всех странах мира с низким уровнем коррупции уровень инфляции также очень низок.

Следует отметить, что при любом уровне коррупции взятка представляет собой преимущественно вычет из сбережений как источника накопления (кроме сферы недвижимости) данной страны в пользу личного потребления (внутри и вне страны), возможного реинвестирования за рубежом, в меньшей степени -- инвестирования дома, в частности расширения вторичных сбережений.

Рис. 3.

В рамках административной коррупции наиболее существенное влияние на экономический рост оказывает коррупция «высшего общества», охватывающая деятельность преимущественно среднего и крупного бизнеса, а также сферу государственных инвестиций.

На низовом уровне административной коррупции масса мелких взяток образует значительный поток платежей, напрямую перераспределяющий доходы бедных и средних групп населения в рамках сложившейся системы отношений.

Особенно следует отметить воздействие верховой административной коррупции на структуру и эффективность государственных инвестиций, которые определяют потенциал экономического роста. В условиях мягких бюджетных ограничений выбор осуществляется в пользу высокозатратных инвестиционных проектов, в которых заинтересован коррумпированный чиновник, что ограничивает ресурсы, необходимые для поддержания и модернизации существующей инфраструктуры. Результатом снижения эффективности государственных инвестиций и искажения структуры расходов в пользу дорогих проектов в ущерб инвестициям в области, обладающие положительными экстерналиями с точки зрения социально-экономического развития (образование, здравоохранение), становится замедление темпов роста экономики.

Таким образом, из приведенного анализа вытекает очень важный практический вывод. Коррупция является одним из основных факторов, определяющих эффективность экономики. Высокий уровень коррупции оказывает губительное воздействие на экономику.

Именно поэтому для увеличения эффективности экономики в стране в числе прочего необходимо решать важнейшую задачу: ликвидацию коррупции. Ликвидация коррупции является одной из ключевых задач повышения эффективности экономики.

Снижение уровня коррупции обеспечивает развитие конкурентоспособности, дает возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу. Снижение уровня коррупции обеспечивает снижение уровня инфляции, ведет к снижению бедности, повышению благосостояния народа.