Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Значение фразеологизма "а ларчик просто открывался", история его происхождения. А ларчик просто открывался Значение фразеологизма «а ларчик просто открывался»

Значение фразеологизма "а ларчик просто открывался", история его происхождения. А ларчик просто открывался Значение фразеологизма «а ларчик просто открывался»

Были заимствованы из литературных произведений. Часть из них пришли к нам из известных басен Ивана Андреевича Крылова. Например, фразеологизм «а ларчик просто открывался».

В этой статье мы рассмотрим эту цитату из басни Крылова, определим ее значение и мораль.

Значение фразеологизма «а ларчик просто открывался»

Для определения выражения обратимся к различным словарям. Толковый И. С. Ожегова дает следующее толкование этой устойчивой фразе: «О том, что казалось сложным, а на деле было совершенно простым». Лингвист отметил, что выражение используется в разговорном стиле.

Рассмотрим, какое определение словарь И. А. Бунина под редакцией А. И. Васильева дает устойчивой фразе «а ларчик просто открывался». Значение фразеологизма в нем следующее. «Применяется, когда говорят о каком-либо деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить».

Фразеологический словарь Розе Т. В. содержит такое толкование: «Простой выход из, казалось бы, затруднительного положения».

Как мы видим, все определения выражены различными словами, но имеют общее значение.

История происхождения

Как уже было отмечено, пришло к нам из басни 1808 года «Ларчик» Крылова И. А. Она начинается с основной мысли автора. Далее следует история о том, как один механик пытается разгадать секрет ларца без замка: как он открывается.

Он вертит его и так, и сяк, ломает свою голову, нажимает на разные места. Но ларчик не поддается, и зрители смеются. Механик старался, потел, устал и сдался. А ларец открывался просто, он не был заперт.

Мораль устойчивой фразы

Есть такое как «ломиться в открытую дверь». Оно прекрасно передает значение фразеологизма «а ларчик просто открывался». Автор рассматриваемой нами цитаты из басни передает читателям мысль о том, что часто сложные на взгляд ситуации имеют совершенно простой выход.

Фраза из этого произведения мгновенно стала крылатой. Она имеет популярность у писателей и журналистов. Первые часто используют его в диалогах, а вторые - в заголовках. Они применяют это выражение для того, чтобы показать, что все на самом деле проще и яснее, чем кажется.

Значение отрывка из басни актуально для всех нас. Ведь часто нам кажется сложным то, что порой на самом деле имеет простое решение. В таких случаях стоит вспомнить басню Крылова «Ларчик». Она прекрасно показывает нам, как люди осложняют то, что имеет простой выход.

«Ларчик» - одна из первых оригинальных басен Крылова. Басня Крылова Ларчик повествует об опытном механике, который безуспешно пытался открыть ларец. Несмотря на усилия мастера и подсказки собравшихся зрителей, ларец так и не был открыт – оказалось, что замка в нем попросту нет.

Басня Ларчик читать

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Басня Ларчик - анализ

«Ларчик» - это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это – олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять – как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик - единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять – действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

«Усилия России позволили затормозить
глобальное потепление планеты»
(Путин)

«Ой, мороз, мороз...»
(Русская народная песня)

Человек, создан для великого. Ему даны уникальные способности и таланты уже по факту его рождения. Удивительная приспособляемость к окружающим условиям, привыкание к месту обитания и обществу себе подобных, принятие правил игры этого общества и ввод себя в рамки этих правил, тем не менее, не делают индивидуума несвободным. Даже раб, угнетенный и бесправный способен мечтать и философствовать. Конечно, его мысли будут в первую очередь о выживании и мечты о свободе, но ведь и патриций живет в пределах допустимых правил, нарушение которых карается не менее жестоко, чем нарушение правил раба.
Рожденный свободным, человек сам себя закрепостил, делегируя полномочия избранным из своей среды. Первоначально, находясь в гармонии с природой, хотя и в полной от нее зависимости, поскольку сам являлся и является ее частью, человек поступил иррационально. Он поспешил обеспечить себя комфортом, причем за счет других соплеменников и создал иерархию. Рост населения планеты требовал создания конгломераций с разными руководителями, представляющими свои пути развития. Таким образом, появились народы и их индивидуальность. Впрочем, пути развития разных общин не отличались многообразием – все то же обеспечение уютом мирского существования.
Получить этот уют можно было несколькими путями. Например, военными завоеваниями и покорением племен соседей. Так появились воины. Вторым вариантом была торговля, представляющая из себя самую обычную спекуляцию, основанную на дефиците. То, что вы видите сейчас, существовало и ранее и ухищрения (от обвеса до создания спроса) существовали всегда. Торговля оказалась прибыльным делом, но вот беда – племена воинов не соглашались с такой постановкой дела и быстро сообразили, что их комфорт, вполне может состояться за счет торговцев. Доить барыгу стало делом чести.
Третьим видом заработка стал банковский процент или ссуда, получившая распространение в Европе в раннее средневековье. Банки стали нужны всем: воинам и торговцам.
Четвертый путь обогащения оказался самым тяжелым – это труд. Трудом жило наибольшее число людей, которые создавали материальные блага. Именно их и обложили данью: сначала десятиной и налогом на людской ресурс – рекрут для нужд воинов.
Пятым вариантом было возможность заработать на религии. Это наиболее продуктивный доход, облагающий всех и вся, то есть четыре предыдущих сословия. Особенно ярко это наблюдалось в средние века. Сейчас религия составная часть банковского процента и банк Ватикана свидетельство тому. Уточнить хочется одну деталь, речь идет именно о религии, а не о ВЕРЕ. Вера совсем иное, чем варианты ее толкования.
И наконец, шестой способ заработать в человеческом обществе. Это самый бессовестный, потому, что он эксплуатирует все предыдущие. Речь идет о политике.
Вот этот способ мы и рассмотрим в отношении присоединения многострадального Крыма к РФ.
До меня доходили слухи о телефонных переговорах Кремля с Киевом непосредственно перед присоединением Крыма. Я всегда скептически относился к этому, если бы не документ, который я опубликовал в заставке к миниатюре.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ РЕШЕНИЙ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РСФСР ПО ИЗМЕНЕНИЮ СТАТУСА КРЫМА, ПРИНЯТЫХ В 1954 ГОДУ

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры признать не имевшим юридической силы с момента принятия.
2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации
Р. И. Хасбулатов
Москва, Дом Советов России
21 мая 1992 года
№2809-I

Судя по всему, именно этот документ имел ввиду ВВП, когда говорил, что Украина не совсем правильно отделилась.

При многих положительных шагах Кремля, некоторые действия вызывают недоумение. Конечно, нам многое не дано знать, но ведь все тайное рано или поздно становится явным. Стоит ли держать в неведении свой народ, если существуют документы, которые в состоянии объяснить законность возврата Крыма, причем не один, а несколько? Публикуемое Постановление должно заинтересовать историков, не только будущих, но и настоящих. Мне кажется, что о наличие подобного документа не могли не знать в Кремле, иначе, зачем там такой огромный штат юристов.
Как мне видится из прочитанного, решение о возврате Крыма было принято обеими сторонами, а указанный документ, только подтверждает законность произошедшего в 2014 году. Получается, что ничего героического в возврате полуострова не было, не считая обманутого народа принявшего все за чистую монету. Похоже, что этот документ проливает свет и на топтание России в Донбассе.
В этом свете, крайне примечательно и заявление еще одного европейского чиновника.
Международный уголовный суд в Гааге не может открыть уголовное дело по факту присоединения Крыма к РФ. Об этом заявил официальный представитель МУС Фади Эль-Абдалла.
По его словам, функция рассмотрения дел, связанных с «актами агрессии», может появиться у Международного уголовного суда только в конце 2017 года, в том случае, если соответствующие нормы будут ратифицированы как минимум 30 государствами.
«Эта норма записана в Римском статуте, но вступит в силу с 2017 года. В ноябре 2017 года должно состояться голосование по поводу того, хотим ли мы активизировать эту часть судебной ответственности или нет. В зависимости от результатов голосования мы будем знать, подпадает ли это преступление под юрисдикцию суда», - сказал Абдалла.
Однако, по его словам, Украина не сможет обратиться в МУС и после завершения процедуры. «Я не думаю, что это применимо в отношении фактов, которые были в прошлом. События, произошедшие до того, как поправка относительно акта агрессии вступит в действие, не будут рассматриваться судом».
Похоже, что все это мировое шоу вокруг Крыма имеет совсем иные цели и искать их следует на Ближнем Востоке.

О том, как механик пытался найти сложность там, где ее нет, поведает маленьким слушателям басня «Ларчик» Крылова.

Читать текст басни:

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою".

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик:

Мораль басни состоит в том, что не стоит искать сложностей и скрытых смыслов там, где их нет и быть не может. Нередко, подобно этому мастеру, люди пытаются додумать собственные факты к какой-либо ситуации. Но так они лишь усложняют то, что на самом деле является простым и понятным. Конечно, главный герой басни – механик – являлся опытным мастером. Однако ему не хватило смекалки, чтобы понять: ничего сложного в этом ларчике нет. Баснописец учит, что искать тайный смысл в таких случаях означает попросту усложнять жизнь себе и людям.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Ларчик - Мораль басни Ивана Крылова

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Ларчик

Иногда на сложный вопрос есть простое и правильное решение.

Анализ басни Ларчик, главные герои басни

Анализируя одну из наиболее оригинальных басен Ивана Крылова «Ларчик», мы видим самоуверенного и, наверное, опытного, но совсем не сообразительного механика, который всячески старался открыть ларец, но это оказалось ему не под силу. Зрители, которые собрались посмотреть на это действие, всячески пытались помочь своими подсказками, но и это не привело к успеху.

Вся разгадка скрывается в последних строках произведения «А ларчик просто открывался», но, насколько просто известно одному автору. В жизни до воли часто случается, что люди ищут выход с простой ситуации сложными путями, чем сильно все усложняют. Так и главному герою нужно было просто открыть ларец, а не выдумывать хитро-мудрые варианты.
Автор данного произведения своими строками хотел донести к человечеству, что не нужно выворачивать его басни наизнанку подбирая ключ к каждой строчке и слову, а стоит посмотреть на поверхности. Так же присутствует намек на то, что не следует бросать начатое дело, на полпути столкнувшись с малейшими трудностями.

Если же разобрать произведение с обратной стороны, то мы видим что автор не дал конкретного ответа как именно открыли ларец. Тут не совсем понятно проблема в отсутствии или наличии замка или же в глупости мастера. Из этого выходит другая мораль: из любой проблемы нет единственного правильного выхода и решения нужно разбирать ситуацию и искать особенный, индивидуальный подход.

Иван Андреевич в своих баснях, в том числе и в «Ларчик», удивительным образом старается открыть людям глаза на простые, нелепые ситуации и глупые поступки. Если бы главный герой (механик) был немного умнее и не преувеличивал свои возможности, не считал себя великим мудрецом, а посмотрел на поставленную перед ним задачу, то с легкостью бы открыл прекрасный ларец.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ларчик

  • А Ларчик просто открывался.

Слушать Басню Ивана Крылова Ларчик