Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Анализ стихотворения Поэт и гражданин (Некрасов Н. )

Анализ стихотворения Поэт и гражданин (Некрасов Н. )


Стихотворение "Поэт и гражданин" содержит столкновение двух мировоззрений, касающееся писателя и общества. Вероятно, поэтому оно было напечатано в начале первого издания произведений Некрасова, как актуальный вопрос, над которым надо подумать.

Мы видим разные душевные состояния: "хандру" поэта и, напротив, желание действовать гражданина. Первый немногословен, но оживляется при разговоре о Пушкине, о "неподражаемых звуках" его лиры.

"Цель поэзии - поэзия" - вот точка зрения поэта, его назначение.

Несмотря на то, что гражданин признает бесспорный авторитет Пушкина, "служитель Отчизны" не признает поэтов "независимыми художниками", а требует от них активных действий, направленных на благо Родины. В этом призыве заключается позиция гражданина: "Иди в огонь за честь отчизны, //За убежденье, за любовь..." В его точке зрения сам автор выражает надежду на высшую справедливость, достижимую борьбой с социальным злом.

Образ бури на море сопоставим с социальным злом - поэт должен не "ленивцев уши услаждать", а подкреплять слова делом, помогать противостоять бедствию ("...Страшись их участь разделить, //Богатых словом, делом бедных...")

В финальном монологе поэт признает "больного сына больного века" творчески несостоятельным: "Под игом лет душа погнулась..., //И Муза вовсе отвернулась..."

Так, проблема творческой деятельности ставится в зависимость от гражданского самосознания поэта: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Автор определяет Отчизну и народ как высший суд, перед которым должен предстать поэт, иначе он потеряет опору, превратится в страдальца с "погнувшейся" душой. Таким образом, личное и общественное, творчество и служение Родине в понятии Н.А. Некрасова сливаются воедино.

«Поэт и Гражданин» Некрасов

«Поэт и Гражданин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин » в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них - «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов - поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение - манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин - носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин - солнце, то Поэт - свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга - смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя - больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано Н.А. Некрасовым в 1856 году. К этому времени сборник стихов поэта уже прошел цензуру и был набран. Некрасов мог включить произведение в конец сборника или в начало. Поставил в начало, придав ему тем самым программный характер.
Произведение построено в форме диалога между Поэтом и Гражданином. Отметим здесь наличие драматического начала. Основная тема – роль поэзии в общественной жизни. Мы можем отнести стихотворение к гражданской лирике.
Начинается диалог репликой Гражданина, обращенной к Поэту. Он пытается отвлечь своего собеседника от хандры и безделья:


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Поэта же одолевают сомнения – в своем таланте, в силе души, в самой роли творца в обществе. Что же отвечает на это Гражданин? Свое знаменитое:


Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

Он замечает, что нельзя «в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». В этом заключен главный смысл стихотворения, его идея. Оно обращено ко всем людям, призывает их не верить «логике презренной», расстаться со своими иллюзиями и оставаться верным своим убеждениям, обретать необходимую твердость духа в борьбе. «Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой…» и «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» – вот две фразы, составляющие лейтмотив произведения. Гражданин призывает Поэта к подвигу:


Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Поэт же у Некрасова недоволен и собой, и миром. Он сомневается в собственном таланте:


О, Муза, гостьею случайной
Являлась ты душе моей?

Как точно отмечают исследователи, «душевное состояние поэта, находящегося в глубокой хандре, больного, – это исходное состояние, близкое самому Некрасову. <…> Некрасов – и в поэте, и в гражданине одновременно…, стихотворение – это его душа, раскрытая читателям» . В этом произведении впервые отразился внутренний диалог, спор с самим собой, который Некрасов вел на протяжении всей своей деятельности. Противоречия есть и в душе Поэта, и в душе Гражданина. Единственная абсолютная истина в этом диалоге – «Спаситель Пушкин». К нему взывает не только Поэт, но и сам Некрасов. Таким образом, в этом произведении представлен спор двух голосов в одном человеке: поэт честно говорит о своих сомнениях, о сложностях выбранного пути, о стремлении к идеалу.
Стихотворение насыщено литературными реминисценциями. Сам диалог Поэта и Гражданина воспроизводит форму «Разговора книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина. Мотив «горения» гражданскими идеалами напоминает нам пушкинское послание «К Чаадаеву» и стихотворение «Пророк» («Глаголом жги сердца людей»). Обращение – «А ты, поэт! избранник неба…» – это цитата из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа». Знаменитый афоризм «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» восходит к посвящениям К.Ф. Рылеева к поэме «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин».
Композиционно в произведении мы можем выделить две части. В первой части Гражданин раскрывает перед читателями свои взгляды, принципы, идеалы. Поэт здесь лишь коротко парирует своему оппоненту. Во второй части раскрывается внутренний мир поэта, перед нашими глазами проходит судьба его, его сомнения, терзания («Немудрено того добить…»).
Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка – перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («неподражаемые звуки», «ветер ласковый и сонный»), метафору и риторический вопрос («Что даже сонная хандра С души поэта соскочила», «Какую подать с жизни взял Ты – сын больной больного века?»), анафору и синтаксический параллелизм («Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!»), аллитерацию («И ласково любовь сулила…», «Я горькой правды не скрываю…»), ассонанс («И шепчет пламенные речи…»).
Таким образом, стихотворение обнажает внутренние противоречия Некрасова-поэта.


Мне борьба мешала быть поэтом.
Песни мне мешали быть бойцом.

Как отмечает Л. Мельшин, «самооценка… крайне субъективная и несправедливая, но… она проходит яркою нитью через всю поэзию Некрасова. Самодовольство ей чуждо, противно – черта, делающая нравственный облик нашего поэта особенно симпатичным и привлекательным» .

1. Там же, с. 142–143.

2. Мельшин Л. Некрасов как певец трудящихся и обездоленных. – Амелина Е.В. Школьный справочник по литературе. Ростов-на-Дону, 2010, с. 344–345.

Имя Некрасова, как общественного певца в самом широком и глубоком смысле этого слова, всегда будет занимать одно из почетных мест в русской литературе. Некрасов – поэт, творчество которого коснулось самых болезненных тем русской жизни. Воспитавший себя по большей мере сам, Некрасов достиг больших высот на поэтическом поприще. Его поэзия без устали призывала встать на дорогу борьбы за угнетенный народ.

В период 1855 - июнь 1856 года Некрасов пишет стихотворение «Поэт и гражданин». Этот поэтический труд можно отнести к ключевым его произведениям. Какова же история создания стихотворения «Поэт и гражданин»? В 1855 году после смерти императора Николая I цензурный накал был несколько снижен. Некрасов, воспользовавшись ситуацией, публикует в «Современнике» стихотворение «Памяти Белинского». Следует сказать, что на мировоззрение Некрасова Белинский оказал огромное влияние. С именем Белинского у Некрасова неразрывно связаны любовь к Родине, ненависть ко всем формам угнетения человека, борьба за народное счастье. В том же 1855 году Некрасов пишет поэму «В.Г.Белинский». Изложение идей и заветов Белинского было впоследствии перенесено Некрасовым из этой поэмы в произведение «Русскому писателю», а оттуда – в стихотворение «Поэт и гражданин». В 1856 году Некрасов все свои новые стихотворения выпустил отдельным сборником. Стихотворению «Поэт и гражданин» в этом сборнике было отведено почетное первое место.

Ведущая тема этого произведения – роль поэта и поэзии в обществе, гражданская миссия поэта.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов поднимает следующую проблему: как соотносится высокая гражданственность с поэтическим искусством. Мыслями о гражданском назначении искусства стихотворение перекликается с работами Белинского и Чернышевского.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов решительно отстаивает свою поэтическую и идеологическую платформу. Некрасов считал, что влияние поэта на окружающую жизнь настолько существенно, что требует от него, помимо художественного таланта, высокой гражданственности, активной борьбы за торжество социальной справедливости, за гражданские убеждения.

В этом произведении в целом отражены взгляды передовых демократических кругов общества на задачи литературы.

Композиционная структура стихотворения «Поэт и гражданин» диалогическая, включающая речи поэта и гражданина. Между ними развернута полемика по поводу роли художника в жизни общества.

Начинается стихотворение с замечания гражданина в адрес поэта. Гражданин взывает к сознанию поэта; его цель – заставить поэта действовать, но тот, отстаивая правоту своих убеждений, предлагает гражданину прочесть строки, написанные Пушкиным.

«Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…»

Но эти мотивы категорически отрицаются гражданином. Он убеждает поэта в том, что с его талантом в мятежное время «стыдно спать», а также заниматься лишь восхвалением женской красоты и красот природы. В последовавшем далее обращении гражданина к поэту описывается суть литературных взглядов Некрасова:

«Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи…»

В течение последующего времени эта «поэтическая декларация» Некрасова стала важным напутствием демократическим силам русского общества в борьбе за идейность, содержательность, принципиальность в искусстве и литературе.

Кульминацией этого произведения является фраза, её же назовём и главной мыслью стихотворения:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».

Эта фраза является своеобразной квинтэссенцией полемики поэта и гражданина.

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике. По своему жанру оно тяготеет к разговору-размышлению.

Анализируя стихотворение «Поэт и гражданин», следует отметить, что оно написано ямбом, который полностью соответствует тематике и настрою произведения. Некрасов использует две схемы рифмовки – кольцевую и перекрестную, с применением как мужской, так и женской рифмы.

Многочисленные средства художественной выразительности, которые можно обнаружить в тексте произведения, включают в себя эпитеты: «дикий зверь», «обстрелянная птица», «неподражаемые звуки», «волна бездонная». Есть в стихотворении и метафоры: «звуки сладкие», «сонная хандра», «дрожащая искра». Волнение персонажей в произведении подчеркивается восклицаниями: «Не говори же чепухи!», «Ну, нет!», «Ах!», «Увы!». Есть место в этом стихотворении и метафоре: «…хандра с души поэта соскочила». Некрасов, описывая действия персонажей стихотворения, применил такой внесюжетный элемент литературного произведения, как ремарка: «входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом».

Конструкция «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» — афоризм. Эта фраза также является реминисценцией фразы Рылеева «Я не Поэт, а Гражданин».

Что мне понравилось в стихотворении «Поэт и гражданин»? В первую очередь, это стихотворение запомнилось мне своей актуальной тематикой. Что значит быть поэтом? В самом простом случае, это означает умение выражать свои мысли и чувства в стихотворной форме. Но на самом деле, нужно гораздо большее, чтобы именоваться гордым именем «поэт». Для этого нужно иметь твёрдые убеждения, быть готовым выполнить свою гражданскую миссию, иметь особую, зрячую душу и горячее сердце, уметь сострадать и сопереживать. Не каждому это дано. Но, как говорит Некрасов, «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан».

Стихотворение написано на особом нерве, оно не лишено ярких образных деталей. Речи поэта и гражданина убедительны, в них нет фальши. Оно написано на высоких эмоциональных нотах.

В этом стихотворении обращает на себя внимание то, что автор пытается в некоторой степени подтрунивать над некоторыми своими произведениями и выказывает сомнения, какого же толка поэт Некрасов. На это можно сказать, что время не лжет, а оно показало, что поэзия Некрасова актуальна, и влияние самого автора на последующие поколения поэтов и саму поэзию огромно.

Совместимы ли поэзия и гражданственность, общественное служение? Об этом идет речь в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», анализ которого мы проведем.

Это произведение имело для Некрасова программный характер, оно открывало сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» 1856 года, сделавший поэта знаменитым. «Поэт и гражданин» написано как бы в параллель пушкинскому стихотворению «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), на это указывает и выбранная форма диалога, в котором постепенно выясняется творческая позиция самого автора. У Пушкина книгопродавец приходит к поэту, чтобы купить у него поэму. Поэт отказывается, предпочитая свободу, однако книготорговец доказывает ему, что «в сей век железный Без денег и свободы нет». Поэт соглашается с тем, что «не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать», и отдает торговцу рукопись.

У Некрасова речь идет не о творческой свободе, а о долге поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

К Поэту, пребывающему в унынии и бездействии, является Гражданин, который требует новых стихов во имя «дела» и «пользы»:

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

О каком «деле» идет речь? Стихотворение написано в 1855-1856 годах, накануне эпохи «великих реформ» — «Ты знаешь сам, Какое время наступило...». Гражданин призывает Поэта занять активную позицию по отношению к совершающимся переменам. С его точки зрения в России, где одни его современники — «стяжатели и воры», другие — бездействующие «мудрецы», чье «назначенье — разговоры», слово поэта становится подлинным «делом».

«Дело», «польза» противопоставляются в диалоге Некрасова пушкинской формуле творческой свободы и «бесполезности» поэзии. Некрасовский Поэт, оправдывая свою инертность и безучастие, прибегает именно к цитате из Пушкина — финальным строкам диалога «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для Поэта Пушкин — эталон подлинной поэзии, рядом с ним его собственный поэтический дар кажется слабым. Гражданин соглашается с этим, но выдвигает свой аргумент: Пушкин— «солнце», но закатившееся, а пока нет солнца, всякая «искра», «звезда» может освещать путь:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать...

Любопытно, что Гражданин в некрасовском стихотворении говорит как поэт, в его монологе присутствует, например, традиционный для поэзии метафорический образ морской бури, противопоставленный спокойному ходу корабля,— как в лермонтовском «Парусе» или пушкинском «Арионе». Но Некрасов, в отличие от Пушкина и Лермонтова, картину бури из символической превращает в «реалистическую», резко снижая возвышенный пафос, сталкивая высокое («лира вдохновенная») и обыденное («Не время в шахматы играть, Не время песни распевать»).

Однако главный и самый сильный аргумент Гражданина в споре с Поэтом — жертва. Не «священная жертва» Аполлону, как у Пушкина, но героическое самоотвержение ради страдающей Родины.

Мотив жертвы, совмещающий в себе христианскую символику и героические смыслы,— новый в вечной теме назначения поэзии. Аналог можно найти, пожалуй, только в просветительской традиции, которой следуют поэты-декабристы — Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский. Однако есть существенное различие: у Некрасова парадоксально соединяются казалось бы несоединимые понятия «польза» и «жертва»: жертва, героический порыв объявлены «полезным делом» («Умрешь не даром: дело прочно...»).

Ответ Поэта на возвышенную речь Гражданина звучит неожиданно прозаически: «Ты кончил?.. чуть я не-уснул...» Поэт и Гражданин словно меняются местами в традиционном диалоге «возвышенный поэт» и его оппонент — «скептик и прагматик». По существу, Поэт и Гражданин у Некрасова — это две стороны одного сознания: лирический герой Некрасова в «Поэте и гражданине» словно поочередно играет две роли. Одинаково не устраивают Некрасова ни «болтающий поэт», ни «гражданин безгласный». Поэт и Гражданин не противопоставляются, речь идет об их слиянии, соединении. И все же примирить их автору не удается.

Финальная часть стихотворения неожиданно нарушает логику «программного манифеста». Заключает его монолог Поэта, где за традиционными формулами творческого вдохновения (Пегас, Муза) выступает новое содержание. Перед нами исповедь, где рядом с поэзией поставлена жизнь человека. Поэт как человек — это, как мы уже заметили, пушкинская тема. Пушкин различает в поэте «творца» и «человека». Некрасов же ставит вопрос: каковы жизнь поэта, его поступки? Временной план исповеди поэта у Некрасова раздвоен — настоящее выступает на фоне прошлого. Как и в стихотворении «Праздник жизни...» (оба писались в 1855 году), здесь присутствует мотив молодости («Мне было двадцать лет тогда!»). Ключевые слова основной (диалогической) части — гражданину долг, жертва, служение. В исповедальной части — жизнь, душа, смерть, нравственное падение («попрал ты долг священный человека...»). Даже мотив озлобления, ненависти приобретает здесь совсем иной — не гражданский, а сугубо человеческий смысл:

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою...

Но драматизм исповеди поэта даже не в близости смерти, а в уходе Музы, утрате вдохновения, творческого дара. Как и в стихотворении «Праздник жизни... », здесь поэзия и жизнь сплетены. «Человеческое» и «творческое» не сменяют друг друга, как у Пушкина («Пока не требует поэта... Но лишь божественный глагол...»), но составляют единство. Жизнь поэта описана у Некрасова как неудавшийся «роман» с Музой; причина неудачи — нравственное падение, человеческая слабость поэта, его страхи, малодушие («Но как боялся! как боялся!»).

Использованный Лермонтовым библейский мотив побивания камнями («В меня все ближние мои Бросали бешено каменья») у Некрасова перевернут, он означает не обиду на несправедливость, но покаяние:

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

У Лермонтова насмешка толпы — свидетельство ее самодовольной слепоты, у Некрасова — знак обоснованного презрения. Это далеко от гордой позиции пушкинского и лермонтовского поэта. Некрасовский Поэт называет себя «сын больной больного века», он болен неуважением к себе. Муза отвернулась от Поэта, потому что он оказался ее недостоин, не выбрал героическую, жертвенную судьбу, оказался просто человеком, слабым, несвободным: его атрибут «цепи», их громыхание отпугивают Музу:

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она...

Диалогическая часть стихотворения «Поэт и гражданин», анализ которого нас интересует, воспринимается как стихотворная публицистика — этому способствует и название, и обилие афористических, «лозунговых» формулировок. Исповедальный финал привносит в текст драматические ноты. Признания, самоосуждение, почти наивные, странно звучащие вскрики («но как боялся! как боялся!»), горестные интонации создают «портрет» больной, страдающей души. Включенные в текст упоминания о жизненных обстоятельствах (трудная юность, хождение в тюрьмы, суды), которые выговариваются как бы вынужденно и не полностью («Когда бы знали жизнь мою...»), воспринимаются как «документальные», «реалистические». Потому что они даны на контрастном фоне условных образов классической поэзии («Муза», «Пегас», «цепи», «розы») и романтических клише («роковой», «напрасный пламень», «рок суровый», «пламенные речи»). Снятию публицистического пафоса способствует и форма высказывания от первого лица: диалог-спор переведен в монолог, на который уже нет ответа. Так открывается второй план стихотворения — человеческая драма поэта.

Поэт и Гражданин у Некрасова так и не нашли общего языка — противоречие между ними так и осталось неразрешенным. Поэт оказался «слишком человеком», чтобы безоговорочно подчинить себя долгу. В позднем стихотворении Некрасов скажет:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

«Зине» (1876)

Вместе с тем отчетливо видно, как изменился в лирике Некрасова образ поэта: социальные темы вместе со «злобой дня» вошли в его интимный мир — в мир личных радостей и страданий.

На этом завершим анализ стихотворения «Поэт и гражданин».