Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Феодальное общество. Население и социальная структура города Структура общества в средние века

Феодальное общество. Население и социальная структура города Структура общества в средние века

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В «темные» века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которойможно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные «крестьянскиебашмаки» без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное «господство ножниц». Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров, Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «шгпендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого «средневекового прообраза туризма» (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения «законного» потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после «изобретения» куртуазной любви.

Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них - Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы - порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до 42 млн. в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период «феодальной реакции». Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

1. Раннее средневековье, Всемирная история. Т. 7. - Минск, 1996.

2. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995.

3. Брун В., Тильке М. История костюма. - М, 1996.

4. Можейко II. В. 1185 год.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992,

6. Тейс Лоран. Наследие Каролингов. - М.. 1993,

7. Лебек Стефан. Происхождение франков. - М., 1993.

8. Эко Умберто. Имя розы.

9. Фоллет Кен. Столпы земли.

10. Дрюон Морис. Проклятые короли.


Глава 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ


Средневековье - эпоха классификации. В эпоху Высокого Средневековья страсть определять всякому явлению его место в Божьем мире достигла вершины, но и до того, уже в каролингскую эпоху, когда феодальное общество только формировалось, люди стремились упорядочить окружавший их мир. Теологи составляли описания небесной иерархии, во главе которой стоял Бог, а ниже располагались различные категории ангелов (каждая категория получала при этом точное описание). Разумеется, подобной участи не избежали и сами люди. Всевозможные учебники, наставления, грамматики средневековых учителей донесли до наших дней самые разнообразные описания современного им общества. Роднит эти описания в первую очередь страсть разложить все и вся по полочкам. Рассмотрим в общих чертах, по каким именно признакам средневековый человек определял свое место в мире.
Во-первых, человечество делилось на христиан и язычников. Это основная разграничительная линия, которую западноевропейская цивилизация неукоснительно проводила с тех пор, как христианство стало единственной религией. Это разделение человек Средневековья ощущал особенно остро. С одной стороны, язычники, не чтящие закона Христова, были обречены на муки ада. Так что к язычникам можно было относиться как к животным, и убийство их не только не считалось грехом, но иногда и открыто поощрялось. С другой стороны, всякий христианин обязан был следовать заветам Господа и нести язычникам свет истинной веры. Одни становились миссионерами и проповедовали
христианство словом. Другие - их было большинство - уповали на меч и огонь. В Скандинавии ревнители новой веры нередко прибегали к страшным пыткам, заставляя язычников принимать христианство. Грех, который они совершали, пытая человека, был в глазах этих миссионеров ничтожен: во-первых, язычник не человек, во-вторых, крещение есть величайшее благо, позволяющее язычнику стать членом христианского мира и обрести надежду на спасение.
Христиане также делились на католиков («правильных» христиан) и на «греков», чья вера в глазах западноевропейской цивилизации недалеко ушла от язычества. Страшный разгром, учиненный крестоносцами в Константинополе в 1204 году, - наглядное тому подтверждение.
Но и внутри себя мир христианского Запада не переставал делиться. Первая граница отделяла светских лиц от духовных. К духовенству относилось все священство, монашество и церковная знать - от епископов, правящих паствой в городах, до римской курии, верхушки церковной организации.
В светском обществе средневековой Европы выделялось три основных сословия: дворянство, свободные и сервы. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в первую очередь происхождением человека, причем наследование сословия шло в разных случаях по-разному. Если дворянином мог считаться тот, чей отец принадлежал к дворянству, то в двух других сословиях положение человека определялось по сословной принадлежности его матери. Переход в благородное сословие был возможен, как видим, почти исключительно для женщин - если они выходили замуж за дворян (впрочем, это случалось нечасто).

Рис. 233 [Илл. - Три сословия. Книжная миниатюра. (История Европы, стр. 126 рис. 2)]
Дошедшие до нашего времени тексты средневековых законов определяют меру ответственности человека за те или иные проступки, также основываясь на его происхождении. И было бы по меньшей мере неверно утверждать, будто к дворянам законы были во всем снисходительны. Во Франции, например, дворянин, присужденный к выплате штрафа, платил в двадцать раз больше, чем заставили бы заплатить за такое же преступление простолюдина. Дворянин мог лично наказать обидчика из неблагородного сословия - но если во время военного похода его подчиненный из неблагородного сословия совершал какой-либо проступок, ответственность за этот проступок нес сам дворянин. Разумеется, дворяне в средневековом обществе пользовались огромным количеством привилегий. Например, только они (да еще церковь) в эпоху Раннего Средневековья имели право покупать земельные наделы. Выплачивать долг дворянин мог в два-три раза дольше, чем неблагородный, на суд он мог прислать вместо себя представителя. Но короли, еще со времен Меровингов понимавшие необходимость держать дворян в узде и обеспечивать себе поддержку и среди неблагородных, стремились по возможности ограничивать юридические свободы дворянства.

Подавляющее большинство населения Европы в средние века

составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов - церковные (епископы, настоятели монастырей - аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).

Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли - продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в

эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри - общины монахов - появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях - аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.

Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях - турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали

3. Зак. 606

правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная - донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги. Основную массу населения Европы в средние века составляло крестьянство, проживавшее в небольших деревнях по 10-15 дворов в каждой. Крестьянские дома строились из дерева, а в тех местах, где лесов было мало, из камня. Крыши крыли соломой, которая в голодные годы служила пищей скоту. Маленькие оконца закрывали деревянными ставнями, кожей, бычьим пузырем. Открытый очаг не имел трубы, дымоход заменяла зияющая в потолке дыра. Когда в доме топили, дым заполнял помещение, на стенах оседала копоть. В холода корову и прочий скот (если таковой был) переводили из сарая в отапливаемый дом, где животные зимовали вместе с крестьянской семьей.

Еще по теме Социальная структура средневекового общества:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ, СОСЛОВНАЯ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБщЕСтвА
  2. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.

4. Социальная структура позднесредневекового общества

Венгрия, в том числе и территория Словакии, в XV веке все еще была типично средневековым королевством; политические, экономические, социальные структуры, несмотря на некоторые новые элементы, оставались неизменными. Она по-прежнему была страной аграрной, подавляющую часть населения составляло феодально-зависимое крестьянство, определяющей общественной силой было дворянство.

Численность населения всей Венгрии, согласно новейшим демографическим исследованиям, колебалась от 3-3,5 миллиона в начале XV в. до примерно 4-4,5 миллиона человек в конце века (вместе со Славонией и Трансильванией), численность населения Словакии - около 500-550 тысяч человек. Эти данные, однако, весьма приблизительны, их источниками являются описи повинностей (урбарии), которые сохранились лишь в очень редких случаях и отрывочно, к тому же в них записано только число податных единиц в данной местности, а не численность населения. Подавляющее большинство населения жило в сельской местности, численность жителей городов и местечек составляла предположительно около 8,2% от общей численности населения (в Западной Европе несколько больший процент, равно как и в сопредельных странах - Польше, Чешском королевстве - около 15% жителей). Даже самые значительные и крупные свободные королевские города (например, Кошице, Братислава) по европейским меркам были городами средней величины (5-10 тысяч жителей). В целом в Словакии в конце XV столетия было около 200 населенных пунктов городского типа.

Предположения относительно плотности населения в Венгерском королевстве колеблются в среднем от 10 до 32 человек на кв. км, но это очень приблизительные данные, в возвышенных районах Словакии, заселенных преимущественно валахами, которые занимались скотоводством, плотность населения гораздо ниже, например, в Липтовской и Оравской жупе - до 5 человек на кв. км, на большей части территории Словакии 5-12, в Гонтской и Абовской (в окрестностях Кошиц) жупах даже 15 человек на кв. км. Численный состав домочадцев, т. е. число живущих в одном доме, в границах Венгрии предположительно составлял около 6,3 душ. По сравнению с соседним Чешским королевством заселенность Венгрии (значит, и Словакии) была более редкой, о чем свидетельствуют и некоторые сохранившиеся памятники: например, в 1471 г. венгерское посольство, которое на выборах в сейме в Кутной Горе отстаивало право Матвея Корвина на чешскую корону, в своем выступлении сравнивало оба королевства; Венгрия рисовалась у них страной, славящейся обилием всех вещей, а Чехия - страной выдающейся численности и плодовитости населения.

Плотность населения обусловливали различные факторы, в течение XV в. обычным делом было обезлюдение и даже полное запустение некоторых населенных пунктов или целых районов. Число усадеб, которые платили подати (подати платились с одних «ворот», с одного «входа»), со времени короля Сигизмунда до конца XV столетия сократилось на 1/3. Уменьшение численности населения вызывалось разными причинами - массовая гибель от голода из-за резких перепадов погодных условий, например, долгой зимы или чрезмерной жары и засухи (которая постигла Венгрию, в частности, в 1473 г.). Причиной убыли населения были и эпидемии чумы, которые повторялись несколько раз за десятилетие, ограниченные возможности добыть средства к существованию (если, например, отдельно взятой усадьбе принадлежало слишком мало земли), насильственные действия и междоусобицы отдельных землевладельцев, вторжения иноземных войск (например, вторжения гуситских войск на территорию Словакии в первой трети века или нападения польских войск в конце XV столетия). Несмотря на все эти негативные факторы, демографическое развитие в Словакии в XV в. имело тенденцию к умеренному росту.

Определяющей силой общественного развития в средневековом обществе была его элита - дворянство, хотя оно и составляло всего лишь минимальный процент населения. Согласно новейшим гипотезам, в рамках всей Венгрии это было менее 5% от общей численности населения, из них состоятельное (среднее и высшее) дворянство составляло около 1,5% от общей численности населения. Основой основ дворянства было владение землей, дворянин жил на собственной земле и единственной его обязанностью была военная служба. Тем самым как собственник (homopossessionatus) он отличался от остальных слоев населения (homines impossessionati). Kpoме владения землей (хотя бы клочком или даже всего лишь усадьбой), дворяне пользовались и полной свободой личности, освобождением от налогов и другими привилегиями, из которых важнейшим было то обстоятельство, что без законного предписания, судебного разбирательства и приговора дворянина нельзя было отправить в тюрьму, причем дворяне были подсудны только королю (имели право быть судимы лишь самим королем или его сановниками, т. е. судьей области или палатином).

Структура дворянства на всем протяжении XV столетия не претерпела существенных изменений. Решающую роль играла только самая влиятельная или самая богатая группа, часто обозначаемая термином аристократия, олигархия, магнаты или вельможи. Хотя формально все дворяне были равны между собой (этот принцип был сформулирован в декрете короля Людовика Анжуйского в 1351 г.), в действительности дело обстояло совсем не так, дворянство как класс делилось на определенные, относительно обособленные слои. Среднее и особенно самое многочисленное мелкое дворянство в тот период не допускалось почти ни к какому участию во власти. Судьба страны решалась группой аристократии или ее верхушкой - баронами, которые вместе с церковными иерархами - прелатами - составляли королевский совет. Титул барона изначально принадлежал исключительно носителям высших званий на королевской службе, формально бароны отделялись от остальных магнатов титулованием magnificus, magnificus dominus или dominus. В период правления Анжуйской династии существовала группа магнатов, почти тождественных категории баронов и прелатов. Впоследствии, однако, возрастало число богатых и влиятельных магнатов, которым не досталось должности высокого ранга, поэтому все чаще проявлялась тенденция расширить круг баронов. Уже с конца XIV в., но особенно в XV в. с прибавлением титула magnificus начали называться и потомки или члены семьи баронов. В период правления Матвея Корвина таких баронов называли «бароны по имени» или «по рождению», в отличие от «настоящих» баронов, т. е. сановников. Все чаще начало употребляться и обозначение «магнаты», которое в конце концов возобладало. Таким образом, решающим фактором принадлежности к этой группе стал не сан, а величина имения; в правление короля Матвея Корвина эта группа магнатов стала выделяться как особый, отличающийся и по формальным признакам (например, употреблением печати красного цвета) слой дворянства.

Большинство представителей среднего и мелкого дворянства нашло себе применение на службе у высокопоставленных феодалов в качестве фамилиаров. Институт фамилиаров в известной мере напоминает западноевропейскую ленную систему. Дворяне - фамилиары какого-нибудь феодала (in familiaritate et comitiva, in sequela et familiaritate), как и вассалы в странах Западной Европы, несли военную службу у своего сеньора, воевали в его бандерии (sub eius vexillo), были его кастелянами, канцеляристами, поджупанами, осуществляли судебную власть над его крепостными во время его отсутствия и прочее. К категории самых тяжких преступлений средневековья - предательству, измене (nota infidelitatis), за которое применялось наказание в виде лишения головы и имущества, относилась не только измена королю, но и предательство своего господина. Каждый дворянин стремился найти себе как можно более богатого и влиятельного господина, потому что через фамилиаритет вел путь наверх. Верхом стремлений была служба при королевском дворе, там были неограниченные возможности, и из представителя мелкого дворянства (при Матвее Корвине даже из рядов феодально-зависимого крестьянства) можно было стать магнатом. По большей части, однако, этот путь был открыт только для более или менее состоятельного дворянства. При королевском дворе мужчины с детства начинали свою карьеру, становясь пажами, впоследствии - придворными рыцарями. Но и группа придворных рыцарей не была однородной. Помимо простых рыцарей, среди дворян существовала группа приближенных, королевских фамилиаров, советников, сотрапезников на пирах, жупанов (глав комитатов), кастелянов, а также и представителей видных магнатских семей, которые пока еще только ожидали своего назначения на должность. Эти люди титуловали себя strenuus miles или strenuus vir, с XV в. очень часто употреблялся и титул egregius. Эту группу дворян можно было бы отнести к среднему и высшему дворянству, и в источниках ее иногда обозначают понятием proceres. Как правило, им принадлежало 10-25 деревень и один замок в качестве резиденции и административного центра.

Самый многочисленный слой дворянства (около 2 / 3 от общего числа) располагал одной усадьбой и несколькими зависимыми крестьянами. По этой причине подавляющее большинство дворян вели такой же образ жизни, как и феодально-зависимые крестьяне, их положение было лучше в том отношении, что они не платили податей своему господину. Оскудение многих дворянских родов было обусловлено принципом наследования (aviticitas), который действовал в Венгрии и согласно которому наследовали все мужские потомки рода (не только старший сын, как это было принято в других странах). Полная потеря имения, этой основы дворянства, означала жить под чужой крышей, следовательно, попасть в категорию недворян и вести жизнь на земле своего господина на положении работника, в полной зависимости от него. Решением проблемы был уход в наемные солдаты, в торговлю, искать счастья в городе и тому подобное. В худшем случае такие обедневшие дворяне становились разбойниками, о чем свидетельствуют списки преступников, так называемые проскрипции, составлявшиеся на собраниях разных комитатов, где в большом количестве представлены дворяне.

Наибольшие возможности для мелкого и среднего дворянства открывались во время восшествия на престол нового короля. В большинстве случаев сначала он должен был выиграть борьбу за власть с влиятельными магнатскими родами, поэтому искал союзников и создавал свою собственную, преданную ему аристократию. Такая ситуация сложилась при вступлении Сигизмунда Люксембургского, а также Матвея Корвина. Много представителей мелкого дворянства и даже мещанства проникло тогда в относительно замкнутый слой аристократии, при Матвее Корвине этот путь не был закрыт даже для феодально-зависимых крестьян.

Пятнадцатый век породил (не только в Венгрии) новый тип дворянина, дворянина-предпринимателя. Показательным примером такого дворянства были Турзо. Юрай Турзо, дворянин из Бетлановец в Спише, распростился с образом жизни деревенского дворянина и осел в Левоче, где добился больших успехов в торговле. Его сын Ян стал коммерсантом и предпринимателем европейского масштаба. Сначала он основал филиал фирмы в Кракове (сам стал краковским мещанином) и постепенно превратил его в международное предприятие с филиалами в Левоче и Кошицах. За границей он успешно занимался новыми технологиями откачки воды из рудников, поэтому получил разрешение на подобную деятельность и в Венгрии. Со временем Турзо удалось взять у короля в аренду разработку меди в окрестностях Банской Быстрицы, он объединился с южно-немецким банкирским домом Фуггеров из Аугсбурга и создал компанию Турзо-Фуггер, которая экспортировала банскобыстрицкую медь во многие страны Европы. Но большинство дворян по своему образу мышления и стилю жизни принадлежало к средневековью. В ту эпоху одним из атрибутов дворянского сословия все еще был замок. Кроме оборонительной и экономической функции (с замком было связано обладание деревнями и землей), замок выполнял и представительскую функцию, служил символом статуса его владельца. Но владеть замком могли только самые богатые, подавляющее большинство дворянства жило в небольших замках или в дворянских усадьбах. Количество замков на протяжении XV в. сколько-нибудь существенно не изменилось, зато с поразительной быстротой росло число небольших замков (castellum - крепостца) и крепостей, что было обусловлено бурным периодом гражданской войны.

Дворянство и духовенство были двумя основополагающими сословиями, которые выносили решения о судьбах страны. Иерархия духовенства была почти тождественна иерархии дворянства, представители высшего слоя - прелаты, т. е. архиепископы и епископы, и настоятели некоторых орденских общин, - почти всегда были выходцами из магнатских семей (это положение изменилось только в правление Матвея Корвина), средний слой - каноники и священники доходных приходов фактически совпадали со средним дворянством, и даже их образ жизни был одинаков. Самый нижний слой был представлен деревенскими священниками, капелланами, которые зачастую были выходцами из семей зависимых людей или из обедневших дворян.

Третьим сословием, формирование которого началось на протяжении XV столетия, были жители городов. Однако их политическое значение не соответствовало темпам их эволюции. Количество городов за XV век быстро выросло, но по большей части речь шла о местечках феодалов, и свои привилегии они получили благодаря ходатайствам своих землевладельцев. В конце XV в. 90% всех местечек и городов находились в руках феодалов. В правовом отношении городами в полном смысле слова оставались только свободные королевские города.

Городское население тоже было дифференцировано, но до более или менее серьезных конфликтов и борьбы за власть дело не доходило. Высшим слоем мещанства был богатый патрициат - купцы и владельцы недвижимости. Члены городского совета и бургомистр избирались исключительно из их рядов. Ремесленники и мелкие торговцы составляли средний слой, самые низы городского населения состояли из весьма разнородных элементов, сюда входили подмастерья, которые ждали случая стать мастерами, прислуга, поденщики, те, чей род занятий считался недостойным (палачи, комедианты), а также маргинальные элементы (проститутки, воры, бродяги). Численность городских низов (плебса) предположительно составляла около 1 / 3 городского населения. Пятнадцатый век был еще периодом внутренней стабильности в городах, власть прочно удерживалась в руках патрициата, внутренней борьбы и волнений не происходило. Исключение составляли, вероятно, только межэтнические тренья в некоторых городах, обусловленные засильем немецкого патрициата (например, под 1468 годом сохранилось сообщение о соперничестве словаков и немцев за место бургомистра в Трнаве).

Подавляющее большинство населения (целых 80%) составляли несвободные. Это были те, чьим уделом, - согласно средневековой политической доктрине о людях троякого рода, - было работать (люди троякого рода - это те, кто воюет, bellatores, - дворянство, те, кто молится, oratores, - духовенство и трудящийся народ - laboratores). Но и категория зависимого населения не была однородной, в правовом отношении к ним относились жители частновладельческих местечек, а также сельское население от зажиточных крестьян до батраков, не имевших никакой земельной собственности. Согласно исследованиям венгерских историков, на каждые 100 зависимых приходилось 25 батраков, из них 10 имели дом, 15 не имели собственного жилья. К сельскому населению принадлежала и челядь, работавшая в имении феодала или более или менее зажиточного крестьянина. Среди зависимых находились и свободные, которые были освобождены от уплаты податей феодалу - за заслуги на господской службе, мельники феодалов и т. п.

Между зависимыми также существовало значительное имущественное расслоение. Каждый феодал был заинтересован в том, чтобы удержать при себе как можно больше преуспевающих зависимых людей, потому что каждый зависимый приносил ему доход. В течение всего средневековья главной проблемой был недостаток населения, поэтому феодалы старались, с одной стороны, удержать собственных зависимых, с другой стороны, - переманить к себе жителей других областей. Ведение хозяйства самим феодалом, т. е. в собственном поместье, в XV в. еще не получило распространения, хозяйственная деятельность землевладельца заключалась в том, что он отдавал землю своим зависимым в пользование на определенных условиях. Вплоть до середины XV в. зависимые крестьяне имели право свободно переходить от одного феодала к другому (в те времена иногда появлялись поправки к законам, которые на один год ограничивали переселение зависимых), то есть в случае недовольства своим положением они могли, заплатив определенную сумму, уйти туда, где были более приемлемые для них условия. Это обстоятельство могло повлечь за собой серьезные экономические последствия, особенно для малосостоятельных дворян. Поэтому споры между феодалами из-за зависимых людей в тот период являлись одним из наиболее частых поводов для конфликтов.

Притом, что существовали и зажиточные крестьяне - зависимые, большинство населения было вынуждено добывать свой кусок хлеба в тяжкой борьбе. Самого по себе урожая, от которого зависимый еще должен был отдать обязательные доли церкви и своему феодалу, не хватало для того, чтобы прокормить семью. Погодные условия, от которых средневековый человек полностью зависел, нередко оставляли без урожая и становились причиной повального голода. Поэтому крестьяне находили и другие способы добыть средства к существованию - разводили скот, раскорчевывали новые земли, на которых (если позволяли природные условия) культивировали виноград, закладывали фруктовые сады или выращивали овощи. Существенным источником пропитания вблизи рек было рыболовство, в лесах - дары леса и почти повсеместно - охота. Дело в том, что феодально-зависимые крестьяне в Венгрии, в отличие от других стран, вплоть до начала XVI в. (1504) имели ничем не ограниченное право охотиться.

Итак, ни в структуре населения, ни в экономическом и политическом устройстве Венгерского королевства в XV в, более или менее заметных изменений не произошло. Несмотря на количественный рост поселений городского типа, Венгрия по-прежнему оставалась аграрной страной с относительно малоразвитыми торговлей и ремеслами. Это не значит, что процесс развития совсем застопорился; просто количественный, тем более качественный рост производства продукции был не в состоянии насытить отечественные рынки (в течение XV в. их сеть значительно расширилась, почти все более или менее крупные поселения и местечки имели право на торговлю). Поэтому экспорт был минимальный, всего около 10% от общего объема внешней торговли, тогда как импорт составлял почти 90%. На вывоз шли прежде всего крупный рогатый скот, овцы, шкуры животных, после создания компании Турзо-Фуггер - медь. Важной статьей экспорта было и вино, в XV в. виноградарство получило значительный размах. Большую роль в производстве вина играли города (в Словакии - в юго-западной области: Братислава, Трнава, Пезинок, Модра, а также Кошице на юго-востоке), которые арендовали виноградники и за пределами своих территорий. В юго-западной Словакии в этот период производилось около 100 тысяч бочек вина в год, часть вина отправлялась на экспорт (в Польшу, в Чешское королевство и в Северную Германию), но большая часть шла на внутренний рынок, потому что вино было главным напитком средневекового человека (особенно в городах - из гигиенических соображений воду для питья употребляли редко).

Качественные ремесленные изделия и предметы роскоши в Венгрию приходилось ввозить. Это были в первую очередь качественные сукна и другие ткани, изделия из железа, писарские принадлежности - пергамент и бумага, пряности и плоды южных растений. Самыми крупными центрами внешней торговли в течение всего XV века были города Братислава и Кошице.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 70. Социальная структура российского общества Хотя социальная жизнь России оставалась достаточно традиционной, в ней появились новые моменты, свидетельствующие о грядущих переменах. Повышение товарности сельского хозяйства, увеличившиеся в связи с этим требования

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Персонализация власти и социальная структура советского общества Социальная структура советского общества в 60–70-е гг. XX в. по сравнению с предыдущими периодами существенно изменилась. Это было связано в первую очередь с быстрыми темпами урбанизации: если в 1939 г.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Социальная структура шумерского общества Еще недавно в науке было принято, описывая древнее общество, указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремесленников отделилось жречество. Однако для Шумера такая схема не действует: уже в самых

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

автора Катасонов Валентин Юрьевич

1.17. Социальная структура древнеримского общества Напомним, что в Римской империи социальная структура общества была предельно упрощена, а имущественная поляризация общества достигла крайней степени.Поляризация общества просматривается как в масштабах всей Римской

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

7.1. Социальная структура рабовладельческого общества Мы уже в предыдущих главах делали немало сравнений Древнего Рима и современного мира. Вот еще некоторые сравнения и размышления на эту тему.Тенденция к формированию социальной структуры общества, подобной структуре

автора Андреев Юрий Викторович

2. Социальная структура греческого общества Ускоренное развитие греческой экономики в VIII–VI вв. до н. э., включение всех слоев населения в те или иные отрасли производства создавали условия для формирования разных классов и социальных групп со своими экономическими и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XII. Социальная структура греческого общества Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V–IV вв. до н. э.

автора Бонвеч Бернд

Социальная и демографическая структура германского общества Германское общество в XVI - начале XVII в. характеризовалось значительной дифференциацией, многокомпонентностью, наличием феодальных и раннекапиталистических элементов, неоднозначной ролью каждой

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

3. Социальная структура В XVII и XVIII вв. не только в Германии, но и во всей Европе произошла консервация социальных отношений, сложившихся в эпоху раннего Нового времени. Но в Германии из-за политической замкнутости и экономической слабости она проявлялась сильнее всего.

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Социальная структура Оригинальной чертой исландского общества является отсутствие классов. Конечно, как и повсюду, определенный отпечаток на него оказала окружающая среда. Общественный слой свободных крестьян-рыболовов-землевладельцев, или бондов, держит в руках

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Социальная структура общества Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков.

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Социальная структура Формально все казаки были равноправны, но в действительности это равноправие было только на бумаге и на словах. Социальное расслоение и создание групп богатых запорожцев фактически всю власть отдали в руки этих «знатных» или «старых» казаков,

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли - духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7-9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5-2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15-20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов - наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой - практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин - это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин - полудлинная или свободно падающая туника, а под нею - длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, - далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы - вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное “господство ножниц”. Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет - плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки - сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся “семью свободными искусствами”: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества - этого “средневекового прообраза туризма” (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3-5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные - смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко - от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением - ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи - иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения “законного” потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после “изобретения” куртуазной любви.