Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Функционализм. Основные характеристики

Функционализм. Основные характеристики

Российский государственный социальный

университет г. Москвы

на тему: Психология У. Джемса.

Функционализм

Студентки 3- го курса

факультета социальной психологии

Бодрягиной О.О.

1. Вклад функционализма в развитие психологии. Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как «поток сознания», в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или «личности» им были выделены:

1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей;

3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности Я.

В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов:

Каково приспособительное значение различных способностей человека?

Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм.

Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм.

Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов.

Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс. Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1).

Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

В отличие от европейского, американский функционализм (У. Джемса, Д. Дьюи и чикагской школы) пошел по более конструктивному пути – функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде.

Аналогично тому, как структурализм противопоставил структуру ассоциации, функционализм противопоставил функцию структуре и воплощенному в ней содержанию. Не требует особых комментариев положение о том, насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы, производимой как внутри состава собственно психического акта, так и в процессе его организующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. И выделением этого аспекта анализа функционализм несомненно обогатил концептуальный аппарат психологической теории.

Однако в обоих направлениях функционализма функция психического процесса была противопоставлена структуре и реальному внепсихологическому материалу, из которого эта структура организуется.

Обособление же психической структуры от исходного материала с необходимостью ведет и к обособлению от физиологического механизма, синтезирующего эту структуру именно из данного материала. Вместе с тем, поскольку ни структура, ни тем более функция в ее реальной рабочей активности не могут быть обособлены от исходного материала, в такой изначальный материал превращается сама функция, и этим создаются логические основания для утверждения о том, что акты конструируют объекты-стимулы (Дьюи, 1955). Стимул перестает быть независимым по отношению к организму и его реакции Объект становится производным от акта или функции. Совершенно неслучайно поэтому Д. Дьюи выступал с резкой критикой детерминистической концепции рефлекторного акта, в которой объект действия не зависит от самого этого действия, а психические компоненты акта несут свою рабочую функцию, состоящую в организации действия именно адекватно не зависящему от него объекту. В контексте же функционалистического направления понятие функции (как и понятие структуры в структурализме), обособленное от реального исходного материала, из которого физиологический механизм строит психический процесс, перестает эффективно работать в концептуальном аппарате теории. Поэтому, вопреки конструктивности самого понятия функции, ни в европейском, ни в американском функционализме концы с концами теоретически не могли быть сведены, и концепция оказалась в тупике.

2. Развитие функционализма в Америке

Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем В.Джемса.В.Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).

Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.

Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.


Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта - Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. В функциональной психологии имелось несколько течений. В европейских странах естественно-научной трактовки психических функций придерживались Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), идеалистической трактовки - К. Штумпф и представители Вюрцбургской школы (Германия). В Соединенных Штатах сложился другой вариант функциональной психологии, восходящий к У. Джеймсу и представленный двумя школами: Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс). Психология понималась как наука о функциях (или "деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская функциональная психология была оттеснена бихевиоризмом.
Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842 - 1910) создал функционализм. Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции - познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.

  • Функционализм . Основные характеристики . Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде.


  • Функционализм . Основные характеристики . Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособл.


  • Основные характеристики . Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособл... подробнее ».


  • ...(10-30-е гг. XX в.). Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм ), далее основные предметы – поведение...


  • Конфликтный функционализм Г.Зиммеля. Георг Зиммель – нем. философ-идеалист и
    Основным позитивные функции конфликта по Зиммелю связаны с его способностью...


  • Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической
    Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных ...


  • Виды, функции, характеристики речи. Речь – исторически сложившаяся в ходе
    Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя...

Функционализм (конец ХIХ в - 20е годы ХХ века, на смену пришел бихевиоризм).

Джон Дьюи - психолог, философ, педагог. В 1896 г . статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии»- ее считают началом функционализма. В рефлекс дуге выделяют начало, середину и конец; у каждой части своя особая функция. По Дьюи, рефлекс – это единый целостный акт координации, направленный на адаптацию организма к среде. Начало направлено на выявление условий, в которых оказался организм; середина - на осмысление, анализ этих условий; реакция - приведение в соответствие организма с теми условиями, в которых он оказался в данный момент. По аналогии с рефлексом психика также должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

Социальную почву функционализма составляет прагматизм , который пронизывал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая полезность идей считалась главным свойством идей. В этой обстановке анализ создания, лишенный практической значимости, как это было в структурализме Титченера, вызывал протест.

Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов; требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении.

Предметом изучения объявляется функция, т. е. операция.

Изучить функцию - значит, раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основные положения школы функционализма: 1. психология должна изучать не Что, а Как (как работает сознание, а не из чего оно состоит). 2. Задача состоит в том, чтобы изучать полезность сознания в новых ситуациях, приспособление к новым условиям.3. В поведении действуют целостный организм- душа и тело, в неразрывном единстве.

Функционализм явился стимулом, побудителем крупного поворота в психологии: от теоретической к прикладным формам психологии: психология раскололась на 2 – теоретическую и прикладную.

Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки - педагогической, промышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты (видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кислородом и др



Чикагская школа : Дьюи, Энджелл и Кэрр.

Дьюи выступил с критикой психологического молекуляризма, элементаризма и редукционизма теории рефлекторной дуги, в которой раздражитель и реакция рассматриваются как обособленные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, раздражитель и реакция должны рассматриваться как единое, а не как набор индивидуальных ощущений и реакций. Нельзя исследовать сознание, изучив лишь его отдельные элементы. Предметом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма приспособления к окружающей среде.

Джеймс Роуленд Энджелл (1869-1949) превратил движение функционалистов в настоящую психологическую школу. Функция психики – совершенствовать адаптивные способности организма. Цель психологии – изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении в окружающей среде.

Функции психологии: - изучать психические операции, а не элементы. Задача – изучение процессов и условий, в которых они протекают.- изучение роли сознания и таких психических процессов как суждение и проявление воли.- изучение психофизических связей (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой.

Гарвей Карр – функционализм достиг своего пика в качестве формальной системы.

Предмет изучения психологии – психическая деятельность (такие процессы как восприятие, мышление, память, воображение, чувство, воля).

Функция психической деятельности – приобретение, фиксирование, сохранение, организация и оценка переживаний и их использование для руководства поведением.

Тип поведения, который отражает психическую активность, – приспособительное поведение. Акцент изучения перенесен с исключительно субъективной мысли на объективное, внешне проявляемое поведение.

Психология занимается изучением личности, мышления и «я» человека, но это только абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека.

Психофизические процессы – разнообразные мыслительные операции, входящие в приспособительные реакции организма.

Колумбийская школа : Вудвортс. Представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Основное положение: важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов). Предметом психологии является и сознание, и поведение. На реакцию оказывает влияние не только характер раздражителя, но и сам организм с его разными уровнями энергии и всем предшествующим опытом. С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно только методу интроспекции.«Динамическая психология» (1918)

Европейский функционализм : Рибо В России : Ланге В Швейцарии : Клапаред (утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, потребностей.).

Функционализм как одно из основных течений американской психологии конца XIX - начала XX века явился результатом приведения научной системы знаний в соответствие с объективными потребностями развития человека и его социального окружения, то есть результатом взаимодействия логики развития науки с реальной социальной практикой. Обостренная чувствительность времени к возможности использовать достижения психологии в различных социокультурных сферах жизнедеятельности человека и общества послужила существенной предпосылкой к выделению функционализма из складывающейся системы психологического знания.

Данное направление складывалось на довольно противоречивом фоне: созданный набирающей обороты капиталистической государственной машиной культ практицизма и предприимчивости отразился в американском психологическом функционализме. У его истоков стоял Уильям Джеймс (1842-1910) - американский психолог и философ, популяризатор психологии как науки, создатель первой в США психологической лаборатории. Основной акцент в концепции феноменов сознания У.Джеймса переносится с образа на действие, что обусловило его лидерство в прагматизме, значительное влияние на рождение и развитие функционализма и бихевиоризма в психологии.

Психология представлялась им как естественная биологическая наука, предметом которой служат "психические (ментальные) явления и их условия". При анализе условий подчеркивается взаимосвязь психического и телесного, важность обращения исследователя сознания к выводам физиологии. Сознание Джеймс рассматривал исходя из эволюционной теории, как средство приспособления к среде. Сознание "вступает" в игру, когда возникают трудности адаптации (проблемная ситуация), и регулирует поведение индивида в новой ситуации (фильтрует и отбирает стимулы, регулирует действия индивида в непривычных условиях). Он отвергал членение сознания на элементы. Существует "поток сознания", членить который также бессмысленно, как "резать ножницами воду". Таким образом, выдвигалось положение о целостности и динамике сознания, реализующей нужды индивида. Джеймс соотносил сознание не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой (структурой) личности. В теории личности Джеймс вычленяет четыре формы "Я": 1) "Я" материальное: тело, одежда, имущество; 2) "Я" социальное: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других; 3) "Я" духовное: процессы сознания, психические способности; 4)"Я" чистое: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения. "Я" социальное, по Джеймсу, определяется осознаваемыми реакциями других на мою персону и указывает на включенность индивида в сеть межличностных отношений. У каждого человека несколько социальных "Я", которое занимает в обозначенной иерархии среднюю позицию.


Ставя вопрос о самооценке личности, удовлетворенности (неудовлетворенности) человека жизнью, Джеймс предложил формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Это предполагало рост самооценки личности как при действительном успехе, так и при отказе от стремления к нему.

Исходя из обозначенных установок, источник подлинных ценностей личности - в религии: эмпирическому социальному "Я" противопоставляется "особое потенциальное социальное" "Я", которое реализуется лишь в "социальном уме мира идеального" в общении со всевышним - Абсолютным разумом.

Таким образом, У.Джеймс делает шаг вперед от чисто гносеологического "Я" к его системно-психологической трактовке, к его поуровневому анализу. В своем анализе он выдвинул ряд положений, предвосхитивших современные представления об уровне притязаний, о мотиве достижения успеха, самооценке и ее динамике, референтной группе и другие. Его мысль о личностном уровне "поглотил" мистический туман.

В учении об эмоциях Джеймс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений в организме, не как источник физиологических изменений в различных системах (мышечной, сосудистой и т.п.), а как результат этих изменений. Внешний раздражитель вызывает в организме (мышечных и внутренних органах) перетрубации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний: "Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого".

В поисках телесного механизма "страстей человеческих" эмоции лишались Джеймсом издавна признанной за ними роли могучего побудителя поведения. Эмоции выводились из класса явлений, к которому принадлежит мотивация. Взамен этому при создании этой гипотезы утверждалась категория действия. Эмоциям также отказывалось (в их дарвиновской трактовке) в адаптивной функции.

Действие заинтересованного субъекта - опорное звено как всей психологической системы У.Джеймса, так и его концепции эмоций, рассматриваемых в контексте возможности управления внутренним через внешнее: при нежелательных эмоциональных проявлениях субъект способен их подавить, совершая внешние действия, имеющие противоположную направленность. Но в качестве конечного причинного фактора в новой физиологической схеме, утверждающей обратную связь между двигательным актом и эмоцией, выступала древняя "сила воли", не имеющая оснований ни в чем, кроме как в самой себе. Одной из целей исследования эмоциональных состояний являлось превращение их в объект, доступный естественно-научному эксперименту и анализу. Решение этой задачи было осуществлено путем редукции субъективно переживаемого к телесному.

Другим талантливым представителем функционализма выступил Джон Дьюи (1859-1952 ) - известный в начале XX столетия психолог, впоследствии философ и педагог. Его книга "Психология"(1886) - первый американский учебник по этому предмету. Но влияние на психологические воззрения в большей степени оказала его статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии"(1896), в которой он выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии - целостного организма в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности.

Сознание по Дьюи - один из моментов этой активности, возникает тогда, когда координация между организмом и средой нарушается и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам. В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджел (1849-1949).

В подготовленном им президентском адресе к Американской психологической ассоциации "Область функциональной психологии" (1906) подчеркивалось: психология есть учение о психических (ментальных) операциях; она не может ограничиться учением о сознании, ей следует изучать многообразие связей индивида с реальным миром в сотрудничестве и сближении с неврологией, социологией, педагогикой, антропологией; операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой; назначение сознания - "аккомодация к новому"; организм действует как психофизическое целое.

Образовавшаяся на функционалистской традиции Чикагская школа привлекла в свои ряды десятки психологов. После Д.Энджела ее воглавил Гарвей Кэрр (1873-1954 ), отразивший свои позиции в книге "Психология" (1925). Эта наука определялась в ней как изучение психической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли. "Психическая деятельность состоит,- писал Г.Кэрр,- в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением". Чикагская школа укрепляла влияние объективного метода в психологии. Считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности (язык, искусство).

К функциональному направлению относят и колумбийскую школу, которую возглавил Роберт Вудвортс (1869-1962). Его главные труды "Динамическая психология" (1918), "Динамика поведения" (1958). Он относил себя кэклектикам. Новизна его психологических концепций заключалась в том, в что в популярную в 20-х годах формулу "стимул - реакция" была введена важная переменная -организм: 5 - О - Я. Он разделяет мотивацию и механизм поведения. Механизм складывается из двух звеньев: подготовительного (установка); "консумматорного" (завершающей реакции, благодаря которой достигается цель). Мотивация, по его мнению, активизирует механизм и приводит его в действие. После удовлетворения потребности применение механизма может приобрести мотивационную силу. Отраженные подходы превращали средства в цель, что вело от неопределенной трактовки действия как функции сознания к конкретно-научной разработке этой категории.

Таким образом, функционализм стремился рассмотреть все психические процессы под углом зрения их приспособительного - адаптивного характера. Это требовало определения их отношения к условиям среды и потребностям организма. Понимание психической жизни по образцу биологической как совокупности функций, действий, операций было направлено против механической схемы структурной психологии. Отсюда функциональную психологию трактуют как теорию "потока сознания".

Сторонники направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Естественно-научную трактовку психических функций поддержали известные психологи И.Рибо (Франция), Н.Ланге (Россия), Э.Клапаред (Швейцария), идеалистическую - К.Штумпф (Германия), представители Вюрцбургской школы. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе и способность регулировать внешнее поведение остались в функционализме неопределен­ными. Само понятие "функция" не было ни теоретически, ни экспериментально обосновано и имело тенденцию смыкания с древним телеологизмом.

Развивающаяся молодая психология заимствовала свои методы у физиологии. Собственных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 -1909 ) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге "О памяти" (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести точные математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Занявшись этой проблемой, он изобрел особый объект - бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, "мон", "пит" и т.п.).

Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся количества слогов, времени заучивания, числа повторений, промежутка между ними, динамики забывания (репутацию классической приобрела "кривая забывания", показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) и других переменных.

В различных вариантах были получены данные, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала различного объема, забывания различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его концы), эффекта сверхзаучивания (повторение списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др. Тем самым законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам. Но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания (будь то психический образ или акт) изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти. Таким образом, использовались метод заучивания и метод сбережения, которые позволили оценить: а) количество повторений, необходимых испытуемому для безошибочного воспроизведения предлагаемой последовательности; б) уровень увеличения скорости повторного заучивания якобы полностью забытого материала.

Данные экспериментов Эббингауз сформулировал в нескольких законах памяти: объем запоминаемого после однократного предъявления равен 6-8 бессмысленным слогам; при незначительном увеличении материала количество повторений для запоминания возрастает во много раз. Поэтому увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности; время, которое требуется для заучивания материала, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами (например, если материал требует 30 повторе­ний, то лучше 3 дня по 10 раз, чем 30 раз в один день); более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся; после того, как материал выучен, его необходимо повторять; забывание сразу идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается ("кривая забывания"); "фактор или эффект края" - в начале и в конце материал запоминается лучше, чем в середине изложения; зафиксировано различие между запоминанием бессмысленного и осмысленного материала: для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных смысловых единиц (то есть память - осмысленный процесс); тренировка в запоминании одного материала приводит к улучшению запоминания и материала другого рода.

Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря - объективно. Равенство психики и сознания (принятое в ту эпоху за аксиому) перечеркивалось.

То, что в европейской традиции обозначалось как процессы ассоциации, вскоре становится одним из главных направлений американской психологии под именем "научения". Это направление принесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических. Среди новых объяснительных принципов выделялись: вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде в целях выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (каузальной) схемы. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие об ассоциации приобрело особый статус. Прежде она означала связь идей в сознании, теперь же - связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.

Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий, а по принятой вскоре терминологии - научения. Первый крупный успех в преобразовании понятия об ассоциации принесли опыты над животными (главным образом кошками) Эдвара Торндайка (1874 - 1949), американского психолога, исследователя проблем научения и закономерностей адаптации организма. Он использовал так называемые проблемные ящики.

Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк объяснял свои опыты несколькими законами научения. Прежде всего законом упражнения (двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей). К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно сочетаются с ситуацией те из них, которые сопровождаются чувством удовлетворения.

Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т.е. физиологический механизм), а закрепляются связи благодаря чувству (т.е. субъективному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них "кривой научения", где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Главная книга Торндайка называлась "Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных" (1898).

До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов относилось за счет идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов - машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы. Согласно Торндайку они являются интеллектуальными, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой организм, используя наличный запас ассоциаций, бессилен. Выход состоит в вы­работке новых ассоциаций, новых двигательных ответов на необычную для него - и потому проблемную - ситуацию.

Упрочение ассоциаций психология относила к процессам памяти. Когда же речь шла о действиях, ставших автоматизированными благодаря повторению, их называли навыками. Открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков.

Между тем он считал, что исследует интеллект. На вопрос: "Имеется ли ум у животных?", был дан положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвинского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных. Этот стиль мышления открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов. Главные достижения в разработке этих методов применительно к психологии связаны с творчеством Фрэнсиса Гальтона (1822 -1911). Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена Ч.Дарвина, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на данный постулат, Гальтон стал пионером в разработке генетики поведения.

Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены.

В книге "Наследственный гений" (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучению индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант, чем, скажем, цвет глаз. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но у Гальтона, которого иногда называют первым практикующим психологом, был более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.

Свои испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.

Гальтон применял тесты для изучения работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем практика требовала информации о высших функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.

Первый вариант решения этой задачи принадлежал французскому психологу Альфредд Бине (1857- 1911), основателю первой во Франции психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили две его дочери). Однако вскоре по заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, неленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах.

В Германии Вильям Штерн ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. Ай-Кью). Данный коэффициент соотносил "умственный" возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (когда "умственный" возраст ниже хронологического), либо одаренности (когда "умственный" возраст превосходит хронологический). Это направление под именем тестологии стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии (а не чисто эмпирически) решать вопросы обучения, отбора кадров, профпригодности и др.

Достижения экспериментального и дифференциального направлений, наиболее ярко воплощенные в творчестве названных исследователей, но ставшие возможными благодаря работе всего поколения молодых профессионалов, подспудно и неотвратимо изменяли предметную область психологии. Это была иная область, чем очерченная в теоретических схемах, от которых психология начинала свой путь в качестве науки, гордившейся своей самобытностью. Предметом анализа служили не элементы и акты сознания, никому неведомые, кроме субъекта, изощрившего свое внутреннее зрение. Им стали телесные реакции, изучаемые объективным методом. Выяснилось, что их связи, носившие в прошлом имя ассоциаций, возникают и преобразуются по особым психологическим законам. Их открывает эксперимент в сочетании с количественными методами. Для этого нет необходимости обращаться ни к физиологии, ни к показаниям самонаблюдения.

Что же касается объяснительных принципов, то они черпались не в механике, снабжавшей психологическую мысль в течение трех веков принципом причинности, а в дарвиновском учении, преобразовавшем картину организма и его функций.

Американский психолог У. Джеймс, подводя итоги исследований сознания, отметил тот факт, что метод традиционной психологии подобен анатомическому. Большая часть психологов, как пишет он, поступает следующим образом: сначала целое расчленяется на более-менее устойчивые части, а затем реконструируется, исходя при этом из предположения о существовании простейших идей и следуя декартовскому принципу восхождения от простого к сложному. В результате «слагается» искусственное структурное сооружение, несоответствующее реальному положению дел.

Исходя из результатов исследования собственного внутреннего опыта, Джеймс пришел к заключению, что в самонаблюдении мы имеем дело с процессом непрерывных изменений состояний сознания, к которому применимо гераклитовская метафора «реки» или «потока». Но именно эта непрерывность или «сплошность», как пишет он, образует единое, динамическое целое, придающее человеку чувство тождественности с самим собой.

Дальнейший анализ сознания позволил Джеймсу выделить в нем два вида состояний: «устойчивые» и «изменчивые». Первые имеют наглядную чувственную основу, оречевляются в форме существительных и являются основным предметом исследований в традиционной психологии. Вторые – изменчивые не имеют ни наглядно-образного содержания, ни определенных наименований и с большим трудом поддаются словесному выражению. По мнению Джеймса, трудности словесного описания «изменчивых» состояний привели сенсуалистов к полному отрицанию их реальности, а рационалистов к постулированию «чистых мыслей».

С точки зрения Джеймса, и те, и другие не правы. Эти состояния выполняют важную роль в «потоке» сознания: они подготавливают переход от одного «устойчивого» состояния к другому. Более того, выражение этих состояний в речи вполне возможно». Нет союза, предлога, наречия приставочной формы или перемены интонации человеческой речи, которые не выражали бы того или другого оттенка или перемены отношения, ощущаемой нами действительности в данный момент.…Как мы говорим об ощущении синевы или холода, так точно мы имеем право говорить об ощущении «и», «если», ощущении «через»

Джеймс считал, что трудности словесного выражения состояний сознания связаны с укоренившейся привычкой «субстантивировать» только те части речи, которые обозначают предмет.

Согласно Джеймсу, состояния сознания – не безличные феномены самонаблюдения. Они принадлежат конкретному действующему лицу, познающему свой внутренний опыт. Понятию «чистая мысль» он противопоставляет «моя мысль» или «мысль другого человека». Даже априорные идеи, в существовании которых он не был вполне уверен, с его точки зрения, «присваиваются» тем, кто ими обладает.

Мышление в трактовке Джеймса – процесс непрерывный и продуктивный. Непрерывность в его понимании означает принадлежность определенному субъекту, соотнесенную с аутентичностью: пока человек аутентичен, его мышление непрерывно; нарушение отношений аутентичности приводит к соответствующим нарушениям мышления.

Продуктивность является отличительной особенностью мышления по сравнению с другими познавательными процессами. Каждая отдельная мысль, по Джеймсу, «уникальна». Мысль, сама по себе, как таковая, менее всего поддается самонаблюдению. Она подобна «летящей стреле», в одно мгновение преодолевающая расстояние от одного объекта к другому и все попытки «захватить» её в полете заканчиваются тем, что она тут же видоизменяется. Тем не менее, мышление не бессвязный процесс. Между отдельными мыслями существуют вполне определенные отношения, которые Джеймс называет функциональными.

Мышление, как пишет Джеймс, «выручает нас» в неопределенных стечениях обстоятельств, когда чувственный опыт оказывается бессильным. Оно помогает в выборе полезных для нас фактов, «подталкивает» нас к выводу и «придает» ему такую «очевидность», которую мы не могли бы извлечь из непосредственно воспринимаемого. Благодаря мышлению возможно расширение наших знаний о реальной действительности без обращения к чувственным предпосылкам непосредственного опыта. Пытаясь выделить мышление из сферы ассоциативных умственных процессов, Джеймс определяет его как «способность ориентироваться в новых для нас данных опыта».

Мышление в трактовке Джеймса – процесс опосредованный, включающий анализ, «отвлечение», сопоставление и обобщение. Оно предполагает наличие знаний, умений и «проницательность». Избирательность мышления, по Джеймсу, проявляется в том, что человек осуществляет отбор только тех фактов, которые имеют для него нравственную или эстетическую ценность, практическое значение или личный интерес.

Основной вопрос психологии заключается не том, что такое сознание или мышление, а в том, для чего они существуют, развиваются и каковы их функции в жизни конкретного человека. Ответ на этот вопрос Джеймс находит в работах известного английского психолога – эволюциониста Г. Спенсера, согласно которому сознание выполняет функцию приспособления к среде. Джеймс принял эту точку зрения и свою задачу, как психолога, усматривая в исследовании причинных связей между условиями жизни, состояниями сознания и действиями субъекта.

Человек в концепции Джеймса – не пассивный созерцатель происходящего, а субъект деятельности и познания, обладающий психическими способностями и использующий свои способности в личных интересах.

Исследования Джеймса сместили акценты американской психологии с сознания, замкнутого в самом себе, на связь между сознанием и поведением; они подготовили переход от структурного анализа к функциональному, от психологии сознания к психологии адаптивного поведения. После Джеймса американские психологи стали рассматривать мышление как «инструмент приспособления», который можно развивать и совершенствовать посредством обучения. Функциональные отношения приобрели конкретную форму выражения в корреляционных связях, где независимая переменная определялась в соответствии с точкой зрения исследователя. Предмет исследований стал смещаться в область действий, направленных на решение практических задач и удовлетворения потребностей. Роль сознательных процессов стала сводиться к оценки успешности действий. Функциональная психология как самостоятельное направление, основоположником которой по праву считается У. Джеймс, существовала недолго, но функциональный принцип объяснения отношений между психологическими феноменами, с одной стороны, и физическими, физиологическими или социальными, с другой, - не утратил актуальности и в наши дни. Фактически, все те, кто приоритет отдает действию, разделяет этот принцип.