Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Конспекты уроков обучение грамоте и письмо «Буквы Ш,ш и звук. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш Физминутка с речевым сопровождением

Конспекты уроков обучение грамоте и письмо «Буквы Ш,ш и звук. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш Физминутка с речевым сопровождением


Конспект занятия звук и буква Ш

Учителя- логопеда МБДОУ

«Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Кандалакша

Беляевой Анны Сергеевны

Цель:

    Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;

    Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

    Продолжать учить детей составлять предложение по схеме;

    Развитие внимания, памяти.

Ход занятия

Организационный момент

Л.- Дети, сегодня к нам на занятие пришел дед Буквоед, и принес разные задания, что бы проверить, готовы ли вы к школе.

А вот и первое задание от деда Буквоеда. Загадки. Отгадав загадки, вы узнаете, с каким звуком и буквой вы познакомитесь сегодня на занятии.

Л.- Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет.

Д.- Кошка

Л.- Он обнимет шею,

Станет мне теплее.

Д.- Шарф

Л.- Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок.

Д.- Шмель

Л.- Какой звук встречается чаше других в отгадках?

Д.- Звук Ш встречается чаще

Сообщение темы

Л.- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой Ш.

Основная часть:

Знакомство со звуком.

Л.- Возьмите зеркала и произнесите звук [Ш], глядя в зеркало. Определите, согласуется ли у вас язычок с зубками?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Л.- Расскажите деду Бувоеду о звуке Ш

Л.- Звук “ш”гласный или согласный?

Д.- Звук Ш согласный

Л.- Почему?

Д.- Воздух встречает преграду

Л.- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Д.- согласные звуки мы обозначаем синим цветом.

Л.- Определим, звук Ш звонкий или глухой? Поставьте ладонь к горлу, голосок «звенит»?

Л.- Значит, звук Ш звонкий или глухой?

Д.- В горлышке не звенит голосок, звук ш глухой

Л.- Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Развитие фонематического слуха

На доску выставляется «звуковая» линейка и картинки в названии которых звук Ш стоит, в начале слова, середине слова и конце слова.

Л.- дед Буквоед приготовил картинки

Л.- Посмотрите на картинки, найдите среди них слова, в названии которых звук Ш стоит в середине слова

Л.- Найдите звук Ш в середине слова

Найдите звук Ш в начале слова.

В конце слова.

Л.- дед Буквоед, посмотри какие наши дети внимательные

Знакомство с буквой:

На доску выставляется картинка с изображением шляпы.

Л.- Что это?

Д.- Это шляпа

Л.- Какой первый звук в слове шляпа?

Д.- Первый звук в слове шляпа, звук Ш

Л.- Какой буквой мы обозначаем звук Ш?

Д.- Звук Ш мы обозначаем буквой Ш

Л.- На что похожа буква Ш?

Д.- Буква Ш похожа на забор

Д.- Буква Ш похожа на расческу

Д.- Буква Ш похожа на шпалы

Л.- Найдите букву Ш в коробке и поставьте на линейку.

Физминутка:

Л.- Устал дед Буквоед, отдохнуть хочет. Тихонько встаньте, подойдите к ковру.

Накачаем шины на нашей машине ш-ш-ш

Хорошо накачали шины? Проверим.

Л.- Наехали мы на камень. Спустило шину шшшшшшш

Работа над звуковым составом слова:

На доску выставляется картинка Шуба

Л.- Дети, что это?

Д.- Это шуба

Л.- Составим схему к слову “шуба” для деда Буквоеда

Л.- Сначала, разделим слово на слоги, приготовьте ладошки

ШУ-БА

Л.- Какой первый слог в слове шуба?

Д.- Первый слог в слове шуба, слог Шу

Л.- Какой второй слог в слове шуБа?

Д.- Второй слог в слове шуба, слог Ба

Л.- Сколько всего слогов в слове шуба?

Д.- В слове шуба, два слога

Л.- Какое слово получилось?

Д.- Шуба

Л.- Я предлагаю поиграть в игру «Живые звуки»

Игра «Живые звуки»

Л.- Какой первый звук в слове шуба?

Д.- Первый звук в слове шуба, звук Ш

Л.- Выходи …

Л.- Какой второй звук в слове шуба?

Д.- Второй звук в слове шуба, звук У

Л.- Выходи…

Л.- Какой третий звук в слове шуба?

Д.- Третий звук в слове шуба, звук Б

Л.- Какой четвертый звук в слове шуба?

Д.- Четвертый звук в слове шуба, звук А

Л.- Читайте за моей рукой: «Шуба»

Л.- Сядьте на места и выложите слово шуба с помощью фишек.

Л.- Напишите слово шуба с помощью букв.

Работа по схеме предложения:

На доску выставляется схема предложения и картинки

Л.- деду Буквоеду будет очень приятно, если вы составите для него предложения.

Л.- Придумайте предложение про мышку по предложенной схеме.

Л.- Мышка что делает?

Д.- Мышка прыгает,

Д.- Мышка бегает.

Л.- Дети, кто это?

Д.- Это шмель

Л.- Придумайте предложение про шмеля по предложенной схеме

Д.- шмель летит

Д.- шмель жалит

Л.- А теперь составьте предложение из трех слов о мышке, шмеле.

Л.- Мышка пищит как?

Д.- Мышка пищит тихо

Л.- Шмель летит как?

Д.- Шмель быстро лети

Подведение итогов занятия

Л. — Поиграем в игру «Добавь слог». Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”

Бабу – шка пу — шка

Лягу – шка мы – шка

Поду – шка ко – шка

Кату – шка ми – шка

Неваля – шка гармо – шка

Л.- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

Д.- Мы сегодня познакомились со звуком и буквой Ш

Л.- Что вызнаете о звуке Ш?

Д.- Звук Ш согласный, глухой, твердый.

Л.- Дети, вспомните слова со звуком Ш

Л.- деду Буквоеду понравилась Аня. Она составила интересное предложение, Даша внимательно слушала все задания, которые задавал дед Буквоед. Варвара следила за звуками и отвечала полным предложением.

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы - учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Звук ш. Буква ш.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Корткеросский район Республика Коми

Методическая разработка урока.

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Звук [ш]. Согласная строчная буква ш.

Урок «открытия» нового знания.

Оборудование : мультимедийное оборудование, картинки с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа) для работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями для чтения (слоги, слова), карточки для индивидуальной работы (найти букву ш в словах), карточки с однокоренными словами, знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (кружочки оранжевого цвета, который символизирует регулятивные УУД) , три элемента буквы ш, карточка «Лесенка успеха», Буквоград;

Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Букварь:учебник для первоклассников, Пронина О.В. Пропись «Мои волшебные пальчики» №3, тетрадь для печатания, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия природы.

Цель урока : познакомить с новым звуком [ш] и строчной буквой ш.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

    Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Б) познавательные УУД:

    Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

    Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

    Способствовать овладению умением выделять звук [ш] из потока речи.

    Учить выделять отличительные признаки изученного звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.

    Формировать умение узнавать графический образ буквы ш, научить писать строчную букву ш.

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Образовательные технологии : технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, исследовательская, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, здоровьесберегающая технология.

Форма работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Ожидаемый результат: уметь давать характеристику новому звуку, выделять звук [ш] в словах, записывать его соответствующей буквой, правильно читать слоги, слова с новой буквой.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте подарим, друг другу слово здравствуйте. Проверьте,

готовы ли вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

(слайд №2)

К нам в класс пришёл гость. Кто это?

Зачем Смайлик пришёл к нам на урок?

Начинаем наш урок обучения грамоте. Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Смайлик тоже всем дарит свою улыбку. Пожелайте друг другу удачи. В путь!

Дети настраиваются на урок.

Да готовы.

Ученик Смайлик.

Смайлик помогает нам учиться, узнавать новое.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Начнём с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.

Какие бывают звуки?

(слайд №3, анимация 1-16)

Откройте Букварь на странице 82. Посмотрите на знакомые нам схемы звуковичков, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(слайд №4)

Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им шляпки и закрасьте башмачки.

(слайд №5)

Сегодня мы вместе с нашим

учеником Смайликом продолжим путешествие по стране звуков и букв.

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать? Кого привёл с собой Смайлик?

(слайд №6)

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?

Что же мы сегодня будем открывать?

Гласные и согласные; гласные звуки могут быть ударными или безударными; согласные звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими.

Дети открывают учебник.

Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т],[т’],[к],[к’],[с],[с’],[п],[п’].

Дети дают характеристику звукам, рисуют шляпки, закрашивают их в чёрный цвет, закрашивают башмачки один синим цветом, другой зелёным.

Дети отвечают, что они сегодня будут работать с новым звуком и новой буквой.

Урок «открытия» новых знаний.

Так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Новый звук и новую букву.

Личностные : что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге. Познавательные: извлекать информацию из схем.

3. Выявление места и причины затруднения.

Что необычного заметили у схемы - звуковичка?

Ребята схема-звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой

у вас возникает вопрос?

Может, уже кто-то догадался, о каком звуке пойдёт речь?

Почему возникло затруднение?

Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. В случае затруднения, что надо сделать?

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

Вспомните, какой звук издаёт змея?

Как шумит чайник при кипении?

Как шуршат осенние листья под ногами?

А теперь давайте пошуршим все вместе ш-ш-ш.

Проживает ли такой звук в нашем «Буквограде?»

Восклицательный знак.

Чем новый звук отличается от других звуков?

Мы не знаем, чем новый звук отличается от других звуков.

Остановиться и подумать.

Дети проговаривают звук, который издаёт змея, чайник, листья.

Коммуникативные:

уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: обнаруживать и формулировать учебную проблему

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставите?

Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь?

Что мы сейчас сделали?

Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, на доске будем выставлять кружок обозначающий, что пункт выполнен.

Звук [ш], буква ш

Узнать всё про новый звук и новую буквуи понять чем отличается новый звук от других звуков.

1.Узнать про новый особенный звук и познакомиться с новой буквой.

2.Научитьсяписать строчную букву.

Спланировали свою работу.

Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения.

Коммуникативные:

Совместно с учителем сформулировать цель.

5.Реализация построенного проекта.

1.-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

Почему вы так считаете?

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему. Может кто-то знает, как решить эту проблему?

Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный звук, что мы можем про него ещё узнать?

Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

Почему вы так решили?

Какую шляпку наденем на «звуковичка»?

(слайд №7, анимация 1-2)

Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

Проведём исследование этого звука. Для этого поделимся на группы. Вспомните правила работы в группе.

Для выполнения этого исследования вы должны выбрать картинку из конверта с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа).

1 группа - выбирает картинку с предметом, в названии которого звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук.

2 группа – в названии, которого этот звук стоит в конце слова и в начале.

3 группа – в середине.

4 группа выбирает картинку с предметом, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук.

(слайд №8, анимация 1-4)

Все группы определились со словами?

Ребята составьте звуковые схемы этих слов. Когда будете характеризовать звуки не забудьте пользоваться нашей схемой - алгоритмом.

(слайд №9, анимация 1-16)

Выберите ответственного в группе, кто будет представлять результат вашей работы. Прошу выйти по одному представителю из каждой команды.

Дайте характеристику нового звука.

Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Раз он твёрдый, каким цветом раскрасим башмачок?

(слайд №10)

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Тогда послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ш] и послушайте, как он произносится, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

Назовите слова, выделите в них звук [ш].

К какому выводу пришли?

Кто ещё раз расскажет всю характеристику этого звука?

Каким цветом закрасим второй башмачок?

(слайд №11, анимация 1-2)

Посмотрите на схему нашего звуковичка, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «Буквограда»?

А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?

Это печатная буква ш.

На что похожа эта буква?

-Ах, табуретка хороша!

Перевернёшь и буква Ша.

(Е.Тарлапан)

-Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(В.Степанов)

(слайд №12, анимация 1-4)

Напечатаем букву ш в тетради для печатания.

В какой дом нашего Буквограда мы поселим нашу новую букву? (на стенде)

Приложение 1.

Откройте Букварь на стр.82 и проверьте, рассмотрев схемы звуковичков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква ш?

Какие новые знания мы открыли? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

2.-Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

Чему мы ещё должны научиться, какая следующая наша задача?

Посмотрите на печатную и прописную букву ш. Чем они похожи, а чем отличаются.

(слайд №13)

Строчная буква ш рассыпалась, кто попытается её собрать?

Где мы потренируемся писать строчную букву ш?

Откроем пропись на стр.26 , рассмотрим табло. Расскажите ещё раз, из каких элементов состоит строчная буква ш?

Есть ли новые элементы?

Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо.

Напишем пальчиком на ладошке также как я (под счёт), в воздухе (под счёт)

Что можно сказать о расстоянии между элементами?

Напишем на табло сначала элементы букв, потом сами буквы.

Подчеркните самую красивую букву.

Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим кружочком на доске.

В районе согласных.

Дети говорят, что при произношении встречает преграду, он не поётся.

Дети выдвигают гипотезы.

Дети высказывают свои предположения.

Звонкий или глухой, мягкий он или твёрдый.

Он глухой.

Доказывают.

Наденем чёрную шляпку.

Дети рисуют на голове «звуковичка» чёрную шляпку.

Послушать, как он звучит в словах.

Дети вспоминают правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола)

Дети выбирают картинки, работая в группе.

Дети работают в группах. Составляют звуковые схемы выбранных слов, используют в своей работе схему - алгоритм характеристики звуков.

Дети рассказывают о своём исследовании.

Ответственные из каждой группы характеризуют новый звук по своим схемам.

Синим цветом.

Предположения

Дети слушают стихотворение.

Дети называют слова.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети дают полную характеристику.

Закрасим второй башмачок тоже синим.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети предполагают (гребень, табуретка, вилка, вилы и т.д.)

Дети печатают букву.

Дети селят в дом, где живут согласные, обозначающие глухие звуки.

С буквами, которые обозначают глухие звуки.

Узнали всё про новый звук, познакомились с новой буквой.

Потому что одна – печатная, другая – письменная.

Научиться писать строчную букву ш.

Дети называют сходства и различия.

Дети конструируют букву из рассыпанных элементов и с помощью магнита прикрепляют к доске.

В прописи.

Из трёх линий с закруглением вправо внизу.

Дети пишут на ладошке, в воздухе.

Оно одинаково.

Дети самостоятельно пишут элементы и буквы на табло и 1 –й строчке.

Дети ищут самую лучшую букву.

Научились писать строчную букву ш.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы.

Личностные : высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: проверять гипотезы

Физминутка

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаете вверх руки, если в середине – кружимся, если ловушка – хлопаем в ладоши.

Шуба, кран, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, шар, арбуз, лягушка.

3.-Прочитаемс карточки слоги и слова с буквой ш.

Есть ли сегодняшняя буква в словах? Кто не увидел? Выберите себе строчку, которую будете читать. Кто затрудняется первую или вторую, у кого лучше получается третью или четвёртую, кто хорошо читает, прочитайте пятую строчку и составьте с этими словами предложение.

(слайд №14)Приложение №2.

Поверяем на слайде.

1-ю и 2-ю строчку – прочитают те, кто читал эту строчку, затем прочитаем хором, затем по колонкам.

Проверяем 3, 4 и 5 строчку.

Какие слова вам непонятны? Кто может объяснить их значение?

А если мы всё-таки затрудняемся и не можем растолковать слово, куда мы можем обратиться за разъяснением?

Среди слов, которые мы прочитали, есть слово, которое обозначает название птицы. Назовите его.

(слайд №15)

Что вы знаете про эту птицу?

А где мы можем найти точную информацию?

(учитель показывает «Большую энциклопедию природы).

Назовите свои предложения, которые составили.

Какую задачу выполнили?

Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

Дети определяют место звука[ш] в словах и выполняют движения.

Дети выбирают себе строчку и читают самостоятельно.

Дети читают слоги.

Дети читают по очереди.

Дети называют непонятные им слова. Пытаются объяснить их значение.

К толковому словарю.

Дети с помощью учителя находят в словаре слова, которые вызвали затруднение и хорошо читающий ученик озвучивает толкование слова.

Дети рассказывают, что они знают про эту птицу.

В справочниках, в энциклопедиях, в интернете.

называют свои предложения

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Прочитаем вместе со Смайликом слова с карточек, которые даны на доске.

Штанишки, шалунишки, штаны, шалун, шут, машина, шутил, шутка, шутник.

На какие группы можно разделить эти слова?

Почему вы так разделили? Что можно сказать про эти группы слов?

Почему они однокоренные?

Назовите общую часть – корень в каждой группе.

Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?

Проверим нашу работу по слайду (слайд №16)

Дети читают слова.

Дети у доски делят слова на три группы, объясняют смысл слов.

Они однокоренные.

Общая часть, близкие по смыслу.

Дети называют корень в каждой группе.

Дети называют лишнее слово - машина, т.к не является однокоренным.

Дети сверяют то, что у них получилось.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

уметь структурировать знания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выполните задание на карточке. Найдите слова с буквой ш и подчеркните её.

(слайд №17)

(Паша, гостит, шутник, шапка – ушанка, сушит, ромашки, рассыпаны, шишки, штанишки, гном).

Проверим(Слайд № 18)

Дети выполняют задание индивидуально.

Дети проверяют свою работу и оценивают себя.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

(слайд №19)

Задание: надо составить слова из букв ШШК, между этими буквами нужно вставить гласные.

Какие слова получились?

Дети вспоминают правила.

1.Если не понял, переспроси.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Работать должны оба.

4.Один говорит, другой слушает.

Дети работают в парах, составляют слова.

Называют полученные слова (шашка, шашки, шишка, шишки)

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: уметь работать в паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, подведём итог. Все ли пункты плана выполнили?

Какое новое знание вы и Смайлик открыли сегодня?

Как вы думаете, всё ли мы узнали по этой теме?

Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?

Домашнее задание будет связано с нашей новой темой, оно будет на выбор. Потренируйтесь в чтении слов в Букваре, кто только учится читать стр.82, а те, кто читают уже хорошо могут поработать по стр. 83. В прописи на стр.28 заштрихуйте рисунок (по желанию).

(слайд №20)

Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь - на нижнюю ступеньку лестницы.

Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, ведь это только первый урок по новой теме. У вас всё получится.

Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме.

Поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика.

(слайд №21)

Спасибо!

Узнали, что звук ш всегда твёрдый и обозначается буквой ш.

Продолжить знакомство с буквой ш на следующем уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку. Ученики работают с левой половинкой лесенки «знаю».

Дети высказывают свои мнения.

Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Дарья Асигритова

Цель:

знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой Ш.

2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,

умение выделять нужный звук в словах.

3. Формировать умение устанавливать классификационные

отношения между понятиями.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

рассказа.

5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить

ударение.

7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,

память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение

разгадывать загадки.

8. Расширять и активизировать словарный запас детей.

9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Материал

Демонстрационный:

доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

Раздаточный:

картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы

(Дети сидят на ковре)

Отгадайте загадку:

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

Что ж едят они все?

Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

3. Основная часть занятия

а)Звуковой анализ слова «шишки»

(Дети сели за столы)

Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 5 звуков)

Давайте разберем слово «шишки»

Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 2 слога)

Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)

Разделите слово «шишки» на слоги.

Назовите 1-ый слог.

Из скольки звуков состоит 1-ый слог?

(1-ый слог состоит из 3-х звуков)

Назовите 2-ой слог.

Из скольки звуков состоит 2-ой слог?

(2-ой слог состоит из 2-х звуков)

Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])

Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

Поставьте ударение.


Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

б)Фонематическая зарядка.

(Дети сели на ковер)

Как шипит змея?

Как шипит гусь?

в)На что похожа буква Ш.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

г)Знакомство с буквой Ш.

(Дети сели за столы)

Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

Из скольки элементов состоит данная буква?

Что изображено на иллюстрации?

Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш])

Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

д)Игра «Кто внимательный?»

(Дети сидят на ковре)

Рассмотрите картинки.

Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»

(Дети встали в круг на ковре)

Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

ж)Подготовка руки к письму.

(Дети сидят за столом)

Пальчиковая гимнастика.


з) Работа в тетрадях .

Раскрашивание буквы Ш

Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

Подумайте почему на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш])

Что такое шляпа?

(Головной убор)

Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

Каким цветом раскрасите букву Ш?

А шляпу?

Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

и)Упражнение «Классификация предметов»

(Дети сидят на ковре)

Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.

В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.


Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

к)Прописывание буквы Ш

(Дети сидят за столом)

Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

(Дети сидят на ковре)

Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала» .

О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

Куда села кошка?

(На окошко)

От куда вышла мышка?

(Из норки)

Куда пошла мышка?

(На кухню)

Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)

4. Итог занятия.

С какой буквой познакомились?

(С буквой Ш)

Что мы узнали о звуке [ш]?

(Что звук [ш] всегда твердый)

УРОК

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В 1 Б КЛАССЕ.

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 1 г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

АЙРАПЕТЯН РАИСЫ ЮРИКОВНЫ

Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать навыки чтения, учить работать с текстом. 2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление. 3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок. Оборудование: ДВД проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.
-правило звонка. -приветствие гостей.
ΙΙ. Актуализация ранее изученного.
1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».
- О чём идёт речь в стихотворении? - Почему такое необычное название? - О чем вели разговор ребята? - С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости, уважения) - К какому выводу они пришли? (Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны!) - Как мы можем сказать строками из стихотворения. «А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня … (гость)» - К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы скажете мне в конце урока. - А пока повторим изученные звуки и буквы.
2.Повторение изученных букв по ленте.
- Называем гласные звуки. - Чем необычны буквы я и е. - Называем согласные -звонкие [н],[н"], … . -глухие [п],[п"], … . - Чем отличается буква Ч от других согласных букв. (звук[ч"] всегда мягкий) - Что это за буква? (ь) - Что в ней особенного (не обозначает звука) 3.Повторение значения ь.
бан ь ка сем ь я ден ь вороб ь и кон ь ки весел ь е
- Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков? (В первом столбике обозначает мягкость согласного звука; во втором разделительный мягкий знак).
ΙΙΙ.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и цели.
- Как шипят змеи (ш-ш-ш) - Как шипит гусь (ш-ш-ш) - Какой звук мы будем изучать? [ш]
2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)
Ша- ша- ша- мама моет малыша. Шу- шу- шу- я письмо пишу. Ши- ши- ши- в садик ходят малыши. Аш- аш- аш- у Марины карандаш. Шо- шо- шо все будет хорошо.
3.Определение места звука в словах.
- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах- отгадках? - Смешарик слушает как вы работаете.
1. Сегодня всё ликует В руках у детворы! От радости танцуют Воздушные... . ( ш ары) 2. И на мачеху стирала, И горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша как солнышко Кто же это?... . (Золу ш ка) 3. Кот живет у нас на крыше, А в подвале живут… . (мы ш и)

4. Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем: Там пишут и считают, Рисуют и читают. ( ш кола) 5. Не поедет без бензина Ни автобус, ни … . (ма ш ина) 6. Если ты его заточишь, Нарисуешь все, что хочешь Солнце, море, горы, пляж, Что же это … . (каранда ш )
4. Найти 5 слов со звуком [ш].
- Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш]. (шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)
5. Артикуляция при произношении.
[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
6. Знакомство с буквами Ш, ш.
Ш – заглавная, ш – строчная.
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать е и ё. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.
IV . Чтение с буквами Ш, ш.
1. Чтение слогов.
- Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)
ша шо шу ши ше
2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и множественного числа.
шуба – шубы шапка – шапки шар – шары
- Чем отличаются слова слева и справа?
4. Работа над лексическим значением слов.
а) груша б) шут в) шум пышка шипы шторм мышка шины шторы
а) Объясните значение подчеркнутого слова. (пышная круглая булочка) б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто? (шут – человек, который веселит людей) в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море? (шторм)
5. Работа с пословицами.
- Дополни пословицу. Поспешишь – людей … . догонишь насмешишь удивишь - Как вы понимаете эту пословицу? - Чтение пословиц в учебнике с. 140.
6. Физминутка.
Шура в школу шла, шишечку нашла. Шелуха шершавая, видно шишка старая.
6. Анаграммы.
- Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово. крыса – крыша пар – шар малина – машина месть – шесть
7. Повторение сведений о родственных словах.
шут шутник шутка шуруп шутливый шутить - Какое слово лишнее? (шуруп) . Почему? - Как назвать остальные слова? (родственные) - Какая у них общая часть, корень? (шут)
8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.
а) Чтение хорошо читающими учениками. - Какое время года описывает автор? - О ком рассказывается в тексте? б) Вторичное восприятие. - Придумайте заголовок. - Куда пошли дети? - Что они собирали? - У каких деревьев плоды шишки? - А все ли хвойные деревья вечнозеленые?
9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».
- О чем стихотворение? - Как описывает автор осень?
10. Ребусы.
шашка ф а \и/ (шишка) (шарф)

V . Закрепление изученных знаний.
1. Игра «Покоряем вершины».
(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).
2. Дополни слова на тему «Зима».
мо… ру… шу… са… лы… сне…
3. Чтение по ролям.
- Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь.
VI . Итог урока. Тест. У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.
- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. + 2. ь обозначает гласный звук. – 3. Звук [ш] – всегда твердый. + 4. Дети, лес, шишки. Это предложение. – 5. Звук [ш] – глухой. + 6. В слове шут звук [ш] в конце слова. – 7. В слове кошка нет звука [ш]. – 8. В слове шар звук [ш] в начале слова. + 9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. + 10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик) - Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок? (Потому что звук [ш] всегда твердый).
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.