Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Ломов борис федорович вклад в психологию. Биография

Ломов борис федорович вклад в психологию. Биография

(1927-1989) -российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор Института психологии АН СССР (1972-1989), создатель и гл. ред. Психологического журнала. Окончил психологическое отделение фак-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психологическим проблемам политехнического обучения (1954) и докт. дис: Человек и техника (очерки по инженерной психологии), (1963). Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в Л ГУ фак-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. переехал в Москву, где организовал и возглавил Институт психологии в системе АН СССР (1972 -1989). Значительная часть работ Л. посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков (Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Л., 1959; Осязание в процессах познания и труда/ совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко. Л., 1959). В этом же русле Л. исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации (Антиципация в структуре деятельности /в соавт., М., 1980). Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психического образа в регуляции конкретных видов деятельности (Образ в системе психической регуляции деятельности / в соавт., М., 1986). Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблему общения, Л. использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система су-бьект-субьектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека (Общение и познание. М., 1984). Большое внимание уделялось Л. проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе руководитель-подчиненный (Правовые и социально-психологические аспекты управления/соавт., М.,1972). Л. - один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления и субъекта трудовой деятельности и др. (Человек и техника. М., 1966; Человек в системе управления. М., 1967; Человек и автоматы. М., 1984). Большое внимание Л. уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; определению путей построения психологической теории; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. (Психологическая наука и общественная практика, М., 1973; Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984). В.А. Барабанщиков, В.А.Кольцова.

(р. 30.08.1948 г.) - действительный член (академик) Российской академии образования, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В 1980 г. окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по вопросам эстетического воспитания школьников, а в 2000 г. - докторскую диссертацию по проблемам дидактики социокультурного блока учебных дисциплин в образовательном пространстве школы и специфических особенностях профессиональной этнопедагогической подготовки учителей искусства и народной художественной культуры.

Начало трудовой деятельности Ломова связано с творческой работой и педагогической деятельностью. Более 10 лет он работал учителем рисования и черчения в общеобразовательных школах г. Москвы и активно занимался научной деятельностью. Ломовым сделан большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, культуры и искусства. Им разработана концепция сети углубленных художественных профильных классов в системе общеобразовательных школ и определена, апробирована и широко внедрена стратегия развития образовательной области «Искусство».

С 1982 по 1987 гг. Ломов, работая инспектором вузов Министерства просвещения CCCP, руководил системой художественно-графических факультетов и отделений культуры педвузов страны. При его непосредственном участии были открыты новые художественно-графические отделения и факультеты, усовершенствован и модернизирован пакет учебно-методической документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники).

С 1991 по 2007 гг. Ломов возглавил работу по созданию принципиально нового типа вузовского подразделения в Московском государственном областном университете - факультет изобразительного искусства и народных ремесел. Именно здесь на практике получила свое развитие этнопедагогика изобразительного искусства, где народные промыслы и ремесла стали дидактическим инструментарием образовательно-воспитательного процесса.

В 2007 г. Ломов С. П. в качестве ректора возглавил Педагогическую академию последипломного образования, где особое внимание было уделено модернизации системы переподготовки и повышению квалификации учителей. А в 2009 г. был избран на должность академика-секретаря Российской академии образования, где и работает по настоящее время.

Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Ломов внес как автор серьезных научных трудов, учебных пособий и книг по методике преподавания изобразительного искусства и профессиональному педагогическому образованию. Его монографии, учебники, пособия для учащихся и студентов: «Этнопедагогика русского изобразительного искусства», «Особенности графической подготовки студентов в педвузе», «Эстетическое воспитание в школе», «Этнопедагогика и народные промыслы», «Концепция образовательной области искусства в 12-летней школе», «Живопись», «Методика преподавания ИЗО», «Орнаментальная композиция», «Русские живописцы ХVIII-ХIХ вв.», «Информационные технологии и искусство», «Основы цветоведения», «Дидактика художественного образования», «Образование, искусство и культура в условиях глобализации» и другие, широко используются в учебно-воспитательном процессе различных профессиональных учебных заведений, школ, лицеев, гимназий.

Ломов С. П. - известный автор учебников по изобразительному искусству для общеобразовательных школ лицеев и гимназий. Продолжая линию деятельностной психологии в гармоническом развитии школьников, где творчеству отводится большая роль, он выстраивает учебный материал на лучших примерах классического искусства. Вся его деятельность неразрывно связана с педагогической наукой, искусством и образованием.

Сегодня Ломов С. П., работая в Российской академии образования, курирует важнейшие вопросы реформирования и обновления общеобразовательной школы, разработку и внедрение новых образовательных стандартов по всем предметным областям, фундаментальные и прикладные исследования педагогической науки, проблемные аспекты строительства «Новой школы» и перспективу её развития.

Ломов С. П. ведет большую общественную работу - является членом многих научно-методических, художественных советов и комиссий:
- Председатель научно-методической комиссии по художественно-графическим дисциплинам учебно-методического объединения при МПГУ;
- Председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам и художественному образованию при МПГУ;
- член Международной ассоциации школ "Юнеско" с 1991 г.;
- член Правления Творческого Союза художников России;
- эксперт ВАКа РФ по психолого-педагогическим дисциплинам.

Являясь руководителем крупной научной школы, у истоков которой находились такие выдающиеся художники как: И. В. Крамской, И. Е. Репин, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовсий, Д. Д. Жилинский , и ученые - А. И. Сапожников, А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский , В. В. Ванслов, Н. Н. Ростовцев, Б. Ф. Ломов , В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Станислав Петрович, продолжая их традиции, ведет большую научно-педагогическую и организационную работу. Им опубликовано свыше 150 научных трудов, он является автором ряда известных книг и учебников для школ и вузов по методике преподавания ИЗО. Ломов активно работает с аспирантами и соискателями. Под его руководством защитили кандидатские диссертации свыше 40 человек, докторские - 7 человек, более 20 воспитанников стали членами творческого Союза художников России, 9 из них получили международное признание, награждены почетными грамотами и дипломами.

В свободное от научной деятельности время Ломов С. П. активно занимается творчеством. Как живописец он известен широкому кругу зрителей. Его акварели и станковые картины выполнены в классической манере реалистического искусства. Они просты по манере исполнения, привлекательны по жанру, где пейзажные мотивы вызывают чувства радости и гордости за свою «малую» родину. Он регулярно экспонирует свои картины как в России, так и за рубежом.

Ломов С. П. имеет правительственные награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы: почетный работник высшей школы Минобразования РФ (2001 г.), почетная грамота Минобразования Московской области (2000 г.); Медаль «Достойному» Российской академии художеств (1999 г.); серебряная медаль творческого Союза художников России (2003 г.); золотая медаль творческого Союза художников России (2006 г.); диплом Российской Академии художеств за участие в выставке «Золотое кольцо России» (2004 г.); международные дипломы за организацию выставок в Германии (Мюнхен, Вальцхайм, Ольденбург, Шробенхаузен), Франции (Дижон), Италии (Милан), Исландии (Рейкьявик), Кипр (Никосия), Люксембург и др.

Также Ломов С. П. имеет ряд наград и благодарностей от общественных и научных организаций, образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом.

Ломов Борис Федорович (28 января 1927 г. --11 июля 1988 г.)- психолог доктор психологических наук, профессор. Окончил отделение психологии философского факультета ЛГУ (1951). В 1963 г. защитил докторскую диссертацию по инженер­ной психологии. Им основана первая в СССР лаборатория инже­нерной психологии (ЛГУ, 1959), он был первым деканом факульте­та психологии ЛГУ (1966). Ломов организовал и возглавил первый в Академии наук СССР Институт психологии (1971), основал «Пси­хологический журнал» (1980).

Ломов внес значительный вклад в развитие инженерной и общей, педагогической и социальной психологии, психологии управления и истории психологии. Стержнем научного творче­ства Ломова является идея комплексного подхода к изучению человека.

Основные труды: «Человек и техника» (1963); «Инженерная психология. Теория, методология и практическое применение» (в соавторстве) (1977); «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве с Е. Н. Сурковым) (1980); «Методологические и те­оретические проблемы психологии» (1984), «Вопросы общей, пе­дагогической и инженерной психологии» (1991).

_________________________________

Материалы, размещенные на сайте:

Борис Ломов

Психическая регуляция деятельности. Избранные труды

35-летию Института психологии РАН посвящается

© Институт психологии Российской академии наук, 2006

Системное исследование психического в концепции Б. Ф. Ломова

Вклад ученого в науку и его место в ее истории определяются новаторством в постановке и решении научных проблем, фундаментальностью исследований, широтой и многогранностью интересов, опорой на духовные ценности, унаследованные от предшествующих поколений, способностью оперативно реагировать на запросы жизни и доводить научные идеи до их конкретного воплощения, тем следом, который он оставил в умах и сердцах своих учеников. Всем этим критериям в полной мере соответствует деятельность Бориса Федоровича Ломова, выдающегося психолога, талантливого организатора науки, высокогуманной личности.

Талантливый ученый и выдающийся организатор науки, блестящий педагог и оратор, мудрый и внимательный наставник молодежи, прекрасный, чуткий, духовно богатый человек – таким запомнился Борис Федорович тем, кому судьба подарила счастливую возможность общаться с ним и работать под его руководством. Становление Б. Ф. Ломова как ученого проходило в Ленинградской школе психологии, известной богатыми научными традициями и гуманистической направленностью исследований. Его учителем был один из создателей этой научной школы, выдающийся советский психолог Б. Г. Ананьев.

После окончания психологического отделения философского факультета Ленинградского университета Б. Ф. Ломов поступает в аспирантуру НИИ педагогики, где под руководством Б. Г. Ананьева исследует психологические проблемы политехнического обучения и в 1954 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ соотношения навыков рисования и черчения».

С 1957 г. начинается преподавательская и исследовательская деятельность Бориса Федоровича в Ленинградском университете, где он читал курсы лекций по экспериментальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, математической статистике. По отзывам студентов, слушавших его, Ломова-лектора отличали глубина и основательность освещения материала, оригинальность суждений, живость и доходчивость изложения самых сложных вопросов, свободное владение предметом. Активность и инициатива молодого ученого, его организаторский талант приводят к тому, что он становится одним из ближайших соратников и помощников Б. Г. Ананьева в работе по созданию в ЛГУ факультета психологии. И именно Ломову как наиболее перспективному ученому и руководителю Ананьев доверил свое детище, рекомендовав его в 1966 г. на должность первого декана факультета. За короткий срок руководства факультетом Борис Федорович проводит большую научно-организационную работу, особенно по части создания учебных экспериментальных лабораторий. При нем факультет прошел самый сложный, начальный, момент своей истории, обрел свое лицо.

Научные интересы Б. Ф. Ломова на первом этапе его исследовательской работы связаны с разработкой общепсихологической проблематики. Он изучает особенности пространственных представлений и бимануального осязания, проводит экспериментальное исследование взаимодействия рук в процессе ощупывания и теоретически обосновывает роль осязания в осуществлении практических действий, рассматривает проблему формирования и динамики чувственных образов и графических навыков. Результаты научного поиска изложены Ломовым в работе «Формирование графических знаний и навыков у школьников» (1959), отмеченной премией Ленинградского НИИ педагогики, а также в подготовленном совместно с Б. Г. Ананьевым, Л. М. Веккером, А. В. Ярмоленко труде «Осязание в процессах познания и труда» (1959), удостоенном премии им. К. Д. Ушинского.

1960-е годы в нашей стране ознаменовались серьезными сдвигами в области научно-технического прогресса. Появление новых сложных технических устройств, развитие автоматизации производства объективно выдвигало на повестку дня и делало остро актуальной проблему взаимодействия человека и техники. Борис Федорович, уловив и осознав указанную тенденцию, включается в разработку новых сложных и ответственных проблем, став, по существу, одним из создателей отечественной инженерной психологии. Предмет его изучения – проблемы информационного взаимодействия человека и технических устройств; поиск оптимальных форм и способов управления механизмами и технологическими процессами; исследование закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации; рассмотрение человека как центрального звена системы управления и субъекта трудового процесса. Им были определены основополагающие принципы советской инженерной психологии, ее программа, задачи и пути развития. Этим проблемам посвящены такие работы Ломова, как: «Человек и техника» (1966), получившая первую премию ЛГУ; «Человек в системе управления» (1967); позже – «Человек и автоматы» (1984) и др.

В 1963 г. Борис Федорович защищает докторскую диссертацию по проблемам инженерной психологии и получает звание профессора. В 1965 г. он избирается членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1968 г. – членом-корреспондентом АПН СССР.

Борис Федорович вошел в историю психологии как создатель первой в нашей стране лаборатории инженерной психологии, организованной им в 1959 г. на базе Ленинградского университета. Здесь под его руководством начинали свой путь в науке многие впоследствии известные ученые, накапливался опыт проведения инженерно-психологических исследований, отрабатывались формы взаимодействия с практикой. Причем речь шла не просто о создании новой области знания – инженерной психологии и формировании оригинальной новой научной школы; результат был значительно масштабнее, имел глубокий исторический смысл. Психология в 1950–1960-е годы находилась на перепутье. Еще оставались в памяти жестокие репрессии 1930-х годов, обрушившихся на психологию, чрезвычайно болезненно и остро переживались последствия Павловской сессии 1950 г. И в этих условиях появление нового поколения талантливой молодежи, заявившей о готовности и способности решать самые сложные и острые проблемы жизни, было важным шагом на пути разрушения искусственно созданного усилиями идеологии статуса психологии как науки, имеющей чрезвычайно узкую зону практического применения. В эти годы особенно ярко проявилась та черта научного мышления Бориса Федоровича, которая выгодно отличала его и позволила ему выдвинуться в число лидеров отечественной психологии – его высокая сензитивность к запросам жизни, умение переформулировать практические задачи на языке науки, доводить научные идеи до их конкретного воплощения. Не каждому ученому дан этот дар. Борис Федорович обладал им в полной мере. Он тонко чувствовал жизнь, ее болевые точки, рассматривал психологию не как абстрактно-кабинетное знание, а как ту сферу науки, которая должна изучать живого реального человека в его конкретной жизнедеятельности. Указанная ориентация, усиливаясь с годами, превратилась в его научное кредо, оформилась в принцип единства теории, эксперимента и практики.

И хотя находились люди, упрекавшие Ломова в стремлении заземлить психологию, технократизировать ее, но думается, эти утверждения определялись непониманием плодотворности и новаторства его подхода, нежеланием расставаться с привычными формами организации научной работы, а главное – страхом представить свои научные результаты на беспристрастный и объективный суд практики. Тем более безосновательны были упреки, обращенные к самому Борису Федоровичу в том, что он является узко ориентированным ученым прикладной ориентации. В том-то и суть, что Борис Федорович удивительным образом сочетал в себе способности и глубочайшего теоретика, методолога психологии, и тонкого ученого-экспериментатора, и смелого, изобретательного психолога-практика. И именно это прекрасное сочетание способностей определило в немалой степени назначение его директором первого в стране психологического института в системе Академии наук, созданного указом Президиума АПН СССР 16 декабря 1971 г.

Опираясь на принципы системной методологии и опыт своих предшественников и учителей в области разработки проблем комплексного человекознания – В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева и других ученых, – Ломов обосновал научную стратегию развития Института, включающую целостный подход в изучении психической реальности, сочетание фундаментальных и прикладных исследований, использование разнообразных концептуальных оснований при разработке актуальных теоретических и практических проблем психологии. Эта научная идеология была воплощена в организационной структуре Института: его лаборатории охватывают своей проблематикой все уровни психики – от ее природного нейро-физиологического фундамента и до высших общепсихологических и социально-психологических уровней. Под руководством Ломова Институт превратился в авторитетный, продуктивно работающий центр научных и практических психологических исследований.