Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Метод эннеаграммы: Скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты. Эннеаграмма личности: целостная модель трансформации и развития сознания Эннеаграмма гурджиева расшифровка

Метод эннеаграммы: Скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты. Эннеаграмма личности: целостная модель трансформации и развития сознания Эннеаграмма гурджиева расшифровка

Эннеаграмма – один из широко используемых сегодня методов самоанализа. Он был разработан в начале XX века философом-мистиком Георгием Гурджиевым и позже в 1960-е доработан психологом Клаудио Наранхо, Эннеаграмма (от греческого ennea - «девять» и gramma - «написание», «графическое изображение») оказалась наглядным способом представить 9 типов личности, выделенных на основе внимательного наблюдения за поведением человека. Наше психологическое и духовное развитие символически представлено в ней как звезда с девятью лучами – «тенденциями», действующими в каждом из нас.

Чтобы определить преобладающий в вас тип, нужно ответить лишь на один вопрос-тест. Метод основан на гипотезе, согласно которой наша личность строится вокруг одного базового страха, идущего из детства. За этой очевидной простотой в действительности скрывается множество нюансов: мы носим в себе черты каждого из типов личности, представленных на эннеаграмме. Вот почему некоторые из нас узнают себя (в той или иной степени) сразу в нескольких портретах.

Следует иметь в виду, что эннеаграмма – это не способ классификации людей или наклеивания ярлыков, поэтому многие психологи не используют названия типов личности и предпочитают ограничиваться номерами: «тип 1», «тип 2» и т. д. Кроме того, не все психологи признают эннеаграмму научным методом, но, на наш взгляд, познакомиться с ней интересно.

КАК ПРОХОДИТЬ ТЕСТ?

Чтобы построить свою эннеаграмму, ответьте на вопрос-тест. Выберите наиболее близкий вам вариант ответа. Не торопитесь. Избегайте любых оценок, как позитивных, так и негативных. Возможно, вам покажутся близкими сразу несколько вариантов ответа. Это естественно, поскольку в каждом из нас есть разные качества. Важно выяснить, какое из них в вас преобладает. Если вы в нерешительности, то можете выбрать три варианта ответа. Для удобства запишите эти варианты на бумаге, расположив в порядке от более значимого для вас к менее значимому. Вернитесь к вопросу-тесту и отметьте свой первый вариант – в первом результате теста (соответствующем наиболее значимому для вас страху) будет указан ваш "главный" тип личности. Затем отметьте свой второй и третий вариант, эти результаты – ваши "второстепенные" типы. Зная номер своего эннеатипа, вы можете также прочитать о нем на сайте российского фонда Клаудио Наранхо.

Над тестом работал Эрик Пигани.

Иллюстрации: Лоик Сешрес.

Рассказывают, что папуасы, когда к ним попадали от европецев те или иные вещи использовали их не по назначению. Например: кто-то пытался рукояткой револьвера раскалывать орехи, кто-то ручные часы, ложки, вилки, рюмки носил в качестве амулета на груди, кто-то ящик с динамитом использовал как сиденье.

Положение с использованием энеаграммы для типологии современными «типологами» очень похоже на ситуацию у папуасов. Первым познакомил западный мир с законом энеаграммы Георгий Гурджиев. Однако Гурджиев никогда не давал описание девяти типов личности, связанных с эннеаграммой.

Современную типологию энеаграммы личности придумал боливиец Оскар Ичазо, ученик Фрица Петерса, ученика Гурджиева. Созданный О.Ичазо «Эннеагон Эго-Фиксаций» и другие аспекты личности, расположенные на энеаграмме, послужили основой для дальнейшего развития энеаграммической типологии личности. Начало преподавания О. Ичазо разработанной им программы личностного развития относится к середине 20 века. Разработанный им «Протоанализ» сочетает использование энеаграммы с другими символами и идеями. Оскар Ичазо основал Институт Арика, в Чили, позже он переехал в США. О. Ичазо автор термина «Энеаграмма личности».

Клаудио Наранхо, по профессии психиатр, изучал энеаграмму личности на курсах Оскара Ичазо в Арике. Он по-своему видоизменил учение энеаграммы, и уже в начале 70-х годов стал преподавать в Соединённых Штатах свою версию «Энеаграммы личности». К. Наранхо произвёл значительное влияние на развитие энеаграммической типологии. Какое-то время, учение Наранхо было закрытым от профанов, но потом оно стало доступным широкой публике. Ученики К.Наранхо нарушили запрет наложенный на преподавание ими энеаграммы.Возникли учебные группы и стали проводиться семинары по энеаграммической типологии.

Для того чтобы какая-то идея могла существовать, нужно чтобы кто-то был в ней заинтересован. К.Наранхо написал книгу, в которой делился своими соображениями по поводу применения энеаграммы для описания типов людей. А так как в деловом мире существует реальная потребность в оценке потенциала работников, то, помимо прямых учеников Наранхо, некоторые из ловких «психологов» предложили, разработанную К.Наранхо, субъективную модель человеческих типов как метод определения качеств людей.

Вследствие того что, за обучение или консультации в области типологии стали платить звонкой монетой, появилось большое количество «последователей». Таких, как например, Е. Палмер, Сюзан Занос и масса других «типологов», которые написали много книг, в которых они, так или иначе, пересказывали идеи К.Наранхо. Появились академии и институты, обучающие и консультирующие в области «энеаграммической типологии».

Гласом вопиющего в пустыне была книга У.П.Паттерсона «Taking With the Left Hand» в которой доказывалось, что «энеаграммическая типология» не имеет никакого отношения к реальной энеаграмме.

Люди слышали только то, что они хотели услышать. Справедливы слова жуликов, которые говорят: «Мы обманываем тех людей, которые уже желают быть обманутыми».

И сейчас идёт повсеместное оглупление людей пропагандой «энеаграммической типологии». Слово «энеаграмма» превратилось в бренд. Смысл энеаграммы как универсального закона развития систем полностью выродился.

Что же такое энеаграмма в представлении «энеаграммических типологов»?

Цитируем К.Наранхо; «Энеаграмма - это схема, посредством которой «центруется» каждая из пяти областей личности, являющихся, как уже упоминалось, тремя инстинктами, страстями и фиксациями. Помимо отражения личности, энеаграмма ещё и схема, и модель для двух дополнительных центров сущности, которые по традиции можно развить « упорными усилиями и осознанным страданием»».

Гурджиев же утверждал, что энеаграмма это один из трёх объективных законов, который объединяет закон трёх и закон октав.

Ученик Гурджиева Дж.Беннетт в своей книге: «Изучение энеаграммы» даёт полное и ясное объяснение этого объективного закона, сопровождаемое массой наглядных примеров.

Применительно к типологии человека надо вначале определить треугольник сил действующих в личности, а потом развитие личности согласно закону октав. И только после этого можно приступить к рассмотрению личности с точки зрения энеаграммы.

Что же такое личность? Личность вторична по отношению к сущности. Это структура взаимодействия сущности с окружающим её миром. Такая структура чрезвычайно многогранна, т.к. должна иметь адекватную реакцию на многие ситуации жизни.

Согласно учению Гурджиева рассматривать личность надо только в составе «Луча творения».

Исходя из учения о «Луче творения» сущность человека воспринимает вибрации, идущие от Абсолюта по Лучу творения. От Солнца эти вибрации, трансформированные воздействием вибраций планет солнечной системы, достигают органической жизни на Земле. Сущность человека, которая является частью органической жизни, воспринимает эти вибрации, трансформирует их и отдаёт тем слоям жизни на Земле, которые продолжают Луч творения к Луне. Так как Движение вибраций в Луче творения постоянно изменяется, как от Солнца к Земле, так и от Земли к Солнцу, то и человеческие сущности, возникающие на Земле, приобретают соответствующие качества. Наибольшее влияние на Луч творения, идущий от Солнца к Земле, имеет планета Юпитер. Цикл влияния Юпитера равен 12 годам.

Наибольшее влияние на Луч творения, идущий от Земли к Луне имеют: Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и сама Луна. Лунный цикл составляет 13 дней, 10 часов, 51 минуту и 26 секунд. Количество таких циклов в году составляет 28.

Таким образом, возникает 12х28= 336 типов сущностей. Личность человека является отражением его сущности. Получается, если говорить о типах личностей, их число тоже равно 336.

Однако надо учитывать, что кроме реальных личностей, как реакция сущности на социальные отношения возникает т.н. «ложная личность». Эта псевдо личность нужна человеку только как способ выживания в человеческой среде. Манеры этой ложной личности наслаиваются на реальную личность и искажают её проявления.

Например, ребёнок, который по типу личности склонен быть музыкантом, в результате решения родителей получает химическое образование и становится химиком. Он будет работать согласно выбранной специальности, но музыка будет для него «ключом к его душе». Такой субъект будет прекрасно общаться как специалист-химик, а внутри его будет звучать музыка. Одна его личность будет маскировать другую. Конечно, человек, живущий такой двойной жизнью несчастен, но это распространённое явление.

Любую организацию или коллектив людей можно рассматривать с точки зрения энеаграммы. Соответственно можно увидеть некоторое количество «ролей». Но это вовсе не типология. Реальный тип человека, попав на ту или иную «роль» в организации будет вести себя в соответствии со своей реальной личностью, искаженной своей ложной личностью.
Настоящая типология указывает на скрытый потенциал человека, реализуя который человек будет расти, развиваться и радоваться жизни.

Учение Четвёртого пути направлено, прежде всего, на нейтрализацию ложной личности и на указание реального потенциала человека – определение его типа сущности-личности.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Дэвид Хэй
9 измерений души. Эннеаграмма: в поисках истинного «Я»

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Благодарности

Эта книга появилась на свет благодаря тому, что я встретил своего духовного мастера – Ошо. Он вдохновил меня на занятия медитацией и участие в терапевтических группах.

Я хочу выразить благодарность Фазалю, моему духовному наставнику, который на протяжении многих лет обучал меня работе с Сущностью.

Я также хотел бы отметить наиважнейшую роль, которую сыграла в написании этой книги Мартина Дживана Вернер, мой немецкий издатель. Она была первой, кто предложил мне книгу написать, и мягко, но настойчиво напоминала о необходимости ее закончить.

Я хотел бы поблагодарить Марию Кренц, моего американского редактора, которая скорректировала изложение материала в некоторых ключевых точках, что в значительной степени улучшило книгу.

Я хочу также выразить любовь и благодарность Пиа Чиараппа, моему партнеру и компаньону, которая щедро делилась со мной любовью, смехом и нежностью, пока я был занят написанием книги.

Предисловие

В поисках рая

В самом раннем детстве я начал понимать, что у меня есть личная задача, которая, как мне тогда казалось, больше никого не интересовала: мне хотелось узнать, кто я. Я чувствовал, что мне надо что-то найти, но не понимал, что именно и где это искать. Возле дома, где прошло мое детство, было открытое поле, летом мне нравилось там гулять. Я ложился на землю, смотрел на проплывающие по небу великолепные облака и чувствовал, что вхожу в иное измерение. Оно было таким огромным и таким далеким от моей семьи и друзей, что выглядело запретным и странным. Казалось, что даже смотреть на него, переживая эту невероятную мощь настоящего момента, было неправильным. Я словно бы растворялся в своем дыхании, в изменчивой форме облаков, как будто сам летел вместе с облаками по небу. Проживание настоящего момента поглощало меня целиком, а когда я «выныривал» назад, то чувствовал, насколько мелка и незначительна моя повседневная жизнь. Кто я? В чем смысл жизни? Это было загадкой, которая продолжала сопровождать меня, даже когда я повзрослел.

Спустя много лет я наблюдал облака совсем в другом месте. Это случилось в горах неподалеку от Катманду, рядом с тибетским монастырем. Я видел все то же безграничное голубое небо, а знакомое переживание было таким сильным, что мне потребовалась вся моя энергия, чтобы только остаться с ним, чтобы просто присутствовать вместе с каждым вздохом, полным экстаза. Ястребы кружились в небе медленно-медленно, казалось, что они движутся во сне. Время почти остановилось, и мои мысли текли так же неторопливо, как меняющие форму облака. Я мог наблюдать свои мысли с огромного расстояния: вот они медленно втекают в мое сознание и вытекают из него. Я чувствовал себя похожим на птицу, подхваченную теплым полуденным бризом, на белые облака, плывущие по ветру в голубом небе – я был экстатичным присутствием, не принадлежащим ни времени, ни месту, ни форме.

В то время я думал, что нашел ответы на все вопросы или, по крайней мере, растворил их в реальности, которая лежит за пределами любых вопросов. Я знал, кто я. Или, скорее, я знал, кем я не являюсь: ни телом, ни умом, ни обусловленностями, ни верованиями, ни личностью. Мое состояние напоминало мне ответ Гаутамы Будды. Когда кто-то из окружения Татхагаты спросил Будду: «Откуда ты знаешь, что достиг просветления?», Будда ответил: «Земля – мой свидетель», и дотронулся до нее рукой. «Мир таков, каков он есть, и я таков, каков я есть, – и это правильно». В то время я ежедневно подолгу медитировал и получал наставления от тибетских лам. Это было время экстаза, блаженства и изумления. Жизнь казалась похожей на чудо, и каждая вещь приобретала значение, лежащее далеко за ее пределами. Все было полно жизни, даже так называемые неодушевленные объекты. Мой дух и мое тело стали прозрачными и проницаемыми, как будто я обрел тело света. Я ощущал, что становлюсь все более чувствительным ко всему, что меня окружает. Даже к тем странным насекомым, которые пробирались в мою хижину. Это было особое измененное измерение, похожее на то, что я знал в детстве, только теперь я входил в него осознанно, я открывал реальность, лежащую за пределами форм, я входил в рай.

Падение в Ад

Рай оказался очень хрупким. Всего через несколько лет я обнаружил себя в отвратительном процессе развода с женой, одинокого, потерявшего направление изгнанника в полнейшей пустоте. Каждый день напоминал кошмарный сон, полный отвращения к себе, отчаяния и тоски. Я попал в ад, из которого не видел никакого выхода, кроме самоубийства. И я никак не мог соединить то переживание блаженства, экстаза и света с этой темнотой, депрессией, беспомощностью и стыдом. Какой смысл жизни в свете, если в душе остается темнота? Как можно понять и соединить эти два переживания, если они разнятся как день и ночь? Эти вопросы горели во мне многие годы. А ответы пришли в виде Эннеаграммы1
«…Любое законченное целое, космос, организм, растение представляет собой эннеаграмму. Эннеаграмма – это универсальный символ . В эннеаграмму можно заключить все знание, и с ее же помощью можно его истолковать. В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, то есть понимает, только то, что он способен заключить в эннеаграмму» – это высказывание Гурджиева приведено в книге П. Успенского «В поисках чудесного». Здесь автор знакомит нас с Эннеаграммой, в которую заключено знание о психологическом и духовном развитии личности. – Примеч. ред .

Древней системы, направленной на понимание личности.

Первая встреча с Эннеаграммой

Впервые я встретился с Эннеаграммой в Иране, где многие мои друзья использовали в своих занятиях методы Гурджиева, русского мистика, который первым познакомил Запад с Эннеаграммой. По настоянию друзей я прочел книгу Петра Успенского2
Петр Успенский – ученик Гурджиева. – Примеч. ред.

«В поисках чудесного», которая произвела на меня огромное впечатление. Но интерпретация Эннеаграммы Гурджиевым показалась мне запутанной и непонятной. Я узнал, что Эннеаграмма – это система, представляющая девять типов личности, и что каким-то образом она связана с духовным ростом, но это все, что я тогда понял.

Многие годы спустя я снова встретился с Эннеаграммой, на сей раз в Индии, и это была уже совсем другая история. Во-первых, каждый тип личности был описан психологически обоснованными характеристиками, такими как «зависимый», «избегающий», «самовлюбленный» и так далее. Это поразило меня как приятное улучшение христианского набора характеристик, в котором доминировали грехи и пороки вроде похоти, зависти, гордости, обжорства и алчности – недостатков, которые, на мой взгляд, в большей степени принадлежат «Аду» Данте и «Кентерберийским рассказам» Чосера, чем современному миру. Новая система рассматривала и негативные, и позитивные аспекты личности, что несколько смягчило какие-то мои суждения о каждом из типов. Я смог определить и свой собственный тип: Романтик, тип номер четыре. Точность описания моего собственного типа поразила меня. Как могла какая-либо система иметь обо мне настолько точную информацию? Как могла система личностных характеристик знать так много о моей личной жизни, моем эмоциональном состоянии, моих верованиях и мотивациях? Но хотя я и был поражен точностью поздней версии Эннеаграммы, по-прежнему я не видел для нее практического применения.

Сущность и Эннеаграмма

Я не осознавал истинного значения и ценности Эннеаграммы до тех пор, пока не понял, как она отражает Сущность. Сутью каждого типа личности, описанного в Эннеаграмме, является какое-то сущностное качество, важный аспект нашего Существа, который оказался недооцененным, искаженным или отвергнутым в процессе нашего взросления. Эннеаграмма – это своего рода космическое зеркало, которое отражает для нас не только нашу личность, но и все измерения нашего Существа, нашу истинную природу. Для меня Эннеаграмма стала дверью к окончательному пониманию в себе тени и света, боли и экстаза. Через изучение Сущности и Эннеаграммы я открыл, что ядром каждой сложной ситуации или вопроса являются сущностные качества. Работа с Эннеаграммой помогла мне вновь обрести связь с утраченными сущностными качествами. Кроме того, Эннеаграмма оказалась ключом к полному пониманию ограничений моей личности и трансперсональных переживаний, которые лежат за пределами личности. Это понимание стало ответом на самые глубокие стремления моего сердца.

Введение и основные понятия

История Эннеаграммы

Записанная история Эннеаграммы неполна и ограниченна. Уверенно мы можем говорить только о том, что этот древний символ представлял собой способ понимания духовной эволюции человека. Без сомнения, он был частью мудрости Древнего Египта, христианского и иудаистского мистицизма, духовной традиции суфиев и мистиков ислама. Но мы не знаем, какую роль в истории сыграла Эннеаграмма на самом деле.

Устная традиция суфиев, вероятно, содержит ядро духовной мудрости Эннеаграммы. Кроме того, современное понимание Эннеаграммы основано, безусловно, именно на суфийском знании. Гурджиев утверждал, что он получил свое понимание Эннеаграммы от Сармонова Братства3
Сармоново Братство – название происходит от армянского слова «сарман», которое означает «тот, кто сохранил учение Заратустры». – Здесь и далее примеч. перев.

Суфийских дервишей, которые проживали в районе Бухары в Узбекистане. Фазаль Мукаддам (Faisal Muqaddam) и А. Х. Алмаас (A. H. Almaas), мистики из Кувейта, углубившие представления о различных сущностных качествах, в свою очередь почерпнули большинство сведений от суфиев западного Ирана.

Современная линия передачи Эннеаграммы начинается с Гурджиева, который открыл Эннеаграмму для Запада и привлек там к ней внимание. Оскар Ичазо (Oscar Ichazo), психотерапевт из Боливии, расположил эннеатипы в той последовательности, в которой они находятся сейчас. Он же первым дал каждому типу точное описание и определил отношения между внутренним Существом и личностью. Клаудио Нараньо (Claudio Naranjo), психиатр из Чили, описал типы с точки зрения психологии. Дон Ризо (Don Riso) и Хелен Палмер (Helen Palmer), писатели, помогли в популяризации Эннеаграммы на Западе, опираясь на работы Оскара Ичазо. Современный подход к Эннеаграмме разработан теми, кто работал с Клаудио Нараньо в Калифорнии. Это А. Х. Алмаас, Фазаль Мукаддам и Сандра Майтри (Sandra Maitri). На протяжении многих лет я работал с Фазалем в Италии, и это, безусловно, оказало влияние на мое понимание взаимосвязи Сущности и Эннеаграммы.

Что такое Сущность

Сущность управляет различными свойствами внутреннего Существа, определяет разные аспекты нашей истинной природы. Например, есть такие сущностные качества, как Радость, Сила и Воля. Эти свойства имеют особое значение. Каждая из девяти точек на кругу Эннеаграммы (диаграмма А) представляет собой не только тип личности, но также и определенный аспект Сущности.



Эннеаграмма может быть также представлена как разделенный на девять секторов круг, словно пирог, разрезанный на девять одинаковых кусочков (диаграмма В). Каждая из цифр Эннеаграммы обозначает тип личности и то качество Сущности, которое особенно проявлено в этом типе личности.



Несмотря на то, что только один аспект Сущности является центральным качеством, наиболее проявленным в конкретном типе личности, в идеале мы соединены со всеми сущностными качествами. Эннеаграмма собственно и отражает Сущность и разрыв с ней, Существо и разделение с ним. Эннеаграмма – это зеркало, в котором видны многие измерения нас самих. Различные сущностные качества – это определенные измерения нашего Существа. Сущность тесно связана и с нашим Существом, и с тем, что отделяет нас от него – с нашими ограничениями, недостаточностью, с тем, что нам необходимо исцелить и понять в себе.

Что такое фиксация

Каждый из девяти типов личности по Эннеаграмме имеет определенное отношение к жизни, фиксированную позицию. Поэтому для обозначения типа личности также используется слово «фиксация». Фиксации для Эннеаграммы – это застывшие модели мышления, эмоций и поведения каждого типа. Совершенно отличаясь друг от друга, эти модели, словно маски, служат личности защитой и поддерживают ее веру в собственную правильность и правоту. Фиксации – это уникальные формы отделения от Сущности. Каждая фиксация, как будто глубокий генетический сценарий, проявляется в деятельности нервной системы, в привычных позах тела, в эмоциональных реакциях и схемах мышления.

Обычно, используя слово «фиксация», я имею в виду не только те первичные фиксации, которые перечислены в начале каждой главы, но и личность в целом. Если мы пытаемся сопротивляться своим фиксированным сценариям, то тем самым только усиливаем их и даем им еще больше энергии. Пытаться избавиться от черт своего типа личности или отрицать свои фиксации – проигрышная позиция. Если мы начнем воевать с эго, мы проиграем сражение. Фиксации прямо противоположны сущностным качествам, фиксации прячут и затмевают в нас Сущность. Через понимание Сущности мы можем начать правильно понимать фиксации и ослаблять их хватку.

Детство и утраченная Сущность

В детстве на каждой стадии развития нас сопровождает переживание определенного аспекта Сущности. Например, ребенок Восьмого эннеатипа, Босс, уже на первом году жизни, между шестью и двенадцатью месяцами, в период проявления первой самостоятельности очень сильно переживает Красный аспект Сущности. В это время начинается процесс отделения ребенка от матери, и малыш приступает к исследованию мира за пределами своей связи с матерью. Но, кроме Красного аспекта Сущности, ребенок Восьмого эннеатипа остро переживает и ограничения своей свободы в исследовании мира. Эти ограничения рождают внутри такого ребенка гнев и чрезмерную озабоченность вопросами контроля, поскольку для него качество Силы имеет огромное значение, его заботит именно этот аспект Сущности. Ребенок начинает чувствовать, что качества Силы ему не хватает и это становится стержнем его фиксаций.

В детстве нам не удается усвоить урок каждой стадии развития. В каждый определенный период нам нужно чему-то научиться, что-то завершить, от чего-то избавиться. Переживание Сущности характерно для всех стадий, но обычно нам не удается интегрировать ни его, ни соответствующее ему сущностное качество очередной стадии. Например, ребенок Второго эннеатипа, Помощник, в свои первые полгода, в период симбиотической связи с матерью, глубоко переживает Золотой аспект Сущности, Любовь-Слияние. В этот период между ребенком и матерью очень много нежности. Но одновременно в ребенке-Двойке растет сильный страх, связанный с отделением от матери, поэтому ему трудно усвоить урок этой стадии и завершить ее. В результате в ребенке Второго эннеатипа поселяется беспокойство, связанное с потерей Золотого качества.

Переживания определенного периода детства могут привести нас к попыткам скрывать соответствующее ему сущностное качество, потому что потеря Сущности слишком болезненна. Либо, чувствуя потерю определенного сущностного качества, мы можем начать его имитировать, чтобы скомпенсировать эту потерю. Трудности каждого периода детства оказывают негативное влияние на следующий период. Сущностное качество утрачивается настолько, насколько не выполняются задачи данного периода детства. И нас отбрасывает в более ранний период. Некоторые качества более доступны нам, чем другие – все зависит от того, что случилось с нами в конкретный период детства. Чем с большими трудностями мы столкнулись, тем в большей степени утратили сущностные качества. Обычно именно в самый сложный для нас период детства начинают формироваться фиксации.

В момент рождения мы находимся в полном контакте со своим Существом. Свет, сияющий в глазах ребенка, подтверждает это. Мы полностью проницаемы и уязвимы. Взрослея, проходя определенные стадии развития, мы укрепляем эго, но все больше теряем контакт с Сущностью и внутренним Существом. Сущностные качества не поддерживаются окружением в должной степени, это ранит ребенка и не дает ему усваивать необходимый опыт. Свет, сиявший в его глазах поначалу, становится все более и более тусклым. Одновременно с потерей Сущности в физическом, эмоциональном и ментальном теле возникают энергетические зажимы. Что-то закрывается. Эго пытается компенсировать потерю Сущности, просто имитируя соответствующее качество. Но проблема состоит в том, что эго не может создать Сущность. Вместо этого оно лишь укрепляет фиксации. Из сияющей звезды мы превращаемся в потухшую, которая пытается продолжать излучать свет. Мы чувствуем, как что-то было потеряно или чего-то не хватает, но не знаем, что именно. Утрачена Сущность, и именно ее нужно обрести заново.

«Хорошая» пустота и разрушающая пустота

Рассматривая духовную и психологическую работу, обычно говорят о двух типах пустоты: о «хорошей» пустоте и разрушающей. Разрушающая пустота – это пустота психологической недостаточности, «хорошая» пустота – это трансперсональная пустота духовности. Это пустота Будды Гаутамы. Будда называл ее шуньята – пустота абсолютной внутренней открытости. Другой тип пустоты – это переживание собственной никчемности, ощущение себя ни на что не годным, недостаточным, неправильным. Такая психологическая пустота связана с потерей Сущности в детстве. Пустоту недостаточности безуспешно пытается скрыть или преодолеть эго. И на самом деле это не столько пустота, сколько состояние, заполненное разного рода дискомфортом. Если рассматривать эго как сопротивление, то можно сказать, что обычно внутри нас эго в большей или меньшей степени сопротивляется именно ощущению недостаточности, неправильности. Наш дискомфорт напрямую связан с потерей Сущности, потерей себя.



Духовная пустота – это переживание своего Существа. В этом переживании мы можем чувствовать себя более заземленными, более живыми, более радостными – в зависимости от того, с каким сущностным качеством мы соприкасаемся. Тем не менее, когда мы входим в контакт с определенным сущностным качеством, мы встречаемся не только с «хорошей» пустотой или хорошими чувствами. Например, соединяясь с Волей, мы можем обнаружить и то, почему или как это качество было в нас ослаблено или подавлено. Например, в жизни нам не хватало поддержки отца. Мы можем увидеть, как мы компенсировали для себя недостаток внутренней поддержки. Понимание Сущности открывает для нас совершенно новое понимание двух миров – духовной пустоты и психологической пустоты, и также показывает нам абсолютно точно, какова связь между этими двумя измерениями.

Внутри нас происходит постоянное движение между пустотой недостаточности и внутренней открытостью, между переживанием Сущности и подчинением фиксациям (диаграмма С). Можно сказать, что это перемещение от действительного переживания своего собственного Существа к деятельности эго, компенсирующей недостаточный контакт с Существом. Каждый из девяти типов личности неправильно понимает природу деятельности эго, ошибочно полагая, что некоторые действия эго могут привести к Существу. На самом деле эго, захваченное фиксациями, не может понять, что его действия приводят к отрыву от Существа, к отрыву от того, каковы мы на самом деле. Например, эннеатип Пять, Наблюдатель, путает Алмазное качество, Внутреннее Руководство и истинное понимание с интеллектуальной активностью и собиранием информации. Действия его эго обычно затемняют Алмазное качество и затрудняют чувствование внутреннего руководства. Эннеатип Три, Завоеватель, путает Независимость с непрерывной деятельностью и самоутверждением. Результат этих заблуждений всегда один и тот же: потеря контакта с внутренним Существом.

Эго прилагает все усилия, чтобы прикрыть пустоту недостаточности. Структуру личности в целом можно рассматривать как систему «оборонительных сооружений», заслоняющую от нас наши же ограничения и недостатки. Эго пытается компенсировать чувство собственной недостаточности и потери Сущности, но его действия приводят только к еще большему отрыву от Существа. И только когда активность эго ослабевает, когда эго устает от усилий и давления – только тогда начинается движение по направлению к Сущности и внутреннему Существу. Все происходит более естественно, и наша деятельность превращается в поток.

Личностные и внеличностные сущностные качества

Сущностные качества могут быть личностными и внеличностными. Некоторые качества, например Вселенская Любовь (качество Дневного Света) и Абсолют (Хрустальный аспект Сущности) являются в большей степени внеличностными и трансперсональными. Они относятся к сфере истинной природы существования. Вопросы, относящиеся к этим качествам, скорее глобальны, чем личностны. Другие качества, такие как Сила (Красный аспект Сущности) и Независимость (Жемчужный аспект) проявляются в большей степени как личностные. Личностные качества часто напрямую связаны с нашими различиями и индивидуальностью, со становлением более зрелой личности. Кроме того, личностные сущностные качества более тесно связаны с нашими детскими обусловленностями. Они личностны в полном смысле этого слова.

Многие качества, с которыми я познакомился, занимаясь практиками буддизма в Тибете, были внеличностны. Они почти не связаны со становлением индивидуальности и с психологической зрелостью. С личностными качествами я встретился позже, уже занимаясь не столько духовной, сколько психологической работой в поисках способов стать более зрелой личностью. Развитие зрелого восприятия себя – это фундаментальная часть работы по восстановлению Сущности.

Сергей БАРСУКОВ

Этой публикацией мы открываем цикл статей по технике самопознания и самоизменения человека, разработанных современными психологами на основании тех знаний, которые Западный мир получил от одного из самых интересных Учителей XX века Георгия Ивановича ГУРДЖИЕВА. Его идеи о типах человека не были представлены им как отдельное учение, но он использовал его на практике при работе с группой. Отдельные идеи, разбросанные в его работах и работах его учеников и последователей П.Д.Успенского, Родни Коллина, Оскара Ичазо, были сложены в теорию девяти типов личности, которую давно и активно разрабатывают в своей практической деятельности западные психологи.

ЭННЕАГРАММА ГУРДЖИЕВА

Что такое суфизм, нашему читателю объяснять не нужно. Но далеко не все знают о том, что еще в IX веке великие исламские мистики Зу-н-Нун аль-Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби создали учение о так называемой суфийской рефлексии, или самонаблюдении суфия. Исходя из предпосылок этого учения, каждый суфий должен постоянно и подробно отслеживать соотношение между своими реальными поступками и своими самыми тайными помыслами, дабы ежемгновенно быть глубинно искренним перед Господними очами.

И вот, в процессе совершенствования суфийского самоанализа возникло то, что Георгий Гурджиев назвал эннеаграммой - неким визуальным, или знаково-зрительным психологическим подспорьем, позволяющим более точно выявить подсознание суфия. Конечно, то, что вы сейчас прочитали, выражено в современной терминологии, но, по словам того же Гурджиева, учение об эннеаграмме являло собой глубоко традиционную форму передачи тайного суфийского знания непосредственно от учителя-мюршида к ученику-мюриду. Поэтому никаких письменных свидетельств о такого рода духовных практиках не существует.

Что же такое эннеаграмма?

Это слово состоит из двух греческих корней: «эннеа» - «девять» и «грамма» - существительное от глагола «графо», означающего «черчу», «описываю», «привожу в письменное состояние». Так что в дословном переводе эннеаграмма - это «начерченный девятиконечник» или «девятерик». Чертеж его представляет собой правильную окружность, в которую вписаны равносторонний треугольник и разомкнутый внизу шестиконечник, состоящий из двух усеченных самой окружностью треугольников с перекрещивающимися между собой сторонами (если продолжить их за линию окружности, они тоже образовали бы два правильных равносторонних треугольника, во всем подобных первому).

Итак, эннеаграмма - это окружность, в которую вписаны равносторонний треугольник и разомкнутый внизу шестиконечник, причем вписаны так, что все их девять углов, соприкасаясь с окружностью, делят саму окружность на девять равных частей.

По словам Гурджиева, каждой точке, обозначенной на окружности одним из углов девятерика, у суфиев соответствовали определенный склад ученической личности и тот род психологической практики, которую следовало применять мюршиду при работе с конкретным мюридом. Возможно, эти принципы духовной работы восходят еще к доисламской древности: ведь «эннеадами», то есть «девятками», в античном мире именовались священные девятерицы древнеегипетских богов. Самой первой такой эннеадой считаются девять богов города Гелиополь, располагавшегося в низовьях Нила; вот их божественные имена: Атун, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.
Но почему же именно Гурджиев ввел в современный мир эти древние знания? Думаю, чтобы понять это, нужно рассказать кое-что о самом Георгии Ивановиче.

УЧЕНИКОВ ОН ДЕРЖАЛ В ЭКСТАЗЕ

Родился Гурджиев в 1873 году в кавказском городке Александрополе в греко-армянской семье. По некоторым (непроверенным) сведениям, учился в той же самой тифлисской духовной семинарии, что и Иосиф Джугашвили - будущий товарищ Сталин, с которым Гурджиев якобы там встречался.

Среди учеников Гурджиева было в ходу внешне незамысловатое, но значительное по сути предание о том, что в детстве маленького Георгия больше всего на свете поразила одна древняя песня, которую пел ему его отец, - о мудром герое Гильгамеше, сравнявшемся в конце концов с богами. Хотите верьте, хотите нет, но содержание песни совпало с текстами клинописных табличек, найденных при раскопках в Ниневии и расшифрованных намного позднее отцовского исполнения. Подросший уже Георгий прочел об этом в каком-то журнале и поразился тому, насколько живучей оказалась устная традиция.

Именно после этого случая жизнь его обрела удивительную целостность, и он решил посвятить ее всю, целиком и без остатка, поискам эзотерического, тайного знания, передаваемого из века в век и из уст в уста - только посвященным.
Обрел ли он это знание? Судить не нам. Однако в 1920 году, будучи уже отнюдь не юношей, Гурджиев организовал в замке Приере в Фонтенбло, неподалеку от Парижа, Институт гармоничного развития человека.

«Хоть тело человека и бодрствует, но человеческое «я» в нем спит», - заявляет Гурджиев и, собрав вокруг себя учеников (а заодно и всех желающих), начинает пробуждать в них это самое вечно спящее «я». В чем конкретно заключались практические техники духовного пробуждения в системе психологического тренинга у Гурджиева - сейчас сказать трудно. «Я ничем не могу продвинуть вас дальше, я могу только создать условия, при которых вы начнете двигаться вперед сами», - говорил он ученикам.

«Это было черт знает что, - вспоминает писательница, ученица Гурджиева Маргарет Андерсон. - Попробуйте описать все возможные явления природы, и это будет Гурджиев. Его метод невозможно сравнить ни с психоанализом, ни с какой-либо другой интроспекцией. Это было скорее очищение от самого себя опустошением самого себя и новое наполнение самим же собой. Он очень точно видел и понимал любого находящегося перед ним человека, а главное, знал, как ему помочь: с одной стороны - достаточно медленно, чтобы тебя вконец не разрушить, а с другой - достаточно быстро, чтобы не дать тебе опомниться. Он все время держал тебя каким-то лишь ему одному известным способом одновременно и в удивлении, и в потрясении, в муке, в шоке, в наслаждении, часто почти в экстазе».

Свой способ трансформации психики ученика в некую новую, более гармоничную структуру сам Гурджиев называл «четвертым путем». По его классификации, первый путь - это путь факира (суфия), второй - путь йога, третий - монаха. А четвертый, гурджиевский - это «творческий путь искусного человека».

Что конкретно он имел в виду? Один из ближайших учеников Гурджиева, Петр Успенский, толкует положение о «четвертом пути» как возможность человека преобразить себя, оставаясь, как говорится, «в миру» и не уходя ни в какую закрытую общину, в то время как остальные три пути как раз предполагают уход от мира. Впрочем, сам Гурджиев никогда и никому ничего не объяснял, так что здесь уместны любые догадки.

ОККУЛЬТИЗМ - НАУКА ТОЧНАЯ

Для начала вспомним, что все человечество делилось Гурджиевым на три основные категории: людей физического, эмоционального (душевного) и интеллектуального типов; между ними «болтаются» туда-сюда типы смешанные. Но ведь и древняя эзотерика могла «работать» на трех уровнях: магическом, мистическом и оккультном. Эти уровни в какой-то мере соответствуют гурджиевским «человеческим» категориям.

Магическое знание (умение колдовать) и связанные с ним ритуалы всегда были предметными и осуществлялись в реальном физическом пространстве, где использовались законы природы и физические процессы, подчиняемые воле мага. Мистическое миропостижение предполагает уже совсем другой подход: с одной стороны, «мистерион» по-гречески «тайна» или «таинство», с другой - «мистикос» означает «чувственный», то есть возникающий в процессе чувствования, и никакое мистическое знание не может быть получено рациональным путем. Ученик любой мистической школы прежде всего практикует уход от внешнего, вещественного, трехмерного состояния в глубины собственной души, в точку внутреннего энергетического сосредоточения, чтобы на следующем этапе вырваться из самого себя, как из ненужной клетки, оставив далеко позади вместе с собственным замертво лежащим телом и весь остальной тварный мир.

Уважающему себя мистику и в голову не придет двигать на расстоянии какие-нибудь (не самые чистые) предметы или читать чьи-то (нередко грязные) мысли - он устремлен в запредельную реальность. Что же касается оккультистов, то для них первостепенное значение имеют научные эксперименты, математические расчеты, изучение мертвых языков и толкование написанных на них древнейших текстов вкупе с еще более древними символами.

Если вернуться к категориям Гурджиева, то, упрощая ситуацию, можно сказать, что для человека физического типа на первом этапе внутреннего саморазвития, наверное, подошла бы магия; для эмоционального человека с его непропорционально большим «чувствилищем» - что-нибудь мистическое, а для интеллектуала, конечно же, математически-оккультная игра ума.

Итак, за символикой гурджиевских категорий скрываются три различных пути трансформации непробужденного человеческого сознания в постоянно действующее осознанное состояние. А что же тогда такое «четвертый путь», провозглашенный Гурджиевым?

В своей практике он использовал бесконечную физическую муштру и обязательную для всех трудотерапию (по возмущенному заявлению одного из несостоявшихся поискантов: «бесконечные принудительные работы, как в солдатской казарме или на строгой каторге»). И большинство учеников выполняли все физические задания без особого недовольства.

Кроме того, все проживавшие и собиравшиеся в замке Приере занимались музыкой и танцами, которые Гурджиев без зазрения совести называл «священными плясками суфиев». Некоторые ученические группы довели эту гурджиевскую хореографию до такого уровня, что впоследствии с большим успехом и за немалые по тем временам деньги выступали на сценах Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско...

И вот теперь мы потихоньку подобрались к самому интересному: танцевали-то гурджиевские ученики именно внутри и по кругу огромной эннеаграммы, которая была нарисована на полу одного из залов замка Приере. Священнодействуя с этой рисованной девятиконечной звездой, ученики Гурджиева какими-то им одним доступными ритмами и телодвижениями выявляли в себе те самые девять типов человеческой личности, каковые в средние века выволакивали на свет Божий из глубин подсознания своих мюридов суфийские мюршиды на глазах у Всевидящего и Всемилостивейшего Аллаха.

И не только они. Платон, ученик Сократа (а Сократ и Гурджиев, как мне представляется, во многом схожи по своей жизненной и учительской миссии), тоже различает девять типов души. По его классификации, в мире есть души мудрецов, царей, государственных деятелей, врачей, прорицателей, поэтов (художников), ремесленников, софистов и тиранов. Причем Платон предлагает - в «Законах» - государству самому осуществлять воспитание добропорядочных граждан, то натягивая, то ослабляя законодательным путем соответствующие «нити» их душ.

Что ж, все мы отличаемся друг от друга не только физическим сложением или силой ума и характера, но прежде всего способом восприятия и интерпретации получаемых нами впечатлений. И еще - теми не менее индивидуальными и еще менее уловимыми процессами, из которых состоят наше мышление, реакции нашей нервной системы и наше глубинное внутреннее бытие. Причем сумма знаний о «несхожести разных человеков» (по выражению нашего, восточнославянского, философа Григория Сковороды) была научно закреплена на рубеже XIX-XX веков, что и послужило причиной невероятных темпов развития европейской психологической науки. Это одна из самых сложных научных дисциплин, и ее практическое применение в качестве психологической (или тем более психиатрической) помощи человеку требует скрупулезных знаний. И нужно не только знать все имеющиеся в наличии лекарственные психотерапевтические препараты, но и обязательно владеть самыми различными техниками контакта с пациентом. А значит, и опыт Георгия Ивановича Гурджиева может быть тут весьма полезен.

Эннеаграмма личности – популярное направление практической психологии, основанное известным философом, мистиком . Путешествуя по затерянным монастырям и школам суфиев, он случайно наткнулся на древнеперсидские и раннехристианские источники, содержащие изображения странного вида девятиконечных звезд, вписанных в окружность.

Рисунки сопровождало подробное описание типов личности, соответствующих каждому из лучей звезды. Гурджиева настолько вдохновила эта древняя теория, что позднее, вернувшись с Востока, он основал во Франции свою школу духовного развития и посвятил разработке учения об эннеаграмме всю свою жизнь.

В 70-х годах эннеаграммой заинтересовался философ родом из Боливии Оскар Ичазо, он внес значительный вклад в совершенствование теории и дал ей второе рождение. Позже его последователь, психолог Клаудио Наранхо соединил учение об эннеаграмме с наработками теории и привел его к современному виду. Эннеаграмма впитала в себя наработки других психологических течений, она гармонично сочетается с классической теорией , используется в качестве дополнительного инструмента психотерапии.

В настоящее время эннеаграмма широко используется коучерами в качестве инструмента для работы с ценностями, бессознательными убеждениями человека, для открытия внутренних источников личностного роста и развития. В США эннеаграмма введена в учебные программы для управленцев, чтобы им дать представление о типологии человеческого мышления, а также об эффективных инструментах воздействия на каждый тип личности.

Такие интернациональные гиганты, как Shell, CocaCola, Kodak, Toyota, Sony и многие другие, не только тестируют с помощью эннеаграммы кандидатов при приеме на работу, но и проводят постоянное обучение сотрудников этой технике, чтобы сформировать профессиональную, слаженную команду, способную эффективно работать в любой ситуации. Также эннеаграмма является отличным инструментом для самоанализа, воспользовавшись которым любой желающий может получить ответ на конкретный вопрос без излишнего погружения в скучные талмуды по психологии.

Что представляет собой учение

Как объясняет эннеаграмма, типы личности и стратегии поведения человека в различных ситуациях определяются его глубинной мотивацией, а также базовыми страхами, пережитыми в раннем детстве. Учение дает нам ключи к пониманию скрытых мотивов тех или иных поступков окружающих, к налаживанию гармоничного общения с ними, помогает лучше понять себя, повысить собственную эффективность и успешность, снизить внутреннюю напряженность, преодолеть бессознательные страхи.

Согласно классификации учения, есть три центра и способа мышления, которым соответствуют девять основных типов личности:

1 группа. Интеллектуальный ум, центром мышления здесь является голова (5, 6, 7 эннеатипы). С точки зрения эннеаграммы, у этих типов преобладают холодный рассудок, практичность, расчетливость. Их конек – планирование и анализ ситуации, генерирование идей; когда они ощущают присутствие внутреннего «менеджера», то спокойны и уверены в себе. Их не стоит пугать неизвестностью, так как они мгновенно превращаются в растерянных и ничего не понимающих людей, оставшихся без четкого плана действий.

2 группа. Инстинктивный ум соответствует центру тела (8, 9 и 1 эннеатипы). Такие индивиды обладают почти животной интуицией и воспринимают мир таким, какой он есть. Они всегда полны энергии и деятельны, однако очень быстро раздражаются и гневятся по любому, даже малейшему поводу. С точки зрения эннеаграммы, важнейшая задача для них – овладеть навыками самоконтроля и не допускать вспышек агрессии.

3 группа. Эмоциональный ум соотносится с сердцем (2, 3, 4 эннеатипы). Для этих эннеатипов характерна адекватная самооценка, умение чувствовать других людей и налаживать с ними контакт. Они необычайно гармоничны, но обладают болезненным чувством собственного достоинства, поэтому его лучше не задевать. Людей этих типов не стоит стыдить и укорять, сравнивать с другими или вызывать их враждебность.

В эннеаграмме все эннеатипы соединены между собой окружностью, поэтому находятся под постоянным влиянием друг друга. Свойство, когда соседние типы перенимают характерные черты других, получило название «крыльев». Например, если в эннеаграмме на первый тип сильно влияет пятый, то человек стремится все спланировать заранее, предусмотреть любые варианты развития событий, подстраховаться на все случаи жизни. Если рядом находится второй тип, то возобладают внимание к внешнему миру, другим людям, потребность быть нужным.

Стрелки на линиях эннеаграммы показывают, как разные типы личности изменяются в условиях комфортной или дискомфортной обстановки. Состояние снижает способность человека сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам, он начинает приобретать свойства того типа, на который в эннеаграмме указывает стрелка. Если индивид полон сил и энергии, то движение происходит в направлении от стрелки.

Характеристика эннеатипов первой группы

Созерцатель (5 эннеатип) сочетает в себе черты несколько замкнутого в общении, но восприимчивого ко всему новому человека, склонного к глубокому анализу и логическому мышлению, часто обладает талантом видеть тайное. Эннеаграмма определяет базовый страх как бесполезность, ненужность, а базовое желание — компетентность, способность принимать решения.

Созерцатели прекрасно умеют слушать, но одиноки по своей природе и стремятся заполнить внутреннюю пустоту знаниями и увлечениями, например коллекционированием. «Пятерки» искренне уверены, что интеллектуальное превосходство может защитить их от любых неприятностей, но если ситуация перерастает в открытый конфликт, они отстраняются от действительности, замыкаясь в себе, отчего кажутся высокомерными, неприветливыми.

Лоялист-скептик (6 эннеатип) нуждается в безопасности и может, согласно эннеаграмме, впадать в две крайности: быть преданным, ответственным энтузиастом или стать мнительным, недоверчивым субъектом. Для этого эннеатипа важно ощущать постоянную принадлежность к чему-нибудь большому, важному, чтобы приглушить базовый страх оказаться один на один со своими проблемами без поддержки и помощи.

Неоспоримый талант «шестерок» – умение быть преданными, ловкими, предприимчивыми, отважными; они всегда в поисках ответа на свои вопросы, их часто можно увидеть на семинарах, курсах повышения квалификации. Представителям эннеатипа стоит поработать над своими страхами, перебороть постоянное ожидание худшего, которое, с их точки зрения, непременно должно случиться.

Энтузиаст-авантюрист (7 эннеатип) . Эннеаграмма характеризует этот тип как энергичную, оптимистичную личность, находчивую, но немного рассеянную, стремящуюся избегать боли и любых неудобств. Базовое желание — быть счастливым, ради этого энтузиаст готов на все!

Эннеаграмма определяет мотивацию «семерок» как стремление доставлять удовольствие себе или окружающим; они могут быть щедрыми и очаровательными либо самовлюбленными и безответственными. Люди этой группы подвержены искушениям, а также разного рода слабостям; они очень любят преувеличивать, поэтому эннеаграмма советует им соблюдать умеренность в желаниях и поступках.

Характеристика эннеатипов второй группы

Перфекционист (1 эннеатип). С точки зрения эннеаграммы, находится под постоянным «присмотром» внутреннего критика, склонен делать то, что правильно, а не то, что ему хочется на самом деле. «Единица» постоянно улучшает все и вся вокруг, в том числе и себя; его базовый страх – показаться окружающим хуже, чем есть на самом деле.

Эннеаграмма выделяет такую особенность представителей этой группы, как высокие моральные ценности, стремление к правде и справедливости, пунктуальность, скрупулезность, обязательность; они прекрасные педагоги, способные воспитать в своих учениках лучшие качества. Скрытая мотивация «единиц» – гнев, испытываемый ими по причине несовершенства мира, однако внутренний контроль мешает им правильно выражать эмоции, что приводит к неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Бросающий вызов (8 эннеатип) – сильный, уверенный, бросающий вызов любым трудностям борец, обладающий железной волей. Согласно эннеаграмме, базовый страх «восьмерок» – подчиниться воле другого, а базовая потребность – защититься от чужого контроля, самому распоряжаться своей судьбой.

Люди этого типа не стремятся быть образцом добродетели, но и злодеями их тоже не назовешь; они вполне могут защитить слабого, но презирают трусость и мягкотелость. «Восьмерки» не любят, когда ими пытаются манипулировать, а в делах предпочитают здоровую конкуренцию с коллегами, будут с азартом бороться за первое место.

Миротворец (9 эннеатип) – приятные особы с легким, уравновешенным характером, природные дипломаты, стремящиеся к миру и согласию даже в ущерб собственным интересам. Как объясняет эннеаграмма, их базовый страх – оказаться изолированными от окружающих, а базовое желание – ощущать стабильность и внутренний комфорт, избегать конфликтных ситуаций любой ценой.

«Девяткам» недостает решимости, поэтому часто они, как страусы, прячут голову в песок от накопившихся проблем; особый дар этого эннеатипа – умение тактично, но твердо высказывать горькую правду любому, вне зависимости от социального статуса. Представители эннеатипа склонны принижать свои достоинства; могут казаться робкими, но, как объясняет эннеаграмма, на самом деле просто опасаются раскрыть свои таланты на людях.

Характеристика эннеатипов третьей группы

Помощник (2 эннеатип) . С точки зрения эннеаграммы, тип больше характерен для представительниц слабого пола, испытывающих потребность в заботе, любви, внимании, а также гармонии с окружающим миром. «Двойки» довольно эмоциональны, они могут неожиданно поддаться чувствам; у них много знакомых, но вот попасть в круг их близких друзей очень непросто: сначала претендентов будут тщательно проверять, не раз испытывая на верность.

Согласно эннеаграмме, люди этого типа будут помогать другим в ущерб собственным интересам, а в личной жизни предпочтут более слабого партнера, который будет от них зависеть. «Двойки» склонны подавлять негативные эмоции и отчаянно скрывать тот факт, что сами нуждаются в защите или помощи.

Достигатель (3 эннеатип) . Эннеаграмма утверждает, что «тройке» нужен успех, статус, престиж; этот тип способен двигаться вперед, несмотря ни на какие трудности, ведь главное – чувствовать себя важным, продуктивным. Согласно эннеаграмме, представители этой группы черпают энергию в своих победах, а окружающие часто недолюбливают «троек», считая их выскочками.

Они способны полностью растворяться в работе, достаточно тщеславны и самолюбивы. Эннеаграмма утверждает, что в делах и личной жизни не стоит слепо верить «тройкам»: они, как театральный актер, создают красивую видимость, за которой может быть искусно скрыта коварная ловушка.

Индивидуалист (4 эннеатип) . Отдельное место в эннеаграмме занимают «четверки», ведь их стремление выделиться, стать особенным трудно не заметить; часто к этому типу относятся представители богемы. Этим типом движет желание создавать прекрасное, пробуждать высокие чувства у окружающих, они стремятся быть привлекательными и сексуальными, могут «высасывать» энергию из представителей других эннеатипов.

Эннеаграмма утверждает, что «четверки» могут скандалить, чтобы вызвать реакцию общественности, выступать за радикальные, непопулярные идеи; эннеаграмма указывает на то, что нарушить запрет для «четверок» – особое удовольствие. Внутри у каждой «четверки» сидит ребенок – бунтарь, отвергающий все обыденное, привычное, серое; рядом с ними должны быть родные люди, которые поддержат их, поймут, пожалеют. Автор: Наталья Иванова