Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Пример оформления учебно методического комплекса по дисциплине. Разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины "формообразование"

Пример оформления учебно методического комплекса по дисциплине. Разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины "формообразование"

Методические указания по разработке

учебно-методического комплекса дисциплины.

  1. Область применения.
  2. Определение терминов, обозначение и сокращения.
  3. Общие положения.

Цель УМКД – повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.

Основные задачи, решаемые посредством УМКД:

Определение содержания, объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом в соответствии с ООП;

Определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;

Осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студента.

Учебно-методический комплекс составляется на основе следующих документов :

ГОС по направлению (специальности);

Базового (рабочего) учебного плана направления (специальности);

Примерной рабочей программы дисциплины, рекомендованной УМО (при ее наличии);

Инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 №14-52-357/ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов»;

Приказа Минобрнауки России от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

Письмо Заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак (Учебно-методические комплексы);- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Система менеджмента качества. Требования;

Приказ Рособрнадзора №1938 от 30.09.05 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;

Приказ Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99г.);

4. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Учебно-методический комплекс (УМК) - часть основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, совокупность учебно-методических материалов, обеспечивающих повышение качества преподавания, внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) по одной из специальностей (направлению). В состав УМК входят:

5. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ представляется рабочей программой учебной дисциплины и/или программой учебной практики по дисциплине (если она предусмотрена ООП).

Рабочая программа дисциплины (РПД) – базовый методический документ соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности, составляет основу УМК дисциплины.

РУП должна содержать:

Программа учебной практики по дисциплине* – учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цель и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – представляется учебником, учебным пособием, курсом лекций, конспектом лекций, содержащими полное или краткое изложение всех разделов и тем программы в логически выдержанной форме.

Учебник

Учебное пособие

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ представляется учебно-практическими изданиями, содержащими систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Учебно-практические издания предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными их разновидностями являются практикумы, учебные справочники, хрестоматии.

Практикум

Сборник упражнений

Сборник задач (задачник)

Сборник иностранных текстов

Лабораторный практикум

Сборник планов семинарских занятий

Сборник контрольных заданий

Учебный справочник

Хрестоматия

6. МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.

Методические указания для студентов могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов)

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов .

Материалы по системе тестирования

Материально-техническое обеспечение дисциплины (МТОД)

Инновации в преподавании дисциплины.

7. Порядок разработки УМК

I Этап:

  • разработка образовательного стандарта дисциплины, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению);
  • подготовка оригиналов экзаменационных билетов;
  • разработка конспекта лекций (или курса лекций, учебника, учебного пособия);
  • разработка методических рекомендаций по выполнению СРС и методических рекомендаций по изучению дисциплины для студентов;
  • разработка материалов тестирования.

II Этап – Оформление документации УМК.

III Этап – Корректировка и утверждение материалов УМК.

8. Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины

8.1. Разработанный кафедрой УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение факультетской комиссии УМК или по качеству образования.

8.2. Факультетская комиссия УМК или комиссия по качеству образования рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу на соответствие требованиям ГОС ВПО, данного указания) и готовит внутреннюю рецензию. Протокол обсуждения и рецензия направляются на заседание УМС ЯГУ.

8.3. УМС ЯГУ рассматривает документацию УМК и сопроводительную документацию (протокол, рецензия) и готовит свое заключение. Затем вся документация по УМК направляется на согласование в методический отдел или менеджмента качества образования, где УМК присваивается регистрационный номер, и далее УМК передается на утверждение первому проректору по учебной работе.

Примечание: В случае предоставления документации УМК на присвоение грифа соответствующего учебно-методического объединения или Минобразования РФ она проходит процедуру рассмотрения через Ученый совет ЯГУ, который направляет документацию УМК на внешнее рецензирование.

8.4. После утверждения электронная версия УМК передается в методический отдел.

8.5. Твердые копии УМК в специальных папках должны храниться на кафедре-разработчике, профилирующей кафедре и в библиотеке читального зала ЯГУ.

8.6. Срок действия утвержденного УМК дисциплины определяется сроком действия ГОС по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Возможные изменения и дополнения согласуются и утверждаются в указанном выше порядке, как правило, до 30 июня текущего года. Утвержденные изменения и дополнения вводятся в действие, как правило, с 1 сентября нового учебного года.

9. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ УМК ДИСЦИПЛИНЫ:

9.1 После рассмотрения на заседание кафедры УМК проходит согласование с учебно-методической комиссией факультета, на которой читается дисциплина;

9.2. Согласование с выпускающей кафедрой (кафедрами) по специальности (направлению);

9.3. согласование с деканом факультета (деканами факультетов и руководителями структурных подразделений), где осуществляется обучение по специальности (направлению);

Если на факультете по одной специальности (направлению) есть несколько выпускающих кафедр, то УМК дисциплины проходит процедуру согласования на каждой кафедре.

Унифицированный УМК дисциплины для группы специальностей нескольких факультетов проходит согласование на каждом из факультетов (выпускающая кафедра, декан факультета).

Унифицированный УМК дисциплины для группы кафедр и структурных подразделений, ведущих подготовку по одной специальности (или группе специальностей), проходит согласование на каждом из факультетов и структурных подразделений (выпускающая кафедра, декан факультета или руководитель структурного подразделения), если иное не предусмотрено другим порядком, утвержденным отдельным распоряжением первого проректора – проректора по учебной работе.

10. Документационное обеспечение УМК

11. Контроль

1. Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой.

2. Деканаты факультетов совместно с кафедрами контролируют наличие и обеспеченность УМК студентов, обучающихся на соответствующем факультете.

Учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
  4. соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
  7. содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК в электронном виде хранится в библиотеке школы и может быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине. В состав УМК включается:

  1. аннотация УМК;
  2. рабочая программа дисциплины, утверждённая директором школы;
  3. учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
  1. краткий курс лекций;
  2. практические занятия (план практических занятий);
  1. учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
  2. электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.

Аннотация учебно-методического комплекса - краткое содержание УМК с указанием его целей и задач, ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых знаний и формирования компетенций.

Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:

  1. учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
  2. контрольно-измерительные материалы;
  3. учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

Тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;

Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).

Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации), которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).

Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).

Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:

  1. методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

План проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;

Краткие общие и учебно-методические материалы по каждой лабораторной (практической) работе;

Методику выполнения лабораторной работы, включающую краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;

Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) - фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:

  1. контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
  2. примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
  3. экзаменационные вопросы по дисциплине.

Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.

ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК

Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

УМК разрабатывается в следующей последовательности:

  1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
  2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
  3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
  4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
  5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
  6. разработка КИМов;
  7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
  8. оформление документов по УМК;
  9. согласование и утверждение УМК.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.

Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.


Положение

Об учебно-методическом комплексе дисциплины

Область применения

1.1. Настоящее Положение регламентирует состав, структуру, требования к содержанию и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин каждой образовательной программы высшего образования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко». Кроме того, в Положении описаны процессы утверждения и хранения учебно-методических комплексов дисциплины.

1.2. Основными пользователями учебно-методического комплекса дисциплины являются профессорско-преподавательский состав и студенты, изучающие дисциплины кафедры.

1.3. Требования настоящего Положения обязательны для всего профессорско-преподавательского состава университета, независимо от преподаваемой дисциплины.

Общие положения

2.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины устанавливает единые требования к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, и реализуемые в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» по всем формам обучения.

2.2. Уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины, предусмотренный настоящим Положением, является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки по профессиональным образовательным программам.

Цели и задачи разработки учебно-методического комплекса дисциплины

При разработке учебно-методического комплекса по любой дисциплине должны решаться следующие задачи:

Направленность обучения на реализацию различных подходов в образовании;

Обеспечение соответствия результатов освоения учебной дисциплины образовательным стандартам и запросам работодателей;

Обеспечение высокого уровня систематизации теоретического и практического уровня освоения дисциплины;

Правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для:

Систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства;

Улучшения методического обеспечения образовательного процесса;

Повышения качества знаний обучающихся;

Оказания помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

Термины и определения

В настоящем положении использованы следующие термины и определения:

Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО)подготовки по направлению – комплекс нормативных документов, описывающих совокупность (целостность, системность) учебных дисциплин различного статуса (дисциплины гуманитарного, социально-экономического цикла, дисциплины математического и естественно-научного цикла и профессионального цикла, входящие в них дисциплины базовой, вариативной частей и дисциплин по выбору, дисциплины физической культуры, факультативные дисциплины и практики), их учебно-методическое сопровождение, включающее в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; основные виды учебной и педагогической деятельности субъектов образовательного процесса, удовлетворяющие целевым, содержательным, временным и иным характеристикам образовательного стандарта и направленных на его реализацию в конкретных условиях образовательного учреждения. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу по каждому реализуемому направлению.

Рабочая программа дисциплины (РПД) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также формы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет и др.).

Зачетная единица (зач.ед., кредит ECTS) – мера трудоемкости образовательной программы и ее составляющих. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практики). Зачетная единица равна 36 часам.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения, воспитания студентов в рамках данной дисциплины.

Компетентность – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Модуль – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько компетенций.

Результаты обучения (РО) – что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) в состоянии продемонстрировать студент по окончании обучения (сформированные компетенции).

Учебно-методические материалы (УММ)комплекс учебно-методическихматериалов по видам занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, курсовые работы (проекты) и т.д.

Фонды оценочных средств (ФОС) –комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценки компетенций на разных стадиях обучения.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. УМКД состоит из трех основных разделов: рабочей программы по учебной дисциплине; методических указаний для студента, включая материалы, раскрывающие требования и условия сдачи зачетов и экзаменов; методических рекомендаций для преподавателя.

5.2. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

5.2.1. Титульный лист;

5.2.3. Аннотацию к учебно-методическому комплексу;

5.2.4. Рабочую программу учебной дисциплины;

5.2.5. Методические указания для студентов:

5.2.5.5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины;

5.2.5.6. Вопросы к зачёту и экзамену.

5.2.6.1. Конспекты лекций (развёрнутые планы лекций);

5.2.6.2. Комплекты презентаций к лекциям;

5.2.6.3. Комплекты дидактических материалов к проведению занятий;

5.2.6.4. Комплекты экзаменационных билетов.

Титульный лист является первой страницей учебно-методического комплекса дисциплины и содержит следующие основные реквизиты:

Название учебного заведения;

Название института / факультета;

Название кафедры;

Сведения об утверждении УМКД;

Название учебной дисциплины (по учебному плану);

Направление подготовки (специальность);

Наименование магистерской программы (для магистерских программ, реализуемых по профилям);

Специализация (для специальностей, реализуемых по специализациям);

Квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, специалист);

Форма обучения;

Состав дисциплины (общее количество часов и зач. единиц, количество лекций, практических/лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов, формы аттестации);

Город и год разработки.

Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) учебно-методического комплекса, сведения о рассмотрении и согласовании УМКД. Оборот титульного листа оформляется в соответствии с Приложением Б.

Аннотация к УМКД оформляется по образцу (Приложение В).

Рабочая программа учебной дисциплины оформляется в соответствии с Положением о рабочей программе учебной дисциплины, принятым в ГОУ ВПО ЛНР «ЛГУ имени Тараса Шевченко».

Методические указания для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентами самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, должно включать: советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; пожелания по изучению отдельных тем курса; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса.

Методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических работ и семинарских занятий включают тематику занятий с детальным планом работы или вопросами, которые будут разбираться. Тематика практических занятий соответствует тематике теоретической части и дополняет ее. Материалы для лабораторных занятий включают задачи и упражнения, разного рода задания с представлением рекомендаций по их выполнению. Представление содержания кейсов предполагает изложение рекомендаций как по анализу рассматриваемых ситуаций, так и по их моделированию – применительно к предметной области изучаемой дисциплины. Задания могут содержать графическое представление материала (графики, диаграммы, таблицы и др.), а также аудио- и видеоматериалы, слайды и др. Материал для практических занятий представляется для каждой темы теоретической части. Необходимо наличие методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ.

· план проведения занятия с указанием последовательности рассматриваемых вопросов и тем, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме;

· теоретические положения и указания к выполнению практических/лабораторных работ;

· методику самостоятельной работы студентов;

· порядок оформления отчета по практической/лабораторной работе;

· контрольные вопросы;

· приложения к работе (таблицы, данные, необходимые для выполнения работы).

В данном разделе представляется также дидактический материал, используемый на практических занятиях. Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами.

· указания по написанию рефератов, докладов и сообщений;

· алгоритмы подготовки творческих заданий, проектов;

· советы по конспектированию, рецензированию статей и других первоисточников.

Желательно, чтобы количество заданий было больше, чем количество студентов, это позволит варьировать задания и обеспечить каждого студента индивидуальным заданием.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине включает в себя:типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

В УМКД приводятся образцы оценочных средств в виде примеров расчетно-графических работ, комплексных заданий, тематики контрольных работ, контрольных вопросов по каждой теме учебной программы и по всему курсу; образцов тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для промежуточной аттестации приводится полный перечень вопросов для подготовки к зачету или экзамену.

Критерии оценивания. Для каждого результата обучения по дисциплине определяются показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. Критерии оценивания описывают в процентах распределение оценивания (вес) разных видов учебной деятельности студента в общем итоге на протяжении семестра (для дисциплин, которые преподаются несколько семестров – на протяжении каждого семестра).

Методические рекомендации для преподавателей включают конспекты лекций (развёрнутые планы лекций); комплекты презентаций к лекциям; комплекты дидактических материалов к проведению занятий и комплекты экзаменационных билетов.

Конспекты лекций (на выбор автора: разбитые по темам полные конспекты; краткие опорные конспекты; развернутый план лекции, включающий проблемные вопросы; тезисы лекций). В данном разделе УМКД подается учебный теоретический материал, отобранный и структурированный в соответствии с рабочей программой. Название и содержание разделов, тем должно соответствовать их названиям и содержанию в рабочей программе дисциплины. Учебный материал должен в достаточной степени раскрывать содержание отдельных тем и курса в целом. После изложения учебного материала по каждой теме дается список литературы по данной теме и вопросы для самопроверки.

Структурно каждая лекция должна состоять из следующих разделов:

1. Тема лекции.

2. Цели, задачи.

3. План лекции.

4. Текстовый материал лекции (учебная информация (включая схемы, графики, рисунки, гиперссылки и т.д.); выводы по теме).

5. Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Кроме обязательной формы представления учебной информации (текстовой), целесообразно дополнять данный компонент УМКД учебными материалами в иных формах, таких как аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа-вставки и пр.

В данный раздел УМКД желательно включать методические материалы и рекомендации для преподавателей, представляющие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы наиболее эффективно.

По желанию автора УМКД может содержать дополнительные материалы, которыепредставляют собой, например, электронную библиотеку, обеспечивающую изучение дисциплины. Учебно-методические материалы, входящие в УМКД, могут быть представлены в виде списка опубликованных авторских учебно-методических разработок по данной дисциплине: перечень учебников и учебных пособий (в т.ч. электронных); перечень методических рекомендаций к лабораторным, практическим и семинарским занятиям; перечень обучающих компьютерных программ.


Похожая информация.


Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

В связи с этим выстраиваются иные приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Учитывая тенденции современного образования, интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Поэтому возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения специальных дисциплин. Ведь педагогическая наука и практика доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.

В словаре русского языка понятие «комплекс» означает совокупность чего-нибудь; совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое .

В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию «комплекс» (в психологии) - соединение отдельных психических процессов в некое целое .

В методических рекомендациях по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий под комплексом понимают структурные компоненты, из которых он слагается как единое целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации процесса обучения .

Эффект достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются необходимые условия для функционирования образовательного процесса, это способствует качественному усвоению содержания образования, реализаций целей обучения, а следовательно ведет к воспитанию, развитию учащихся и активизации их учебно-познавательной деятельности .

В настоящее время педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования ведут работу по организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами по конкретным профессиям начального профессионального образования.

Вместе с тем еще не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения специальных дисциплин - весьма сложная задача. Для успешного ее решения необходимо знакомство с исходными понятиями о самом учебно-методическом обеспечении: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами и др.), требованиями к его разработке .

Значение учебно-методического обеспечения в системе образования, в том числе профессионального, оценивается по-разному. В монографии Д.Д. Зуева дано следующее определение этому понятию: «Учебно-методическое обеспечение представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, созданную в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, служащих всестороннему развитию личности учащегося». В энциклопедии профессионального образования, под редакцией С.Я. Батышева, учебно-методическое обеспечение (УМО) определяется как «комплексное методическое обеспечение учебного процесса и средство преподавателя, мастера производственного обучения» .

Практически все исследователи сходятся во мнении, что учебно-методический комплекс (УМК) является средством учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества. В то же время никто из исследователей не занимался проблемой формирования УМО по базовой дисциплине специального цикла обучения с позиции требований работодателей к знаниям и умениям выпускника учреждения начального профессионального образования.

Чтобы глубже понять проблему, выявить весь состав УМК, необходимо рассматривать образовательный процесс как объект учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления его компонентного состава .

Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса.

Под системой учебно-методического обеспечения следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом.

При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.

Система, комплекс учебно-методической документации и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.

Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс .

Систему учебно-методического обеспечения можно рассматривать в традиционном и инновационном построении (см. в таблице 1.1).

Таблица 1.1

Традиционное и инновационное построение системы учебно-методического обеспечения

Компонент учебного процесса

Традиционное

построение

Инновационное

построение

Качество результатов обучения, социально-экономическая ориентация целей образования (удовлетворение потребности государства и общества в квалифицированных кадрах).

Развитие личности; удовлетворение потребности личности в образовательных услугах; Личностно ориентированное образование: самостоятельный выбор темпа обучения, последовательности обучения, уровня усвоения при условии достижения уровня стандарта.

Сочетание стандартизации и личностной ориентации при отборе содержания; избирательность содержания; взаимозаменяемость тем; вопросов; литературы; задания по выбору;

Блочно-модульное структурирование содержания в целях реализации учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов.

Средства

Средства обучения, вытекающие из традиционных целей и обязательных компонентов содержания.

Средства учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов, информационные технологии обучения (увеличение использования компьютеров, компьютерных программ по предметам, использование сети, компьютерная диагностика, использование учебников на магнитных носителях, мультимедиа).

Объяснительно-иллюстративные методы;

Методы, вытекающие из традиционных целей, содержания, средств обучения.

Репродуктивные методы (работа по образцу, который показывает педагог).

Метод творческих заданий; групповые методы учебной работы; избирательность приемов выполнения учебных действий; метод рефлексии; исследовательские, проблемные методы, проектные, самостоятельная работа учащихся; метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы учащихся на опережающей основе.

Формы организации

Классно-урочная система (урок, экскурсия, кружок, факультатив, консультация, домашняя работа).

Лекционно-семинарская работа (различные виды лекционных занятий, семинарских занятий, лабораторно-практических работ, практикумов, видов практики).

Уроки погружения, творческие недели, формы индивидуализированного обучения, виды инновационных уроков (уроки соревнования, уроки - публичные формы общения, уроки-имитации деятельности учреждений, организаций).

Руководство учебно-познавательной и учебно-познавательной деятельностью учащихся. В данных условиях педагог-организатор и управитель. Условия не равноправные.

Обучение в условиях учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся. В данных условиях педагог - равноправный сотрудник, консультант, технолог, создающий средства обеспечения самостоятельной работы учащихся.

Следующий критерий системы - учет возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, функции и возможности.

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком средства, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития .

Основные функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:

Повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

Помогают удовлетворить и развить познавательные интересы учащихся, тем самым, повышая темп изучения учебного материала;

Являются источником информации, освобождая педагога, от большего объема технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня;

Являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя .

Типы и виды средств обучения приведены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1.

Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Средствами обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства .

Будучи компонентом разнообразных системных образований, в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.

В зависимости от выполняемых функций средства обучения подразделяются на дидактические и вспомогательные.

Дидактические средства обучения - это средства обучения, которым передается часть функций преподавателя (информационная, управляющая, контролирующая) при реализации педагогического процесса.

Вспомогательные средства обучения - это средства, не принимающие на себя часть функций педагога, но помогающие ему в организации и реализации педагогического процесса.

В зависимости от целей создания средства обучения дифференцируются на специальные и натуральные.

Специальные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в педагогическом процессе. К ним относятся:

Объемные средства моделирования (модели и макеты);

Тренажеры;

Предметно-знаковые средства обучения (дидактические средства, выраженные знаками (формулами, буквами, словами) естественных и искусственных языков, организующие познавательную деятельность учащихся).

Натуральные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в определенной профессиональной деятельности в качестве объектов, предметов и средств труда, но используемые в педагогическом процессе. К натуральным средствам обучения относятся также и предметы естественной природы .

Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду:

1. Экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих специальностей, содержания обучения, организации системы создания таких средств.

2. Выбор и создание средств обучения, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п.

Кроме того, средства обучения, входящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе .

Учет всех этих факторов-критериев в комплексе составляет сущность системного подхода к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, которая отражена на рисунке 1.2.

Практика деятельности профессиональных образовательных учреждений подтверждает, что ведущим принципом учебно-методического обеспечения учебного процесса является принцип системности.

Исходными документами для разработки комплекса учебно-методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями государственного стандарта, современного производства, рынка труда к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала .

Система учебно-методической документации и средств обучения по предмету (профессии) представлена на рисунке 1.2. и 1.3.

Рис.1.2. Система учебно-методического обеспечения учебного процесса


Рис.1.3.

Нормативные и учебно-методические документы

Государственный стандарт НПО - это совокупность требований к уровню содержания и качеству профессионального образования.

Учебный план - «официальный документ, отражающий объем и содержание обучения».

Непосредственной основой планирования учебного процесса в образовательном учреждении является рабочий учебный план.

Рабочий учебный план разрабатывается в конкретном образовательном учреждении на основе регионального (примерного) с учетом выбранной специализации и требований местного компонента образовательного стандарта.

Основой для построения регионального (примерного) учебного плана служит типовой (примерный) учебный план.

Типовой (примерный) учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии с учетом ступени квалификации и минимального (базового) срока обучения, отражающий требования, обеспечивающие эквивалентность подготовки по данной профессии на всей территории России.

Разработка типового (примерного) учебного плана производится на федеральном уровне на основе модели учебного плана, утвержденной решением коллегии Министерства образования России от 30.06.93 г. № 14/3, по конкретным профессиям Перечня профессий НПО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 года № 1362.

Пакет учебно-программной документации (пакет УПД) для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования представляет собой сборник нормативных учебно-программных материалов по конкретной профессии Перечня профессий, разработанных на региональном уровне с учетом национально-региональных требований к подготовке кадров и в совокупности составляющих проект регионального компонента стандарта НПО по данной профессии, утверждаемый (также на региональном уровне) после его апробации.

Учебная программа - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).

Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Необходимым компонентом программы процесса обучения является перспективно-тематический план, позволяющий корректировать поурочное планирование изучения конкретных тем с позиций методики, видов самостоятельной работы учащихся, межпредметных связей, учебно-методического обеспечения и пр.

План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения .

Разработка учебно-методического обеспечения педагогом - это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения. Этот выбор личных предпочтений педагога. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую педагог не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия .

Поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов, средств обучения, рассмотрим их более подробно.

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие в процессе обучения.

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.);

Наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.);

Практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые .

Методы обучения как способ осуществления учебного процесса условно можно рассматривать в трех аспектах:

Общедидактическом;

Частно-дидактическом;

Частно-методическом (частные методики).

Общедидактический аспект отражает объективную сущность, требования и дидактические возможности метода, характерные для него как такового, независимо от периода учебного процесса.

Частно-дидактический аспект отражает общую характеристику метода в специфических условиях его применительно к периоду учебного процесса, а также особенности содержания обучения.

Частно-методический аспект основывается на общедидактических и частно-дидактических характеристиках методов и отражает частные методики изучения конкретных предметов.

Классификацию методов обучения рассмотрим на двух уровнях:

Общедидактическом;

Частно-дидактическом.

Общедидактическими методами являются:

Информационно-рецептивный;

Репродуктивный;

Эвристический;

Исследовательский.

Информационно-рецептивный метод (или объяснительно-иллюстративный) состоит в том, что педагог с помощью различных средств предъявляет информацию в «готовом» виде, а учащиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Репродуктивный метод основан на предъявлении педагогом сначала «готовой» информации, затем заданий, предполагающих воспроизведение учащимся знаний и способов деятельности.

Эвристический метод - (частично-поисковый) - предполагает восприятие учащимися информации в процессе поиска решения проблемы при непосредственном участии педагога.

Исследовательский метод реализуется через самостоятельное выполнение учащимися (индивидуально или коллективно) исследовательских заданий, предлагаемых педагогом .

Частно-дидактическими методами являются:

Перцептивные;

Методы развития познавательной активности учащихся;

Методы проверки качества усвоения знаний, умений и навыков.

Перцептивные методы обучения различаются по виду источников знаний. К этой группе относятся словесные, наглядные и практические методы обучения.

Словесные методы обучения применяются педагогом при изложении, объяснении, обобщении, систематизации учебного материала посредством слова. К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж и др.

Наглядно-демонстрационные методы ориентированы на чувственное восприятие учащимися изучаемых предметов или процессов. Примерами наглядно-демонстрационных методов являются иллюстрация, демонстрация, личный показ выполнения трудовых приемов и операций.

Наглядно-демонстрационные методы используются, как правило, в совокупности со словесными и практическими методами .

Практические методы основаны на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических навыков и умений.

К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, практические работы, выполнение учебно-производственных работ и др.

Методы развития познавательной активности учащихся ориентированы на формирование у них умений учиться, на развитие творческих способностей. Эти методы можно разделить на две подгруппы:

Методы индивидуальной организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальные методы). Примерами индивидуальных методов могут служить: метод выполнения домашних заданий, метод тренажа, метод курсового проектирования и т.д.

Методы групповой (коллективной) познавательной деятельности учащихся (групповые методы). К групповым методам обучения относятся: дискуссия, мозговой штурм, разыгрывание ролей, деловая игра и др.

Методы проверки качества усвоения знаний, умений и навыков выделяют отдельной группой. В этой группе различают методы устного и письменного контроля.

К методам устного контроля знаний, умений, навыков относятся индивидуальный и фронтальный опросы учащихся.

К распространенным методам письменного контроля усвоения знаний, умений и навыков относятся письменный опрос, контрольная работа, тестирование. Применение методов письменного контроля позволяет в относительно короткий срок проверить уровень усвоения учебного материала одновременно у группы учащихся .

В нашем исследовании мы использовали частно-дидактические методы обучения. В частности, мы применили словесные, наглядно-демонстрационные и практические методы (лабораторно-практические работы), а также методы письменного контроля (тестирование).

Формы обучения - это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с педагогом в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная) .

Формы организации обучения способствуют реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса.

Существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число учащихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, место учебы, продолжительность занятий .

В учреждениях профессионального образования выделяют следующие виды организационных форм обучения: теоретическое (ТО) и производственное (ПО).

Производственное обучение - это способ организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности, форма руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

Теоретическое обучение есть способ организации ученического коллектива для учебной деятельности, форма руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

В зависимости от места проведения теоретического и производственного обучения выделяют аудиторные и внеаудиторные организационные формы обучения.

Аудиторное обучение реализуется через урок и занятие.

Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени и проводимая педагогом с учебной группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

В зависимости от целей обучения, продолжительности, места проведения и вида учебной деятельности различают уроки теоретического обучения (ТО) и производственного обучения (ПО) .

В зависимости от дидактических целей выделяют пять типов уроков теоретического обучения:

Урок усвоения новых знаний;

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений;

Повторительно-обобщающий урок;

Контрольно-проверочный урок;

Комбинированный урок.

В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков производственного обучения:

Урок по изучению трудовых приемов и операций;

Урок по выполнению комплексных работ;

Контрольно-проверочные работы;

Совмещенный урок ПО.

В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения: урок-упражнение, урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ, комбинированный урок .

Наряду с уроком в профессиональных образовательных учреждениях применяются занятия.

Занятие - это аудиторная, отличная от урочной, организационная форма обучения, которая может проводиться с одной учебной группой, ее частью или несколькими учебными группами одновременно.

Из наиболее часто встречающихся видов занятий можно выделить:

Семинары;

Лабораторно-практические занятия.

Лекции и семинары применяются в теоретическом обучении .

Лабораторно-практические занятия делятся на:

Иллюстративные;

Исследовательские;

Комплексные.

Наиболее часто встречающимися внеаудиторными занятиями, различающимися по дидактическим целям, являются:

Консультации;

Экскурсии;

Самостоятельная работа учащихся;

Производственное обучение на предприятии.

Консультация - это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом .

Экскурсия - это посещение и изучение реальных объектов (предприятие, музей и т.п.) с образовательной целью. В зависимости от целей обучения различают ознакомительные, иллюстративные и обобщающие экскурсии.

Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Самостоятельная работа учащихся складывается из работы с книгой, составления конспектов, подготовки докладов, выполнения домашних, курсовых и дипломных работ .

Производственное обучение на предприятии проводится с целью закрепления и усовершенствования учащимися важнейших навыков и умений при выполнении комплексных работ.

В дипломной работе при разработке методического обеспечения мы использовали такие формы обучения, как уроки теоретического обучения и практического обучения (лабораторно-практические занятия).

Средства контроля применяются независимо от традиционной или инновационной системы учебно-методического обеспечения.

Качественная реализация требований ГОС НПО связана с созданием современных средств контроля качества подготовки учащихся, выпускников. При этом по предмету должна быть подготовлена программа контроля, ориентированная на проверку степени достижения требований стандарта в реальном учебном процессе. В эту программу должны быть включены планируемые формы промежуточной аттестации учащихся - контрольные работы, зачеты по отдельным темам, разделам, зачетные уроки по практическим, лабораторным занятиям.

Эти формы контроля обеспечиваются составлением перечней контрольных вопросов, формированием эталонов ответов (алгоритмов выполнения тех или иных действий), разработкой процедуры контроля, средств его проведения. Предпочтение во многих случаях отдается вопросам тестового характера, позволяющим наиболее объективно оценить достижения учащихся.

Разработка средств контроля возлагается на педагогов с обеспечением согласования всех планируемых форм контроля по изученным предметам данной профессии. Также должна быть предусмотрена экспертиза, контроль заданий, вопросов, ситуационных задач другими педагогами, работающими по данной профессии.

Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

Закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

Общих целей обучения, воспитания и развития человека;

Конкретных образовательно-воспитательных задач;

Уровня мотивации обучения;

Особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

Времени, отведенного на изучение того или иного материала;

Уровня подготовленности учащихся;

Возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Сформированности у учащихся учебных навыков;

Типа и структуры занятия;

Количества учащихся;

Интереса учащихся;

Взаимоотношений между педагогом и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

Материально-техническое обеспечение, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

Особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что комплекс учебно-методического обеспечения включает в себя несколько составляющих, а для его разработки необходимо провести анализ проблемы реализации ГОС на соответствующих ступенях образования.

Структура учебно-методического комплекса

Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

В состав УМК включаются :

1. Рабочая программа дисциплины, утвержденная Советом Факультета.

Рабочая программа дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности. Пример учебной программы по дисциплине представлен в Приложение 1.

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины (см. Приложение 3).

3. Учебно-методические материалы (УММ) по следующим видам занятий: лекции, практические занятия, курсовые / выпускные квалификационные работы.

Словарь терминов (глоссарий). В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.

Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля.

· примерные темы рефератов, эссе (могут быть включены в программу учебной дисциплины);

· варианты контрольных работ, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы);

· контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и/или по всему курсу (см. Приложение 3).

Совокупность всех учебных и УММ, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью разработчиков УМК.

· Определение тематического плана согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

· Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

· Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

· Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

· Разработка заданий для контрольных точек.

· Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

· Оформление документации УМК.

· Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

· Согласование и утверждение УМК.

Более укрупнено, этапы разработки УМК представлены на рис. 1.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

Процесс разработки УМК сложен и предполагает совместную работу над документами группы преподавателей, контроль над содержанием УМК, согласование, утверждение учебно-методического комплекса. Данный процесс порождает сложности в контроле версий документов, дублировании информации, рассредоточении документов. Можно с полной уверенностью утверждать, что применение портальных технологий позволяет разрешить эти проблемы и существенно облегчить разработку УМК.

Рис. 1

УМК дисциплины и его компоненты должны :

· учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;

· предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;

· предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике

· соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

· обеспечивать межпредметные связи;

· обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методический комплекс, прежде всего, адресован студентам. Качественно разработанный учебно-методический комплекс может помочь студенту самостоятельно изучить дисциплину. Также содержащаяся в нем информация может быть полезна и абитуриентам, ведь зачастую название специальности и даже названия учебных дисциплин не могут дать бывшему школьнику исчерпывающей информации о том, что конкретно ему предстоит изучать в дальнейшем. К сожалению, в настоящее время ни студенты, ни абитуриенты в большинстве своем не имеют доступа к учебно-методическому комплексу. В связи с этим перед ними возникает масса проблем.

Например, многие студенты на каникулах хотели бы ознакомится с содержанием дисциплин, которые им предстоит изучать в следующем семестре. Ведь еще до начала занятий студенты могли бы изучить программу курса, подобрать соответствующую литературу, и, что очень важно для информационных специальностей, обзавестись соответствующим программным обеспечением. Также обучающиеся могли бы оценить требования к уровню подготовки для освоения дисциплины и самостоятельно получить навыки, необходимые для начала освоения данного курса, ознакомиться с содержанием и целью курсового проектирования, выбрать тему для будущего проекта или работы. Перед каждым разделом дисциплины студенты получили бы возможность ознакомиться с изучаемыми вопросами, и при связи данного раздела с предыдущими повторить пройденный ранее материал.

Все это в значительной степени могло бы облегчить работу преподавателя на занятиях и освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления списка литературы, ознакомления с тематическим планом курса, с системами текущего и итогового контроля.

В связи с этим разработка учебно-методического комплекса является лишь первым шагом на пути к повышению качества образования в учебном заведении, необходимо также организовать единую систему доступа к учебно-методическому комплексу по дисциплинам вуза.

Развитие сетевых информационных технологий дает много новых возможностей для развития технологий обучения и автоматизации образовательного процесса. Поэтому актуальна организация системы разработки и доступа к учебно-методическому комплексу с использованием современных компьютерных технологий.

Программы учебно-методических комплексов могут быть размещены на сайте, специально созданном для работы с данной документацией, режимы доступа к данным должны будут быть определены разработчиками системы. Система будет актуальна как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов. Поэтому будет целесообразно рассматривать систему с трех точек зрения: преподавателя, студента и абитуриента.

Преподаватель, который является непосредственным разработчиком учебно-методического комплекса, должен обладать самими обширными правами. В его компетенцию входит создание, редактирование и просмотр материалов. Следовательно, уже на стадии разработки учебно-методического комплекса по ряду причин актуально применение автоматизированной системы.

Во-первых, использование единого доступа к учебно-методическому комплексу позволит привести материалы по разным дисциплинам к единой форме представления, что в значительной степени облегчит восприятие и читаемость учебно-методического комплекса. Во-вторых, использование Интернет-технологий позволит организовать хранение информации на удаленных серверах, что в свою очередь позволит преподавателю разрабатывать и редактировать учебно-методический комплекс с любого компьютера, который имеет доступ к сети Интернет. В-третьих, с внедрением программного инструментария автоматизированной разработки учебно-методических комплексов решится и проблема хранения материалов, поскольку в настоящее время учебно-методические комплексы по дисциплинам хранятся в основном в печатном виде, что затрудняет поиск нужного документа и его редактирование .

Создание автоматизированной системы решит также проблему доступа к информации, содержащейся в учебно-методических комплексах.

Студенты и абитуриенты смогут без труда ознакомиться с содержанием интересующей их дисциплины.

Реализацией такой системы вполне может стать корпоративный портал, на основе одной из рассмотренных нами в первом параграфе портальных решений. Такой программный инструментарий, позволит сделать работу с УМК максимально комфортной и продуктивной как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов.