Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Усиление королевской власти в 17. Презентация на тему "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв"

Усиление королевской власти в 17. Презентация на тему "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв"

Усиление королевской
власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе

ПЛАН УРОКА

Абсолютизм
Один король – одна страна
Ограничение роли органов сословного представительства
Централизация государства

1. Образование централизованных государств

В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства.
В чем отличие от Средневековья?
Англия
Франция
Испания
Речь Посполитая
Русское государство

1. Абсолютизм

«Рожденный подданным должен повиноваться» - смысл абсолютизма. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Абсолютизм складывался в конце XV – XVI вв.

Создание общегосударственного аппарата управления, постоянной профессиональной армии, государственной налоговой системы, единого государственного законодательства и административного устройства, единой государственной экономической политики и т.д.

2. Один король – одна страна

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

2. Один король – одна страна

После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.

2. Один король – одна страна

В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния.

За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт (1603-1625) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль.

Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо».

Яков I Стюарт

Слайд №10

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа (1515-1547) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

Франциск I Валуа

Слайд №11

4. Централизация государства

В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю. Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля.

Французские
Генеральные штаты
в 1614 г.

Слайд №12

4. Централизация государства

В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета.

Английский юрист 16 в.

Слайд №13

4. Централизация государства

Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!»

Людовик XIV

Слайд №14

4. Централизация государства

Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).

Слайд №15

2. Монархия и дворянство

В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества.

С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.

Слайд №16

3. Абсолютизм

Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

Слайд №17

3. Абсолютизм

Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью.

Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики

Король-солнце

Слайд №18

3. «Бюрократическая» монархия

Откройте стр.79 и прочитайте раздел «Бюрократическая» монархия»

1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет?

2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников?

3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?

Слайд №19

4. Аристократическая оппозиция

Генрих Наваррский

Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи.
В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет.

Урок 3. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе

Цели: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

Планируемые результаты: сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи, давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий.; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

Оборудование: карта ««Европа в XVI – XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Сообщения учащихся о путешествиях Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Какое значение имели Великие географические открытия? При ответе используйте план в тетради (ответ учеников, выполнение тестовых заданий)

III. Мотивационно-целевой этап

В 19 в. канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним в ходе нашего урока.

Тема: «Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».

План урока:

Один король –одна страна.

Монарх –помазанник Божий.

IV. Работа по теме урока

«Рожденный подданным должен повиноваться».

Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.

Запись в тетради

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.

Один король –одна страна.

Работая с § 3 учебника (с. 29-37), заполните сравнительную страницу.

Признаки абсолютизма

Отношения с представительным органами

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов.

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников).

Интеданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек).

Постоянная армия

Малочисленная армия, но сильный военный флот.

Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе.

Государственная армия

Единая законодательная система

Налоги устанавливались парламентом, что не давали королю возможности постоянно их увеличивать.

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

Монарх – наместник Христа на Земле

Англиканская церковь, распространение протестантизма.

Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

Государственная экономическая политика

Меркантилизм

Меркантилизм.

Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

Монарх –помазанник Божий.

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Работая с § 3 учебника (с. 34-36) и дополнительным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» с. 38; 39, определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.

Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске – Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV». Не был о ни честным, ни беспристрастным – осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.

Создание национальных государств.

Работая с текстом на с. 37,38 учебника, картой «Европа в XVI – XVII вв.» выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.

Записи в тетради

Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;

Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;

Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

V. Закрепление изученного материала

Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Дайте определения понятия «абсолютизм» и «меркантилизм». (Абсолютизм – форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха. Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов)).

Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы. (Прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства).

Почему в сословно-представительных органах короли видели угрозу своей власти? (Сословно-представительные органы утверждали размер налогов в стране, тем самым определяя размер королевской армии, которая являлась опорой абсолютной власти монарха).

Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (Король-помазанник Божий, его власть освещена выше).

Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

VI. Подведение итогов урока

Монархи Европы, добиваясь и получая абсолютную власть в стране, в тоже время не могли установить деспотичную власть (им нельзя было заключать подданных в тюрьму, лишать их собственности и т.д.)

Дополнительный материал

О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом многие писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной – в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, другой скуп – если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое – один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, тот надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен; это упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

Макиавелли Н. «Государь»

Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны всех против всех. Но в то же время в XVI– XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения? 2






Члены корпораций были равны,отве-чали друг за дру-га. В основе их дейст-вий лежало право данное богом. Другим источником права были древ-ние обычаи. 1.Понятие АБСОЛЮТИЗМ.. Абсолютизм Неограниченная верховная власть Во главе государства- МОНАРХ Власть принадлежит одному лицу форма правления




Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 7 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Б) А) Б) 1.Источники доходов короля. 1.Какими военными силами располагал король? 5. Суд и законы. 6.Административное управление. 6.Города в системе государства.


Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 8 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Первый среди равных. Б) Формальное право. А) Верховное право короля (феодалы подданные короля). Б) Глава государства. 1.Источники доходов короля. Королевский домен.Казна государства. 1.Какими военными силами располагал король? Личная дружина. Вассалы. Постоянное войско. 5. Суд и законы.В каждой области свой суд и законы.Единые суд и законы. 6.Административное управление. Органы управления в каждой отдельной области. Местная власть назначается и подчиняется центральной власти. 6.Города в системе государства. Резиденции местных правителей.Центры ремесла и торговли.




2. Характерные черты абсолютизма 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 10 Проверь свою схему




Текст на 163 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV» Выберите источник самостоятельно 12 1.Составить устный рассказ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»




Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи 14 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор.Королева Англии Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции


Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль ФранцияПравительство 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль 15 Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции


Единая судебная власть Англия Звездная палата судьи мировые судьи судьи 1.Вести судебные процессы; 2.Разоблачать заговоры; 3.Подавлять мятежи; 4.Преследовать бродяг; 5.Собирать налоги; 6.Сбор денег бедным. ФранцияПарламенты 1.Право обжаловать судебные и правительственные решения; 2.Назначение регента; 3.Рассмотрение договоров, указов. 16


Местная власть Англия Франция Чиновники Жалованье + плата населения за услуги 17 Средства к существованию?










22 Меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежит идея преобладания вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота Протекционизм - Протекционизм - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.


Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ 23


Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 24


Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». Яков I Стюарт Яков I Стюарт «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). Яков I Стюарт «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» Людовик XV. 25 «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!». Людовик XIV Людовик XIV





Вопросы в начале параграфа

Вопрос. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?

Сословно-представительские учреждения сформировались в Англии во второй половине XIII в. (в 1265 г. Симон де Монфор созвал первый однопалатный парламент, а c 1295 Эдуард I начал регулярно созывать парламент), а во Франции в начале XIV в. (в 1302 г. созваны Генеральные штаты). Причиной в Англии стала борьба короля и баронов, последние боролись за сохранение своих вольностей, а королю требовался орган, который бы одобрял введение новых налогов. Во Франции королю также требовались дополнительные деньги, на сбор которых королю требовалось согласие сословий. Эти органы в определенной степени ограничивали власть короля, заставляли его прислушиваться к мнению сословий, прежде всего высших.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.

Корона, скипетр, держава, меч

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.

А) Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху. Меркантилизм – экономическая политика

Б) Парламент, генеральные штаты, Кортесы - представительные органы власти; Совет Севера, Совет Уэльса – территориальные органы государственной власти, управлявшие отдельными территориями; Тайный совет – центральный административный и исполнительный орган власти, определявший внутреннюю и внешнюю политику; Звездная палата - судебный орган

Вопрос 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.

Крупные феодалы потеряли самостоятельность (распущены рыцарские отряды, срыты замки аристократии);

Ограничены вольности крупных городов;

Отдельные территории королевства лишились самостоятельности (например: герцогства Нормандия и Бургундия во Франции, северные графства в Англии);

Король управляет всей территорией страны с помощью чиновников и назначением территориальных органов власти (Например Совет Севера в Англии);

Снизилась роль представительных органов (Парламента, Ген.штатов собираются реже, например Елизавет I лишь 13 раз собирала парламент за 45 лет своего правления);

Распространялась идея, что власть короля идет от Бога, поэтому она ничем не может быть ограничена: монарх считался наместником Христа на земле;

Судебная власть была сосредоточена в королевских судах.

Вопрос 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

Армия. Короли, стремившиеся к неограниченной власти, распускали феодальные отряды рыцарей и создавали регулярную наемную армию.

Налоги. Налоги делились на два вида: прямые (налог на землю и имущество и подушная подать) и косвенные (на соль). Налоги платили все, кроме высших сословий.

Экономика. В новое время в экономике господствовало учение меркантилизма, которое исходило из того, что основой богатства является обилие ценных металлов, поэтому государство всячески старалось поддержать торговлю по принципу: вывозить товаров больше, чем ввозить

Задания к параграфу

Вопрос 1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию. Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.

Вопрос 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.

Контроль за местной и судебной властями осуществлялся за счет передачи функций королевским судам и чиновникам. Это подрывало и ослабляло власть местных феодалов. Для борьбы с мятежной знатью создавались центральные органы, как например Звездная палата в Англии, которая следила за осуществлением правосудия.

Вопрос 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?

Религия позволяла обосновать божественное происхождение власти монарха, внушить идею, что король – помазанник божий. Церковь играла важную роль в жизни человека того времени, поэтому монархи использовали церковный авторитет для укрепления своей власти. К примеру, во время церковных служб священники молились за здоровье и благополучие монарха.

Вопрос 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.

Можно взять изображение льва, который символизирует силу и величие. Не случайно лев считается царем среди зверей.

Разделы: История и обществознание

Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II. Определение понятия “ абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

    Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

    III. Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

    Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

    IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

    “французы” - работают по страницам 28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

    1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

    Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

    В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

    V. Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

    VI. Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

    VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.