Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Функции истории. Роль истории в обществе

Функции истории. Роль истории в обществе

Ответ оставил Гость

Главные
познавательная, или интеллектуально-развивающая;
воспитательная;
политическая, или практически-политическая;
мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке


а) оказание помощи государственным деятелям в выборе ориентиров в своей деятельности

б) формирование гражданской ответственности

в) изучение исторического опыта человечества и своего народа

г) теоретическое обобщение исторических фактов и событий

Принципы исторической науки

а) социального подхода

б) универсального подхода

в) историзма

г) последовательности

д) проблемности

6. Установление связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод

а) сравнительно-исторический

б) периодизации

в) проблемно-хронологический

г) синхронический

7. Изучение явлений на высшей стадии их развития – метод

а) логический

б) исторический

в) ретроспективный

г) статистический

8. Русский историк, считавший, что ход истории определяют 3 фактора: природа страны, природа племени, ход внешних событий

а) М.В. Ломоносов

б) И. Байер

в) Н.М. Карамзин

г) И.Я. Фроянов

д) С.М. Соловьев

Вариант II

Предметом Отечественной истории является

а) закономерности развития человеческого общества в его прошлом и настоящем

б) население России на разных этапах исторического развития

в) закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов

2. Совокупность трудов, посвященных каким-либо проблемам или отдельным вопросам исторической науки - __________________________________

3. Познавательная функция исторического знания

а) теоретическое обобщение исторических фактов и событий

б) выявление главных тенденций развития исторического процесса

в) выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства

г) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества

д) формирование национального достоинства и гражданственности

4. Система принципов и методов исследования

а) историография

б) диалектико-материалистический метод

в) методология

г) диалектика

д) историософия

Принципы исторической науки

а) универсального подхода

б) объективности

в) детерминизма

г) системности

д) социального подхода

Изучение истории по периодам или эпохам, а внутри них - по проблемам - метод

а) проблемно-хронологический

б) синхронический

в) логический

г) хронологическо-проблемный

7. Изучение одной стороны жизни общества в ее последовательном развитии – метод

а) хронологический

б) проблемно-хронологический

в) хронологическо-проблемный

г) системно-структурный

Первый русский историк

а) М.В. Ломоносов

б) И. Байер

в) Г. Миллер

г) В.Н. Татищев

д) В.О. Ключевский

Литература

Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.

Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.

Дополнительная литература

1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 3 – 16.

2. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 3 – 25.

3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 3 – 6.

4. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 5 – 9.

5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский и др. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

6. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. –800 с.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. – С. 1 – 12.

8. Философия истории: Антология. Пособие для студ. гуманит. вузов / Сост. Ю.А. Киселева. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 351 с.

Периодические издания

1. Дурновцев В.И. Историософия историка // Российская история. - 2009. - № 4. - С. 181-184.

Интернет-ресурсы

1. Сайт Устная история http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/

2. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

Семинар № 2

Восточные славяне ,

История (от греческого historia) означает рассказ о про­шедшем, об узнанном. Имеет много определений, но преж­де всего - это процесс развития природы и общества; ком­плекс общественных наук, изучающий прошлое человече­ства во всей его конкретности и многообразии.

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выработка и теоретическая система­тизация объективных знаний о действительности. Одна из них - историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, за­кономерностей, категорий и понятий, в совокупности обоб­щенных знаний, накопленных в процессе общественно-ис­торической жизни. "Отцом истории" считается древнегре­ческий историк Геродот, живший между 490 и 480-425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. - III в. н. э. на территории нашего Отечества.

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естествен­ной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была поли­тизирована. Многие ее страницы отражались в литерату­ре односторонне, что накладывало определенный отпеча­ток на формирование исторического мышления людей. Се­годня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихо­миров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Для чего нужно знать историю? Ответить на постав­ленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего соци­альные функции истории как науки. Вокруг проблем исто­рии во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не ос­талась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее вре­мя особенно отчетливо дали о себе знать негативные яв­ления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и си­туациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч бежен­цев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, дегра­дация духовной жизни. Но самое страшное - искалечен­ные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической дей­ствительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобрать­ся в причинах социальных неурядиц, порождающих серьез­ные политические кризисы. И для этого необходимо выяс-

нить социальные функции знания истории. Без этого невоз­можно восстановление и сохранение национального про­шлого, его места и роли в великой драме всемирной исто­рии. Народ, нация, народность без исторической памяти об­речены на деградацию. Они не могут и не должны отказы­ваться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функ­ции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практичес­ки-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функ­ция исходит из познания исторического процесса как соци­альной отрасли научного знания; из теоретического обоб­щения исторических фактов, выявления главных тенден­ций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российско­го государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изу­чении исторического пути Российского государства, позна­нии всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков - без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю - без Парижской коммуны, современную историю XX века - без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое - превращать историю в "служанку" политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

Каждое поколение историков переписывает "свою ис­торию". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.

Список используемой литературы:

1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000

2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.

3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.

4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.

5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.

XIX в. /. М., 1975. С.

6. Гордон А.В. Тип хозяйствования - образ жизни - личность. М., 1993

7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.

8. Чистяков, История государства и права России. - М., 2001 г.

Интернет-ресурсы по истории:

1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

2. http;//rushistory.stsiand.ru - История России с древнейших времен до наших дней.

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

История- это наука, изучающая прошлое разных стран и народов.

Учёт вины потерпевшего и имущественного положения лица причинившего вред.

Возможны активные или пассивные действия при причинения вреда.

Вред который возник в следствии умысла потерпевшего возмещению не подлежит.

Если степень вины потерпевшего содействовал увеличению вреда. То в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен.

Если была грубая неосторожность потерпевшего и не было вины потерпевшего, если есть ответственность без вины то размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении вред может быть отказано вообще.

Если вред причинён жизни или здоровью гражданина отказ или освобождения от возмещения вреда не допускается.

Если причинителем является гражданин, то суд может уменьшить сумму причинения вреда исходя из его имущественного положения кроме тех случаев когда вред причинён умышленно

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

Первая – познавательная , интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция -практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.