Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Институт прикладной психологии собчик. Институт прикладной психологии

Институт прикладной психологии собчик. Институт прикладной психологии

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -

Собчик Людмила Николаевна, Москва

Доктор психологических наук. Почетный профессор Межрегионального российского сообщества психологов, психотерапевтов и социологов.

Главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, научный руководитель Института прикладной психологии.

Действительный член Московской психотерапевтической академии, член-корреспондент Международной Академии информатизации.

Научный редактор «Московского психологического журнала».

В своей кандидатской диссертации, защищённой в 1970 году, Л.Н. Собчик одна из первых в России продемонстрировала опыт применения психодиагностики. В частности, ею была создана полная версия диагностического опросника MMPI. В связи со значительными модификациями методика получила новое наименование - СМИЛ.

Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».

Л.Н. Собчик создала новый теоретический подход к пониманию целостной личности (теория ведущих тенденций) и разработала основанную на этой теории модель многостороннего психодиагностического исследования личности. Эта концепция положена в основу индивидуально-личностной типологии, которая способствует сближению разных психологических школ и направлений, позволяя найти общие точки соприкосновения при использовании различных психодиагностических методик.

Известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик. По алгоритмам Л.Н. Собчик разработаны компьютерные версии ко всем психодиагностическим тестам, которые приведены в ее публикациях. Программы лицензированы и получили широкое распространение в сфере управления кадрами, в профориентации и психологическом консультировании.

  • «Индивидуально-типологический опросник»
  • «Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова»
  • «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера»
  • «Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство»
  • «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».
  • «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»

Людмила Собчик

© Собчик Л. Н., текст, 2017

© Тихонов М. В., фото, 2015

© ООО «Издательство «Э», 2018

Мир спасается любовью

Я не могу сказать что удивился, когда Людмила Николаевна Собчик написала мне с просьбой дать рецензию на ее новую книгу. То, что произошло, было гораздо больше удивления: мне, молодому, практически начинающему психологу пишет мэтр отечественной психологии, лучший специалист в психодиагностике, разработчик оригинальной теории личности. Я был просто поражен новостью и оказанной честью.

Позже стало понятно, что Людмиле Николаевне нужно мнение как раз молодого психолога. Вполне логично, если учесть, что сегодня у нашего поколения ценности и представления о жизни весьма разные. Может быть сыграло роль и то, что я отношусь к Московской школе христианской психологии, которая зарегистрирована на факультете психологии Московского православного института и моя основная работа – консультация людей в центре практической христианской психологии при том же институте. С проблемами, которые обозначены в книге мы работаем ежедневно.

Ко мне ежедневно приходят люди, которые считают, что если их супруг/супруга, знакомый, ребенок, коллега не похож на них, то он «неправильный». И просят изменить этого неправильного человека. Знание основ психологии индивидуальности, которые можно получить из книги помогают понять, что мы ценны своими отличиями. Замечательно, что рассказано, не только о том, что мы отличаемся, а о том, чем мы отличаемся, почему это происходит и как с этим быть.

Конечно, далеко не все проблемы в жизни возникают из-за характера и индивидуальности. Есть и детские травмы, и объективная ситуация, и много чего еще. Но индивидуальность всегда играет определенную роль. Часто характер управляет нами. Мы слишком вспыльчивы и не можем сдержать гнев в общении с коллегами или близкими. Мы слишком погружены в себя, чтобы увидеть людей вокруг. Мы любим быть в центре внимания и делаем все, чтобы достичь этого. Однако, осознав свои привычки, познакомившись со своим характером, человек, личность может встать над ним. И это начало: «…разобравшись в своем характере, начинать нужно с себя, понять свои ошибки, сдерживать свои непосредственные реакции: каждый человек может и должен свой характер контролировать, это свидетельство того, что он взрослый человек, зрелая личность».

Для меня, не только как для психолога, а как для отца чудесных маленьких мальчика и девочки были очень важны главы о детях. Они проникнуты по-настоящему человечными, но совсем не приторными взглядами о том, как же ребенка воспитывать, как с ним взаимодействовать. Иногда запрет или наказание кажется если не правильным, то наиболее простым способом разрешить ту или иную ситуацию. В книге объясняется, почему это не так и какие губительные последствия может принести. С другой стороны нет модных призывов к вседозволенности. Прекрасно описано, какое воздействие будут оказывать на ребенка родители с разными типами характеров и что будет, если, зациклившись на себе, они забудут о ребенке. Автор напоминает нам, что даже малыш ценен сам по себе. Уверен, что для многих будут актуальны главы о подростковых проблемах, в которых затронуты очень серьезные вопросы: подросткового суицида, ценностной ориентации подростка, проблемы отношений в подростковом возрасте. И все это тоже основывается на многолетнем исследовательском опыте в сфере психологии личности.

Мне очень близка идея, если можно сказать, дух этой замечательной книги – мир спасется любовью. Любовью к родителям, супругам, детям, друзьям и коллегам и даже к себе. Ведь без любви никакие знания не помогут нам встать над собой, как бы мы не пытались.

Лазарев М. А.

психолог-консультант

Центра практической христианской

психологии факультета психологии

Московского православного института,

преподаватель Свято-Тихоновского

гуманитарного университета

«И жизнь, и слезы, и любовь…»

Жизнь прекрасна и удивительна, особенно если руководствоваться не только чувствами, но и умом.

Как красивы восходы солнца и его закаты, наблюдаете ли вы их с балкона деревенского дома или из окна своей городской квартиры! Как украшает нашу жизнь зеленеющая листва и аромат растений. Как таинственно шумит морской прибой или журчит ручей! Как забавны котята, собачки и другие зверушки, рыбки и птички!

А еще – как наполняет нашу жизнь «роскошь человеческого общения»!

Откуда же берутся огорчения, беды, невзгоды и разочарования? В основном из того же общения, которое не так уж просто, оказывается, наладить таким образом, чтобы оно радовало. А все из-за того, что свой ум наживаем к старости, а воспользоваться советами знающих людей ленимся.

Как специалист по изучению разнообразия человеческих характеров, типов мышления, способностей и разных видов отношения друг к другу, за всю свою сознательную жизнь я наблюдала множество вариантов поведения людей в разных ситуациях. В прежние времена (60–80 годы прошлого столетия) в отечественной психологии еще не было признания того факта, что как врожденные, так и приобретенные в процессе развития характера черты накладывают отпечаток на его активность, особенности общения, реагирования на стимулы окружающей среды. В связи с этим приходилось преодолевать установку на марксистско-ленинскую идеологию, с позиций которой личность нормально развивается только под влиянием общества, живущего по законам коммунистических идеалов.

Помнятся те долгие часы, проведенные в Ленинской библиотеке и за детским проектором с экраном в виде простынки на стене – чтобы прочитать микрофильмированные книги, взятые из «Ленинки» на два-три дня…

А также запомнилась кропотливая работа по переводу с английского или немецкого книг зарубежных авторов, уже прославившихся своими трудами по психологии личности. Словом, это был труд, но сладкий труд, богатый для меня интересными открытиями и непрерывным творческим процессом, который был направлен на изобретение новых решений, свободных от догм старого подхода, на преодоление существующих в отечественной психологии страхов перед зарубежным влиянием и перед новаторскими идеями, идущими в противовес устоявшимся представлениям.

Мне пришлось адаптировать многие известные европейские и американские диагностические методики, преодолевая немалые трудности. Надо было разработать систему адекватной интерпретации формальных показателей, полученных в результате математических формул, что не так-то просто! Ведь адаптация зарубежных тестов – это не просто перевод опросников на русский язык. Необходимо понять, о чем эти показатели свидетельствуют, как следует понимать их значение, как это подтверждается не только статистикой, но и самой жизнью.

Как понять человека

и как понять себя? Непросто!

Но нужно. От этого зависит

и настроение, и здоровье.

Множество живых, реальных людей прошло перед моими глазами: их переживания рассматривались параллельно данным, полученным при обследовании их психодиагностическими тестами. Кроме того, были созданы новые, оригинальные методики, боле созвучные требованиям отечественной психологии, раскрывающие типологические особенности, выявляющие сферу нарушенных человеческих отношений, мотивационную направленность, уровень агрессивности, преобладающий стиль мышления и многое другое. Они нашли подтверждение своей эффективности на практике и получили широкое распространение в среде психологов-практиков, а также в научно-исследовательской работе научных кадров.