Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Как помочь детям выучить русский язык. Как учить иностранных детей русскому языку дома Как помочь ребенку учить русский язык

Как помочь детям выучить русский язык. Как учить иностранных детей русскому языку дома Как помочь ребенку учить русский язык

Знание родного языка дается ре­бенку с детства, он овладевает им так же естественно, как ды­шит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, ис­точник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраи­вают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной ра­боты, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе ис­пытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недо­статочно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниенос­ной) мысленной подстановкой проверочного сло­ва. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не, в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - сов­сем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задач­ку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо. Сколько совсем не­подходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памя­ти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безудар­ные гласные - о. Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например,полосы и полоски). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем под­становки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. По­этому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем нелегко: например, к таким обычным для сочине­ний старшеклассников словам, как впечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими сво­бодно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминоло­гии). Что же касается активного словарного за­паса, он у разных людей различен. Хрестоматий­ный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два сло­ва. Активный словарный запас у детей школьно­го возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для примене­ния орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного вла­дения словарным запасом родного языка к актив­ному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Огово­римся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуж­дать. Принуждение никогда не приводит к раз­витию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно ска­жется на умственном развитии ребенка. Интуи­тивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие ши­роко распространенные детские игры.

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной бук­ве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длин­ного слова составлять слова из различных ком­бинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная жи­вучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимос­ти для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамма­тическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумай­те пример на данное правило» становится увле­кательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно большепримеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мыслен­но соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется язы­ковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора"» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: прихо­дилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нуж­ный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в ка­ких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посо­ветовать: «Вспомните, как называются различ­ные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существитель­ные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская. То же самое задание с добавлением «адреса» (пои­щите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнооб­разны - это игры, загадки, шарады, кроссвор­ды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, раз­личного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «до­быть» нужное слово гораздо полезнее, чем за­писать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Примеры игровых заданий, требующих «добывания» нужного слова.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следу­ющих предложениях. Запишите эти слова и объ­ясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответ: ледяная.)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответ: оловянном.)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответ: маслена.)

К данным прилагательным подберите анто­нимы (слова, противоположные по смыслу), со­держащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, яс­ная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответы: устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие.)

К данным словам подберите синонимы, содер­жащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ: бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ: шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь текс­ту (ответ: комментарий).

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, осо­бенно с толковыми. Хорошо, если такие слова­ри имеются дома. Знакомство с орфографичес­ким словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчер­кивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить сло­восочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лекси­ческое значение всех слов

Хороший результат в работе с трудными ор­фограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети само­стоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Мор­ские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного чис­ла школьников. Путь от знания правила к без­ошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каж­дое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьни­ков прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепри­частия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение разли­чать части речи - одна из важнейших предпосы­лок правильного применения правил.

Второе необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в фор­мах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существи­тельных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и оконча­ния. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц: и или ы?) имеет одно реше­ние для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамот­ного письма, - это умение анализировать звуки русской речи: различать глухие и звонкие со­гласные, выделять шипящие и т.д. Без этого уме­ния невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно зна­ние любого грамматического правила, - это уме­ние видеть, где его требуется применить, свое­образная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, учени­ки, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима та­кая проверка.

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требую­щие применения правил. Развитием этих уме­ний надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высоко­му уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно уп­ражняться для развития всех перечисленных умений.

Эта статья адресована, в первую очередь, билингвальным семьям, где один из родителей является носителем русского языка или владеет им на определённом разговорном уровне. У вас родился ребёнок и вы бы хотели приобщить его к национальной культуре через обучение русской речи?

Безусловно, нужно учесть важный фактор вашего местонахождения – в России вы или нет. Остановимся на более сложном варианте – вы за рубежом, а значит у вас нет возможности создать для вашего чада естественную языковую среду.

Принципы изучения иностранного языка у детей и взрослых отличаются. Взрослый подходит к этому вопросу осознанно, а ребёнок – бессознательно. Для взрослого обучение языку – это средство достижения цели (построение карьеры, образование, выезд в другую страну для создания семьи и т.д.). Для ребёнка – это просто средство коммуникации с окружающими и удовлетворение растущего познавательного процесса.

Кстати, наиболее оптимальное время для формирования лингвистических иностранных навыков – до 10 лет. Чем младше возраст, тем проще и легче усваивается всё новое. Доказано, что дети от 0 до 6 лет способны впитать в себя столько поступающей информации, сколько взрослому на это потребуется 60 лет.

  1. Окружите ребёнка русской речью – общайтесь по-русски (так, как вы разговариваете с ним ежедневно, т.е. объясняете свои действия словами – «я умываюсь», «я чищу зубы», «я пью молоко», «я ем кашу») и старайтесь свести до минимума перевод;
  2. Читайте русские сказки , включайте мультфильмы , показывайте сказки с использованием игрушек с обязательным участием самих детей, ставьте прослушивать детские песни и аудиокниги , также помогут интернет – ресурсы с играми ;
  3. И, конечно, играйте , играйте , и ещё раз играйте ! Для ребёнка основной вид учебной деятельности – игра. Хотите дать название фруктов и овощей? Организуйте совместный поход в супермаркет за необходимыми продуктами, а потом дома устройте игрушечный магазин, где ваш малыш купит у вас или сам продаст вам его любимые яблоки или морковь.
  4. После того, как ваш сын или дочь начали вас понимать и в состоянии вам ответить маленькими фразами, пришло время переходить к алфавиту и показу наглядности с кратким текстом-описанием . Главное, помните, никакой теории! Всё должно быть легко и непринуждённо. Избегайте трудных слов типа «слово-исключение». Вы же не будете объяснять малышу, что слово «друг» во множественном числе имеет форму «друзья» и его нужно просто запомнить. Ваше чадо, как минимум вас не поймёт, как максимум не захочет продолжать это занятие. Проще будет сказать, например, что есть волшебные слова, которые любят капризничать, когда их становится многоJ
На самом деле, эти рекомендации пригодятся и в случае, если ребёнок является носителем русского языка и уезжает в эмиграцию с родителями. Только разница в том, чтобы не освоить язык, а приложить усилия, чтобы его не забыть!

Методические советы

родителям

от учителя русского языка

и литературы

«Как помочь ребенку хорошо учиться»

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, выполнять домашние задания. Но многие родители знают по своему опыту, что со временем интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?

Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься». И вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезнее, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры:

Повторить основы предмета,

Устранить пробелы в знаниях.

Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Не надо постоянно ругать ребенка за его неудачи. Необходимо помочь ему справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе смог развить по возможности все свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем желании и старании не становятся лучшими учениками в классе. Запомните, они не хуже своих сверстников. Их способности и таланты лежат, вероятно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный уровень подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе, в родительской любви. Поэтому нужно вместе с учителями постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Надо хвалить за каждый даже скромный успех: «Сегодня уже шесть ошибок, а не восемь». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямыми, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они некомфортно чувствуют себя в школе, даже если учителя внимательны к ним, сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения. У родителей есть всегда возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, всегда пригодятся дома, во взрослой жизни. Дети осознают необходимость и полезность учения. Дома необходимо отдавать должное любому успеху в учебе. Наше терпение, доброжелательность, внимание каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма, терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Помощь родителей идет в трех направлениях:

1. Родители организуют режим дня.

2. Проверяют домашнее задание.

3. Приучают к самостоятельности.

Советы по режиму дня.

Соблюдения режима дня в любом школьном возрасте помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывает их неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул. Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе.

Советы по проверке выполнения домашнего задания.

Прежде всего, на всех этапах обучения ребенка в школе необходимо следить за записями домашних заданий в дневнике. Тогда и ребенок по невнимательности не забудет выполнить все задания. И вам будет легко контролировать выполнение домашних заданий.

1. Посмотрите в дневнике, что задано.

2. После этого проверьте наличие домашнего задания в тетради. Если задание нужно было выполнить устно, задайте вопросы по данному материалу, опорные вопросы можно найти после параграфа или текста. В 5-6 классах проверьте правильность выполнения. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, проверяйте выполнение домашнего задания не каждый день. Но это можно делать только тогда, когда ребенок готов к этому.

Как выполнять домашнее задание по русскому языку.

1. Прочитайте задание в дневнике.

2. Прочитайте правило, запомните его.

3. Прочитайте задание к упражнению.

4. Сначала выполните письменные задания, не забывай выделять графически орфограммы в словах с пропущенными буквами.

5. Проверь, если в упражнении дополнительные задания (разбор слова, предложения…). При необходимости выполни эти разборы письменно в тетради после текста упражнения.

6. Ответь устно на вопросы к упражнению.

7. Выполни работу над ошибками.

8. Открой форзац учебника и повтори все изученные орфограммы и пунктограммы.

Желаю удачи и терпения!!!

Семейное образование. Как заниматься русским?

Читайте также:
"Круглый стол" по проблемам преподавания русского языка в семейной школе (записи вебинаров с участием родителей, преподавателей, авторов учебников и психолога)

В этом материале речь пойдёт о домашнем обучении ребёнка. Не о вынужденном домашнем обучении из-за болезни, когда к ученику приходит школьный учитель, а о семейном образовании , выбранном родителями сознательно. В этом случае семья своими силами старается дать ребёнку лучшее образование, избежав всех недостатков обычной школы. Но, как известно, лучшее - враг хорошего. Получив свободу, некоторые мамы и папы не могут справиться с задачами школы сами. Поэтому мы позволим себе дать несколько советов родителям, ступившим на столь сложный путь.

Итак, вы выбрали семейное обучение, и перед вами немедленно встал вопрос: что делать с русским языком? Какие пособия выбрать? Какие методы позволят быстрее (и желательно без скуки) научить ребёнка грамотно писать? Сколько времени уделять предмету? И вообще, в каком месте то лучшее, что надо бы дать ребёнку, в отличие от государственной школы?

Дело в том, что даже самая плохая школа с безумным учителем загружает детей достаточно большим количеством различных упражнений, позволяющих поднять грамотность. Количество по закону диалектики переходит в качество. Если ученик не слушает или не понимает объяснение учителя, но иногда что-нибудь списывает, он всё же будет постепенно запоминать слова. Ваша основная задача не в наиболее удачном объяснении правил (хотя и это важно), не в изобретении развлекательных упражнений, не в проведении командных игр и викторин, а в организации рутины. Русский нельзя выучить, как историю, литературу и даже физику, устраивая яркие уроки. Выработка навыка связана с методичной, достаточно нудной, кропотливой работой в течение нескольких лет. Грамотное письмо основано не столько на знаниях, сколько на моторных навыках. Как спортсмен, добиваясь автоматизма, ежедневно набивает грушу, или отрабатывает удар в теннисе, или плавает по несколько километров, так и ваш ребёнок должен выполнять обязательные упражнения. Так что прежде всего это надо осмыслить и принять, настроиться на занятия по часу в день с недельными погружениями в предмет несколько раз в год .

Второе, что нужно сделать: разработать или взять у кого-нибудь (да хоть у нас) жёсткий стратегический план и примерную структуру каждого урока русского языка . Иначе вы увлечётесь интересной темой и что-нибудь упустите. И вообще, имея структуру, вы легко войдёте в жёсткий режим занятий. Чуть ниже я расскажу, что обязательно должно быть включено в этот план. Поурочники для школ не годятся. Так вы скатитесь к тому, от чего уходите, только исполнение может оказаться хуже.

Третье. Надо определиться, кто именно будет учить ребёнка русскому языку . Если вы этого никогда не делали, т.е. никогда и никого не учили русскому, сами лучше не беритесь. Объединяйтесь с другими родителями, нанимайте специалистов. Как минимум, раз в неделю с ребёнком должен работать филолог, контролирующий процесс. Проверьте собственную грамотность: напишите онлайн диктант или попросите знакомого учителя погонять вас по правилам. Начинайте заниматься с ребёнком русским языком, если убеждены, что сами не наделаете ошибок. Если ребёнку 6 - 8 лет, обязательно посетите логопеда, убедитесь, что нет каких-либо патологий, которые помешают научиться читать и писать. Если обнаружатся проблемы, сначала занятия надо будет поручить логопеду.

Надеемся, вы всё хорошо обдумали, взяли на себя ответственность и приготовились к рутинной работе. Теперь к делу.

Стремления ваши мы полностью разделяем. Действительно, давно разработаны эффективные методы, позволяющие быстрее повышать грамотность, но не прижившиеся в школе. Такова судьба орфографического чтения. Тоцкий доказал его пользу, люди диссертации защитили, но в школах метод не используют, потому что на это в программе не предусмотрено время, нет текстов, пришлось бы изменять учебники и т.д. На вебинарах мы учим преподавателей проводить тренинги грамотности, но только частная школа может себе позволить организовать такие тренинги, ведь в обычной СОШ невозможно для группы 10-12 человек отменить все остальные предметы на 7-10 дней. Невозможно выделить для такой группы второго преподавателя, который будет помогать ведущему тренинга.

Вот некоторые эффективные методы, приёмы и подходы, которые не используются или почти не используются в обычной школе, но могут применяться при домашнем обучении и в семейных школах:

  • орфографическое чтение,
  • запоминание на слух,
  • раскрашивание слов,
  • соревнование в малых группах,
  • изучение правил целиком, а не частями, раскиданными по четвертям и учебным годам,
  • предупреждение и коррекция дисграфии при помощи специальных упражнений, которых нет в школьных учебниках,
  • индивидуальная работа с компьютерными тренажёрами (а они очень эффективны),
  • тренинги грамотности (с погружением в предмет).

Кроме прочего, семейное образование обеспечивает пресловутый индивидуальный подход. Вы не должны строго придерживаться программы, можете менять темы местами, держать темп, удобный ребёнку: не бросать тему только потому, что вышли отведённые на неё часы, если тема не освоена, и не тратить время впустую, если ребёнок быстро справился с темой.

И ещё один плюс. Можно избежать недостатков современной школьной программы. Вы можете работать на опережение, фоном предлагая материал, который будет изучен позже. Можно объединить лёгкие темы по лексикологии и посвятить им игру, конкурс, праздник, а выигранное время потратить на тренинг. Можно больше времени уделить развитию речи. В общем, можно много чего. Лишь бы вы понимали, что делаете и зачем.

Изучение русского языка включает в себя письмо, работу с орфографией, пунктуацией, культурой речи, изучением теории языка и развитие письменной речи.

Работа по этим направлениям должна стоять на трёх китах: познавательные способности, мотивация и словарный запас. Вы должны выстроить логику работы по каждому направлению и учитывать общую стратегию на каждом уроке.

Изучение русского языка в семейной школе

Цели Задачи Основные методы и виды работ Рекомендуемые пособия
Обучение письму
  • Обучение письму на бумаге
  • Обучение компьютерному набору
Работа с прописями.

Работа с клавиатурными тренажёрами.


Соболева О.Л., Агафонов В.В. Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита

Формирование навыка грамотного письма (орфография)
  • Словарная работа
  • Изучение правил орфографии
  • Повторение изученных правил
  • Работа на опережение
  • (формирование способностей на уровне рефлекса замечать незнакомые слова, прочитывать слова орфографически, работать с ошибками)
Изучение правил по плану (сетка изучения правил по классам).

Орфографическое чтение (см. Что такое орфографическое чтение и как оно работает)

Запоминание слов с использованием всех видов памяти (см. Сенсорно-моторные методы изучения орфографии)

Списывание.

Зрительные диктанты

Выделение слов маркером (см. Три простых упражнения, которые помогут быстро повысить грамотность)

Работа с неологизмами и новыми для ребёнка незнакомыми словами (см. Современная стратегия изучения орфографии)

Работа с компьютерными тренажёрами.

Комментированное письмо.

Запоминание списков слов на правило.

Задания типа "вставь букву".

Выполнение упражнений из стандартных учебников.


Курс Орфография без правил (интенсивная работа со словарными словами, развитие познавательных способностей)

Начальная школа

В запущенных случаях:
Кожевникова Д.В. Кожевников П.В. Домашний логопед. СПб. 2009 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы для 2, 3, 4 классов. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Непроверяемые гласные. Коррекция дисграфии. М. 2010 г.

Парамонова Л.Г. Лёгкий способ стать грамотным. М. 2009 г.

Для текущей работы с нормальной успеваемостью:
Соболева О.Л. Русский язык. Учебники для четырехлетней начальной школы. 1 - 4
Интервью с Ольгой Соболевой о методике обучения русскому языку

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300000 учебных примеров и заданий по русскому языку. Супертренинг. 1 – 4 классы. М. 2012 г.

И.Т.Федоренко Комплекс зрительных диктантов. г. Харьков

Повышенный уровень сложности:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык. Комплект учебников и рабочих тетрадей для начальной школы. 2002.

Ольга Соболева: Волшебный черновичок. Раб. тетрадь к уч. "Русский язык". (небольшое опережение)

Средняя и старшая школа

Для повторения:
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык. Сборники для 5, 6, 7, 8 классов. М.

Для нормального уровня:

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 1. М., 2010 или другие издания.

Штоль А. А. Русский язык для старшеклассников в таблицах. Новосибирск, 2007

Жердеева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания. Новосибирск. 2010. Сборники для 5, 6, 7, 8 кл.

Великова Л.В. Русский язык для старшеклассников и абитуриентов в 2 книгах.

Великова Л.В. Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов.

Для углублённого изучения:

И.И. Бакланова. Тематические тесты по русской орфографии и пунктуации. М. 2010

Т.И. Сурикова. Русский язык. Повторительный курс.М. Издательский Дом «Альфа-М»

Рабочие тетради Богдановой Г.А.


Формирование навыка постановки знаков препинания
  • Изучение синтаксиса
  • Изучение пунктуации и формирование навыка постановки знаков препинания

Синтаксические разборы

Пунктуационные разборы

Диктанты


Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М. 2012 г.

Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов. М. 2012 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография, пунктуация. М., 1997г. или более поздние издания.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. М., 2006.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 2. М., 2010 или другие издания.

Сочинение (эссе)

Изложение

Сочинение-рассуждение по литературе


Начальная школа

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Сборники для 2, 3, 4 классов. М. 2008 г.

Средняя и старшая школа

Розенталь Д.Э Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2005.

Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение М., 1999.

Изучение теории языка (для сдачи экзаменов)
  • Изучение лексикологии
  • Изучение морфологии
  • Изучение истории языка
Курс Подготовка к ЕГЭ (вебинары и упражнения)

Полыгалова Н., Сорокина М. Русский язык. Пособие для систематизации знаний и подготовки к экзаменам. (таблицы по Шаталову)

Базовые навыки и познавательные способности Мотивация Развитие устной речи и расширение словарного запаса
Восприятие

Внимание

Синхронизация
работы полушарий мозга

Техника чтения

Мелкая моторика рук

Логическое мышление


Создание ситуаций, доказывающих необходимость письма вообще и грамотного письма в частности
(организация бумажной переписки, выпуск газет и журналов, ведение блогов, выступления на ученических конференциях).

Формирование интереса к филологическим наукам через исследовательскую деятельность, игры, посещение театров и т.п.


Расширение понятийного аппарата через деятельность.

Обсуждение непонятных слов, встретившихся в разных ситуациях.

Развитие связной устной речи.

Принцип Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата и наоборот. Данный принцип применим к каждой сфере жизни.

В том числе и к обучению детей.

Но вначале давайте вспомним, что такое грамотность?

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.

В современном мире информационных технологий и повсеместных сообщений — это визитная карточка человека.

Как повысить грамотность ребенка? На самом деле, это проще, чем может казаться. Предлагаем подборку эффективных упражнений для повышения грамотности.

Упражнение «Найди и исправь ошибки»

Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.
Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибок.
Вариант посложнее — указать общее количество ошибок в тексте.
Сложный уровень — не указывать количество ошибок.

В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.

Давала образец (иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»

Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.

А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.

Хорошие задания, тексты.
Прямо в тетради есть такие важные для детей упражнения, как «найди и исправь ошибки»

Повысить грамотность можно используя технику эффективного обучения «Воронка»

С помощью нее легко убрать ошибки в словарных словах.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Прочитать ребенку словарные слова, обозначенные в конце учебника. Вы называете слово, ребенок его либо пишет, либо произносит по слогам.
  • Если ребенок произнес слово правильно, без заминок и запинок, вы переходите к следующему слову.
  • Если ребенок замешкался, сомневался или ответил неверно — вы ставите галочку напротив соответствующего слова.

Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.

Например, у сына одной из участниц ШУД получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.

После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео

Марина за неделю свела количество ошибок ребенка к нулю.

2) Словарные слова из 300 было 59 с ошибкой, делали так как Рената учила. Через неделю – 0 ошибок)))))))))
Еще раз Благодарим Вас от всей нашей семьи!

Отличный способ повысить грамотность — давать ребенку читать вслух тексты диктантов

Мои дети читают диктанты 1-2 раза в неделю.

Можно купить сборник диктантов для соответствующего класса, или скачать. Важно читать тексты 10 минут вслух, четко проговаривая каждое слово. Каждый текст читается три раза.

При такой подготовке очень скоро ребенок покажет лучшие результаты по русскому языку.

Верный способ повысить грамотность — записать ребенка на курс повышения грамотности «Грамотный ребенок за 30 дней» для учеников 2-6 классов

Скажу честно, курс родился не просто так.
Сейчас у нас обучаются около трехсот детей возраста от 6 до 16 лет.
Каждый день мы получаем ответы на миссии и задания по курсам английского, школы спецагентов, клуба гениальных детей.

Мы видим, что многие дети допускают очень похожие ошибки.
И мы видим, что ошибок много.

Дети не знают словарные слова, не усвоили орфограммы, не умеют применять правила русского языка.

В связи с этим у команды «Обучение с удовольствием» возник запрос: разработать программу, которая нацелена на повышение грамотности детей.

В течение двух месяцев тренинг находился в разработке и записи заданий. В создании курса принимали участие Любовь Стрекаловская, учитель Школы умных детей, Рената Кирилина, эксперт эффективного обучения, логопед-дефектолог.

В процессе создания курса было решено добавить в него игровой момент и отправиться с детьми на планету РЯЗ, чтобы побывать в городе Орфограмм, на улице «Пунктуации», посетить аллею «Словарных слов» и многие другие места.

В процессе обучения каждый день ребята будут получать два видео: урок-путешествие (где происходит объяснение и разбор правила/орфограммы) и миссию, которую нужно будет пройти (выполнить задание).

Прогресс в процессе выполнения детьми заданий будет уже с первых уроков.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в конце учебного года, отправился с нами в невероятное путешествие, страну «Ряз», запомнил орфограммы и научился писать без ошибок, или с их минимальным количеством, записывайтесь прямо сейчас.

Старт программы уже 8 апреля.
Количество занятий — 30 дней.
Материалы останутся в записи у участников курса пожизненно.

Принимаем детей со 2 по 6 класс.

___________
Важно! Если у вашего ребенка стойкая нелюбовь к русскому языку, отсутствует напрочь мотивация и интерес к обучению, помогите ему в данном курсе. Делайте задания вместе, смотрите ролики, путешествуйте, рисуйте карты планеты и не бросайте ребенка одного!

Если Вы не сможете помогать Вашему ребенку при прохождении курса, то возьмите пакет с «куратором», где вашему ребенку помогут эксперты эффективного обучения.

При логопедических диагнозах (дисграфия, дизорфография, дислексия) для лучшего эффекта курс желательно проходить дважды, а так же для автоматизации навыков продолжать работать над материалами курса.