Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Какие буквы безударные гласные в корне. Правописание безударных гласных в корне слова

Какие буквы безударные гласные в корне. Правописание безударных гласных в корне слова

В безударных гласных вызывают совпадает (нейтрализуется) два или несколько звуков, соответствующих ударным, и любая из букв совпавших ударных гласных читается одинаково. Выбор устанавливается нормой – её традицией или действием морфофонологического принципа орфографии. Например, мы говорим г[ъ]л[Λ]ва, а пишем голова, выбирая из А, О, Э для звука [ъ] и из А, О для звука [Λ] букву О, по правилу проверки (го́ловы, голо́вка ), то есть руководствуясь морфофонологическим принципом орфографии. Это основной принцип употребления букв для гласных, поэтому почти все гласные (кроме [у], который с другими гласными не совпадает, не нейтрализуется) в слабой, безударной позиции надо проверять. Это касается и гласных после непарных, с которыми данная орфограмма совмещается.

Чтобы проверить написание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы этот звук в том же корне оказался под ударением : д..ли́ть – де́лит, с..роково́й – со́рок.

Важно только не перепутать внешне сходные проверочные слова – паронимы. В однокоренных словах должна быть общая часть значения.И не забывать, что сначала должен решаться вопрос о корнях «с чередованием».

Ср. : разредить (редкий) но: разрядить (заряд)

увядать (вянет) но: увидать (видит)

примирять (мир) но: примерять (мера)

Ср. также : усво е́ние как усво́ ить , но не как усва́ ива ть

гово ря́т как разгово́ р , но не как разгова́ рива ть

Русская орфография глубоко традиционна, и многие проверки могут быть образованиями на грани с этимологией. Поэтому методисты допускают, например, проверку колесо словом околица с объяснением связи. При этом, естественно, нельзя проверять слова калач, лопата соответственно этимологически однокоренными имсловами околица, лапа. Некоторые методисты допускают проверку искусственными образованиями типа уменьшительного ко тлик , для котёл, просторечное шо́ фер для шофёр , уменьшительное о рлий для орёл, частями сложносокращённых слов (государство го̀сэкза́мен, ср. ипросторечное го́сы, корабль – линкор, акварель – лат. аква, аквариум ). Ведь главное – запомнить написание! С такими нарушениями принципа научности мы вынуждены сталкиваться в силу неоправданной традиционности нашей орфографии, издержками «ведущего» положения её основного принципа.

ЗАПОМНИТЕ : Слова с полногласными сочетаниями ­оро -, -оло- следует проверять родственными словами с полногласием , например: сторожить – сторож, сторожка, похолодание – холод, холодный. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием , например: охладить – хлад, прохладный, огласить – огласка.

Само наличие близких по значению корней с таким соответствием также обычно свидетельствует о соответствии написаний: порох – прах, дорог – драгоценный и т.

п. Но карандаш, калачи и т.п. сюда не относятся.

Проверка – это такое изменение окружения данной морфемы, которое приводит к постановке обозначаемого звука в сильную позицию. Для гласного это позиция под ударением. Гласная в корне – значит надо менять окружение корня, то есть заменять приставки, суффиксы окончания с целью нахождения данного гласного под ударением (ведь место ударения в слове опре­деляется наличием определённых морфем). Совокупность всех окружений корня (парадигма проверки) – это формы слова (первая ступень проверки) и «родственные слова» (однокоренные слова с разными суффиксами и приставками). Производные первой ступени называют второй ступенью проверки, производные второй ступени – проверками третьей ступени.

Проверки формами того же слова определяются законами подвижности ударения в данной части речи. Корни существительных проверяются изменением числа, окончания положительного на нулевое (других падежей на именительный ед. числа или родительный мн.ч.: зонта́ – зонт, нога́ – но́г . Исключения: семе ни семя́ н , стремени стремя́ н ). Для прилагательных важны краткая форма именительного падежа мужского рода и форма сравнительной степени (зелёный – зе́лен, дорогой – до́рог – доро́же ). Корни глаголов (кроме имеющих «корень с чередованием») проверяются формой третьего лица (с исключением форм сядет и ляжет ), формой ед. числа прошедшего времени мужского рода (цвести – цвё́л ), меной формы одного вида на инфинитив противоположного вида (кроме глаголов с суффиксом -ива- для О/А : натянул – натя́гивать, слипаться – сли́пнуться ), инфинитивом того же вида (бер ежёт – бере́ чь ), страдательным причастием прошедшего времени (отломить – отло́мленный, развернёт – развё́рнутый, поймём – по́нятый ), деепричастием (сидели – си́дя ), формой третьего лица единственного числа или формой инфинитива глагола другого вида (прогонял – прого́нит, кричать – кри́кнуть ),формой повелительного наклонения глагола того же и противоположного вида (стоять – сто́й, встают – вста́нь. Исключение ляг ), междометной формой мгновенного действия типа глядь!, толк! Сравнительная степеньнаречия проверяется положительной (страшнее – стра шно ).

Проверки однокоренными словами определяются законами ударения у производных слов, зависящих от свойств различных приставок и суффиксов. Они представлены у существительных однокоренным существительным без суффикса (девчонка – де́вочка, де́ва, листва – ли́ст), прилагательным(молоко – моло́чный, огонь – о́гненный ), уменьшительным существительным (борода – боро́дка, нога – но́жка), глаголом(поезд – е́здить, моление – мо́­лит, резня – ре́зать ). Прилагательные проверяются существительными (тяжёлый – тя́жесть, береговой – бе́рег ), глаголом (пристежной – пристё́гивать, развитой – разви́ть ), прилагательным без суффикса (тягчайший – тя́жкий, беловатый – бе́лый ), уменьшительной формой (молодой – моло́денький, простой – про́стенький , наречием (весёлый – ве́село, дешёвый – дё́шево ). Глаголы можно проверять однокоренными существительными (просили – вопро́с, вспотеть – по́т ), глаголом без приставки (вызвать – зва́ть, закричал – кри́кнул, просидел – си́дя ), прилагательными (сине́ет – си́ний, зеленели – зелё́ный ), наречиями (весели́ться – ве́село, холодеть – хо́лодно ). Наречия проверяются существительными (бесконечный – ко́нчик, таинственно – та́йна ), прилагательными (далеко – далё́кий, хорошо – хоро́ший ), глаголами (боязно – боя́ться, непонятно – по́нял ), наречием с заменой или отсутствием суффикса (домой – до́ма, частенько – ча́сто ). Возможны и проверки третьей ступени: от образований, полученных при втором способе, используют новые образования и производящие, как и на второй ступени.

Особый косвенный тип проверки для изменяемых частей речи – проверка гласного на беглость. Если гласный беглый, то он обозначается буквой О после букв твёрдых согласных и буквой Ё(Е) после непарных и мягких: лавка – лавок, кружка – кружек, узла – узел .Такая «проверка» не может быть признана фонологической, так как чередования не являются обязательными ни с какой стороны: нет позиции, предсказывающей обязательную беглость или небеглость. К тому же с нулём чередуются и другие гласные: [и] (певуни й – певунья, ущели й – ущелье, лиси й – лисьего, запи рать – запру, неси – сядь , нести – бить , оди н – одна, достои н – достойна, также созывать – созвать )и даже Я (зая ц –зайцы ). Очевидно, правило является лишь мнемоническим приёмом запоминания традиционных написаний.

Упр. 40. Вставьте пропущенные буквы А или О, Е или И и подберите проверочное слово. Обозначьте ударение.

Выг..р..дить виновного, выпол..сканное бельё, гр..жданство, гор..жанин, задр..жать от гнева, зар..жение, зар..ждение искусства, за..вление, кв..танция, минное загр..ждение, обв..нение, обл..к..титься, обог..щаться, объед..нение, овл..деть языком, ознаменовать, отродясь, п..дали, планировать кругами, пов..р..тить оглобли, повт..рение, всеобщее пок..яние, половодье, пост..ронние, предв..щать грозу, просв..щение, (божье) Пров..де́ние, св..детели обв..нения, сокр..щение, сост..зание, угр..жать, ум..ротворённый, усложнение, утв..рдить.

Упр. 41. С данными словами составьте словосочетания. Объясните написание выделенных букв подбором проверок (образцы см. в ответах). Образец: проживал (жил) в Воронеже – прожевал (жёваный) и проглотил.

Упр. 42. Укажите, в каких парах некорректно или неверно подобрано проверочное слово. Мотивируйте свой ответ.

Тя жёлый – тяжесть, кре дитование – кре́дит, сгущё нка – сгущение, уве до­млять – уведомить, специа лизированный – специальный, заме реть – мёртвый, обви нять – повинный, бе чёвка – бич, уго реть – загар, выро внять – ровный, расти рать – тёр, ра списать – роспись, глобальный – глобус, зо ревать – зори.

Упр. 43. Вставьте пропущенные О или А, правильно подобрав, где возможно, проверочные слова, старославянские или русские пары.

Вл..стелин, в..лостной старшина, вр..щательное движение, в..ротилы бизнеса, вр..та рая, г..л..вной (отряд), гл..варь (банды), гр..жданский (долг), загр..дительные (сооружения), з..л..тая (цепочка), кр..тчайший, провозгл..сить, прохл..дительные, поздр..вление, сокр..щение, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..р..нние, (тяжелый) подб..родок, охр..нять (склад), св..р..тить (с дороги), ук..р..тить (платье), прекр..тите шум, укр..тить зверя, чер..довать.

ЗАПОМНИТЕ: правописание букв безударных гласных <а>, <о>, в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксом -ыва(ива)-.

В этих глаголах корневой О часто чередуется с А . Например, слово спросить нельзя проверять словом спрашивать (проверочными словами могут быть спросит, спрос ). Исключение: ухажёр(ка) (от ухаживать , а не от уход ). Другие гласные перед ­ыва­ не чередуются.

В разговорной, детской и жаргонной речи в некоторых образованиях под ударением могут встречаться гласные , не совпадающие с написанием под ударением. Говорят: бабка Ёжка, бархо́тка , бо́шку, стёпка, степу́ха, по́льты, То́ма, экстри́м, шпо́ры, хотяне под ударением пишется Я га, ба шка, барха т, барха тный, барха тистый, сти пендия , па льто, Та мара , экстре­ мальный, шпа ргалка. Есть фа нтазия и фэнтези. Слово лебе дь и производные нельзя проверять словом лебяжий. Буква И пишется только в формах единственного числа слова дитя (и просторечном дитё, дитячий ), ср.: ди́тятко : детёныш, детвора, детёнок и т. п.

Часто к ошибкам ведут ложные этимологии-аналогии: ве нтилятор – «винт», до во стребования – «до вашего требования», подра жать – «дрожь», поч ерк – «подчеркнуть», спа ртакиада – «спорт», фиолетовый – «фиалка», га строли – «гость», до лина – «даль», ло пата – «лапа», нава ждение – «водится», наперсн ик (перси ‘грудь’) – «перст», сти пендия – «степень», учр еждение – «череда» и т. п. Такие слова требуют специальной проработки.

Некоторые корни имеют варианты написания, которые приходится запоминать «поштучно», в словарном порядке. Обычно пишется магни т, но есть и магне тизм, магне тический, магне тит, магне трон (ср. магне́то ). Обычно де́бе т, но деби то́р, деби то́рский. Обычно лодка , но есть и старосла­вянское ладья; полагают также, что ло пата родственно слову лапа. Есть грамо та, грамо тей, грамо тный, но есть и грамма тика . Есть инфе кция, перце пция, корре кция, но есть и инфи цировать, перци пировать, корри ги­ровать. Есть сей , сего и сия, сиё , сии. Такие варианты написаний обуслов­лены обычно заимствованиями из разных языков, чередованиями в языке-источнике. Часто написание меняется в силу иных ассоциаций, по «народной этимологии», по произношению: сви детель вместо свѣ дѣтель от вѣ дати; ка лач вместо ко лач, ср. ко лесо, кольцо, околица; во всех славянских языках пишется А в словах ово д, ласко вый, но в русском оба слова и в украинском оводы пишутся с О. Все эти сложности связаны с традиционностью и морфологичностью нашего правописания.

Упр. 44 . Вставьте пропущенные буквы О или А, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о//а в корне под ударением. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Вопл..щать, выд..лбить, выр..внять, оп..здать, отк..пать, пл..тить, пок..ро­че, пор..знь, прекр..тить, погл..щение, разбр..сать, раскр..ить, распол..гался, т..лкать, укор..тить.

Упр. 45. Найдите максимальное число проверок а) первой и б) второй ступени для данных ниже словоформ. Дополните, свои ответы, используя описанные выше способы проверки. Запишите их и запомните как образцы.

а) полоса, дорого́й, протяну, хватаю, больнее; б) долина, скатерть, усиление, грозовой, молодой, терпеливый, перевязать, нести, вылез, нести, ожил, затемнить, бережно, легко, риторика.

Упр. 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных или выбирая нужные, в скобках укажите наиболее трудные проверки орфограмм, подчеркните слова с ложнопроверяемыми написаниями.

О пользе старославянского языка

Русский язык сл..жился примерно к XIV ст..летию как язык, отл..чаю­щийся от других восточнославянских языков – украинского и белорусского. В развитии и обог..щении русского языка б..льшое зн..чение имело поп..лнение его за счёт заимствований из других евр..пейских языков. Но особенно пол..жительное влияние на него ок..зал выс..коразв..тый старославянский (древнеболгарский) язык, который был на Руси языком религии. Старославянский впитал в себя и дост..жения древнегреческого языка, на котором, по словам М. В. Ломоносова, «витийствовали великие христианской церкви учители и тв..рцы, возвышая древнее красноречие высокими б..госло­вскими д..гматами и п(о/а)рением усердного пения к богу».

В стан..влении русского л..тер..турного языка (в течение XVII––XVIII вв.) важную роль сыграл труд М. В. Ломоносова «О пользе книг ц..рковных в р..ссийском языке» (1758 г.). В нём М. В. Ломоносов изл..жил учение о трёх штилях и опред..лил осн..вные жанры, для которых уместен высокий, средний и низкий штили. Высокий штиль связывался именно с употр..блением старославянизмов и гр..цизмов, уже освоенных русским языком в процессе б..гослужений. «Сим штилем сост..вляться д..лжны гер..иче­ские поэмы, оды, пр..заические речи о важных материях, которым они от об..кновенной пр..стоты к важному вел..колепию возвышаются».

Роль старославянского в стан..влении и р..звитии русского письма, его орфографии отметил А. Х. Востоков в 1820 г. «Если бы русский язык с самого начала не находился в беспрестанном соотн..шении с ц..рковным славянским …, то и мы, может быть, теперь писали бы, сообр..жаясь с народным выгов..ром: маево, тваево или ещё маво, тваво вместо моего, твоего, фсево вместо всего, хто, што вместо кто, что и тому подобное».

Д..льнейшее развитие стилей прив..ло к тому, что русский язык тоже стал обр..зцом для развития не только языков народов СССР, многим из которых он под..рил свою письменность, но и для языков ст..рописьменных, для языков окружающих стран. По обр..зцу русского в них созд..вались научная т..рминология, официально-деловые обороты и жанры научного, публиц..стического, официально-делового и художественного стилей.

Упр. 47. Решите орфограммы, объясните наиболее трудные.

1. Нам идольское нав..ждение перен..мать негоже. Не для того мы, Гос­п..ди, тысячу лет назад к Тебе обр..тились своею душой. (Расп.). 2. Недалеко от этого места, в ст..роне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я пор..внялся с нею и уже прошёл было мимо… (Т). 3. Б(о\а)ржа серая и похожа на м..крицу (Ек). 4. Старые св..щеннослужители вгоняли нас в транс многочасовой зубрёжкой св..щенных стихов («Солдат удачи»). 5. …Подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным напр..влением, театр, публичные чтения, спл..чённость интелл..ген­тных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и уж..снулось (Ч.). 6. Думала Аксинья. Прим..ряла. Передумывала. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, вл..деть им, как раньше (Ш.). 7. Лицо его при упом..нании о просв..щённой личности стало ещё более матовым и разнеженным… (Кор.). 8. Мало того, – они ещё его власть разбойничью осв..тили и сказали, что она от Бога, и помазали его маслом (Л. Т.). 9. См..тря на манёвры ямщиков, я со скуки пар..дировал американца Купера в его описаниях морских эволюций (Пушкин). 10. – Они, черт знает, с ума сошли со страху: нар(и\е\я)дили тебя в разбойники и в шпионы (Г.). 11. Видимо, когда строили наши з..млянки, свалили немало сосен, прор..дили, осв..тили лес (К. Ван­шенкин). 12. Рожи у обоих запухли, тёмными синяками наливаются, экая крас..тища! Натешились, изм..рдовали друг дружку, разр(и\е\я)дили злобу. Что-то дальше будет? (Аст.). 13. Выходило, что не Сеня утешал старика, а, скорее, старик прим..рял молодого с необх..димостью смерти (Л. М. Леонов). 14. Кругом весело зеленеет молодая тр.. ва, тр..пещут над нею в голубом небе бесчисленные жав..р..нки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стр..пета (Ш.). 15. Авось, звуки музыки укр..тят Африкана Семеныча. Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетв..рительно (Тургенев). 16. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома д..линою, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров т..полёвым займищем.

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).
  1. Безударные гласные, проверяемые ударением.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало ударение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вя зать - вя жет .

  2. Безударные гласные непроверяемые ударением.

    Если безударная гласная непроверяемая, то необходимо справиться о правописании нужного слова в орфографическом словаре (ва гон, ви не грет ).

Задачи и тесты по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

  • Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями
  • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

    Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Правописание гласных в корне - Орфография 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Слова с безударными гласными, парными согласными. Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Правописание безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных звуков. О/Ё после шипящих - Правописание частей слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

При выполнении заданий по теме "Правописание безударных гласных в корне слова", обратите внимание, что далеко не все однокоренные слова могут являться проверочными, например, рассмотрим слово "дитЯ".

Проверочным словом к слову "дитЯ" будет являться "дИтятко", но не "дЕти";
К слову "опоздАть" - "пОздно", но не "опАздывать".

Внимание! Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами на "-…ывать", "-…ивать".

Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами, употребленными в другом стиле . Например, в паре слов "город - град " град не является проверочным словом, потому что стоит в другом стиле.

К слову "гОрод" проверочным словом является "огорОд", но не "грАд"! К слову "молодОй" проверочное слово для безударной гласной - "молОденький", но не "млАд".

Мы говорим о полногласном сочетании в корне слова (-оро, -оло) и неполногласном сочетании в корне слова (-ра, -ла). Запомните, что неполногласное сочетание никогда не заменит полногласное.

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет бе лый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :

ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

пова р ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка

повстре чались – встре ча, встре чный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

ста кан – подста канник, ста канчик

со бака – со бачий, со бакам

во кзал – приво кзальный, во кзалам

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

зо ло той – зо лото, позоло та

ко ло ситься – ко лос, коло сья

тре пе тали – тре пет, трепе щет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о а ;

2. Корни с чередованием е и .

В первом случае это такие корни, как:

кос кас : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: кос нуться кас аться ;
лож – лаг : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: прилож ение прилаг ать ;
клон – клан : в корне по ударением может быть как о так и а , но без ударения пишется только о . Например: поклон клан яться ;
твор – твар : как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а , но без ударения только о . Например: твор ец твар ь ;
гор – гар : буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о . Пример: гор еть – загар ;
плав – плов : буква о пишется только в двух словах: плов ец и плов чиха , в остальных словах пишется а . Пример: плав учий, сплав ить ;
зар – зор : без ударения пишется только а . Пример: зар ево зор и . Исключение: зор янка , зор евать ;
раст – рос : перед ст и щ в словах без ударения пишется а . Пример: раст и – росло , возраст , взращённый ; Перед с без последующего т пишется о . Пример: вырос ший, недорос ль ; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов , отрасль ;
равн – ровн : корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн ить, равн омерный . Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн ять, ровн ять ;
мак – мок : корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак ать, обмак нуть . Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок нуть, намок ать, промок нуть .

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир : бер у – собир аю ;
дер – дир : дер ет – сдир ает ;
мер – мир : умер еть – умир ать ;
пер – пир : запер еть – запир ать ;
тер – тир : стер еть – стир ать ;
жёг – жиг : зажёг – зажиг ать ;
стел – стил : стел ить – подстил ать ;
блест – блист : блест еть блист ать ;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .

Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать

Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .

Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .

Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .

Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник