Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Какое художественное средство выразительности использовано в строчках. Средства художественной выразительности

Какое художественное средство выразительности использовано в строчках. Средства художественной выразительности

Практическое занятие

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи, необходимо понять, что такое

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных
средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи,
необходимо понять, что такое полисемия или многозначность
слов
В русском языке немного слов,
которые имеют только одно
значение. Обычно это термины:
катет, медь, суффикс,
целлюлоза.
Имеют одно значение
некоторые слова, называющие
конкретный предмет:
табуретка, карандаш, тумбочка,
телевизор.
Большинство же слов обладают
не одним значением: иду
домой; идет интересная
передача; часы идут вперед;
автобус туда не идет; эта
шляпа тебе очень идет.
Одно из значений многозначного
слова является прямым – это
самое простое значение, не
зависящее от контекста и самое
употребительное.
Все остальные значения
называются переносными –
конкретно определяются
контекстом

Троп (греч. tropos)
означает "поворот,
оборот речи". Это
изменение основного
значения слова,
перенос названия с
традиционно
обозначаемого
предмета или явления
на другой, связанный
какими-то смысловыми
отношениями с первым.
Фигура (лат. figure -
образ, вид), напротив,
- форма речи, а не
поэтического
мышления: она не
вносит ничего нового,
расширяющего наше
художественное
познание. Ее главное
назначение - усилить
впечатление от чеголибо, сделать его более
ярким

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)

ТРОПЫ
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Синекдоха
Метонимия
Сравнение
Литота
Гипербола
Ирония
Сарказм
ФИГУРЫ
Градация
Анафора
Эпифора
Оксюморон
Инверсия
Бессоюзие (асиндетон)
Многосоюзие
(полисиндетон)
Эллипсис


тропов и фигур речи
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Эпитет -художественное определение:
«тучка золотая», «утес-великан», «в
пустыне чахлой и скупой».
Сравнение- сопоставление двух
предметов или явлений с целью пояснить
один из них при помощи другого: «глаза,
как небо голубые», «посмотрит - рублем
одарит».
Аллегория(иносказание) – изображение
отвлеченного понятия через конкретные
предметы и образы.
Ирония- скрытая насмешка: «Забил
снаряд я в пушку туго//И думал: угощу я
друга!// Постой-ка, брат, мусью…».
Литота – художественное
преуменьшение: «мальчик с пальчик»,
«мужичок с ноготок».
Гипербола – художественное
преувеличение: «В шар земной упираясь
ногами,//Солнца шар я держу на
руках…».
Олицетворение- изображение
неодушевленных предметов, при котором
они наделяются свойствами живых
существ – даром речи, способностью
мыслить и чувствовать: «Осторожно
ветер//Из калитки вышел…».
Метафора – скрытое сравнение,
построенное на сходстве или контрасте
явлений: «Ель рукавом мне тропинку
завесила» (т.е.ветвь).
Синекдоха – перенос названия целого
предмета на его часть: « И было слышно
до рассвета, как ликовал француз».
Метонимия - перенос названия по смежности. В
отличие от метафорического переноса, который
обязательно предполагает сходство предметов,
явлений, свойств, действий, при метонимии
никакого сходства нет, НО ПРЕДМЕТЫ
НАХОДЯТСЯ В НЕКОТОРОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ
СВЯЗИ ДРУГ С ДРУГОМ: Вся школа пришла на
стадион; Москва готова снова голосовать за
своего мэра; Съел две тарелки; Полотна
Левитана; Дама в мехах; Пользуемся при работе
Ушаковым; Выставка Левитана; Она
коллекционирует гжель; Запретили продаже
боржоми
Оксюморон – соединение слов, называющих
взаимоисключающие понятия: «Горячий снег»,
«Живой труп»

Давайте вспомним определения некоторых тропов и фигур речи

Давайте вспомним определения некоторых
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
тропов и фигур речи
Риторические вопросы, обращения, восклицания –
усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа: «Что
ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?», «Мой
друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы!».
Анафора – единоначатие: «Клянусь я первым днем
творенья,//Клянусь его последним днем,//клянусь позором
преступленья,//И вечной правды торжеством».
Эпифора – единство концовок: « Струится нетихнущий дождь,
томительный дождь…».
Градация – своеобразная группировка определений либо по
нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой
значимости: «Не жалею,не зову, не плачу,//Все пройдет, как с
белых яблонь дым».
Антитеза – противопоставление: «Черный вечер, белый
снег.Ветер.Ветер.»
Инвектива – резкое обвинение (в противоположность
панегирику- восхвалению): «А вы, надменные потомки…
подлостью прославленных отцов».
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов: «Мелькают мимо
будки, бабы,//Мальчишки, лавки, фонари,//Дворцы, сады,
монастыри…».
Многосоюзие- увеличение числа союзов между словами с
целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее
выразительнее: « И волны теснятся, и мчатся назад,//И снова
приходят, и о берег бьют…».
Параллелизм – однородное синтаксическое построение
предложений: « Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что
горы».
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов,
перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается
куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости».
Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части
простого или сложного предложения в качестве отдельной
синтаксической структуры: Жена называла его чудик. Иногда
ласково
Эллипсис – опущение каких-либо членов предложения с целью
выделения оставшихся слов: « Мы сёла- в пепел, грады – в
прах, в мечи – серпы и плуги…»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных
звуков: «Пушки с пристани палят…», «
Пора, перо покоя просит…».
Ассонанс – повторение гласных звуков:
«Стало в комнате темно.//Заслоняет
слон окно.//Или это снится сон?//Динь –
дон. Динь – дон.»
Анафора – единоначатие: «Вечер.
Взморье. Вздохи ветра. Величавый
возглас волн.»
Сарказм - (греч. sarkasmos, от sarkaso - рву
мясо) Высшая степень иронии, едкая,
язвительная насмешка, выражающаяся часто в
обличениях социального характера:
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!

Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:

Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь
барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг,
шоколадный загар, золото волос, хвост
поезда, луковки церквей, лента дороги.
метафора
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
(А.Тарковский)
Анафора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А. Блок)
Эпифора
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
(М. Волошин)
Градация
Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.
(Р. Ивнев)
Антитеза
Там мертвой славе отдают
Меня – твои живые руки.
(А.Ахматова)
Антитеза
По полям и по деревне бродят только в
обилии коровы жующие, овцы блеющие и
куры кудахтающие
(И. Гончаров)
Инверсия
Петербург – петровская столица, город
Петра, город на Неве, северная столица,
вторая российская столица, северная
Венеция.
Перифраз
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Олицетворение

Усердней с каждым днём гляжу в
словарь.
Дрожал многоэтажный зал,
В его столбцах мерцают искры
И, полный молодёжи,
чувства.
Певцу раёк рукоплескал,
В подвалы слов не раз сойдёт
Потом - партер и ложи.
искусство,
С. Маршак
Держа в руке свой потайной
Всё украшало кабинет
фонарь.
Философа в осьмнадцать лет.
С. Маршак
Янтарь на трубках Цареграда,
Барка жизни встала На большой
Фарфор и бронза на столе, И,
мели.
чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале.
А. Блок
А. С. Пушкин Российский корабль, вышедший в
свободное плаванье по
Бранил Гомера, Феокрита; Зато
своенравному океану мирового
читал Адама Смита.
рынка с его штормами и ураганами,
А. С. Пушкин
вряд ли достигнет желанного
берега.
(Из газет)
Метонимия
Метафора развернутая

В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Ответом мне было красноречивое
молчание. Сверхтайное творится:
Москва, спалённая пожаром,
сейчас неповторимость
Французу отдана?
повторится.
М. Лермонтов
Н. Матвеева
Он готов бегать за каждой юбкой.
Люблю я пышное природы
Подозрительные брюки были уже
увяданье.
далеко.
А. С. Пушкин
Синекдоха
Оксюморон
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас.
А. С. Пушкин
Туманный Альбион.
Страна Восходящего Солнца.
Перифраз

10. В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.

1) Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
2) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает
свиток.
3) Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения
этого конгресса стал город на Неве.
4) Но даже сквозь уличный шум я слышу приливы, отливы весь мир
обнимающих дум.
5) Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября.
3-перифраз
В задании приведены примеры метонимии. Однако один пример
попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!
2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5) О, если б был я тусклый, как Солнце!
6) Но тих был наш бивак открытый.
5-оксюморон, сравнение

11. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.

1) «Я скажу вам откровенно, - отвечала панама, - Сноудену пальцы в
рот не клади».
2) Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и
глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно.
3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.
4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.
5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от
земли, молчалива, печальна, сурова.
6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день!
1-синекдоха
В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали
по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи.
1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души.
2) Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить.
3) И сон, как отзвук колокола, смолк.
4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и
кожей.
5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.
1-метафора, эпитеты; 4-метафора, градация, эпитет.

12. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы

составлена правильно.
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин



Б. Пастернак
метафора
сравнение
эпитет






Б. Пастернак
анафора
асиндетон
метафора
парцелляция


Такая звонкая, такая молодая
Ещё совсем недавняя весна.
олицетворение
эпитет
метафора
С. Маршак
градация

13. Ответы к заданию

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых чёрных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
Б. Пастернак
метафора
сравнение
эпитет
Во всём мне хочется дойти До самой сути.
В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, До их причины,
До оснований, до корней, До сердцевины.
Всё время схватывая нить Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
Б. Пастернак
анафора
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая
Ещё совсем недавняя весна.
олицетворение
эпитет
метафора
С. Маршак
Асиндетон (нет союзов)
метафора
Парцелляция (по всему
тексту)
градация

14. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы

составлена правильно.
Всё расчищено, предано, продано, -


Отчего же нам стало светло?
Градация,
метафора,
риторический вопрос, эпитет
А. Ахматова
Синтаксический
параллелизм
эпитет
метафора
олицетворение
инверсия
анафора







Приветливо кивает головой,



И в небесах я вижу бога.
М. Лермонтов


пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными
вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными,
резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они


А. Солженицын
метафора
сравнение
эпитет
инверсия

15. Ответы к заданию

Всё расчищено, предано, продано, -
Чёрной смерти мелькает крыло,
Всё голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Градация,
метафора,
риторический вопрос, эпитет
А. Ахматова
Синтаксический
параллелизм
эпитет
метафора
олицетворение
инверсия
анафора
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Лермонтов
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ
умиротворяющего русского пейзажа. Он - в церквах. Взбежавшие на
пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие
к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными
поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они
издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу
невидимых, поднимаются к единому небу.
А. Солженицын
метафора
сравнение
эпитет
Инверсия (последнее
предложение текста)

16. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1) Всякая человеческая голова подобна
желудку: одна переваривает
входящую в неё пищу, а другая от
неё засоряется.
2)
Сегодня старый ясень сам не
свой, - Как будто страшный сон
его тревожит. Ветвями машет,
шевелит листвой, А почему -
никто сказать не может. И листья
лёгкие в раздоре меж собой, И
ветви гнутые скрипят, друг с
другом споря.

оканчивается начало?
4) Небу под снег хотелось, Улицу бил
озноб, Ветер дрожал за целость
Вывесок, блях и скоб.
5) Только слышно, на улице где-то
одинокая бродит гармонь.
6) Утешится безмолвная печаль, и
резвая за-думается радость.
эпитет
метафора
метонимия
олицетворение
сравнение
антитеза
риторический
вопрос
синекдоха

17. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Всякая человеческая голова подобна
желудку: одна переваривает входящую в
неё пищу, а другая от неё засоряется.
2)
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой, А
почему - никто сказать не может. И
листья лёгкие в раздоре меж собой, И
ветви гнутые скрипят, друг с другом
споря.
3) Где начало того конца, которым
оканчивается начало?
4) Небу под снег хотелось, Улицу бил озноб,
Ветер дрожал за целость Вывесок, блях
и скоб.
5) Только слышно, на улице где-то одинокая
бродит гармонь.
6) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
эпитет
метафора
метонимия
олицетворение
сравнение
антитеза
риторический
вопрос
синекдоха

18. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1.Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо.





3.Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино и
посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.
4.Если б был я маленький, как Великий океан,на цыпочки волн
встал, приливом ласкался к луне бы.

6.День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
Асиндетон
Антитеза
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Оксюморон
Перифраз
Олицетворе-ние
Гипербола
Литота

19. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1.Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо.
2.Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к
сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков
никак не может пропустить; другой имеет рот величиной с
арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться
каким-нибудь немецким обедом из картофеля.
3.Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино
и посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.
4.Если б был я маленький, как Великий океан,на цыпочки
волн встал, приливом ласкался к луне бы.
5. Швед, русский колет, рубит, режет.
6.День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
Асиндетон
Антитеза
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Оксюморон
Перифраз
Олицетворе-ние
Гипербола
Литота

20. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1)
2)
3)
4)
Из крови, пролитой в боях,Из праха
обращенных в прах,Из мук казнённых
поколений,Из душ, крестившихся в
крови,Из ненавидящей любви,Из
преступлений, исступленийВозникнет
праведная Русь.
2) Я звал тебя, но ты не оглянулась.Я
слёзы лил, но ты не снизошла.
3) Вместо хлеба - камень, вместо
поуче-ния - колотушки.
И миг спустя мы слышим.
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.
Анафора
Оксюморон
Синтаксический
Параллелизм
Эллипсис
Эпитет
Асиндетон

21. Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены справа.

1)
2)
3)
4)
5)
Это- круто налившийся свист,
Это - щёлканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Ещё я с вами, но в вагоне.
Ещё я дома, но в пути.
Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений - на ЗИЛе длинном,
Просто талант - на «Победе».
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич».
Или ходит пешком.
Как Чехов.
Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой
дремучестью светились, горели, сияли огромные глаза.
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольца, слёзы,
Надзоры тёток, матерей
И дружба тяжкая мужей!
Анафора
Эллипсис
Градация
Инверсия
Парцелляция
Асиндетон
Синтаксическ
ий
параллелизм

22. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём
пятна.
Козьма Прутков
2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
Б. Пастернак
3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
А. Пушкин
4) Мужики - за топоры.
5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
6) Перо его местию дышит.
А. Толстой
7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
9) Вы - в каюты! Вы - в кладовые!
В. Маяковский
10) Он громко, рыдающе засмеялся.
11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
12) И упало каменное слово
На мою живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
А. Ахматова

23. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

13) У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А. Ахматова
14) Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно,
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
К. Бальмонт
15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
К. Бальмонт
16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
К. Бальмонт
17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
А. Белый
18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
А. Блок

24. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

19) Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
А. Блок
А. Блок
А. Блок
20) Я сидел у окна в переполненном зале,
Где-то пели смычки о любви.
21) О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить.
22) И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.
М. Волошин
23) Я слышу - история и человечество,
Я слышу - изгнание или отечество.
Я в книгах читаю - добро, лицемерие,
Надежда, отчаянье, вера, неверие.
Г. Иванов

25. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

24) Никто не дал мне столько горя И столько радости, как ты.
Никто не дал любви такой печальной И в то же время радостной такой.
Р. Ивнев
25) На грядках лысато и пусто,
Вдовеет в полях борозда,
Лишь пузом упругим капуста,
Как баба обновкой, горда.
26) Впереди одна тревога, и тревога позади.
С. Клычков
27) О, если б я нищ был, как миллиардер!
Н. Клюев
B. Маяковский.
28) Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт.
C. Маршак
29) Не было души более откровенной, более тонкой и более проницательной,
чем у Тургенева. Не было таланта более пленительного, чем талант Тургенева.
Не было сердца более честного и более благородного, чем сердце Тургенева.

26.

Дальнейшие задание, связанное с
анализом используемых автором в
тексте изобразительных средств,
аналогично тем, которые будут вам
предложены на экзамене ЕГЭ.
Впишите наименования тропов,
фигур речи или лексических единиц;
найдите их в каждом из
предложений.

27.

(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не
упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
(2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ
Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных
купеческих особняков. (3) И никакой провидец не предсказал тогда, что
древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от
поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей
самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла
вторая плотина, да поскупились на неё.
(4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5)
Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6)
А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит
из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах
сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь,
луковкой и шпилем - в небо! (9) Да ещё на шпиле - каким чудом? -
крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по
белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
(11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с
покосившимися домишками поспешно переселённых. (12)
Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком
прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей
нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь.
(15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша
надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит
Господь утопить.
А. Солженицын

28. Задание к тексту А. Солженицына

Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата
Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные
раздумья. В основе текста лежит символ. Чтобы передать свои
чувства, Солженицын вводит......................... (предложения 1, 4, 12).
Автор пишет с горечью и...............................предложение 5). Широко
используются............(предложения 3, 11, 12). Особая
выразительность достигается за счёт..............................
(предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных
средств....................(8,17).
Список терминов:
1) метафора

3)ирония

5)эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова

9) сравнение

Ответ: 2, 3,5,9,1

29. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) Лермонтов всегда искал в людях масштабности мыслей, чувств,
желаний. (2) И не находил. (3) Поэтому жить среди людей ему было
невыносимо тяжело: ему приходилось постоянно нагибаться к ним,
чтобы понять, отчего столь ничтожны их мысли и чувства. (4)
Поэтому он любил одиночество. (5) Однако его душа вмещала весь
мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом
мире. (6) Страха не знало его сердце, но оно постоянно
испытывало боль. (7) Такую боль обычное человеческое сердце не
могло выдержать. (8) Может быть, именно этим и объясняется его
нелепая смерть на нелепой дуэли.
Список терминов:
1)ирония
2) парцелляция
3)анафора
4)градация
5).гипербола
6) эпифора
7)синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора

30. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) Питерские тренеры по фигурному катанию считаются лучшими
в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото.
(2) А поэтому вполне логично, что именно в северной столице
открыли первую в нашей стране Академию фигурного катания. (3)
Теперь питерским фигуристам, как опытным, так и совсем юным,
есть где развернуться. (4) Во время торжественного открытия
Академии собравшиеся гости смогли увидеть выступления звёзд
фигурного катания, имена которых известны всей России.
Список терминов:
1) разговорные слова
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) метонимия
5)гипербола
6) перифраз
7) синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора

31. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) На закате, до вечернего чая, он садился на велосипед, упирался руками в
рулевые рога и катил прямо в зарю. (2) Он избирал всегда один и тот же путь.
(3) Он знал этот путь, то узкий, утрамбованный, бегущий вдоль опасной
канавы, то мощённый булыжниками, по которым прыгало переднее колесо, то
изрытый коварными колеями, то гладкий, розоватый, твёрдый. (4) Он знал
этот путь на ощупь и на глаз, как знаешь живое тело, и катил по нему без запин
ки, вдавливая в шелестящую пустоту упругие педали.
(5) В сосновом перелеске на шероховатых стволах вечернее солнце лежало
огненно-румяными полосками. (6) Иногда на шоссе он останавливался и,
опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что
бывают только.в России, далёкую, зубчатую, чёрную. (7) И над ней золотой
запад был пересечён одним только лиловатым облаком, из-под которого
веером расходились лучи.
Список терминов:
1) полисиндетон
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) литота
5)гипербола
6) перифраз
7) анафора
8) сравнение
9) эпитет
10) метафора

32. рассматриваются языковые особенности текста. Некото

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте



цифру 0.
(1) Города вообще полны раздражения. (2) Большие города переполнены им. (3) Но
Москва в этом абсолютный чемпион. (4) И неудивительно: вот сколько народу вокруг,
надоели все невыносимо. (5) Москва недавно объявлена научными исследователями то
ли самым, то ли одним из самых грубых городов мира. (6) Хуже нас, кажется, только
Бомбей. (7) Дело даже не в прямой грубости, к которой мы склонны, естественно, больше,
чем воспитанные веками тесного общежития европейцы или американцы, уважающие
друг друга ещё с тех времен, когда взаимное уважение внедрялось кольтами и винчесте
рами. (8) Но сейчас не о грубости речь, а именно о раздражении, чаще всего скрытом, от
которого страдает больше всего сам раздражённый. (9) Боже мой, как же они все достали!
(10) Едущие не по правилам, идущие напролом, забросавшие всё вокруг мусором! (11)
Девушки, говорящие между собой на всю улицу матом. (12) И юноши с пивными
бутылками и банками, пьющие на ходу...
(13) Как нам, несчастным, не повезло с земляками! (14) Между тем они - это мы и есть. (15)
Только что подрезав чужую машину, да ещё и выехав при этом на встречную, мы бесимся,
будучи сами подрезанными или еле разминувшись с каким-то козлом, захватившим часть
нашей полосы. (16) Не уступив в дверях дорогу выходящему, психуем через несколько
минут, выходя через ту же дверь и упираясь в безостановочно прущую навстречу толпу.
(17) Вздрагивая от громкого и непереносимо неприличного разговора за спиной, не
вспоминаем, какими словами только что пользовались в своей компании, причём во
всеуслышание. (18) И никогда не доходим до урны с окурком: в кармане его прятать, что
ли? (19) Всё равно кругом свалка!
(20) В одном магазине, куда я иногда захожу, стены зеркальные. (21) И всегда происходит
одно и то же: глянешь нечаянно - это что же за урод идёт рядом?! (22) Не сразу
сообразишь, что это ты сам и есть. (23) Просто посмотрел со стороны и проникся есте
ственным чувством отвращения к ближнему своему. (24) Чувство объяснимое. (25) Но
жизнь не украшает.
По А. Кабакову

33. Задание к тексту А. Кабакова

Проблема, которую поднимает в своей статье писатель А. Кабаков,
касается каждого из нас. Содержание статьи обусловило
особенности её языка, в частности использование.....................,
например как же они все достали (предложение 9), бесимся
(предложения 15). Интонационная выразительность речи
достигается за счёт..............(предложения 18, 21), а также
использования восклицательных предложений. С этой же целью, а
также для достижения композиционной цельности текста
автор прибегает к такой фигуре речи, как...........................
(предложения 10, 11 и 12; 15, 16 и 17). Выразительность речи
обеспечивает также введение...........................(предложения 1, 2, 3)
и................................, например взаимное уважение внедрялось
кольтами и винчестерами (предложение 7).
Список терминов:
1) метонимия
2) индивидуально-авторские слова
3) синекдоха
4) ряды однородных членов предложения
5)эпитеты
6) литота
7) разговорные и просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм

34. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некото

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина
из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите
цифру 0.
(1) Для каждого реальность в нём самом. (2) И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из
отдельных «Я», хоть на живую нитку сшитых, а получается общество. (3) Некое одно,
сделанное из одиночеств. (4) А самый удивительный парадокс - это город. (5) Город, сое
диняющий одиночества. (6) Ведь потребность быть одному почти совпадает с
самосохранением. (7) И если люди объединяются в социум, то лишь затем, чтобы ценою
упорного труда купить возможность быть друг без друга. (8) Копят монету к монете, чтобы
приобрести стены. (9) Там, за стенами и шторами, их одиночества организованы и
тщательно запрятаны.(10) Думая примерно так, я свернул на Страстной бульвар, и на меня
потянуло дымком и жаром. (11) Укладывали асфальт. (12) И в это время я увидел в шаге от
меня тоненькую, бледную полудевочку-полудевушку. (13) В складках меж длинных и узких
бровей, в лёгком дрожании губ мне почудилось одиночество, о котором я только что
размышлял. (14) Я сделал несколько шагов в сторону, продолжая наблюдать за девушкой.
(15) Она круто повернула голову, и мы оказались глаза в глаза.
- (16) Зачем вы смотрите?
(17) Не сопротивляясь вдруг прихлынувшим, долго томившим мыслям, я начал говорить,
что человек человеку или волк, или призрак. (18) Волк - отнимает всё, сжирает
безжалостно. (19) Ну а если призрак - скользнёт и исчезнет, не оставив и следа, равно
душный и холодный.
(20) Договорив, я увидел обернувшееся ко мне, всё так же юно улыбающееся лицо.
- (21) Мне сюда, - (22) сказала она раздумчиво и взошла на ступеньку подъезда. (23)
Теперь мы оказались одного роста.
(24) И чуть помолчав, добавила:
- (25) Пусть так. (26) Но есть и третья формула: ведь в конце концов, человек человеку...
человек.
По С. Кржижановскому

35. Задание к тексту С. Кржижановского

Эссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё в 30-е годы
прошлого века, поднимает проблему, извечно стоящую перед
человеком. Автор строит всё эссе на основе такого тропа,
как.................................(предложения 2, 3, 5, 7, 8, 9,17,
18, 19). Выразительность речи придают..............., например
тоненькую, бледную полудевочку (предложение 12), в легком
дрожании губ (предложение 13), призрак... равнодушный и холодный
(предложение 19). Этой же цели служит.................,
например на живую нитку сшитых (предложение 2), ценою упорного
труда (предложение 7), человек человеку волк (предложение 17).
Разнообразие и выразительность ритмического
рисунка текста достигается за счёт................................
(предложения 3, 5).
Список терминов:
3) ирония
4) устойчивые словосочетания, фразеологизмы
5) эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм

36.

Средства выразительности
также помогут Вам понять
авторское отношение к
изображаемому.

37. Обратимся к уже знакомому тексту.

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде
редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин
испепеляющей страстью - любую статью или заметку выправить от
начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. (4)С
утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни
времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье,
проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. (5)Ермолкину
приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта.
(б)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них,
дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось
священнодействие.
(7)Нацелив на верстку, острый карандаш, Ермолкин пристально
вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если
попадалось среди них хоть одно живое.
Изобразительно-выразительные средства языка
Авторская ирония,
Инверсия
Градация,
Сравнение

Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

По центру расположены примеры использования изобразительных средств русского языка.

Лексика

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.

(п) «Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль»

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.

(п) «Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей Вселенной»

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.

(п) «Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы»

Гипербола – преувеличение.

(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.

(п) «Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.

(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)

Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.

(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.

Литота – преуменьшение.

(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»

Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.

(п) « За все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…

За все, чем я обманут был»

Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.

(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.

(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

(п) «Да это просто колдовство!»

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

(п) «Какое лето, что за лето?»

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.

Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы - строки, строфы и т.д.

(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»

Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.

Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.

Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.

(п) «Деточка, все мы немного лошади!

Каждый из нас по-своему лошадь…»

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.

(п) «Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку…»

Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.

(п) «Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…»

Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.

(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»

Антитеза – противопоставление.

(п) «Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…»

Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.

(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»

Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,

(п) «ночами без улыбки вырос сын»

Аллитерация – повтора или созвучия гласных

(п) «Где роща ржуща ружей ржет»

Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)

Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).

(п)«Я пережил и многое и многих»

Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация...

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...

А. Пушкин

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...

А. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...

В. Маяковский

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

"Ну что ж, Садись, светило!"

В. Маяковский

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю - сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

М. Шолохов.

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.А. Некрасов

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

В. Маяковский

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

Ф.И. Тютчев

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

К. Бальмонт

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

Н.А. Некрасов

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

А.Н. Крылов

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А. С. Пушкин

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства

Лексические средства: тропы

Аллегория - Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола -Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония -Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор - Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота - Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора - Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия - Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы - Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение -Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых.
Перифраз -Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм -Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение -Молвит слово - соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха -Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет -«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы - 1)бежать – мчаться. 2) Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы - слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы - оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм -очи - глаза, ланиты - щёки Устаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора - Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза - Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация - Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия - Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) - Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие - Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон - Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция - Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение - Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов - Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм - Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание - Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис - Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора - Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.

Фонетические средства: звукопись

Решай ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Урок – практикум по русскому языку для 11 класса

"Средства художественной выразительности".

Цели:

Систематизация и обобщение по работе с заданием В -8 (подготовка к ЕГЭ)

Развитие логического мышления, умения доказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Воспитание коммуникабельности, умения работать в группах.

Задание №1.

    Учащиеся делятся на разноуровневые группы по 4 человека.

    При работе ученики по очереди комментируют текст, находят все тропы и фигуры речи.

Каждый ученик должен принять участие в анализе текста.

Если у кого-то возникают трудности, остальные помогают ученику разобраться в теме.

    У всех членов группы должна получиться одинаковая работа, оценка выставляется одна на всех.

    В работе используется памятка «Тропы и фигуры речи»

Для работы предлагается следующий текст:

ПЕЧАЛЬНАЯ РАДОСТЬ...

Город спал. Тишина остановила суетное хаотичное молекулярное движение. Темнота была осязаемо вязкой, и даже стандартно-радостная предновогодняя иллюминация не помогала осветить эту непроглядность.

А он шел, бежал, летел... Куда? Зачем? Что там? Он не знал. Да это было и не столь важно! Главное, что его там ждали.

Череда унылых, однообразных школьных будней вдруг превратилась в праздничный фейерверк, в сладкую муку ожидания каждого нового дня, когда однажды в класс вошла ОНА.. Вошла. Села рядом и, лихо щелкнув надутым из жевачки розовым пузырем, с улыбкой сказала «Привет». Это немудреное словечко перевернуло всю его серую жизнь! Маленькая, по-мальчишески угловатая, хрупкая, с огромными глазами цвета неба и рыжим взрывом непослушных мелких кудряшек на голове, она в одночасье свела с ума все мужское население класса. Школа гудела всякий раз, когда по длинному коридору огненным факелом проносилось это удивительное существо.

Он понимал, что шансы равны нулю, но сердце с рассудком было явно не в ладу! Оно шуршало шальным шепотом, шевеля в душе шарики с надеждой...И он рискнул. Выстраданная в бессонных ночах записка легла в ее тетрадь.. Время остановилось. Замерло. Исчезло. Он ждал. Дни тянулись густым малиновым сиропом. Два. Пять. Десять... Надежда умирает последней. И он ждал.

Ночной звонок разбудил его, оборвав ее долгий, чудесный поцелуй. «Я в больнице, приезжай». Шепот шуршащих листьев, скрежет крепкой, хрупкой, радужной ледяной корки под ногами просто разрывал мозг. В горле билось: «Ей плохо. Я ей нужен. Она позвала меня».

И он шел. Бежал. Летел. Не разбирая дороги. не замечая холода и непрошенных горошин слез на щеках. Сердце разрывалось от тысячи эмоций. Куда? Зачем?... Туда... Затем...

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Создать по аналогии с выполненной работой собственный текст, максимально усложнив его.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ.

1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

4.Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

5.Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

7.Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

9.Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

10.Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

11.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

12.Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

13.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

14.Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

15.Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

16.Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

17.Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

2. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

3. Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

4 Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

5.Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

6.Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

7. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

8. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.