Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Объединение руси. «Презентация по окружающему миру на тему «Как объединяли и освобождали Русь» (4 класс) I. Организационный момент

Объединение руси. «Презентация по окружающему миру на тему «Как объединяли и освобождали Русь» (4 класс) I. Организационный момент

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
УМК «ГАРМОНИЯ» 4 КЛАСС ТЕМА: КАК ОБЪЕДИНЯЛИ И ОСВОБОЖДАЛИ РУСЬ Подготовила учитель начальных классов Акбашева Юлия Рафилевна Пермский край, МБОУ «Бардымская СОШ №2» ПОВТОРЕНИЕ С каким сильным врагом пришлось воевать русским в течении 150 лет?Почему распалась Киевская Русь? В каком веке это произошло?Какие завоеватели пришли на Русь с востока?Почему потерпели поражение русские дружины?Чем платили дань русские города и деревни?Почему не удалось монголо-татарам завоевать Новгород?Какие завоеватели напали на Русь с запада?Кто возглавлял русские дружины?Что было основной причиной тяжёлых бедствий на Руси в Х/// веке? Как же можно было дать отпор общему врагу?Как можно было вернуть независимость нашего государства? УЗНАЕМ… Какое княжество стало центром нового государства?Почему?Кто правил? ПЛАН: Когда и кем была основана Москва? Как образовалось новое Московское государство?Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов?Кто правил в Москве? Москва была основана в 1147 году князем Юрием Долгоруким (сын Владимира Мономаха. Город Москва был очень маленьким городом. Но прошли годы…В Московском княжестве правил внук Александра Невского – Иван Калита («Калита» - денежный мешок). При нём Москва начала расти, сюда тянулись люди, он всех принимал и наделял землёй.Иван Калита смог договориться с Золотой Ордой. Прекратились набеги монголов, даже дань он собирал сам и часть отвозил в Орду, а другую часть использовал для укрепления и усиления Москвы. Дело Ивана Калиты продолжили его наследники…Москва быстро богатела, разрасталась, расширяла своё влияние на соседние княжества, поддерживала торговые связи с другими городами.Во время правления князя Дмитрия (внука Ивана Калиты), Москва так окрепла, что посмела уменьшить дань Орде.Пир князе Дмитрии Москву украсил белокаменный Кремль. Долго кормила Русь Орду, но этого им было мало. В то время Одой правил Мамай. Он решил разорить и подчинить Орде всю Русь. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОД Князь Дмитрий собрал огромное войско, к нему присоединились дружины других городов. Под командованием Дмитрия войско выступило навстречу Мамаю. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОД С.86 Победа русских войск была началом разгрома монголо-татар. Этим и прославилась Куликовская битва и князь Дмитрий Донской (река Дон) Через 100 лет Москва сплотила вокруг себя большую часть русских земель. Правнук Дмитрия Донского московский князь Иван/// отказался платить дань Орде и Русь окончательно освободилась от ига. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО Новое Московское государствоСтолица МоскваКнязь Иван/// - государь вся Руси.Новый свод законов – СудебникНовый герб государственный Герб столицы Белокаменные стены Кремля были заменены красными кирпичами. Были возведены Успенский и Благовещенские соборы.

Как объединяли и освобождали РусьПодготовила
учитель начальных классов
Фияшкина М.А.
МОУ ПСОШ
г. Первомайск

Летопись рассказывает нам, что
князь Юрий Долгорукий часто
ездил охотиться в сосновые леса
на Москву-реку. Приглянулись
князю эти места, особенно семь
высоких холмов над рекой.
Здесь, на месте небольшого села,
и решил Юрий основать новый
город, который назвали по имени
реки – Москов.
Летопись упоминает, что в 1147
году князь Юрий Долгорукий
пригласил на пир своего
союзника: «Приди ко мне, брате,
во град Москов». Именно этот
год и считается датой основания
Москвы.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 го

Родословное древо московских князей

Прошли годы… В Московском
княжестве правил внук Александр
Невского – Иван Калита («Калита» –
денежный мешок).
При Иване Калите Москва разрослась,
вокруг Кремля новые дубовые стены
появились. Из белого камня церковь
Успения Богородицы была построена.
Переселялись в Москву бояре из
других городов. Иван Данилович всех
принимал, наделял землями.

Тянулся сюда и простой люд: и рабочие руки требовались, и спокойнее было под прикрытием кремлевских стен. Иван Калита и с Золотой Ордой дого

В ту пору на том месте, где сейчас стоит Троице-Сергиева лавра, жил
основатель монастыря – почитаемый Сергий из Радонежа. Он своими
руками строил кельи для монахов, носил дрова, тачал сапоги, шил одежду,
мирил враждовавших князей Он был славен по всей Руси, и особенно
среди бедных людей. Мудрые слова старца воспринимались как
пророчества. И вот Дмитрий Иванович поехал к нему посоветоваться, как
быть. И Сергий Радонежский предсказал Дмитрию победу над несметным
ордынским войском,
благословил его на
победу и отправил с
ним двух своих иноков
-монахов - Александра
Пересвета и Андрея
Ослябю, начертил на их
шлемах крест и
сказал, что они
одолеют врагов. Это
были мастера
рукопашного

▫ Абсолютно согласен. Без комментариев, как говорится. Рассказывая детям, может быть и стоит делать упор на героизме, но и сбрасывать со счетов нелицеприятные факты, тоже не следует. По сути, это та же фальсификация, согласен.
▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

Причины объединения русских земель 1. укрепление хозяйственных связей, развитие ремесла и торговли 2. необходимость окончательного уничтожения татаро – монгольского ига 3.сохранения позиций православной церкви, направленной на единение народа 4. возникновения сильного центробежного давления со стороны московских князей




Основатель московской династии князей –сын Александра Невского Даниил Александрович 1276 г. – получил Москву в удел; 1230 г. –победил рязанского князя Константина, захватив рязанские владения от Коломны до Серпухова 1302 г. – бездетный переяславский князь передал ему Переяславское княжество 1302г. – захватил Можайск!!! Увеличил экономическую и военную мощь княжества, но… не получил титул великого князя.


Схватка Твери и Москвы за первенство После смерти Даниила Александровича московский князь – его сын Юрий Данилович. Борьба с тверским князем Михаилом Юрьевичем за ярлык на великое княжение Женился на сестре хана Узбека Кончаке, жил долго в Орде Получил ярлык на великое княжение


Правление Ивана Калиты (гг.) 1.Стремился столкнуть Тверь с Ордой 1327 г. – участие в разгроме антиордынского восстания в Твери 2. Подчиняет Ростовское княжество, покупает Углич, Галич, Белоозеро. 3. Перевёз в Москву митрополита всея Руси Петра!!! Уничтожил институт баскачества, сам возил дань в Золотую Орду


Осторожную политику Ивана Калиты продолжали его сыновья: Семён Гордый (гг.) Иван Иванович Красный (гг.)







Правление Дмитрия Донского (гг.) 1362г. – получил ярлык на великое княжение 1367г. – строительство каменной крепости – Московского Кремля!!! Главная забота – отношение с Ордой


8 сентября 1380г.- Куликовская битва Значение 1. Впервые монгольские ханы потерпели столь сокрушитель ное поражение от русских войск 2. Москва платила дань, но в меньшем объёме 3. Положение Москвы как центра складывающегося Русского государства было закреплено «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты» В.О. Ключевский




Завершение объединения русских земель в единое государство Правление Василия I (1389 – 1425гг.) Правление Василия II Тёмного (1425 – 1462гг.) Феодальная война (борьба за власть, притязание на власть Юрия Галицкого, его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки)


3 этап – 1462 г г. Характеристика: Завершение объединение земель Северо – Восточной Руси вокруг Москвы. Основные центры: Москва, Литва


Правление Ивана III (гг.) 1478г.- покорён «господин Великий Новгород» 1480 г. – стояние на р. Угре (конец татаро – монгольского ига) 1485г. –покорена Тверь 1497 г. – «Судебник» Ивана III (введён Юрьев день-начало закрепощения крестьян) Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, стал пользоваться двуглавым императорским орлом


Правление Василия III (гг.) 1510 г. - присоединён Псков гг – подчинил Чернигово – Северские земли 1521г. –присоединил княжество Рязанское Главный итог правления – окончание процесса объединения русских земель и создание единого государства



Конспект урока

Подкиной Екатерины Анатольевны

Тема : Как объединяли и освобождали Русь. Цель : сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против монголо-татарского ига. Задачи:
    Образовательная: показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства для русского народа.

    Развивающая: развивать воображение, наглядно-образное мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Воспитательная: воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, боровшихся за независимость нашего государства.

    Форма: традиционная

Тип урока: закрепление знаний, получение новых знаний. Вид урока: Принципы обучения: доступности, наглядности, прочности, научности, систематичности и последовательности. Методы обучения:
    По источнику получения знаний: беседа, вопросы, инструкция. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа. Методы эмоционального стимулирования: использование наглядности, поощрение, игровых форм. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Методы контроля и диагностики учебно – познавательно деятельности: устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы организации учащихся : фронтальная. Средства обучения: Демонстрационные: историческая карта, родословное древо московских князей.План урока: 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. 2.1 Фронтальный опрос 2.2 Кроссворд 3.Сообщение темы урока 4. Основная часть 4.2 Куликовская битва. 5. Итог урока

Ход урока

Здравствуйте!Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад. Посмотрите друг на друга,Улыбнитесь!И мысленно пожелайтедруг другу успехов. Тихо присаживаемся.

Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.– С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет? Почему распалась Киевская Русь? Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока? Почему потерпели поражение русские дружины? Что такое монголо-татарское иго? Чем платили дань русские города и деревни? Почему монголо-татарам не удалось разгромить Великий Новгород? Какие захватчики напали на Русь в XIII веке с запада? Чем прославился князь Александр Невский? Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке? Молодцы! Вижу, что вы хорошо разбираетесь в теме (не очень хорошо, надо немного постараться). Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, но куда мы отправимся, узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд. Вопросы: 1. Племя славян, главным городом которых был Новгород. 2. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки. 3. Сборщик дани во времена монголо-татарского ига. 4. Князь, который перенес в Киев столицу Древней Руси. 5. Этот князь в XIII веке победил шведов. 6. Создатель Русской Правды. 7. Рубаха, защищающая грудь воина. 8. Первая столица нашего государства. 9. Народное собрание, на котором в Древней Руси принимали важные для племени решения. Какое же слово получилось в выделенных клетках по вертикали? Правильно! Сегодня мы отправимся с вами в Московское государство и узнаем, как оно образовалось. Незначительному в середине XIII века удельному Московскому княжеству суждено было возглавить борьбу русских земель против Золотой Орды, а затем и против поползновений на правлениев Восточной Европе Литвы, преодолеть феодальную раздробленность Руси и стать преобладающей политической силой. Как же можно было дать отпор общему врагу? Как можно было вернуть независимость нашего государства? Что же нам надо знать, чтобы понять, почему так произошло, на какие вопросы найти ответы? Какое же княжество стало центром нового государства? Когда и кем была основана Москва? Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов? Кто правил в Москве? Летопись рассказывает нам, что князь Юрий Долгорукий часто ездил охотиться в сосновые леса на Москву-реку. (карта) Приглянулись князю эти места, особенно семь высоких холмов над рекой. Здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, который назвали по имени реки – Москов. Летопись упоминает, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника: «Приди ко мне, брате, во град Москов». Именно этот год и считается датой основания Москвы. Посмотрите – как удачно расположился этот городок. Он стоял на высоком обрывистом холме над рекой Москвой. Её верхние притоки близко подходят к притокам Волги, где легко устроить волоки (перевал в верховьях рек различных бассейнов) судов из реки в реку. Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 году они были сожжены войсками хана Батыя, который вторгся на Русь. Прошли годы… В Московском княжестве правил внук Александр Невского – Иван Калита («Калита» – денежный мешок). Такое прозвище князю Ивану Даниловичу дали не напрасно. Деньги он тратил на покупку земель в других княжествах. Где деньгами, где хитростью, а при случае и силой он собрал значительные территории вокруг Москвы. Почему у московского князя Ивана было прозвище Калита? Как вы думаете, почему при Иване Калите много людей переселяется в Москву? Хорошо. По мере того как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во время Ивана Калиты русские уже сами собирали дань со своих земель и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго. Долго кормила Русь вражескую орду. Но гордомуправителю орды Мамаю показалось этого мало. «Разорю я светлую Русь, – сказал он, – чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина». Когда князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение: «Мамай со всем царством идет против меня и тебя», – Дмитрий не устрашился. Он поехал по всему княжеству, собирая рати к Москве. Все понимали, что дальше терпеть и ждать еще более страшного разорения нельзя. Войско князей состояло не только из дружинников, но и из простых людей – крестьян и ремесленников. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. Всего под знаменами Дмитрия собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. И снова это была соборная рать. На битву с врагом поднялась вся Русь, чтобы действовать сообща. Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона. В это время к Дмитрию явился посол от Мамая и потребовал дань. Дмитрий ответил, не желая приближать кровопролития, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Этого ни посол, ни Мамай не могли вынести. Спор должен был решиться в бою. И русское воинство двинулось из Москвы в сторону Дона, где уже три недели стоял Мамай. Князь Дмитрий решил, что лучшее место для сражения – Куликовское поле. Оно всё изрезано руслами речушек. Вот почему здесь ордынская конница не смогла бы развернуться и ударить со всей своей силой. Было начало сентября 1380 года. Реки вздулись от дождей. Князь построил войско на обширном поле на берегу степной речки Непрядвы. Все были при оружии, ветер колыхал княжеские стяги – знамена. Дмитрий снял с себя княжескую одежду, остался в простых доспехах. Он приказал отнести свое княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру – с вами, спасусь – с вами!» Пали русские воины за святую Русь. Но хоть с игом не было покончено, и оно продлилось ещё 100 лет, это сражение было началом разгрома монголо-татар. Этим и славятся в веках Куликовская битва. За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. Около Москвы-реки в маленькой церквушке, поставлены памятники тем, кто сражался за русскую землю, на которых всегда горят свечи и лежат цветы. Ребята, если вы меня сейчас слушали внимательно, то вам не составит труда ответить на вопросы. Почему князь Дмитрий выбрал для боя Куликово поле? Чего ждал Мамай от Дмитрия, направляя к нему послов? Какой ответ получил он от Дмитрия? Как вы думаете, почему князь Дмитрий в бою снял княжеские одежды и не держал княжеское знамя при себе во время боя, как делали это всегда полководцы? Почему все русские люди чтят Куликово поле? За что эту битву называют великой? Правильно. Молодцы! А что же было с Московским государством после Куликовской битвы? Откроем свои учебники на странице 62 и узнаем об этом. Прочитайте текст. Как выглядел государственный герб? Как назывался новый свод законов? Какой город стал столицей Московского государства? Какие земли не вошли в Московскую Русь? Вспомним названия нашего государства, его столицы и основателей. Скажите первое название Руси? Кто был основателем первой династии правителей Руси?

    Древняя Русь – Великий Новгород – князь Рюрик.
Скажите следующее название Руси? Кто был её основателем?
    Киевская Русь – Киев – князь Олег
С каким названием государства мы познакомились сегодня? Кто был её основателем?
    Московское государство – Москва – государь «всея Руси» Иван III.

Итак, наше путешествие подходит к концу. Что же мы узнали нового? Кто правил Московским княжеством в XIV веке? В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва? Почему в современной России отмечают день 8 сентября? При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига? Сегодня мы узнали, как объединяли и освобождали Русь. Мы узнали значение Куликовской битвы и создания Московского государства. Молодцы! Сегодня была сложная тема, но вы с ней справились. Всем спасибо! Урок окончен.

Монголо–татарское иго.

Необходимо было объединить народы ради общего блага.
Московское княжество.
Юрием Долгоруким.
Иван Калита.