Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Роль биологии в практической деятельности человека. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей

Роль биологии в практической деятельности человека. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей

Термин «биология» образуется из двух греческих слов «bios» -жизнь и «logos» - знание, учение, наука. Отсюда и классическое определение биологии как науки, изучающей жизнь во всех ее проявлениях.

Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой.

Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

Методы исследований в биологии

  1. Наблюдение - самый простой и доступный метод. Например можно наблюдать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д.
  2. Описание биологических объектов (устная или письменная характеристика).
  3. Сравнение – нахождение сходств и различий между организмами, применяется в систематике.
  4. Экспериментальный метод (в лабораторных или естественных условиях) – биологические исследования с использованием различных приборов и методов физики, химии.
  5. Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.
  6. Биохимический метод - исследование химического состава клеток и тканей живых организмов.
  7. Цитогенетический – метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).
  8. Ультрацентрифугирование - выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.
  9. Исторический метод – сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.
  10. Моделирование – создание различных моделей процессов, структур, экосистем и т.д. с целью прогнозирования изменений.
  11. Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.
  12. Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.
  13. Близнецовый метод – метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцевым близнецам.

Связь биологии с другими науками.

Многообразие живой природы столь велико, что современную биологию нужно представлять как комплекс наук. Биология лежит в основе таких наук, как медицина, экология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, физиология, микробиология, эмбриология и др. Биология совместно с другими науками образовала такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, геоботаника, зоогеография и др. В связи с бурным развитием науки и техники появляются новые направления изучения живых организмов, появляются новые науки, связанные с биологией. Это еще раз доказывает, что живой мир является многогранным и сложным и он тесно связан с неживой природой.

Основные биологические науки-объекты их изучения

  1. Анатомия – внешнее и внутреннее строение организмов.
  2. Физиология – процессы жизнедеятельности.
  3. Медицина - заболевания человека, их причины и методы их лечения.
  4. Экология – взаимосвязи организмов в природе, закономерности процессов в экосистемах.
  5. Генетика – законы наследственности и изменчивости.
  6. Цитология- наука о клетках (строении, жизнедеятельности и т.д.).
  7. Биохимия – биохимические процессы в живых организмах.
  8. Биофизика – физические явления в живых организмах.
  9. Селекция – создание новых и улучшение существующих сортов, пород, штаммов.
  10. Палеонтология – ископаемые останки древних организмов.
  11. Эмбриология- развитие зародышей.

Знания в области биологии человек может применить :

  • для профилактики и лечения заболеваний
  • при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
  • в растениеводстве, животноводстве
  • в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем (знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Признаки и свойства живого:

1. Клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки у них признаки живого не проявляются..

2. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

3. Обмен веществ и энергии – главное свойство живого. Он осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

4. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспе­чивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.

6. Саморегуляция. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т.е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов - гомеостаз.

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онто­генеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (развитие) и осуществляется его рост (увеличение размеров). Кроме того, все живые системы эволюционируют - изменяются в ходе исторического разви­тия (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен реагировать на внешние и внутренние воздействия.

9. Наследственность. Все живые организмы способны сохранять и передавать основные признаки потомству.

10. Изменчивость. Все живые организмы способны изменяться и приобретать новые признаки.

Основные уровни организации живой природы

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем является многоуровневость и иерархическая организация. Части биологических систем сами являются системами, состоящими из взаимосвязанных частей. На любом уровне каждая биологическая система уникальна и отличается от других систем.

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделили несколько уровней организации живой природы:

1. Молекулярный уровень - представлен молекулами органических веществ (белков, липидов, углеводов и др.), находящихся в клетках. На молекулярном уровне можно исследовать свойства и структуры биологических молекул, их роль в клетке, в жизнедеятельности организма и так далее. Например, удвоение молекулы ДНК, структуры белков и так далее.

2. Клеточный уровень представлен клетками. На уровне клеток начинают проявляться свойства и признаки живого. На клеточном уровне можно исследовать строение и функции клеток и клеточных структур, процессы, протекающие в них. Например, движение цитоплазмы, деление клетки, биосинтез белков в рибосомах и так далее.

3. Органо-тканевой уровень представлен тканями и органами многоклеточных организмов. На этом уровне можно исследовать строение и функции тканей и органов, процессы, идущие в них. Например, сокращение сердца, передвижение воды и солей по сосудам и так далее.

4. Организменный уровень представлен одноклеточными и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое: его строение и жизнедеятельность, механизмы саморегуляции процессов, приспособление к условиям обитания и так далее.

5. Популяционно-видовой уровень – представлен популяциями, состоящими из особей одного вида, длительно обитающих совместно на какой-то территории. Жизнь одной особи генетически определена, а популяция при благоприятных условиях может существовать неограниченно долго. Так как на данном уровне начинают действовать движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор и др. На популяционно-видовом уровне изучают динамику численности особей, половозрастной состав популяции, эволюционные изменения в популяции и так далее.

6. Экосистемный уровень – представлен популяциями различных видов, совместно обитающими на определенной территории. На данном уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность и устойчивость экосистем, изменения в экосистемах и так далее.

7. Биосферный уровень – высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучаются процессы в масштабе всей планеты – круговороты веществ и энергии в природе, глобальные экологические проблемы, изменения климата Земли и т д. В настоящее время первостепенное значение имеет изучение влияния человека на состояние биосферы в целях предотвращения глобального экологического кризиса.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Биология как наука, предмет и методы ее изучения, история и этапы становления и развития. Основные направления изучения живой природы в XVIII в., яркие представители биологической науки и вклад в ее развитие, достижения в области физиологии растений.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Предмет, задачи и методы биологии, история зарождения и современные достижения в данной области знания. Человек как объект биологии, характеристика и обоснование его биосоциальной природы. Теории происхождения жизни, иерархические уровни ее организации.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Особенности предмета и задач биологии - одной из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Методы изучения функционирования, происхождения, эволюции и распределения живых организмов на Земле.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Цели общей биологии, изучение происхождения, распространения и развития живых организмов, связей их друг с другом и с неживой природой. Конвергенция и параллелизм в эволюции животных, характеристика типа моллюсков, особенности их строения и образ жизни.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2010

    Общая характеристика науки биологии. Этапы развития биологии. Открытие фундаментальных законов наследственности. Клеточная теория, законы наследственности, достижения биохимии, биофизики и молекулярной биологии. Вопрос о функциях живого вещества.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Концепция биологии как особой естественной науки. Объектом изучения традиционной или натуралистической биологии является живая природа в ее естественном целостном состоянии. Современная биология и физико–химический метод. История эволюционного учения.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Загадка проявления жизни на Земле. Биология как наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, история ее развития. Периодичность явлений природы. Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии.

    Биология - это комплекс наук о живой природе , который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.

    Классификация биологических наук

    В настоящее время в состав биологии включают ботанику (растения), зоологию (животные), микробиологию (микроорганизмы), микологию (грибы), систематику, биохимию (химический состав живой материи и химические процессы в ней), цитологию (клетка), гистологию (ткани), анатомию (внутреннее строение), физиологию (процессы жизнедеятельности), эмбриологию (индивидуальное развитие), этологию (поведение), генетику (наследственность и изменчивость), селекцию (выведение организмов с нужными человеку свойствами), биотехнологию (использование живых организмов и биологических процессов в производстве), эволюционное учение (историческое развитие органического мира), палеонтологию (ископаемые останки), антропологию (историческое развитие человека как биологического вида), экологию (популяции, сообщества, биогеоценозы и биосфера).

    На стыке биологии и других наук возник целый ряд новых наук, таких как биофизика, биохимия, бионика и др.

    Методы биологии

    Основными методами биологии являются:

    • сравнительно-описательный,
    • моделирование (создание упрощенных имитаций объекта или явления),
    • мониторинг (систематическое наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния объекта),
    • световая и электронная микроскопия,
    • дифференциальное центрифугирование, или фракционирование (разделение частиц под действием центробежной силы),
    • метод меченых атомов, или радиоавтография, и др.

    Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей

    Биология сыграла немаловажную роль в становлении современной естественнонаучной картины мира , так как она раскрывает механизмы возникновения органического мира из неживых компонентов и его эволюции, доказывает единство его происхождения на основе строения клеток, а также обобщает механизмы наследственности и изменчивости.

    Биология вносит существенный вклад в понимание человеком научной картины мира, основанной на систематизации установленных в ходе научных исследований научных фактов и их обобщении до уровня теорий, правил и законов.

    Роль биологии в практической деятельности людей . Применение адекватных современных методов научного исследования коренным образом преобразило биологию, расширило её познавательные возможности и открыло новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности. Благодаря достижениям биологии промышленным путём получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней.

    Используя знания законов наследственности и изменчивости, учёные-селекционеры получают новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогло найти оригинальные решения в технике и строительстве.

    Это конспект по теме «Состав, методы и роль биологии» . Выберите дальнейшие действия:

    • Перейти к следующему конспекту:

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

    Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

    Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

    Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    Ботаника - наука о растениях,

    Зоология - наука о животных,

    Микология - о грибах,

    Вирусология - о вирусах,

    Микробиология - о бактериях.

    Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных.

    Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов

    Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

    Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

    Цитология - наука о клетке.

    Гистология - наука о тканях.

    Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

    Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

    Эмбриология - наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

    Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Этология - наука о поведении животных.

    Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

    Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

    Эволюционное учение - изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

    Антропология - наука о возникновении и развитии человека.

    Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

    Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

    Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

    Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

    ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

    Метод - это способ познания действительности.

    1. Наблюдение и описание.

    2. Измерение

    3. Сравнение

    4. Эксперимент или опыт

    5. Моделирование

    6. Исторический.

    ЭТАПЫ научного исследования

    Проводится наблюдение над объектом или явлением

    на основе полученных данных выдвигается гипотеза

    проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

    проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
    теорией или законом

    СВОЙСТВА ЖИВОГО

    Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии - важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

    Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на-личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

    Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ-ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

    Раздражимость - способность организма реагировать на внеш-ние или внутренние воздействия.

    Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

    Наследственность и изменчивость.

    Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

    Рост и развитие.

    Рост - количественные изменения (например, увеличение массы).

    Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

    Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.

    Приспособленность (адаптация)

    Ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм - реакция организма на длину светового дня).

    Уровни организации жизни

    Номер
    уровня

    Название

    Чем представлен

    Биосферный

    Совокупность всех экосистем
    планеты

    Экосистемный

    (биогеоценотический)

    Система популяций разных
    видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

    Саванна, тундра

    Популяционно-
    видовой

    Совокупность популяций,
    образующих виды

    Медведи белые,
    киты синие

    Организменный

    Организм как целостная система

    Бактерия, обезьяна

    Клеточный

    Клетка и её структурные компоненты

    Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

    Молекулярный

    Органические и неорганические

    вещества

    Белки, углеводы;

    Вода, ионы солей

    Тестовые задания в формате ОГЭ

    Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

    1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

    2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

    1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

    3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

    3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

    1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

    4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

    1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

    5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

    1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

    6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

    классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

    7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

    1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

    8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

    Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

    1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

    9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

    1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

    10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

    1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

    11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

    1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

    12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

    1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

    13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

    1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

    14. Примером применения экспериментального метода исследования является

    1) описание строения нового растительного организма

    2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

    3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

    4) формулирование положения на основе полученных фактов

    15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

    Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

    Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

    Время после введения бактерий в культуру, мин.

    Число бактерий в колбе 1

    Число бактерий в колбе 2

    1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

    2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

    3) Чем можно объяснить полученные результаты?

    Литература

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

    Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

    «Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] - URL:http:// oge.sdamgia.ru

    Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

    Каждый организм обитает в определенной сред е. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, гри бы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельна я биологическая наука.

    Значение биологии в жизни

    человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и л егкой и т. д.

    Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – пр отив – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

    Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольстви ем. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов пит ания. Исследования биологов направлены

    на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко испо л ьзуются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

    Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также

    Відео YouTube

    выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные прир одные парки и т. д.).

    Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

    Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.


    Значение биологии в жизни человека стан овится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

    В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.


    Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.


    Роль биологии в современном обществе, а особен
    но в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.


    Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источников энергии.


    Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие – расшифровка генома человека. Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.


    Роль биологии в современном обществе зак лючается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.