Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Словарная работа на уроках чтения. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе Основные словари современного русского языка

Словарная работа на уроках чтения. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе Основные словари современного русского языка

Vocabulary work on the reading lessons

Аннотация: Данная статья раскрывает приемы работы со словами на уроках чтения, которая способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.

Annotation: This article reveals techniques for working with words in the reading lessons, which contributes to the development of speech and spelling to improve literacy among students.

Ключевые слова: урок чтения, словарная работа, словарь, анализ слов

The keywords: reading lesson, vocabulary work, vocabulary, analysis of words

Одной из основных задач на уроках чтения учителя начальных классов является развитие речи обучающихся. Работа над группой слов из текста поможет обучающимся понять текст и обогатит их словарный запас; очищению речи школьников от нелитературных слов.

При подготовке к уроку чтения учителю необходимо заранее проанализировать изучаемый текст с точки зрения его лексических особенностей, выписать из него все слова, понимание которых может затруднить обучающихся, а также нелитературные слова и выражения, если они имеются. При отборе слов для проведения словарной работы на уроке чтения следует установить, какие из них достаточно лишь бегло пояснить, чтобы облегчить восприятие текста, а над какими следует основательно поработать, для того чтобы эти слова вошли в активный словарный запас школьников.

Учителю нужно продумывать особенности методики работы над словами, а именно разработать приемы объяснения непонятных слов и словарные упражнения. В результате лексического анализа текста учитель составляет список трудных слов и разрабатывает методику их изучения.

Существующие формы и методы словарной работы разнообразны и выбор их определяется конкретными условиями; характером материала, уровнем подготовленности класса, наличием словарей и справочных пособий.

Для раскрытия лексического значения слов целесообразно использовать такие, например, приемы, как замену слова синонимом, замену слов описательным оборотом, разбор слова по составу.

Самым распространенным приемом объяснения значения слова является подбор синонимов. Он экономнее других приемов и более эффективно способствует обогащению словарного запаса обучающихся.

Однако не во всех случаях прием подбора синонимов можно использовать. Так при объяснении слова терминологического характера он неприемлем, поэтому здесь приходится применять другой прием - замену слова описательным оборотом. Использование этого приема при объяснении значении слов способствует обучению детей логике речи, развивает их мышление и речь.

Не менее эффективным приемом объяснения лексического значения слова является разбор слова по составу. Этот прием способствует закреплению знаний по морфологии и совершенствованию орфографических навыков.

В целях более экономного объяснения трудных слов на уроках чтения можно рекомендовать использование настенных таблиц - словариков, подготовленных заранее учителем.

Не следует забывать, что при объяснении слов учителю необходимо учитывать особенности контекста и давать такое толкование новых слов, которое позволит раскрыть значение их именно в данном тексте.

Усвоение словарного материала - длительный и трудоемкий процесс, требующий постоянной и кропотливой работы над словами, трудными в лексическом и орфографическом отношениях.

Можно подвести итог, что наиболее рациональными видами заданий при этом являются следующие:

1) замена данных слов синонимами или описательными оборотами;

2) включение новых слов в предложения;

3) составление с данными словами словосочетаний или предложений;

4) составление небольших рассказов с использованием данных слов;

5) включение новых слов в диктанты.

Исходя из принципа связи уроков чтения с уроками грамматики и правописания, учитель должен работать над всеми трудными словами, встречающимися в текстах учебника.

Продуманная и хорошо организованная словарная работа способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная метапредметная конференция

«Удивительный мир научных книг»

Секция для педагогов « Работа с научно-популярной литературой на уроке и в неурочное время…. »

" Работа со словарями на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска», Саратовской области Полякова М. В.

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке».

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Напомню, что в методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас интересуют не только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.

А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь?

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности.

Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся.

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант.

3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски)

Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память.

Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.

Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.

Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Проявить милосердие.

Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу несколько примеров возможных заданий.

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров).

3. Диктант «Угадай словечко!»

Учитель дает толкование, дети записывают само слово.

4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование.

Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.

На нескольких примерах покажем, каким образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов.

1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.

(лис - ий, син – ий, свеж - ий)

2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.

3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать, анализировать.

Опыт показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания.

1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

Отмечу, что набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто ошибочно определяют род. И здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в школе.

1. Игра «Определи словарь!»

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … .

Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Возможны такие виды упражнений:

1. Игра «Кто быстрее?»

Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

3. Игра «Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

4. Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы.

Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик – я поэт.

(А.С. Пушкин.)

5. В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несется в гору во весь дух…

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Видал он виды всякие,

Изъездил всю губернию

И вдоль и поперек.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»)

6. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

Голова – морочить голову, …

Ноги – уносить ноги, …

Глаза – мозолить глаза, …

Нос – задирать нос, …

Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.

Слова можно давать на уроках по темам: литература, театр, искусство, наука, спорт …

Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог …

Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат …

Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем идет объяснение значений новых слов (и по словарю!) , дальше ученики записывают их в свои словари, придумывают с ними предложения. Так новые слова входят в сознание учащихся.

Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять на уроках развития речи при подготовке к сочинениям.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д.

Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Приведём пример выполнения задания:

Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый

н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] – гласный

г - [к| - согласный глухой, твёрдый

Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использования справочной литературы. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре.

А интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут) отводить словарной работе. Только такое обучение может дать положительные результаты.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Литература

А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык в школе, 1992,№ 2, с.19-21.

Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.

В.В. Рогозинский. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.


Словарной работе на занятиях по дисциплине «Культура речи. Риторика» , безусловно, должно отводиться значительное место, особенно в той части курса, которая связана с изучением норм современного русского литературного языка. Данное положение определяется тем, что по опыту работы можно отметить отсутствие необходимой лексикографической компетенции у современных студентов-нефилологов.

Существует ряд проблем, которые преподаватель культуры речи должен решить, стараясь приобщить студентов к грамотному пользованию словарями.

Основная проблема, с которой обычно сталкиваются при обращении к словарной работе со студентами-нефилологами , заключается в том, что после школьного курса студенты знают весьма ограниченный набор словарей, к которым они и предпочитают обращаться в любых затруднительных случаях. «Лидером» здесь выступает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, с которым они в большинстве случаев успели поработать в школе. Обращение к этому словарю обычно не составляет особых трудностей для большинства студентов. Они представляют его структуру и способы представления информации в нем, знают, что в данном словаре можно не только справиться о значении слова, но и подчерпнуть дополнительную, сопутствующую информацию: правописание, некоторые грамматические формы, правильную постановку ударения. Но при этом выхода на уровень осознания словаря как «целого мира в алфавитном порядке» не происходит.

Второй словарь, который называют студенты, это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, однако представление о способе подачи информации, структуре словарной статьи в этом словаре у них достаточно смутное. А ведь концепция данного словаря заключалась не только в демонстрации лексического богатства русского языка, но и в стремлении В.И. Даля «показать «дух» русского языка, т.е. словопроизводственные отношения, чему отвечает гнездовой принцип расположения слов, а также отобразить духовные и нравственные взгляды русского народа, черты его характера, обычаи и нравы».

Таким образом, в курсе «Культура речи. Риторика» для студентов-нефилологов представляется важным не только познакомить студентов с различными типами словарей, научить их извлекать из словарной статьи требуемую информацию, но и сформировать у них представление о языковой картине мира русского народа.

В связи с таким подходом встает проблема отбора тех типов словарей, которые преподаватель будет рассматривать на занятии. Нельзя объять необъятного, и как бы не хотелось познакомить студентов с необычными для них словарями и с той информацией, которую они содержат, все же приходится отбирать те словари, к которым студенты в дальнейшем действительно будут обращаться. Из всего многообразия словарей следует познакомить студентов со словарями, отражающими лексический состав русского языка (толковые словари, словари синонимов, антонимов и др.), словарями трудностей (грамматических, произносительных и др.), историческими словарями. Хорошо воспринимается студентами работа с «Русским ассоциативным словарем». В принципе на занятиях по культуре речи можно использовать практически любой тип словаря, главное, чтобы алгоритм работы с ним был объяснен преподавателем, а анализ его материала органично включался в содержание занятия.

Знакомство со словарями обычно начинают уже на первом занятии. Способы работы здесь могут быть разными. Это может быть и сравнение представленной информации в энциклопедических и толковых словарях, и обзор разных типов словарей (трудностей, синонимических, антонимических, исторических и т.п.). Следует отметить, что, например, обзор различных типов словарей может проводиться не только под преимущественным руководством преподавателя или как домашнее задание, но и проходить в виде творческой работы, как конкурс на лучшее представление своего словаря. На занятие преподавателем приносится несколько словарей разных типов (6-7).

Студенты делятся на рабочие группы, а преподаватель задаѐт параметры анализа представленной в словаре информации (адресат словаря, количество единиц, структура словаря и словарной статьи, цели и задачи словаря, дополнительная информация в словарной статье и т.д.). Ограничением выбора словарей для такого типа работы может служить лишь материальная база института и учет специфики аудитории – нефилологи. Наверное, лучше отобрать несколько толковых словарей, фразеологические, синонимические и прочие словари, отражающие парадигматические связи лексики. Интересным представляется анализ исторических и учебных словарей. По результатам аналитической работы студенты каждой группы должны выступить с кратким представлением своего словаря.

Можно усложнить задачу. Преподаватель выбирает одно слово, и студенты, помимо общего обзора словаря, рассказывают, как представлено это слово в словаре и какие особенности явления или предмета, названного данным словом, зафиксированы словарѐм. Чем разнообразнее состав словарей на данном занятии, тем интереснее результаты. Для полноты картины можно привлечь орфоэпические и даже орфографические словари. Таким образом, обобщая итоги работы с разными типами словарей, студенты создают лексикографический портрет отдельного слова. Результатом такой работы становятся:

  • знакомство с различными типами словарей;
  • приобретение первичных, элементарных навыков работы со словарем;
  • описание фрагментов языковой картины мира по данным словарей русского языка.

Наиболее интересными для такого типа анализа являются слова, которые могут иметь в своем значении идеологический компонент или коннотацию (например, лакей, пролетарий «бездомок, безприютный, захребетник» у Даля), или слова, обозначающие абстрактные понятия (истина, правда, честность и др.), т.е. слова, испытавшие влияние времени или вызывающие затруднения в их точном определении.

Если говорить о работе со словарями грамматических трудностей, то их в последнее время появилось достаточно много, и цель словарной работы в данном случае носит скорее ознакомительный, нежели аналитический характер. При изучении раздел «Грамматические нормы современного русского литературного языка» следует больше уделять внимания работе со справочниками и справочными пособиями, где не только приводятся правильные варианты, но и раскрываются закономерности в становлении той или иной нормы. Например, это касается выбора окончаний множественного числа Именительного и Родительного падежей, определения рода неизменяемых имен существительных, где важно наметить тенденцию в преобладании того или иного варианта. В противном случае приходится сталкиваться с тем, что, определив по словарю род слова пони как мужской, студент зачастую затрудняется определить род в схожих случаях, например кенгуру, гризли, какаду .

Работа с разными типами словарей важна при изучении темы «Трудные случаи в системе норм словоупотребления». Виды работы со словарями и сам выбор словарей здесь многообразен. В зависимости от темы занятия или упражнения, выполняемого студентами, привлекаются синонимические, антонимические, фразеологические словари, словари иностранных слов и т.п. Как правило, использование данных типов словарей не вызывает затруднения у студентов, поэтому работа с ними обычно носит характер домашнего задания с формулировкой: «при выполнении данного упражнения обратитесь к словарю синонимов, паронимов, иностранных слов и др.».

Одной из интересных составляющих словарной работы по теме «Лексические нормы» является аналитико-поисковый вид работы, когда студентам на основе анализа материала словарной статьи предлагается сделать вывод, углубляющий их представление о языке и преодолевающий стереотип восприятия словаря как справочника, существующего отдельно от живой, повседневной речи.

Например, из курса школьной программы студенты знают, что некоторые слова имеют ярко выраженную стилистическую принадлежность. Это такие слова, как неологизмы, архаизмы, диалектизмы и т.п. Также они уверенно оперируют понятием лексикон, а вот какие слова составляют лексикон современного русского человека и их собственный лексикон в том числе, они зачастую затрудняются ответить.

При знакомстве студентов с понятиями активного и пассивного словарного запаса можно предложить им проанализировать страницу любого толкового словаря и распределить все слова по трем группам:

  1. знаю и употребляю,
  2. знаю, но не употребляю,
  3. не знаю.

Таким образом, после выполнения этого задания студентам становится очевидно, что представляет собой современная лексическая система языка, какие жизненные сферы она обслуживает, что входит в активный словарный запас современного носителя языка, а какие слова и по каким причинам относится к пассивному словарному запасу. Кроме того, данная работа носит еще и творческий характер, основывается на желании студентов узнать свой словарный запас, сравнить его с результатами работы других студентов, что повышает их заинтересованность в работе со словарем.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что словарная работа на занятиях по культуре речи не только учит студентов правильно и осознанно пользоваться словарями, но и повышает их лингвистическую компетенцию, помогая проникнуть в сам язык и увидеть его тесную связь с жизнью человека, его культурой и бытом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методика работы со словарями на уроках русского языка. Словари как средство развития речи учащихся. Русская лексикография. Семантизация незнакомых и частично знакомых слов. Лексические синонимы. Опыта работы лучших учителей русского языка.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2007

    Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе. Методика работы над словами-антонимами. Характеристика словаря младшего школьника. Работа с учебниками и со словарями. Анализ альтернативных программ обучения русскому языку.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2008

    Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Расширение словарного запаса младших школьников через настольно-печатные дидактические игры, использование описательных загадок.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2019

    дипломная работа , добавлен 24.06.2012

    Основы проявления вербальных способностей на уроках словесности. Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку. Диагностика вербальных способностей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Исследование особенностей обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах. Игровые и мнемонические приемы на уроках русского языка. Анализ популярных интеллектуально-развивающих игр. Результативность применения игровых и мнемонических приемов.

    реферат , добавлен 07.09.2015

    Истоки формирования и содержание методики обучения русскому языку в казахских классах в Назарбаев Интеллектуальных школах. Особенности применения лингвокультурологического аспекта в преподавании русского языка. Основные этапы работы с текстом на уроках.

    статья , добавлен 30.11.2011

    Понятие словарно-орфографической работы в начальной школе. Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 06.08.2009


Словарь , как правило, состоит из заглавных слов и словарных статей.

Заглавное слово – это выделенное жирным шрифтом слово, значение которого объяснено и часто иллюстрировано примерами.

Все заглавные слова расположены в алфавитном порядке и имеют указание, какой частью речи они являются.

Словарная статья – это мини – текст, содержащий определенные сведения о заглавном слове.

Объем словарной статьи зависит от того, сколько значений имеет заглавное слово.

В словаре может быть слово, значение которого передается одним русским словом

algebra – алгебра

В словарной статье приводятся все основные значения заглавного слова, а также отражается возможность использования его в функции разных частей речи. Ср.:

House n дом и to house v вмещать

Большинство слов как в русском, так и в английском языке многозначно, т.е. имеют несколько значений. Ср. case случай, судебное дело, ящик, футляр, пациент и т.д., или в русском языке ручка маленькая рука, принадлежность для письма. Устройство для открывания и т.д. Чтобы раскрыть каждое из значений многозначного слова, оно обычно иллюстрируется примерами – предложениями, которые показывают, что выбор конкретного значения многозначного слова зависит от контекста, в котором они встречаются.

Перевод английского предложения не следует начинать с первого слова. Любое предложение надо дочитать до конца и лишь после этого осмыслить его и оформить средствами русского языка.

Если понимание (перевод) предложения вызывает затруднение, рекомендуется прежде всего определить в нем сказуемое. Сказуемое составляет смысловой центр предложения, занимает относительно постоянное место и обычно имеет формальные признаки.

Формальные признаки сказуемого

- s …makes…

- ed …made…dried…played…

(или особая форма у неправильных глаголов)

am, is, are …is (are) making…

was, were …was (were) made…

have, has, had …have (has, had) made…

must, should …must (should) make…

have (has, had) to …have to make…

am (is, are) to …are to be made…

was (were) to …was to make…

do, does, did …does not make…

can, could …can (could)make…

may, might …may (might) have made…

will, would …will (would) make…

shall, should …shall (should) make…

ought to …ought to make…

Полнозначные и служебные слова

Все слова в языке подразделяются на полнозначные и служебные. К полнозначным относятся существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные. Служебные слова не обозначают конкретных предметов, действий, качеств. В предложениях они связывают полнозначные слова и помогают обратить их в связную речь. К числу служебных относятся артикли, предлоги, служебные и модальные глаголы, их заменители, союзы. Знание служебных слов и понимание их роли необходимы для грамотного осмысления английского текста. Не следует, выписав из словаря полнозначные слова, пытаться связать их «по смыслу». Перевод следует осуществлять только с опорой на значения служебных слов.

Список литературы

1. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1984.

2. И.З. Новоселова Учебник английского языка для сельскохозяйственных и лесотехнических вузов. М.В.Ш. 1994.

3. Т.Ю. Полякова, Е.В. Синявская, О.И. Тынкова, Э.С. Улановская Английский язык для инженеров. – М.: Высш., 2002.

4. Т.Н. Игнатова Английский язык. Интенсивный курс. – М., 1992.

5. Cutting Edge Tests, изд. Longman, 2002.

6. С.Я. Андрушко Искусство составления деловых писем на английском языке. – Одесса, 1993.

7. К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич Практическая грамматика английского языка. – М. ЮНВЕС, 1995.

8. И.И. Кошманова Тесты по английскому языку. 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

9. R. Murphy English Grammar in use. Cambridge University Press, 1986.

10. Б.Я. Лебединская Английская грамматика в стихах. Пособие по английскому языку. М.: ООО «Издательство Астрель» АСТ, 2000.

11. Э.Я. Мороховская Практикум по теоретической грамматике. – Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

12. И.С. Богацкий, Н.М. Дюканова Бизнес – курс английского языка: Словарь – справочник. Киев: Логос; М.: Рольф: Айрис – пресс, 1999.

13. В.Л. Каушанская Грамматика английского языка. - Ленинград: изд. «Просвещение», 1973.

14. Т.В. Барановская Грамматика английского языка. Сборник упражнений: Учеб. Пособие. – Киев: ООО «ИП Логос». 2004.

15. М.А. Колпакчи Дружеские встречи с английским языком. – СПб.: изд. Дом «Корвус», МП «Книжный Дом», 1993.

16. И. В. Зайцева Практикум по английскому языку/ТГСХА - Тюмень, 2009.