Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Генетические особенности, которые передаются по наследству. Занимательные факты о генетике и наследственности Интересная информация о наследственности для детей

Генетические особенности, которые передаются по наследству. Занимательные факты о генетике и наследственности Интересная информация о наследственности для детей

Наследственность
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Наследственные болезни
Все наследственные заболевания, обусловленные наличием одного патологического гена, наследуются, в соответствии с законами Менделя. Возникновение наследственных болезней обусловлено нарушениями в процессе хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ключевую роль наследственных факторов в возникновении патологического гена, приводящего к заболеванию, подтверждает очень высокая частота ряда заболеваний в некоторых семьях по сравнению с населением в целом.

Наследственные болезни – передающиеся потомству болезни, обусловленные изменением наследственной информации - генными, хромосомными и геномными мутациями. Термины «наследственные болезни» и «врожденные болезни» не являются синонимами. Врожденными называют болезни, которые выявляются с рождения; они могут быть связаны как с наследственными, так и с экзогенными факторами. Например, пороки развития могут возникать не только при генетических нарушениях, но и в результате действия на зародыш инфекционных. факторов, ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств. Наследственные болезни не всегда бывают врожденными, поскольку многие из них проявляются не сразу после рождения, а спустя несколько лет, иногда десятилетий. В качестве синонима термина «наследственные болезни» не следует также употреблять термин «семейные болезни», т. к. последние могут быть обусловлены не только наследственными факторами, но и условиями жизни или профессиональными традициями семьи.

Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.

г. Нижняя Салда

Свердловской области

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.

Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

Презентация «Что такое наследственность»

План урока:

    Что такое наследственность.

    Наследственность – биологическая сущность.

    Можно ли влиять на наследственность

Методы и формы обучения:

Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Презентация.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

    Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.

    Слайд 3.

    Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).

    Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока

    Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.

    План урока . Слайд 4.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).

Предполагаемый ответ - наследственность

Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность

II. Актуализация знаний

Презентация.

    Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.

    Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.

Записывают новое понятие в свои словари

III. Изучение нового материала

Работа со слайдами презентации.

Работа с учебником. С.11-13

    Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.

    Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.

    Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.

    Подводит учащихся к пониманию , что наследственность – биологическая сущность человека

    Показывает слайд 9,

В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка человека Урок 3

План урока: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность.

Что такое наследственность П очему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? П очему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

О т своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых действи-ях, поведении. О бучаться инстинктам не надо, т.к. они суще-ствуют с рождения. А есть ли у человека инстинкты?

Заполните таблицу, используя набор слов: Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4 1.Способность защищаться 2.Способность относиться к другим, как к себе 3.Способность делать запасы впрок 4.Способность отличать хорошее от дурного 5.Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7.Способ-ность передвигаться 8.Способность мыслить 9.Способность утолять голод

Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся спо-собность человека воспринимать окружаю-щий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получа-ет особенности своих эмоций: один – спокой-ный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое.

Что же мы наследуем от родителей? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические приз-наки отличают людей от других живых орга-низмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению. С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.

Можно ли влиять на наследственность М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания чело-века. Н а человека, его характер и поведение вли-яют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит, человек – существо не только биоло-гическое, но и социальное, т.е. обществен-ное.

Ч ем человек отличается от животных? К акие биологические признаки насле-дует человек? Ч то может повлиять на наследствен-ность? К акова загадка человека? Давай повторим главное:

Домашнее задание: § 1 – до конца (сс. 11-14). З адания в Рабочей тетради №№4-8 (сс. 5-9).

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка человека

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу!Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Возможности генетики выходят далеко за пределы современной медицины. Зная причину заболеваний и другие человеческие характеристики на уровне генетики, можно вылечивать их и изменять навсегда еще в зародыше человека. Конечно же, этической критики такой подход не выдержит, но в будущем все может перевернуться.

Основа генетики – это изучение человеческого генома, зашифрованного в каждой клетке кода, который определяет ее развитие. Известно, что ДНК человек получает по наследству, но получает он его несколько видоизмененным. Имея полное представление о работе кода, человек смог бы проследить путь ее развития от самого начала, а также заглянуть в будущее кода конкретного человека и его детей. Итак, теперь об интересных фактах из мира генетики.
1. Интеллект от сына к отцу не передается, поэтому забудьте о том, что если вы очень умны, то гением будет и ваш сын.
2. Идиотизм отца не передастся сыну. Если вы самый настоящий кретин, то, к вашей радости, ваш сын не будет похож на вас.
3. Интеллект передается от отца к дочери и только наполовину.
4. Мужчина наследует интеллект от своей матери, которая унаследовала свой от своего отца.
5. Дочери мужчин-гениев возьмут от отца ровно половину его гениальности, а сын возьмет все. Если же отец туповат, то в этом случае дочь также будет наполовину такой же. Поэтому гениальных женщин почти нет, так же как и нет женщин-идиоток на 100 процентов. Зато гениев и тупиц мужского пола очень много. Отсюда же идет и поколение матерей-одиночек, и неудачников-алкашей, и нобелевских лауреатов, подавляющее большинство которых мужского пола.

Итак, выводы для мужчин:

- для того, чтобы примерно понять, какой интеллект будет у вашего сына, посмотрите на отца вашей жены, и если он академик, то и сын будет умным;
- ваша дочь получит половину вашего интеллекта, но и половину вашего идиотизма. В общем по умственным способностям она будет ближе к вам. Ее сын, ваш внук, получит ваш интеллект на 100 процентов, поэтому если хотите умное поколение, то мечтайте о дочери.
- ваши умственные способности вы получили от своей матери, а если быть совсем точным, то от дедушки.

Выводы для женщин:

- ваш сын по уму – это ваш отец, поэтому ругать его за глупость, говоря, что он такой же, как и его отец, не совсем верно;
- ваша дочь воспитана будет как и вы, но по умственным способностям она будет похожа на своего отца, а ее сыновья будут интеллектуальными копиями вашего мужа.

Полагают, что главный показатель увеличения продолжительности жизни заключается в том, что современные пожилые люди живут дольше. Но в действительности все не так.
Огромным, главным и стратегически важным показателем увеличения продолжительности жизни является то, что старость сегодня начинается гораздо позже, а не то, что она дольше продолжается.


Те, кому сегодня 40, 50 или 55 лет, столкнутся со старостью примерно в 75 лет. Это на четверть века больше, чем она приходила к поколению наших родителей. Совсем недавно в жизни любого человека было три основных периода, а именно: молодость, зрелость и старость. Сегодня зрелость наступает в 50 лет и знаменует собой начало нового, ранее не существовавшего этапа в жизни человека.
Что мы знаем об этом этапе?
1. Он длится очень долго, практически 25 лет (приблизительно с 50 до 75 лет).
2. В отличие от предыдущих реалий, сегодня интеллектуальные и физические возможности человека при верном подходе не просто не снижаются, а, как минимум, остаются не хуже, а иногда и лучше, чем в молодости.


3. Сегодня это лучшие и самый качественный период в жизни человека, так как он совмещает в себе силы, здоровье и жизненный опыт. Больше нельзя сказать про таких людей «если бы молодость знала, если бы старость могла». По многочисленным статистическим наблюдениям это самое счастливое время в жизни человека.
4. Те люди, кому сегодня 55 – 65 лет, первыми в истории проживают этот период. Ранее он не существовал, так как люди начинали стареть гораздо раньше.
5. В самое ближайшее время люди возраста 50-75 лет станут самой многочисленной группой на планете.