Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Русские цари масоны. Масоны в трагической судьбе россии

Русские цари масоны. Масоны в трагической судьбе россии

Масонство в России никогда не было самостоятельным. Оно было производным от масонства западного

В начале февраля 2018 года издание "Афиша Daily" обратило внимание, что масонская Великая ложа России представлена в Instagram. Ведет аккаунт "великий магистр" Андрей Богданов, кандидат в президенты на выборах 2008 года. Он пытается представить масонство невинным филантропическим клубом. Но так ли это? Что такое масонство и опасно ли оно для России, размышляет в своем историческом экскурсе кандидат исторических наук Петр Мультатули.

Понятие "масонства" или "франк-масонства" является обобщённым. Сами масоны давали своим структурам разные определения, но при этом всегда лживые. Так, масонские статуты 1747 г. гласили:

"Масонство есть общество людей, чтущих Бога, Великого Строителя вселенной, и верных своему монарху. Масонам запрещается заниматься политикой. Они обязаны уважать всякую веру". В наши дни глава Великой Ложи России А. Богданов пишет: "Сложно дать масонству краткое определение. В русском языке даже нет подходящего словарного запаса. Это объединение международного характера, состоит более, чем из двух сотен международных структур - так называемых Великих Лож".

Эти определения не имеют ничего общего с истинной сущностью масонства.

Сегодня существует крайне упрощённое представление о масонах, как о некой единой организации, члены которой носят фартуки, украшенные молотками и пятиконечными звёздами, верят в Великого Архитектора Вселенной и носят экзотические прозвища. У многих людей эти люди вызывают скорее улыбку, чем страх. Однако немалая часть людей обвиняет масонов во всемирном заговоре, называя их иудеомасонами. С последним согласиться полностью нельзя, так как существовали не только юдофильские, но и юдофобские ложи, например, в Германии.

Не все масонские ложи носили откровенно антимонархический характер. В XIX и ХХ вв. масоны активно поддерживали германскую монархию Гогенцоллернов, а английский король (королева) вот уже более двух веков является главой шотландского масонства.

Тем не менее, несомненно, что в XVIII, XIX и ХХ вв. масоны сыграли важную роль в свержении монархий: в Англии, Франции, России, Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Масоны и революция — постоянные и неразлучные спутники. Не вызывает сомнений, что масонство при помощи таинственных церемоний и обрядов являлось ширмой для гораздо более могущественных и серьёзных сил, чем оно само. Как хорошо сказал один видный масон:

"Масонство — это вход в плохо освещенную переднюю ".

Масонские ложи могли кардинально отличаться друг от друга, могли быть монархическими, республиканскими, христианскими, мусульманскими, оккультными, атеистическими. В одни женщины не допускались, в других играли активную роль, одни ложи строились на основе иудаизма и каббалы, другие — на основе оголтелого антисемитизма. Масонство позволяло объединить в едином организме представителей царствующих домов, высшей аристократии, гвардейских офицеров, либералов, революционеров, крупных промышленников. Подлинным организаторам масонских лож было совершенно безразлично, верит ли тот или иной "брат" в Бога, или не верит, считает ли он лучшей формой правления монархию или республику, является ли он христианином, мусульманином, или иудеем — главное, чтобы он ставил всегда масонскую клятву выше клятвы, данной государству и обществу. Крупнейший масон князь Д.И. Бебутов писал:

"Сила масонства в том, что в него входят люди различных слоев, различных положений и таким образом масонство в целом имеет возможность действовать на все отрасли государственной жизни ".

Членство большинства "братьев" нижних степеней посвящения ограничивалось взносами да участием в совместных братских ужинах (так называемых "агапах"). Другие искренне верили, что состоят в филантропическом христианском обществе. Третьи, посвященные в высокие градусы, полагали, что участвуют в грандиозном переделе мира, обладают исключительной тайной властью над людьми. Расставание с масонскими иллюзиями происходило почти у каждого "брата", который не смог принять отрицание Христа и Его Церкви.

Наиболее верным представляется нам определение Российского гуманитарного словаря, которое с некоторым нашим дополнением будет выглядеть следующим образом: масонство есть всемирный тайный союз филосовско-мистических сообществ (лож) , крайне враждебный христианской церкви и христианской государственности, стремящейся к их полному уничтожению и к мировому господству своей идеологии.

Таким образом, понятие масонства является прикрытием всемирной тайной антихристианской организации, в которой масонство само по себе является лишь частью.

Мысль об участии тайных организаций в истории ХХ века уже не вызывает отторжения. Многочисленные "бархатные", "оранжевые" и "цветочные" революции, которые сотрясают по возрастающей современный мир, свержение правительств и, наоборот, приведение к власти угодных режимов, невиданные террористические акты, после которых начинается слом всей системы существующего миропорядка, тяжелейшие финансовые и экономические кризисы, возникающие в определенное время и в определенных странах — все это наводит на мысль о том, что эти события имеют единых авторов и единых режиссеров. Вдумчивый анализ исторических событий прошлого только укрепляет нас в этой мысли. За революциями, мятежами и войнами часто можно наблюдать действие какой-то невидимой силы. Причем речь идет не о легендах и мифах, а конкретных исторических фактах. Конечно, вокруг тайных организаций было много и небылиц, но эти небылицы вовсе не опровергают факта самого их существования.

История знает о существовании ордена тамплиеров, ордена баварских иллюминатов, якобинских клубов, масонских лож, всевозможных эзотерических и оккультных организаций. Они стояли за Английской и Французской революциями, созданием США, восстанием декабристов, революциями в России. Несмотря на то, что эти тайные организации могли сильно отличаться друг от друга в философском, национальном, политическом, мировоззренческом или ином плане, все они при этом были объединены одной идеей и одной целью. Любое тайное общество ставило перед собой задачу насильственно разрушить существующий миропорядок и коренным образом изменить человеческое общество, будь то в отдельно взятой стране, или во всем мире. К началу ХХ в. главным центром оккультного и сектантского мира становятся США, которые возникли как государство сект и тайных организаций, главным из которых был орден Иллюминатов.

Название "иллюминаты" идет от тайного антихристианского ордена "баварских иллюминатов", возникшего 1 мая 1776 г. в г. Ингольштадте (Бавария). Однако идеология, символика и структура баварских иллюминатов восходят к магическим сообществам Древнего Египта. В 1787 г. орден баварских иллюминатов, ставший меньше чем за 10 лет могущественной организацией, в которую вошли представители знати и интеллектуальной элиты, был запрещен властями Баварии. Но к этому моменту орден успел распространиться по разным государствам Германии, и даже Европы.

Иллюминаты сыграли ведущую роль во Французской революции 1789 г. и якобинском терроре. Множество германских иллюминатов перебралось в английские колонии в Америке. Немецкие иллюминаты изначально играли в американском государстве ведущую роль. Современная государственная символика Соединенных Штатов включает в себя иллюминатскую атрибутику. Достаточно сказать, что на государственной печати США изображена усеченная пирамида со всевидящим оком (символом иллюминатов). На основании пирамиды римскими цифрами начертана дата основания ордена баварских иллюминатов: 1 мая 1776 г. (Думается, отсюда же и происходит праздник Первомая).

Кроме того, государственный герб и печать включают в себя число 13, тоже одно из главных чисел символики иллюминатов (тринадцать листьев на ветке в правой лапе орла и тринадцать стрел — в левой, тринадцать букв на ленте в клюве орла, тринадцать ступенек пирамиды и так далее). Над пирамидой начертан лозунг с главной целью иллюминатов: "Новый мировой порядок".

Иллюминаты называли себя "Новым Израилем", так же они называли и само государство Соединенные Штаты Америки. Поэтому иллюминаты с большой симпатией относились к иудаизму (к "старому Израилю"). В свою очередь многие иудейские авторитеты Европы и Америки также благосклонно относились к иллюминатам. К концу XIX столетия среди американского еврейства появляются силы, которые согласны с иллюминатской идеей Нового мирового порядка. Однако иллюминаты относились с враждебностью к любой нации и любой традиционной религии, в том числе и к ортодоксальному иудаизму.

К началу ХХ в. центр американского иллюминатства (масонства) находился в масонской столице Чарльстоне. Именно там находилась резиденция масонского "патриарха", "верховной догматической директории всемирного масонства" и "святого всемирного совета", состоявшего из 10 высокопосвящённых масонов. "Патриарху" подчинялись так называемые "треугольники" (управление масонскими сообществами в разных странах). "Треугольники" руководили "провинциями".

В середине XIX в. масонским "патриархом" был избран выходец из масонства Шотландского ритуала Альберт Пайк. Его убеждения не имели ничего общего с провозглашаемыми масонскими идеалами: "свобода, равенство и братство". Именно Пайк стал инициатором создания расистской организации "Ку-клукс-клан".

В 1892 г. в Брюсселе состоялся масонский съезд, который провозгласил главную цель масонства: создание "Всемирной Республики". В 1910 г. эта цель была развита и уточнена на очередном масонском съезде в том же Брюсселе. Там было признано, что "человечество идёт к вселенской международной организации. Из этой организации впоследствии будут созданы международные правительственные организации. В недалёком будущем человечество придёт к идее создать органы международного законодательства и международный парламентский союз ". Таким образом, была чётко заявлена идея единого международного правительства.

Иллюминатско-масонская идея мирового правительства лежит в плоскости в первую очередь духовной и является необходимым условием для подчинения мира единому владыке, которого иллюминаты считают мессией, а христиане — Антихристом. Один из членов иллюминатского сообщества Джеймс Варбург открыто заявил об этой цели:

"Нравится вам это или нет, но мы создадим мировое правительство. Не кнутом, так пряником ".

Мировое правительство было целью всех тайных масонских организаций. Так, в 1905 г. в сообщениях заграничного бюро Охранного отделения сообщалось, что влиятельная масонская организация

"Великий Восток Франции преследует одну главную цель — установление Всемирной Республики. Во исполнение этого, Великий Восток Франции деятельно ведёт пропаганду своих разрушительных идей во всех государствах ".

Таким образом, к началу ХХ века складывается мощная сила, представляющая собой соединение иллюминатской философии, иудейского мессианства, американского протестантизма. Эта организация имела огромные финансовые и политические возможности, так как среди ее сторонников были ведущие финансисты мира, ведущие политики и высокопоставленные сотрудники спецслужб. Целью масонства было создание нового мирового порядка и единого мирового правительства. Но новый мировой порядок не может быть единственной целью. Это скорее, не цель, а средство.

Главная цель этой силы, безусловно, духовная. В основе идеологии этой группы лежит манихейское воззрение на мир: США - это "добро", "свет", они имеют моральное право использовать силу в борьбе против "зла", или "тьмы".

Масонская идеология крайне антихристианская. Как пишет бывший сотрудник американских спецслужб доктор Дж. Колеман:

"Открытый заговор против Бога и человека, который включает в себя порабощение большинства людей, оставшихся на этой земле после войн, бедствий и массовых убийств, действует, особо не скрываясь" .

Царская Россия в начале ХХ в. являлась главным препятствием в планах иллюминатов. Именно поэтому она вызывала у них особенную ненависть.

"Отличительная черта всех этих великих востоков , — сообщал начальник особого отдела департамента полиции Л. А. Ратаев, — это полная ненависть к России, которая остаётся у них оплотом всех реакционных сил всей Европы ".

Активная противоправительственная деятельность масонов началась в эпоху Александра I. Масоны являлись главными союзниками Наполеона и составляли его "пятую колонну", в том числе им в России. Внедрение масонов произошло после Заграничного похода русской армии. В 1814 г. последовал прилив в Россию иллюминатов из Парижа. Причём они стали внушительной и влиятельной силой. Иллюминаты проникли в Синод, Сенат и профессорские кафедры большинства университетов. Так, профессор Грезар, голосовавший за казнь короля, был принят в почётные члены Казанского Университета.

После запрещения масонства в России Александром I в 1822 г., новый всплеск активной деятельности "вольных каменщиков" приходится именно на конец XIX и особенно на начало ХХ века, то есть в преддверии революции.

Масонство, чья первая попытка прийти к власти в России в декабре 1825 г. во время восстания декабристов, которые все были членами масонских лож, была пресечена железной рукой Императора Николая Павловича, в начале ХХ века вновь набирало силу.

К началу Первой мировой войны масонские агенты влияния проникли практически во все институты государственной власти, общественные организации и политические партии. Членами различных лож числились многие генералы, губернаторы, руководители дворянства и даже великие князья.

Русские охранительные структуры сразу увидели в масонстве явление крайне опасное для государства. В докладной записке Департамента полиции в 1895 г. говорилось:

"Ныне боевой аппарат масонства усовершенствован и формы грядущего натиска откристаллизовались. Испытанным боевым оружием масонства уже послужил экономический фактор — капитализм. Разжигание бессознательной ненависти в народной толще против всех и вся — таков второй и главный наступательный ход, выдвинутый ныне масонством в России. Этой мутной волной намечено потопить Царя не только как Самодержца, но и как Помазанника Божия, а тем самым забрызгать и последний нравственный устой народной души — Православного Бога. Пройдет всего каких-нибудь десять—двадцать лет, спохватятся, да будет поздно: революционный тлен уже всего коснется. Самые корни векового государственного уклада будут подорваны ".

С 1898 г. масонские ложи начинают быстро распространяться по России на полулегальном положении. В Петербурге появились ложи "Пирамида" и "Карма", в Саратове, Казани, Нижнем Новгороде — ложа розенкрейцеров, в Полтаве — ложа "Кирилл и Мефодий", в Киеве и Феодосии — ложа "святого Иордана".

К 1900-м годам во французских ложах насчитывалось уже полтора десятка русских либералов.

В 1900 г. в Малороссии появляется Великая Ложа Украины, центр которой находился в Женеве. В том же году в России появляется масонское общество "Маяк", целью которого было "содействие нравственному, умственному и физическому развитию молодежи". Почетным попечителем общества был принц А.П. Ольденбургский.

Активному распространению масонства в России способствовал профессор М.М. Ковалевский. Именно благодаря его стараниям, 14 ноября 1901 г. в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук, которая находилась под контролем масонской ложи "Космос". Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, будущих участников борьбы за "освобождение России".

В 1903 г. число слушателей школы достигло 300 человек, среди них А.В. Луначарский, будущий большевистский нарком просвещения, который был посвящен в одну из масонских лож Великого Востока Франции. Среди преподавателей школы были такие известные французы, как Эмиль Золя, Леон Буржуа, профессор Тард, и, не менее известные русские, И.И. Мечников, М.М. Ковалевский, Е.В. Аничков. Несколько раз выступал в этой Школе с лекциями В.И. Ульянов (Ленин). Школа издавала свой журнал, одним из редакторов которого был поэт М.А. Волошин, вступивший в 1905 году в масонскую ложу.

В самой России вокруг подмасонских структур начинают быстро формироваться земские либеральные кружки, такие как кружок "Беседа", объединивший сторонников конституционной монархии, таких как князь Д.И. Шаховской, Г.Е. Львов, В.А. Маклаков и других. Созданный в 1903 году оппозиционный "Союз Освобождения" возглавлялся все теми же масонами, которых мы видели и в Школе (Ковалевский, Прокопович, Баженов, Роберти). Масоном были председатель "Союза" П.Б. Струве.

В 1905 году во французскую масонскую ложу "Масонский авангард" вступил лидер кадетов П.Н. Милюков. Кроме него в масонские ложи были приняты много русских либералов, почти все из которых попали в Государственную Думу 1-го созыва. Членом масонской ложи был и председатель 1-й Государственной Думы профессор С.А. Муромцев.

При этом русское масонство никогда не было самостоятельным явлением. Оно было производным от масонства западного. Ничего своего нового русские масоны не изобрели, а лишь слепо копировали уставы и обряды многочисленных лож Западной Европы, добавляя к ним свойственные русской интеллигенции несобранность и болтливость. Для западного масонства русские "братья" были нужны только в качестве "пятой колонны", той силы, которая должна была расшатать русский императорский строй и сделать возможным масонскую революцию.

Русское масонство выполнило поставленную старшими иностранными ложами, возложенную на него задачу, сыграв огромную роль в свержении Императора Николая II и уничтожении монархии в России.

Продолжение следует.

(В статье использованы материалы: Мультатули П.В. Император Николай II. Путь на голгофу. - М.: АСТ, 2010; Мультатули П.В. Эпоха Императора Николая II. - М.: Фонд Свт. Василия Великого, 2018. Т. 2.).

1 августа 1822 года Александр I подписал рескрипт "О запрещении тайных обществ и масонских лож". Рескрипт-рескриптом, но масонские ложи, выказывая завидную живучесть, здравствуют и поныне.

"4 мая был я принят в масоны", - написал Александр Сергеевич Пушкин в 1821 году в своем дневнике. Ложа, в которую вступил поэт, называлась "Овидий" и располагалась в Кишеневе. Члены этой ложи действовали на удивление открыто. Сохранилось свидетельство, что, посвящая в братья болгарского архимандрита Ефрема, его с завязанными глазами повели через двор в подвал. Болгары, толпившиеся на площади, тут же бросились спасать своего архимандрита, решив, что того ведут в темницу. Однако свидетельств, что то же самое проделывали с Пушкиным, нет. И что за масон Александр Сергеевич? В его бумагах сохранились незаполненные счетные книги ложи, на которых поэт писал... стихи. До 1823 года он пользовался ими как своими черновыми тетрадями (так называемые тетради 836, 834, 835)! Кишеневская ложа так и не была юридически оформлена, и неизвестно, когда Пушкин вышел из нее – скорее всего, это произошло само собой, когда через год и два месяца после принятия Пушкина в орден император Александр I своим указом закрыл все масонские ложи. Тем не менее, в гроб поэта перед похоронами Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе…

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки можно найти описание рукописной книги – протоколов заседаний масонских лож Святого Андрея и Трёх корон в Кёнигсберге за 1760-1768 годы. В этой книге, в частности, есть упоминание о знаменитом полководце Александре Васильевиче Суворове. В начале 1760-х русские военные вообще активно участвовали в работе кенигсбергских лож. Одним из самых активных русских членов кенигсбергской ложи «Zu den Drei Kronen» («К трем коронам») – он рекомендовал к посвящению не менее 6 новых членов – был подполковник Александр Суворов, «oberstleutennt Alexander von Suworow». К слову, его отец находился в той же ложе. Сам же Суворов был посвящен в масоны и прошел три степени (достигнув степени мастера) в Петербурге в ложе «Aux Trois Etoiles» («Три звезды»). Считается, что это произошло в конце царствования Елизаветы. В это время масонство еще не вошло в моду, и Александр Васильевич был одним из первых «вольных каменщиков». 27 января 1761 года он был произведен в шотландские мастера в уже упомянутой ложе «Zu den Drei Kronen». Членом этой ложи он числился до отъезда из Кенигсберга в начале 1762 года.

Карамзин

Николая Михайловича Карамзина масонство спасло, возможно, от судьбы Евгения Онегина: восемнадцатилетним юношей он служил в одном из лучших гвардейских полков, а после отправился в Симбирск блистать в обществе. Известный масон и литератор Тургенев заметил одаренного юношу и вовлек его в розенкрейцерский орден. Он поселил его в дом, принадлежавший ложе, и заставил углубляться в науку, развивать свои писательские способности. Молодой Карамзин работал и много общался с масонами, за это время он стал писать стихи и прозу, но через четыре года разочаровался в масонстве. Тем не менее, в 1792 году он выступил с критикой действий властей, когда они разгромили московскую масонскую организацию и заключили бывшего учителя Карамзина Новикова в крепость. Несмотря на то, что и сам Карамзин был под подозрением Екатерины как ученик масонов, он опубликовал оду «К милости», в которой недвусмысленно читается его неприятие действий императрицы.

Когда Петр Яковлевич Чаадаев покидал масонство, он имел одну из самых высоких степеней посвящений в орден – восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Причины, по которым Чаадаев покинул ложу, созвучны с теми, о которых сокрушался Грибоедов – член той же ложи «Соединенные друзья»: обрядность ради нее самой, эффектные ритуалы, пустые разговоры о намерениях вместо действий. Правда, это только часть письма, написанного Чаадаевым для выхода из ложи, вторая же часть утеряна, но специалисты не отрицают того, что она «всплывет», как это свойственно масонским документам. Биографы же Чаадаева подчеркивают его лидерские черты характера и считают, что между строк этого письма прочитывается «Служить бы рад, прислуживаться тошно…». Чаадаев – один из самых ярких характеров среди масонов и декабристов.

Грибоедов

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей. Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом.

Александр Керенский

Один из самых видных представителей масонства XX –Александр Керенский. После двух лет пребывания в масонской ложе Керенский даже вошел в руководство этой тайной организации, и выше его по рангу в то время был только Николай Некрасов - генеральный секретарь масонской ложи, член кадетской партии. Однако уже в 1916 году большинством голосов на очередном конгрессе масонской ложи «Великий Восток народов России» Александра Федоровича Керенского избрали генеральным секретарем вместо Некрасова. Умело используя свою новую тайную должность, Александр Керенский в течение всего 1916 года живо усиливал свое влияние в кулуарах российской политики, что и привело к стремительному взлету его политической карьеры, который весь мир наблюдал в 1917 году. Керенский даже писал о своём членстве в ложе после того, как стали популярны версии о вине масонских лож в революции и «развале России».

Николай Степанович Гумилев – член «Цеха поэтов», акмеист, что само по себе уже связывается с идеями и символикой масонства, ведь в слове «акме» заложен образ камня, а также «Кадм» - отсылка к Адаму, «первому масону». «Цех поэтов» задумывался как «поэтическая ложа», возглавляемая «совершенным мастером» Гумилевым. Множество произведений Гумилева (пьеса «Актеон», сборник «Колчан», «Гондла», цикл «К синей звезде» и, особенно, «Огненный столп») содержат в себе масонские мотивы. Предполагается, что Гумилёва в 1917 или 1918 году приняли в «мистическую ложу английских вольных каменщиков», однако доподлинно это не известно. Хотя в одном из стихотворений поэта встречаем: «Ты помнишь ли, как перед нами/ Встал храм, чернеющий во мраке,/ Над сумрачными алтарями/ Горели огненные знаки./ Торжественный, гранитно-крылый/ Он охранял наш город сонный,/ В нем пели молоты и пилы,/ В ночи работали масоны…».

В августе 1822 года, 193 года назад, император Александр I подписал рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож». SPB.AIF.RU вспоминает время расцвета масонства в Петербурге, а также гонения, с которыми сталкивались члены ложи.

Для процветания Отечества

Тайные общества сопровождают всё историю человечества. Но не многие приобретают такой размах, как масонство. Движение возникло в Европе в XVI- XVII веках, его корни находят в средневековых корпорациях каменщиков, отсюда и название членов – «вольные каменщики». Впрочем, по некоторым версиям, масонство появилось гораздо раньше, и берёт начало со времён ордена тамплиеров или розенкрейцеров.

Хоть организацию во всех странах считали «тайным обществом», она возникла, скорее, как «общество с тайнами», и главной целью называла развитие благотворительности, нравственное совершенствование, товарищество и дружбу.

В России масонские ложи возникли в начале XVIII века и также ставили перед собой гуманистические и просветительские задачи. Можно сказать, что это было духовное сообщество людей, стремящихся способствовать процветанию Отечества.

По легенде, основателями масонства в России считались Франц Лефорт и Патрик Гордон.


Роман Воронцов - один из первых деятелей русского масонства. Младший брат канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Фото:Commons.wikimedia.org

Правительство обратило внимание на общество в 1747 году, выяснив, что в Петербурге действует ложа «Молчаливость», членами которой были гвардейские офицеры, а мастером состоял граф Воронцов. Его дворец на Садовой улице – это нынешнее Суворовское училище.

Считается, что сохранился дом (принадлежавший графу Андрею Зубову), в котором в конце XVIII века проходили обряды посвящения новых членов. Это здание по Гороховой улице, под номером 57. Многие называют его «Ротонда».

Едва ли не с самого начала масоны были под надзором полиции и «внушали панический страх» обществу. Впрочем, по суждению сановника Елагина, франкмасонство не носило серьёзного характера . Сам он реорганизовал сеть лож в единую систему, общее число каменщиков составило около 400 человек. Иван Елагин стал главным русским масоном с титулом «Великий наместный мастер». И сегодня мы можем видеть его резиденцию - это знаменитый Елагиноостровский дворец. Там открыт прекрасный музей, впрочем, о масонской странице истории там говорить не принято.

Летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Екатерина II подозрительно относилась к «тайному обществу», по её указанию масонов стали преследовать. Особое недовольство императрицы вызывала просветительская деятельность Николая Новикова, который издавал книги без разрешения. На пять лет Новиков был отправлен в заточение в Шлиссельбургскую крепость. В конце концов, масонство в России было практически разгромлено и «пребывало в добровольном молчании».

Мистические книги

Ситуация изменилась с приходом к власти Павла. Он освободил арестованных «каменщиков», вернул сосланных, разрешил деятельность лож.

Всё это не было случайностью, ведь, по словам современников, Павел был «больше, чем кто-либо из царей связан невидимыми нитями с масонством». Ещё при жизни Екатерины II маленький оппозиционный двор Павла в Гатчине стал настоящим масонским «гнездом», где всё решали видные члены общества - «наместный мастер Великой провинциальной ложи России» граф Никита Панин, его секретарь и соавтор конституционных «прожектов» Фонвизин. Даже придворные врачи и учителя музыки и других наук были немцы и сплошь масоны.

Павел испытывал огромный интерес к масонству, его философии, эстетике и этике. Кроме того, в обществе состоял прусский король Фридрих Великий, которому Павел поклонялся и подражал с детских лет. Будущий российский император читал мистические книги, хранящиеся в библиотеке Гатчинского дворца.

В. Л. Боровиковский: Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена. Фото:Commons.wikimedia.org

Есть в Гатчине и ещё одно уникальное место, овеянное тайнами, это Приоратский дворец. Он похож на средневековый замок, а название переводится с французского как «небольшой монастырь». Возвёл его архитектор Львов в 1799 году. Интересно, что это единственное в России сооружение из земли: в ход шли слои спрессованного суглинка, пропитанного известковым раствором. Если внимательно присмотреться к оформлению комнат и фасадов, можно обнаружить таинственную символику…

И всё-таки, радикального возрождения масонства не произошло, причина – не только в гибели императора Павла, но и в изменении исторической и культурной ситуации в Европе.


Расположен Приорат на юго-восточном берегу Чёрного озера. Парк, в котором находится озеро, в дальнейшем также стали называть «Приоратским». Фото: Commons.wikimedia.org / Артём Топчий

«Глаз в пирамиде»

Александр I, который, только взойдя на престол, заявил, что «при мне всё будет так же как при бабушке», последовал по её пути и в отношении масонов. Рескрипт на имя управляющего министерством внутренних дел графа Кочубея прямо говорил об уничтожении лож. В этой ситуации масонские обряды и клятвы стали ассоциироваться с клятвами, чуждыми верности престолу и православию.

Впрочем, в провинции ложи тайно действовали на всём протяжении XIX века и приносили некоторую пользу, способствуя просвещению и облагораживанию нравов. А в начале ХХ века с разрешения императора Николая II «каменщики» смогли легализовать свою деятельность.

Ну а после революции деятельность лож была вновь запрещена: членов стали преследовать органы ВЧК. Русские ложи стали активно развиваться за рубежом, прежде всего во Франции.

Считается, что с начала 1990-х годов началось возрождение масонства в России, так в Петербурге открылись две ложи, но в 2013 году прекратили свою деятельность.

Хотя есть мнение, что масоны действуют и по сию пору. Да и на фасадах старинных петербургских зданий можно найти самую разную, загадочную символику. Было бы желание. Так, любители выискивать тайны обнаруживают «истинный храм масонства в самом сердце Петербурга». И называют…Казанский собор! Впрочем, доказательства столь смелой гипотезы – на совести авторов. Они считают масонским знаком так называемый «глаз в треугольнике» - всевидящее око. Но этот символ возник задолго до появления «вольных каменщиков» и его можно встретить по всему миру.

12. ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР И МАСОНЫ

Масонские ложи были единственными общественными организациями, где могла проявляться общественная инициатива в дни наступающей реакции.

С.П. МЕЛЬГУНОВ

РАСЦВЕТ МАСОНСТВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА

Считается, что масоны имели самое прямое отношение к смерти Павла I, и история русского масонства в 1796–1801 гг. только подтверждает справедливость этого предположения. Какого-либо официального решения о запрещении масонства в России не существовало, однако большая часть лож была вынуждена заявить о прекращении или приостановке своей работы.

Связано это с тем, что среди ближайшего окружения Павла наряду с ревностными масонами оказалось немало и их противников: АА Аракчеев, И.П. Кутайсов, Ф.В. Ростопчин и др. Последний, в частности, как-то воспользовался своей близостью к императору и сообщил ему об одном масонском ужине начала 90-х гг., на котором братья-масоны якобы бросали жребий, кому убить императрицу Екатерину II. Информация эта поразила впечатлительного Павла. Но по большому счету дело здесь было все же в его принципиальной позиции: он считал масонов чем-то противным "началам абсолютной его власти". Хорошо знакомый с их учением, этот император, еще будучи наследником, возненавидел в масонской деятельности "проявление общественной силы, независимой от верховного правительства".

Нетрудно догадаться, что это осложнило отношения Павла I с масонами. Отсюда и идут попытки ряда авторов связать убийство этого императора с масонским заговором против него.

В самом деле, среди участников заговора было немало членов масонских лож: генерал П.В. Голенищев-Кутузов, Н.М. Бороздин, П.А. Зубов, В.А. Зубов и др. Масоном был и Л.Л. Беннигсен, возглавивший группу офицеров (братья Зубовы, князь В.М. Яшвиль, И.М. Татаринов, Я.Ф. Скарятин и др.), которая, собственно, и умертвила Павла Петровича. А вот вдохновителем всего этого была масонская аристократическая группировка во главе с бывшим российским послом в Англии С.Р. Воронцовым (членом петербургской ложи "Скромность").

Следует отметить, что политические тайные общества возникли в России позже, нежели в Западной Европе, хотя уже задолго до Александра I научные и религиозные цели некоторых обществ служили их членам покровом для сокрытия политических целей.

В последние годы правления Екатерины II в России стали смотреть на масонов как на якобинцев. Император Павел I, напротив, оказывал покровительство некоторым масонам, но при нем ни одна из лож в России так и не была открыта. Что же касается Александра I, то он действовал в отношении к масонам весьма снисходительно: правительству были известны все ложи, но в течение многих лет никто и не думал о надзоре за их действиями. В число братьев-масонов входили цесаревич Константин Павлович и много других известных лиц (например, граф А.Ф. Ланжерон, граф П.А. Шувалов, почетный член Академии художеств граф Ф.П. Толстой, Ф.Н. Глинка, Н.И. Греч и т. д.).

Сведения же о причастности самого Александра к братству масонов, помещенные в некоторых исторических работах, не заслуживают особого доверия. Например, Н. А. Бердяев указывает на то, что "Александр I был связан с масонством и так же. как масоны, искал истинного и универсального христианства. Он <…> молился с квакерами, сочувствоват мистицизму интерконфессионального типа. Глубокой православной основы у него не было".

Историк М.В. Зызыкин в своей работе "Тайна Александра I" говорит о том, что Александр не просто был связан с масонами, но и сам был масоном. Он пишет:

"Какой религиозный хаос стоял в голове у Александра, видно из того, что он не только поддерживал сам масонов, но и был некоторое время в их числе, о чем свидетельствует его поступок со взятым в плен под Дрезденом генералом Вандаммом, который, будучи подведен к Александру, сделал ему масонский знак и получил милостивый приказ быть отправленным для улучшения своей участи в Москву. А в Париже в 1814 году Александр председательствовал в военной масонской ложе при принятии туда членом прусского короля Фридриха-Вильгельма III".

Откуда он взял эти сведения, М.В. Зызыкин не уточняет, а посему оставим эти утверждения на его совести.

"Был ли Александр I масоном - этот вопрос требует специального исследования, но то, что русские масоны широко использовали мистические настроения Александра в нужном для них направлении, - это несомненно".

В любом случае эпоха Александра I превратилась в "золотой век" русского масонства. В его время в России, преимущественно в столицах, образовалось множество масонских лож, всевозможных школ и сект, и личный состав лож был удивительно пестрым, включая как высших чиновников империи, так и будущих декабристов.

Как утверждает историк и теоретик анархизма князь П.А. Кропоткин, "с восшествием на престол Александра I масоны получили возможность более свободной проповеди своих идей".

Известно, например, что в 1803 году к Александру явился один из гроссмейстеров русского масонства И.В. Вебер, и он сумел убедить императора, что масоны во всех государствах Европы пользуются покровительством монархов и что он может вполне рассчитывать на русских масонов как на самых преданных своих подданных.

Борис Башилов в связи с этим задается вопросом:

"А может быть, дело обстояло иначе. Может быть, Вебер дал понять императору Александру I, что ему нет смысла вступать на путь борьбы с русским масонством, показавшем свою силу три года назад во время организованного им заговора против отца Александра. Точно известно только одно, что после аудиенции, данной Веберу, Александр I разрешил масонам снова открыто собираться в масонских ложах".

В том же 1803 году в Москве розенкрейцерами была открыта тайная ложа "Нептун", и во главе ложи встал сенатор П.И. Голенищев-Кутузов.

Развивали свою деятельность и масоны других направлений. Масонами французского направления в марте 1809 года была открыта ложа "Палестина", и во главе ее встал граф М.Ю. Ви-ельгорский.

Активизировались и представители наиболее революционного масонского ордена иллюминатов. С 1807 года в Санкт-Петербурге действовала их "Полярная звезда". Во главе ложи стоял немец Игнац Фесслер.

В 1809 году три ложи (русская, немецкая и французская) составили вместе Великую Директориальную ложу "Владимир к Порядку", и ее гроссмейстером стал действительный статский советник Иван Васильевич (Иоганн) Бебер. Руководил он до 1814 года, а потом на его место был избран генерал-адъютант граф П.А. Шувалов. Когда же Шувалов отказался от предложенного ему достоинства, объясняя это своими частыми отлучками из столицы, тогда, 20 января 1815 года, на его место был поставлен граф В.В. Мусин-Пушкин-Брюс.

В 1810 году в Санкт-Петербурге возникла ложа "Петр к Правде". В состав ее входили главным образом жившие в городе немцы - евангелисты и лютеране.

При Александре I начали издаваться масонские журналы. Например, в 1804 году начал издаваться масонский журнал

"Сионский вестник", но его запретили после первого номера. В Москве "Соломоновы науки" и прочие масонские "премудрости" изучались в ложе "К мертвой голове". В этой работе активное участие принимали адмирал И.С. Мордвинов и князья Трубецкие.

Как видим, с началом царствования Александра I масонские ложи в России резко оживились.

По сути, к определенному времени сложилась ситуация, когда Александр оказался под плотной опекой со стороны "братьев". Так, например, из четырех членов "Негласного комитета", с помощью которого он управлял на первых порах империей, по крайней мере трое (Адам Чарторыйский, В.П. Кочубей и Н.Н. Новосильцев) были масонами. Опасаться каких-либо преследований со стороны правительства в этих условиях масонам было нечего.

Они сами и были по большому счету правительством.

Всего к 1810 году в Санкт-Петербурге насчитывалось до 239 масонов плюс 25 почетных членов масонских лож. Примерно столько же было, скорее всего, и в других городах. Итого около 500 братьев. По тем временам это была уже немалая сила, тем более что масонами были не кто попало, а люди в основном весьма влиятельные.

ЗАКРЫТИЕ МАСОНСКИХ ЛОЖ

И вот наступил момент, когда Александр I, желая прояснить для себя подлинные политические намерения русского масонства, приказал министру полиции запросить уставы существующих масонских лож, собрать информацию об их обрядах, о числе членов и т. д. Но масонов это не застало врасплох. Масоны понимали, что их деятельность не может быть незамеченной, и они своевременно подготовились, добившись через братьев-масонов, окружавших императора, назначения на пост министра полиции генерала А.Д. Балашова, члена масонской ложи "Соединенных друзей".

Тем не менее в 1821 году Александр закрыл масонские ложи в Варшаве и Вильно, а затем, в августе 1822 года, последовало Высочайшее повеление на имя министра внутренних дел В.П. Кочубея об уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ во всей России. При этом следовало взять подписки от всех служащих (как военных, так и гражданских) о том, что они обязуются не принадлежать ни к каким тайным обществам.

В результате А.С. Пушкин характеризовал современных ему масонов так:

"Мы еще застали несколько стариков, принадлежавших этому полуполитическому, полурелигиозному обществу <…>. Люди, находившие свою выгоду в коварном злословии, старались представить мартинистов заговорщиками и приписывали им преступные политические виды <…> но их недоброжелательство ограничивалось брюзгливым порицанием настоящего, невинными надеждами на будущее и двусмысленными тостами на фармазонских ужинах".

МАСОНЫ И ДЕКАБРИСТЫ

Кстати сказать, пушкинская оценка, хоть она и была сделана в 1836 году, весьма легкомысленна. На самом деле и после запрета тайная деятельность лож продолжилась. Все они в той или иной мере были связаны с декабристами.

Степень влияния масонства на декабристское движение часто недооценивается. Но на самом деле после Отечественной войны 1812 года и особенно после Заграничного похода русской армии 1813–1814 гг. либеральные идеи захватили многих русских "братьев" - членов полковых военных лож. Настоящим инкубатором будущих декабристов, несомненно, стала масонская ложа "Трех добродетелей", учрежденная в 1815 году князем С.Г. Волконским, П.П. Лопухиным и М.Ю. Виельгорским. Не менее десяти ее членов были одновременно и членами декабристской организации "Союз спасения" (генерал-майор князь С.Г. Волконский, князь И.А. Долгорукий, князь С.П. Трубецкой, М.И. Муравьев-Апостол, С.И. Муравьев-Апостол, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, А.С. Норов, Ф.П. Шаховской). То есть, по сути, первая декабристская организация "Союз спасения" напрямую вышла из ложи "Трех добродетелей".

Тайная революционная организация "Союз благоденствия" была основана в 1818 году в Москве на базе "Союза спасения" и насчитывала она около 200 человек, в число которых входили Ф.Н. Глинка и такие известные впоследствии декабристы, как Н.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, Г.С. Батеньков и др.

И не случайно, что эмблемой "Союза благоденствия" стал пчелиный улей - один из распространенных символов масонства. Кстати сказать, основанием новому уставу этого тайного общества послужили статуты немецкого общества Tugendbund (Союз доблести), деятельно участвовавшего в восстании 1813 года против Наполеона. Переделка правил немецкого устава на русский манер была поручена М.И. Муравьеву-Апостолу, князю С.П. Трубецкому и Н.М. Муравьеву.

Как известно, "Союз благоденствия" в 1822 году был распущен и преобразовался в "Северное тайное общество". По сути, его члены и подняли декабрьское восстание 1825 года.

Руководящим органом общества являлась "Верховная дума", состоявшая из трех человек: первоначально Н.М. Муравьев, Н.И. Тургенев и Е.П. Оболенский, позже С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский и А.А. Бестужев. В начале 1825 года К.Ф. Рылеев привлек в общество П.Г. Каховского, настроенного крайне отрицательно по отношению к императорской власти и требовавшего истребить всю царскую семью.

При роспуске "Союза благоденствия" имел место и Московский съезд, но часть будущих декабристов, во главе которых стоял П.И. Пестель, не признала решения съезда и вошла в состав "Южного тайного общества".

П.И.Пестель имел пятую степень шотландской ложи "Сфинкса". Соответствующий патент на латинском языке с печатью "Сфинкса" был получен П.И. Пестелем в феврале 1817 года.

Предлагая учредить республику, П.И. Пестель принимал на себя роль Джорджа Вашингтона, но главные деятели общества, зная его непомерное властолюбие, находили в нем больше сходства с Наполеоном. Кстати, и внешнее сходство Пестеля и Наполеона многим бросалось в глаза. Л по воспоминаниям Рылеева, Пестель часто повторял: "Вот истинно великий человек! По моему мнению, если иметь над собою деспота, то иметь Наполеона".

Начиная с 1822 года через Н.М. Муравьева постоянно велись переговоры "Северного тайного общества" и "Южного тайного общества", но Пестель и Муравьев никак не могли договориться между собой: первый был известен как решительный республиканец и являлся сторонником демократического правления, а второй предпочитал монархическую форму правления.

Чем закончилось восстание декабристов, хорошо известно. Одни авторы утверждают, что примерно 20 % декабристов, преданных Верховному уголовному суду, были членами масонских лож. Кроме того, масонами был еще целый ряд лиц - членов декабристских тайных обществ, привлеченных к следствию в качестве свидетелей. Таким образом, по самым скромным подсчетам, масонов среди декабристов было не менее полусотни. Другие авторы с некоторыми допущениями доводят число декабристов-масонов до 120 человек.

Как бы то ни было, В.С. Брачев в своей книге "Масоны в России - от Петра I до наших дней" констатирует:

"Не будь в России александровского времени масонских лож, не было бы, скорее всего, и самого восстания".

И с этим трудно не согласиться.

Но, что удивительно, наряду с непосредственными участниками движения в числе масонов оказалось и немало активных гонителей участников декабрьского восстания 1825 года: В.А. Перовский, А.И. Нейдгард, Е.А. Головкин, И.И. Левенштерн, О.И. Прянишников. Среди членов и сотрудников Верховного уголовного суда над декабристами также были масоны: А.Х. Бенкендорф, М.Ю. Виельгорский и др.

В свое время С.Д. Толь, дочь графа Д.А. Толстого, в своей книге "Масонское действо" даже высказала догадку, что масоны - участники суда над декабристами - якобы старались вести дело так, чтобы не дать обнаружить главных вождей заговора. С другой стороны, они стремились подвергнуть наказанию тех руководителей восстания, которые не сумели должным образом выполнить порученное им задание.

"Павел Пестель, - пишет С.Д.Толь, - ставленник высшей масонской иерархии, не сумел или не захотел (мечтая для себя самого о венце и бармах Мономаха) исполнить в точности данные ему приказания. Много пообещал, но ничего не сделал. Благодаря этому он подлежал высшей каре".

Что касается императора Александра, то он якобы, когда ему доложили о заговоре декабристов, сказал:

Вы знаете, что я сам разделял и поддерживал эти иллюзии!

На самом деле император знал о существовании масонско-дворянского заговора и был готов к его нейтрализации. Конкретно о международном масонстве Александр I писал князю А.Н. Голицыну в феврале 1821 года следующим образом:

"Из писем ваших <…> я усматриваю критику той политической системы, коей я ныне придерживаюсь. Не могу я допустить, что это порицание могло у вас появиться после того, как в шесть месяцев принцип разрушения привел к революции в трех странах и грозит распространиться по всей Европе. Ведь нельзя, право, спокойно сего допускать. Едва ли ваше суждение может разойтись с моей точкой зрения, потому что эти принципы разрушения, как враги престолов, направлены еще более против христианской веры и что главная цель, ими преследуемая, идет к достижению сего, на что у меня имеются тысячи и тысячи неопровержимых доказательств, которые я могу вам представить. Словом, это результат, на практике примененный, доктрин, проповеданных Вольтером, Мирабо, Кондорсе и всеми так называемыми энциклопедистами <…>.

Прошу не сомневаться, что все эти люди соединились в один общий заговор, разбившись на отдельные группы и общества, о действиях которых у меня все документы налицо, и мне известно, что все они действуют солидарно. С тех нор как они убедились, что новый курс политики кабинетов более не тог, чем прежде, что нет надежды нас разъединить и ловить в мутной воде или что нет возможности рассорить правительства между собою <…>, все общества и секты, основанные на антихристианстве и на философии Вольтера и ему подобных, поклялись отмстить правительствам. Такого рода попытки были сделаны во Франции, в Англии и Пруссии, но неудачно, а удались только в Испании, Неаполе и Португалии, где правительства были низвергнуты. Но все революционеры еще более ожесточены против учения Христа, которое они особенно преследуют. Их девизом служит: убить".

Из данного письма четко видно, что император ясно понимал, что источником революционного движения повсюду являются масоны. Но Александр I умер 19 ноября (1 декабря) 1825 года, в возрасте неполных 48 лет. Масоны же остались, и они существовали еще долгое время, особенно в провинции, легально же возобновить свою деятельность они смогли лишь при императоре Николае II.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 171. Император Александр III Александрович (1881–1894) Главною целью своей деятельности император Александр III поставил утверждение самодержавной власти и поколебленного государственного порядка. Цель эта должна была достигаться прежде всего твердым подавлением всякой

Из книги От Петра I до катастрофы 1917 г. автора Ключник Роман

ГЛАВА 8. Александр I и масоны-декабристы Наконец-то все историки в России дружно признают, что бунтари-«декабристы» - это были масоны, и, следовательно, восстание декабристов - это восстание масонов, подготовленное масонскими организациями в России; 12-15 лет назад - в 90-х

Из книги Цусимский бой автора Александровский Георгий Борисович

ГЛАВА X. «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III» Сражение в Цусимском проливе перешло свой кульминационный пункт, но бой не остановился и продолжался с неменьшим ожесточением.Водительство русской эскадры, согласно инструкциям о бое, выработанным адмиралом Рожественским, переходит к

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Император Александр и прусская королева Луиза Важнейшими из внутренних дел в то время были отношения с Грузией и смена руководства в Коллегии Иностранных дел. Было совершено подписание Манифеста о присоединении Грузии к России и состоялось назначение на пост канцлера

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Император Александр-III (1881–1894) Опытный в делах государственных уже при вступлении на престол император Александр-III обнаружил много твердости и самообладания в управлении государством. Император Александр-III много заботился о нуждах крестьянского сословия: Дал ему

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Император Александр и прусская королева Луиза Важнейшими из внутренних дел в то время были отношения с Грузией и смена руководства в Коллегии иностранных дел. Было совершено подписание Манифеста о присоединении Грузии к России и состоялось назначение на пост канцлера

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

11. АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной.Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.;

автора Вострышев Михаил Иванович

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (1818–1881) Старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны. Родился в Москве 17 апреля 1818 года. Объявлен наследником Российского престола 12 декабря 1825 года, цесаревичем – 30 августа 1831 года.Наставником Александра

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ (1777–1825) Сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге.Императрица Екатерина II не любила своего сына Павла Петровича, но заботилась о воспитании старших внуков Александра и Константина.

Глава 5 ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ Александр Александрович был вторым сыном императора Александра Второго и вовсе не готовился быть наследником императорского трона, наследником был цесаревич Николай, но в 1865 году он скончался, и его невеста принцесса датская Дагмара

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Император Александр II Родился в 1818 г.; скончался в 1881 г.Вступление императора на престол 18 февраля 1855 года произошло при очень тяжелых для России обстоятельствах. Она вела борьбу с соединенными силами четырех европейских держав, в том числе трех первоклассных, и могла

Масонство, несмотря на свою 300-летнюю историю, остается самой закрытой организацией. Ему приписывают невероятное влияние в мире, несметные богатства, тайные заговоры, свержение правителей и революции. Кто такие масоны, или, как они еще именуются, «вольные каменщики»? Сколько их в России? И кто из известных отечественных деятелей входит в масонские ложи сегодня?

И цари туда же

Было бы странно, если бы слово «масон» в России не стало синонимом «заговор». Сама российская политика, во все времена кулуарная, чисто византийская, когда все решается «под ковром», не могла не породить идею о тайном заговоре. Да и немудрено. Взять хотя бы декабристов - почти половина из них были масонами (самые известные - Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев, Рылеев). Даже Пушкин - наше все - и тот состоял в масонской ложе. Больше того, масонами были и русские цари! По некоторым сведениям, первым масоном России был Петр I. В братстве «вольных каменщиков» состоял и император Петр III. Царь Павел I воспитывался масонами и окружил себя масонами. Расцвет масонства в России наступил в начале XIX века, при Александре I. Он сам был масоном. Виновник русской моды на масонство - Наполеон Бонапарт, который возвел масонство во Франции в орган государственного управления. Русский истеблишмент активно ездил во Францию и решил скопировать идею для России. Но у нас масонское дело не пошло. И в 1822 году Александр I ложи запретил, хотя и долго сопротивлялся: «Я сам разделял и поощрял эти иллюзии, потому не мне карать их». Но и при Александре II еще были масоны-министры.

После революции 1917 года русские ложи переместились за рубеж. А в России появились только в 1992 году. Кто же заседает теперь в ложе?

Горбачеву тоже предлагали

Скандально известный историк Платонов, раскрывающий разного рода «заговоры против русского народа», опубликовал «списки русских масонов». Он утверждает, что масонами были Брежнев, Ельцин, в ложах состояли или даже состоят Горбачев, Лужков, Примаков, Абрамович, Березовский, Волошин (экс-глава кремлевской администрации), Кириенко, Козырев, Гайдар, Явлинский, Немцов (и почти все известные политики 90-х), Каспаров, банкир Авен, экс-банкир Геращенко, Ходорковский, режиссер Говорухин, бизнесмен Бендукидзе, Церетели, а также правозащитники Алексеева, Пономарев, Ковалев. И еще несколько сот известных имен. (Кстати, сами масоны официально опровергают причастность к масонским ложам Ельцина, Горбачева, Гайдара.)

В одной из исторических книг опубликован забавный факт: якобы в 1990 году секретарь советского посольства во Франции был приглашен в масонский орден. Ему было предложено передать приглашение Президенту СССР Горбачеву вступить в ложу. Секретарь ответил отказом: «Михаил Сергеевич придерживается общечеловеческих ценностей и в ложах состоять не намерен!»

Думается, к этим спискам следует отнестись с большой долей иронии.

Секретные знаки

Что еще удалось разведать про масонство. Узнать масона (в представлении многих - мрачного господина с цепким взглядом, похожего на шпиона) в гражданине, который мило шутит с вами на светской вечеринке и вообще само обаяние, дело практически нереальное. Хотя существует немало тайных, строго засекреченных масонских знаков, которыми они могут обмениваться друг с другом (один из таких знаков, говорят, образующие круг большой и указательный пальцы). Но сейчас тайные знаки практически не работают. Ни одна ложа не примет у себя приезжего масона, если у него не будет рекомендательного письма и подтверждения по телефону от руководства «братской ложи». Чужие, короче, там не ходят. Если масоны обнаружат в своем кругу чужака, предупреждают друг друга: «Дождь идет». Так что, если услышите это, сумейте хотя бы не выглядеть чудаком и не восклицать: «Где? Солнце же на дворе!»

Масонские символы в основном отражают строительную тематику. Циркуль, молоток, топорик, линейка; пятиконечная и шестиконечная звезды; треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком и др.

Кажется невероятным, но в Москве вполне можно открыть экскурсионный тур «Москва масонская»: сохранились здания с масонскими символами, построенные архитектором масоном Василием Баженовым в XVIII: например, усадьба «Царицыно», Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина (известного масона) в Гагаринском переулке, а также на старом здании МГУ на Моховой (построенном в конце XIX - начале XX века).

Типично масонский знак изображен на долларовой купюре США (что неудивительно, учитывая принадлежность к масонству большинства президентов США), а также на 500-гривенной украинской купюре.

Мне повезло: удалось пообщаться с главным масоном России Андреем Богдановым, который именуется «великим мастером Великой ложи России».

ИЗ ИСТОРИИ

Масонство родилось в Лондоне в 1717 году, 24 июня отмечается до сих пор как главный масонский праздник. Четыре лондонские ложи, объединяющие ремесленников, получившие названия по тавернам, где они собирались - «Виноградная кисть», «Корона», «Яблоко», «Гусь и противень», - объединились в Великую ложу Лондона. Потом в братства «вольных каменщиков» стала вступать интеллигенция, коммерсанты, знать. Историки считают, что интеллектуалов привели в масонство идейные искания, им нравились демократические нравы и построения класса ремесленников, стремление помогать друг другу.

ЛЕГЕНДЫ

Есть версия, что член масонской ложи Моцарт был отравлен, потому что в своей «Волшебной флейте» раскрыл масонские тайны. Масоны очень любят это произведение. Когда «Волшебная флейта» исполняется в Венской опере, во время арии Мастера несколько десятков человек в зале встают - это масоны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В США 1 млн. 800 тысяч масонов, в Великобритании - около 300 тысяч. В России - около 400 масонов.

Членские взносы (в год): в США - 100 долларов, в Европе - 400 - 600 евро, в России - около 300 долларов в год плюс добровольные пожертвования.

КСТАТИ

Женщинам путь закрыт

Ложа собирается один раз в месяц. Кандидат в масоны должен получить рекомендации 2 - 3 «братьев». Будущий «вольный каменщик» проходит «опросы под повязкой» (на глазах). Главный вопрос - мотивы вступления в ложу. Голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат набрал 3 черных шара, ему закрыт доступ не только в эту ложу, но и в любую другую.

Также на заседании лож масоны зачитывают доклады морально-философского характера (т. н. «зодческие работы»).

После официальной части - ужин (агапа): первый тост обязательно - за Россию, второй - за ее президента, третий - за ложу и ее мастера.

Женщин в «вольные каменщики» не принимают.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Олигархи пока стоят в стороне

За ответами на вопросы, которые не прояснил главный масон, я отправилась к доктору исторических наук, автору четырех книг по масонству Сергею КАРПАЧЕВУ: «Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции - преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Действующих политиков, в том числе высокого ранга, олигархов среди масонов нет. Масонство не ставит политических задач. Основное занятие российских «вольных каменщинков» - ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия - антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство. Другое дело, что к масонству эксперты и журналисты (иногда по незнанию, чаще сознательно) относят другие организации - элитный Ротари-клуб или Мальтийский орден, который как раз создан католической церковью для борьбы с масонством.

Кто был масоном?

Пушкин (и, кстати, его гонитель шеф жандармерии Бенкендорф), Суворов, Кутузов, Радищев, Карамзин, Фонвизин, Бестужев, Рылеев, Муравьев-Апостол. Керенский, Петлюра, художник Брюллов, композитор Римский-Корсаков, князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Куракины, Трубецкие, Разумовские.

Президенты США Вашингтон, Теодор Рузвельт, Франклин Рузвельт, Трумэн, премьер Англии Черчилль, банкир Ротшильд, автомагнаты Ситроэн, Генри Форд, композиторы Лист, Моцарт, Гайдн, писатели Свифт, Дефо, Скотт, Уайльд, Киплинг, Конан Дойль, поэты Гейне, Гете, иллюзионист Гуддини, джазмен Дюк Эллингтон.

В цене сейчас другие связи

Не секрет, что масоны помогали друг другу в карьерном росте. Не случайным ведь стало «повальное» масонство среди президентов США и высшего чиновничества России в начале XIX века. Возможно ли возрождение масонства в России на столь высоком уровне? Маловероятно. Сейчас в цене не масонские, а кремлевские связи. А в Кремле масонов, похоже, все-таки нет.

Разумеется, отечественные масоны хотели бы видеть в своих рядах влиятельных политиков и состоятельных сограждан, в идеале - олигархов. Но первые вряд ли рискнут участвовать в тайных проектах. А вторые слишком заняты своим бизнесом и участвовать в архаичных ритуалах и философских слушаниях им некогда. А если у деловых людей и появляется время, то его можно скоротать в другом закрытом элитном клубе. Не случайно ведь к масонству приходят офицеры-отставники, испытывающие дефицит общения, а может, и потребность «подумать о душе».

Конечно, масонство может стать модным, если вдруг какой-нибудь оч-чень влиятельный политик объявит себя масоном. Но таких «оригиналов» во власти пока не просматривается. Хотя, учитывая извилистый и таинственный путь масонства, в отношении этого явления вряд ли можно утверждать что-то категорично. Всяко, знаете ли, бывало в нашей истории...

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Андрей Владимирович, о масонах люди думают, как о чем-то пугающем, мистическом и архаичном, но по-прежнему очень влиятельном. А на самом деле что такое масонство?

Масонству 300 лет, это организация, точнее, конгломерат древних посвятительных организаций с очень почтенной историей, с внутренней философией, с целями, лежащими в сфере морали, где чрезвычайно значим масонский этикет. Это специфический взгляд на мир, может, даже специфический образ жизни. Главная масонская задача - раскрытие духовного потенциала человека. Путем морально-философских исканий. Цель, если хотите, сделать хорошего человека еще лучше. Организация закрытая, но во всех странах неукоснительно лояльная властям, на территории которых она действует.

Говорят, масоны хотят возродить в России монархию и что это они написали сенсационную книгу «Проект Россия»?

Обсуждение политических вопросов, в том числе государственного устройства, у масонов запрещено. 300-летняя история предполагает: мы должны вести себя респектабельно и думать о долгом будущем.

Не может ли случится такого, что масонская ложа в России попытается пройти в Госдуму?

Исключено, так как масонство - неполитическая организация. Хотя в обычной жизни (как говорят масоны, профанской) человек может заниматься любым видом деятельности, в том числе и политикой. Но в целом ложа - нет, конечно.

А скажем, выйти из «подполья» и открыть офис в Москве на Тверской?

Так когда-нибудь и будет. Масонские ложи в Великобритании, Франции имеют официальные офисы в центре столиц.

А в каких-то открытых общественных проектах российское масонство собирается участвовать?

Масонство в мире проводит очень много социальных и благотворительных проектов. Например, в США официально содержит большую сеть детских госпиталей, в которых бесплатно лечатся дети, больные онкологическими и другими серьезными заболеваниями. Я думаю, когда российское масонство укрепится, какие-то сложные социальные проекты возложит на себя.

В «Войне и мире» описан впечатляющий ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Сейчас он такой же - закрытая комната, свечи, повязка на глазах у новичка?

Многие ритуалы сохранились.

Есть версия, что советский символ - пятиконечная звезда - был позаимствован большевиками у масонов?

Пламенеющая пятиконечная звезда - один из символов второго градуса масонских лож. Символ древний, у масонства нет на него никаких исключительных прав, он мог быть позаимствован из других источников.

Есть среди российских масонов известные люди, политики?

Имена братьев всегда и при всех обстоятельствах вне разглашения. Масон имеет право раскрыть свое имя, но только свое. Но никогда - имена братьев. Это обстоятельство, как вы понимаете, препятствует откровенному ответу на ваш вопрос. Мне хотелось бы использовать масонскую традицию неразглашения имен. Задайте этот вопрос лично тем, от кого вы хотите услышать ответ.

Да, могу себе представить: «Иван Иванович, вы масон?» Особенно эффектно получится на пресс-конференции. Но скажите хотя бы, есть ли среди них политики высшего ранга?

Без комментариев.

Нередко ставят знак равенства между масонами и евреями, говорят о заговорах...

Те, кто использует термин «жидомасонство», - публика очень понятная в своей простоте. Масонство вненационально и внеконфессионально. Масоном может быть и христианин, и мусульманин, и иудей.

Но почему тогда масонам приписывают заговоры?

А разве только масонам? Политика закрытости, разветвленная сеть масонства, вековая история - все это располагает к тому, чтобы обвинять масонство в каких-то тайных заговорах.

Но враги у масонства есть?