Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Запасной (Владимирский) дворец в Пушкине. Запасной дворец (Дача Кочубей) Запасной дворец в царском селе

Запасной (Владимирский) дворец в Пушкине. Запасной дворец (Дача Кочубей) Запасной дворец в царском селе

Запасной дворец - памятник архитектуры первой половины XIX в. в городе Пушкин (Царское Село).

Строился в период с 1817 по 1824 гг. по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа. Позже в проектировании участвовал и Василий Петрович Стасов. Архитектурный стиль - классицизм. Изначально дворец принадлежал (передан в дар лично императором Александром I) знатной чете Кочубей, государственному деятелю, графу Виктору Павловичу Кочубей и его супруге, статс-даме Марии Васильевне.

После смерти графа в 1835 г. здание дворца было выкуплено Департаментом уделов. После чего дворец стал резиденцией Великого Князя Николая Николаевича (3-го сына императора Николая I), и именовался Николаевским. После женитьбы Великий князь продал дворец обратно государственному управлению Двора. И в 1859 г. дворец получил современной название - Царскосельский Запасной.

В 1875 г. дворец был передан Великому князю Владимиру Александровичу (3-му сыну императора Александра II), после чего дворец именовался Владимирским.

В период революции 1917 г. дворец занимали революционные структуры. Здание очень серьезно пострадало в период Великой Отечественной войны, и было фактически заново отстроено в 1950-е гг. После чего в нем был открыт городской Дом пионеров. Далее в разные периоды советской эпохи здесь находились: краеведческий музей, филиал театральной академии, кадетский корпус ФСБ. В настоящее время в нем размещается дворец бракосочетания №3.

12. Запасной дворец. Дворец бракосочетания №3

После окончания войны с Наполеоном, Александр I от внешней политики обратился к внутренним делам великой страны и остро нуждался в опытных и прогрессивных управленцах. Одним из близких императору соратников был граф В.П. Кочубей, связанный с ним былой юношеской дружбой, основанной на общем увлечении республиканскими идеями. Но время менялось и наступило неизбежное охлаждение: Кочубей был разочарован нерешительностью, половинчатостью, двуличием императора в ряде вопросов, неоднократно просился в отставку и наконец, получил ее.

В 1816 г. у Кочубея умирает девятилетний сын, и всё семейство покидает Россию, опасаясь за здоровье оставшихся детей. Граф, который был «богат и славен», а, следовательно, независим, по возвращении собирался удалиться от дел и император знал о его намерении, но очень не хотел терять важного чиновника. По-видимому, именно желая вернуть графа на службу, Александр I делает Кочубею в это время поистине царский подарок – строит дворец в Царском Селе, недалеко от собственной резиденции.
Автором исходной архитектурной идеи выступил сам Александр I, набросав архитектурный эскиз и отдав его на обработку архитектору П.В. Неелову. Очевидно карандашный набросок, приведенный в порядок Нееловым, и явился исходным документом для дальнейшей разработки проекта, который был, как это часто случалась, поручен сразу нескольким архитекторам. В дальнейшем, участие в процессе проектирования принимал А. Менелас, но основное окончательное решение принадлежало архитектору В.П. Стасову.

Для строительства дворца император пожаловал участок между Павловской дорогой и старым Московским трактом, где ещё в первой половине XVIII в. на берегу ручья Вангазя у дороги, ведущей в Графскую Славянку, стояла старая корчма, а после основания Павловска в 1777 г., построили заставу с караульней.
Существующее ныне главное возвели в 1817-1818 гг., а ещё когда дворец строился, последовало Высочайшее повеление о расширении пожалованного Кочубею участка более чем вдвое. Вернувшись летом 1818 г., Кочубеи сразу поселились в Царском Селе. Их встретил радушный прием императорской семьи, дворец Кочубеев стал средоточием светской, культурной, деловой жизни.
Сам Кочубей почти сразу вернулся на службу и к концу жизни (1834 г.) занимал должность министра внутренних дел. Таким образом дипломатический ход императора вполне удался, хотя отношение Кочубея к своей деятельности изменилось - «Он не питал более никаких иллюзий, переписка графа с Александром носила теперь совершенно официальный характер...».

После смерти первого владельца, в 1835 г. дворец выкупается Николаем I у вдовы в пользу наследника, великого князя Николая Николаевича. К совершеннолетию великого князя дворец значительно перестраивается. Именно в это время по сторонам главного входа дворца появляются мраморные скульптуры львов.
По окончании строительных работ, в 1859 г. дачу выкупило в казну Министерство Императорского двора, и он официально стал называться Царскосельским Запасным дворцом, служа своеобразной VIP-гостиницей для важных персон.
В 1875 году Запасной дворец перешел во владение Великого Князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и принадлежал его семье вплоть до 1917 года. С 1910 года за ним закрепилось название Владимирского дворца.

После Февральской революции, покинутый владельцами дворец подвергся разорению. Его попеременно занимали различные комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, руководящие органы рабоче-крестьянской власти…. В службах дворца располагались агрономические и сельскохозяйственные курсы…

В годы ВОВ дворец очень сильно пострадал, отделка интерьеров была полностью уничтожена. Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг., фасадам вернулся первоначальный исторический облик, а здание отдали действительно Дворцу пионеров. Позднее в Запасном дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», бывшие хозяйственные постройки усадьбы занимал кадетский корпус ФСБ России.

К 300-летию Царского Села во дворце был открыт очень востребованный у жителей района

В начале 1600-х годов царь Борис Годунов, стремясь утвердиться на троне и завоевать признание народа, затеял в Кремле большое каменное строительство, чтобы в голодные годы «людям питатися». В 1601-1603 годах на месте стоявших на взрубе деревянных хором сыновей Ивана Грозного были сооружены обширные трехэтажные каменные палаты, получившие позднее название Запасного дворца. Нижний ярус, заглубленный в землю, выполнял функцию подпорной стены. В плане новое здание имело вид четырехугольника с внутренним двором, граничившим с Передним парадным двором царской резиденции. Связь между ними осуществлялась через арку, расположенную под Сретенским собором. Оба двора были окружены арочными галереями, характерными для ренессансных построек. Южная продольная сторона дворца простиралась на 52 сажени вдоль склона холма. Запасной дворец являлся в то время самым большим сооружением в России.

Наружные фасады дворца, хорошо читаемые на гравюре начала ХVIII века, также несут черты Ренессанса: ярко выраженные междуэтажные карнизы, оконные проемы, оформленные наличниками с треугольными сандриками. Редко расположенные небольшие окошки нижнего яруса, более частый ритм окон второго этажа и богатая пластика верхнего третьего этажа подчеркивают монументальность и величественность сооружения.

Каменные этажи нового дворца, имеющие хозяйственное назначение, вероятно были надстроены деревянными жилыми хоромами царя Бориса. Существование их подтверждается сведениями об уничтожении этих хором Дмитрием Самозванцем, воцарившимся в Кремле после свержения власти Годуновых. Вместо них Лжедмитрий в 1605 году возвел для себя и будущей царицы Марины Мнишек новый деревянный дворец, отличавшийся по свидетельству очевидца, роскошью и великолепием внутренней отделки, выполненной в европейском стиле. Хоромы были надстроены над западным и южным крылом Запасного дворца. Судя по сохранившемуся изображению, они состояли из отдельных одно и двухэтажных клетей, перекрытых двускатными кровлями и высокими шатрами.

После смерти Самозванца избранный боярами царь Василий Шуйский, не пожелав жить в оскверненных лжецарем покоях, разобрал их и на том же месте соорудил для себя и царицы новые брусяные хоромы.

Царь Михаил вместо деревянных покоев в 1623 году устроил на крыше Запасного дворца Верхний Набережный сад, в котором росли фруктовые и декоративные деревья, располагались пруды и фонтаны, снабжавшиеся водой из водопровода, устроенного в 1633 году Кристофором Галовеем.

Императрица Елизавета Петровна, стремясь восстановить идею преемственности, как основы прочности государственной власти, старалась, по мере возможности, сохранять древние памятники и в 1753 году завершила начатые еще при Анне Иоанновне работы по восстановлению обветшавшего Набережного сада, как «вещи государственной». При этом было проведено укрепление стен и сводов Запасного дворца, над которым располагался сад, и заменено гидроизоляционное покрытие кровли.

При Екатерине II, планировавшей в начале 1770-х годов строительство нового Кремлевского дворца, Запасной дворец, наряду с другими древними постройками, был разобран по подклет, который в руинированном виде длительное время сохранялся в качестве подпорной стены у подножья холма.

Этот дом учрежден манифестом Екатерины II, открыт в 1764 г. Здание построено в 1764-1770 гг. К.И.Бланком. Церковь сгорела в первые 2 - 3 года советской власти. С 1918 г в здании был Дворец труда. Бывш. Запасной дворец. Построен в 1753 г. на месте Старого житного двора для дворцовых запасов. С середины XIX в. в здании располагался Институт московского дворянства для девиц благородного происхождения имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. В здании находилась церковь Ианнуария Священномученика.

Дворец перестроен в нач. 1930-х гг. в стиле конструктивизма архитектором И.А. Фоминым.В советское время здесь располагался Наркомат путей сообщения (Наркомпуть), а затем Министерство путей сообщения - “Дом-паровоз”.

Источники книга "Сорок сороков",http://wikimapia.org

Улица Новая Басманная, 2/1. Здание РЖД - Житный двор - Запасной дворец в Москве

Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с Садовой-Черногрязской улицей, рядом со станцией метро «Красные Ворота».

Первые известные строения появились здесь еще в середине XVII столетия после образования Житного двора. Основу комплекса составляют здания Запасного дворца, которые относятся уже к XVIII веку.

Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор.

На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что « … Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам … ».

В период с 1753 по 1759 годы прежний двор был перестроен и получил название Запасного. В его ведение входили вопросы заготовки и хранения различных видов продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же разместили и Дворцовую канцелярию, управляющую имуществом всей царской семьи.

Не забыли при возведении Запасного двора и о культовых зданиях. Так, в главном корпусе, на втором этаже, устроили две церкви, освященные во имя мученика Севастиана и священномученика Ианнуария.

Новое переустройство можно заметить уже на плане участка, относящегося к концу восемнадцатого столетия. Вновь построенное сооружение было выполнено в форме каре и состояло из ряда двухэтажных зданий. Внутреннее пространство занимал внушительный по размерам двор.

Три стороны этого своеобразного каре представляли собой единое строение, а вот главный корпус, расположенный с северной стороны, вдоль современной Новой Басманной улицы, 2, стоял отдельно и был соединен с торцами других корпусов двумя проездными воротами.

Фасад здания был декорирован с дворцовым размахом в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму ее украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников и филенок. На фасадной части, чтобы подчеркнуть принадлежность строения к государственному учреждению, был установлен барельеф двуглавого орла.

За красоту строения Запасного двора начали именовать уже как Запасной дворец.

В 1802 году фасадная часть Запасного дворца, которая была обращена на улицы Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную, оформили уже в классицистическом декоре.

Пожар 1812 года пощадил архитектурный ансамбль. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.

В 1890 году в помещениях Запасного дворца был размещен носивший имя императрицы Екатерины II Институт благородных девиц.

В период с 1902 по 1906 годы прошла очередная реконструкция дворца. В это время корпуса с восточной, западной, а также с северной стороны были надстроены дополнительным - третьим - этажом. Главное здание со стороны Новой Басманной, 2 расширили и добавили во внутреннее пространство двусветный парадный зал.

Со стороны улицы Садовая-Черногрязская, 1 в это же время устроили проездную арку.

Общий декор был выполнен также в стиле классицизма, но в так называемой «новой редакции», присущей этому архитектурному стилю в начале XX столетия. Тогда на фасадах появились коринфские портики, лопатки, а плоскость была оформлена рустовкой.

После прихода к власти большевиков, спустя некоторое время, бывший Запасный дворец отдали под размещение «Народного комиссариата путей сообщения».

В 1923 году 3-й этаж был надстроен уже и над южным корпусом. Спустя шесть лет - в 1929 году - появляются 4 и 5 этажи на корпусе со стороны улицы Новой Басманной, 2, спроектированные архитектором Иваном Рербергом.

Последние значительные изменения во внешний вид здания были внесены в период с 1932 по 1938 годы. По проекту, составленному архитектором Иваном Александровичем Фоминым, все строения были достроены до пяти этажей, а фасады были оформлены в стиле конструктивизма. На углу архитектурного ансамбля возвели башню с часами, которая стала на тот момент определяющей вертикалью близлежащего пространства.

Строения по улице Новая Басманная, 2/1 находятся в собственности Российских железных дорог и в настоящее время большинство москвичей называют это место зданием РЖД.

http://moscowgrand.ru/10318-Novaja_Basmannaja_21_Zdanie_RZhD_-_Zhitnyj_dvor_-_Zapasnoj_dvorec.html

В XVIII веке на этом месте, на берегу ручья Вангазя стояла корчма. К концу века местность стала благоустраиваться, и уже в начале века девятнадцатого (в 1816-м году) император Александр I подарил участок земли под возведение дворца своему в прошлом очень близкому другу графу (впоследствии - князю) Виктору Павловичу Кочубею. Кочубей, переживая смерть своего маленького сына, намеревался отбыть за границу, а впоследствии вовсе отойти от государственных дел, Александр же надеялся роскошным подарком удержать князя подле себя.

Августейший архитектор

Александр I, выступивший официальным заказчиком, и разработал первый проект дворца, желая, чтобы он пришёлся по вкусу Кочубеям и тем самым хоть немного утешил их. Император вообще имел большую склонность к архитектурным занятиям, видимо, унаследованную от августейших отца и бабки: все здания, возводимые в столице, должны были пройти высочайшую «апробацию», а о его участии в создании и воплощении в жизни мы уже писали.
Помимо императора, к архитектурному облику дворца карандаши приложили зодчие Неёлов, Менелас и Стасов. В результате подобного творческого содружества в непосредственной близости от императорского Екатерининского дворца возникло роскошное здание, своими формами неуловимо напоминающее итальянские виллы, вдохновлённые великим Палладио. Летом 1818-го года Виктор Павлович Кочубей вернулся в Царское и на государеву службу, став министром внутренних дел. Все задумки императора сбылись.

Жилище Пиковой дамы

Супруга графа, Мария Васильевна Кочубей, была во многих отношениях примечательной дамой. Её обычными задушевными гостями были императоры и члены их семей, а в свете она стала известна ещё с младенчества. Дело было так: её тетка, богатая и своенравная Наталья Кирилловна Загряжская, дочь знаменитого гетмана Украины Кирилла Разумовского, сразу же после её рождения увезла её из Москвы в Петербург, и, как писали современники, «Все требования родителей о возвращении дочери были тщетны. Загряжская устроила так, что малолетняя Васильчикова осталась за нею...» . В старости Загряжская жила в доме своей воспитанницы, в том числе и во дворце в Царском. Считается, что именно она послужила одним из прототипов графини в «Пиковой Даме»: Загряжская по мужу являлась двоюродной бабкой Натальи Николаевны Гончаровой, и Пушкин часто бывал у неё. Загряжская до глубокой старости (а скончалась она на 90-м году жизни, пережив, кстати, поэта более чем на месяц) являлась средоточием светской жизни: к ней ездили поиграть в карты (Загряжская страстно любила бостон, хотя играла дурно), свидеться со знакомыми и нужными людьми и послушать её беседы, полные ярких и колких исторических анекдотов. Часть из них Пушкин поместил в свой сборник «Table-talk» («Застольные разговоры»).

Вечеринка у князя дома

В 1821-м году на главной композиционной оси установили ворота Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», заказанные Александром I в благодарность военным империи, победившим вместе с ним Наполеона. Это окончательно утвердило связь «идеологическую» дворца с императорской семьей. А в 1835-м году эта семья и вовсе выкупила его у жены покойного государственного канцлера князя Кочубея, и с тех пор дворец поступил в ведомство Министерства Двора и использовался то разными великими князьями, то для квартир их приближённых. Царскосельские садовники устраивали здесь выставки цветов из соседствующих с дворцом оранжерей.


В 1875-м году здесь поселился великий князь Владимир Александрович с семейством. Начались золотые времена дворца, получившего имя Владимирского: семья князя дворец очень полюбила и проводила здесь обычно восемь месяцев в году, трое из пяти детей Владимира Александровича родились именно здесь. Детские дни рождения отмечались фейерверками, особенно радовавшими аристократических отпрысков, - скромными, но великокняжескими. В архивах Министерства Двора есть такая запись: необходимо привезти в Запасной дворец «к 30 сего сентября, т. е. ко дню рождения Вел. кн. Кирилла Владимировича, недорогой фейерверк… по примеру прошлого года» и «по 50 штук ручных стаканчиков и других ручных фейерверочных препаратов».
Праздники родителей этих детей были куда более пышными. Цветы для украшения балов приносили из императорской оранжереи, из соседнего же императорского дворца вниз по улице служащие несли столовое серебро. Для того чтобы «статистика девчонок и ребят» сходилась, составлялись специальные списки из «танцующих офицеров» лейб-гвардии Гусарского, Конного, Кавалергардского полков. Существовал, конечно, и особый «дресс-код». Так, 6 ноября 1878-го года было велено прибыть «дамам в вырезных платьях… офицерам в праздничной форме, гражданским - в вицмундирах, фраках и лентах» . Вместо золушкиной кареты для гостей Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны из Петербурга в Царское Село следовал экстренный поезд, тех, кто желал, через час после завершения бала он же и отвозил обратно. В эти балы было «всё включено», можно было даже испросить квартиру для переодевания или ночлега.

Дворец Купидона после трактора и пионеров

После революции во дворце недолго располагался исполком новых властей, затем его заняли различные сельскохозяйственные организации; до конца 1990-х у каретного сарая находился ретро-трактор Фордзон. Во второй половине 1950-х здание снова стало дворцом - Дворцом пионеров, затем в нём поселилась театральная студия ГМЗ «Царское Село».
К 300-летию города муз во дворце была проведена масштабная реставрация, очистившая его от исторических наслоений, и здание снова сменило статус. Опять же, на дворцовый. 24 июня 2010-го года Запасной (Владимирский дворец) стал жилищем Купидона: в нём открылся Дворец Бракосочетания №3, по популярности с успехом составляющий аристократически-августейшую конкуренцию Английской набережной.


Адрес: Царское Село, улица Садовая, дом 22.