Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро

Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро

СВОЯ ИГРА Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню.

А.Макаров Вехи судьбы1020304050 Мир Астафьева1020304050 Произведения1020304050 Точка зрения1020304050 Царь-рыба1020304050 Награды1020304050 Страницы биографии 10 балловК то на фотографии? Виктор Петрович ́́ Астафьев́ (1 мая 1924, с.

Овсянка, Енисейская губерния - 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке)- советский и русский писатель.

20 баллов В 1942 году писатель ушёл добровольцем на фронт.

Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске.

Весной 1943 года был направлен в действующую армию.В каком звании В.П.А стафьев Окончил войну? На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом.

До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.

30 баллов Какие профессии испробовал писатель на заре своей юности? В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».

40 баллов.

Раунд «Кот в мешке».

Памятник В.

Астафьеву в Красноярске Скульптор Игорь Линевич- Яворский 50 баллов Какой населённый пункт и почему называют своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края? После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края;

Здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году Литература 10 баллов Произведения В.

Астафьева переведены на многие языки мира.

Назовите самые известные.

«Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.

20 баллов В каком произведении В.П.

Астафьева рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной? В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль».

Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце.

И не музыка это, а ключ течет из-под горы.

Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного.

Одинокого поляка… Астафьев и Музыка 40 баллов "Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль...

И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?" Из какого произведения Астафьева эти строки? Из рассказа Виктора Астафьева "Жизнь прожить" 50 баллов Почему я стал писать? Как ответил В.Астафьев на этот вопрос? «Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог.

Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь.

И это дело, писательство, выполнял по-русски добросовестно».

Произведения 10 баллов В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева.

Назовите его.

С 1951 года Астафьев работал на Урале, в городе Чусовом, в редакции этой газеты.

20 баллов Первая его книга вышла в Перми в 1953 году.

Назовите её.

«До будущей весны» 30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».

40 баллов.

Почему “Последний поклон” не сборник рассказов, а единое произведение? «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.

50 баллов.

«Своя игра».

Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Рассказ «Далёкая и близкая сказка» Из автобиографической повести «Последний поклон» Точка зрения 10 баллов Что, по мнению писателя, может очистить душу? «Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание.

Задумался… готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться…» «Музыка! …Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу…» («Домский собор») Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя.

Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее.

Что там свет, там Бог, там Богородица.

30 баллов «Не может выжить Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни.

«Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») 40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа») 50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (1995.

Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, воскресения, воскресения.

Силы есть, способные это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас...» Царь-рыба 10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь- рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека« Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В.

Астафьев 20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему.

Красота души человеческой «сквозит и тайно светит».

Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.

30 баллов «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения.

Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы 40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия "Царь-рыбы" - Сибирь.

Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.

Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.

50 баллов Какой символический смысл имеет борьба человека с царь- рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Награды писателя 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П.

Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978г.

Назовите его? Повесть «Царь-рыба» 1976 20 баллов Какой премии был удостоен В.П.

Астафьев в 1997 году? В 1997 В.П.Астафьев получил Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ) 30 баллов В каком году и какую премию Российской Федерации получил В.П.

Астафьев? Дважды Астафьев был удостоен Государственной премии России: в 1996 и в 2003 (посмертно) 40 баллов.

Раунд «Своя игра».

За какое произведение В.П.

Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П.

Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им.

Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и 2003 -посмертно), Пушкинской

В далеком уже теперь и воистину босоногом детстве мы много играли. Я смотрю на нынешних ребятишек, особенно на подростков, и диву даюсь — они не знают, куда себя девать. А нам не хватало дня для игр, и нас загоняли домой поздним вечером почти насильственно. Их было много, этих игр, самых разнообразных. И все они требовали ловкости, силы, терпения. Но были игры су- ровые, как бы испытывающие будущего человека на прочность. Среди них, может быть, самая беспощадная и угрюмая игра — кол, придуманная, должно быть, еще пещерными детьми.

Бралось деревце толщиной в руку, желательно покрепче, лиственница например, затесывалось па конце. Бралась деревянная колотушка либо кувалда, а если нет ни того, ни другого — железный колун. Выбиралась поляна или затишный переулок, поблизости которого есть амбары, стайки, сараюхи, кучи бревен и прочих предметов, за которыми и под которые можно спрятаться.

Кол втыкался руками в землю, и к нему прислонялась колотушка.

Наступал самын напряженный, самый ответственный момент в жизни — выбор голящего. Здесь ребячья выдумка не знала границ. Ритуал выбора голящего то упрощался до примитивности, то обставлялся такими церемониями, что еще в детстве можно было поседеть от переживаний.

"Бежим до Митряхинских ворот. Кто последний прибежит, тот и голит", — предлагал кто-нибудь из наиболее сообразительных ребят и первым рвал к Митряхинским воротам. Иногда до этих же или до других ворот скакали на одной ноге, ползли на корточках — и тут уж кто кого обжулит, потому-то почти всегда голил самый честный, самый тихий человек.

Был и другой способ выбора голящего: какая-нибудь девчонка или парнишка брали в одну руку белое стеклышко, в другую черное и ставили условие: кто отгадает руку с белым стеклышком — отходит в сторону, а те, кому не повезло, выстраиваются вдругорядь.

Бывало, в игре участие принимало до двадцати ребятишек, и к рукам, твердо и загадочно сжатым, подходили по многу раз. Со страхом видишь, бывало: все меньше и меньше остается народа в строю. И наконец к заветной цели тащилось двое последних — два разбитых, полумертвых человека. Они пытались улыбаться, заискивающе смотреть на выборного, чтоб намек сделал, качнул бы рукой с белым стеклышком, моргнул бы глазом с этой стороны или хоть мизинцем шевельнул…

Мучительно вспоминали эти двое, какую когда досаду сделали они выборному, какой урон ему нанесли, дрались, может, дразнились, игрушки не поделили?.. Прошлая жизнь за эти несколько шагов навстречу роковой судьбе промелькнет, бывало, перед мысленным взором, и выйдет, что была она сплошной ошибкой.

Прежде чем отгадывать, молитву, бывало, сотворишь перед неумолимо протянутыми руками: "Боженька, помоги мне отгадать белое стеклышко". А кругом злорадствует и торопит публика, уже пережившая свои страхи и желающая получить за это награду.

И вот одному из двоих открылось черное стеклышко. Вопль радости и торжества издавал шедший в паре счастливец, он кувыркался через голову, ходил на руках по траве и дразнил голящего, и без того уже убитого и несчастного.

Начиналась игра.

Каждый из тех, кто удачлив в жизни, кто открыл ладонь с белым стеклышком, брал колотушку и бил разок по колу, бил, плюнув перед этим на ладони и крепко ахнув. Кол подавался в землю иногда сразу на несколько вершков, иногда чуть- чуть — это от ударов твоих закадычных дружков, тайно тебе сочувствующих.

Вот кол почти весь в земле, но впереди самое главное и страшное: матка- забойщик. На роль эту выбирали, как правило, самого сильного, самого злого и ехидного человека. Он наносил по колу столько ударов, сколько душ принимало участие в игре. Наносил их раздумчиво, с присказками и прибаутками: "А мы колышек погладим, дураков землей покормим…"

Дурак тут всего один — голящий. Он считал удары и с ужасом убеждался, что кол уже исчез из виду, а забойщик все еще зубит колотушкой, вгоняя его дальше и дальше в недра.

Правило: пока голящий выдергивает кол, все должны спрятаться. Голящий притыкает кол к земле, ставит к нему колотушку и отправляется искать погубителей. Если нашел — скорей к колу, бей по нему колотушкой и кричи победно: "Васька килантый за бревном! Васька килантый за бревном!"

Но как далеко, как далеко до этого и как почти несбыточно.

Кол забит до того, что и признаков его нет. Вытаскивать его надо руками, зубами — инструментов никаких не полагалось. За всякую хлюзду, то есть если струсишь и домой сбежишь либо демонстративно кол вытаскивать откажешься, предусмотрено наказание — катание на колу и колотушке. Возьмут тебя, милого, за ноги и за руки, положат спиной на кол и на колотушку и начнут катать. И до того докатают, что потом ни сесть, ни лечь — все кости болят, а спина в занозах.

Срывая ногти, проклиная судьбу, слезно моля о помощи боженьку, откапываешь кол, шатаешь его, тянешь, напрягаясь всеми силами, а из жалицы, с крыш амбаров, из-под стаек и сараев несутся поощрительные крики, насмешки, улюлюканье.

Но вот все смолкло. Кол вытащен. Насторожен. Теперь любой из затаившихся огольцов может оказаться возле кола — надо только быть предельно бдительным и зорким. Стоит голящему отдалиться, как из засады вырывается ловкий и коварный враг, хватает колотушку и забивает кол до тех пор, пока ты не вернешься и не застукаешь его. Но это удается очень редко. Чаще всего, когда вернешься, кол уже забит и забивалы след простыл.

В тридцать пятом году, вымотанный болезнью, лихорадкой, я три дня подряд голил в кол, не мог отголиться и снова захворал. Ребятишки навещали меня, приносили гостинцы, желали скорее поправляться и все время напоминали, чтобы я обязательно отголился, когда выздоровею…

КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать — я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да стой ты, чумовая! — окликала её бабушка. — Сосчитать ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из "запасу" на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот "запас" состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! — напускалась бабушка на соседку. — Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по её убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, — он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез…

«Слово за нами…»

Участник

Косова Юлия

МБОУ Гимназия № 96 г. Железногорска, Красноярский край

Российская Федерация

Руководитель:

Щурская Татьяна Вячеславовна

Пользователь

Результат

Участник

menu123_1

Обзор материала

В последнее время взрослые всё больше тревожатся по поводу того, что дети, подростки вместо игр во дворе предпочитают сидеть дома. Да и сами мы заметили, что чаще общаемся с друзьями и одноклассниками в сетях Интернет, гуляем редко и мало. Свои наблюдения мы подтвердили опросом: провели анкету в 4-6 классах, опросили 114 человек. Оказалось, что, по мере взросления, дети гуляют всё меньше и реже играют в подвижные игры. В. П. Астафьев в рассказе «Гори, гори ясно» называет игры серьёзным делом, во время которого оттачиваются многие навыки, происходит взросление, приспособление ребёнка к жизни в обществе, взрослой жизни. Эта мысль нашла подтверждение и в научной литературе. Таким образом, мы решили обратиться к проблеме исчезновения живого общения, дворовой игры как способа взросления ребёнка. Мы предполагаем, что сможем привлечь внимание к проблеме, разработав классный час об играх наших прадедов, рассказав, как интересно можно проводить время вместе, чему можно научиться, играя в подвижные игры. Основой для своей работы мы взяли рассказ «Гори, гори ясно» из повести В. П. Астафьева «Последний поклон».

Проблема: Исчезновение дворовой игры как способа взросления Цель : Разработка классного часа «Игры нашего двора» для 4-6 классов
Задачи :

1. Выяснить пользу подвижных игр

2. Изучить описываемые в рассказе В. П. Астафьева «Гори, гори ясно» подвижные игры

3. Описать изученные игры, используя нелитературные источники

Объект исследования: Детские дворовые подвижные игры
Предмет исследования: Детские игры в рассказе «Гори, гори ясно» из повести

В. П. Астафьева «Последний поклон»

Методы: анализ, синтез, компиляция

Выводы : Подвижные игры развивают ребёнка физически, формируют навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности, подготавливают морально для взрослой жизни: формируют выносливость, стойкость, смекалку, ответственность, другие необходимые качества. Подвижные игры учат жить в коллективе, учитывать мнение и роль, интересы других людей, выстраивать отношения. Игры позволяют «примерить» на себя функции руководителя, подчинённого и т. д.

Игры наших прадедов вполне подходят для сегодняшних условий, некоторые нужно адаптировать к современным условиям.

Классный час «Игры нашего двора» привлечёт к проблеме исчезновения живого общения, вызовет интерес к новым или забытым играм.

ГЛАВА 1 РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Роль подвижных игры в развитии ребенка

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении её внутреннего содержания.

Л. С. Выготский дает такое определение игре: «Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Самые распространённые и самые любимые детские игры без компьютера – подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, лазания, поисков.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Особенность подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал, и др. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. [ 2 ]

Подвижные игры дают возможность:

    развивать и совершенствовать движения

    упражняться в ходьбе, беге, прыжках, лазании, ползании, метании, ловле и т.д.

Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению активности жизнедеятельности организма . [ 2 ]

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дети ещё в дошкольном возрасте реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.

Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Игра - это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. «В игре же дитя,- писал К. Д. Ушинский, - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.

Итак, подвижные игры развивают ловкость, силу, выносливость. Формируют навыки общения с людьми, взаимодействие в команде, общение друг с другом. Воспитывают силу духа, характер, волю, целеустремлённость. В процессе игры развивается мышление, логика, смекалка и сообразительность.

Таким образом, подвижные игры способствуют интеллектуальному, физическому и социальному развитию ребёнка.

Анализ анкет

Опрошены ученики 4-6 классов, всего 114 человек.

Первый вопрос: Как часто выиграете в подвижные игры?

Мы видим, что дети играют всегда в подвижные игры на улице, но некоторая часть из них редко играют в игры, да и вообще редко гуляют.

Второй вопрос: В какие игры вы играете, умеете играть? Ответили 114 человек.

Мы видим, что игры детей однообразные, выбор игр скуден, и актуально бы было предложить им другие игры.

На вопрос: Знаете ли Вы, в какие игры играли Ваши бабушки и дедушки, назовите их? Ответили 113 человек.

Большинство детей знают, в какие игры играли их предки, но почему-то не называют их, поэтому возникает сомнения, что они действительно знают об играх предков. Возможно, некоторые из опрошенных заблуждаются, принимая одно за другое: скорее всего, они имеют в виду, что в прятки и догоняшки играли во все времена. Поэтому актуальным является более подробный и обоснованный рассказ об играх прошлого. По нашему мнению, это позволит привлечь внимание к подвижным дворовым играм и расширить арсенал игр для тех, кто играет во дворе.

Четвертый вопрос: Хотели бы вы узнать об играх прошлого?Ответили 113 человек.

Мы можем сделать вывод, что многим детям хотелось бы подробней узнать об играх прошлого.

Пятый вопрос: Вы бы стали играть во дворе, если создать условия (научить вас, собрать команды, организовать игры)?Ответили 113 человек

Так как основная масса хочет научиться играть в игры прошлого, а некоторые сомневаются, мы это расцениваем как «не против». Мы думаем, что стоит научить детей новым играм, чему будет способствовать созданный нами классный час, основой которого служат игры детства В. П. Астафьева, с любовью описанные им в рассказе «Гори-гори ясно» первой книги повести «Последний поклон».

Глава 2. НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШЕГО ДВОРА.

2.1. Игры в рассказе В.П. Астафьева «Гори, гори ясно».

В рассказе Астафьева очень интересные игры, это - «бабки», «чиж», «лапта», «свайка» и «кол». Необходимо отметить, что правила игры «кол» есть только в рассказе Астафьева «Гори, гори ясно». Рассказ Виктора Астафьева «Гори, гори ясно» повествует о большом количестве игр, тех далеких деревенских играх, и все они требовали силы, ловкости, терпения.

Не случайно В. П. Астафьев подробно рассказывает об играх детства, уделяя этому отдельный рассказ в повести «Последний поклон». И дело не только в ностальгии по ушедшему детству, поре беззаботности и счастья. В рассказе «Гори-гори ясно» Виктор Петрович анализирует процесс взросления ребёнка, подростка, механизм социализации, те законы, приёмы, способы, которые ненавязчиво учат детей всему, что пригодится во взрослой жизни. «Существовали игры совсем уж суровые, как бы испытующие вступающего в жизнь человека на крепость, стойкость, излом; литературно выражаясь, игры были предисловием к будущей жизни, слепком с нее, пусть необожженным ещё в горниле бытия, но в чем-то уже её предваряющим».

«…угрюмая, мрачная, беспощадная игра, придуманная, должно быть, еще пещерными людьми. Деревце в кулак толщиной, чаще всего лиственничное, обрубалось в полтора-два полена длиной и затесывалось на конце - получался кол. К нему колотушка, або тяжелый колун, лучше кувалда - вот и весь прибор для игры. Сама игра проще пареной репы - один из видов пряталки. Но кто в эти "пряталки" не играл, тот и горя не видал!» - читаем в рассказе.

Казалось бы, чему может научить такая игра? Зачем играть в неё? Виктор Петрович Астафьев, который прошёл через жизнь в детдоме, Великую Отечественную войну, голод, лишения, тяжёлый физический труд на железной дороге и многое другое, оценивает пользу игры в «Кол» так: «И когда мне в жизни становилось и становится невмоготу, я вспоминаю игру в кол и, стиснув зубы, одолеваю беду или преграду, но все же с облегчением заканчиваю я рассказ об этой игре - очень уж схожа давняя потеха с современной жизнью, в которой голишь, голишь да так до самой смерти, видать, и не отголишься». }