Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Разработка факультативного занятия по теме детская ложь. Конспект занятия внеурочной деятельности азбука нравственности на тему "правда и ложь"

Разработка факультативного занятия по теме детская ложь. Конспект занятия внеурочной деятельности азбука нравственности на тему "правда и ложь"

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о таких качествах, как правдивость и лживость.

Согласитесь, иногда мы попадаем в ситуацию, когда нелегко сказать правду.

Давайте припомним такие случаи. Если вы в чем-нибудь виноваты и боитесь признаться в этом, пытаетесь свалить вину на другого. Вдумайтесь, ведь в этом случае ложь идет рука об руку с трусостью.

Бывает, что вы стесняетесь сказать правду другу, потому что не хотите его обидеть или огорчить. Но «горькая правда всегда лучше, чем сладкая ложь» — помните эти слова.

♦ Попадали ли вы в ситуацию, года стеснялись сказать другу правду, боясь его обидеть? Расскажите об этом.

Случается, что вы говорите неправду, чтобы оправдать свою леность. Например, не выполнили задание, а сказал воспитательнице, что забыли о нем. Или опоздали в детский сад, потому что проспали, а свалили все на неисправный будильник.

В народе про ложь говорят: «Кто врет, тот в сеть попадет». В самом деле, одна ложь, как за веревочку, тянет за собой другую, другая — третью.

Послушайте стихотворение.

Никого не красит ложь!

Никого не красит ложь!

Если хоть разок соврешь,

Друга можешь потерять,

Будешь врать опять, опять.

Знают взрослые и дети:

Ложь затягивает в сети.

Нелегко их разорвать —

Лучше никогда не врать!

Недаром замечено: «Людям ложь вредна, а себе еще вреднее».

Послушайте, какая история приключилась с маленькой Катей.

Однажды к Катиной бабушке зашла в гости ее приятельница. Она принесла вафельный торт. Бабушка достала из буфета конфеты, печенье, вскипятила чайник и расставила на столе красивые новые чашки с золотым ободком и большими ярко-синими цветами.

Бабушка позвала гостью и Катю к столу. Они беседовали, пили чай. А потом бабушка пошла проводить свою старинную подругу, а внучке захотелось еще полакомиться шоколадными конфетами.

Девочка встала на стул, потянулась через весь стол к вазочке с конфетами и нечаянно задела рукой красивую чашечку из сервиза. Та упала на пол и разбилась на мелкие осколки.

Катя была очень испугана и огорчена. Сначала она подумала, что может быть попробовать папиным клеем склеить чашку, но от этой мысли пришлось отказаться — чашка разбилась на мелкие осколки. Тогда Катя собрала их с пола, завернула в старую газету и спрятала сверток за диван.

«Когда пойду гулять, возьму сверток с собой и незаметно его выброшу», — подумала девочка.

А чтобы бабушка ничего не заметила, Катя помыла оставшиеся чашки, вытерла их полотенцем и убрала в буфет.

Скоро бабушка вернулась и заметила, что внучка навела порядок на столе.

— Умница, — похвалила она девочку, — помогла мне, а то я устала и хочу прилечь отдохнуть.

Катя ни словом не обмолвилась о разбитой чашке. Когда за ней зашли подруги, девочка убежала с ними гулять, а про сверток с осколками и забыла.

Прошло несколько дней. Ни бабушка, ни мама не заметили, что одной чашки в буфете не хватает. Но вот бабушка вздумала делать уборку, заглянула за диван, чтобы вытереть пыль, и обнаружила сверток с осколками разбитой чашки.

— Катя! — позвала она девочку. — Что это такое? Кто разбил чашку? Уж не ты ли?

— Нет, нет, бабуля! Это не я! — громко закричала девочка.

— Если не ты, тогда кто же? Ведь кроме тебя дома никого не было, — продолжала задавать неприятные вопросы бабушка.

— Это, наверное, Мурка! Я видела, как она прыгнула с подоконника на стул и хвостом зацепила чашку.

Катя соврала еще раз. Ведь говорят, что одна ложь тянет за собой другую.

— Мурка? — удивилась бабушка.

А серая пушистая Мурка, бабушкина любимица, не подозревая, что ее в чем-то обвиняют, терлась спинкой о Катины ноги и ласково мурлыкала.

— Ну, хорошо! — согласилась с Катей бабушка. — Пусть Мурка разбила чашку, но не могла же кошка завернуть осколки в газету!

— Я увидела осколки на полу и убрала их, а в мусорное ведро выбрасывать не стала, чтобы не огорчать тебя, — объяснила Катя.

— Ох, Катя, Катя, — тяжело вздохнула бабушка. — Лучше скажи правду, не сваливай свою вину на Мурку. Ведь говорят же люди: «Правда что шило — в мешке не утаишь».

Но Катя упрямо настаивала на своем:

— Это Мурка чашку разбила, а не я. Вот и все!

— Ну Мурка, так Мурка, — наконец согласилась бабушка. — Тогда придется ее наказать, чтобы в другой раз не прыгала с подоконника на стул. Ишь, прыгунья нашлась!

Бабушка взяла Мурку на руки, отругала ее за разбитую чашку:

— Ах ты, разбойница! Мою любимую чашку разбила. Ну-ка, уходи за дверь!

Бабушка вынесла кошку за дверь квартиры.

На лестнице в подъезде было неуютно и холодно, и Мурка стала громко и обиженно мяукать — проситься в квартиру. Но бабушка, казалось, не обращала на это внимание.

Кате стало очень жаль Мурку. Ведь она ни в чем не виновата! Из-за вранья кошке приходится мерзнуть в подъезде.

Прошло минут двадцать. Наконец девочка не выдержала и, подойдя к бабушке, призналась:

— Бабуля! Это я разбила чашку, а Мурка здесь ни при чем. Она не виновата. Пусти, пожалуйста, Мурку домой.

Бабушка молча открыла дверь, и кошка вошла в квартиру.

— Прости, Мурка, — сказала бабушка, погладила свою любимицу и налила ей молока в блюдце. — А тебе, внучка, я так скажу: жаль, конечно, красивую чашку, но что ж поделаешь, в жизни всякое бывает. Ты ведь разбила ее нечаянно... Хорошо, что нашла в себе силы и сказала правду. Плохо, что сначала врала, изворачивалась, да еще и свалила все на Мурку. Запомни, Катюша, как люди о правде-то говорят: «Правда чище ясна месяца, дороже золота».

♦ Как бы вы поступили на месте Кати?

♦ Как вы думаете, почему соврала Катя?

♦ Зачем девочка свалила свою вину на кошку?

♦ Подумала ли она о том, что бабушка накажет Мурку?

♦ Как вы считаете, поверила бабушка Кате или нет?

♦ Как вы думаете, почему Катя в конце концов сказала бабушке правду?

♦ Всегда ли вы говорите своим родителям, друзьям, воспитателям правду?

♦ Если нет, то почему лжете?

♦ Сколько раз соврала Катя? Когда?

♦ Как вы думаете, связаны ложь и трусость, правдивость и смелость? Приведите примеры, расскажете случаи из вашей жизни.

♦ Как вы думаете, связаны ли лень и ложь? Приведите примеры.

Послушайте историю о мальчике Яше.

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда воспитательница попросила его прочесть стихи, он не смог сказать ни строчки.

Чтобы воспитательница Анна Анатольевна его не ругала, Яша соврал, что потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети стали собираться на прогулку, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

— Так вот же листок со стихами! — воскликнула она.

— Нет! Это записка бабушки, — снова соврал Яша, пряча листок в карман.

♦ Бывали ли подобные случаи с вами?

♦ Что вы можете сказать об этом мальчике? Правдивый он или лживый? Как бы вы поступили на месте Вали?

Ложь связана и с другим человеческим недостатком — жадностью.

Попробуйте сами придумать историю, в которой бы ложь и жадность были связаны. Например, девочка попросила что-то у подруги, а та солгала, что такой вещи у нее нет.

Послушайте стихотворение.

Про Свешу и кассеты

У подружки просит Света:

— Дай мне видеокассету.

— Ну, конечно же, бери

И мультфильмы посмотри!

У Антоши просит Света:

— Дай, пожалуйста, кассеты

«Приключенья Мумми-Троллей»,

Фильм про пуделя и колли.

У Сережи просит Света:

— Дай мне новую кассету

Про медведя и лису.

— Ладно, завтра принесу!

Но когда попросят Свету

Принести друзьям кассету,

Света очень недовольна,

Света морщится невольно:

— Не могу найти кассету,

Видно, затерялась где-то...

♦ Как вы думаете, Света на самом деле не может отыскать кассету, или ей не хочется давать ее друзьям?

♦ Нравится ли вам характер Светы? Почему?

♦ Почему девочка солгала?

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Мама дала вам деньги на покупку пакета молока, а вы потратили их на мороженое. Как вы объясните маме, что не купили молоко?

1. Скажете правду.

2. Скажете, что молока в магазине не оказалось.

3. Скажете, что потеряли деньги.

Иногда ложь связана не только с жадностью, леностью или трусостью, но и с хвастовством. Когда человек хвастается, он старается преувеличить свои умения, знания или успехи. Ему хочется выглядеть значительней, интересней в глазах окружающих.

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебный молоток

«Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». «Какая правильная пословица! — думал Дима, возвращаясь домой из детского сада. — Зачем я только соврал ребятам и Анне Анатольевне, что сумею сделать ящичек для новогодних поздравлений? Сам не знаю зачем? Кто меня за язык тянул? Ведь я ни гвоздей, ни молотка в руках не держал и лобзиком никогда не выпиливал, да у меня и лобзика нет. Вот у Бори есть. Боря бы легко смастерил такой ящичек. Но ведь это Боря, а не я».

Что же произошло в тот день в детском саду? А произошло вот что.

Анна Анатольевна сказала:

— Ребята! Мне вот какая мысль пришла в голову: сделать небольшой деревянный ящичек, похожий на почтовый, только поменьше, прикрепить его к стене и опускать в него открытки и письма с новогодними поздравлениями.

Маша — подружка Димы — тут же подняла руку и сказала:

— Анна Анатольевна, этот ящичек можно яркими рисунками и наклейками украсить.

— Верно, Машенька! Но кто из ребят возьмется сделать ящичек?

Воспитательница внимательно посмотрела на ребят.

В этот момент Дима вдруг вскочил и выпалил:

— Анна Анатольевна! Поручите это мне! Я сумею!

— Сумеешь? — с некоторым сомнением переспросила воспитательница. — Ты любишь мастерить?

— Очень люблю! — горячо воскликнул мальчик. — Я дома все время что-нибудь мастерю.

Сказав так, он краем глаза покосился на Машу. Диме хотелось произвести на нее впечатление. Вот поэтому, может быть, Дима и соврал.

Ребятишки окружили Диму. Многие смотрели на него с уважением: еще бы — взяться за такое трудное и ответственное дело!

Придя домой, Дима призадумался: «Как же сделать новогодний ящичек?» Думал он, думал и решил сходить к другу Боре в соседний подъезд и попросить его помощи.

Дверь Диме открыла Борина мама.

— Димочка! Ты корью болел? — спросила она мальчика.

— Нет, не болел, — ответил Дима. — А что?

— Да вот Боря корью заболел, а эта болезнь заразная, так что лучше тебе с ним сегодня не видеться. Ты приходи в другой раз, когда он совсем выздоровеет.

— Хорошо, — согласился Дима. — Вы Боре, пожалуйста, привет передайте и скажите, чтобы быстрее поправлялся.

Очень грустный Дима побрел домой.

«Жаль... Значит Боря не сможет мне помочь», — думал мальчик.

Прошло несколько дней, и как-то Анна Анатольевна спросила Диму:

— Дима, ну как наш ящичек?

Дима опустил голову и покраснел. Ему было стыдно. Но делать нечего, пришлось снова соврать.

Недаром ведь говорится, что одна ложь, как за ниточку, тянет другую.

— Ящичек почти готов, — бодро ответил он. — Скоро я его принесу.

— Молодец! — похвалила мальчика воспитательница.

А Машенька стояла рядом и тихо сказала:

— Дима, я уже нарисовала несколько картинок с шариками, елочкой и Дедом Морозом, чтобы украсить ящичек. Я их завтра принесу. Хорошо?

— Хорошо, — согласился мальчик.

«Что же мне делать? Что делать? — напряженно думал он. — Может быть, признаться во всем? Сказать ребятам и Анне Анатольевне правду, пока не поздно. Нет, нет! — тут же отверг эту мысль Дима. — Это очень стыдно. Ребята меня засмеют! А Машенька не захочет дружить с таким вруном и хвастунишкой.

А может быть, попробовать самому смастерить ящичек? Вдруг получится? Пойду-ка я в выходной в папин сарай, где хранятся инструменты, и примусь за дело.

Жалко, конечно, что папа в командировке, а то бы он помог мне, но ничего, сделаю ящичек сам».

В сарае Дима нашел гвозди, молоток, небольшую пилу и кусок фанеры.

Но как сделать ящичек? Мальчик пробовал и так и эдак, но ничего у него не получалось.

Тогда Дима сел на табуретку, сгорбился и тяжело вздохнул.

— Что вы вздыхаете, молодой человек? — услышал он чей-то голос.

Дима огляделся по сторонам. Никого!

Вдруг мальчик услышал, как кто-то негромко постукивает: тук-тук, тук-тук, тук-тук. Дима перевел взгляд на рабочий столик и остолбенел: над ним приплясывал папин молоточек! Сам собой! Он то взлетал над столом, то опускался и забивал в доску гвоздики. А в руках его никто не держал. Вот чудо-то!

— Волшебный молоток! — воскликнул Дима.

— Да, молодой человек, вы правы. Я самый настоящий волшебный молоток. Я хочу вам помочь. Ведь, насколько я понимаю, вы попали в сложное положение.

— Да уж! — ответил Дима и честно рассказал волшебному молоточку все.

— Видите, молодой человек, все ваши неприятности начались с того, что вы один раз соврали. А потом уж одна ложь потянула за собой другую. Я помогу вам смастерить ящичек, но обещайте мне, что никогда больше не будете лгать. Если же хитрая ложь потянет вас за язычок, вы его лучше прикусите. И помните: если соврете, новогодний ящичек тут же рассыплется — ведь гвоздики, которые его скрепляют, волшебные!

— Хорошо, — согласился Дима. — Я обещаю, что больше не буду лгать.

— Замечательно! — воскликнул волшебный молоточек. — Тогда за дело! Берите куски фанеры, держите их, а я стану забивать гвоздики.

Откуда ни возьмись, на столе появились маленькие блестящие гвоздики. Дима брал в руку гвоздик, а молоток сам забивал его и даже напевал при этом веселую песенку:

Поработаю часок.

Слышишь мой веселый стук?

Я волшебный молоток,

Я стучу: тук-тук, тук-тук.

Я волшебный молоток.

Я тебе, малыш, помог.

Я трудился, что есть сил —

Быстро ящик смастерил!

И в самом деле, ящик скоро был готов. Он получился очень красивым! Дима поблагодарил волшебный молоточек, бережно убрал его в коробку с инструментами и побежал домой.

На другой день мальчик принес ящичек в детский сад и показал ребятам. Все хвалили Диму. Ведь ящичек вышел на славу!

— Неужели ты сам его сделал и тебе никто не помогал? — удивленно спросила Анна Анатольевна.

— Мне помогал волшебный молоточек, — правдиво ответил мальчик.

Ребята, окружавшие Диму, засмеялись, ведь они думали, что он шутит. А Машенька достала красивые яркие картинки и обклеила ими ящичек.

♦ Что предложила сделать Анна Анатольевна?

♦ Кто взялся смастерить ящичек?

Тема: «Правда и ложь»

Цель занятия: дать понятие о правде и лжи, учить ребят говорить правду.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ОРГ. МОМЕНТ:

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у нас очень интересная тема, я думаю вы мне поможете её обозначить после того, как Я прочитаю вам сказку о двух сестрах, которых звали Правда и Ложь.

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться.

Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится,

а ленивому - такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа . Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон.

С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

ВОПРОСЫ

О чем эта сказка? (О двух сестрах: Правде и Лжи)

Что вам больше всего понравилось в этой сказке? (Правда)

Почему?

Как вы думаете, Какова тема нашего урока?

Действительно, сегодня мы будем говорить о правде и лжи

В самые далекие времена эти понятия волновали народ, над их значениями думали великие мудрецы. Давайте и мы с вами попробуем разобраться, что же такое правда и что такое ложь?

ИГРА : Выбрать из списка слова, Близкие по значению. Дети поочередно выходят и сортируют слова в две колонки.

Слова: ПРАВДА ЛОЖЬ ИСТИНА НЕПРАВДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОБМАН ОТКРОВЕННОСТЬ ВРАНЬЁ ЧЕСТНОСТЬ ВРАКИ ПРИЗНАНИЕ

Итак, давайте попробуем определить, что такое правда.

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

А что такое ложь?

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

«Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его. Каждый из вас наверное, слышал и от родителей, от учителей, что лгать плохо.

Но знаете ли вы, почему это делать нехорошо? Пытались ли вы разобраться, почему люди начинают лгать? С Какой целью они это делают?

Рассуждения детей : из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;

из трусости, опасаясь последствий;

из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя;

по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.

    РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ. А сейчас поработаем в парах.

У вас на столах слова, клей и альбомный лист. Вам необходимо собрать из этих слов пословицу, и приклеить на альбомный лист.

Один раз солгал, в другой раз не поверят.

Кто сам врет, другим не верит.

Мир правдой держится.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Шило в мешке не утаишь

    Обсуждение ситуаций

1 Сейчас я прочитаю вам рассказ Л. Толстого «Мальчик и волк»

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: НЕПРАВДА! Как сделал он и два и три раза - И вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «сюда, сюда скорей! Волк!» Мужики подумали, что опять повсегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

ВОПОСЫ

О чем этот рассказ?

Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?

Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?

Как обман мальчика отразился на судьбе стада?

КАКАЯ ПОСЛОВИЦА ИЗ НАШЕГО СПИСКА ПОДХОДИТ К ДАННОЙ СИТУАЦИИ? (Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят ).

-№2 Послушайте стих Я. ПОЛОНСКОГО

Вот-те на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать-

На Валерку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить и запираться-

Это плохо говорят.

Нет, уж лучше мне признаться,

Пусть немного побранят.

ВОПРОСЫ

Что произошло?

Как девочка хотела поступить?

Почему девочка изменила свое решение?

Правильно ли она поступила?

КАКАЯ ПОСЛОВИЦА ПОДХОДИТ? (Лучше горькая правда чем сладкая ложь)

3 "Что легче?" В.А. Осеева Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него мама да и простила.

Какая пословица подходит?

Чему учит нас эта пословица?

Действительно, правду говорить легче, и если не лгать,то совесть не будет мучать

Игра « Правда или ложь» (Физминутка)

Дети выходят, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

На березе растут шишки.

Волк может сидеть на дереве.

Зимой идет снег.

Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

Если дому становиться скучно, он идет гулять.

ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

Вчера был четверг.

Слоны умеют летать

Наша земля плоская.

Писатели пишут книги.

Петух играет на рояле.

На еле растут яблоки.

Ложь обычно используется в корыстных целях.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ложь может приносить вред окружающим.

4 Ситуация

Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.

Чтобы его не ругали,Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.

-- Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.

-- Нет! Это записка бабушки, -- снова соврал Яша, пряча листок в карман.

Какая пословица подходит к данной ситуации,

Маленькая ложь за собою большую ведет

4. Закрепление

(Составление правил честного поведения)

Предлагаю вам составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами

Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

5. рефлексия.

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

Воспитательный час: «Правда и ложь»

Цель: Объяснить воспитанникам, чем фантазия отличается ото лжи;

Чем фантазия отличается от правды; почему лгать плохо.

Задачи: Выяснить, к чему фантазия ближе - к правде или ко лжи; рассмотреть виды лжи, причины возникновения желания лгать.

Подготовительный этап:

Заранее подготовить листочки с ложными и верными высказываниями.

(Дети сидят не за партами.)

1.Организационный момент

Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

2. Определение темы.

Начинаем наш разговор со сказки:

За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.

О чём мы будем говорить?

Тема нашего разговора «Правда и ложь»

(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)

Попробуем дать определение этим понятиям.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить.

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

3. Раскрытие темы.

Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Что у вас получилось.

Что такое правда? Ложь?

В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

(Стихотворный персонаж ЖЕНЯ просит разобраться):

А Фантазия? Это правда или ложь?

Воспитатель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.

(Вопросы для беседы:)

*Чем фантазия отличается от правды?

*Чем фантазия отличается ото лжи?

Некоторые люди путают фантазию и ложь

В чем отличие фантазии ото лжи?

*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?

* Нужно ли учиться лгать?

* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?

*Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?

Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь? (Ответы детей)

Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.

Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

(Ситуации из школьной жизни.)

Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если:

  • получили двойку;
  • потеряли сменную обувь;
  • опоздали на урок;
  • гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
  • разбили красивую вазу?

А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

(Работа с пословицами)

О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

А вы знаете пословицы о правде и лжи?

4. Подведение итога

Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

5. Итог работы.

(Составление правил честного поведения.)

Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.


Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Задачи:
1. Учить детей говорить правду.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.
Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь
обходить стороной.

1.Орг. момент - Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами. - Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу. 2. Сообщение темы

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

- Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (примерные ответы детей)

- О том, что врать - это плохо;

О том, что надо стараться говорить правду;

Правильно, ребята. Тема нашего занятия «Правда и ложь».

    Изучение нового материала

1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

Ребята, как вы понимаете слово «ложь»? (Намеренное искажение истины.)

- А когда человек лжет? Зачем он это делает?

2. Чтение басни

Ребята, на Земле с давних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться очень трудно. Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Лгун». Ребята, сейчас я зачитаю вам басню, а вы внимательно послушайте, и ответьте, кто же такой лгун?.

Педагог зачитывает басню Л.Н. Толстого «Лгун» и просит ребят ответить на вопросы:

«Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: – Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: – Сюда, сюда скорее, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо». Л. Н. Толстой - Кто же такой лгун?
– Почему не прибежали на помощь люди?
– А вы попадали в подобные ситуации?
- А вам приходилось говорить неправду? Если да, приведите примеры.

- К чему приводит ложь?

- А что необходимо сделать для того, что бы тебе доверяли, рядом были верные и добрые друзья.

Послушайте сказку «Две сестры».

«За высокими горами, за зелеными лесами жили - были две сестры. Одну звали Правда, а другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь - изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и трудиться. Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.

Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя ото лжи?

Какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет)

Игра «Правда» и «Ложь».

Учитель называет детей, которые выходят к доске (3-5 человек). Одна группа называется «Правда», а другая «Ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» - славными, веселыми... «Ложь» - злобными, жадными...

4. Обсуждение пословиц.

Демонстрация карточки с пословицей (педагог прикрепляет ее на магнитную доску или на интерактивную доску).

«Правда в огне не горит и в воде не тонет».

- Ребята, а теперь обратите внимание на пословицу на доске. Давайте прочитаем ее вслух.

Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

Демонстрация карточки с пословицей

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

- Давайте прочитаем ее вслух. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому? (Работа с пословицами) - О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали. - Предлагаю вам составить три пословицы и объяснить их смысл. (Каждому ряду даются слова из пословиц нужно их составить) Красива ложь, да от правды не уйдёшь. В каждой шутке всего лишь доля шутки, а остальное, правда. Где добра нет, там не ищи правды. - Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

5. Чтение рассказа.

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Что легче». Послушайте его и подумайте, какая из предложенных пословиц больше подходит к содержанию.

"Что легче?" В.А. Осеева

Рассказ для детей про ложь

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

- Итак, какая пословица подходит к этому рассказу?

Правильно, ребята. За сказанную правду, пусть даже горькую, можно всегда понять и простить.

Ребята, давайте вспомним русские народные сказки.

Какие сказочные герои часто прибегают ко лжи и обману?

Правильно ли они поступают, когда лгут? Что им за это бывает?

Знаете ли вы, какое наказание за ложь получили герои в сказках К. Коллоди «Приключения Пиноккио», и Н. Носова «Приключения Незнайки…»?

(У Пиноккио - растет нос; а в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки…» - мальчики превращались в ослов)

- Ребята, какой мы можем сделать вывод? Лгать – это хороший поступок?

А бывают ли такие ситуации, когда приходится говорить неправду?

Слышали ли вы такую фразу: «Ложь во спасение». Как вы ее понимаете?

(Ситуации из школьной жизни.)

Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

Получили двойку;

Потеряли сменную обувь;

Опоздали на урок;

Гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

Разбили красивую вазу?

А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

9. Итог работы. (Составление правил честного поведения.) - Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения. 1) Сказал – сделай. 2) Не уверен – не обещай. 3) Ошибся – признайся. 4) Говори только то, что думаешь. 5) Не можешь сказать правду – объясни почему. 6) Поступай только честно. -Если вы будете соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами. - Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны. - Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

Но помните, ребята, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.

Урок 14 Тема: Правда и ложь

26.10.2011 18832 1766

Цели урока:

- ознакомление учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»;

- привитие детям умения распознавать эти понятия, проводить между ними различие, оперировать ими и апеллировать к ним.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока

1. Круг радости

Ø Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня вы снова пришли на этот удивительный урок, который называется уроком самопознания. Я вижу, как светятся ваши лица. От ваших улыбок в классе становится светлее и теплее. Давайте начнем этот день с радостью, с улыбкой и, конечно же, с правдой. Учитель предлагает детям повторить за ним следующие слова:

Начни день с правдой

Наполни день правдой,

Закончи день правдой.

Так надо жить!

2. Минутка тишины

Ø Ребята, я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Ее будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем эту музыку (пауза).

Ø Перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все это – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». И это правда. От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Молодцы!

3. Игра

Ø Ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень серьезная и очень важная.

Ø Прежде чем приступить к разговору об этой теме, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Правда и ложь». Я буду читать вам вопросы. А вы, ребята, должны будете определить, это правда или ложь. Начнем?

Правда, что слоны летают? (Ложь).

Правда, что арбуз – это ягода? (Правда).

Правда, что пингвин – чемпион по нырянию? (Правда).

Правда, что у пчел есть вентилятор? (Правда).

Правда, что курицы летают? (Ложь).

Правда, что лягушки могут слышать пятками? (Правда). И т.д.

(Дети играют).

4. Поговорим

¨ Ребята, вы, наверное, обратили внимание, какое слово очень часто звучало в игре? (Ответы детей).

¨ Правильно, слово «правда». А как вы думаете, что такое «правда»?

¨ Как вы понимаете это слово?

¨ Поразмышляйте, что такое «ложь»? (Ответы детей).

5. Обратимся к учебнику

Ø Давайте заглянем на страницу нашей Азбуки и прочитаем ее мысли о правде.

Ø Правда – это важная духовная ценность человека и человечества. Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости. (Дети читают, запоминают определения).

¨ Задумывались ли вы над тем, что когда человек говорит неправду, какие чувства он испытывает?

¨ Как, по вашему мнению, можно научиться быть правдивым?

¨ Что происходит, когда, например, повар, врач, учитель, строитель, продавец и другие обманывают людей, поступают с ними нечестно, неправильно?

¨ Как вы считаете, честность усложняет жизнь человеку или украшает? (Ответы детей).

Ø В «Азбуке» есть прекрасный рассказ Л.Н.Толстого, который называется «Правда всего дороже». Давайте прочитаем его.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик очень испугался, но честно сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, сынок, что правду сказал.

¨ Как вы думаете, ребята, рассказ отражает ваши мысли о правде?

¨ Подтвердите это текстом из рассказа. (Ответы детей).

6. Чтение произведения. Корейская сказка «Честный мальчик». Беседа

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шел он, шел и пришел к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок маленький.

– О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды вышел старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Этот ли топор твой? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

¨ О чем повествуется в этой сказке?

¨ Какие чувства вы испытываете к мальчику?

¨ Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

¨ О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

¨ Какова была награда за правдивость?

¨ Кто такой честный человек? (Ответы детей).

Ø Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, поступков, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей. Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество. Я уверена, ребята, что вы стараетесь всегда говорить только правду и поступать только правдиво. А теперь давайте поиграем.

7. Мозговой штурм. Обсуждение ситуаций

Ø Ребята, подумайте и скажите, вы сможете солгать во имя спасенья? (Ответы детей).

Ø Давайте рассмотрим другую ситуацию, которая связана с тем, что дети обманывают своих родителей. Например, ребенок получает на уроке двойку. Он знает, что дома родители будут ругать его, и он всеми силами пытается избавиться от этой плохой оценки. Он ее стирает или вырывает страницу из дневника.

¨ А у вас в жизни были подобные случаи?

¨ Как вы поступите, если возникнет такая ситуация? (Ответы детей).

Ø Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

Ø Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти в жизни каждого человека.

Ø Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а учитель подозревает в этом другого человека. Как вы поступите? (Ответы детей).

Ø Говорить правду трудно. Порой гораздо удобнее и легче бывает промолчать. Для того, чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда ему приходится решать: промолчать или сказать правду. И только вы сами можете сделать правильный выбор.

Но помните, человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста, и только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

8. Творим в тетради

Ø Жизнь каждого человека «сопровождает» правда. Поэтому у всех людей сформировано свое представление о ней. Оно есть и у каждого из вас. Нарисуйте в своей «помощнице» в картинках свое представление об этой ценности (Задание 1). (Дети творят в тетради).

9. Презентация

Дети показывают свои рисунки. Рассказывают, почему они изобразили правду так или иначе.

10. Домашнее задание

Ø Дети! На сегодняшнем уроке «Самопознание» вы вновь показали себя умными и мудрыми учениками, которые разбираются в жизни. Вы понимаете и правильно размышляете о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Ø Дома прочитайте рассказы «Все тайное становится явным» (В.Ю.Драгунский), «Замок лгунов» (В.Жилинскайте). Ответьте на вопросы «Азбуки». Поразмышляйте над рассказами.

Ø В тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 2 и Задание 3.

11Круг «От сердца к сердцу»

Ø Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.

По кругу, от учителя дети заканчивают предложение: «Я стараюсь быть честным и правдивым, потому что …»

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.