Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Монастырь наланда, буддийский университет древней индии. Наланда — Энциклопедия буддизма Образовательная программа университета Наланда

Монастырь наланда, буддийский университет древней индии. Наланда — Энциклопедия буддизма Образовательная программа университета Наланда

Наланда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. Дословно его название означает «место, дарующее лотосы». В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны , древней столицы Индии.

Согласно истории буддийский университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, однако сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан . Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей. Библиотека Наланда, известная как Дхарма Гунж (Гора Правды) или Дхармаган-джа (Сокровищница Правды), была самым известным складом буддистского знания в мире в то время. У библиотеки существовало три высоких корпуса,- Ранасагара (Море Драгоценностей), Ратнодадхи (Океан Драгоценностей), и Ратнаран-джака (Восхищение Драгоценностями), по данным Сюаньцзана в ней было более девяти миллионов книг.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи , насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена (по слухам она горела несколько месяцев кряду). Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Общее влияние университета на буддизм как Махаяны, так и Ваджраяны было несравнимым,- сюда приезжало множество людей и учителей, желающих "влиться" в процесс познания и обучения. Ученый Дармакирти (приблизительно 7-ое столетие), один из буддистских основателей индийской философской логики, так же как и один из основных теоретиков буддистского атомизма, преподавал в Наланде. Учёные из Наланды сформулировали основополагающие принципы махаяны, на которые в дальнейшем опиралось большинство школ дальневосточного буддизма, а также некоторые идеи, получившие развитие в тхераваде.

Император Ашока построил Вихару , император Харшвардхан приказал создать медную статую Будды в 26 м высотой.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженных при раскопках. Множество разрушенных зданий сохранились до наших дней. Например храм Сурья Мандир .

В 1951 году в Наланде был открыт Международный центр изучения буддизма, в 2-х км отсюда находится буддийский институт Нава Наланда Вихар . Наланда Вихар упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей. Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции.

Когда Сюань-цзан отправился в свое далекое и полное опасностей путешествие, он особенно стремился попасть в Наланду – небольшое поселение, которое теперь трудно даже найти на карте. В его времена слава этого места, расположенного вблизи Раджагрихи, древней столицы царства Магадха, достигала самого Китая. Что же привлекало сюда буддистов из далеких стран?

Здесь можно было получить не только религиозные заслуги, которые обретает паломник при посещении святого места, но и глубокие знания. В Наланде в течение многих веков процветала буддийская ученость, это был своего рода университет. Длинная череда монастырей тянулась с запада на восток, и в каждом жило множество монахов, проходивших обучение у знаменитых учителей. Они изучали санскрит, канонические тексты и целый ряд философских дисциплин.


(фото: Реставраторы)

К VII веку буддизм как массовая религия уже уступал место индуизму и претерпевал упадок, однако за этим упадком было скрыто высокое развитие философской мысли: за стенами монастырей шла напряженная полемика по очень сложным доктринальным вопросам. Узкий круг буддистов-интеллектуалов находил среду для общения в таких местах, как Наланда. По словам Сюань-цзана, попасть туда было непросто: «Если кто, пришедший из другой страны, из другого города, хочет участвовать в обсуждениях, то привратник задает ему трудные вопросы, и тогда многие терпят неудачу и уходят. Только тем, кто глубоко изучил и новейшие, и древние [труды], разрешается вход. Затем вновь пришедшие проявляют свои способности в изощренных диспутах. Из десяти бывает по семь-восемь отвергнутых, а оставшиеся двое или трое, наиболее просвещенные, оказавшись внутри общины, могут не избежать посрамления в другой раз и потерять свою репутацию».

Выйдя из монастыря, монахи видели выстроенные в ряд ступы, из которых самой большой и богато украшенной была ступа Шарипутры. Так звали одного из главных учеников Будды, который отличался выдающимися способностями к философским рассуждениям.



(фото: Ступа Шарипутры)

В наше время ступа Шарипутры представляет собой массивное сооружение из кирпича, квадратное в плане, внутри заполненное землей. Раскопки показали, что ступа меняла свой облик семь раз. Первые три ступы были очень невелики – около 3,5 м в высоту. Наиболее кардинальные изменения произошли при пятой перестройке, тогда ступа и приобрела нынешний облик с четырьмя башнями по углам, позднее были изменены только лестницы, ведущие вверх.

Судя по найденной здесь надписи, пятая ступа относится к VI веку. Предполагают, что в святилище наверху ступы, к которому ведет лестница, была очень большая статуя Будды, исходя из размеров пьедестала. Башни по углам ступы очень красивы, в их нишах были помещены фигуры Будды и бодхисаттв.



(фото: На углу ступы Шарипутры)

Это большое здание окружено множеством малых ступ. Такие постройки обычно сооружались богатыми мирянами – приверженцами буддизма – чтобы улучшить свою судьбу в следующей жизни.


(фото: Малые ступы и храм в Наланде)

Китайский паломник Фа-сянь, посетивший Индию в V веке, упоминает ступу Шарипутры, но ничего не говорит о монастырях: «Пришли к Наланде – селению, где родился Шарипутра. Сюда же он вернулся для достижения паринирваны – на этом месте воздвигнута ступа, существующая и ныне». Вероятно, монастыри возникли позднее, между V и VII веками. Рассматривая раскопанные археологами руины монастырей, можно представить себе их устройство. Все монастыри имеют сходную планировку и почти одинаковы по размеру. В центре каждого находился открытый двор, по периметру которого располагались монашеские кельи. Перед входами в кельи тянулась крытая галерея, о ней свидетельствуют остатки колонн, когда-то поддерживавших крышу. В глубине двора, напротив входа, располагался храм с почитаемой статуей внутри. Перед ним проходили общие молитвы и обязательные ритуалы. Во дворе обнаружены колодцы и углубления, служившие печами; вероятно, здесь готовили пищу. Судя по сохранившимся лестницам, в монастырях был второй этаж, скорее всего, из дерева.


(фото: Один из монастырей Наланды)

Недалеко от Наланды есть живописное озеро. Согласно поверьям, в нем обитал нага (змееподобное полубожественное существо) по имени Наланда. Когда строили монастыри и копали землю, его тело случайно было поранено. Тогда прозвучало предсказание о том, что монахи в этих обителях легко будут достигать совершенства во всех областях знания, но над ними будет тяготеть некое проклятие – иногда их будет тошнить кровью. Так в буддизме утонченная ученость философов сочеталась с простонародными суевериями.


(фото: Озеро в окрестностях Наланды)

Наланда, подобно Риму, строилась не сразу. Понадобилось несколько столетий, чтобы она приобрела известность и распространила свое цивилизованное влияние не только на всю страну, но и на такие отдаленные земли, как Япония, Ява, Корея, Китай или Тибет.

Легенда гласит, что манговая роща Паварика в Бихаре была освящена самим Гаутамой Буддой. А позже царь Ашока построил здесь Вихару (монастырь) и тысячи ученых получили возможность заниматься наукой в бесчисленных залах и храмах.

Считается, что по названию этих монастырей вся область, а потом и индийский штат стали именоваться Бихар. Теперь же, благодаря богатому наследию, университет Наланды превратился в международный центр образования и культуры. Добуддийское наследие состояло из древних знаний Вед и Пуран, буддийское - из сводов Питаки, Дхаммапады, Абхидхаммы с комментариями таких древних мыслителей как Нагарджуна и Васибунду, которые свели воедино и придали огранку разрозненным знаниям.

Наланда всегда была университетом с общежитиями, тем, что сейчас принято называть кампусом. Сейчас, в пору вступительных экзаменов, особенно интересным воспринимается следующее. В "штате" университета Наланды издревле находились "Привратники или Хранители ворот" - ученые очень высокого ранга, хорошо знающие свой предмет и отобранные из числа лучших по стране с тем, чтобы экзаменовать абитуриентов сразу же по приезде. "Входной" экзамен был очень жестким. Лишь семь или восемь ученых из каждой десятки могли пройти его успешно. Потому недостаточно сведущие в науках приходили к воротам Наланды снова и снова - до тех пор, пока уровень их подготовки не устраивал Привратников. И только собственные заслуги, но не богатство или чины могли быть при этом критерием. Имеются записи о том, что даже ученым из семей правителей было отказано, хотя расходы Наланды покрывались именно царскими грантами (правда, обеспеченными налогами, взимаемыми с сельских жителей; имеется свидетельство, что такие сборы с нескольких деревень были пожалованы Наланде на содержание ее общежитий и управление храмами и монастырями). Многие китайские ученые прошли обучение в Наланде, оставив мемуары, по которым можно воспроизвести стиль академической жизни университета.

Например, согласно И-Сингу, минимальный возраст для абитуриента равнялся годам. А те, кто уже прошел обучение в каком-либо другом университете, принимались сюда с тем, чтобы получить еще более высокие знания. Так, китайский паломник Хиуен Тсанг, прибывший в Наланду во времена "доброго короля Харша" свидетельствует, что "ученые мужи из разных городов, стремящихся быть признанными в дискуссиях, приходили сюда во множестве, чтобы развеять свои сомнения". Привратники Наланды фактически были хранителями сокровищницы знаний Индии. При этом приветствовался любой желающий принять участие в открытой дискуссии по любому вопросу, касающемуся философии, религии, юриспруденции или просто каких-либо жизненных ситуаций.

Учиться в величайшем центре знаний было весьма престижно. К тому же людей из самых отдаленных земель привлекал сюда многопредметный подход к обучению. Правда, теология была обязательным предметом, но и другие дисциплины, включая медицину, преподавались с неменьшим усердием. Грамматика и фонетика, этимология, история и йога - все было включено в расписание. Преподавалась даже… стрельба из лука.

Вышеупомянутый Хиеун Тсанг добирался в Индию через пустыню Гоби и Гималаи. Он оставался в университете в течение 17 лет: вначале в качестве студента, затем - профессора при руководителе Шилабхадре. В Наланде он был встречен у ворот тысячью светильников, поскольку слух о его эрудиции и репутации достиг университета раньше, чем он сам. Здесь он занимался, чтобы получить степень магистра юриспруденции, а затем стал вице-директором всего огромного университета. Абитуриент очень быстро превратился в студента, которому поручались глубокие исследования, требующие длительных и опасных путешествий.

Согласно описаниям Тсанга, распорядок дня в Наланде был насыщен различными ритуалами. Утро начиналось с призыва к омовению. Кажется, принятие ванны было обязательным для каждого. Более того, утреннее омовение предписывалось совершать каждому в специально отведенный для него час. Затем следовало осыпание священного изображения Будды лепестками цветов - в сопровождении декламации и пения гимнов. После скудного завтрака все собирались в залах для дискуссий и учебных занятий. После обеда проходил другой ритуал - священники собирались в главной келье монастыря и пели молитвы во славу Будды. А на сотнях кафедр для молебствий студенты должны были ежедневно проводить хотя бы по нескольку минут. Вечерами наступало время прогулок. Ночь предназначалась для отдыха.

Знание санскрита было обязательным. Оно включало не только совершенное владение грамматикой этого праязыка, но и правильное произношение. Очень большое значение в университете придавалось дискуссиям, которые могли длиться до суток. Ученые всегда приветствовали их, поскольку были преданы любимым наукам, а в дискуссиях шло активное обогащение интеллектов и то, что в наши дни называется "брейнштормингом".

На Тсанга большое впечатление произвела дисциплина Наланды. За 700 лет существования университета (ко времени его поступления) не было зафиксировано ни одного случая забастовки или каких-либо волнений за исключением ученых споров. Правда, в тех из последних, которые касались важных принципов, сражения шли "не на жизнь, а на смерть". Обязательных письменных работ не существовало, хотя обычным было переписывание рукописных текстов. Хиуен Тсанг и И-Синг привезли с собой в Китай из Наланды огромный груз таких книг.

Плата за пищу, одежду и проживание со студентов не взималась. Не существовало никаких наказаний. Точнее. Каждый провинившийся, как правило, сразу осознавал свой проступок и наказывал себя сам. А между учителем и учеником отношения были подобными отношениям между отцом и сыном. Самой большой радостью и высшей наградой для учителя становилось, если ученик затмевал своего наставника. Студенты и профессора носили одинаковые желтые робы "закутанные вокруг талии и спины и подхваченные на поясе; исподняя одежда, обернутая вокруг поясницы, спускалась ниже колен". Пища была очень простой - из продуктов, доставляемых двумя сотнями домовладельцев из разных сел.

Но и спорту находилось место в стенах университета. Студентам разрешалась борьба, боксирование, разные игры (но не игра в кости, несмотря на то, что такое развлечение было очень популярно в индийском обществе того времени).

К несчастью, благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Завоеватели разрушили Город Знаний за несколько часов. Легенда гласит, что несколько монахов кинулись под ноги врагам, пытаясь спасти хотя бы Ратнаводхи - всемирно известную библиотеку. Однако сами были брошены в огонь вместе с книгами. Оставшиеся в живых сбежали. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европецам впоследствии сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Настал двадцатый век. В 1915 году были организованы первые раскопки в пределах древнего университета. Продолжались они около двадцати лет. И вот теперь, снова, ученые съезжаются в город Нав, расположенный неподалеку от древней Наланды - чтобы восстановить славу этого величайшего центра знаний.

Наланда Махавихара (Nalanda)

Нала́нда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Согласно Сюаньцзану, в университете существовало раннее подобие вступительных экзаменов: прибывшим для участия в дискуссиях привратники задавали сложные вопросы, так что не сумевшие дать ответ отказывались от идеи войти.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьём или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Благодаря усилиям философов Наланды доктрины Мадхьямаки и Йогачары были сформулированы в той форме, в которой они были позже переданы в Тибет.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг , а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 м², но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем Nalanda International University.

Руины древнего монастыря Наланда ― историческая , находящаяся в штате Бихар недалеко от Раджгира и входящая в . Здесь располагался наиболее известный из древних индийских университетов. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря трудам Сюань Цзаня и Фа Сяня, оставивших заметки о своих путешествиях и о пребывании в университете.

Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья возвел святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.

В десятом веке, когда в университет пришел Сюань Цзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюань Цзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.

К обучению в университете допускались прошедшие устный экзамен. Его принимал в вестибюле профессор, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюань Цзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше ― 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность ― в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении.

Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюань Цзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.

Крупную роль сыграла Наланда в пропаганде буддизма и распространении индийской культуры за рубежом, особенно в Китае и Тибете. Без преувеличений можно сказать, что в период расцвета (VII- Х вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так у И Цзина мы узнаем, что за сорок лет между поездкой Сюань Цзана и его собственной, в Индии побывало 56 ученых из стран Восточной Азии и большинство их обучалось в Наланде.

Еще больше иностранцев приезжало в Индию в последующие столетия. Получив здесь всестороннее образование, собрав сотни ценнейших рукописей, они возвращались на родину, где основывали буддийские общины, обучали соотечественников санскриту и переводили на свои языки произведения индийской литературы. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.

Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европейцам впоследствии, сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет.

Сейчас почти все развалины приведены в порядок, а территория самого комплекса заботливо ухожена и местами похожа на огромный цветник, с чистыми дорожками, скамеечками, клумбами.

К сожалению, мы можем увидеть только развалины монастыря. Но и они поражают своими масштабами. По словам археологов, большая часть зданий пока остаётся скрытой под землёй. Но так как даже то, что уже открыто для взора, занимает площадь в полторы сотни тысяч квадратных метров, то не остаётся сомнений в том, что университет был внушительных размеров.

На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Помимо этого, конечно же, тут стояли и другие постройки – это был целый город, ограниченный стенами, и в нём было всё, что необходимо для нормальной жизни (а проживало в Наланде примерно десять тысяч человек) и прекрасного обучения.

Даже развалины монастырей позволяют увидеть многое ― лекционные залы, студенческие комнаты, помещения для приготовления пищи, можно даже видеть, как устроена была система вентиляции и канализации. Широкий фундамент, сохранившиеся основания стен позволяют представить себе величину зданий.

В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Сказочно красивые павильончики увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них выделялась обсерватория, касавшаяся, по словам Сюань Цзана, своим башенным верхом облаков.

Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела и переливалась тысячами оттенков яркая цветная черепица.


Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них - пятиэтажном- стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи.

Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.

Лучше всего до нашего времени сохранилась ступа Шарипутры, с наружными лестницами, лепными изображениями Будды на стенах, со множеством маленьких ступ рядом. Очевидно, и другие храмы были столь же богато украшены скульптурами и барельефами.