Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Презентация по русскому языку деепричастие. Презентация на тему "деепричастие"

Презентация по русскому языку деепричастие. Презентация на тему "деепричастие"

Урок повторения

Слайд 2

уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;

научиться находить деепричастный оборот в предложении;

узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.

Слайд 3

Отвечает на вопросы:

  • что делая?
  • что сделав?
  • каким образом?
  • почему?
  • когда? и др.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие

к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым.

Слайд 4

Признаки глагола у деепричастия:

И.А.Бунина “***":

Н.А. Некрасов “Однажды…":

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

И.А.Бунин “***":

В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…

Возвратность:

Слайд 5

Признаки наречия у деепричастия:

неизменяемость;

в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством

А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…

Слайд 6

Общее грамматическое значение деепричастия -

обозначение добавочного действия

Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…

Слайд 7

1) Надо любить и ценить в человеке человека.

2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.

4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)‏

3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

Слайд 8

Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2) Отражаясь, березы ломались в пруду.

3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.

Слайд 9

Морфемные признаки деепричастий:

суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:

Слайд 10

Слайд 11

Зарождаясь в детстве, доброта

становится сильнее.

Доброта становится сильнее,

зарождаясь в детстве.

Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.

Доброта зарождаясь в детстве

с годами становится сильнее.

Доброта, зарождаясь в детстве,

с годами становится сильнее.

Слайд 12

Как пишется частица не с деепричастиями?

  • не) торопясь
  • (не) годуя
  • (не) читая
  • (не) доумевая
  • (не) говоря
  • (не) навидя
  • (не) смеясь
  • (не) досыпая
  • (не)досыпая
  • Раздельно:
  • не торопясь
  • не читая
  • не говоря
  • не смеясь
  • не досыпая
  • Слайд 13

    Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.

    1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.

    2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.

    3. Вот задрожала осиновая роща.

    4. Листья становятся мутного цвета.

    5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.

    6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.

    7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.

    8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.

    9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

    Домашняя работа:

    Слайд 14

    Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555

    Презентация на тему:Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ №1 Максименко Оксана


    Деепричастие. Понятие о деепричастии.


    Понятие о деепричастии. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.


    Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. То есть показывает, как совершается действие. В деепричастиях (как и в причастиях) объединяются значения двух частей речи – глагола и наречия.


    Общее грамматическое значение. Общее грамматическое значение деепричастия – обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола – сказуемого.


    Морфологические признаки. Морфологические признаки деепричастия – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Ярким морфемным признаком деепричастий являются суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши: крича, бегая, пробежав, умывшись, принёсший.


    Синтаксические признаки. Синтаксические признаки деепричастия – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.


    Признаки глагола и наречия у деепричастия. Признаки глагола у деепричастия. 1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными: вытираясь полотенцем (невозвратное: и имеет суффикс –сь) 2. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: решая задачу (несов. в.) – отвечает на вопрос что делая?; 3. Деепричастия распространяются, как глаголы: читать книгу – читая книгу;


    Признаки наречия у деепричастия. 1. Деепричастия – неизменяемые слова. 2. В предложении деепричастие зависит от глагола – сказуемого и является обстоятельством. Частица НЕ с деепричастиями (как и с глаголами) пишется р а з д е л ь н о. Ответил не задумываясь.


    Деепричастный оборот. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом: Ветер дует порывами, /постоянно меняя своё направление./ Деепричастный оборот всегда выделяется з а п я т ы м и: /Сердито воя,/ дул холодный осенний ветер.


    Словообразование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я: кричат – крича; блестят – блестя; От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: пахать, печь, шить, петь, плясать. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши: крикнуть – крикнув; умыться – умывшись; принести – принёсши.

    Деепричастие Выполнила: студентка группы 3 ПОБ НАЧ-кз Печёнкина Елена Юрьевна Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:

    • Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
    • Сколько частей речи в русском языке?
    • Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
    • Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?
    Что такое деепричастие? Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
    • Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
    • Имеет грамматические признаки глагола и наречия .
    Общая характеристика деепричастия
    • Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.
    • Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия. Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.
    • Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.
    • Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.

    К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое жеуправление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

    К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

    Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым):Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

    Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

    У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов:игра-я - игра-ючи .

    Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

    От глаголов на -чь: печь - пекя (печа );

    От глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

    От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

    От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -пь я.

    Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

    Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

    В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

    Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типаувидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

    Ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .

    У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

    Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

    Образование деепричастий

    • Деепричастия бывают только у личных глаголов. Деепричастия бывают НСВ и СВ.
    • Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать решая , читать читая , думать думая . Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют – рисуя.
    • Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить – решив, купить – купив. Деепричастия СВ образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.
    • Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.
    Деепричастный оборот
    • Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому).
    • Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
    • Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
    • Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
    • В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) не зависимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
    Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
    • Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
    • Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее – яблоки , сказуемое –понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).
    Морфологический разбор деепричастия
    • Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:
    • I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность. III. Синтаксическая роль
    Образец разбора Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой). I. Потягивая (что делая?) - деепричастие; II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое; непост. признаки: нет; III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

    Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

    Цель

    Задачи:

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ

    Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»

    Ход урока

    I . Организационный момент (объявление темы, цели, задач урока)

    (слайды 1 - 5)

    Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…

    Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.

    Самое известное место города - проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт - площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.

    Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.

    Итак, в путь!

    II . Основная часть урока.

    1 ) Проспект Теоретический (слайд 6)

    Закончите фразы… (слайд 7)

    Цель: проверка теоретических знаний учащихся.

    Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8)

    Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.

    Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.

    Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова - деепричастия (слайд 9)

    Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?

    2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)

    Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.

    Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.

    Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11)

    Физминутка

    3) Улица Орфографическая (слайд 12)

    С какой орфограммой мы познакомились в теме «Деепричастие»?

    (правописание НЕ с деепричастиями)

    Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13)

    4) Улица Пунктуационная (слайд 14)

    Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15)

    Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)

    5) Площадь Стилистическая (слайд 16)

    Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

    Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17)

    6) Выполнение теста (5 заданий)

    Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.

    III . Итоги урока (слайд 18,19)

    IV . Рефлексия.

    Домашнее задание:

    1)подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;

    2)выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;

    3)индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся)

    Самоанализ урока

    Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».

    Тема урока : Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

    Цель : обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

    Задачи

    Образовательные:

    совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;

    отработать практическое умение образовывать деепричастия;

    совершенствовать навыки правописания деепричастий;

    закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

    Развивающие:

    закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

    развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.

    Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ.

    Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»

    Этапы урока:

    1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)

    2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)

    Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)

    Решение кроссворда (работа по парам)

    Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством

    Распределительный диктант (по вариантам)

    Повторение орфограмм деепричастий

    Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»

    Повторение пунктуации при деепричастном обороте

    Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи

    Выполнение теста

    3. Итоги урока.

    Домашнее задание (дифференцированное)

    Использованы следующие методы обучения:

    Словесные

    Наглядные

    Практические

    Метод контроля

    Формы обучения:

    Фронтальная работа

    Индивидуальная

    Групповая

    Дифференцированная

    На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.

    Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.

    Учитель русского языка и литературы Дубровская Ирина Петровна