Презентация по русскому языку деепричастие. Презентация на тему "деепричастие"
Урок повторения
Слайд 2
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
научиться находить деепричастный оборот в предложении;
узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
Слайд 3
Отвечает на вопросы:
- что делая?
- что сделав?
- каким образом?
- почему?
- когда? и др.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие
к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым.
Слайд 4
Признаки глагола у деепричастия:
И.А.Бунина “***":
Н.А. Некрасов “Однажды…":
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
И.А.Бунин “***":
В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…
Возвратность:
Слайд 5
Признаки наречия у деепричастия:
неизменяемость;
в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством
А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…
Слайд 6
Общее грамматическое значение деепричастия -
обозначение добавочного действия
Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…
Слайд 7
1) Надо любить и ценить в человеке человека.
2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.
4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)
3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
Слайд 8
Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
2) Отражаясь, березы ломались в пруду.
3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
Слайд 9
Морфемные признаки деепричастий:
суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:
Слайд 10
Слайд 11
Зарождаясь в детстве, доброта
становится сильнее.
Доброта становится сильнее,
зарождаясь в детстве.
Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.
Доброта зарождаясь в детстве
с годами становится сильнее.
Доброта, зарождаясь в детстве,
с годами становится сильнее.
Слайд 12
Как пишется частица не с деепричастиями?
- не) торопясь
- (не) годуя
- (не) читая
- (не) доумевая
- (не) говоря
- (не) навидя
- (не) смеясь
- (не) досыпая
- (не)досыпая
- Раздельно:
- не торопясь
- не читая
- не говоря
- не смеясь
- не досыпая
Слайд 13
Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.
2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
3. Вот задрожала осиновая роща.
4. Листья становятся мутного цвета.
5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.
7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.
8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Домашняя работа:
Слайд 14
Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555
Презентация на тему:Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ №1 Максименко Оксана
Деепричастие. Понятие о деепричастии.
Понятие о деепричастии. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. То есть показывает, как совершается действие. В деепричастиях (как и в причастиях) объединяются значения двух частей речи – глагола и наречия.
Общее грамматическое значение. Общее грамматическое значение деепричастия – обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола – сказуемого.
Морфологические признаки. Морфологические признаки деепричастия – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Ярким морфемным признаком деепричастий являются суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши: крича, бегая, пробежав, умывшись, принёсший.
Синтаксические признаки. Синтаксические признаки деепричастия – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Признаки глагола у деепричастия. 1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными: вытираясь полотенцем (невозвратное: и имеет суффикс –сь) 2. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: решая задачу (несов. в.) – отвечает на вопрос что делая?; 3. Деепричастия распространяются, как глаголы: читать книгу – читая книгу;
Признаки наречия у деепричастия. 1. Деепричастия – неизменяемые слова. 2. В предложении деепричастие зависит от глагола – сказуемого и является обстоятельством. Частица НЕ с деепричастиями (как и с глаголами) пишется р а з д е л ь н о. Ответил не задумываясь.
Деепричастный оборот. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом: Ветер дует порывами, /постоянно меняя своё направление./ Деепричастный оборот всегда выделяется з а п я т ы м и: /Сердито воя,/ дул холодный осенний ветер.
Словообразование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я: кричат – крича; блестят – блестя; От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: пахать, печь, шить, петь, плясать. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши: крикнуть – крикнув; умыться – умывшись; принести – принёсши.
Деепричастие Выполнила: студентка группы 3 ПОБ НАЧ-кз Печёнкина Елена Юрьевна Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
- Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:
- Сколько частей речи в русском языке?
- Какую из форм - неопределённую форму глагола или деепричастие - считать начальной формой?
- Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?
- Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
- Имеет грамматические признаки глагола и наречия .
- Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.
- Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они обладают признаками как глагола, так и наречия. Морфологические признаки глагола - это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность. Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.
- Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.
К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое жеуправление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым):Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.
Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).
У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов:игра-я - игра-ючи .
Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
От глаголов на -чь: печь - пекя (печа );
От глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;
От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);
От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -пь я.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,
Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типаувидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
Ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .
Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Образование деепричастий
- Деепричастия бывают только у личных глаголов. Деепричастия бывают НСВ и СВ.
- Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решать – решая , читать – читая , думать – думая . Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют – рисуя.
- Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить – решив, купить – купив. Деепричастия СВ образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-: крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс -вши- просторечно-разговорный. Принести → принесши.
- Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым - примыкание.
- Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому).
- Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
- Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
- Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
- В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) не зависимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
- Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
- Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее – яблоки , сказуемое –понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).
- Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану: I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность. III. Синтаксическая роль
Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ
Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Ход урока
I . Организационный момент (объявление темы, цели, задач урока)
(слайды 1 - 5)
Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…
Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.
Самое известное место города - проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт - площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.
Итак, в путь!
II . Основная часть урока.
1 ) Проспект Теоретический (слайд 6)
Закончите фразы… (слайд 7)
Цель: проверка теоретических знаний учащихся.
Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8)
Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.
Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.
Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова - деепричастия (слайд 9)
Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)
Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.
Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.
Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11)
Физминутка
3) Улица Орфографическая (слайд 12)
С какой орфограммой мы познакомились в теме «Деепричастие»?
(правописание НЕ с деепричастиями)
Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13)
4) Улица Пунктуационная (слайд 14)
Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15)
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)
5) Площадь Стилистическая (слайд 16)
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17)
6) Выполнение теста (5 заданий)
Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.
III . Итоги урока (слайд 18,19)
IV . Рефлексия.
1)подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;
2)выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
3)индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся)
Самоанализ урока
Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».
Тема урока : Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель : обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
отработать практическое умение образовывать деепричастия;
совершенствовать навыки правописания деепричастий;
закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ.
Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Этапы урока:
1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)
2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)
Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)
Решение кроссворда (работа по парам)
Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством
Распределительный диктант (по вариантам)
Повторение орфограмм деепричастий
Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»
Повторение пунктуации при деепричастном обороте
Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи
Выполнение теста
3. Итоги урока.
Домашнее задание (дифференцированное)
Использованы следующие методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Метод контроля
Формы обучения:
Фронтальная работа
Индивидуальная
Групповая
Дифференцированная
На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.
Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.
Учитель русского языка и литературы Дубровская Ирина Петровна