Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Комбинации каких синтаксических. Типы синтаксических связей

Комбинации каких синтаксических. Типы синтаксических связей

Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Синтаксис (греч. – соединение, сцепление) изучает правила, по которым связываются отдельные слова в словосочетании, отдельные предложения в сложные предложения. Изучает строй связанной речи.

Как наука, синтаксис сложился во второй половине 19 века – в начале 20-го.

Основные синтаксисты и их работы:

1) Фёдор Иванович Буслаев – «Опыт исторической грамматики русского языка», 1858 г. – классификация второстепенных членов предложения, продержалась в школах более ста лет.

2) Академик Шахматов – «Синтаксис русского языка», 1925 г.

3) А.М. Пешковский – «Русский синтаксис в научном освещении», 1914 г., переиздана в 1956 г.

4) Александр Афанасьевич Потебня – «Из записок по русской грамматике» - делил мышление на прозаический и поэтический тип.

В советское время синтаксическая наука развивалась, и был выработан структурно-семантический подход: учитывают и структуру предложения, и его семантику.

Основные синтаксические единицы.

Всеми признаются словосочетания как минимальная единица синтаксиса и простое предложение . Но уже сейчас абсолютное большинство особой синтаксической единицей считают и сложные предложения . Кроме того, начиная с 80-х годов 20-го века, стал разрабатываться анализ текста – когда для выражения мысли необходимо несколько предложений – эта единица зовётся сложное синтаксическое целое , оно же – прозаическая строка , развивающая одну конкретную мысль в произведении. Синтаксис изучает, как эти предложения связаны друг с другом. Словоформа тоже признаётся не всеми, эту идею выдвинула Г.А.Золотова в своём синтаксическом словаре; она считает, что словоформа выполняет в языке ту или иную синтаксическую функцию, н-р, «я помню домик в лесу» - определение, «отец работает в лесу» - обстоятельство. Идея эта не нашла широкого применения.

Понятие синтаксической связи.

Существуют два вида синтаксической связи: сочинительная связь и подчинительная.

Сочинительная связь – между собой связываются независимые компоненты, все они относительно равноправны. Она проявляется на уровне и простых, и сложных предложений.

Подчинительная связь – один компонент предложения главный, а другой ему подчиняется.

Есть ещё присоединительная связь – её суть в том, чтобы нарушать логические и грамматические связи, и в результате совершенно меняется интонация конструкции. К законченной мысли спонтанно добавляются дополнения. Н-р: «он написал очень интересный роман» обычное предложение -> «он написал роман, и очень интересный».

Сочинительная связь – два или более равноправных компонента.

Бывает открытая связь и закрытая.

Открытая связь – когда есть перечисление, которое всегда можно продолжить, число её компонентов определяется экстралингвистическими факторами.

Закрытая связь связывает только два компонента, в ней всегда есть противительные, градационные, пояснительные, сопоставительные союзы.

Подчинительная связь соединяет неравноправные единицы: слово и зависимая от него форма («большой город», «ножка стола», «читать книгу») или сложная конструкция («человек, которого искали»).

Бывает обязательная связь и необязательная.

Обязательная связь – когда стержневого слова семантически недостаточно, чтобы выполнить свою информативную функцию, н-р, «он находится в Англии».

Необязательная связь – полусвязочные глаголы можно опустить, н-р, «он читает книгу».

Бывает предсказуемая связь и непредсказуемая.

Предсказуемая связь – когда главное слово требует только одной формы, н-р, «он восторгается музыкой» - возможен только Тв.п.

Непредсказуемая связь – возможны варианты зависимых словоформ, н-р, «он остановился на мосту» - он мог остановиться где угодно.

Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование – главное слово требует от зависимого только одной определенной формы рода, числа и падежа.

Согласование бывает полное и неполное.

Полное согласование - совпадают формы рода, числа и падежа

Неполное согласование – не совпадают формы рода, числа и падежа, н-р, «город Москва» - отсутствует согласование рода, «человек, которого искали» - отсутствует согласование числа.

Есть множество способ согласования компонентов между собой.

Сложные случаи согласования:

– когда существительное общего рода: «этот простофиля способен перепутать всё на свете» или «эта простофиля…», «дядя – пьяница непробудная…».

– когда между двумя компонентами количественного и именного словосочетания надо вставить определение: «два талантливых романа», «две талантливые повести», «два талантливых стихотворения». Если существительное мужского рода, то определение ставится в Род.п. Если зависимое слово женского рода, в основном, определение ставится в Им.п: Род.п. ед.ч. должен равняться Им.п. множ.ч. Когда у существительных женского рода происходит изменение в ударении, определение становится Род.п.

– в препозиции любое определение ставится в Им.п.: «талантливые два романа», «талантливые две повести», «талантливые два стихотворения».

– в постпозиции это должны быть обособленные определения: «два романа, написанные за последний год», уже не зависит от рода, числа и падежа.

– на форму определения иногда оказывает влияние форма сказуемого: «выиграны три золотые медали», «разыграно три золотых медали» - в безличном предложении появляется родительные падеж.

– когда бывают два определения при существительном, возникает вопрос, ставить существительное в единственное или множественное число: «католическая и протестантская церковь », потому что существительное во множ.ч. имеет другое значение: «старые церкви». Если ед.ч. и множ.ч. расходятся по значению, существительное ставится в ед.ч.

– существительное ставится в ед.ч., если между определениями есть противительные и разделительные союзы: «не каменный, а деревянный мост».

– существительные ставятся в ед.ч., когда перечисляемые разновидности внутренне связаны, н-р, «в правой и левой руке», «в старославянском и древнерусском языке».

– «в конце 19-го и начале 20-го века» - однородными являются начало и конец.

– при перечислении разных предметов, используется множественное число существительных, н-р, «токарные и фрезерные станки».

– возникает вопрос о составном наименовании, когда два существительных разных полов, и надо выбрать определение. 1) простой способ – нет вариантов, что-то указывает на принадлежность к роду и полу: «женщина-скульптор»; 2) сложные слова без соединительной гласной, н-р, «плащ-палатка», первое слово не изменяется, значит, главное слово «палатка» и определение ставится в женском роде; когда есть слово «кафе»: «кафе-столовая», «кафе-закусочная», необходимо согласование с основной частью, н-р, «открылась кафе-столовая», «зайти в новую кафе-закусочную»; один компонент склоняется, а другой не склоняется – определение ставится по первому компоненту, н-р, «новое платье-костюм», «большой музей-усадьба» и «большая усадьба-музей».

Управление – подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённого падежа.

Управление бывает сильное и слабое.

Сильное управление – когда зависимая форма обязательна и предопределена свойствами главного слова, н-р, «восхищаться – чем?». Переходный глагол почти всегда означает сильное управление.

Слабое управление – наличие зависимой формы абсолютно необязательно.

Управление бывает вариативное и невариативное.

Вариативное управление – когда «увидел первый раз» и «увидел в первый раз», устаревшие формы («стол о трёх ногах»), разговорные формы («делать с месяц») и просторечия («идут по грибы») дополняют этот вид управления. Бывают варианты за счёт предлогов, н-р, «разговоры о поездке», «относительно поездки», «касательно поездки», «о поездке».

Невариативное управление – когда так нельзя.

Си́нтаксис - 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) бесконечного множества речевых произведений. Синтаксис исследует и формулирует правила речеобразования. В соответствии с этапами синтезирования речи, на каждом из которых происходит создание не только более сложных, но и наделённых новым качеством единиц, синтаксис членится на три комплексных раздела. В первом - синтаксисе частей речи - изучаются сочетательные возможности слова, способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения (атрибутивное, комплетивное и т. п.). Во втором разделе синтаксиса - синтаксисе предложения - описываются внутренняя структура, коммуникативные типы (сообщение, вопрос, побуждение), предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования (например, замена придаточного причастным оборотом) простого и сложного предложения, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение, - сочинения и подчинения. В третьем разделе исследуется актуализация предложения, т. е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст, - актуальный синтаксис, синтаксис текста.

Виды синтакс. связи

1) сочинение. Для сочинительной связи характерно равноправие элементов; они как правило однородны и /функционально близки: я и ты, стол или стул, строг, но справедлив.

2) подчинение. При подчинительной связи элементы не равноправны: один явл. главным, а другой подчинен ему, зависит от него: ножка стола, капризный ребенок, сел на скамью, жалобно просили.

3) предикативная связь. При предикативной связи /связь между подлежащим и сказуемым/ элементы равноправны, и взаимозависимы: ребенок плакал.

В синтакс. образованиях усложненной структуры, состоящих бо­лее чем из двух полнозначных слов, возможны комбинации синтак. свя­зей, например:

/I/ Последовательное подчинение - комбинация синтаксических связей, при которой первый зависимый элемент относится к главному, второй за­висимый элемент подчинен первому зависимому и т.д.

рассказов

об открытии

/2/ Неоднородное подчинение - комбинация синтакс. связей, при ко­торой к одному главному элементу относятся, по- разному, его опре­деляя, несколько зависимых элементов, например:

Быстро идти вперед

качество/ /направление/

/3/ Однородное /со/подчинение - комбинация подчинительной и сочи­нительной связей:

/а/ К одному главному элементу относятся несколько зависимых, соединенных сочинительной связью:

увлекаться хоккеем и пением

книга про путешествия и приключения

/б/ Зависимый элемент относится сразу к двум главным, соединенным сочинительной связью

наши отцы и матери

идею одобрили и поддержали

Синтаксические связи выражаются целым комплексом средств . Существенно различаются способы выражения сочинительной и подчини­тельной связей.

Сочин. связь выражается сочинительными союзами /и, а, но, или и пр./ или особой интонацией, отличающейся подчеркнутой однотипностью интонирования соединяемых элементов:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну. /Пушкин/

Способы выражения подчинения более разнородны. В сложном предло­жении - эти подчин. союзы /что, если, потому что и пр./ и союзные слова /кто, который и пр./ В словосочетаниях для выражения подчи­нения, используются следующие способы:

/I/ Выражение подчинения с помощью грам. форм слов, т.е. мор­фологическим путем:

/а/ согласование - способ /прием/ осуществления синтакс. связи, при котором форма зависимого слова выражает те же грам. значения, что и главное слово: синее платье, нес большой красный флаг;

/б/ управление - употребление зависимого слова в форме, которую требует главное слово: радуюсь покупке /Дат.п./, доволен покупкой /Твор.п./, жажда знаний"/Род.п./;

/в/ морфолог. показатель связи употребляется не в зависимом слове, как при управлении, а в главном слове, например: азербайджанское "ат баш" /голова лошади/- ат "лошадь" /им.п./ + баш ""голова" + и /показатель синтакс. связи/.

/2/ Выражение подчинения с помощью т.н. примыкания : комбинирующиеся элементы образуют синтакс. группы без изменения морфолог. формы, синтакс. отношения не оформлены, а основаны исключительно на известных говорящему и слушающему валентных свойствах комбинирующихся единиц: очень старательный, бежать быстро. Термин "примы­кание" не удачен, т.к. соположение главного и зависимого слова не обязательно, они могут отстоять друг от друга в предложении на значительное расстояние.

/3/ Использование служебных слов, прежде всего предлогов.

/4/ Интонация / интонационное примыкание/. Ср. два выска­зывания, где знак " /" обозначает паузу: "Вечно нахмуренная свекровь/портила ей настроение", где "вечно нахмуренная"- позиционное примыкание; "Вечно/нахмуренная свекровь/портила ей настроение.", где "вечно портила"- интонационное примыкание.

Сочинительная (хлеб и соль)

Подчинительная

· согласование (зависимое слово принимает грамматические х-ки главного): на семи ветрах, красивая девочка

· управление (гл.слово диктует х-ки зависимому, но не свои собственные): чтение книг - чтению книг

· примыкание (связь преимущественно семантическая, нет показателей внутри слова

3) Координация (или предикативная связь, или взаимное подчинение):

· некоторые сочетания числительного с существительным: два стола (числительное диктует характеристики падежа и числа, а существительное – рода), две парты.

· подлежащее и сказуемое. Очевидно, что подлежащее управляет сказуемым (диктует ему признаки лица, числа и рода, либо – если сказуемое является существительным – только числа). Влияние сказуемого заметить сложнее. Оно заключается, например, в том, что существительное приобретает форму именительного падежа. В некоторых неиндоевропейских языках может быть выбор между падежами подлежащих.

Например, в грузинском наблюдается такая зависимость от времени и семантики сказуемых. Mama (именительный падеж) uhurebs – Отец смотрит. Mamam (эргативный падеж) aashena sakli (именительный) – Отец построил дом (именно в прошедшем времени).

35. Словосочетание и предложение: предикативные, атрибутивные, объективные, релятивные словосочетания; синтаксические связи в словосочетаниях.

Наибольшее признание в современном языкознании находит точка зрения, согласно которой предметом синтаксиса являются и словосочетание и предложение. Она находит свое выражение в синтаксическом учении академика Виноградова. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, Виноградов увидел грамматическую сущность предложения. Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности/непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний. Сочетание слов происходит на основе сочинительной или подчинительной связи между ними.

В сочинительных словосочетаниях ввиду функционального единства их компонентов общие грамматические категории компонентов одинаковы, т.е. в таких словосочетаниях объединены слова, относящиеся к одной и той же части речи (мать и отец, высокий, но худой; motina ir tėvas, aukštas, bet plonas). Более многочисленны и разнообразны по своей структуре подчинительные словосочетания. Они образуются распространением слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова. В подчинительном словосочетании одно из знаменательных слов является главным, центром словосочетания. Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики. Различают несколько видов отношений между членами словосочетания.

Главное из них – предикативное . Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение. Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит, Saulė šviečia), так и скрытые (Дождит, Lyja), но не могут быть внутренние (домик, namukas).

По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

· Атрибутивными , определяющей член которых называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения (зеленая трава, žalia žolė);

· Объективными , определяющий член которых называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением (выпил чаю, išgėrė arbatos);

· Релятивными, определяющий член которых либо называет какой-нибудь признак определяемого, либо называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением (быстро бежит, greitai bėga).

Выражение отношения членов друг к другу может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением и примыканием . Согласование – это тот вид связи, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны (белого хлеба, baltos duonos). Управление – это тот вид связи, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения (вижу собаку, matau šunį). Примыкание – это такой вид связи, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

36. Словосочетание: синтаксическая связь и виды синтаксических связей.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

Отношение между членами синтагмы выражаются всегда каким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения. Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием (подчинительная связь).

Согласование – это вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны. Белому хлебу – согласование в мужском роде в дательном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией –у, а в белому инй флексией –ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так в она играет есть согласование только в числе и лице – нет согласования полностью.

Управление – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения. Переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может прямым (вижу собаку) и опосредованным, предложным (гляжу на собаку).

Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

37. Предложение: строение и виды.

Синтаксис (от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

6. соединение слов в словосочетания и предложения;

7. рассмотрение видов синтаксической связи;

8. определение типов словосочетаний и предложений;

9. определение значения словосочетаний и предложений;

10. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами более протяженными, чем слово, - словосочетаниями и предложениями. Предложение имеет более сложную иерархическую структуру, чем слово. У предложения есть способность к неограниченному усложнению. Синтаксическое описание – это множество правил, которые характеризуют синтаксический компонент знания языка. При составлении этих правил используется грамматический метаязык. Синтаксис имеет две основные задачи: описательную и объяснительную. Слово «синтаксис» начали употреблять стоики для обозначения логической структуры высказываний. Синтаксическая типология – научное направление, изучающее сходства и различия структуры предложения в языках мира. Синтаксическая парадигма – варианты одного и того же предложения или словосочетания.

Предложение является одной из единиц при изучении синтаксической системы языков. Через предложение осуществляется основная функция языка – коммуникативная.

С точки зрения смысловой предложение характеризуется относительной завершенностью передаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью. Предложение представляет собой закрытую систему, элементы которой структурно организованы определенными языковыми средствами.

Каждое предложение обладает предикативностью, т.е. отношением содержания высказывания к действительности, устанавливаемое в момент речи. Главным признаком, отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именно предикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этот признак. Предикативность выражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным в языках является глагольная форма, в которой находят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения. Универсальным способом выражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложения выступает интонация в ее различных видах.

Предложение – это высшая единица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматических значений единиц более низших. С одной стороны, предложение представляет собой синтаксическую структуру, обладающую предикативностью, а грамматическое членение синтаксической структуры не зависит от ситуации, от содержания сообщения, от интонации, т.е. грамматическое членение объективно и статично. С другой стороны, предложение как коммуникативная единица представляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативную цель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура как коммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, и от отношения говорящего к содержанию сообщения.

По своей структурной схеме разграничивают простые и сложные предложения. Типы простых предложений характеризуются наличием одной предикативной основы, типы сложных предложений – наличием двух и более предикативных основ.

Простые предложения в своем большинстве распадаются на два основных типа по составу членов предложения: односоставные и двусоставные. Структурную основу односоставных предложений составляет один член предложения, который может быть распространен, т.е. являться главным компонентом словосочетания. На материале русского языка односоставные предложения представлены тремя типами, выделяемыми в зависимости от лексико-грамматической природы члена предложения:

· Именной тип (Тишина. Tyluma).

· Глагольный тип может быть дифференцирован на спрягаемо-глагольный (Звонят. Skambina) и инфинитивный тип (Встать! Atsikelti!)

· Наречный тип (Грустно. Liūdna.)

Структурную основу двусоставных предложений образуют подлежащее и сказуемое. Это наиболее распространенный в языках вид предложений.

Сложные предложения функционально подобны простым, т.е. выступают как целостные коммуникативные единицы. При характеристике сложных предложений существенно противопоставить способы связи их частей, в соответствии с чем разграничиваются бессоюзный и союзный типы сложных предложений. По существу бессоюзные предложения содержат несколько простых предложений, объединенных интонационно. Функция союзов в предложениях – выражать смысловые и синтаксические отношения между частями конструкций. Смысловая дифференциация союзов дает формальное основание для разграничения явлений сочинения и подчинения.

В сложносочиненных предложениях части независимы друг от друга. Употребляются соединительные, противительные, разделительные, пояснительные, градационные и присоединительные сочинительные союзы. Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Союзные слова являются относительными местоимениями, которые могут стоять в разной форме, и местоименными наречиями. В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части. Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом или к определенному слову в ней (таким придаточные называются присловные). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной: находиться в препозиции, интерпозиции или постпозиции.

Придаточные предложения делятся на следующие группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные.

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

Противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

Градационная связь ("не только — но и"),

Разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.


Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием .

а) Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры : писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры : внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым - предложение распространенное.

Вводные слова и предложения , а также вставные конструкции - это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания - это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной - пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры :

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Он - этого никто не ожидал - позвонил только через год. (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения).

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения .

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П . = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).

Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи? Приведите 2 примера многочленных сложных предложений с различными видами связи.

Ответы:

подчинительные, сочинительные

Похожие вопросы

  • Составь слова из слова знаменитый,притопнуть,разгибание,обвинитель.
  • придумать задачу с процентами для 5 класса
  • политическое противостояние - это
  • Кевлар - один из самых прочных и лёгких на земле материалов, созданных человеком. Это аналог А.шёлка Б.хитина В.кости Г.лигнина Д.паутина
  • Мастер делает 320 деталей за 8 часов,а вместе с ученеком 400 деталей за 8 часов. Сколько деталей в час делает ученик? Напишите пожалуста ответ
  • коренные слова к слову качусь
  • Нужно вставить артикли in,on,at, или пропуск. 1. Jane woke up. It was 12 o’clock. It was (1) ... high afternoon. (2) ... day was bright but rather cold. It was (3) ... unusually cold day for (4) ... summer, as in (5) ... summer the weather is usually hot or warm. “(6) ... autumn is coming nearer,” Jane thought.2. “(1) winter has come!” thought Susan when she came up to the window. It was (2) ... late autumn but the ground was covered with white soft snow. “What (3) ... day!” cried Susan’s brother running into the room. “It is (4) ... real winter. I would like to throw snowballs on (5) ... fine day like that. Let’s go.” But Jane had other things to do at (6) ... noon. She wanted to finish the job she had begun (7) ... day before but never finished.3. It was (1) ... cold winter morning. Andrew was taking his dog Spot out. He usually did it in (2) ... morning about 8 or 9 o’clock. But that (3) ... morning he got up at (4) ... dawn. It was really(5) ... early morning. Andrew understood he could not sleep on(6) ... morning like that and walked out of the house.4. That (1) ... evening at (2) ... dusk I ...