Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Речевая карта дошкольника 4 5 лет. Речевые карты

Речевая карта дошкольника 4 5 лет. Речевые карты

Памятка для логопеда

по заполнению речевой карты

Анамнестические данные

Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма, снижение слуха.

Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы

Выводы:

    Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.

Связная речь

Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

Пересказ:

Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()

Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)

Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()

Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»

Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()

У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу

Пора тебе, чиж, петь.

Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()

Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)

Вывод:

    Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.

Рассказ по серии картин

Вывод:

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.

Слуховая - из 6 слов запоминает 4.

Ассоциативная - из 6 картинок - 5.

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - + (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

Воспроизводит:

13. Звуковой анализ:

у тка, о вощ, а ист)-+

п , кот , ток )-+

д ом, р от, п от)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ коман дировка - «комадировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3

Слуховая - из 6 слов запоминает 4

Ассоциативная - из 6 картинок -4

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)

Классификация, обобщение +

Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение - нормальное.

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С", З", Ц - межзубные

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

Слогового ряда (па - та - ка - ха)

Ряда слов (порт- торт - корт - хор)

Различает на слух сходные звуки в:

Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

Воспроизводит:

Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

13. Звуковой анализ:

Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ команд ировка - «комарировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.

В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.

Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________

Слух________________________________зрение___________________________________

Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________

Оральный праксис_____________________________________________________________

Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________

Ритм, темп, интонация__________________________________________________________

Заикание______________________________________________________________________

Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В

ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ

Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______

Фонематические представления: _______________________________________________

Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________

слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______

Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________

Импрессивная речь :

Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________

действий ______________ признаков____________ обобщений________________________

Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________

ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________

уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________

Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________

инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________

предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________

простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________

конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______

простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________

близких по структуре предложений_______________________________________________

текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________

Экспрессивная речь :

Активный словарь : объём, качество_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматические процессы :

Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________

сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________

сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________

сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________

детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________

согласование (в роде, числе и падеже) :

прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________

сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________

Связная речь:

Фраза _______________________________________________________________________

Спонтанная речь_______________________________________________________________

Диалогическая речь____________________________________________________________

Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Сопряженная речь______________________________________________________________

Отраженная речь_______________________________________________________________

Номинативная речь_____________________________________________________________

Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________

б) с заданным словом __________________________________________________________

Монологическая речь :

Выделение причинно-следственных связей:

Виды моноло-гических выска- зываний

Пересказ

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказа по сюжетной картинке

Составление рассказа на заданную тему (из опыта)

Структура текста (части)

Последователь-ность раскрытия микротем

Полнота раск-рытия

Смысловая точность

Тип фразы, сог-ласование слов

Использование выразит.средств

Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________

Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение :__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопед:_____________________________________________Дата:____________________

Ниже можно скачать образец бланка речевой карты

(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).

Логопедическое заключение.

В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)

было выявлено следующее:

По заключению специалистов:

В строении артикуляционного аппарата:

В состоянии орального праксиса:

В состоянии просодики и динамической стороны речи:

В состоянии звукопроизношения:

В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:

В состоянии фонематического восприятия:

В состоянии звукослогового анализа и синтеза:

В состоянии импрессивной речи:

* пассивный словарь

* понимание изменений грамматических значений слов

* понимание логико-грамматических конструкций

В состоянии экспрессивной речи:

* активный словарь:

* грамматические процессы:

Словообразование:

Согласование:

* фраза

* монологическая речь:

В состоянии общей и мелкой моторики:

В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:

В состоянии письма:

В состоянии чтения:

Заключение:

Логопед:

Дата:

Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).

Анамнез

1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________

3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________

4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________

5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________

6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________

_______________________________________________________________________________

7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических

заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________

_______________________________________________________________________________

8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия

химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –

особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,

болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов

угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________

2-я половина____________________________________________________________________

9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,

стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;

длительность родов)_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,

кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________

когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

наличие врожденных пороков_____________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________

Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________

11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка

(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________

сидит с ________________ ходит с___________________

Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________

12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________

характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________

не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________

характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)

до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________

производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,

в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!

Фамилия, имя:

Класс:

Дата рождения, возраст:

Домашний адрес, телефон:

Дата зачисления на занятия:

Дата рождения:

    Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.

    Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня­ тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по­ ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).

    Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).

    Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого разви­тия:

лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетво­рительная.

    Состояние слуха: в норме.

    Состояние зрения: в норме.

    Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.

    Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.

Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, про­бы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисун­ках линии неровные, прерывистые.

    Ведущая рука: правая.

    Состояние артикуляционного аппарата (строение и под­ вижность):

губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;

зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы боль­шого размера, перекрывают нижние;

прикус - прогнатия;

язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается лег­кий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гипер­саливация;

подъязычная связка - укорочена;

твердое нёбо - высокое, готической формы;

мягкое нёбо - подвижное.

12. Характеристика речи.

    Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол­ няет задания по словесной инструкции.

    Общая характеристика речи (запись беседы): называ­ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче­ ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва­ ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво­ их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са­ мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.

    Словарный запас (количественная и качественная ха­ рактеристика): объем словарного запаса не соответствует

Библиотека журнала «Логопед»

возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщаю­щие понятия, не знает понятий «дикие и домашние живот­ные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные убо­ры, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечис­ляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилага­тельные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет мес­тоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ состав­ляет только с помощью логопеда.

    Грамматический строй речи: недостаточно сформи­ рован.

    Тип употребляемых предложений: простые, нерас­ пространенные.

    Количество слов в предложении: 2-3.

    Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель­ ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно­ жественного числа, в употреблении предлогов.

    Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве­ лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].

12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.

    Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас­ ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер­ вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.

    Воспроизведение слов сложного звукослогового со­ става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу­ ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

    Темп речи: замедленный.

    Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.

    Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.

    Проявление заикания: не заикается. Иногда повто­ ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се­ мантике.

    Письмо (наличие и характер специфических оши­ бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме­ шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.

    Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.

    Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.

    Наличие специфических ошибок: чтение механи­ ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най­ ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус­ ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме­ шение оптически сходных букв, аграмматизмы.

13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча­ щегося: контакту доступен.

Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное вос­приятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объ­еме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све­ дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.

14. Заключение логопеда.

Библиотека журнала «Логопед»

    класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не­ доразвитие речи (III ур.).

    класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об­ щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).

Дата обследования Подпись

Приложение 4

Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразо­вательное учреждение, расположен­ное в городе

Общеобразова­тельное учрежде­ние, расположен­ное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

С нерезко выраженным общим недо­развитием речи (НВОНР)

С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви­тием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выражен­ным общим недоразвитием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонема­тическим (фонематическим) недораз­витием речи

Заикающиеся

С недостатками произношения от­дельных звуков

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обу­чающихся.

Приложение 5

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Окончание табл.

Приложение 6

Консультации и методическая работа

Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя___

Дата рождения___

Домашний адрес___

Домашний телефон ___

Откуда поступил___

Сведения о родителях :

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Заключение ПМПК___

Дата заполнения речевой карты___

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ___

Перенесенные заболевания :

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Раннее развитие

Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с норме : с 6 мес.) ___

Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с норме : с 10 - 11 мес.) ___

Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с норме : с 2,5 - 3 мес.) ___

Первые зубы появились в норме : 6 - 8 мес.) ___

Количество зубов к году норме : 8 зубов) ___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )

Невролог___

Речевой анамнез

Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в норме : с 4-6 мес.) ___ ___

Первые слова (в норме : около года)___

Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

Определение направления звука___

Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___

Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___

Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).

Выполнение упражнений :

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).

Кинестетическая основа движений :

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений :

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___

Навыки работы с карандашом :

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

Манипуляции с предметами :

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)

Выполнение упражнений :

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

Движения нижней челюсти :

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Движения губ :

Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___

Движения языка :

«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___

Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

2. Понимание различных форм словоизменения.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

Понимание предложений (по предложенным картинкам )

Понимание текста, сказка «Колобок» ___

4. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

мышка - мишка ___ почка - бочка ___

катушка - кадушка ___ корка - горка___

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи :

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель : ___

Овощи : ___

Фрукты :___

Птицы : ___

Назвать части тела и части предметов (по картинкам )

Нос ___ рукав___

рот___ воротник___

шея___ пуговица___

живот___ кабина машины___

грудь___ руль___

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

Ответить на вопросы :

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают) ___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .

Рот - рты___ Лев - львы ___

Река - реки___ Ухо - уши ___

Кольцо - кольца___

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже) ___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .

Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___

Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .

с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j

Изолирован

т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’

Изолирован

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

Продолжительность речевого выдоха ___

6. Особенности динамической стороны речи.

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

Ритм (нормальный, дисритмия) ___

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___

Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

Выделение начального ударного звука из слов.

Астра арка_ ___

Осень ___ озеро __

Улей ___ уши___

Иглы искры ___

Логопедическое заключение

Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___