Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Исследование фонематического слуха. Обследование фонематического слуха у дошкольников

Исследование фонематического слуха. Обследование фонематического слуха у дошкольников

Нужно, чтобы у будущего первоклассника был достаточно хорошо развит фонематический слух. Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен производить звуко-буквенный анализ, то есть слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить, что, безусловно, крайне необходимо при любом обучении.

Как же проверить фонематический слух у ребенка? Для проверки уровня развития фонематического слуха можно воспользоваться очень простыми приемами. Любой родитель при желании самостоятельно может провести это исследование. Лучше, если он будет делать это в игровой форме или просто в процессе общения с ребенком. Например, можно попросить ребенка поиграть в такую игру. Она называется «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно другие подобрать ряды таких слов, например:

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.


Если ребенок слышит и называет все «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то, очевидно, уровень развития его фонематического слуха недостаточен. В этом случае, если со слухом вообще у него нет проблем, его умение различать фонемы можно потренировать. Сначала следует произносить ряды слов более медленно, фиксировать внимание ребенка на звуковых различиях. Часто уже этого бывает достаточно. Если же ребенок и после таких тренировок продолжает не различать звуки, ему необходима квалифицированная помощь специалиста.

Чтобы проверить, умеет ли ребенок произносить звуки, можно поиграть с ним в игру «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах, например, в таких: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

Если ребенок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит, все нормально. Если же он с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь. Для того чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово, а ты раздели его на части, хлопая в ладоши». Слова можно взять любые, но лучше всего трехсложные, например, «корова», «кадушка», «лепешка», «караван» и т. д. Критерий оценки такой же, как в предыдущем случае.

184" height="82" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">

теперь тянись попеременно, то к левому уголку рта, то к правому.

Повтори 5-10 раз.

Почистим зубки. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно

«чисти» (води вправо-влево) за нижними зубами (7-8 раз). Теперь

подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних

зубов к горлышку и обратно. Работай медленно, под счет до 8.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот и «приклей» (присоси)

Расскажите сказку вместе

Положите в пакет несколько предметов, попросите ребенка не глядя, вынуть один

и сказать о нем одно предложение. Помогите ему при затруднении. Например:

«Когда-то, давным-давно жил-был…мяч». Задайте вопрос: «А где жил этот мяч?»

Продолжайте: «Когда-то, давным-давно жил-был мяч. Жил он в коробке с игрушками.

И вот однажды…» Продолжайте сказку, доставая новые предметы из мешка.

Посчитай елочные шары и ответь: сколько их?

Образец: один елочный шар, два елочных шара……и т. д.

102" height="96" bgcolor="white" style="border:.75pt solid white; vertical-align:top;background:white">


Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно.
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад

или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Больше, чем… Меньше, чем

Взрослый предлагает: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал." Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. Или наоборот. Вы называете, а ребенок подбирает предмет меньше.

Какие бывают слова?

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко, мамочка, травушка …),

Звучащие громко (тигр, ракета, трактор…), звонкие слова (звонок, зайка, замок…),

тихие слова (шепот, шорох, машинка, мышка, чашка…)

Звуковая мозаика

Рисуем на листе бумаги сетку (3 х 3, 4 х 4 …) Обговариваем задание: если в слове слышится звук А (или другой), закрашиваем клеточку красным цветом, если нет в слове заданного звука,

закрашиваем желтым (другим). Можно выкладывать фишками, пуговицами.

Звуковое домино

Просим ребенка назвать слово на определенный звук, который был последним в слове, названном вами (сначала можно использовать картинки).Например: машинА – АбрикоС – СанкИ – ИголкА - - и т. д

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.

1) Обследование фонематического восприятия.

Здесь даны задания типа:

Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;

Показать картинки с заданным звуком;

Услышать слово с заданным звуком;

Подобрать пары картинок к словам- паронимам.

2) Обследование фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Определи место звука в слове;

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Выделить согласный звук из стечения двух звуков;

Определить количество гласных или согласных звуков в слове;

Определить из скольких звуков состоит слово;

Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;

Определить место звука в слове;

Определить последовательность звуков в слове.

3) Обследование фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:

Составить слова из заданного количества звуков;

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4) Обследование фонематических представлений.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:

Подобрать слова определенной тематики;

Подобрать слово на заданный звук;

Подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;

Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Обследование фонематического синтеза.

Задание 1 . Составить слова из заданного количества звуков:

С, У, М, К, А

П, О, Л, К, А

Ш, А, П, К, А

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

Обследование фонематических представлений.

Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Задание: Определить количество (гласных или согласных) звуков в слове.

Задание: Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.

Задание: Показать картинки с заданным звуком.

Задание: услышать слово с заданным звуком.

(в) На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.

(н) Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.

(м) Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.

(ж) Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.

(з) На полянке заяц.

У Зои розовый бант.

(п) Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.

(к) У Нины сок.

На картине нарисован мак.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

(с) Летит сова.

5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство Геннадий Михайлович Кибардин

Проверка фонематического слуха

Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи, что очень важно для понимания смысла сказанного.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Если хотите проверить состояние фонематического слуха ребенка, обратите внимание на сформированность следующих компонентов:

фонематического восприятия;

– фонематических представлений;

– элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

С целью обследования сформированности фонематического восприятия применяют задания на дифференциацию пар оппозиционных звуков (то есть звуков, различающихся по какой-то одной характеристике: звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования).

1. Для проверки слуховой дифференциации звуков ребенку предъявляются картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: мишка – миска, коза – коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, ребенок лишь на них показывает. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ. Во время обследования нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

Та – да – та

Да – та – да

Ка – га – ка

Ца – ча – ца

Ча – ща – ща

Оц – оть – оц

Том – дом

Лук – люк

Сок – цок

3. Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом взрослый называет разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.

Для проверки состояния фонематических представлений используют следующие типы заданий:

1. Нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук.

2. Подбор слов с заданным звуком. При этом следует вначале предъявлять слова с сохранными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.

Пример: «Назови слово со звуком М, Б, В, Н, Т, Д, К, Г, А».

Затем: «Назови слово со звуком С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л». Во время обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком С в начале слова».

3. Классификация картинок: перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например С – З (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук С, в другую – со звуком З.

Для проверки уровня сформированности навыков фонематического анализа и синтеза применяют следующие задания:

1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Пример: «Слышишь ли ты звук П в слове СУП? Звук М в слове МАЙ? Звук К в слове БОК? Звук А в слове АНЯ? Звук О в слове ОЛЯ? Звук У в слове УТРО?» Далее предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, затем – нарушенные в произношении звуки.

2. Выделение звука из слова. Пример: «Какой звук ты слышишь в слове САД? (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно), в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? В слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?»

3. Определение места звука в слове. Пример: «Где ты слышишь звук С в слове САНИ, в начале или в конце?» Целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определять местоположение звука. С помощью этого примера проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков. И только после этого можно перейти к другому примеру: «Где ты слышишь звук С в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине». Или: «Где находится звук З в слове ВОЗЫ? Звук Ц в слове БОЕЦ? Звук Ш в слове МЫШИ? Звук Ж в слове КОЖА? Звук Ч в слове БОЧКА? Звук Щ в слове ЯЩИК? Звук Р в слове КОРКА? Звук Л в слове ПОЛКА?» Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4. Определение последовательности звуков в слове. Пример: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМКА?» Ответ ребенка: «С». «Какой звук ты слышишь после звука С: СУУМКА?» Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука У: СУММКА?» Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука М: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука К.) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука К: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном. Например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5. Определение количества звуков в слове. Ребенку предлагаются слова из 2–5 звуков. Пример: «Сколько звуков в слове PPAAAК?» Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА)?» «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ)?»

6. Фонематический синтез. Ребенку предлагаются слова из 3–5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой.

Пример: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: С, О, К, К, А, Б, У, Л, К, А». Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.

Пример: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р, К, А, У, Р, П, О, Т, Ч, А.

Из книги Вещи, которые нас убивают автора Елена Семенова

Проверка игрушек Когда добросовестные производители отдают игрушки на экспертизу, товар тестируют по определенным показателям. Так, например, погремушка не должна быть тяжелее 100 г. У нее должен быть прочный корпус, чтобы игрушку трудно было сломать. Ведь внутри

Из книги Откровенный разговор, или беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности автора Юрий Андреевич Андреев

ПРОВЕРКА ОТ ОБРАТНОГО Ты знаешь, что любимым изречением Карла Маркса было: «Подвергай все сомнению»? Это хороший девиз. Вот давай подвергнем сомнению и, если надо, уточним тезис о том, что главное для счастья - возможность реализовать себя. Именно это, а не стремление к

Из книги Диета Южного пляжа автора Артур Агатстон

(a) Проверка на прочность После того как мы собрали большое количество фактического материала, пришло время обобщить его с научной точки зрения. Сначала мы проанализировали динамику снижения веса и изменений в составе крови 60-ти пациентов, прошедших курс нашей диеты.

Из книги Свыше 150 заболеваний без медикаментов. Способ перехода на дыхание по Бутейко автора Геннадий Субботин

ПРОВЕРКА МАКСИМАЛЬНОЙ ПАУЗЫ Эта пауза быстрее всего накапливает углекислоту. Максимальная пауза измеряется так же, как и контрольная, но уже до невозможности дышать, до сильной нехватки воздуха.Замерить пульс. «Сесть прямо, ноги – на полу не перекрещиваясь, расслабить

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Последняя проверка Однако настоящей проверкой значения питания для проблем психики является лечение умственно отсталых.Доктор философии Рут Ф. Харрелл, преподаватель университета Старого доминиона в Норфолке, штат Вирджиния, вместе со своими коллегами проверила

Из книги Мы и наши дети автора Л. А. Никитина

ОПЫТ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ Научный эксперимент, которого требует новая гипотеза способностей, организовать пока не удалось по ряду причин, и поэтому здесь речь пойдет лишь о нашем семейном опыте, опыте воспитания и развития семерых малышей. Этот семейный "эксперимент",

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Виктор Ковалев

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

§ 25.1. Проверка продуктов, лекарств и т. д Несколько способов биолокационных обследований, приведенных ниже, несомненно, принесут вам огромную пользу. Пока еще не существует технологий, которые могли бы заменить в таком обследовании биолокационный метод.В этом способе не

Из книги Искусство правильного питания автора Лин-Жене Ресита

Проверка слуха Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Примерно 6 % населения в той или иной

Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

Домашняя проверка физиологического слуха В домашних условиях родители могут сами проверить физиологический слух у своего ребенка следующим образом:1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: «ухо», «муха», «нога», «кадка», «галка», «зима»,

Из книги Остеохондроз и плоскостопие у мужчин. Супермен и соломинка. Профилактика, диагностика, лечение автора Александр Очерет

Развитие фонематического слуха Многим детям после проверки уровня подготовки дается рекомендация развивать фонематический слух. Зачастую родители даже не знают, что это такое и как это сделать.Итак, фонематический слух – это способность к распознаванию и

Из книги автора

Проверка музыкального слуха Некоторые люди уверены, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения или же, обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они

Из книги автора

Из книги автора

Анализаторы слуха и равновесия (орган слуха и равновесия, ухо) Во все времена ухо не менее почитаемо, чем глаз. И даже больше. Ведь маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери уверен, что самое главное невидимо для глаз. А король Лир говорит ослепленному Глостеру: «Чтоб видеть

Из книги автора

Тест. Проверка на плоскостопие Достаньте чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела распределилась равномерно. На бумаге останется

Ольга Залецило
Обследование фонематического слуха

Обследование фонематического слуха

1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например : “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.

2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы : “Что гудит?” (машина, “Что проехало?” (трамвай, “Кто смеется?” (девочка, “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага) .

3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.

4. Проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем :

ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за;

мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;

“семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.

5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет) . Для этого ребенок должен выполнить следующие задания :

а) определить, есть ли звук “с” в словах : самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах : сок, оса, нос;

в) составить слово из звуков : с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

г) придумать слово на заданный звук : с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

6. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной) . Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется : все дети зовут водящего («Ау!» , а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес» . Или : «Близко зовет, от самой опушки» ).

7. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо) . Затем произносит «Мяу» , меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя : «близко» или «далеко» .

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия :

гудит пароход («У-у-у» ) - далеко (тихо) или близко (громко) ;

какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом);

кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.

8. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

9. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей : коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у» , «Бе-е» , «Хрю-хрю» и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

10. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение : «Вагон» . Затем объясняет : «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит : «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет : «Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака» . И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

11. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например : рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда) .

12. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки : ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок :

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плётка моток марка

Обследование звукопроизношения

1. Ребенку предлагается набор картинок с общим звуком, который находится в начале, в середине и в конце слова.

«с» – санки, оса, нос

«сь» - семь, апельсин, гусь

«з» – замок, коза

«зь» - зима, магазин

«ц» – цапля, овца, палец

«ш» - шапка, машина, мышь

«ж» - жук, лыжи

«ч» – чайник, качели, мяч

«щ» - щука, овощи, плащ

«л» – лампа, балалайка, дятел

«ль» - лимон, пальма, фасоль

«р» – ракета, картошка, комар

«рь» - репка, карета, дверь

2. Запоминание ребенком такой фразы :

Ж-Ж-Жук Ж-Ж-Жу-Ж-Ж-Жит со звуком Ж-Ж-Ж

Комар З-З-Звенит со З-З-Звуком З-З-З

А далее играем с ребенком в «комара и жука» . Закрыв рот экраном для исключения зрительного восприятия положения губ, взрослый имитирует то жужжание жука, то писк комара. Ребенок каждый раз определяет, кто издавал звук – жук или комар.

3. Игра «Будь внимательным»

Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо м

из этих слов он услышит звук Ш : кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка. рак и т. д.

4. Ребенок должен показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. В отличии от предыдущей игры здесь ребенок должен реагировать сразу на два звука, что труднее. Примерные слова : роса, шатер, шило, сушка, мышка, весы, нос, машина, сосна, шишка и т. д.

5. Игра «Назови слова»

Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком. В конце игры определяется победитель.

6. Игра в кругу с мячом «Назови братца»

Педагог : «Я буду называть большого братца (твердый звук, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий звук) ». Затем задание меняется - педагог называет маленького братца, а дети – его пару.

7. Игра «Звуковое лото»

Ребенку раздаются карточки с различными картинками. Ему предлагается молча показать или закрыть бумажным квадратиком лишь те картинки, в названиях которых имеется звук Р (П,Д,С,Ш, и т. д.)

8. Игра «Скажи как я»

Логопед предлагает детям встать в круг, сам встает в середину с мячом. Игра заключается в том, что логопед бросает мяч кому-либо из ребят, называя слова интонационно выделяя любой согласный звук (ррука, саммолет, трубба, домм и т. д.) Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая назад мяч.

9. Игра «Кто внимательнее»

Дети сидят за столами. Педагог говорит : «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются со звука С : санки, стакан, слон, скамейка. Педагог : «Правильно, все эти слова начинались со звука С. Назовите мне их» . Дети вспоминают и называют их. А потом они должны сами придумать слова с этим звуком.

10. Игра «Измени слово»

Детям предлагается изменить предложенное слово путем замены, прибавления какого-либо звука.

Например : в слове БЫК заменить звук [Ы] на звук [А] – БАК; в слове КОТ заменить второй звук звуком [И] - КИТ; добавить к слову РАК звук [И] РАКИ и т. д.

11. Игра «Кто больше»

Нахождение звука в названиях предметов по картине. Педагог показывает детям картинку, например, «Огород» . После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук Р (С,Ж,Ш,З и другие) . За каждое слово детям дается фишка. В конце игры определяется победитель.

12. Ребёнку предлагалось договаривать слова – произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

Ча (с) тру (с)

Ле (с) голо (с)

Но (с) ква (с)

Ри (с) мар (с)

13. «Магазин»

Детям предлагалось поиграть в магазин. Для этого дети должны были, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, с, которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать. Вызывались сначала те дети, которые хорошо произносят звук.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы)

14. «Знаешь ли ты?»

Детям предлагались вопросы, на которые помогали ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто находил правильный ответ на вопрос, выходил и чётко называл предмет, изображённый на картинке. Вопросы :

«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)

«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос : «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

15. «Замени первый звук в слове на звук с»

Инструкция : Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (вначале?

Бок – сок бор – сор

Дом – сом лук – сук

Кон – сон мода – сода

Инструкция : Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (в конце?

бак – бас, нож – нос, пёк – пёс, морж – морс, Рим – рис, голод – голос

16. Игра «Покажи» .

Детям показывались и назывались предметные картинки, ребёнок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска – мишка, каска – кашка, маска – Машка, крыса – крыша) .

17. Игра «Кто больше»

Из имеющихся в комнате предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л. (На других занятиях детям предлагаются другие пары звуков : С – Ш, З – Ж, Б – П, К – Г и т. д.

18. Игра «Звуковая линейка»

Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка лежит «звуковая линейка» , где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат также фигурки из киндер – сюрпризов, которые «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик. (В каком домике живет звук, какой звук живет в домике № 5)

19. Игра «Цепочка изменений»

Как вариант игры «измени слово» , но усложненный : берем за основу какое-либо слово и, изменяя по одному звуку, зарисовываем получающиеся слова. Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на какие мы заменили в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков слов в течение 10 сек., после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов.

Например : ДАЧКА – ПАЧКА – ПОЧКА – ТОЧКА- ТУЧКА - РУЧКА – РЕЧКА- РЕЧКА- ПЕЧКА – ПАЧКА – ДАЧКА.

20. Игра «Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Логопед предлагает детям собрать слова, которое он произносит по звукам. Б-А-Р-А-Н-К-А = баранка. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова. Кот = К-О-Т.

Обследование слоговой структуры слова

1. Пришла вьюга и замела половину слова. Составьте слово из полубуковок. Возьмите карандаш, допишите. Кто же к нам пришёл вместе с вьюгой?

Проверьте свою работу. Разделим слово на слоги, какой гласный в первом слоге? Из чего сделан снеговик?

Снеговик о чем-то хочет попросить. Надо дорисовать недостающие детали. Сможете помочь Снеговику?

2. «Повтори слоговые цепочки»

Инструкция : Мы предлагаем слоги, ребенок повторяет и зарисовывает себе в тетрадь.

ша – са шо – со ши – сы

ос – ош ус – уш ыс – ыш

ас – ос – ус – ыс

ыс – ус – ос – ас

яс – ёс – юс – ис

ес – ис – ос – ёс

са – ша – ша,

со – со – шо,

шу – су – шу,

су – шу – су.

3. «Произнеси слоги»

Инструкция : Мы показываем ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например : Со – собака и т. д.

Са, со, су, сы, сэ

4. «Доскажи словечко» .

Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са) .

Инструкция : Мы показываем ребенку картинку, даем устную инструкцию «я начинаю, а ты продолжи»

Ли (са) ро (са)

Вак (са) плак (са)

Ко (са) кра (са)

5. Добавляя слог (сы)

Инструкция : На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Мы показываем ребенку картинку, где нарисовано в единственном числе, выбери картинку, где будет во множественном числе.

Например : Оса - осы

О (сы) ко (сы)

У (сы) ве (сы)

Бу (сы) но (сы)

6. «Произнеси слово»

Инструкция : Прелагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Сад, сам вас, квас

Сок, сом нос, рос

Суд, сук ус, вкус

Сын, сыт мыс, кумыс

7. «Назови второй слог, а потом всё слово»

Инструкция : Прелагается наглядный материал картинки (слоги) . Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

Ко – су – ля ко – сын – ка

По – су – да ле – со – чек

Ри – су – нок ку – со чек

8.«Повтори»

Инструкция : Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

Са – са – коса са – са – колбаса

Са – са – оса су – су – понесу

Сы – сы – бусы со – со – колесо

Со – со – соки сы – сы – осы

9. Составь словосочетание

Инструкция : Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например : Карие глаза, большой класс, красный флаг и т. д.

глаза, класс, слабый, пламя, плавать

злак, флаг, шла, вышла, сладкий

10. «Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например :

Дядя Лука копает клумбу (лопатой) .

Володя и Слава плывут на (лодке) .

Клава мыла ладони (мылом) .

Володя поехал на (велосипеде) .

11. «Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты (идёшь) .

Я пою, и ты (поёшь) .

Я несу, и ты (несёшь) .

Я беру, и ты (берёшь) .

12. «Исправь ошибку»

Ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

13. Игра «Хлопочки»

Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» слоги на ладошки.

14. Игра «Строители»

Детям предлагается собрать слово по слогам или разобрать :

а) ВА-РЕЖ- КА - варежка; б) Буратино – БУ-РА-ТИ-НО.

15. Игра «Составь предложение»

Детям предлагается из набора форм слов составить предложения :

а) слова даны в грамматически верной форме, но перепутаны местами.

Например : НАШЕГО, ХИЩНИК. ЛЕСА, КУНИЦА = Куница – хищник нашего леса.

б) слова даны в начальной форме и перепутаны между собой.

Например : НАШ, ХИЩНИК, ЛЕС, КУНИЦА = Куница – хищник нашего леса.

16. Игра «Подбери словечко»

Детям предлагается :

а) определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или

б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем.

На более позднем этапе слова вслух не произносятся , а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.

17. Игра «Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например : КОТ - КО - ТИК

ЛИСТОК – ЛИСТ

18. ИГРА : «Добавь слог»

Дети играют парами : один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слово.

Обследуется различение звуков на слух, повторение слогов с оппозиционными звуками, например: са- ша, ша-ща-са (при условии, что звуки с и ш вне речи ребенком произносятся), ча-ща, ча-ща-ча, тя-ча, су-ею и тому подобное. Ответы детей записываются.

Пользуясь предметными картинками, ребенок должен отобрать слова, начинающиеся на определенный звук. Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку дают картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля; цветы, цыпле­нок, зайка, зубы, замок, зонт (все картинки предварительно пере­мешивают). Ребенок сам называет картинки и откладывает отдель­но те, название которых начинается на звук с. После того как ре­бенок разложит все картинки, логопед записывает результаты, на­пример: «Па звук с отобраны следующие картинки: сани, шишка, цыпленок, сумка» и так далее. Это задание дается только тем детям, ко­торые в состоянии осуществить подбор слов, начинающихся на определенный звук.

В такой же последовательности, как это показано на примере об­следования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа - соноры р, р", л, л", м, м", н, н" и звук йот. Звуки н, н, м и м" редко подвергаются искажению, исключая меж­зубное произношение звуков н и н, на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произ­носятся звуки н и м и достаточно ли мягко - звуки н" и м". С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге - ан - ан". Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном -ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что не­редко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются сле­дующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет мо­локо; Коля и Петя - братья.

Произношение звуков р, р", л, л", которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Для выявления недостатков самостоятельной речи ребенка мож­но использовать следующий текст:

р-р"-л-л".

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

Следующая группа - глухие и звонкие, то есть звуки п-б; т-д; к-г; ф-в; с-з в твердом и мягком звучании и звуки ш -ж.

Факт искажения звуков с-с", з-з", ш, ж, т" фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в ред­ко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голосовых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно про­износя, только мягкие звуки, так, например, может быть боковое произношение звуков к" и г", поэтому необходимо произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звон­кие звуки или только взрывные не произносятся вовсе - в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изо­лированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тща­тельно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в соста­ве речевого потока. При этом используются примерно такие предло­жения и тексты:

з-б У Зины болят зубы. г-к; с-з;

Галка свила гнездо на березе.

с-з, ш-ж, т-д Белый снег пушистый