Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Психологическая диагностика развития ребенка

Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Психологическая диагностика развития ребенка

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Психодиагностика – этообласть психологическойнауки , в рамках которой разрабатываются способы, методы, приемыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

Структура психодиагностики:

I блок – общая теория психологического измерения

II блок – частные теории и концепции, а также методики на их основе

Тест личности Айзенка – 2 фактора

16-ти факторный опросник Кэтелла – 16 факторов

III блок – вне тестовая диагностика.

Методы психодиагностики:

- беседа

- наблюдение (структурировано, фиксируется)

- эксперимент (лабораторный, естественный)

- тестирование (отличается своей измерительно-испытательной направленностью. Результат – количественная оценка измеряемого явления)

- опрос, анкетирование

- педагогическая документация на ребенка – что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

- медицинская документация – анамнез, история развития, болезни

- сбор психологического анамнеза – информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

- психобиографический анамнез – сбор информации о ситуации развития

Тестирование

Основные требования к психодиагностическому инструментарию:

1) Стандартизация – инструкция, стимульный материал, процедура, результаты, норма

2) Валидность – соответствие уровню развития ребенка, предмету исследования, возрасту.

Анна Анастази «Психологическое тестирование»: Валидность теста – характеристика того, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

3) Надежность – точность и достоверность измерений. Чем более надежна, тем меньше ее результаты зависят от влияния посторонних факторов.

Типы валидности:

1) Дифференциально-диагностическая – характеристика того, насколько результаты теста позволяют отдифференцировать испытуемых по изучаемому показателю (к примеру, норма от патологии)

2) Текущая – насколько результаты теста отражают актуальный уровень развития ребенка

3) Прогностическая – от слова прогноз. Характеристика того, насколько по результатам теста можно определить будущее развития ребенка (ЗБР – зона ближайшего развития)

4) Критериальная – от слова критерий – когда результаты теста соответствуют внешнему критерию.

Основные психодиагностические подходы

3 способа получить информацию:

Объективный подход

Субъективный подход

Проективный подход

Объективный – диагностика основана на оценке результатов деятельности испытуемого и способов этой деятельности (все тесты интеллекта и познавательной деятельности)

Субъективный – диагностика основана на самооценках испытуемого, особенности своей личности (характера, ценностных ориентаций итд) – опросники личности и шкальные методики

Проективный – диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неоднозначный стимульный материал (все проективные методики). Методики Рошиха (чернильные кляксы)

Рисуночные тесты – импрессивные – рисунок уже готов. Его остается только интерпретировать. Тест Розен-Цвейка (на толерантность к фрустрации)

Экспрессивные – ребенок рисует – кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное итд

Незаконченное предложение – проблемные зоны в системе личности человека.

Проективный подход очень популярен, но сложности в том, что субъективизм профессионала при обработке результатов.

Наиболее выигрышная диагностика та, в которой используются все подходы.

Основные этапы психологического обследования ребенка (индивидуального)

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

Подготовительный этап – выслушивание жалоб родителей (педагогов) и запросов к психологу. Запрос записывается письменно. Знакомство со всей документацией. Изучение работ, деятельности. Беседа с ребенком, наблюдение за его поведением и реакциями. Примерное представление, что за ребенок и какая может быть проблема. Познавательная среда, эмоционально-волевая сфера итд.

Получить внутреннее согласие ребенка на работу с психологом. Положительная мотивация к обследованию.

Основной этап – осуществление намеченного плана. Начало обследования. Проблему раскрываем, корректируем первоначальный план.

Заключительный этап – 1) первичная обработка результата (подсчет сырых баллов)

2) перевод первичных оценок в стандартные – для сопоставления разных методик между собой

3) Сравнительный анализ этих оценок с нормативами, которые даны.

4) анализ и интерпретация полученных результатов

5) оформление заключения

Схема заключения:

должно быть адресным. Психолого-педагогическая рекомендация.

3 основные части.

1 часть – во время беседы….

Беседа и наблюдение. Как он вступал в контакт, легко (нехотя итд) относился к обследованию итд, насколько добросовестно выполняя задание, реакция на успех и неуспех, сформированность самоконтроля, активность в решении задач, беспокойство, усидчивость/неусидчивость, истощаемость, понимание инструкции, как, с какого раза.

Фиксируется все, что может помочь в диагностике.

2 часть – описание всех результатов исследования

2 основных правила: (1) – Описание и анализ результата предметно.

Данные анализируются по предмету исследования, а не по методикам.

Предмет – не эмоционально-волевая сфера, а понимание эмоций, тревожность итд

(2) – Надо анализировать не только слабые стороны развития ребенка, но и сильные его стороны с целью выявления механизмов компенсации.

Интерпретация – психологическое описание полученных результатов.

3 часть – обобщение полученных данных

Что выступает на первый план, на второй.

Резюме. Психолог не ставит диагноз! Он ставит только психологический диагноз, т.е. никаких нозологий типаF84 или др. он не ставит.

Л.С. Выготский писал, что конечным результатом деятельности психолога-диагноста является установление психологического диагноза, содержание которого связано с определением индивидуально-типологических особенностей личности.

Психологический диагноз сопряжен с психологическим прогнозом.

Понятие психологического диагноза и психологического прогноза по Л.С. Выготскому:

3 условия психологического диагноза:

1) симптоматический – выявление какого-либо нарушения, недоразвития

2) этиологический – выявление причины, происхождения нарушения

3) типологический – выявление, умение психолога вписать выявленные нарушения в динамическую картину личности.

Личность видится более целостно. Но необходимо учитывать фактор развития ребенка 

Психологический прогноз – умение психолога на основе знаний о прошлом и настоящем развитии ребенка настолько понять логику этого развития, чтобы спрогнозировать его будущее развитие.

Кроме IQ, даваемого психологом, есть структура интеллекта – график по разным показателям.

УО – отставание по всем показателям. ЗПР – показатели неравномерные, отставание по. одним, норма по другим

Понятие функционального диагноза

(медицинского, но расширенного)

Возникло в реабилитационной медицине. Основной девиз реабилитационной медицины – апелляция к личности больного человека.

Ф.Д. = мед.часть (у/о, от психологаIQи структура интеллекта)+ психол.часть (особенности личности)+ социал.часть (работа социального педагога: условия, семья итд. Социально-демографический паспорт на ребенка)

Психол.часть и социал.часть составляют психологический анамнез.

Диагностический обучающий эксперимент как метод псих-пед диагностики (ДОЭ)

Обучение, обученность, обучаемость. Что из этого педагогическое, а что психологическое понятие?

Обучение – процесс передачи знаний, навыков, умений от одного к другому.Педагогическая технология, эффективность оценивают педагоги.

Обученность – степень усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.Педагогический инструмент диагностики обученности – контрольные, тесты, ответы у доски, с места и т.д.

Обучаемость – способность ребенка к усвоению знаний.

Психологическая технология. Определяет психолог, каков потенциал ребенка. Раскрывает структуру, способности, что ниже, выше или в норме. Конкретизирует, в чем именно способен ребенок.

ДОЭ является популярным методом психодиагностики, направленным на исследование потенциальных возможностей ребенка к обучению, в специально организованных условиях под воздействием взрослого. ДОЭ предназначен для качественной и количественной оценки показателя обучаемости ребенка.

Обучаемость ребенка имеет 3 основных составляющих:

1) активность в решении интеллектуальных задач – интерес к познаниям

2) восприимчивость к помощи взрослого

3) сформированность логического переноса усвоенного способа решения задач на новые, аналогичные.

Методики, разработанные в варианте ДОЭ, отличаются высокой прогностической валидностью, а так же дифференциально-диагностической валидностью.

Этот ДОЭ разработан на основе концепций Л.С. Выготского по зоне ближайшего развития и о соотношении обучения и развития.

Обучение влечет за собой развитие, поэтому обучение направлено на зону ближайшего развития – ЗБР.

Примером методики, разработанной для ДОЭ, является методика А.Я. Ивановой под названием«Классификация геометрических фигур».

Цель: выявление уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, показателя его обучаемости.

Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур разной формы, цвета и величины.

1 набор – 4 формы (круг, квадрат, ромб, треугольник) – 3 цвета (красный, желтый, синий) – 2 размера (большой, маленький)

2 набор – 3 формы (круг, квадрат и пятиугольник) – 4 цвета (красный, желтый, синий и зеленый) – 2 размера (большой, маленький)

К первому набору прилагается таблица с изображением всех фигур этого набора.

ДОЭ состоит из 2х частей:

1) обучающая – оказывается три вида помощи:

Стимулирующая

Организующая

2) аналогичная заданию – стимулирующая помощь. при необходимости организующая.

Обучающая помощь только в первой части. Строго дозирована. Каждая доза помощи – урок-подсказка (ном.1, ном.2, ном.3 итд)

Вторая часть – дается похожее задание. Смотрится как усвоен первый этап эксперимента, перенос усвоенных способов решения задач на самостоятельную деятельность.

На основании проведенной методики можно вычислить показатель обучаемости – ПО.

ПО = ОР + ВП + ЛП

ОР = ориентировочная реакция. пассивная = 0 баллов, активная = 1 балл.

ВП = восприимчивость к помощи. ПИ – проявление инертности. за каждое по 1 баллу. КУ – количество уроков.

ЛП – логический перенос – ППСЛФ = 0 баллов. Полный перенос словесно-логической формы – назвал и показал 3 формы.

ЧПСЛФ = частичный перенос словесно-логической формы = назвал и показал 2 формы = 1 балл

ППНДФ = полный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, сделал 2 формы = 2 балла

ЧПНДФ = частичный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, показал 2 формы = 3б.

ОЛП = отсутствие логического переноса = 4 балла.

Нормативы:

ПО норма – 0-5 баллов

ПО ЗПР – 5-9 баллов

ПО УО – 9-18 баллов

Выявляет группу риска. Хороша для подготовки к школе.

(Книга: Рубинштейн С.Я. Москва. «Экспериментальные методики патопсихологии», 2011 год.

1 том – описание, 2 том – стимульный материал)

Тесты интеллекта и познавательной деятельности

Очень популярны, направлены на оценку общих способностей к познанию окружающего мира. Результат –IQ(количественная оценка) и уровень сформированности отдельных познавательных процессов (структура интеллекта).

2 теории:

КТЛ (культура свободного интеллекта) – интеллект обусловлен социальными условиями ребенка.

Интеллект – наследственный фактор.

Первый измерил умственные способности – Гальтон (труд – Измерения умственных способностей человека)

1905г – появилась шкалаБине-Симона . Позволяла дифференцировать норму от патологии.

Список заданий на 5-10 лет. Дают ребенку 6ти лет тест на 6 лет. Отвечает правильно – IQнорма. Не отвечает – дают тест на 5 лет и т.д.

Модификация шкалы - 1908-1911годы – они сами. Не только норму от патологии, но и диапазон нормы. Их заслуга в том, что они нашли способ диагностировать интеллект в диапазоне нормы и ввели понятие «умственный возраст».

1927г – Л.С. Выготский написал статью с критикой шкалы Бине-Симона, но подчеркивал ее огромное психодиагностическое значение.

1909г – Россия – разработка Рассолимо – предложил тест с дифференциацией УО от нормы, доказал что неуспевающие дети – не всегда УО.

Не только IQ, но и нарисовал структуру интеллекта.

Составляющие умственного развития ребенка:

1) психический тонус

3) мышление

Составил 7 типов умственного развития. Каждый параметр подробно – «Психологический профиль»

Тест Равена – «Прогрессивные матрицы» - 1936г

Внимание, мышление на невербальном уровне.

Надежный, валидный, на исследование невербального интеллекта.

Взрослый вариант – от 11 лет – черно-белый. Детский – 5-11 лет – цветной.

Черно-белый вариант – 60 матриц. 5 серий. 12 заданий.

1, А – наиболее легкие сложность и серия

12, Е – наиболее сложные.

Детский – 36 матриц, 3 серии. А, А/В, В. А/В – промежуточная серия.

Результат – уровень интеллекта в %.

Структуру интеллекта нарисовать нельзя.

На детях, подростках используется процедура как тест результативности.

Преимущества и ограничения теста Равена:

Поскольку тест невербальный, его можно проводить с детьми неслышащими, с нарушенияим речи, с детьми-мигрантами.

Нельзя измерить вербальный интеллект.

Тест Амтхауэра – 1953г

Русло проблем профотбора и профориентации. Для подросткового и взрослого возраста (от 11 лет).

176 заданий – 90 минут. Результат группируется в 9 субтестов. На основании результата рисунок структуры интеллекта.

«Структура интеллекта»

Несколько аналогичных версий. Можно отслеживать динамику развития ребенка. Можно получить IQ. Тест работающий, диагностический, эффективный.

Тест Векслера

Основные принципы диагностики отклонения ПР ребенка на ПМПК

ПМПК – психолого-медико-педагогическая К-комиссия, К-консультация, К-консилиум (школьный). ПР – психическое развитие

Консилиум :

Определить программу помощи ребенку

1 месяц реализовывать – снова консилиум

Отправить на комиссию смотреть динамику

Консультация :

Расширить функции комиссии

До организации комиссии помощь родителям и ребенку

Работают как центры психологической помощи детям

У себя организуют коррекционно-развивающие группы

Связь с родильными домами для статистики и сведений в РОНО и т.д., сколько и с какими патологиями родилось детей.

ПМПКомиссия

1 принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПКребенка смотрят разные специалисты и психологическое исследование является неотъемлемой частью клинико-нейропсихологического и социально-педагогического обследования ребенка. Знакомство с медицинской документацией. Только психолог даетIQ.

2 принцип – возрастной валидности подбираемых методик.

Розанова Т.В. – 9 возрастных этапов.

3 принцип – динамического подхода к исследованию ребенка. Любое исследование ребенка должно организовываться с учетом фактора развития ребенка. Т.е. оценивается не только актуальный уровень ребенка, но и зона ближайшего развития (ЗБР).

Чтобы реализовать этот принцип на практике, психолог опирается на: - сверху вниз (задание на возраст, полегче, 6летний, еще легче, еще легче, 5 летний…….)

Снизу вверх (задание легкое – справился – сложнее – справился – сложнее……)

4 принцип – психолог проводит всестороннее и целостное обследование

5 принцип – взаимодействие, деятельностный подход.

Соблюдение условий проведения психологического исследования.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Василенко О.Н.

Диагностика личностных особенностей ребенка .
Диагностика эмоционального состояния ребенка .
Диагностика межличностных взаимоотношений .

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

Методика

«Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Методика

«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика ДДЧ

(Дом-Дерево-Человек)

с 5 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Hand-тест

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика

«Несуществующее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика

«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Тест

«Эмоциональные

сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то - аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета - какие захотите.

Тест «Сказка»

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Методика

Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Методика

"Мозаика"

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью "Волшебный мир"

(Л. Д. Столяренко)

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Тест животных

Рене Заззо

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

………………………………………………………………………………………………………………………………


Доклад

«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой - либотдельно взятом психологическом свойстве. Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого - педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.

Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Важное условие психодиагностики - приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д.

Методы психодиагностического обследования дошкольников

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования детей, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.

Метод наблюдения

Метод наблюдения - один из главных в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых,- тесты, эксперимент, опрос - имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности. Они, как привило, недоступны детям, особенно в младенческом возрасте.

Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов. Крупный швейцарский психолог Ж.Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д.Б.Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным.

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым и длительным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков , главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

Метод эксперимента

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий - рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

Процедура эксперимента оказывает большее влияние на детей, чем на взрослых. Объяснение этому находят в особенностях детской психики :

    Дети более эмоциональны при общении со взрослым . Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо любезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним.

    Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникаций будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.

    Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый . Экспериментаторам рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, давая тот или иной ответ.

Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

Тест - это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

Вспомогательные методы

Кроме основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента - используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности- все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как вспомогательный.

Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство. Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

Заключение:

Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

Литература:

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.,1967

Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб., 2002.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1969

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских вохрастах.-М.,1995

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Данная работа осуществляется в виде проведения исследования особенностей когнитивного и личностного развития ребенка по предложенному перечню методик. Работа разделена на семь глав, первая из которых отражает этапы и сроки проведения исследования. Вторая глава раскрывает основные сведения об испытуемом, третья - обнаруживает характер, цели и задачи исследования. В четвертой главе идет описание методик, использованных в диагностике. Глава пятая представляет собой обсуждение полученных результатов и, наконец, шестая дает целостный портрет испытуемого и является особенно значимой, а в седьмой, на основании полученных данных следует выработать рекомендации родителям и в случае обнаружения у испытуемого каких-либо проблем, предложить комплекс педагогических мер, которые помогут ребенку в их преодолении.

1. Психологическое обследование ребенка

1.1 Этапы и сроки проведения исследования

Процесс психологического обследования ребенка включал в себя несколько этапов.

Начальной стадией данной работы стала предварительная беседа с родителем ребенка, по итогу которой на основе изложенных жалоб, были сформулированы предположительные психологические проблемы и запрос.

До начала самого обследования был установлен контакт с ребенком.

Далее по предложенному комплексу методик была проведена диагностика личностного и когнитивного развития испытуемого. На основе полученных и обработанных в последствие данных был составлен целостный психологический портрет ребенка.

На заключительном этапе исследования был разработан комплекс педагогических мер и выведены рекомендации для родителей.

Диагностика была проведена 19.01. и заняла 2 ч.

1.2 Анамнез испытуемого и общие сведения о нем

Евгения К., 6 лет, 2006 г.р.; пол - женский.

Второй ребенок в семье, семья полноценная. Женя активная, посещает детское дошкольное учреждение с 1,5 лет. Социальная адаптация в саду проходила тяжело, на протяжении 6 месяцев плакала. Сейчас ходит в садик с удовольствием, идет на контакт с детьми. В этом году стала занимается гимнастикой. Постоянно принимает участие в детских утренниках, танцует, поет. Друзей мало, рассказала только про двух. Любит рисовать.

2. Описание исследования

До начала психологического обследования прежде был установлен контакт с ребенком.

В ходе предварительной беседы с клиентом был собран анамнез, то есть сведения о предшествующем ходе развития ребенка, а также общие сведения об испытуемом.

На основе жалоб клиента было сформулировано предположение о существующей психологической проблеме, заключающейся в повышенной активности, тревожности и разговорчивости, то есть о тех проблемах, которые непосредственно касаются поведения, эмоциональной и личностной сфер.

Главные задачи, поставленные в основу диагностического обследования ребенка, были следующими:

1. уточнение психологической проблемы;

2. выявление отношения ребенка на имеющуюся ситуацию;

3. определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

В ходе психодиагностики были проведены следующие психологические рисуночные тесты:

1. «Рисунок человека»;

2. «Дом - дерево - человек»;

3. «Рисунок семьи»;

4. «Несуществующее животное»;

5. «Красивый рисунок».

Кроме того, в диагностическом обследовании ребенка были использованы такие когнитивные тесты, как:

1. «Сложная фигура»;

2. «Десять слов»;

3. «Кодирование»

После этого все полученные данные были проинтерпретированы на основе методического комплекса и составлен целостный «психологический портрет» ребенка.

Наконец, был разработан комплекс педагогических мер, помогающих ребенку в преодолении имеющихся у него проблем, и сформулированы рекомендации для родителя.

3. Описание методик

3.1 Проективные рисуночные тесты

«Рисунок человека»

Данный тест впервые предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработаны критерии, позволяющие оценивать личностные особенности. С тех пор критерии оценки многократно перерабатывались, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов, поскольку его данные позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, какие психологические проблемы имеются у ребенка.

Специфика проведения заключается в том, что перед ребенком вертикально кладут лист бумаги и дают простой карандаш с резинкой. Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь».

«Дом - дерево - человек»

Тест разработан Дж. Баком в 1948 году. Он представляет собой расширение теста «Рисунок человека» и дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к семье, к своим близким. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на вопрос о том, кто живет в доме.

«Рисунок семьи»

Данная методика предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Она проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Лист бумаги располагается перед испытуемым горизонтально. Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Нарисуй на этом листе всю свою семью».

«Несуществующее животное»

Данная методика, разработанная М.З. Дукаревич, очень информативна. Лист бумаги кладется горизонтально. Инструкция к заданию имеет следующий вид: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал - которого нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Когда ребенок заканчивает рисовать, его просят придумать животному название. Оно записывается в протоколе. После этого собирается дополнительная информация от испытуемого: «Теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет? Чем оно питается? Где живет? Чем оно обычно занимается? Что оно любит делать больше всего? А чего оно больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь еще? Есть ли у него друзья? Кто? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?..».

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы записываются в протокол.

«Красивый рисунок»

Методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. Для выполнения теста нужен лист бумаги, который располагается перед ребенком в горизонтальном положении, простой карандаш и набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с представленностью всех основных цветов). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима. Инструкция к заданию выглядит следующим образом: «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок - какой захочешь».

Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

3.2 Когнитивные тесты

«Сложная фигура»

Данный тест разработан А. Реем. Он оценивает развитие восприятия, пространственных представлений, зрительной памяти, организации и планирования действий. В ходе данного исследования был использован несколько упрощенный вариант, пригодный для тестирования младших школьников и подростков. Для проведения теста была взята фигура - образец, нелинованная бумага и цветные карандаши.

Ребенку предлагают перерисовать фигуру - образец на отдельном листе. Ему дают один из цветных карандашей, которым проверяющий предварительно написал в протоколе цифру «1». Через несколько секунд этот карандаш забирают и дают ребенку следующий, предварительно написав им в протоколе цифру «2». Смену карандашей продолжают и далее, до завершения работы. Цвета позволяют определить последовательность изображения разных частей фигуры.

По окончании работы образец и рисунок, сделанный ребенком, убирают. Через 15-20 минут ему дают новый лист бумаги и говорят: «Попробуй вспомнить ту фигуру, которую ты перерисовывал. Все, что сможешь вспомнить, нарисуй на этом листе». Затем повторяется процедура, описанная выше (со сменой карандашей), но теперь образец отсутствует и рисунок делается по памяти.

«Десять слов»

Данная методика направлена на изучение словесной слуховой памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания). Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». После сообщения инструкции зачитывают слова. Их читают четко, достаточно громко и не очень быстро. Во время проведения этого теста недопустимы отвлекающие факторы.

Сразу же по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Называемые слова отмечают в первом столбце протокола.

Когда ребенок закончит воспроизводить слова, надо похвалить его за то, что он хорошо поработал и сказать: «А теперь мы будем учить оставшиеся слова. Я снова прочитаю их, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, - и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые тогда забыл». Затем процедура повторяется, то есть снова зачитываются все 10 слов. Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если ребенок запомнил не все слова.

Спустя 30-40 минут ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.

Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. В данном случае был использован следующий ряд слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед и дом.

«Кодирование»

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.

Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка - тренировочная. Далее идут тестовые строки. Инструкция имеет следующий вид: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать. Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то необходимо указывать на них и предложить ребенку их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, в инструкции к дальнейшему выполнению задания поясняется: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, необходимо засечь время. Через минуту отметить в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

4. Обсуждение результатов

4.1 «Рисунок человека»

Схематический способ изображения соответствует возрасту ребенка. Образ кукла - присутствует зависимость от окружающих. Большая голова, нормально для своего возраста. Тщательно прорисованы элементы лица - сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими.

Большие глаза свидетельствуют о склонности обольщать, в сочетании с длинными ресницами, желание обратить на себя внимание.

Акцентирование рта говорит о повышенной речевой активности. Угловатые плечи - излишняя осторожность, плечи непарные - эмоциональная нестабильность. Руки расположены близко к телу, разной толщины говорят о сдержанности в своих проявлениях, беспомощности и энергичности. Кисти отсутствуют - недостаток общения. Ноги расставлены - экстровертность. Длинное и узкое туловище, этому характерна замкнутость, отгороженность. Одежда отсутствует, говорит о незрелости, телесном нарциссизме.

4.2 «Дом - дерево - человек»

При выполнении рисунка дерева, ребенок сильнее давит на карандаш, что является причиной эмоциональной напряженности. Изображена яблоня, это характерно инфантильной личности.

У дерева отсутствуют листья, что является показателем наличия депрессии, связанной с недостатком общения и эмоционального тепла. Однако дерево является лиственным, поэтому общение не вызывает трудностей. Скорее всего, недостаток общения вызван другими причинами. Ствол нарисован одной линией - конкретность мышления, возможно, интеллектуальная недостаточность. Ветви расходятся в стороны, что говорит об экстравертности ребенка. Не замкнутость кроны свидетельствует об открытости ребенка для общения. Ветви направлены вверх, что является признаком активности.

Ветви тонкие, присутствует беспокойство и нерешительность. Наличие солнца - символ авторитетной фигуры. Облака на небе - признак тревоги. Трава изображена штриховкой, это тоже говорит о наличии тревоги.

В рисунке дома можно отметить следующее.

Дом висит в воздухе, что свидетельствует о слабой бытовой ориентации и ослабленной привязанности к дому, семье. В доме присутствуют большие, открытые окна - активная готовность к контактам, демонстрация чрезмерной открытости. Большая дверь, говорит о чрезмерной доступности, излишней зависимости от других, легкости установления контактов. Большая крыша - акцентированная фиксация на фантазиях как источнике удовольствия при межличностном взаимодействии. Большое количество густого дыма над трубой, говорит о внутреннем напряжении. Наличие солнца - символ авторитетной фигуры, потребность в дополнительном источнике тепла.

4.3 «Рисунок семьи»

Схематический способ изображения соответствует возрасту ребенка. Темп выполнения работы высокий, что говорит об активности ребенка. Семья изображена полностью, все ее члены улыбаются, это говорит о том, что ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье. Все члены семьи в образе кукол - зависимость от окружающих, возможно потому, что она самая маленькая в семье. Первой нарисована фигура мамы, она является самой большой, это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье. Разделяет половую принадлежность. Аналогичные детали двух фигур дочери и матери, можно интерпретировать, как стремление дочери быть похожей на мать. В семье преобладает близость отношений, так как маленькие интервалы между фигурами. У мамы тщательно вырисованы ресницы - говорит о демонстративности. Фигуры мамы и дочери вытянуты, говорит об астеничности ребенка, отсутствуют ступни - слабая бытовая ориентация. У всех членов семьи расставлены ноги - экстравертность. У брата глаза с зачерненной радужкой, что свидетельствует о ее страхах к нему. У всех руки прижаты к телу - сдержанность, кисти отсутствуют - недостаток общения. Присутствует эмоциональная отдаленность с папой, так как он дальше всех от нее расположен.

4.4 «Несуществующее животное»

Кличка животного - Разнетонец. Сконструировано из частей реальных животных (головы зайца, туловище и ноги тигра, хвост лисы). Это свидетельствует рационалистическому, нетворческому подходу к задаче. Изолированность места жизни и труднодоступность жилья («…в норе, в лесу») данного животного отражает переживание ребенком чувства одиночества и боязнь агрессии. Его питание (трава и хлеб) говорит о низкой социализированности, нарушении общения.

4.5 «Красивый рисунок»

Рисунок смещен вверх - повышенная самооценка, возможно компенсаторное. Ребенок положительно отреагировал на занятие, сказал, что очень любит рисовать, это свидетельствует о направленности на сотрудничество или демонстративности. Высокий темп работы, говорит о высоком уровне активности. Сильный нажим карандаша и множественные штриховые линии, повышенная яркость цветовой гаммы говорят о высокой эмоциональной напряженности и повышенной тревожности ребенка.

4.6 «Сложная фигура»

Детали изображаются в случайной последовательности, без какой-либо системы, это соответствует 1-му уровню, он допустим для возраста 6 лет. При воспроизведении деталей ребенок набрал 4 балла из 5 возможных, что отражает средний уровень восприятия и образного мышления, и средний показатель развития зрительной памяти.

4.7 «Десять слов»

При предъявлении ребенку 10 слов в первый раз, она назвала 8. Во второй - 9, в третий - 10. Спустя 30 минут ребенок воспроизвел 9 слов. Показатель словесной (слуховой) памяти и устойчивости запоминания в норме.

4.8. «Кодирование»

Из 80 возможных фигур за 2 минуты было верно закодировано 57 фигур. Присутствует 1 ошибка. Число правильно маркированных фигур выше среднего ориентировочного, что говорит о высоком темпе деятельности, а малое количество ошибок при этом - о хорошей концентрации внимания.

5. Заключение по психологическому обследованию

В совокупности приведенные данные психологического обследования позволяют сделать вывод о том, что данному ребенку не хватает общения. Ей свойственна гиперактивность, чрезмерная доступность, экстравертность.

Наблюдается астеничность, слабая бытовая ориентации и ослабленная привязанность к дому, семье, вызванная особенностями семейных отношений.

Ребенок чувствует зависимость от окружающих, стремится быть похожей на маму. Присутствует сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими, желание обратить на себя внимание.

Ребенок открыт для общения, демонстрация чрезмерной открытости, легкость в установлении контакта, речевая активность.

Имеет место быть излишняя осторожность, сдержанность, беспомощность, замкнутость, страх, тревога и наличие депрессии, связанной с недостатком общения и эмоционального тепла.

Кроме того, у ребенка отмечается внутреннее напряжение, переживание чувства одиночества и боязнь агрессии. Уровень восприятия и развитие зрительной памяти в норме. Показатель словесной (слуховой) памяти и устойчивость к запоминанию также соответствует норме. При высоком темпе деятельности наблюдается хорошая концентрация внимания.

Итак, ребенок активен, стремиться к общению, имеется недостаток эмоциональной теплоты особенно со стороны близких людей. Именно поэтому ребенок переживает чувство одиночества, имеется потребность в дополнительном источнике тепла.

Клиент жалуется на то что, ребенок очень активен, разговорчив. Наблюдают повышенную возбудимость, тревожность. На основе этого было сформулировано предположение о существующей психологической проблеме, касающейся поведения, эмоциональной и личностной сферы ребенка.

Эти проблемы могут отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые были выявлены в ходе исследования.

1. Психокоррекционная работа, направленная на борьбу со страхами. Используя творческие способности ребенка, возможно проведение арт-терапии совместно со сказкотерапией. Изобразительная деятельность, заключающаяся в переводе информации с эмоционального на когнитивный уровень, позволит достичь состояния психологического комфорта.

2. Психокоррекционная работа, направленная на борьбу с тревожностью.

Повысить у ребенка самооценку, заниматься упражнениями по релаксации, отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Так как ребенку не хватает общения, проводите с ним больше свободного времени, отдыхайте вместе, играйте, найдите общее занятие, спрашивайте, как прошел день, чего нового он узнал в садике. Пусть он выговориться.

когнитивный личностный ребенок диагностика

7. Протокол психологического обследования ребенка

Фамилия, имя Женя К.

Возраст 6 лет 6 мес.

Пол женский

Особенности самочувствия и поведения испытуемого:

Ребенок настроен доброжелательно. Выглядит хорошо. Все задания выполняет быстро, добросовестно, с удовольствием. Очень часто задает вопросы. Несколько неуверенна в себе. Проявляет любопытство по поводу того, для чего она это делает.

Замечания, касающиеся характера выполнения заданий:

1. Проективные рисуночные тесты.

1.1. «Рисунок человека».

Рисовала спокойно. Задала вопрос, кого рисовать, мальчика или девочку? Сначала была нарисована голова, затем все остальные части тела.

1.2. «Дом - дерево - человек».

Сильное надавливание на карандаш, импульсивно, размашисто рисовала траву.

1.3. «Рисунок семьи».

Первыми нарисовала маму и себя, затем брата и папу. Всех членов семьи начала рисовать с головы, затем все остальное.

1.5. «Несуществующее животное».

Ответ ребенка: «Это Разнетонец. Живет он в норе в лесу. Его размер составляет 10 см. Кушает траву и хлеб. Любит бегать и тренироваться, не любит спать. Его друзья заяц и леса. Боится птиц и оленя Враг - лев.». На вопрос: «Почему он боится льва?», ребенок отвечает, что «…потому что он нападает на не хищных животных.»

Три желания животного:

1. «…хочет научиться летать, чтобы смотреть на небо, как оно устроено»;

2. «…ни чего не бояться, хочет быть смелым»;

3. «быстро бегать, чтобы убегать от врагов».

1.6. «Красивый рисунок».

Женя нарисовала бабочку. Последовательность выбора цветов - розовый (контур бабочки), черный (усики), сиреневый (рисунок на верхних крыльях), зеленый (рисунок на нижних крыльях), красный (сердечки), черный (кружочки на крыльях),светло зеленый (трава), желтый (солнце), синий (небо, простой карандаш(написала свое имя).

2. Когнитивные тесты.

2.1. «Сложная фигура».

Характер копирования сложной фигуры (см. Приложение)

2.3. «Десять слов».

Задание оказалось достаточно легким, в первый раз ребенок назвал 8 слов, во второй 9 слов, в третий-10 слов, при отсроченном проведении назвала 9 слов. (см. Приложение).

2.4. «Кодирование».

При выполнении задания ребенок был спокоен, нетороплив. Допустила 1 ошибку, за 1 минуту выполнила 22 фигуры. (см. Приложение).

Список используемой литературы

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. - М., 2001.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2006.

3. Психодиагностика: практикум/сост. Т.В. Пфау. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 80 с.

4. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом - Дерево - Человек»/ З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.-190,с.: ил.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2015

    Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Общая характеристика проективных методик и их значение в диагностике школьного развития ребенка. Техника применения проективных методик психодиагностом. Особенности и механизм использования рисуночных проективных методик в диагностике школьного развития.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2009

    Взаимосвязь межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространства ребенка. Представления о близости, отдаленности в межличностных отношениях. Понятие социально-психологической дистанции. Обоснование методик, выборки исследования.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2013

    Понимание эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Понятие эмоционального взаимодействия родителей и детей. Психофизиологические особенности развития ребенка. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Понятие и психологические особенности сказок, ее цели и функции. Основные подходы к психологическому анализу сказок, механизмы ее влияния на развитие ребенка. Исследование, оценка эффективности использования сказкотерапии в процессе личностного развития.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Характеристика взаимоотношений родителей и ребенка. Специфика профессии учителя. "Родительская" и "педагогическая" установки. Анализ влияния профессиональной принадлежности родителей-педагогов на стиль воспитания и личностные особенности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

    презентация , добавлен 07.10.2013

    Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы: