Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Окружающий мир календарь. Календарь природы

Окружающий мир календарь. Календарь природы

Тест по теме «Вселенная, время, календарь» составлен на основе материала учебника УМК "Перспектива" авторов А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой 2 класс. Материал теста позволяет проверить знания учащихся по данному разделу.

Просмотр содержимого документа
«Тест "Вселенная, время, календарь" по окружающему миру.»

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Тест по окружающему миру

по теме: « Вселенная, время, календарь »

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2018

Фамилия, имя__________________

Тест по разделу «Вселенная, время, календарь»

1. Слово «Федерация» обозначает _________________________________________

2.Огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет это - _______________

3. Холодные небесные тела, не излучающие собственного света это-_____________

4. Перечисли несколько планет_____________________________________________

5. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией это _____________________________________________________

6. Какой прибор служит для определения сторон горизонта______________________

7. Перечисли основные стороны горизонта____________________________________

8. Модель Земли называется ______________________________________________

9. Прибор для измерения времени___________________________________________

10. Какие ты знаешь единицы измерения времени_____________________________

________________________________________________________________________

11. Время полного оборота Земли вокруг своей оси _______________________

12. Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца ____________

13. Перечисли времена года_________________________________________________

14. Все изменения, происходящие в природе, называются _______________________

15.Что такое погода________________________________________________________

16.Какие праздники ты знаешь_______________________________________________

_________________________________________________________________________

17. Какая наука учит нас бережно относится к окружающему миру________________

18. Приведи примеры экологических дней_____________________________________

_________________________________________________________________________

19. Почему происходит смена времён года_____________________________________

_________________________________________________________________________

20. Приведи примеры природных явлений_____________________________________

1. Объединение, союз.

2. Звёзды.

3. Планеты.

4. Меркурий, Венера, Земля, Сатурн, Нептун, Юпитер.

5. Горизонт.

6. Компас.

7. Север, запад, юг, восток.

8. Глобус.

10. Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

13. Лето, зима, весна, осень.

14. Явления природы или природные явления.

15. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – погода.

16. День России, День знаний, День народного единства, День Конституции, День учителя.

17. Экология.

18. Всемирный день воды, День птиц, День Земли, День защиты животных.

19. Смена времён года объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

20. Смена времён года, смена дня и ночи, вращение Земли, её движение по орбите.

Литература:

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

    Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Васильева Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416с. – (В помощь школьному учителю).

Вспомним

  1. Какими календарями пользуются в твоей семье?
  2. Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?
  3. Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. Стоит только заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах. Да ещё сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о наступающих памятных датах. В дневнике мы записываем; что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представь, что мы очутились в далёком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов... Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе. Они наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день, и надолго вперёд. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

Вот некоторые народные приметы. Вы можете проверить их собственными наблюдениями.

  • Красное небо на закате - к ветру или дождю.
  • Если солнце садится в облака - жди дождя.
  • Ясная луна - к морозу.
  • Шишки хвойных деревьев раскрываются - к сухой погоде.
  • Ласточки низко летают - к дождю.
  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветви - к ветру, на снег - к оттепели.

Дни народного календаря

Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь. Каждый день его посвящён памяти важного для верующих людей события или святого человека. Образы святых на иконах были в каждой крестьянской избе. А их имена отразились в названиях дней народного календаря. Эти дни, словно добрые друзья, напоминали земледельцу о делах в будни и о веселье в праздники. Например:

1 сентября - Фёкла-свекольница . В народе говорили про этот день так: «На Фёклу копай свёклу». С этого дня начинали убирать с огородов свёклу.

5 сентября - Луппа-брусничник . К этому времени поспевают клюква и брусника, пора за ними в лес идти. Овёс и лён тоже дозрели, спеши убирать. Отлёт журавлей с Фёклы-свекольницы до Луппы-брусничника предвещает раннюю зиму. Внимательно глядели люди в небо: «Если журавли летят низко, то зима тёплая, если высоко - холодная»; «Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья».

Дни, по которым раньше угадывали погоду на будущее, называются погодоуказателями. Мы будем их отмечать и проверять народные наблюдения, сделанные в Подмосковье и близких к нему землях. Ребята нашей большой страны могут проверять приметы на погоду своего края.

  • Рассмотрите рисунки. К каким приметам они т* относятся? Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Подумаем!

  • Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?

Проверим себя

  1. Почему в народе внимательно наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе?
  2. Какие народные приметы погоды ты знаешь?
  3. Как сложился народный календарь?
  4. Какие дни называются погодоуказателями?

Сделаем вывод

Народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы наследники этого богатства. Оно учит нас быть внимательными, чуткими, добрыми и мудрыми. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

Что такое календарь

Слово «календарь» пришло к нам из Древнего Рима. Кале́нды – это первые дни месяца. Их объявляли на центральной площади города. Это и означало наступление нового месяца. Разными народами было создано множество календарей.

Интересно выглядели первые календари – это были узелки на верёвке или зарубки на палке. Заранее завязав на верёвке определённое количество узелков, а затем ежедневно развязывая по одному, человек мог приблизительно указать, сколько времени прошло от одного события до другого.

Современные календари

В современном календаре каждый месяц разделён на недели. В неделе 7 дней. Каждый день недели имеет своё название. В нашей стране первый день недели – понедельник.

По назови все дни недели. Начни с понедельника.

В календаре особо отмечают дату – день, месяц и год. Красным цветом выделяют наиболее важные праздничные даты и выходные дни.

Посмотри на рисунок. Расскажи, что тебе известно об этих праздниках.

В году 365 дней, или 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 день (в феврале 28 или 29 дней).

В неделе 7 дней.

Вопрос и задания

1. Зачем человеку нужен календарь?

2. Назови дату своего рождения.

Выбери правильный ответ.

1. Календы – это:

а) первые дни месяца;

б) последние дни месяца.

2. Зимние месяцы:

а) декабрь, январь, февраль;

б) январь, февраль, март.

Раньше многие народы по-своему определяли начало нового года, выбирая для этого наиболее важное, с их точки зрения, событие или природное явление.

В России долгое время начало нового года отмечалось 1 сентября, когда заканчивались все полевые работы. И только в 1699 году царь Пётр I ввёл в России новый календарь. Началом года стало считаться 1 января.

Вот уже неделю создаю календарь природы для Дани. Вот так примерно он будет выглядеть. Как только прочищу дюзы принтера, сразу распечатаю и повешу, стенд у нас уже висит.

Немного о содержимом.

Поезд дни недели раскрашен в цвета радуги, в вагончики можно будет вставлять героев - котенка, щенка и др. Также их можно будет сажать в корзину воздушного шара. В качестве героев можно использовать персонажей любимых мультфильмов, гномика, домовёнка и т.п. На каждом вагончике количество кружков соответствует дню недели по счёту.

На воздушном шаре и будильнике будут стрелочки, которые ребенок будет перемещать в соответствии с месяцем года и временем суток. На свободных листах будут размещаться стихи, загадки про времена года, дни недели и т.п.

На термометре будет сине-красная ниточка, которую можно будет перемещать в зависимости от того, какая температура на улице. Герои, которых можно будет сажать в поезд и воздушный шар.

На полосу вчера, сегодня, завтра можно будет прикреплять картинки с основными событиями, которые происходят в жизни ребенка: приезд или поездка к бабушке, поход в театр, парк, цирк, детский сад, праздники и т.п. Также туда можно будет прикреплять данные о своих метереологических наблюдениях - погоде - дождь, снег, солнечно, облачно и т.п.

Чтобы получить Календарь природы, просто сделайте РЕПОСТ этого сообщения в любую социальную сеть или свой блог и отправьте мне на почту активную ссылку на него.

ВАЖНО! Активную ссылку на свой перост присылайте мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Здесь, к сожалению, я не всегда успеваю следить за комментариями.

Спасибо за репосты и комментарии!)

Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? (Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

    Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка , земля-мать , месяц-молодец , весна-молодица , зима-белолица , осень-водяница . Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

    Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

    Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла - весь дом одевала», - говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

    Частушки

    Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень», - говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

    Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины - это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

    Что такое именины?

    Кто обязан праздновать именины?

    Что считалось важнее: день рождения или именины?

    Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо - эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

    Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.