Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Античные порты и затонувшая атлантида. Древние порты, поглощенные морем Древние порты

Античные порты и затонувшая атлантида. Древние порты, поглощенные морем Древние порты

Порту – второй по величине город в Португалии, а также важный экономический, промышленный и культурный центр страны. Город расположен в северо-западной части Пиренейского полуострова, в 270 км к северу от Лиссабона, в устье реки Дору и всего в нескольких километрах от Атлантического океана. Порту часто называют «северной столицей» Португалии.

Древние времена

История современного Порту ведет свое начало с давних времен, когда Пиренейский полуостров был оккупирован римлянами, и насчитывает уже более двух тысяч лет. В те времена город назывался Portus Kale и был достаточно крупным торговым портом империи.

После распада Римской империи в Порту господствовали свевы, а с 585 года – вестготы. В 711 году, во время арабского вторжения на Пиренейский полуостров, Порту одним из первых был захвачен маврами. В 868 году военачальник и вассал короля Астурии Альфонсо III Великого Вимара Переш отправился отвоевывать оккупированные маврами земли. После освобождения области между реками Миньо и Дору (в том числе и города Порту) с разрешения Альфонсо III Вимара Переш основал и возглавил здесь графство Condado de Portucale, от которого и произошло впоследствии название «Португалия».

Средние века

В 1387 году в Порту состоялось бракосочетание короля Португалии Жуана I и дочери английского герцога Джона Гонта Филиппы Ланкастерской, закрепившее в так называемом «Виндзорском договоре» подписанный еще в 1373 году англо-португальский договор. Действующий и в наши дни Англо-португальский альянс является старейшим военным альянсом в мировой истории.

В 14-15 веках Порту стал одним из крупнейших судостроительных центров Португалии. В начале 15-го века по инициативе португальского инфанта Генриха Мореплавателя (сына короля Жуана I) из Порту был организован ряд экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья, которые, собственно, и заложили основы морского и колониального могущества Португалии, а также положили начало эпохе «Великих географических открытий».

Новое время

В 1809 году Порту основательно пострадал в ходе вторжения войск Наполеона Бонапарта в Португалию, а уже в 1820 году стал одним из центров Португальской революции, которая привела к принятию в 1822 году либеральной конституции и последующим гражданским войнам между приверженцами абсолютной и конституционной монархий. Важную роль город сыграл в упразднившей монархию революции 1910 года, а также в революции 1974 года, в результате которой произошло окончательное становление демократии в Португалии.

В 1996 году исторический центр Порту был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Порту – один из самых колоритных городов Европы, в архитектурном облике которого так гармонично сочетаются различные стили – романский, готика, ренессанс, барокко, неоклассика и модерн.

Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.

Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

Гераклион - город легенд, затонувший город-порт, находящийся в 6,5 километрах от береговой линии. Город был основан около восьмого века до нашей эры и скрылся в глубинах Средиземного моря в восьмом веке нашей эры.
До основания Александрии в 331 году до н.э. город знал славные времена в качестве главного морского порта в устье Нила, встречавшего корабли, направляющиеся в Египет



Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми. Главный храм города был посвящен богу Амону.
В первом веке до н.э. произошло сильное землетрясение, которое сравняло с землей дома, потопило корабли в гавани, убило большинство жителей города, вынудив остальных спасаться бегством, оставив все ценное имущество.


На протяжении двух тысячелетий руины города, скрытые от посторонних глаз наносами ила и десятью метрами воды, лежали в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир.
Но прошлым летом французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Гераклион», останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи.


Надпись на основании стелы удостоверяет, что эта плита должна была быть воздвигнута в «Гераклеоне-Тронисе (Herakleion-Thonis)». Это первое ясное доказательство того, что обнаруженный город является полумифическим до сих пор Гераклионом.

Одним из первых был найден великий храм Гераклиона.
Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую - Хапи, египетского бога разлива Нила.


Бронзовая статуя Осириса

Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше

Клеопатра II в одеждах богини Исиды

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела - почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт.

Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Гераклионе-Тонисе».

Колоссальная статуя красного гранита (5,4 м) бога Хапи, который украшал храм Гераклеона. Бог разлива Нила, символ изобилия и плодородия.

Среди находок - золотые серьги, браслеты, шпильки, кольца, гребни, Красивый греческий кубок, покрытый глазурью, курительница для ароматических веществ, сотни монет. У всех у них только слегка поцарапана поверхность. И это только начало - основные раскопки (если это понятие может быть применено к археологической работе под водой) - впереди.

Бронзовая статуя фараона 26 династии

Водолазы и исследователи нашли 64 египетских корабля, построенных между восьмым и вторым веками до нашей эры. Многие из кораблей, возможно, были потоплены, так как они были найдены прекрасно сохранившимися на морском дне. Исследователи считают, что это кладбище кораблей представляет собой самую крупную морскую коллекцию древнего мира.


Возраст порта, по оценке ученых, 4600 лет. Хеопс, также известный как Хуфу, царствовал с 2580 до 2550 до н.э. Гавань возвели в 180 километрах к югу от Суэца, в предгорьях пустынных гор.

Порт был найден возле огромного архива папирусов, который является самым старым известным на сегодняшний день. На этих папирусах описан процесс строительства порта, который использовался царем Хеопсом, чтобы завезти материалы, необходимые для строительства Великой пирамиды Гизы.

Т.к. порт находится далеко от Гизы, вероятнее, всего он служил для поставок относительно легкой меди и минералов, используемые для изготовления инструментов. А инструменты уже применялись для строительства пирамиды.

По словам руководителя раскопок, профессора Сорбонны Пьера Талле, сам факт существования этой гавани дает нам представление об эффективности управления и его (Хеопса) способности организовывать весьма сложные логистические операции почти пять тысяч лет назад.



Археологи, в частности, обнаружили 22 судовых якоря, покрытых известняком, в районе швартовки, которые, вероятно, упали с судов, поскольку никаких следов крушений не было найдено. Были обнаружены несколько больших сосудов для хранения различных вещей рядом с якорями, а также гончарные печи. Рядом с причалом ученые нашли остатки крупных каменных сооружений 30 метров в длину и от 8 до 12 метров в ширину.

Талле считает, что это были административные центры, координировавшие работу порта, а также использовались для хранения материалов и продуктов питания для шахтеров, работающих на Синае. Ну, и как своего рода гостиницы для моряков.

Между двумя из этих строений археологи нашли тайник с 99 каменными якорями, некоторые из которых до сих пор с веревками. Значительное число имеют надписи красными чернилами с названием судна. Это действительно впечатляющий уровень организации для того времени.

Обновлено: 30 июня 2018

На западном берегу острова Крит находится удивительное археологическое сокровище Фаласарна – древний порт, единственный в мире и уникальный в своём роде. Это место переносит нас вглубь веков к давно утраченной культуре, оставившей после себя множество загадок и следов её существования. Сочетание уникальных природных явлений, связанных с понижением и поднятием уровня моря в западной части острова Крит, а также сильнейшего разрушительного землетрясения в 365 году нашей эры, создали искусственную гавань и подняли сушу из моря, обнажив сокровища великой цивилизации, которая процветала во времена Александра Македонского.

Археолог Элпида Хадзидаки отдала исследованиям и раскопкам античной Фаласарны 20 лет своей жизни, чтобы мы смогли увидеть древний Акрополь, два кладбища и древний порт.

Уникальность древнего порта Фаласарна

Искусственная гавань древней Фаласарны была построена в 4 веке до н.э. во времена Александра Македонского по методике, сочетающей в себе Финикийские и древнегреческие технологии судостроительства.

Одно из самых сильных землетрясений за всю историю Земли, произошедшее в 365 году н. э. привело к исчезновению Фаласарны и её культуры, но оставило уникальное наследие для современников. Поднятие западной части острова Крит привело к изменению подводной инфраструктуры, вывело портовые сооружения на сушу, что позволило археологам исследовать дно моря…на суше.

Два года назад была обнаружена большая часть древней набережной, которая идеально сохранилась. Сохранились даже места швартовки трирем (боевых кораблей) со следами верёвок, и аналогов таким находкам больше нигде в мире нет.

Также были найдены различные конструкции для защиты от наводнений и следы, которые говорят о том, что ранее наводнение на Фаласарне было, и люди искали способы, чтобы защититься от природных катаклизмов.

Расцвет и падение древней Фаласарны

Фаласарна была заселена ещё во времена Неолита и до-Минойской эпохи. Множество людей здесь было уничтожено в эпоху Бронзового века во время землетрясений, поэтому напуганные жители на 2000 лет ушли из Фаласарны. Затем, примерно в 8 – 7 веке до нашей эры в Фаласарну пришли дорийцы из Лаконии и на старых развалинах начали строительство нового поселения.

Было создано государство функционирующее в нормальном правовом режиме и имеющее политическую систему, что стало толчком к развитию прогрессивно развивающегося общества. Фаласарна была одним из первых городов, в которых были приняты законы, выгравированы на камне и размещены в храмах (особенно в начале эпохи). В государстве была дорическая система правления как в Спарте, но без царя. Царей не было, были правители, сенат, народное собрание и рабы. В общем, существовала демократическая система, как была на тот момент в Афинах, Спарте и других греческих городах.

Основным экономическим направлением Фаласарны являлись морские пути, благодаря которым это был международный торговый центр с широкими экономическими и культурными связями с народами востока.

На месте раскопок в Фаласарне было найдено много монет из разных древних городов Крита, таких как: Кидония, Полириния, Элефтерна, Аптера, а также из Сицилии. Что означает, что существовал а торговля и обмен продуктами. Также были найдены сосуды из Египта, с которым развивались торговые отношения.

Морское превосходство Фаласарны было настолько велико, что она контролировала всё побережье западной части острова Крит от мыса Криос до острова Андикитира. Фаласарна процветала с 4-го века до н.э., когда в греческий мир стало проникать персидское золото, с целью остановить продвижение Александра Великого против царя Дария и его империи. В Фаласарне, на деньги, полученные от персов, стали увеличивать высоту городских стен и возводить военные постройки.

Одним из источников дохода города - государства Фаласарна, было пиратство и организованная работорговля, что в свою очередь спровоцировало гнев Рима. Сначала Фаласарна была разрушена римлянами в 67 г. до н.э. во время знаменитой экспедиции Великого Помпея против пиратов из Киликии (в античные времена юго-восточная область Малой Азии), а также во время военной операции полководца Квинта Цецилия Метелла против критских городов.

Анализ данных, полученных при раскопках, показывает, что после разрушений, вызванных римлянами, в Фаласарне было две крупные природные катастрофы. Согласно стратиграфическим данным, первая катастрофа произошла в 66 г. н.э., это было цунами от сильного землетрясения. Второй и последний удар по Фаласарне нанесло крупнейшее землетрясение в истории человечества в 365 г. н.э., когда западная часть острова Крит поднялась из глубин моря на 6,5 метров за несколько секунд, после чего, огромное цунами накрыло порт тоннами грязи и морских отложений на 1600 лет.

Славная цивилизация, процветавшая в течение 300 лет, утеряна и по-прежнему погребённая под землёй в Фаласарне, ждёт, чтобы снова подняться на поверхность спустя столетия.