Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Амурская военная флотилия в маньчжурьской операции. Амурская военная флотилия Амурская флотилия речных пограничных катеров 1950

Амурская военная флотилия в маньчжурьской операции. Амурская военная флотилия Амурская флотилия речных пограничных катеров 1950

Амурская военная флотилия Примечания Амурская флотилия - несколько раз создававшееся объединение военных кораблей вооружённых сил России, различных периодов времени, на реке Амур и других реках Дальнего Востока. В литературе встречаются наименования - Амурская речная флотилия, Краснознамённая Амурская флотилия, Амурская Красная речная флотилия, КАФ.

История Амурской военной флотилии Первые документальные упоминания об Амуре, других реках и прилегающих к ним территориях доставил в Якутск атаман М. Перфильев промышлявший со своим отрядом казаков (государев людей), летом 1636 года, на реке Витим. В период с 1639 года по 1640 год приходят отрывочные сведения об Амурской земле, от И. Ю. Москвитина собравшего их у туземных племён населявших берега Охотского моря. Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года - это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова, который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог. Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова, которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет. 10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки. Почти одновременно, в 1855 году в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой баркас «Надежда» Амурской экспедиции. Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пару деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка. Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства. Тем не менее, постоянного соединения Военно-Морского Флота на Амуре не существовало ещё около 60 лет, несмотря даже на обострения в отношениях с Китаем в 1860 и 1880 гг. По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооружённые пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа.

Первое соединение появилось в 1895-1897 гг., хотя оно и не было военно-морским. Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки. Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до 1901 г. - Лухманов, Дмитрий Афанасьевич. Финансирование флотилии было определено из средств сразу двух казачьих войск - Амурского (8976 руб. в год) и Уссурийского (17423 руб. в год). Также казаки заготовляли дрова и уголь для судов флотилии (с 1898 года на оплату их поставок выделялись 20 % выручки от частных рейсов), но с 1904 года эта повинность была заменена выплатой из войсковых капиталов (2156 руб. в год с Амурского и 4724 руб. с Уссурийского войск). Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов, осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года. Боксёрское восстание 1900 г., во время которого боксёрские и хунхузские шайки обстреливали русские суда на реке, показало необходимость фактического владения водами Амура и его притоков. Кроме того, подавление этого восстания вылилось для России в настоящую войну с регулярными китайскими войсками, в ходе которой русские войска обороняли КВЖД, Харбин и заняли Маньчжурию. В ходе этих боевых действий военное командование приняло ряд срочных мер: были вооружены полевой артиллерией пароходы Управления водных путей «Хилок», «Третий», «Газимур», «Амазар», «Селенга» и «Сунгари». Пароходы подчинялись армейскому командованию. Их экипажам, а также казакам Амурско-Уссурийской флотилии, под огнём китайцев приходилось сопровождать гражданские пароходы по Амуру, а также прорываться в Харбин по Сунгари. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на Амуре находились 6 вооружённых пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орёл», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета» Сибирской флотилии. Базируясь в основном в Николаевске, эти корабли осуществляли воинские перевозки, осуществляли противодесантную оборону устья Амура и залива Де-Кастри, хотя непосредственного участия в боевых действиях не принимали (кроме «Кеты»). Ещё до русско-японской войны, в 1903 году, Морское ведомство принимает решение о создании постоянной военно-морской флотилии на Амуре и постройке для неё специальных военных судов. Незадолго до окончания боевых действий, 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии, включавший в себя все военные корабли на реке Амур. По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для Отдельного отряда были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура. Однако на Амур они не попали, а остались на Балтике, так как из-за глубокой осадки они могли бы плавать только в нижнем течении Амура - от Хабаровска до устья. Зато было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Речные канонерские лодки строились на Сормовском заводе, перевозились по железной дороге и собирались в 1907-1909 гг. в Сретенске. Лодки оказались довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными оперировать в сложных условиях Амура и Уссури. По окончании постройки лодок завод стал строить пароходы и баржи для частных заказчиков. Затем началась постройка ещё более сильных башенных канонерские лодок (впоследствии назывались речными мониторами). Построенные в 1907-1909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные в посёлке Кокуй Читинской губернии, они все вступили в строй в 1910 г. Эти канонерские лодки («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Вьюга» и «Ураган») являлись самими мощными и совершенными речными кораблями в мире для своего времени. Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» - первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало). Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением её командующему войсками Приамурского военного округа. Базировалась флотилия в Осиповском затоне под Хабаровском. Основным недостатком была слабость системы базирования. Судостроительная база у флотилии отсутствовала, так как мастерские в Кокуе (будущий Сретенский завод) обеспечивали только сборку построенных в европейской части России кораблей, а также строительство небольших паровых гражданских судов. Судоремонтная база существовала в виде кустарных портовых мастерских в том же Осиповском затоне. Существование флотилии сильно помогло в 1910 при пересмотре договора с Китаем о судоходстве по Амуру и его притокам. Однако начавшаяся первая мировая война вынудила произвести частичное разоружение главных боевых кораблей флотилии - с них были сняты и отправлены на Балтику и Чёрное море остро дефицитные дизели, 152- и 120-мм орудия. Большинство кораблей передано в Хабаровский порт на хранение. В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилии на р. Амур, а канонерская лодка «Орочанин», посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья Зеи, где были уничтожены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белые пытались создать свою флотилию на Амуре, но этому активно воспрепятствовали японцы. В конце 1919 г. - начале 1920 г. японцы частично взорвали корабли флотилии, остальные 17 февраля 1920 г. были захвачены в Хабаровске красными партизанами. Некоторые канонерки были введены в строй, включены в состав организованной 8 мая 1920 г. Амурской флотилии Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (с 19.04.1921 г. - Амурская флотилия Морских сил ДВР) и принимали участие в гражданской войне до октября 1922 г. Первоначально они базировались в Хабаровске, но после его захвата в мае 1920 г. японцами - в Благовещенске, а с октября 1920 г. - снова в Хабаровске. Однако перед уходом из Хабаровска в октябре 1920 г. японцы увели на Сахалин 4 канонерские лодки, посыльное судно и несколько вспомогательных судов. Большинство канонерок бывшей Амурской флотилии весь 1920 г. продолжали находиться в разрушенном и полузатопленном состоянии в Хабаровске. 22-23 декабря 1921 г. они были захвачены там Белоповстанческой армией Приамурского края, а в 14 февраля 1922 г. - снова красными частями НРА ДВР. Боеспособные же силы флотилии (красной) к лету 1921 г. после ремонта состояли из шести канонерских лодок, пяти вооружённых пароходов, шести катеров, шести тральщиков и до 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 г. флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Флотилия взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С 9.01.1922 г. называлась Народно-революционным флотом ДВР. Последней операцией флотилии в период гражданской войны стал поход отряда кораблей в составе Северной группы сухопутных и морских сил в сентябре-октябре 1922 г. с целью освобождения низовьев Амура от японцев и прояпонских властей. Вскоре после занятия НРА ДВР Владивостока, 7 ноября 1922 г. НРФ ДВР был вновь разделён на Морской отряд, в состав которого вошли захваченные красными во Владивостоке остатки Сибирской флотилии, и Амурскую флотилию НРФ ДВР. Но через несколько дней Дальневосточная Республика объявила о своем присоединении к РСФСР, и, соответственно, флотилия стала 17.11.1922 г. называться Амурской речной военной флотилией Морских сил Дальнего Востока РСФСР. В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться с большим энтузиазмом путём ремонтов, модернизаций и перевооружений доставшихся в наследство от Российской империи речных кораблей, а также переброской по железной дороге из Балтийского и Чёрного морей нескольких бронекатеров. В основном это удалось сделать к 1927-1935 гг., когда в составе флотилии имелись мониторы «Сун-Ят-Сен», «Ленин», «Киров», «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Свердлов», «Красный Восток» (бывшие речные канонерские лодки типа «Шквал», которые по нескольку раз меняли названия), канонерские лодки «Бурят», «Монгол», «Красная Звезда», «Красное Знамя» и «Пролетарий» (бывшие канонерки типов «Бурят» и «Вогул»), а также 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н». С 6 сентября 1926 в связи с упразднением Морских сил Дальнего Востока флотилия непосредственно подчинялась начальнику Военно-Морских Сил РККА. С 29 сентября 1927 по 27 июня 1931 называлась Дальневосточной военной флотилией, как и весь будущий Тихоокеанский флот. В 1929 принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе «Конфликта на КВЖД». В июле 1929 г., сразу после захвата чанкайшистами КВЖД, начались обстрелы советских пароходов и прибрежных населённых пунктов на Амуре и его притоках. В октябре 1929 г., к началу активной фазы боевых действий, Дальневосточная военная флотилия имела в боевом составе 4 монитора во главе с «Лениным», 4 канонерские лодки, плавбазу гидроавиации, 3 бронекатера и несколько других судов. Им противостояла китайская Сунгарийская флотилия из одной мореходной канонерки, 3 речных канонерских лодок, 5 вооружённых пароходов, плавучей батареи и вооружённого транспорта и др. судов. До конца октября Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. В первый и последний раз за всю историю русских и советских военно-речных флотилий 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. В бою уничтожены три канонерские лодки, два вооружённых парохода и плавбатарея, остальные добиты через две недели флотской гидроавиацией. 20 мая 1930 г. за отличные действия по разгрому «белокитайцев» (как их тогда называли) флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией. В 1930-х гг. в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 г. открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 г. интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре, строивший корабли с 1935 г. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске. 27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию. В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошёл один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 г.), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 с двумя танковыми башнями (или установками типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31 ед., вторых - 42 ед. Кроме того, к 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами. Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла отряда 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 ед., дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зее-Бурейской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане, Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий - 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 − 3, МБР-2 - 3, Як-7 - 2, Су-2 - 1. При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6 %, а старшинским и рядовым - на 88,7 %. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырёх сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому её личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6-8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад. В 1945 г. принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта - в Маньчжурской наступательной операции 9 - 20 августа 1945 г. Амурская флотилия обеспечивала продвижение советских войск вдоль Амура и Сунгари, высаживала десанты в тыл японским войскам, участвовала в занятии маньчжурских городов Фуюань, Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин, обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Даманьчжоу-Диго. После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищённых и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан»), которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики. К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было крайне недальновидно, так как бронекатера не требуют для своего сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота. С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия) речных кораблей ТОФ. Для неё пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР проекта 1249. Справедливости ради, надо отметить, что зарубежные аналоги советских речных кораблей проектов 191М, 1204, 1208 либо значительно им уступают, либо отсутствуют совсем. С этим корабельным составом бывшая Амурская флотилия приняла на себя напряжение советско-китайских пограничных конфликтов, пик которых пришёлся на 1969 год, и с ним же вступила в 1990-е годы. Снова начались реорганизации… Указом президента РФ от 7 февраля 1995 г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации. Однако вскоре указом президента РФ от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована. Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров. Все боевые корабли и катера переданы Федеральной пограничной службе. В 2000 году на Амуре дислоцировалось 5 бригад и 1 дивизион пограничных кораблей и катеров: 32 ПСКР проекта 1204, 12 ПСКР проекта 1248, 5 ПСКР проекта 1249, 2 ПСКА проекта 1408.1, 12 ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза. В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее). По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль - малый артиллерийский корабль «Вьюга». В 2009 году за Пограничной службой на Амуре числилось 15 речных артиллерийских бронекатеров проекта 1204 «Шмель» (возможно уже списаны), 1 речной малый артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень», от 7 до 9 речных артиллерийских катера проекта 1248.1 «Москит», 8 речных бронекатеров управления проекта 1249 и 3 артиллерийских бронекатера проекта 12130 «Огонек». Состав флотилии 126 кораблей в боевом составе, в том числе: Расформирована 11 ОБРПСКР (Джалинда), Дивизион ПСКа в составе Сковородинсого ПОГО ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249, 18 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371 9 ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249 2 ПСКР проекта 1248, 2 ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1208, 12 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1204, 9 ПСКА проекта 371 ПСКа разных проектов, ПМКа проекта 1398 «Аист», а также группа ПМКа в пос. Приаргунск (подчиняется командиру ОДнПСКа)

Маньчжурская операция, проводившаяся в период 9 августа – 2 сентября 1945 г. советскими и монгольскими войсками против японской Квантунской армии и вооруженных сил марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Результатом этой операции, которую иногда называют «блицкригом по-советски», стала полная ликвидация военного присутствия Японии на Азиатском континенте.

БОЕВОЙ СОСТАВ И ЗАДАЧИ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Краснознаменной Амурской военной флотилии , опера­тивно подчиненной командующему 2-м Дальневосточным фронтом, в Маньчжур­ской операции предстояло обеспечить форсирование сухопутными силами Амура и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Кроме того, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и узлы сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

Амурская военная флотилия включала четыре бригады и Сретенский отдельный диви­зион речных кораблей, Уссурийский и Ханкайский отдельные отряды бронека­теров. Всего Амурская флотилия насчитывала 126 кораблей, 68 самолетов и 12,5 тыс. человек личного состава.

Сунгарийская военная флотилия про­тивника, входившая в Квантунскую ар­мию, состояла из 26 кораблей, трех пол­ков морской пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 десантными моторными лодками. Соотношение сил на реках было явно в пользу Амурской флоти­лии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВД И ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ

Географические условия позволяли кораблям действовать на трех оператив­ных направлениях: сунгарийском, сахаляно-цицикарском и приханкайском. Сунгарийское было главным, так как выво­дило войска Красной Армии к централь­ным районам Маньчжурии. Противник создал мощную систему обороны вдоль советских границ. Из 17 укрепленных районов на территории Маньчжурии 8 находились на направлениях действий Амурской флотилии. В нижнем течении Сунгари они включали около 950 сооружений.

Взаимодействие флотилии с сухопут­ными войсками было подчинено дости­жению главной цели: обеспечению высо­ких темпов наступления войск вдоль реки. Артиллерию флотилии планирова­лось использовать совместно с фронто­вой. Она осуществляла артиллерийскую подготовку, обеспечивала форсирование реки, захват и расширение плацдармов, поддерживала стрелковые соединения и части при отражении контратак против­ника.

Моряки изучили опыт ведения боевых действий речных флотилий в войне с фашистской Германией. При подготовке отрабатывались посадка, форсирование рек, высадка десантов, совместные дей­ствия с сухопутными войсками при за­хвате узлов сопротивления врага. Боль­шое внимание уделялось дооборудова­нию театра. Дополнительно строились пункты снабжения и ремонта техники. Отрабатывалось совместно с армейски­ми частями быстрое наведение мостов, фашин и т. п. для подхода войск к пе­реправам и пунктам посадки, заготавли­вались плоты и паромы. Согласовывались вопросы взаимодействия десантов с корабельной артиллерией и авиацией. Личный состав кораблей прошел подго­товку для действий в десантах. Моряки тренировались в подрыве дотов и дзотов, проводились соревнования истреби­телей танков и снайперов.

В феврале - марте 1945 г, в ходе двусторонней оперативной игры «Содей­ствие наземным войскам в наступатель­ной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением «флотилии про­тивника» отрабатывалась организация управления силами, для мобильности которой был создан командный пункт на корабле.

ДЕЙСТВИЯ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ

Войска 2-го Дальневосточного фронта в ночь на 9 августа 1945 г. форсирова­ли крупные водные преграды, противо­положный берег которых был сильно укреплен. Предварительно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. Так, передо­вой батальон 361-й стрелковой дивизии, предназначенный для захвата о. Татар­ский (отсюда противник контролировал вход в Сунгари), погрузился на корабли 1-й бригады, используя темную ночь и проливной дождь, высадился на остров и к утру взял его. Таким образом, вы­ход Сунгарийской флотилии в Амур в самом начале боевых действий был от­резан.

10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу.

9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и не­сколько малых переправ. Успешная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества.

В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу.

Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко.

В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари.

После овладения устьем реки войска и корабли устремились вперед. Маршал Советского Союза К. А. Мерецков пи­сал: «По Сунгари, становившейся как бы осью действий фронта, поднималась Амурская флотилия, а по обоим берегам реки продвигались ударные наземные со­единения».

АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).

Амурская военная флотилия

Знамя флотилии

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1910 г.):

  • Техника надводная - 33 ед..

Техника (по состоянию на 1945 г.):

  • Техника надводная - 126 ед..

Техника (по состоянию на 1997 г.):

  • Техника надводная - 82 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История флотилии

Первое формирование

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Н.Н.Муравьев-Амурский

Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.

Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия . На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии , а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 - 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 - 47-мм орудий Hotchkiss . В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.

Русско-японская война

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения возросло до небывалых масштабов. Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал» . Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия . Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.

Второе формирование

Революция и Гражданская война

канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»

В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) . В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин» , посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.

К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок , пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия . В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.

Межвоенный период

бронекатер пр.1124 смешанной компоновки (одна башня танка Т-34, одна установка «Катюша»)

После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал» , 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

С 1935 по 1941 год Амурская Краснознаменная военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный» , большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.

Великая отечественная война

По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне , но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Вся флотилия , в составе 126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава (флотилия противника состояла из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа– 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Помимо прочего, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

высадка десанта с монитора «Дальневосточный комсомо­лец»

В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества. В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу. Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:

Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ (В.В.Путин) от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в городе Хабаровск.

В 1941 году в виду опасности вступления в войну против Советского Союза империалистической Японии с Запада СССР на Восток перебрасывали личный состав и технику. Амурская флотилия, не смотря на высокую боевую готовность, была укомплектована процентов на 80, что и вызывало озабоченность Сталина.

Так сталось, что судьба забросила моего отца, уроженца Кубани, в первые же месяцы войны на Дальний Восток, в Краснознаменную Амурскую флотилию. В своих редких рассказах о войне папа вспоминал далекие Хабаровск и Харбин.


Старая фотка. 1926 год. ст. Медведовская, Краснодарский край.
Отец с мамой, Марфой Емельяновной Шакун.


Дед мой, Иван Алексеевич Шакун, погиб на Кубани в середине 20-х прошлого века.
В этой связи все свои письма с фронта отец адресовал маме, моей бабушке.

1918. Деду 22 года.

Лето 1941 года. Отец с мамой (моей бабушкой) сделали карточку на память
перед его отправкой на фронт.


Подпись на карточке:
Весна 1942 года, АКФ. "Матушке на память от сына и его друга".
К сожалению фамилия друга не указана.






Иван Иванович Шакун в возрасте двадцати лет. АКФ, 01.04.1942 года.

АКФ, 14 апреля 1943 года.

Обратная сторона предыдущей карточки.
АКФ, 14 апреля 1943 года.

Слева Иван Иванович Шакун.
Имени второго моряка не знаю.
17.12. 1944 года.


Военный совет:)
1944 год.
Отец третий слева.


Конец 1945 года.
Верхний ряд - Алексей Шакун и Иван Шакун.
Дедов после 20-х годов в нашей семье не осталось,
в этой связи с фронта пришедших встречали жены, матери и тёти.
Семейная фотография.
Моя бабушка, нижний ряд в центре, после смерти своего мужа в период коллективизации,
так и не вышла замуж.
Доложу я вам, женщина была добрая но жесткая. Царство ей Небесное.


Отца я похоронил 22 августа 2002 года. Он прожил чуть больше 80 лет. Духом был очень крепок.

1964 год.
Мама, старший брат Игорь, тетя Люся (сестра мамы, учасница обороны Ленинграда, зенитчица) и отец.
Меня в ту пору ваще не было. Я родился в 1968. Уж и не знаю.... Респектуха бате.
Отец прожил несколько жизней.


Сухие факты:

Военные моряки в освобождении Северо-Восточного Китая

В разгроме Квантунской армии и освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков вместе с советскими войсками на Дальнем Востоке приняли активное участие военные моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. Успеху Маньчжурской операции 1945 г. во многом способствовали успешные боевые действия Тихоокеанского флота и войск 1-го Дальневосточного фронта по овладению в короткие сроки основными портами и военно-морскими базами противника на Ляодунском полуострове (Порт-Артур и Дальний) и в Северной Корее, что привело основные силы Квантунской армии к полной изоляции от собственной метрополии, лишило их возможности переброски резервов и эвакуации.

Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача - обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.

Следует заметить, что р. Амур - крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти па всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки - Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

В Сунгарийской операции, которой руководил командующий 15-й армией генерал-лейтенант К. С. Мамонов, успешно действовали 1, 2 и 3-я бригады речных кораблей (их командиры соответственно - капитан 1-го ранга В. А. Кринин, капитан 1-го ранга Л. Б. Танкевич и капитан 2-го ранга А. В. Фадеев).

9 и 10 августа 1945 г. войска 15-й армии и 5-го отдельного стрелкового корпуса успешно форсировали реки Амур и Уссури, захватили все острова на Амуре и очистили от противника противоположные берега этих рек в 120-километровой полосе от устья р. Сунгари до устья р. Хор и овладели городами Лубэй, Тунцзян, Фуюань, а также узлами сопротивления Сунгарийского укрепленного района. В результате была создана возможность нашим войскам стремительно продвигаться на харбинском направлении.

Большую роль сыграли личный состав и боевые корабли Краснознаменной Амурской флотилии.

В короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой техники и различного военного имущества. Вместе с воинами армий моряки-амурцы мужественно сражались с врагом. Они шли в авангарде наступающих войск, метким артиллерийским и пулеметным огнем кораблей подавляли огневые точки противника на берегу и прокладывали путь десантникам.

В бою за г. Фуюань отличились личные составы канонерской лодки "Пролетарий" (командир старший лейтенант И. А. Сорнев) и бронекатеров - под командованием старшего лейтенанта К. С. Шнянина, лейтенанта П. С. Семеняка и младшего лейтенанта С. Ф. Якушенко. Под огнем противника они быстро высадили десант на берег и меткой стрельбой с кораблей обеспечили успешное выполнение десантниками захвата города.

В этом бою героический подвиг совершил старшина 1-й статьи коммунист Николай Голубков. Участвуя в десанте вместе с солдатами 630-го стрелкового полка, при атаке одного из объектов противника он уничтожил гранатами вражескую огневую точку. Тем самым создалась возможность быстрого продвижения вперед нашими десантниками. Но при этом он был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н. Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тепло встречали своих освободителей жители г. Фуюаня. Толпы их шли к набережной, где стояли наши корабли, их лица светились радостью. Они горячо приветствовали и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских колонизаторов.

На памятнике, сооруженном в Фуюане местными жителями в память о погибших советских моряках, была сделана глубоко символическая надпись: "Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины-освободители".

Каждый советский воин, вступив на китайскую землю, хорошо знал, что он выполняет высокий интернациональный долг, борется за освобождение китайского народа от японских угнетателей, и это находило благодарный отклик в сердцах китайских тружеников.

Упорные бои развернулись за овладение фунцзиньским укрепленным районом и г. Фунцзинь. Утром 11 августа под прикрытием огня корабельной артиллерии к причалам на полном ходу подошли бронекатера 1-й бригады речных кораблей, быстро отшвартовались и высадили штурмовую роту. Вслед за ними с монитора "Сунь Ятсен" (командир капитан 3-го ранга В.Д. Корнер) был высажен 3-й батальон 364-го стрелкового полка. Одновременно с мониторов были направлены корабельные десанты для прикрытия с тыла наступающих войск.

Бой был напряженным. Японцы встретили десант мощным огнем артиллерии, минометов и пулеметов. Враг яростно сопротивлялся, неоднократно переходил в контратаки, но выдержать натиск советских войск не смог. Героизм советских воинов был массовым. Каждый старался как можно лучше выполнить поставленную ему боевую задачу.

Наши боевые корабли-мониторы, вооруженные 130-мм пушками и реактивной артиллерией, имели преимущество перед японской артиллерией, калибр которой не превышал 75 мм. Против их огня не могла устоять ни одна из огневых точек неприятеля. Например, монитор "Сунь Ятсен" уничтожил и подавил 5 дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей, уничтожил склад с боеприпасами и большое число японских солдат и офицеров.

Большую помощь десантникам оказывали и бронекатера, которые подходили вплотную к берегам и в упор расстреливали огневые точки и живую силу противника.

Наши корабли не давали передышки отступавшим войскам противника. 16 августа при их активной поддержке наши войска овладели г. Цзямусы, за что получили благодарность Военного совета 2-го Дальневосточного фронта. Ликвидируя очаги вражеского сопротивления, корабли флотилии продолжали успешно двигаться вверх по Сунгари на соединение с высадившимся 18 августа в Харбине воздушным десантом.

В пути от Саньсина до Харбина население сел и деревень, завидев наши корабли, толпами собиралось на берегу с красными флагами и тепло приветствовало советских моряков. Утром 20 августа корабли Краснознаменной Амурской флотилии прибыли в Харбин. Набережная Харбина на многие километры была заполнена людьми. Тысячи китайцев с цветами, транспарантами и флагами приветствовали своих освободителей. Вскоре на центральной площади состоялся парад советских моряков. Отряды амурцев четким шагом прошли по улицам города под бурные овации жителей. День вступления советских моряков в Харбин превратился в большой народный праздник.

Активно действовали военные моряки и в Сахалинской наступательной операции. В течение 10 и 11 августа с кораблей Зее-Буреинской бригады (командир бригады капитан 1-го ранга М. Г. Воронков) успешно были высажены десанты войск 2-й Краснознаменной армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск М. Ф. Терехин) в районе городов Сахалян, Айгунь и Цикэ. Таким образом на правом берегу Амура были созданы три крупных плацдарма, и дальнейшее развитие операции зависело от того, насколько быстро сюда будут переброшены основные силы армии. Эта задача была возложена на моряков Краснознаменной Амурской флотилии, и они с честью ее выполнили.

С 10 августа по 1 сентября корабли флотилии и суда Верхне-амурского пароходства перевезли из Благовещенска в Сахалин 22845 человек, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин и тягачей, 429 орудий и минометов, свыше 4 тыс. т различных грузов.

За это же время через другую переправу из села Константиновка в Хадаган (110 км ниже Благовещенска) было перевезено 64861 человек, 460 орудий и минометов, 3800 автомобилей и тягачей, 14 330 т различных грузов.

Все это способствовало стремительному продвижению армии в центральные районы Маньчжурии.

Население освобожденных городов сердечно встречало советских воинов. В Сахалине, когда наши корабли подошли к пристани, к ним устремились тысячи китайцев. Многие из них несли в руках красные флаги и флажки. Стихийно возник митинг. Выступивший на митинге капитан 1-го ранга М. Г. Воронков сказал, что советские войска пришли к ним не как завоеватели, а как друзья, чтобы помочь им освободиться от японского господства. Выступление было выслушано с большим вниманием. Митинг сопровождался бурным ликованием и приветственными возгласами в честь советских воинов-освободителей.

В боях с японскими интервентами солдаты и офицеры Краснознаменной Амурской флотилии показали высокую боевую выучку, дисциплинированность, мужество, высокое понимание освободительной миссии.

В ходе операции корабли были единственным средством, обеспечивающим высокий темп продвижения сухопутных войск. Они постоянно находились в авангарде наступающих частей и за 12 суток прошли с боями от Фуюаня до Харбина 930 км, из них свыше 700 км по Сунгари.

Боевые действия флотилии получили высокую оценку советского командования. Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М. А. Пуркаев в приказе отметил: "Краснознаменная Амурская флотилия, выполняя приказ Верховного Главнокомандования, в тесном взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта содействовала решительной победе над империалистической Японией. Корабли флотилии, являясь авангардом войск 2-го Дальневосточного фронта, форсировали такие водные преграды, как реки Амур, Уссури и Сунгари, и тем самым ускорили захват сильных опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии".

За боевые заслуги в войне против империалистической Японии 3315 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Контр-адмиралу Н. В. Антонову, капитану 1-го ранга М. Г. Воронкову, капитану 3-го ранга В. Д. Корнеру, капитан-лейтенанту И. А. Сорневу и И. А. Хворостьянову, капитану С. М. Кузнецову и старшине 1-й статьи Н. Н. Голубкову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Все четыре бригады речных кораблей флотилии были награждены орденами и получили почетные наименования: 1-я Харбинская Краснознаменная, 2-я Амурская Краснознаменная, 3-я Уссурийская ордена Нахимова и 4-я Амурская ордена Ушакова.

На заключительном этапе Маньчжурской операции вслед за воздушным десантом армейских частей в Дальний и Порт-Артур под командованием генерал-лейтенанта авиации Е. Н. Преображенского были высажены с морских самолетов типа "Амфибия" десанты военных моряков Тихоокеанского флота.

Советских солдат и военных моряков китайское население Дальнего и Порт-Артура встретило очень дружелюбно. В эти дни улицы городов заполнили тысячи оживленных и радостных людей. Китайцы старались оказать всяческое содействие нашим частям. Так, например, при посадке первых самолетов па воду в портах Дальний и Порт-Артур китайцы быстро подали катера и шхуны для высадки на берег. Повсюду раздавались приветственные возгласы в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. А когда вскоре в Порт-Артур пришли наши боевые корабли, город буквально преобразился. Весть о прибытии советских военных кораблей молниеносно облетела город. В порт стали стекаться толпы китайцев с флагами и транспарантами. Они бурно приветствовали советских солдат, матросов и офицеров - своих освободителей от японских колонизаторов.

В первые же дни нашего пребывания в Порт-Артуре командование созданной в городе военно-морской базы (командир базы контр-адмирал В. А. Ципанович) установило с местной администрацией и китайским населением самые дружественные отношения. Учитывая нужду населения в продуктах питания и товарах широкого потребления, командование базы пошло навстречу просьбам местных властей и безвозмездно выделило из своих запасов значительное количество продуктов питания, тканей и различных материалов.

В городе и в клубах базы постоянно организовывались совместные концерты художественной самодеятельности, выступления советских и китайских артистов, просмотр советских кинофильмов. Систематически проводились спортивные игры и соревнования.

Мне хорошо запомнилось, как население Порт-Артура, полное чувств признательности и благодарности Советской Армии и Военно-Морскому Флоту за свое освобождение, приняло горячее участие в праздновании 28-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В эти дни китайцы не работали, всюду чувствовалось праздничное настроение. 7 ноября на площадях города собралось большое количество людей в праздничных одеждах, с красными повязками на рукавах. Всюду были вывешены советские и китайские флаги. Не прекращалось массовое шествие но улицам города. Непрерывно раздавались приветственные возгласы в честь советского народа, его армии и флота.

В Дальнем и Порт-Артуре на судоремонтных предприятиях и в различных мастерских и учреждениях армии и военно-морской базы работало значительное число китайских рабочих. За свой труд они получали такую же оплату, как и советские рабочие. При разговорах с нами китайские рабочие благодарили советских людей за предоставленную им работу, за братское к ним отношение. Надо было видеть, какими радостными, приветливыми улыбками светились их лица.