Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Реактивный характер. Осложнения реактивного характера

Реактивный характер. Осложнения реактивного характера

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделитьобщий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

В основу типологической характерологии может быть положена иведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности*.

* Spranger E. Lebensformen В., 1922.

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...

3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.

Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия...

Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышаетнорму социальной ответственности.

Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая и социальная психология

Общая и социальная психология.. учебник для вузов.. рекомендован министерством общего и профессионального образования в качестве учебника для высших учебных заведений..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи и принципы психологии
Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены

Человек – существо социальное
Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития, получали социально-культурную "огранку" – человек стал "вольноотпущенником природы&qu

Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздейст

Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3). Такова т

Развитие психики в процессе эволюции
Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ощущать внеш

Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине,

Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека
Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия. И

З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознат

Текущая организация сознания – внимание
Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен

Строение и функциональная организация нервной системы человека
Психика человека – социально обусловленный феномен; а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Функционирова

Особенно развита у человека кора больших полушарий – орган высших психических функций
Общая площадь коры мозга в среднем равна 0,25 м2. Ее толщина – 3–4 мм. Кора состоит из 6 слоев. Нервные клетки каждого слоя имеют специфическое строение и выполняют различные функции.

Принципы и законы высшей нервной деятельности
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые установлены И. П. Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения ут

Закон системности в работе коры головного мозга (динамический стереотип)
Реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коресистемы связей (внешнее опосредовано внутренним). Опыты показали, что если выработать ряд рефлексов на р

Типологические особенности высшей нервной деятельности
В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. П

Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического
Понимание психики, с одной стороны, как явления идеального, а с другой – как "продукта" высокоорганизованной материи – мозга порождает сложную психофизиологическую проблем

Общее понятие об ощущениях
Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человек

Нейрофизиологические основы ощущений
Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называютсяраздражителями,процесс воздействия –раздражением, а нервный

Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:1) порог

Особенности отдельных видов ощущений
Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на1 зрительный рецептор – сетчатку глаза (скопление фоточувс

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков*
* Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами. Образы восприятия построены на основе р

Нейрофизиологические основы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители

Общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предм

Особенности восприятия пространства и времени
Пространство и время – всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно-временные отношения между предметами.

Пространственные пороги различения элементов внешности человека
Элементы внешности и динамические проявления человека Пространственные пороги восприятия Выделение фигуры человека Движение р

Индивидуальные различия в восприятии
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.Синте

Восприятие человека человеком
Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешност

Восприятие человеком окружающей его предметной среды
Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человекомкакполе его жизнедеятельности.

Эстетическая и эргономическая организация окружающей человека среды – признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества
Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы оптимального восприятия объектов. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной и функционально организованной, эргономичной среде
Завершая рассмотрение сенсорно-перцептивной сферы психики человека, мы приходим к следующим выводам: многочисленные раздражители внешней среды становятся стимулами, т. е. отражаются в

Понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – в

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действи

Виды мышления
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека п

Закономерности мышления
1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения являетсяпроблемная ситуация – обстоятельство, при котором человек вст

Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач
Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) – решение типовых задач известными способами – и поисковую (продуктивную). Продуктивная мыслительная дея

Общим способом решения следственных задач является информационное моделирование
В процессе расследования объектами моделирования могут быть событие преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния, личность виновного, потерпевшего и все другие объ

Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций
Оптимальная следственная стратегия – это адек

Совокупность следов, имеющихся на месте происшествия, должна быть систематизирована как совокупность определенных структурно объединенных подсистем
При анализе следов необходимо четко разграничивать понятия "следы преступника" и "следы преступления". Следы преступника – это все изменения в окружающей материальной среде (вкл

Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям
Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового "сцепления" ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как и

Интеллект человека
Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможносте

Нейрофизиологические основы воображения
Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, ихдиссоциация (распадение на отдельные эле

Виды воображения
Воображение подразделяется напроизвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое. Наиболее простой вид воображения –непроиз

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегр

Нейрофизиологические основы памяти
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатле

Закономерности памяти
Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

Нарушения памяти
Грубые нарушения памяти –амнезия (от а – отрицательная частица и греч. mnēmē – память, воспоминание) – происходят в двух формах:ретроградно

Понятие об эмоциях
Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних возде

Эмоциональные качества личности
В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества –эмоциональные особенности и свойства.

Физиологические основы эмоций и чувств
Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервно

Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от ихкачества (положительные и отрицательные),глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность

Высшие эмоции – чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнед

Общие закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной

Понятие о воле
Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность

Нейрофизиологические основы воли
И. П. Павлов отмечал, что волевые действия – результат суммарной работы всего мозга. Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо о

Структура волевой регуляции деятельности
Деятельность осуществляется системой действий.Действие – структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия

Сложные волевые действия
Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно. Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре слож

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)
Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия. В сложных условиях поведения этот выбо

Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности
Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор варианта поведения может бытьтранзитивным– обоснованным, оптимальным, учитывающим условия ра

Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕВЫЕ СОСТОЯНИЯ 1. Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потреб

Волевые качества личности
Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называтьволевыми свойствами личности.

Общефункциональные состояния психической активности
Самое общее базовое психическое состояние –состояние бодрости – представляет собойсостояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к со

Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
Состояние психического напряжения – это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуац

Адаптивное поведение при аресте
Предвидя арест, необходимо найти адвоката и договориться с ним о совместных действиях и системе условных знаков при дальнейшем общении, проконсультироваться у него о ваших правах при различных след

Как выжить в тюрьме?
1) меньше говорить, не доверяться никому; 2) не включаться в чужой разговор; не ругаться ни с кем, не использовать нецензурных слов, никого не оскорблять, не врать, на вопрос: "За что

Кризисные состояния личности
Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость

Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопат

Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции
Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны как разноуровневые вариации нормы, так и различные

Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств
Некоторые психические аномалии связаны сгенетическими аномалиями – синдромом Клайнфелтера (лишняя хромосома Х – 47/XXY синдром или лишняя Y хромосома – 47/XYY синдром). Лишняя Х-хр

Реактивные состояния
Реактивные состояния – это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие од

Неврозы – это срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния
1)Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. П

Умственная отсталость
Термины "умственная отсталость" и "задержка психического развития" – синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессам

Агрессивное состояние
К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность. Агрессивность – устойчивое стремление индивида нанести другому человеку физический или психотрав

Саморегуляция психических состояний
Способность человека к внушению широко используется и в психической саморегуляции: путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологиче

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью
Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, ин

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль

Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности
Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на

Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к гл

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции
Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в "чистом виде". Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темпе

Понятие направленности личности
Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообр

Потребности личности
Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результ

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходи

Мотивация поведения личности
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной де

Акцентуации характера
Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике индивида – избирательной ее

Типы акцентуаций характера
Тип акцентуации характера Поведенческие проявлений Факторы, содействующие акцентуации характера

Полоролевые различия характера
Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью. Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с историче

Национально-психологические особенности характера
Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, созна

Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека
Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интен

Понятие социальной общности, общества и социума
Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культ

Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой
В составе общества различаютсягрупповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельн

Социально-психологическая организация малой социальной группы
Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называетсягруппообразованием. Возникновение социаль

Общение как социальная связь. Средства и техника общения
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными
В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они

Паралингвистические средства общения
Существенный коммуникативный фактор общения – использованиепаралингвистических средств общения (от греч. par – "около" и "лингвистика") –

Психология межличностных отношений
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями об

"Секретный" тест для использования мужчинами
Если вы хотите узнать правду о своей любимой, попросите ее ответить "да" или "нет" по каждому блоку вопросов. 1. Считаете ли вы себя красивой?

Можете ли вы изменить любимому?
5. Верите ли в любовь с первого взгляда? Верите ли вы в любовь вообще? Допускаете недостаток ума у мужчин? Можете встречаться с мужчиной, который вам не н

Формы межличностного психического взаимодействия
В процессе общения люди постояннопсихически взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательн

Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феноменамалого стресса, к "выгоранию персонала&q

Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным
Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоки

Психология конфликта
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому п

Психология делового общения
Народная мудрость гласит – глупые ссорятся, а умные договариваются. В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становятся особой сферой их повседневной жизнедеят

Правила, которые помогают нравиться людям
Искренне интересуйтесь другими людьми. Улыбайтесь. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Проверьте свои коммуникабельные способности
Тест для самоанализа коммуникативных качеств На предлагаемые вопросы следует ответить: "да", "иногда", "нет". "Цену ответа" ("д

Психология маркетинга
Маркетинг (от англ. marketing – рыночный) –система хозяйственного управления, ориентированная на закономерности рыночных отношений, адаптацию произво

Психология менеджмента
Менеджмент (от англ. manage – управлять) – современная психологизированная доктрина управления предприятиями и учреждениями, основанная на закономерностях эффективного социал

Качества руководителя (менеджера) высокий низкий
1. Компетентность 7 3 2. Коммуникабельность 7 2 3. Эмоциональная устойчивость, толерантность 6,5 2,5 4. Смелость 6 2 5. Настойчивость 6,5 2 6.

Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников
Однако в некоторых случаях предпочтение может быть отдано и авторитарному стилю руководства (организация работ в экстремальных ситуациях и т. п.). Авторитарный стиль руководства имеет место и в нач

Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (парт

Социально-психологические феномены больших социальных общностей
Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами.Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциаль

Психология массовой коммуникации
Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называетсямассовой коммуникацией (от лат. communicatio – общаюс

Психология социального управления
Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом

Гражданское общество и психология гражданского самосознания
Идея гражданского общества, первоначально возникшая как философская концепция, превратилась в реальную основу жизнедеятельности современного общества. Создание гражданского общества

В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены
Гражданское общество контролирует структуры власти и социально-экономическую жизнь страны. Социальная структура общества определяется гражданами (всеобщие свободные выборы, референдумы), а не полит

Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу
Таинственная сила духовности человека – его способность дистанцироваться от себя, способность отдать себя на суд высшей инстанции – своей совести и чести.Утрата духовности – падение человек

Право как фактор социальной регуляции
Право, правовое регулирование – основная форма социального регулирования.Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных

В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений
Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения, получившее название "просвещение", тяготело к детерминизму – первопричинному объяснению физических и духовных явлени

В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную
Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях.Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергет

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л. С. Выготским (1896–1934)
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л. С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феном

Терминологический словарь
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была п

Общая и социальная психология
Учебник для вузов Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г. Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г. Подписано в печать 13.07.99. Формат 69x90/16. Усл


Людей можно делить по-разному, однако существует один принцип деления, который отличает их по поступкам. Деление людей на проактивные и реактивные типы основывается на их разных отношениях к разным вопросам, именно эта разница определяет их радикально разное поведение в разной ситуации. А это, со своей стороны, становится для этих людей причиной большего или меньшего успеха.

Во взглядах и отношениях проактивных и реактивных людей существует много отличий, однако мы постарались выделить самые значительные, такие, которые более всего обуславливают отличительные действия людей и, следовательно, на наш взгляд, более всего помогают, или мешают человеку достичь намеченной цели, желаемого успеха.

Самая большая разница между проактивными и реактивными людьми как раз в их разных отношениях к успеху. Для проактивных людей успех выражается не в деньгах, имуществе и авторитете, а в ощущении общественной пользы, созданной с их помощью. Они чувствуют, видят, ценят пользу, которая создается в результате их труда, и именно это дает им ощущение особого успеха. Все остальное, что следует за этим успехом, менее важно для них.

Отсюда исходит и их разное отношение к жизни. Для проактивного человека главной целью жизни является успеть создать максимальную пользу. Они стараются действовать так, думать так, и работать так, чтобы в течение жизни создать максимальную пользу. Они превосходно знают, что именно от того, сколько сделаешь, и насколько полезное, зависит то, что и сколько получишь взамен. И чем больше созданная тобой общественная польза, тем свободнее можешь выбрать форму отдачи. Получить ее в виде денег, уважения, или в виде их любой комбинации.

С этого истекает и их разное отношение ко времени. Для проактивных людей время главный, самый ценный ресурс. Они превосходно понимают, что успеет больше тот, кто лучше сможет использовать этот важнейший ресурс. Они планируют и меняют свои планы, но никогда не плывут по течению, они ставят себе четкие во времени цели, и всегда стараются достичь их. Засыпают раньше и встают пораньше для того, чтобы успеть больше и лучше намеченное на этот день дело. Каждый день для них – еще один шаг к намеченной цели, даже тогда, когда этот день они посвящают отдыху. Поскольку знают, что отдыхают для того, чтобы потом работать лучше, а не наоборот - работать для того, чтобы потом хорошо отдыхать.

Отличаются отношения проактивных людей к своей работе. Они считают, что дело, которое делают, является инструментом для самовыражения, творчества, создания большего. Постоянно пытаются усовершенствовать используемые методы, подходы и средства с тем, чтобы успеть во времени сделать больше и лучше. Для них совершенство в деле является главным условием достижения цели. Стараются не тратить время на то, что у них не получается, не могут, и не доставляет удовольствия, поскольку знают, что совершенства можно достичь только в том деле, которое нравится, получается, где используешь максимум своих способностей и свойств, где чувствуешь себя как рыба в воде. Именно найдя такое дело, делая много, и все лучше и лучше, стараются они достичь цели жизни - сделать максимум того, что могут. Именно поэтому проактивные люди, как только видят, что делают то, что им не по душе, бросают работу, однако там, где понимают, что делают правильное дело, до конца борются для того, чтобы создать наилучшие условия работы. В отличие от реактивных людей, которые также чувствуют, что теряют время, но свыкаются с такой работой, сами ничего не делают для улучшения условия работы, и пытаются развеять дискомфорт, вызванный ощущением потерянного времени в основном жалуясь близким на руководителей, сотрудников, работу, однако без результата.

Разное отношение к делу исходит и из разного отношения проактивных и реактивных людей к среде. Дело для проактивных людей является возможностью заботиться о среде, близких, коллегах, обществе в целом. Любое дело, какое они делают, пронизано заботой о других. Так как проактивные люди отлично знают, что забота является важнейшим мотивом и желанием, которое движет человеком делать особые, стоящие дела. Забота помогает человеку найти и силы, и идею для того, чтобы лучше заботиться о тех, кого любит, и кто важен для него. Тогда как для реактивных людей гораздо важнее, чтобы другие заботились о них, считались с их интересами, настроением, иначе чувствуют себя в несправедливой среде. Они дело по большей мере делают для того, чтобы доказать и себе, и другим свое преимущество, способности, возможности, и заслужить уважение за это, нежели за то, чтобы принести кому-либо какую-либо пользу.

Существующая в отношении к делу разница определяет разное отношение проактивных и реактивных людей к учебе. Если реактивные люди учатся для того, чтобы получить звание, диплом, или право делать что-то, после чего считают, что книга и учеба для них всего лишь потеря времени, а теперь время наслаждаться за счет того, что промучились во время учебы, для проактивных людей учеба постоянный, непрерывный процесс, который является главной возможностью достичь совершенства в том, что делают. Делать больше и лучше, что дает им возможность достичь цели жизни. Соответственно, проактивные люди никогда не перестают учиться, ежедневно стараются хотя бы пол часа уделить чтению интересной для них книги, послушать лекцию, или самим поразмыслить, поработать над вопросом, который даст возможность найти что-то новое, любопытное, стоящее.
Как раз отношение к учебе и есть одно из главных, что обуславливает разное отношение проактивных и реактивных людей к другим людям. Проактивные люди знают, что каждый человек вокруг них чем-то лучше. Ищут в них это лучшее, ценят и уважают их из-за этой разницы, и стараются научиться, перенять это лучшее от других. Тогда как, реактивные люди напротив, ищут в людях худшее для того, чтобы почувствовать свое превосходство, и наслаждаться этим. Соответственно, их отношение к людям более высокомерное, более скрытное и насмешливое. В результате, отношения с реактивными людьми более сложные и давящие, тогда как отношения с проактивными людьми приятные и интересные.

Предельно отличаются отношения проактивных и реактивных людей к подчиненным. Реактивные люди воспринимают подчиненных, как низких по рангу сотрудников по отношению к себе, которых в основном используют для выполнения черной работы. Стараются не поручать им ничего такого, что поможет им проявить себя, и что станет для них причиной повышения самооценки. Поскольку думают, или подсознательно полагают, что в таком случае у них может появиться конкурент, у которого появиться претензия на их место. Соответственно, блокируют идущие от сотрудников лучшие идеи, или немного переделав их, приписывают себе. Всегда стараются представить перед руководителями так, что их подчиненные сотрудники в основном неучи, бездельники, немотивированные, и все приходится делать им самим. Так они чувствуют себя более защищено.

Тогда как для проактивных людей подчиненные первым делом являются полноправными членами их команды. Они хорошо знают, что если хотят сделать и успеть больше, достичь этого можно только правильной командой, где будет сделано тем больше, чем больше будут включены творческие способности каждого человека, где люди до конца раскроются, очень постараются, появятся идеи, и до конца будут бороться ради претворения своих идей в жизни. Проактивные люди знают, что создание такой обстановки в команде является предпосылкой того, чтобы делать дело больше всех и быстрее всех, именно поэтому они стараются создать для сотрудников такие условия, где они будут до конца выкладываться, повысят самооценку, большему научатся, и получат, и создадут больше пользы. Так как главная выгода руководителя команды не в авторстве или выполнении какой-либо конкретной идеи, а в лидерстве команды, производящей и исполняющей самые лучшие идеи, и это помогает им и в достижении собственных жизненных целей, и в получении лучшей оценки от руководителей и окружения.

И, наконец, самая большая разница между проактивными и реактивными людьми все же в отношениях к собственным успехам или неуспехам. Проактивные люди считают, что главная причина их успеха - везение, их сотрудники, друзья, члены семей, к которым добавились удачные обстоятельства, и в итоге все это привело к успеху. Тогда как, во время неудачи полагают, что упустили из рук огромные шансы, неправильно оценили обстановку, приняли неправильные решения, не дали людям возможность вовремя и правильно помочь. Такой подход проактивным людям помогает извлечь больше уроков из любой неудачи, хорошо проанализировать, какие изменения надо произвести в своем поведении и отношении для того, чтобы не допускать аналогичных ошибок. А успех становится причиной меньшего самодовольства. В результате, проактивные люди никогда не довольствуются достигнутыми успехами. Всегда стремятся к достижению большего, и открыто выражают благодарность всем вокруг себя за помощь в этом, и это помогает им в достижении еще большего успеха.

Тогда, как реактивные люди полагают, что успех итог их особых способностей и усердия, соответственно, сами заслуживают и славу и величие из этого успеха, а неудача обусловлена обстановкой и людьми вокруг, и всегда ищут вне себя виновника в недостигнутых целях, нерешенных задачах, неправильных шагах. Такое отношение создает в них меньше мотива для поиска возможности собственного усовершенствования, легче вызывает в них довольствие достигнутым, делает сложным и стрессовым для окружающих работу с ними, и ежедневные отношения с ними, что становится причиной еще большей безуспешности.
* * *
Проактивных и реактивных людей отличает только отношение к разным вопросам, однако, именно эти отношения обуславливают их разное поведение в конкретных ситуациях, что со своей стороны, также часто становится причиной разных результатов. Мы не говорим, что проактивные люди лучше, чем реактивные, однако они, как правило, могут достичь большего в жизни, и это как раз результат таких отношений. Быть проактивным совсем не трудно, главное понимать разницу, и сделать соответствующий выбор.
"Стратегия и организация"

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер - это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» - что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы - и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и .

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер - это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер - это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом - это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер - это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие . По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

Лабильный тип - психотип, характерный рисунок личности. Иногда - акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это - Человек настроения .

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния ...

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его - душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри

Реактивные черты характера можно подразделить на установки избежания (фобические установки) и оппозиции (реактивные образования). Все они выдаются одним или несколькими путями: обычной усталостью или общей заторможенностью, обусловленными экономическим обеднением, ригидностью, прорывами побуждений в дей

ствиях и сновидениях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе реактивные черты ограничивают гибкость индивида, так как он утрачивает способность и к полному удовлетворению, и к сублимации. Привычные защитные установки опять же можно подразделить: у одних они проявляются только в определœенных ситуациях, у других сравнительно постоянны, будто

инстинктивный соблазн перманентен. В защитных целях такие индивиды постоянно грубы или вежливы, испытывают аффективную опустошенность или всœегда готовы пори цать других. Их установки неспецифичны и распространяются на каждого. Подобные отношения можно обозначить как ≪характерные защиты≫ в более узком смысле. В психо

анализе крайне крайне важно, чтобы личность вначале преодолела ригидность этих отношений, поскольку они патогенным образом связывают энергию. Даже когда существует доказательство борьбы между инстинктом и защитой в других аспектах, очень важно, чтобы аналитик направил внимание на ригидные защиты. В случае если психоанализ успешно мобилизует старые конфликты, инфантильные инстинкты проявляются не сразу.

Сначала у пациента возникает тревога, и только анализ этой тревоги выносит на поверхность инстинктивные побуждения. Между исходным побуждением и конечной установкой расположен ≪слой ≫ тревоги. На самом делœе многие патологические паттерны поведения сформировались в качестве защиты от тревоги, в младенчестве тревожная ис

терия зачастую преодолевается реактивным поведением. В психоанализе реактивных черт характера, как и в психоанализе компульсивных симптомов, нередко возникают разные вегетативные и гормональные соматическиерасстройства. Дальнейший анализ выявляет, что эти симптомы являются эквивалентами тревоги, интерполированными между исходным побуждением и конечной установкой. Характер, имеющий преимущественно реактивную природу, непродуктивен. Поведенческие паттерны таких индивидов выражают преграждающий контркатексис, но в эти паттерны часто примешиваются и особенности отвергнутых побуждений, которые снова прорываются. Можно считать, что индивиды описанного склада обладают ≪реактивным характером ≫(1013). Характер составляют не только реактивные образования против исходных потребностей, но также реактивные образования против реактивных образований. Крайний пример реактивных характеров представляют из себяаскеты, всю жизнь они проводят в борьбе с инстинктивными потребностями. Встречаются индивиды, которые почти не позволяют себе втягиваться в любую деятельность, потому что всякая активность имеет для них инстинктивное значение. Некоторые эксцентрики посвящают жизнь борьбе с особым злом, на бессознательном уровне представляющем для них собственные инстинктивные потреб ности. Другие типы этой категории уже описаны в главах, посвященных торможению поведения (с. 675). Ригидность реактивных черт ярко проявляется у так

называемых трудяг, кому крайне важно постоянно трудить ся, чтобы избавиться от чувства нестерпимого внутреннего напряжения. Один из пациентов Райха метко назвал себя

роботом (1272). Понятно, почему работа при этих условиях не чересчур эффективна. В данной связи следует упомянуть ≪воскресные неврозы≫ (484). Пациенты становятся невротиками по воскресеньям, потому что в рабочие дни они избегают невроза посредством реактивного труда. Такие люди не ищут спасения в фантазии от каких-то

соблазнов и наказаний объективного мира, скорее, убегая от инстинктивных фантазий, они взаимодействуют с реальностью реактивным образом. Несмотря на всю ригидность реактивных черт, прорыв исходных побуждений продолжает представлять опасность.

В случае если пожарник совершает поджоги, чтобы тушить по жар, он выдает, что его интерес к борьбе с огнем вовсœе не сублимативного типа. То же самое можно сказать об убежденном вегетарианце, многие годы находившемся на переднем крае вегетарианского движения, который при изменении обстоятельств сменил свою профессию и стал мясником.

Реактивное поведение обнаруживается не только в установках, направленных против инстинктивных побуждений, но также в конфликтах вокруг самоуважения. Многие высокомерные люди на самом делœе борются с осознанием собственной неполноценности. Другие, кто презирает себя за незначительность, тщательно скрывают глубоко укорененное высокомерие (1263). Многие амбиции выражают потребность противостоять чувству неполноценности; чрезмерная активность может скрывать желание бездействовать. При этом достаточно часто подобные попытки терпят неудачу, и выступают устремления глубинного уровня. Нередко компромисс между внешним стремлением к не

зависимости и глубинной пассивностью выражается в идее, что временная пассивность необходима для достижения независимости в будущем. Такие люди в фантазиях о будущем могут наслаждаться независимостью и одновременно в реальности довольствоваться пассивнос тью. Эта симультанность - одно из эмоциональных преимуществ детства, мальчик подчиняется мужественному отцу с целью самому стать мужественным в будущем. Тенденция сохранять такой счастливый компромисс - одна

из причин того, почему невротики бессознательно заинтересованы оставаться детьми или подростками. Можно выделить два базовых типа реактивного характера: ≪фригидный≫ и ≪гиперэмоциональный≫. При фригидном характере возникает ≪фобия чувств≫ и избежание чувств вообще, взамен развивается холодный интеллект. При гиперэмоциональном характере против пугающих эмоций в качестве реактивного образования возникают контрэмоции, которые производят фальшивое и театральное впе

чатление. Но, как правило, контр-эмоции содержат больше подлинных эмоций, чем представляется пациенту. Интенсивность подавления подлинных эмоций такова, что про

исходит энергетическая запруда личности, и в результате даже рациональная деятельность приобретает эмоциональную окраску. В случае если лица с первым типом характера оказывают сопротивление психоанализу путем его интеллектуализации, то лица со вторым типом характера продуцируют много эмоционального материала, но им недостает отстранения и релаксации, чтобы объективно отнестись к этому материалу.

Райх сравнил черты реактивного характера с доспехами, надетыми на эго в целях защиты как от инстинктов, так и от внешних опасностей . Панцирный характер формируется, когда во внешней среде долгое время имеются препятствия удовлетворению инстинктивных потребностей, и ≪черпает свои силы и право на существование из текущих конфликтов ≫ . Чтобы допустить коммуникацию, панцирь следует представить перфорированным. В реактивном характере перфораций очень мало, а материал вокруг них не эластичен. Поскольку амбивалентность - предпосылка реактив

ных образований, их тем меньше, чем больше сексуальная зрелость индивида. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реактивные характеры в основном совпадают с ≪прегенитальными характерами ≫,которые будут обсуждаться ниже. Первичность гениталий привносит еще одно преимущество в формирование характера, независимо от преодоления амбивалентности. Способность достигать оргазма - предпосылка преодоления энергетической запруды. Эта способность позволяет экономично регулировать энергию инстинктов (1270, 1272).

Здесь важно подчеркнуть, что классификация неизбежно представляет абстрактную процедуру. На самом делœе у каждой личности имеется оба типа черт характера. Идеальный, ≪постамбивалентный≫, характер без реактивных образований является чисто теоретическим построением (25). В разделœе о гомосœексуальности обсуждалось преодоление агрессивных побуждений посредством идентификации и последующей любви (с. 439). Это преодоление должна быть сублимативного типа. Более часто, однако,

следы исходной жестокости доказывают, что отвергнутые склонности на бессознательном уровне еще упорствуют, т. е. имеет место реактивная смена установок. Исходная жестокость частично ≪канализируется≫ в идентификацию, частично сохраняется и подавляется контркатексисом. Согласно Фрейду, члены группы идентифицируются

друг с другом и, поскольку исходный агрессивный катексис абсорбируется этой идентификацией, в группе прекращается вражда (606). В действительности прекращение вражды часто условно, агрессивные тенденции очень легко возрождаются. Для определœения психологической структуры группы крайне важно соотношение сублима

тивного и агрессивного компонентов при отвержении агрессивных побуждений. Это соотношение имеет решающее значение в оценке того, заслуживает ли стабилизация

доверия или ограничение агрессивности лишь с трудом сохраняемая маска. Иногда указывается на упрощение аналитиками своей задачи, когда они прибегают к предположению, что в словах и поступках пациента следует искать содержание, противоположное декларируемому. Реактивные установки действительно скрывают противоположные тенденции, что отличает их от других установок. Следует ли усматривать в поведении пациента скрытый смысл, определяется по клиническим критериям, ведь об обоснованности интерпретаций тоже не судят по согласию или несогласию с ними пациента (с. 52-54). В этой диагностике решающую роль играют клиническая симптоматика (общее истощение, ригидность, брешь в защите) и динамика реакций пациента на интерпретации.

Е. Определите, какому из пяти типов характера, связанных с какой-либо стадией психосœексуального развития (анальному, оральному, уретральному, фаллическому, генитальному) соответствуют нижеприведенные описания:

а) честолюбивый, склонный к соперничеству, стыдливый; УРЕТРАЛЬНЫЙ

б) чистоплотный, опрятный, склонный к накопительству; АНАЛЬНЫЙ

в) самоуверенный, требующий внимания, или мстительный, требовательный; ОРАЛЬНЫЙ

г) способный любить, получать удовольствие, творческий; ГЕНИТАЛЬНЫЙ

д) отчаянный, решительный, тщеславный, сензитивный. ФАЛЛИЧЕСКИЙ

Ж. В чем состоит, согласно А. Адлеру, основное отличие жизненных целœей невротика и здорового человека?