Как рассказать интересную историю. Как рассказать историю интересно? Эмоции! Вотчто застилает людямглаза
Способность вести увлекательную беседу всегда была в цене: от древних времен до современности.
Это умение - признак образованности и высокого уровня интеллекта.
Интересный собеседник - центр любой компании, который легко общается с малознакомыми людьми.
Занимайтесь чтением и написанием текстов
Читайте классику
Покажется странным, но научить красивой и правильной устной речи может чтение и письмо. Классики мировой литературы бесспорно научат интересно рассказывать даже о самых обыденных вещах.
Чтение специальной литературы расширит кругозор и лексический запас. Прочитайте работы по риторике, старайтесь запоминать слова, которые вам незнакомы, используйте новые речевые обороты, подслушанные где-то.
Ведите дневник
Это тоже научит вас рассказывать истории интересно. Скорее всего, вы не станете великим писателем, но ведение личного дневника или блога поможет отточить навыки рассказа.
Красочно описывайте эмоции, пишите о самом необычном и интересном, что произошло за последнее время. Дневниковые записи поддерживают мозговую активность, поэтому и старческое слабоумие вам грозить не будет.
Учите стихи и читайте их вслух
Проявите интерес к поэзии, учите наизусть. Читайте стихи с выражением. Такие тренировки разовьют память, умение ценить красоту, расширит общий кругозор. Запоминайте изречения известных личностей, скороговорки, пословицы, анекдоты. Вашим друзьям может понравиться их применение в беседе в правильный момент.
Научитесь управляйть беседой
Используйте методы аутотренинга
Стоя перед зеркалом, рассказывайте истории на разные темы: от садоводства до астрономии. Зеркало поможет скорректировать мимику и жесты, если это покажется необходимым. Для их отработки изучите специальную литературу о языке жестов.
Используйте диктофон для самозаписи
Резюмируйте беседу
Нужно научиться выделять главное. Это одинаково относится и к письменным источникам, и к устной речи. Подводите итог сказанного собеседником. Такой прием превратит вас в незаменимого слушателя, который действительно умеет слышать речь другого человека.
Будьте уверены в себе
Аудитория не посчитает интересной речь, если тот, кто ее произносит, не чувствует себя уверенно. Запинки, слишком затянувшиеся паузы, блуждающий взгляд, дрожащий голос свидетельствуют о страхе и нервозности. Особенно важен зрительный контакт со слушателями, это признак уверенности в себе и своих словах.
Успешному управленцу важно научиться преподносить даже самые простые события с изюминкой. Ведь правильно составленный рассказ способен превратить скучную историю в эксклюзивную и интересную. Овладев искусством сторителлинга можно легко и успешно продвигать бренд, выделиться в новом коллективе и стать авторитетом.
Что поможет сделать историю необычной и как держать интригу на протяжении всего рассказа?
8 ключевых советов как правильно рассказывать истории:
- Захватывающее начало
- Яркая завязка
- Наращивание интриги
- Кульминация
- Развязка и мораль
- Невербальные элементы рассказа
1. Захватывающее начало
Начало - лучшее слово!
Интересная история всегда выделяется колоритным названием, которое привлекает к себе внимание.
Основная цель - заинтересовать слушателей и удержать интерес от начала и до конца рассказа.
Легко привлекают внимание такие сенсационные заголовки, как:
-«Как я перевозил коров на заднем сиденье»
-«Мое видение будущего: женские авто будут парковаться самостоятельно»
Важно помнить, что для самой истории вовсе не обязательно, что вы действительно перевозили корову или именно так видите будущее женских авто.
Главная задача эффектного названи я - оно должно исключительно привлечь и заинтриговать человека.
2. Яркая завязка
Раз уже начал - побеждай!
Сильная интересная завязка
- залог успеха после интригующего названия.
Завязка должна сразу содержать суть истории, упуская долгие вступления и скучные подробности, что может надоесть слушателю.
Каждое предложение должно быть сочным и увлекательным , разжигая желание продолжать слушать историю.
Помните, что даже самая скучная история, рассказанная с выразительной интонацией и жестикуляцией , превратится в увлекательный рассказ.
3. Наращивание интриги
Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать .
С каждым новым предложение должен усиливаться накал эмоций . Здесь очень важно усиливать напряжение и волнение, интриговать каждым поворотом истории. Интерес с каждым словом должен прогрессировать. Пусть вас слушают, не сводя глаз и затаив дыхани е от волнения, улавливая каждую деталь.
Фразы, которые эмоционально нейтральны для аудитории и не цепляют внимание, лучше убрать из рассказа и заменить именно теми, которые не оставят равнодушными.
Успешная и увлекательная история должна быть короткой: 3-4 минуты рассказа наиболее эффективно влияют на аудиторию. Поэтому, избавьтесь от лишних фраз и усиливайте напряжение до кульминации.
4. Кульминация
Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить.
Когда напряжение доходит до высшей точки и слушатель, затаив дыхание, желает получить ответы: «чем же все закончится? », наступает время для «кульминации ».
Кульминация подобна «мертвой петле» на американских горках. В своем эмоциональном контексте она доводит напряжение аудитории до максимума. Кульминацию можно охарактеризовать как эмоциональный взрыв, всплеск эмоций .
5. Развязка и мораль
Мораль - это призма, через которую мы смотрим на мир, и она постоянно меняется.
Развязка дает заветные ответы на все поставленные вопросы. Тайны становятся явью, решаются загадки и развеивается главная интрига. Накопленное напряжение перерождается в эмоциональное удовлетворение . Хорошая развязка часто имеет эффект неожиданности . Это отличный прием, хорошо действующий на увлеченную аудиторию.
Мораль должна быть лаконичной в 1-2 фразы , пока слушатель находится в напряжении после кульминации. Для того, чтобы завершение было интересным, опытные рассказчики пользуются афоризмами или поговорками, чтобы сделать историю запоминающейся. Яркими примерами могут быть: «Не все то золото, что блестит» или «Береженого Бог бережет».
Помните, что даже неудавшийся рассказ спасет удачный выбор морали, которая останется в памяти слушателя и поставит вдохновляющую точку истории. Именно от концовки зависит общее впечатление от рассказа.
6. Невербальные элементы рассказа
Эмоции! Вотчто застилает людямглаза. Сквозь призму эмоцийистина искажается донеузнаваемости.
- Щекочите эмоции слушателя: играйте с ним интонацией, дополняйте рассказ жестами, станьте актером и подарите своей аудитории маленькое шоу. Не бойтесь драматизировать, преувеличивать или приукрашать.
- Создайте яркие образы в сознании каждого слушателя. Пока вы будете рассказывать историю, перед глазами вашей аудитории должна пронестись красочная картинка с яркими образами и героями.
- Рассказывайте от первого лица: несмотря на то, произошла ли история с вами или с кем-то другим, чтобы усилить эффект доверия и правдоподобности. Главная задача - вовлечь слушателя, вызвать интерес и сопереживание. В итоге конечно можно раскрыть карты и сказать, что история на самом деле происходила не со мной, а с моим другом. Это на ваш выбор.
- Лаконичность. Поверьте, ничто так не портит историю, как многословность оратора. Вы должны помнить, что успешность рассказа исчисляется именно в качестве повествования. Рассказывая слишком длинную историю, вдаваясь в ненужные подробности, вы рискуете потерять внимание и интерес слушателя.
- Оттачивайте мастерство. Если вы стремитесь стать умелым оратором, вам нужно часто тренироваться В конце каждого дня или каждой недели стройте историю о самых ярких и увлекательных моментах. Выстраивайте правильную композицию рассказа, применяя вышеперечисленные приемы.
Соблюдая эти простые советы вы сделаете свои истории увлекательными и необычными.
Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.
«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.
Составляющие увлекательного рассказа:
- Интригующее название.
- Структура.
- Драматургия.
- Вербальные и невербальные средства выразительности.
Интригующее название
Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.
У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»
Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.
И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».
Структура
Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.
Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:
- Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
- Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
- Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.
Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.
Драматургия
Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.
Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.
- Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
- В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
- Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.
Пример несущественных деталей.
- Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
- По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
- В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.
Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.
Вербальные средства
Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.
- НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
- ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.
Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.
- НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
- ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.
Невербальные средства
Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.
Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:
- Ничего не делает зря или мимо задачи.
- Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
- Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.
Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».
Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.
Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?
© Андрей Скворцов Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?
Сторителлинг
- модное слово, которым журнал Harvard Business Review назвал одну из лучших бизнес-идей 2006-го года. Смысл идеи таков: «Лучший способ сделать доклад или презентацию и передать знания - это рассказать историю». Отцом «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Однако есть данные, что важность историй люди понимали и до него.
В том, что способ хороший, мало кто сомневается. Однако, возникают вопросы. Как подобрать нужную историю? Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов? Наконец, как создать историю, если истории, как таковой, и нет, а есть только много, много информации?
Иными словами, как его сделать - сторителлинг? Чтобы найти ответ, придется разобраться в том, что же это такое - история.
Интуитивно ответ мы, да и не только мы, давно нащупали и используем истории в своей работе. Однако, теоретическую базу и «разложение по полочкам» удалось найти - угадайте где? - в учебниках для сценаристов кино. И среди таких учебников для нас наиболее полезна оказалась книга "Story" Роберта Макки (Robert McKee). Александр Митта в «Кино между адом и раем» описывает (причем намного интереснее) те же принципы, но зато у Макки все суше и «технологичнее».
Итак, перечислим компоненты истории
, пользующейся успехом.
Во-первых
, истории происходят с персонажем
. Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
Во-вторых
, история - это обязательно перемены
. Изменения. Причем изменения ценностные - то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории - нет.
В-третьих
, история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать
, подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.
Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты
» - когда оно происходило, как долго, где.
Материалом истории являются события
. Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, - это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров - самое сложное, но и самое интересное занятие.
Теперь представим себе, что у нас есть задача передать некую информацию о компании, некую ее ценность, и мы хотим для этого найти или же создать историю.
Первое, что надо сделать - заняться поисками. Почитать корпоративную прессу, поговорить с людьми, порыться в интернете и в своей памяти.
Например, в фильме о крупном металлургическом комбинате поднимается тема заботы о сотрудниках. В корпоративной газете мы находим замечательную историю по теме. Там-то и тогда-то, на такого-то рабочего вылилось несколько литров расплавленного металла. Однако рабочий не пострадал, так как в полном соответствии с техникой безопасности был экипирован в защитный костюм. И после этого случая он стал рассказывать своим коллегам о важности соблюдения техники безопасности и даже стал инспектором, весьма уважаемым коллегами.
Это - история. Есть персонаж, есть событие, у которого есть дата и место, есть существенные перемены в жизни персонажа. И эта история говорит о том, как предприятие заботится о своих сотрудниках, значительно нагляднее и убедительнее, чем сколько угодно общих фраз о «повышении безопасности на производстве». И главным является вовсе не тот факт, что рабочий не пострадал, а то, что этот случай перевел его в новое качество - инструктора, что компания увидела в этом пользу и дала ему такую возможность. Фактически менеджмент уже применил «сторителлинг» - использовал счастливый случай для грамотной пропаганды техники безопасности. Нам же остается только повторить находку в фильме.
Если же совсем ничего не находится (что хоть и редко, но бывает), мы можем «создать» историю. Речь не идет о художественном вымысле (в нашей, информационной по своей сути, работе, ему нет места). Речь о том, чтобы информацию подать в виде истории.
Один из самых простых, но действенных приемов - применить схему «не знал - узнал - удивился - изменил свое отношение
». Такого рода перемены могут происходить и с ведущим фильма, и с докладчиком презентации, и с любым сотрудником компании. Такие ситуации интересны, так как позволяют зрителю испытать те же эмоции (удивление, восхищение), что и персонаж. В полной мере этот прием использован в юбилейном фильме Мострансгаза: совершенно посторонний для индустрии человек Кирилл Набутов открывает для себя то, о чем он никогда и не задумывался - сложности и интересности технологий транспорта газа. Зрителю, который «в теме» не один десяток лет, будет интересно взглянуть на свою повседневную работу глазами новичка и удивиться вместе с ним. А постороннему зрителю и подавно будет интересно узнать новое. Хороший, работающий прием.
В 2007 году лауреатом Оскара за лучший документальный фильм стал фильм об изменениях климата «Неудобная Правда» Альберта Гора. Фильм почти полностью состоит из череды историй, и каждый факт, каждое доказательство в нем подано, как детектив. Даже графики климатических наблюдений поданы как «переворачивающие сознание». И именно поэтому воспринимать их не тяжело, несмотря на их изрядное количество. В этом фильме много реальных жизненных, серьезных, удивительных историй. Но сейчас наш особый интерес вызывает полностью придуманная, и в чем-то даже дурацкая история мультипликационной лягушки. Автору надо было проиллюстрировать идею в духе нашей пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Для этого мультипликационная лягушка сначала пыталась залезть в кипяток и пулей выскакивала из него (горячо!), но она же могла довольно долго сидеть в теплой, но постепенно подогреваемой воде, и не подавать признаков беспокойства до тех пор… до тех пор… пока ее не спасут. Лягушка представляла собой образ человечества, не беспокоящегося о потеплении климата, то тех пор, пока…. А также была персонажем придуманной микро-истории.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
Остается ответить на вопрос, всегда ли необходим сторителлинг? Пожалуй, что нет. Если аудитория изначально заинтересованна в информации - нет смысла искусственно добавлять драматургию (особенно если информация негативного свойства). Ведь в этом случае участником настоящей, реальной истории является ваш слушатель, и этого ему может быть более, чем достаточно.
Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.
Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.
Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».
Чистая правда
Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.
Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.
Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.
Суть и детали
В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:
Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.
В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.
Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.
В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.
Голос
Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.
Мимика и жесты
Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.
Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.
- Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
- Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
- Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.
Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.
Эмоции
Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?