Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Старт в науке. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи

Старт в науке. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Классические и современные подходы к анализу социализации молодежи. Анализ проблем, оказывающих существенное влияние на данный процесс. Критерии образовательной, профессиональной и общественной социализированности современных российских студентов.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2015

    Характеристика процесса социализации. Соотношение данного процесса с возрастной периодизацией жизни человека, описание социально-педагогических механизмов. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе. Проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2012

    Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Роль общественных организаций в позитивной социализации молодежи.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Проблемы социализации и восприимчивости молодежи в современном российском обществе. Основные предпосылки для создания благоприятных социально-экономических условий в государстве для формирования здорового, образованного и целеустремленного поколения.

    эссе , добавлен 11.05.2012

    Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.

    дипломная работа , добавлен 02.12.2015

Понятие социализации молодежи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа и возрастная группа, изучением которой занимаются в течение многих десятилетий.

Молодость – это, прежде всего, период формирования идеалов, освоения основных социальных норм, установок, приобретение новых навыков и знаний, развитие своего творческого потенциала, а также самореализация. Все это помогает молодым людям существовать и успешно функционировать в обществе.

Замечание 1

Молодежь – это люди, чей возраст примерно 18-25 лет. В этот период происходят наиболее значимые для молодых людей события: совершеннолетие, вступление во взрослую жизнь, выбор специальности и будущем профессии, вуза для обучения. По окончании высшего учебного заведения (примерно 21-22 года) человек также принимает решение относительно своего трудоустройства. Юноши в этот период проходят обязательную военную службу, что также влияет на их мировоззрение и сознание, воспитывает в них такие качества, как толерантность, патриотизм, любовь к Родине, ценность человеческой жизни. Многие в этом возрасте вступают в брак, принимая на себя новые, ранее неизвестные роли: жена, муж, отец, мать.

Таким образом, можно сказать, что это – наиболее насыщенный период в жизни человека, где ему постоянно приходится менять свои социальные роли, статус, делать выбор в пользу одних аспектов жизни и отказываться от других. Самая главная характеристика этих действий – обязательная обдуманность, а затем ответственность за свой выбор.

Рассмотрим подробнее этот процесс, который в современном мире называется социализацией молодежи.

Социализация имеет несколько основных определений, мы перечислим три особенно интересных, которые отражают специфику этого процесса:

  1. Процесс усвоения индивидом на протяжение его жизни социальных норм и культурных ценностей именно того общества, к которому он принадлежит;
  2. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;
  3. Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм и установок, присущих данному обществу или отдельной социальной группе.

Социализация молодежи, так же, как и любая другая социализация любой другой социально-демографической группы, - это двусторонний процесс. Во-первых, это постоянная передача обществом, а во-вторых, это освоение индивидом, который относится к возрастной группе «молодежь», всего множества социальных норм, культурно-исторических ценностей, традиций и образцов поведения. Все эти помогают молодому человеку успешно функционировать в обществе, не нарушая общепринятые нормы и правила и не получая за это нарушение соответствующего наказания.

Специфика социализации молодежи

Замечание 2

Основная специфическая черта, которая отличает социализацию молодежи от всех основных видов – это возрастные особенности. По сути, молодой человек и его социализация – это переходный этап от первичной социализации к ее второй стадии – вторичной социализации, соответственно.

Особенность первичной социализации – это начальное освоение индивидом норм и ценностей, правил, традиций. Таким образом, индивид, как губка, впитывает в себя все общие ценности в процессе общения в семейном кругу, а также с друзьями и другими значимыми людьми, которые стоят на несколько ступеней выше их самих (в силу возрастных особенностей и определенного уровня накопленного социального опыта). На этой стадии у индивида нет права на собственный выбор, за него этот выбор делается другими: родителями.

Вторичная социализация принципиально отличается от первичной тем, что для индивида его окружение, как и он сам для остальных, проявляется в других чертах, отличных от тех, которые он воспринимал во время первичной социализации. Это приводит к тому, что молодой человек начинает видеть мир, других людей исходя уже из собственных соображений, а не тех, что ему прививались в процессе первого этапа социализации.

Динамика молодежной социализации

Замечание 3

В российском обществе ежегодно проводятся реформы, которые оказывают влияние на все слои общества, и в особенности на молодежь. Реформирование обусловило изменение не только структуры общества, но и некоторых эталонов социализации молодежи. Изменилась и совокупность передачи социальных норм и культурных ценностей, которые изначально транслировались из поколения к поколению – от старших к младшим.

Особенности социализации российской молодежи (с учетом перехода от бывшей советской системы к современной) выразились следующим образом. В основном, изменения произошли из-за того, что единообразная по нормативности, с равными стартовыми возможностями, некоторой монополизацией и предсказуемостью сменилось на вариативную и стратифицированную модель социализации. К тому же можно отметить следующие черты:

  1. Трансформация основных институтов социализации (дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской);
  2. Деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля. Это происходит в связи с динамичными и стихийными изменения в социальной структуре, возникновения большого количества новых социальных организаций (в том числе неформальных объединений, которые влияют на мировоззрение и сознание молодых людей);
  3. Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности – также влияние оказывает большой выбор организаций, течений и направлений. Зачастую молодой человек сам до конца не догадывается, что ему действительно нужно, поэтому, вырвавшись из под родительской опеки, он стремиться использовать все возможности своей независимости и свободы, что иногда может носить неконтролируемый и стихийный характер;
  4. Изменения соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности, пространства для самодеятельности и самореализации себя в творчестве.

Социализация молодежи

Общество – это единство социальности и культуры, с которыми неразрывно связана личность. При этом:

  • общество – совокупность субъектов, взаимодействующих между собой;
  • личность – субъект взаимодействия;
  • культура – совокупность ценностей и норм, значений и т.д., которые объективируют и раскрывают эти значения и которыми владеют субъекты.

Молодежь – это социально-демографическая общность, осформированная на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.

Замечание 1

Социализация молодежи – процесс установления взаимодействия и взаимоотношений между обществом и молодым человеком. Это взаимодействие является соотношением в личности индивидуального и социального, ориентацией на приоритет общественных или личных интересов, которые формируются во время социализации личности.

Социально-психологические особенности и социальный статус молодежи имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и характерных для данного общества закономерностей социализации.

Успешная социализация молодежи невозможна без института семьи, который должен обладать чертами здоровой, полноценной, стабильной структуры. При отсутствии одного из условий социализации социализирующая функция семьи не реализуется в полном объеме, что ведет к росту девиантных и деструктивных явлений в обществе.

Современные виды социализации молодежи

В современной науке выделяют несколько видов социализации молодого поколения:

  1. Эйкуменная социализация. Становление молодежи в определенной природной среде, усвоение и реализация определенных программ взаимодействия с природой, формирование определенного типа сознания, и, соответственно, форм и методов жизнедеятельности.
  2. Мезосоциализация. Конкретно-исторический процесс становления и развития молодежи в инфрасферах родительской семьи, охраны здоровья, быта, воспитания и образования, свободного времени, собственной молодой семьи, в которой поэтапно реализуются определенные программы, соответствующие формы и методы жизнедеятельности.
  3. Экономизация. Овладение молодежью определенными профессиями и специальностями, участие в производстве духовных и материальных ценностей.
  4. Политическая социализация. Процесс вхождения молодежи в политическую жизнь общества, подразумевающее овладение определенными политическими нормами, ценностями, образцами поведения.
  5. Этнокультурная социализация. Формирование способностей к сохранению национальной культуры, поддержание межнационального общения, возобновление традиций.

Особенности социализации молодежи в современном мире

Специфика молодежи проявляется в том, что она находится в процессе перехода от детства к взрослой жизни, переживает этап семейной и внесимейной социализации, интериоризации норм и ценностей, формирования социальных статусов и ролей, профессиональных ожиданий.

Данный процесс проявляется в:

  • специфических молодежных формах поведения и сознания,
  • понятиях молодежной музыки, моды, языка;
  • формировании молодежной субкультуры.

В последнее время заметно оттеснены такие важные составляющие преемственности поколений, как образование и воспитание. Их место занимают институты и ценности культуры массового общества.

Характерные особенности социализации молодежи:

  1. В приоритете становится престижное статусное потребление. Личность все более отчуждается от духовных ценностей, деформируется структура их освоения, средство становится целью. Массовая культура определяет культурную самоидентификацию молодежи, социализацию каждого отдельного индивида.
  2. Цивилизационный, или мировой кризис идентичности, сопровождающийся культурной фрагментарностью, дезорганизацией больших структур и сообществ, разрушением традиций, глобализацией мировых процессов, постмодернизацией, разрушением традиций и ценностей, разрушение идеологических установок.
  3. Предоставление социумом возможностей для формирования и развития индивидуальных особенностей молодого поколения повышает динамику развития общества, однако, иногда дестабилизирует общество, ведет к снижению ресурса его жизнеспособности, нарушает системные связи.

Социокультурное становление молодежи наблюдается при одновременном взаимодействии разных социоприродных факторов и процессов, таких как:

  • самовоспитание;
  • профессиональное педагогическое воздействие;
  • большие и малые группы людей;
  • семья;
  • культура;

Проблемы социализации молодежи

В современном мире молодое поколение сталкивается с рядом трудностей:

  • многообразие социальных связей, ограничивающих возможности целостного восприятия окружающего мира;
  • возрастающая скорость жизненных ритмов;
  • «средства жизни», подменяющие духовные жизненные цели;
  • гедонистическая направленность на получение удовольствия;
  • скорость и непредсказуемость современных социальных преобразований;
  • культурная неоднородность общества;
  • политический плюрализм.

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ

ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

1.1. Познание социальных объектов: философский и 23 социологический анализ

1.2. Теоретико-методологические основания современной 40 социологии

1.3. Эвристический потенциал польского социально-гуманитарного 55 знания

1.4. Социокультурные процессы в постсоциалистических странах

1.5. Молодежь как социально-демографическая группа общества

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК КАНАЛЫ

СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

2.1. Общее представление о социальных институтах и их функциях

2.2. Процесс социализации и его социологический анализ

2.3. Традиционные каналы социализации: семья, система 132 образования, социокультурная среда

2.4. Приоритетные каналы социализации в транзитивном обществе: 157 рынок труда, институт предпринимательства, СМИ и Интернет

2.5. Новое содержание образования и его социализирующая роль

ГЛАВА III. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В

СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

3.1. Массовое сознание как социокультурный феномен

3.2. Структура массового сознания: теоретический аспект

3.3. Концепции стереотипов сознания и социальных представлений и 239 их значение для формирования массового сознания молодежи

3.4. Ценностные ориентации и их эволюция в условиях радикальных 257 перемен

3.5. Представления о польском национальном характере и 268 этноидентификация как канал социализации

ГЛАВА IV. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ 290 МИРЕ

4.1. Феномен культуры и ее современное понимание г

4.2. Освоение культуры в современном мире

4.3. Социологические исследования польской молодежи 60-х гг. XX 334 века

4.4. Молодежь как фактор изменения мира

4.5 Теоретические прогнозы развития мира на ближайшие 373 десятилетия

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Емчура Тереса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение молодежи как специфической социально-демографической группы современного общества показывает, что она имеет целый ряд общих черт, связанных с ее базисными характеристиками. К ним относятся:

Рассогласованность соматического, психологического, социального и хронологического возрастов, что отличает всю молодежь в современном мире;

Очевидным является и удлинение срока юности в связи с усложнением социальной практики и удлинением периода получения образования;

Современная молодежь все в большей мере имеет в качестве ведущего вида деятельности процесс обучения, благодаря которому возрастает стоимость человеческого капитала, главного богатства любого общества;

Процесс первичной и вторичной социализации молодежи требует все больших финансово-экономических, общественно-политических и нравственных затрат со стороны старших поколений, в связи с чем не все страны мира в состоянии осуществлять целенаправленную и эффективную молодежную политику, которая характерна лишь для наиболее развитых и демократических стран;

Возрастающее число молодежи, особенно в развитых странах рождается и социализируется в урбанизированной среде, где ослаблен социальный контроль, а потому усиливается девиантное и делинквентное поведение молодых.

Более подробное исследование молодежи Земли показывает, что она существенно отличается не только по странам и регионам, в силу конкретно-исторических особенностей развития тех или иных стран, но отличается по своим стереотипам сознания, ценностным ориентациям и социальным представлениям внутри своей страны, под влиянием темпов ее развития, соотношения в ней различных социальных групп и особенностей институтов власти, традиционных/инновационных тенденций в развитии страны. Особенности молодежных когорт определяются множеством объективных факторов, действующих разнопланово и хаотически, поэтому в своем большинстве молодежь вырастает в социальных системах, подвергаемых разнообразным социальным рискам и каждый такой социальный риск существенно воздействует на становление молодежи, ее адаптивное или дезадаптивное отношение к социальным институтам и процессам, доминирующим в обществе.

Проиллюстрируем это на примере демографических прогнозов, ориентирующих воспитателей подрастающих поколений на ближайшую и более отдаленную перспективу. Каким будет человечество к 2050 г.? Будет ли в нем свыше 60% молодежи, как это было в совокупном населении Земли в 60-е гг. прошлого века?

Демографы считают, что в первой половине XXI в. Усилится преобладание мужчин по сравнению с женщинами в совокупном населении Земли. Уже в настоящее время перевес мужчин - около 20 млн.134 Ф. Фукуяма отмечал, что в 20-30 гг. XXI в. миллионы рассерженных мужчин не смогут найти себе семейную пару, особенно заметен этот перевес в странах Азии, Африки и Океании. В современном Китае на 1000 женщин приходится 1059 мужчин. В этом отношении исключение составляет Россия, где на 1000 женщин приходится 878 мужчин. Вообще, начиная с времен победы в Великой Отечественной войне, с ее огромными потерями преимущественно мужского населения, доля женщин в СССР на 1000 мужчин составляла 1339, т.е. более чем на

134 Френсис Ф. Наше постчеловеческое будущее. - М., 2004. - С. 95 и далее. треть больше. Это не могло не сказаться как на формировании социокультурных характеристик по тендерному признаку, так и на социальном поведении населения - семейно-брачные отношения, миграционные процессы, спрос-предложение на рынке труда, половозрастная структура системы образования и т.п. оказались под существенным влиянием преобладания женского пола во всех сферах жизни.

Для первой половины XXI в., отмечают демографы, будет характерно существенное постарение населения развитых стран Европы и Японии. При сохраняющейся малодетности семей, необходимое количество рабочих рук для нормального функционирования экономики этих стран будет восполнятся за счет миграции из трудоизбыточных регионов Земли, что увеличит полиэтничность большинства стран и потребует особых мер в области адаптации мигрантов в новые для них социокультурные условия жизнедеятельности. В связи с тем, что большинство мигрантов, как правило, люди молодого возраста, мужского рода, это накладывает особую специфику на их адаптацию.

Начиная с 60-х гг. прошлого века все исследователи уже рассматривают молодежь как специфическую и особо значимую социально-демографическую группу общества. Она изучается всем социально-гуманитарным знанием на предмет того, как в существующих социальных институтах общества происходят процессы первичной и вторичной социализации детей, подростков и молодых людей, каковы механизмы адаптации молодежи в общество, как влияет система ценностей, норм и культурных традиций общества на становление социальных представлений, стереотипов сознания и фиксированных установок молодежи на ее массовое поведение.

Именно эти процессы обеспечивают социализацию молодежи, ее успешную интеграцию в социальное целое.

Каждое общество заинтересованно в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера подрастающих поколений. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации, в формах и способах адаптации подрастающих поколений в жизнедеятельность общества. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе объективно одинакового социального положения, но вследствие разного субъектно-оценочного отношения к нему, могут складываться различные типы личности, поэтому процесс социализации, не является управляемым, он достаточно хаотичен и случаен.

Социальное поведение подрастающих поколений можно оценивать количественно - по уровню социальной активности молодежи, и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной, ориентированной на глобализацию или на дела региона и т.д.

Все зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативное кредо субъекта, его представлений о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, поведение зависит от фиксированных установок, стиля мышления и уровня самосознания индивида, поэтому реальное поведение соответствует нормативно-идеальному весьма незначительно.

Модель социального типа личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизне-деятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности. В связи с чем он различает целерациональную, ценностнорациональную, аффективную и традиционную направленность людей и типологию их характеров.

Свою классификацию выдвигал Ф. Знанецкий, который считал, что типологию можно построить на основе изучения поведения людей, их социального взаимодействия и исполнения ими социальных ролей.

Типизация, предложенная П. Сорокиным опирается на доминирующие системы ценностей, согласно которым каждому типу общества соответствует конкретно-исторический социальный тип. Его ученик и продолжатель теории социокультурной динамики Т. Парсонс считал, что для выявления социальной типологии необходимо обратиться к анализу роли символов культуры, обеспечивающих взаимодействие и понимание людьми друг друга.

Свои подходы к определению социальной типологии были еще в XIX в. предложены К. Марксом и Ф. Энгельсом (материальное производство и классовая принадлежность формируют социальные типы); затем 3. Фрейдом и К.-Г. Юнгом (вхождение асоциального индивида в табуированную культуру, отсюда изначальный невротизм субъектов, их либидозность и большая значимость «коллективного бессознательного» в делах и поступках).

В концепции интеракционизма Дж. Мида социальная типология является следствием межличностного взаимодействия людей, в результате чего возникает взаимно конформное поведение, а конформизм становится главной чертой человека в массовом обществе и этому надо учить, что и делает американская социология и психология, публикуя миллионными тиражами всякого рода рецептурное поведение, обеспечивающее эффективные межличностные контакты.

Современное социологическое понимание молодого человека предполагает, в первую очередь, исследование личности как социального типа, исследование исторически-конкретных социальных связей и отношений человека, а также изучение личности как элемента реальной социальной системы.

Общесоциологическая теория личности является тесно связанной с философской проблематикой человека. К основным ее проблемам относятся: раскрытие социальной сущности человека и конкретно-исторического характера присвоения человеком своей сущности: выявление наиболее общих социологических законов развития личности в обществе и исторических форм ее реализации; исследование социальной деятельности как способа осуществления общественных отношений; раскрытие диалектики личности как субъекта и объекта общественных отношений и ряд других. Большое значение для исследования личности как конкретного социального типа имеют специальные социологические теории, в частности, ролевая концепция личности Т. Парсонса и концепция П. Сорокина, рассматривающая личность как носителя определенной системы ценностных ориентаций.

Анализируя ролевую концепцию, следует отметить ряд важных ее достоинств - легкость эмпирической интерпретации личности в ее терминах, возможность ее соотнесения с общественными отношениями и всей системой социальной реальности. Однако ролевая концепция личности не может дать полного и адекватного осмысления личности, потому что ряд проблем знания о человеке она даже не поднимает, оставляя в тени такие важные проблемы личностного бытия, как самосознание и самопознание человека, его свободы и самореализации и другие. Ролевая теория рассматривает человека как совокупность функций, заданных социальным целым, а не индивидуально-личностным бытием субъекта.

Концепция ценностных ориентаций пытается преодолеть эту ограниченность. В ее терминах личность детерминирована социальным целым (личность как объект общественных отношений), а источник ее социальной активности - в ее жизненной позиции (личность как субъект общественных отношений). Однако, исследуя проблему становления ценностных ориентаций, изучая направленность личности, эта концепция все больше смыкается с социально-психологическим пониманием личности, что отмечается и самими приверженцами теории ценностных ориентаций.

Особое место в анализе личности имеют работы социальных психологов, в которых отношения личности с социальным целым (группой) рассматриваются через внутренний мир личности, выявляющий межличностные отношения и анализирующий степень осознания человеком их значимости для его деятельности, познания и общения. Социальная психология исследует также проблемы направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, конформизма и адаптации, коллективных внушений и тревожности, перспектив личности и фрустраций. В этом плане социальная психология рассматривает и трактует личность как субъект и объект групповых отношений, как субъект и объект групповой деятельности.

Анализ литературы по деятельности позволяет сделать вывод, что современное социально-гуманитарное знание определяет деятельность как способ существования и формирования общественного человека; раскрывает предметность деятельности; ее сознательность и целесообразность; преобразующий и созидающий характер; общественный характер и обусловленность прошлым опытом; специально исследуется взаимообмен деятельностью; ее универсальность; соотношение свободы и деятельного отношения субъекта к миру.

Подробный анализ социально-философских проблем деятельности дан в ряде работ Л.П. Буевой. Анализируя исходные позиции анализа человека, автор показал, что марксистская традиция анализа деятельности считает ее атрибутами активность, предметность и орудийность деятельности и подчеркивает связь с понятиями труд, практика, способ деятельности, вид жизнедеятельности, образ жизни.

Важным моментом марксовой концепции человека в современном мире становится проблема отчуждения, которая вышла за пределы философских дискуссий и приобрела современное практическое значение. В этом смысле массовое общество и его идеология делают человека еще более отчужденным от своей сущности, чем это было в XIX в., в индустриальном обществе. Предложенные социологами и культурологами концепции «человека потребляющего» и «человека играющего» не могли преодолеть отчуждения человека от его родовой сущности - деятельного творчества. Развитие СМИ и информсистем вместо деятельного участия человека в мире, предложили ему «глобальную деревню» и «виртуальную реальность», т.е. иллюзию действительной жизни.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Емчура Тереса, 2005 год

1. Авдеев Р.Ф. Стратегическое рыночное управление. -СПб.: Питер, 2002.

2. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М.,1991.

3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.

4. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.И. Демографические процессы в России XXI века. М., 2002.

5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века.-М., 2000.

6. Бальцерович Л. Социализм. Капитализм. Трансформация. М., 1999.

7. Бауман 3. Глобализация: Последствия для человека и общества. М., 2004.

8. Белл Дж. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования. 0 М.: Академия, 1999.

9. Белл Дж. Два образа веры. М., 1990.

10. Белл Дж. Культурные противоречия капитализма.- М.,1991.

11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1989.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: МГУ, 1990.

14. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. - М., 1990.

15. Бодрийяр Ж. «Система вещей». М.: Рудомино, 2001.

16. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

17. Борисов В.А. Демография. М., 1999, 2001.

18. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. М., 1992.

19. Буари Филипп А. Паблик рилейшенз, или стратегия доверия. -М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

21. Бубер М. Социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М., 1981.

22. Бутов В.И. Демография. М-Ростов на Дону. - 2003.

23. Введение в культурологию. М., 1995.

24. Вебер М. Образ общества. Избранное. М., 1994.

25. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

26. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М.,1958.

27. Владимиров А., Кочетов Э. Проблема поиска пути России в XXI веке: Некоторые концептуальные подходы. -М., 1996.

28. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1992.

29. Всеобщая декларация прав человека. М., 1997.

30. Гадамер X.- Г. Истина и метод. М., 1989.

31. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УССР, 1999.

32. Глазьев С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М., 1996.

33. Глобализация и постсоветское общество. М., 2001.

34. Глобализация и столкновение идентичностей. М.,

35. Гордон JI. Область возможного: Варианты социально-политического развития России и способность российского общества переносить тяготы переходного времени. -М., 1995.

36. Горланов Г.В., Карпов В.В., Рязанов В.Т. Социалистическая предприимчивость. -М.: Экономика, 1989.

37. Громов Г.Р. Гуманитарные основы информационной технологии: Научно-аналитический обзор. М., 1988.

38. Громыко Ю.В. Стыки, ак перейти из одной системы общественных отношений в другую. М., 1993.

39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

40. Гэлбрайт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986.

41. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.,1969.

42. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. - № 5.

43. Демографическое будущее России. М., 2001.

44. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. М., 2000.

45. Долгов С.И. Глобализация: новое слово или новое явление. М., 1996.

46. Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная война на Западе. М., 1999.

47. Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Фаир-пресс, 1998.

48. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. -М., 1996.

49. Дьюи Дж. Цели и средства. М., 1980.

50. Заславская Т.И. Российское общество на социальном изломе. -М., 1997.

51. Заславская Т.И., Громова Р.Г. Трансформация социальной структуры российского общества // Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999.

52. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. В кн.: Зиммель Г. Избранное. М.: Юристъ, 1996, т. 2.

53. Ефроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.,1994.

54. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего и размышления социолога. -М.: Союз, 1997.

55. Иванов В.Н. Современное социальное управление. -М.: Экономика, 2000.

56. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

57. Ильин В.В., Панарин А.С., Баловский Р.В. Политическая антропология. М., 1995.

58. Ильин В.В. Наши задачи. В 2-х тт. М., 1992.

59. Ино B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.,"2000.

60. Иноземцев B.JI. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе. // Вопросы философии. № 12, 2000.

61. История ментальностей, историческая антропология. М., 1996.

62. Кант И. Метафизика нравов. В кн.: Кант И.

63. Сочинения в 6-ти томах. М.: Мысль, 1965.

64. Кастельс М. Высокие технологии: экономика и общество. М., 1999.

65. Каталог биосферы. М., 1993.

66. Кара-Мурза С. Концепция «золотого миллиарда» и новый мировой порядок. М.: 1998.

67. Конституция Польской Республики. Варшава, 1998.

68. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

69. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. -М.: Эдитбриал УСССР, 1998.

70. Криминальная мотивация / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М.: Наука, 1986.

71. Кудрявцев В.Н. Какое государство мы строим. М.: Политиздат, 1991.

72. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000.

73. Культурология XX в. Антология. М.,1995.

74. Культурология. История и теория культуры. М., 1998.

75. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

76. Лекторский В.А. О толерантности//Философские науки. 1997. - № 3, № 4.

77. Лем Ст. Системы оружия 21 века //Лем, Ст. Маска. Не только фантастика. М., 1990.

78. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968.

79. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.

80. Лики культуры. Альманах. Т. I. М., 1995.

81. Лоренц К. Агрессия М., 1994.

82. Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе. - М.,1988.

83. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

84. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.: Питер,

85. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

86. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994.

87. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризисы и сдвиги в ценностных представлениях // Международный журнал социологических наук. Париж-Москва, 1997, № 16.

88. Мерко-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

89. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. //Социолог, исслед. 1992. - № 2, 3,4.

90. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

91. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образцы познания и реальность. М., 1997.

92. Морфология культуры. Структура и динамика. // Под ред. Орловой Э.А. -М., 1994;

93. Моска Г. Правящий класс. // Социс. 1994, № 12.

94. На путях постмодернизма М., 1995.

95. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

96. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

97. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

98. Нэсбит Дж., Эбурдин Н. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. -М., 1992.

99. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.

100. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.,1999.

101. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М., 2000.

102. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

103. Панарин А.С. Философия политики. М., 2001.

104. Панова И.П. Маргинальность. М.: Союз, 1996.

105. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. -М., 1996.

106. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.

107. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1985.

108. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1976.

109. Поппер К.-Р. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. /Под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс, 1992.

110. Постмодернизм и культура М.,1989.

111. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999.

112. Психоанализ и культура. М.,1995.

113. Россия: центр и регионы. М.: Солидарность-Паблишер, 1997.

114. Роулс Д. Теория справедливости. - М., 1987.

115. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.

116. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

117. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994.

118. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.,1993.

119. Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М.,1992.

120. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х тт. М.: Наука, 1993.

121. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999.

122. Социальное расслоение и социальная мобильность. -М.: Наука, 1999.

123. Степин B.C. Философская антропология и философия науки.-М., 1992.123. Сумерки богов. М., 1990.

124. Рывкина Р., Колесникова О. Дисфункция государства и ослабление социальной безопасности населения России // Вопросы экономики. 2000, № 2.

125. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1992.

126. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. -М.-СП6., 1996.

127. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2002.

128. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

129. Тоффлер Э. Футурошок. М., 2002.

130. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.

131. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк. социологии. М.: Научный мир, 1998.

132. Фейерабенд Н. Избранные труды по методологии науки. М.

133. Фрейд 3. Избранное. М., 1991.

134. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

135. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

136. Фукияма Ф. Конец истории? М., 1996.

137. ХаббардЛ.Р. Дорога к счастью. Нью-Йорк, 1992.

138. Хайзинга И. Homo ludes в тени завтрашнего дня. М.,

139. Швейцер А. Избранное. Культура и этика. М., 1990.

140. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

141. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,

142. Элиаде М. Миф о вечном возрождении: архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

143. Эллюль Т. Технологический блеф // Это человек. М.,1995.

144. Юнг К-Г. Коллективное бессознательное. М.,1995.

145. Ясперс К. Истоки истории и ее смысл. М., 1992.

146. Adair J. The Skills of Leadership. - London: Gower Publishing, 1994.

147. Adorno T. The avthoritarian Personality. Hamilton: N.-Y., 1950.

148. Allen P.H. Reengineering The Bank. Cambridge: Probus Publishing Company, 1994

149. Anthony R.N., Dearden J., Govindarajan V. Management Control System. Boston: IRWIN 1992.

150. Antropology of Organization. N.-Y., 1994.

151. Argyle M. The Social Psychology of Work. London: Penguin Books 1990.

152. Argyle M. Psychologia stosunkow miedzyludzkich, Warszawa 1991.

153. Armstrong M. Zarzadzanie zasobami ludzkimi. Strategia I dzialanie. Krakow: Wyd. Professjonalnej Szkoly Biznesu 1996.

154. Aronson E., Wilson D.T., Akert M.N. Psychologia spoleczna. Serce I umysl. Poznan: Zisk I S-Ka 1997.

155. Antropology of Organization. New York 1994.

156. Ashmere R.D., Del Boca F.K., Conceptual approaches of stereotypes and stereotyping, //Journal of Real Psychology, Nr. 4/82.

157. Balicki Z., Egoizm narodowy wobec etyki, Lwow 1902.

158. Balle M. Business Process Reengineering, action kit KOGAN PAGE. London 1995.

159. Banton M., Ethnic Bargaining. W: Ethnicity, Politics and Development. Ed. D. Thompson, D. Ronen, Colorado Boulder 1986.

160. Bartnik Ks. Cz. Chrzescijanska pedagogia narodowa wedlug Stefana Wyszynskiego // Polska teologia narodu, pod red. ks. Cz. Bartnika, Lublin 1986.

161. Bardach J., Od narodu politycznego do narodu etnicznego wEuropie Srodkowo-Wschodniej, "Kultura i Spoleczenstwo" 1993, Nr 4.

162. Bednarek S. Charakter narodowy w koncepcjach i badaniach wspolczesnej humanistyki, Wroclaw 1980.

163. Benedict R., Rozwoj kultury, Warszawa 1963.

164. Bochenski A., Rozwazania о polityce polskiej, Warszawa1988.

165. Bochenski A. Rzecz о psychice narodu polsciego. Warszawa 1971.

166. Bodenhausen George, Emotions, arousal and stereotypic judgements, Academic Press, San Diego 1994.

167. Bourdieu P., Language and Symbolic Power, Oxford1999.

168. Brigham John, A dual process model of impression formation, Erlbaum, New York 1988.

169. Brzezicki E., Туру ludzi w Polsce pod wzgedem psychologicznym i ich reakcje duchowe, «Problemy» 1977.

170. Brogan D. W., The American Character, New York 1961.

171. Brubaker R., Nacjonalizm inaczej. Struktura narodowa Ikwestie narodowe wnowej Europie, Warszawa 1998.

172. Bugdol M. Zarzadzanie sistemem spolecznym zakladu pracy. Opole: OMNIA, Uniwersytet Opolski 1996.

173. Chauvet A. Metody zarazadzania. Przewodnik. -Warszawa: POLTEX, 1997.

174. Coser L. A., The Functions of Social Conflicts, London1956.

175. Czynnik ludzki w wypadkach przy pracy. Przyjaciel przy Pracy.-1992.-Nr. 11.

176. Dahl R., Demokracja I jej krytycy, Krakow Warszawa1995.

177. Devine Paul, Behr Stephen, Measurement of racial stereotypes sub typing // Personality and Social Psychology Bulletin, Nr. 17/91.

178. Driscoll David, Illusory correlation in interpersonal perception//Journal of Experimental Social ychology, Nr. 121/94.

179. Drucker P.F. Menedzer skuteczny. Krakow: Akademis Ekonomiczna 1994.

180. Duijker H.C., N.K.Frijda, National Character and National Stereotypen, Amsterdam 1960.

181. Durlik I. Inzynieria Zarzadzania. Warszawa: Placet Ag. Wyd. 1996.

182. Fiske Susan, Linville Peter, Stereotyping and perceiving distributions of social characteristics, Academia ess, Orlando, 1986.

183. Fouillee A. Szkic psychologiczny narodow europejskich, Warszawa b.r.w.

184. Freud Z. Wstep do psychoanalizy. Warszawa 1992.

185. Fromm E. Niech sie stanie czlowik. Warszawa 1996.

186. Gardner R. Ethnik stereotypes //Canadian Journal of Bechavioral Sciences. Nr. 5/73.

187. Giera K., Werpachowski W. Ksiega Jakosci. Radom: Institut Technologii Eksploatacji 1995.

188. Gockowski i T. Lepkowski, Charakter narodowy jako zagadnienie naukowe, «Odra» 1984, Nr 1.

189. Geertz C., The Interpretation of Cultures, New York 1973.

190. Giddens A. The Conseqneces of Modernity. Cambridge,1990.

191. Gillis J.R., Memory and Identity. The History of a Relationship. W: Commemorations. The Politics of National Identity. Ed. J.R. Gillis, Princeton 1994.

192. Graham Jon L. The Influence of Culture on Business Negotiations, Journal of International Business Studies, vol. 16 (1985).

193. Hamilton David, Social cognition and the study of stereotyping, Stronger, New York 1994.

194. Hammer M., Sannton S.F. The Reengineering Revolution Handbook. London: Harper Collins 1996.

195. Hechter M., Principles of Group Solidarity, Los Angeles-Berkley 1987.

196. Higgins Eduard, Knowledge accessibility and activation, Guildford Press, New York, 1989.

197. Integracyjne zasobami Ludzkimi w filozfii TQM. -Problemy Jakosci. 1999. - Nr. 5.

198. Jakosciowe effekty kultury (na przykladzie ZEW S.A. Raciborz). Problemy Jakosci. - 1998. - Nr. 9.

199. Kelley Henry, Attribution theory in social psychology, University of Nebraska Press, Lincoln, 1967.

200. Klos Z. Ksztaltowanie kultury przedsiebiorstwa. Radom: ITE 1997.

201. Kloskowska A., Kultura narodowa I narodowa identyfikacja: dwoistosc fimkcji. W: Oblicza polskosci. Red. A. Kloskowska, Warszawa 1990.

202. Kloskowska A., Kultury narodowe u korzeni, Warszawa1996.

203. Kloskowska A. Wyobrazenia i postawy etniczne dzieci opolskich, «Przeglad Socjologiczny» 1961, Nr. 2.

204. Kloskowsk A. Charakter narodowy a osobowosc we wspotczesnej problematyce badan spotecznych // «Kultura i Spoteczenstwo» 1957,1.1, n 91.

205. Kruglanski Andrew, Lay epistemics and human knowledge, Plenum, New York 1989.

206. Ks S.Witek, Dwarunkowania historyczno-kulturowe wspotczesnego etosu polskiego // Teologia moralna w obliczu aktualnego stanu etosu polskiego, oprac. ks. S. Olejnik, Krakow 1977.

207. Kultura dominujqca jako kultura obca. Mniejszosci kulturowe a grupa dominujgca we wspoiczesnej Polsce. Red. Nauk. J. Mucha, Warszawa 1999.

208. Kurczewska J., Narod w socjologii i ideologii polskiej, Warszawa 1979.

209. Lippman W. Public opinion. New York 1996.

210. L.Stomma, Antropologia kultury wsi polskiej XIX wieku, Warszawa 1986.

211. LeBon G., Psychologia rozwoju narodow. Warszawa1898.

212. Ledzki J., Amerykanie о Polsce i Polakach, Warszawa

213. Levine Richard, Ethnocentrism. Theories of conflict, ethnics attitudes and group behavior, Wiley, New York 1992.

214. Lewandowski E. Polski charakter narodowy // W kAgu religii i historii., Lodz 1987.

215. Mach Z., Niechciance miasta. Migracja I tozsamosc spoteczna, Krakow 1998.

217. Mead M. National Character // Anthropology Today Selections, Chicago 1965.

218. Merton R. Discrimination and American Creed, New York1975.

219. Merton R. K., Teoria socjologiczna I struktura spoteczna, Warszawa 1982.

220. Metody zsrzadzania zintegrowanego. Przglad Organizacji. - 2000. - Nr. 11.

221. Muhlman W: Rassen, Ethnien, Kulturen. B. 1964.

222. Nagel J., Resource Competition Theories, "American Behavioral Scientist" 1995, №3.

223. Ochorowicz J.,0 polskim oharakterze narodowym, Wstep i wybor tekstow, Gawor, Lublin 1986.

224. Organizacja przyszlosci (red. Hesselbein F., Goldsmith M., Beckhard R.) Warszawa: Businessman Book, 1998.

225. Parsons T. Societies. Evolutionaly and Comparative Perspectives. Englewoode Cliffs, N.J. 1966.

226. Perechuda K. Metody zarzadzania przedsiebiorstwem. -Wroclaw: Wyd. Akademii Ekonomiscznej 1998.

227. Pierscionek Z. Strategic rozwoju firmy. Warszawa: PWN

228. Piwowarski D., Wprowadzenie // Religijnosc ludowa, Wroclaw 1988.

229. Polska teologia narodu, pod red. ks. Cz. Bartnika, Lublin1986.

230. Pomykalo W., Spor о ideal Polaka, t. I i II, Warszawa1986.

231. Robertson R/ Globalization: Social Theory and Global Culture.-L. 1992.

232. Schermerhorn J.R., Hunt G.H., Osborn N.R. Managing Organizatinal Behaviour. N.-Y. - Singapore: John Wiley & Sons 1991.

233. Simmel G. Soziologie des Raumes //Simmel G. Schrifiten zur Soziologie. Eine Auswahl. Hrsg. u. eingeleitet v. H.-J. Dahme u. O. Rammstedt. Frankfurt a. M. 1983.

234. S.Ossowski, W obliczu widza // Dziela t.3, Warszawa1991.

235. Stone J., Racial Conflict in Contemporary Society, London 1985.

236. Stroessner Stephen, Handbook of social cognition, Hilisdale, New York 1994, t. II.

237. Styk J., Chlopski swiat wartosci. Studium socjologiczne, Wloclawek 1993.

238. Sturm R. Nation. Nationalismus // Staat und politik. -Bonn 1991.

239. Swiatowe tendencje w wylozeniach wielkopiecowych. -Rynki Stali. 1998.-Nr. 1.

240. Walter D. Zarzadzanie W XXI wieku. Warszawa:: WNT

241. Z perspektywy 60 lat, pod red. H. Janowskiej i M. Nowak-Kielbikowej. Warszawa 1982;

242. J. Chlebowczyk: Procesy narodotworcze we wschodniej Europie srodkowej w dobie kapitalizmu. (Od schylku XVIII w. do pocz^tkow XX w.). Warszawa-Krakow 1975.

243. J. Zarnowski: Rola kultury polskiej w wyzwolenczych d^zeniach narodu. w: Z perspektywy 60 lat., op. cit.;

244. B. Zientara: Swit narodow europejskich. Powstanie swiadomosci narodowej na obszarze Europy pokarolinskiej. Warszawa 1985.

245. Struktury narodowe sredniowiecza. Proba analizy terminologii przedkapitalistycznych form swiadomosci narodowej, "Kwartalnik Historyczny" nr 2/1977;

246. A.F. Grabski: Polska w swiadomosci spoleczenstw europejskich w wiekach srednich. W: Polska dzielnicowa i zjednoczona. Panstwo -Spoleczenstwo Kultura. Warszawa 1972;

247. J. Tazbir: Szlaki kultury polskiej. Warszawa 1986;

248. A. Barszczewska-Krupa: Generacja powstancza 1830-1831. О przemianach w swiadomosci Polakow XIX wieku. Lodz 1985;

249. A. Bochenski: Dzieje ghipoty w Polsce. Warszawa 1983;

250. A. Witkowska: Wielkie stulecie Polakow. Warszawa 1987;

251. J. Lojek: Dzieje zdrajcy. Szcz^sny Potocki. Katowice 1988.

252. A. Kersten: Hieronim Radziejowski: Studium wladzy i opozycji. Warszawa 1988.

253. Rozumienie historii. Warszawa 1978, s. 71-75.

254. S. Kieniewicz: Historyk a swiadomosc narodowa. Warszawa 1982, s. 113, 165-166.

255. J. Pomorski: Historia teoretyczna wobec historii klasycznej. W: Pami^tnik XIII Zjazdu., op. cit., s. 231-233.

256. W poszukiwaniu modelu historii teoretycznej. Lublin 1984, s. 7-13.

257. Problemy metodologiczne historii najnowszej. W: Historia najnowsza jako przedmiot badan i nauczania. (COMSNP Prace Sekcji Historii. t. 7) pod red. J. Maternickiego. Warszawa 1986, s. 23.

258. R. Zimand: Problem tradycji. W: Proces historyczny w literaturze i sztuce, pod red. M. Janion i A. Piorunowej. Warszawa 1967, s. 8-10, 14-18, 21-24;

259. W.I. Thomas, F. Znaniecki: Chlop polski w Europie i Ameryce. Warszawa 1976,1.1, s. 54-55,

261. S. Nowak: Wst?p. W: Teorie postaw (praca zbiorowa). Warszawa 1973, s. 10;

262. S. Mika: Wst§p do psychologii spolecznej. Warszawa 1972, s. 64; 263.S. Mika. Psychologia spoleczna. Warszawa 1981, s. 105-279;

263. W. Iwaniec: Problematyka postaw spolecznych mlodziezy. Warszawa 1980, s. 25.

264. Adamski W.: Mlodziez i spoleczenstwo. Warszawa 1976.

265. Bochenski A. Dzieje glupoty w Polsce. Warszawa 1984.

266. Boczkowski A.: Struktura i fiinkcjonowanie swiadomosci jednostki a zjawisko zainteresowan spolecznych. w: Studia Socjologiczne. 1986 nr 1.

267. Burszta J.: Lud narod - kultura. Z poczqtkow ludoznawstwa. w: Narod. Kultura. Osobowosc. Ossolineum 1983.

268. Dmowski R.: Polityka polska i odbudowanie panstwa. Warszawa 1988, t. 1-2.

269. Holowka Т.: Myslenie potoczne. Heterogenicznosc zdrowego rozs^dku. Warszawa 1986.r271.1ntegracja spoleczna na Sl^sku Opolskim w okresie Polski Ludowej. Materialy i Studia Opolskie. R. XXVII 1985 s. 56.r

270. Jacher W.: Integracja spoleczna na Sl^sku Opolskim po II wojnierswiatowej. w: Studia Sl^skie, t. XLV. Opole 1987.

271. Jordanek Z.: Przeobrazenia spoleczne na Ziemiach Zachodnich.

272. WSOWOPL. Koszalin 1988. 274Jordanek Z.: Towarzystwo Rozwoju Ziem Zachodnich w integracji spoleczno-gospodarczej Ziem Zachodnich i Polnocnych (praca doktorska). Warszawa 1985.

273. Jordanek Z.: Wklad TRZZ w integracji Ziem Zachodnich i Polnocnych z Macierz%. WSOWOPL Koszalin 1988.

274. Kiwerska J., Tomczak M.: Czy chcemy powrotu do Europy w: Europa 1993, nr 2,

275. Korbel J.: Polska ludnosc rodzima. Migracje w przeszlosci i w perspektywie analiza uwarunkowan. Opole 1986.

276. Kosinski S.: Socjologia ogolna. Zagadnienia podstawowe. Warszawa 1989.

277. Leczyk M.: Historia zywa. Warszawa 1983.

278. Lisiecki S., Rutowska M.: Z badan nad przemianami spolecznymi na pograniczu Polski i RFN w: Przegl^d Zachodni 1993, nr 3,

279. Misiak W.: Integracja spolecznosci Ziem Zachodnich i Polnocnych. Studia Socjologiczne 1987 nr 2.

280. Misztal J.: Weryfikacja narodowosciowa na ziemiach odzyskanych. Warszawa 1990.

281. NowakE.: Cien Lambinowic. Opole 1991.

282. Polacy wobec kwestii niemieckiej CBOS. Warszawa 1990.

283. Polacy wobec Niemcow. Z dziejow kultury politycznej Polski 1945-1989. Praca zbiorowa pod redakcj% A. Wolff-Pow^skiej. Poznan 1993.

284. Polska Pomorze Zachodnie. Zwi^zki historyczne. (Praca zbiorowa pod redakcj^K. Kozlowskiego CLOB 1990).

285. Polska nad Odr% i Baltykiem. Szkice pod red. S. Sierpowskiego. Poznan 1986.

286. Weber M.: Trzy czyste typy prawomocnego panowania. w: Elementy teorii socjologicznych. Warszawa 1975.

287. Wiatr J.J.: Narod i panstwo. Socjologiczne problemy kwestii narodowej. Warszawa 1973.

288. Witwicki W.: Psychologia. Warszawa 1963, t. II. Wokol stereotypow Polakow i Niemcowpod red. W. Wrzesinskiego. Wroclaw 1991.291 .Zubrzycki J.: О asymilacji i wielokulturowosci. W: Spoleczenstwo i socjologia. Wroclaw 1985.

289. Пресса и специальные издания

290. Dzieje Najnowsze 1972-1977

291. Glos Koszalinski (Pomorza) 1958-1990

292. Kwartalnik Historyczny 1966-19784. Odra 1956-19885. Polityka 1967-1990

293. Przegl^d Zachodni 1956-1988

294. Przegl^d Zachodnio-Pomorski 1963-1988

295. Rocznik Koszalinski 1965-1987

296. Rocznik Ziem Zachodnich i Polnocnych 1960-196510. Rzeczpospolita 1984-1988

297. Slowo Powszechne 1957-1990

298. Studia nad zagadnieniami gospodarczymi i spolecznymi Ziem Zachodnich 1960-1964

299. Studia Socjologiczne 1963-1988

300. Sztandar Mlodych 1957-1990

301. Sl^ski Kwartalnik Historyczny "Sobotka" 1963-198416. TrybunaLudu 1956-198817. Tygodnik Zachodni 195618. Warmia i Mazury 1957-197119. Zaranie Sl^skie 1963-1984

302. Zolnierz Wolnosci (Rzeczypospolitej, Polska Zbrojna) 1970-199121. Zycie Warszawy 1956-1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек - существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения - детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе - стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и учителей, родителей и самих подростков.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых направлений и радикальное изменение традиционных тенденций социализации подрастающего поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный и аморальный образ жизни.

Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей современного поколения молодых людей, которые переживают новые процессы изменения общества. А так как кардинальные преобразования в мире оказывают огромное и не всегда положительное влияние на развитие молодежи, мы хотим детально раскрыть данную проблему, чтобы точно знать что может встать на нашем жизненном пути и пути наших сверстников.

Целью нашей работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Нами были поставлены следующие задачи :

    Дать определение социализации.

    Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Проанализировать процесс становления личности.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

И использованы следующие методы исследования :

    Теоретический анализ литературы

    Наблюдения

Молодежь как объект изучения

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени.

Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 25 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 25 лет — между детством и взрослым состоянием.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением втрудовую жизнь .

Рассмотрим это непростое понятие с точек зрения различных наук:

    С точки зренияпсихологии молодость — это периодобретения своего «Я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

    С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

    С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться каквремя возможностей, время устремленности в будущее. Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

Исходя из всех этих характеристик, можно сказать, что молодость — это то время нашего жизненного пути, когда человек познает себя, и характер которого определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Социализация молодежи

Как мы уже сказали, молодость - это, прежде всего, формирование идеалов, освоение социальных норм и установок, приобретение навыков, которые помогают существовать и успешно функционировать в социуме. Рассмотрим подробнее этот процесс. В современном мире этот процесс принято называть социализацией.

В разных словарях социализация определяется как:

    «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»

    «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

    как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»

    как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»

Основные факторы влияния на социализацию

В современном мире существует немало факторов и проблем, влияющих на процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Рассмотрим эти основные факторы влияния:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , стадность.

    Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

Отношения между поколениями

На наш взгляд, самым главным фактором в процессе становления личности являются межпоколенческие отношения. Именно отношения «отцов и детей» заслуживают отдельного внимания в нашей работе.

Сейчас выделяют три типа межпоколенческих отношений:

    постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;

    конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;

    префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, не имеет точно ответа. Но все же мы должны сказать, что в стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения, но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Тенденции в развитии молодежной культуры

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

    высокий уровень социальной мобильности;

    активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

    освоение профессий и перспективы карьерного роста;

    усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

    территориальная подвижность;

    неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

    радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

    стремление выделяться, отличаться от остальных;

    объединение в нефор-мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

    существование специфической молодежной субкультуры.

Потому можно выделить следующие тенденции в развитии молодёжной культуры:

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению, поляризации молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных форм культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности .

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица, подъезд и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой - в нарушениях здоровья. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии, наркомании, суицида . Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения».

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Они обусловлены как макротенденциями (общецивилизационными изменениями, характером политического и экономического развития России и т.д.), так и просчётами государственной молодёжной политике.

Чем интересуется современная молодежь?

По результатам опроса первое место среди интересов занимает интернет. Почему? Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Интернет используется во всех жизненных сферах (учеба, работа, общение). Безусловно, интернет нужная и полезная вещь, но ни в коем случае нельзя забывать о реальном мире. Кроме интернета, клубы и кинотеатры — самые популярные развлечения среди молодежи.

Второе место отдается общению. Общение самой молодежи заметно отличается от общения со старшим поколением. У них свои интересы, жизненные взгляды, свое собственное мнение, которое бывает очень сложно оспорить. Популярные темы для разговора: музыка, фильмы, увлечения, автомобили, мода.

Деньги являются еще одной неотъемлемой частью нашей жизни. Неудивительно, что современная молодежь задумывается о своем будущем доходе уже сейчас.

Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи.

Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции. Но, к сожалению, многие употребляют спиртные и энергетические напитки, курят.

Молодое поколение старается устроить себе красивую беззаботную жизнь. Но чтобы всего этого достичь, нужно приложить немалые усилия. Мы — будущее нашей страны и должны соответствовать этому определению, добиваться новых высот, совершенствоваться и прокладывать свою собственную дорогу в счастливое завтра!

Девиантное поведение

К сожалению, поведение подростков не всегда соответствует нормам. Это проявляется в употреблении наркотической и алкогольной продукции, в жестком обращении к окружающему миру, в вандализме. Всё это можно отнести к одному понятию - к понятию «девиантное поведение».

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями. Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении подростков.

Таким образом, развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Список литературы

    Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

    Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

    Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

    Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

    Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

    Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

    Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.