Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Понятие общения в социальной психологии кратко. Типы, виды и формы общения в социальной психологии

Понятие общения в социальной психологии кратко. Типы, виды и формы общения в социальной психологии

Под общением в психолог ии понимается любой процесс социального взаимодействия между людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей человека. Общение включает обмен информацией, выработку единой основы совместных действий, восприятие и понимание другого человека. Цель общения состоит также в достижении желаемого изменения состояний и поведения партнера.

Средства общения - поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения.

Первыми возникают экспрессивно-мимические средства общения : улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. Эти средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка,

Предметно-действенные С. о . возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д.

Наиболее эффективными являются речевые средства общения, Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.Виды общения

Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Стороны общения.

Общение – сложный многоплановый процесс в который входят три составляющие:

Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.

В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Невербальная коммуникация : Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека). Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

    Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

    уместностью принятых управленческих решений;

    четким распределением обязанностей среди сотрудников;

    умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);познание самого себя в процессе общения (рефлексия);прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

Вопрос 34 Проблемы личности в соц. психологии:социализация, соц. Установка,проблемы личности и группы. Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности: 1) Антропологический . В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид. 2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Личность - это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность - это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений. 3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

Личность - это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющих существенные отношения для него самого и окружающих. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность .

Личность, следовательно, формируется в процессе онтогенеза в обществе.

Социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрас­тах. Его исследования позволяют выделить ряд различий социализации у детей и у взрослых:

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей - в коррекции базовых ценностных ориентаций.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети - только усваи­вать их.

3. Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество "оттенков" проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчи­нении взрослым и выполнении определённых правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие кри­терии, как "более хорошо" или ""менее плохо".

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение оп­ределенными навыками; социализация детей - в основном на мотивацию их поведения.

Цель социализации личности как воспитания заключается в том, чтобы сформировать, у человека навыки саморегуляции личностных процессов, мак­симально развить те способности, которые создают доминирую­щую направленность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

Социальная установка личности – одна из основных категорий соц. психологии в целом и соц. психологии личности, в частности. Социальная установка дал определение (Г. Олпорт 1924году) это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом. Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида.

Социальная группа - это социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Это субъект социально организованной и социально значимой деятельности, социальные группы различают большие, средние и малые. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны - с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Разновидности соц. установки – это стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования соц. установки. Они выполняют защитную функцию благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего соц. окружения. Социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко объединенным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Другими причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким – то причинам процессов ее развития.

Предрассудок – это социальная установка с искажением содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сфере личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально - оценочное отношение к нему.

Измерение социальных установок невозможно измерить непосредственно. В идеальном случае установки следует выводить из наблюдения за поведенческими реакциями индивида во множестве социальных ситуаций. На практике это сделать не возможно. Поэтому более или менее стандартной процедурой измерения установок является процедура рассмотрения главным образом вербальных (оценочных) реакций индивида на символические (предполагаемые) представления объекта установки.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого обще­ния. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэто­му с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Психологии общения посвящены работы следующих ученых В.В. Бойко, Л.А. Петровской, А.В. Добрович, Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др

Общение - это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, который включает обмен информацией, выработку общей стратегии взаи­модействия, восприятие и понимание другого человека. Любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Люди не просто общаются в процессе выпол­нения ими некоторых действий, но они всегда общаются в некото­рой деятельности.

С помощью общения совместная деятельность организуется и развивается. Для того чтобы осуществлять некоторую работу вме­сте, людям необходимо четко осознавать цели, задачи и план дей­ствий. Каждому человеку необходимо согласовывать собственную деятельность с деятельностью других людей, с которыми он рабо­тает. Это становится возможным благодаря общению между людь­ми. Таким образом, деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, поскольку каждый может предло­жить поступить как-то по-другому, нежели это предусмотрено в каждой конкретной ситуации.

Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

К структуре общения относятся:

  • Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
  • Интерактивный(общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
  • Гносеологический(человек выступает как субъект и объект социального познания);
  • Аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
  • Нормативный(выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
  • Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
  • Социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности. способностями, умениями и навыками.

М.Р. Битянова выделила следующие функции общения:

Функция первая. Общение является формой существования и проявле­ния человеческой сущности. Истинно человеческое прояв­ляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.

Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.

Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную по­требность человека, условие его благополучного индивиду­ального существования.

Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, под­тверждающую роль в жизни человека любого возраста

В литературе выделены также и такие функции общения:

1)инструментальная функция –характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.

2) интегративная функция –используется как средство объединения партнеров по общению, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

3)функция самовыражения –позволяет выразить себя продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.

4) трансляционная функция –служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

5)функция социального контроля- для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях и речевых акций участников взаимодействия.

6)функция социализации- развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.

7)экспрессивная функция-с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг –друга, чаще выражающиеся через невербальные средства

8)здоровьесберегающая функция –позволяет снять напряжение, путем проговаривания ситуации,избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, осознать ситуацию общения.

9) реабилитационная функция

Общение может выполнять духовно развивающую функцию в том случае, если в его процессе формируются навыки диалогического общения, аутентичного и адекватного ситуации общения, а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм общения.

Виды общения. По типу отношений между партнерами выде­ляют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - - формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности лично­сти собеседника, используются привычные маски (вежливости, стро­гости, безразличия, скромности, участливости и т. д.) - - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение предполагает оценку другого че­ловека как нужного или мешающего объекта: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, оттолкнут или после­дуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собесед­ника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скры­вают этого.

3. Деловое общение - при нем учитывают особенности лич­ности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы Дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

4. Духовное, межличностное общение друзей - в процессе его можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов: друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участ­ник имеет образ собеседника, знает его личность, может предви­деть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

5. Формально-ролевое общение подразумевает регламентацию и содержания, и средств общения, и вместо знания личности собе­седника обходятся знанием его социальной роли.

6. Манипулятивное общение направлено на собеседника, в про­цессе которого используются разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что мнения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

Кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

Направление взгляда и визуальный контакт;

Выражение глаз;

Выражение лица;

Поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста);

Кожные реакции (покраснение, испарина);

Дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство);

Вспомогательные средства общения, в том числе особенности
телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые):

- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм,
высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

Не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зу­бов, «хлюпанье» носом и т. п.).

3.Тактильные (связанные с прикосновением):

Физическое воздействие (ведение слепого за руку, контакт­ный танец и др.);

Такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Проблемы в общении

1. Проблемы личных отношений;

отсутствие взаимных симпатий : постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выра­женной симпатией будет относиться и к другим людям.В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хро­нического недовольства собой, не будет проявлять особых симпа­тий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же. У многих людей имеются устойчивые негативные черты характе­ра, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замк­нутость, агрессивность.

  • несовместимых с потребно­стями и интересами других людей
  • Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии.
  • вашей личной жизни кто-либо раньше причинил вам немало непри­ятностей, и в результате этого к данному человеку с вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем жизненном пути случайно встретился другой человек, внеш­не похожий на того, кто доставил вам немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой причине, что он внешне похож на неприятного вам человека.
  • невольно сформировав­шаяся отрицательная социальная установка одного человека на лич­ность другого человека.

Неспособность человека быть самим собой

§ Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее
всего ощущаете (переживаете) свою неспособность быть самим собой?

§ В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша не­
способность быть самим собой?

§ Что конкретно мешает вам оставаться самим собой б соответ­ствующих жизненных ситуациях?

Неспособность человека быть лидером

Человеку еще никогда не приходилось, но предсто­ит выступить в роли лидера.

Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный опыт жизни.

Человек уже имеет достаточно большой опыт ис­полнения роли лидера в различных коллективах. Когда он только еще приступал к исполнению роли лидера, ему казалось, что все бу­дет хорошо.

Неспособность человека подчиняться другим

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение под­чиняться другим? Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-вто­рых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-свое­му, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направ­лять их, поучать, командовать.

Неумение человека предупреждать и разрешать межличностные конфликты

Для того, чтобы легко преодолевать барьеры общения необходимо владеть коммуникативной компетентностью.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. В целом компетентность в об­щении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в каче­стве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в аде­кватной смене психологических позиций - один из существенных показате­лей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетент­ности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помо­гают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии

Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной си­туации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогно­зироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентно­сти целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.

Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологи­ческой ситуации в условии будущей коммуникативной деятельно­сти, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуть­ся личности в общении)

Коммуникативно-программирующую (подготовка программы обще­ния, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дис­танции общения

Коммуникативно-организационную (организация внимания партнё­ров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной си­туации, в которой разворачивается общение личности, прогноз раз­вития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной ин­дивидуальной программе общения).

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» - мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания - одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса - взаимопонимани

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого по­нятия «коммуникативный потенциал личности»

Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей че­ловека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в обще­нии, отношение к способу общения и коммуникативные способности - спо­собность владеть инициативой в общении, способность проявить актив­ность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сфор­мулировать и реализовать собственную индивидуальную программу обще­ния, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компе­тентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источ­никами приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используе­мых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме сфере; опыт восприятия искусства.

Таким образом эффективность деятельности социального работника зависит от овладение им коммуникативной компетентностью.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

33. Функции и средства общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

3.2. Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

автора Мунин Александр Николаевич

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г.,когда одновременно появились работыМакДауголлаи Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношениямежду людьми.

Тема: Общение

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являютсяпервые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

Качества, помогающие и мешающие общению

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

Общению

помогают

мешают

Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность)

Недоброжелательность

Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)

Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия)

Недружелюбие

Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)

Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость)

Неприветливость

Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)

Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность)

Неискренность, лживость

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)

Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их)

Неэмпатичность

Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)

Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный)

Непредупредительность

Общительность (склонность общаться)

Необщительность

Самоуверенность

Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Невежливость

Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)

Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника)

Неуважительность

Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)

Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении)

Бестактность

Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)

Умение говорить

Неумение говорить

Заносчивость (высокомерность, чванство,)

Умение слушать

Неумение слушать

Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)

Коммуникабельность (способность общаться)

Некоммуникабельность

Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)

Инициативность

Безинициативность

Наглость

Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность)

Трудность вступления в общение

Нескромность, хвастливость

Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн)

Закрытость

Скрытность

Уход от зрительного контакта

Надёжность

Ненадёжность

Демонстрация превосходства

Обязательность (верность своему слову)

Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно)

Опрятность

Неопрятность

Эгоизм

Оптимистичность

Пессимистичность

Энергичность, активность

Вялость, пассивность

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

Культурность

Некультурность

Неумность

Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называюткоммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации . Нокоммуникация более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции ). Затем следует обмен информацией (коммуникация ) и/или обмен действиями (интеракции ).

В структуреобщения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.

Определение общения (Андреева Г.М.)

это может вам помочь В аптеках Красноярска стремительно выросли цены на лекарства пользующиеся спросом

Определение общения (Андреева Г.М.)

1) Определение общения .

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов (Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.) : содержание, цель и средства . Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому . Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения ?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения . У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому . Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

2) Процесс общения (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения ,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу.

Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Определение общения (Андреева Г.М.)

3) Структура общения .

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.) .

Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.). Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

3 - а) Коммуникативная сторона общения . Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения . Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.). А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. "все должны говорить на одном языке". В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

3 - б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения . Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - "говорение" и "слушание" (Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М., 1991.) "Говорящий" сначала имеет определенный замысел относительно сообщения , потом он воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Определение общения (Андреева Г.М.)

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла (Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987) .включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор

ЧТО? (передается) - Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) - Канал

КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация.

Выделяют четыре группы невербальных средств общения :

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико - кинетические (это то, что человек "прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика)

Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика - это движение мышц лица.

Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения : - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения , причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт.

Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. (Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1979.)

3 - в) Интерактивная сторона общения .

Это характеристика тех компонентов общения , которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция (Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.). Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Определение общения (Андреева Г.М.)

Конкуренция - одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3 - г) Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

4) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

a) Организация совместной деятельности

b) Управление поведением и деятельностью

c) Контроль

2. Психологические функции общения

a) Функция обеспечения психологического комфорта личности

b) Удовлетворение потребности в общении

c) Функция самоутверждения

5) Уровни общения .

Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

6) Виды общения (Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. - М., Просвещение, 1994.). В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения )

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Определение общения (Андреева Г.М.)

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения , осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Список использованой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.

6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.