Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Исторические источники по истории античности. Глава I

Исторические источники по истории античности. Глава I


B распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридическиедокументы, письма, деловые документы и мн.

Др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. n.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

1. Источники по истории Крита иАхей- ской Греции Птысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются натри основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на КритеА. Эвансом в 1901 r., однако лишь в 1953 г. английский ученый M. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. B настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены в развалинах Кносса на Крите, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе, но более всего (свыше 90% всех текстов) обнаружено в архивах Кносса и Пилоса. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности. B них содержатся сведения о сдаче земли в аренду, о количестве голов скота, о выдаче продовольствия работникам и обслуживающему персоналу; нередко это списки рабов и рабынь, занятых в тех или иных службах дворца, списки ремесленников и перечень сырьевых материалов при них; списки подлежащих мобилизации воинов и матросов, а также описи конфискованного имущества. Таблички дают информацию о функционировании дворцового хозяйства, о взаимоотношениях между дворцом и низшими административными единицами, об управлении государстйом в целом, что позволяет представить основные черты управления и экономики ахейских царств второй половины II тысячелетия до н. э.

Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся наглиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Многочисленные помещения, сложная планировка дворцов, включающая роскошные апартаменты, приемные залы, храмовые комнаты, ремесленные мастерские, хозяйственные кладовые, огромное количество различных предметов повседневного быта и разнообразное оружие дают представление о насыщенной и напряженной жизни этих центров крупнейших монархий II тысячелетия до н.

Большой интерес представляет открытие укрупненных поселений конца III тысячелетия до н. э. в Лерне (в северном Пелопоннесе) и в Рафине (в Аттике), где обнаружено бронзолитейное производство. Bo второй половине II тысячелетия до н. э. вокруг дворцов в Микенах, Пилосе, Афинах, Фивах появляются посады, в которых проживают ремесленный люд и торговцы.

Примерами сельских поселений, где проживала основная масса ахейского населения, являются поселения, раскопанные в Кораку (около Коринфа), в Зигуриес (около Микен), и некрополь одного из сельских поселений в Аттике в Спарте. Здесь найдены остатки скромных жилищ, сложных по планировке общественных зданий, помещения мегаронного типа. Внушительные размеры отдельных зданий, находки большого количества керамики, включая расписную, а также бронзовых и золотых изделий говорят о процессе имущественного расслоения в среде сельского населения второй половины II тысячелетия до н. э.

Некоторая информация об истории ахейских и критских царств содержится в поздней греческой традиции. B поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX-VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. B поэмах верно отражено политическое положение в Греции накануне Троянской войны, в частности преобладание Микен, основные союзники и противники греков, сам ход Троянской войны и ее результаты. B поэмах Гомера передано много реалий ахейского времени: описание ряда бытовых предметов (например, кубка Нестора), типов оружия, устройства боевых колесниц, приемов боя и др.

B произведениях греческих авторов V- IV вв. до н. э. (Геродота, Фукидида, Аристотеля) и последующих столетий (Страбона, Плутарха, Павсания) сохранились отдельные смутные воспоминания о славном прошлом греков, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Довольно разнообразный, хотя и очень сложный для изучения материал об истории и культуре, обычаях и религии греков II тысячелетия до н. э. содержится в многочисленных сказаниях и мифах греков о богах и героях: о славном афинском герое Тезее, освободившем Афины от жестокой власти критского царя Миноса, о великом Гераюте, который прислуживал трусливому царюТи- ринфа Эврисфею, о плавании греческих героев во главе с Ясоном на корабле «Арго» к далеким берегам Колхиды и др. Тщательное критическое исследование содержания этих сказаний и мифов позволяет отделить реальные факты от вымысла и пополнить наши знания об истории Греции II тысячелетия до н. э.

Небольшое количество данных, главным образом о внешнеполитическом положении критских и ахейских царств, содержится в древневосточных памятниках. B частности, некоторые хеттские надписи XIV-XIII вв. до н. э. упоминают о союзе хеттов с государством Аххийява, расположенном в западной части Малой Азии. Некоторые египетские вещи середины II тысячелетия до н. э. (скарабеи, амулеты, бусы, найдена даже диоритовая статуэтка египтянина с надписью его имени Усер) обнаружены на Крите. Крит (Кефтиу) упоминается в некоторых надписях фараона Тутмоса III как равноправный союзник могущественного египетского царства.

2. Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII-IV вв. до н. э. резко возрастает. C особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру, - «Илиада» и «Одиссея». Эти произведения, считающиеся лучшими образцами эпического жанра мировой литературы, были составлены на основе многочисленных сказаний, легенд, песен, устных народных преданий, восходящих еще к ахейскому времени. Однако обработка и сведение этих разнородных частей в единое художественное произведение произошло в IX-VIII вв. до н. э. He исключено, что эта работа могла принадлежать какому-то гениальному сказителю, известному нам под именем Гомера. Поэмы долгое время передавались устно, но в VII-Vl вв. до н. э. были записаны, причем окончательная редакция и запись поэм была проведена в Афинах при тиране Писистрате в середине VI в. до н. э.

Каждая поэма состоит из 24 книг. Сюжетом «Илиады» является один из эпизодов десятого года Троянской войны, а именно ссора в стане греков между командующим греческим войском царем Микен Агамемноном и Ахиллом, предводителем одного из фессалийских племен. Ha этом фоне Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта.

B поэме «Одиссея» рассказывается о приключениях царя Итаки Одиссея, возвращавшегося после разрушения Трои на родную Итаку. Боги подвергают Одиссея многочисленным испытаниям: он попадает к свирепому циклопу, проводит корабль мимо чудовищ Сциллы и Харибды, спасается от людоедов лестригонов, отклоняет чары волшебницы Кирки, превращающей людей в свиней, и т. д. Гомер показывает своего героя в разных ситуациях мирной жизни, что позволяет ему дать характеристику самых различных ее сторон: хозяйственные занятия, быт царского дворца и поместья, взаимоотношения между власть имущими и бедняками, обычаи, частности повседневного быта. Однако чтобы использовать данные гомеровских поэм для воссоздания отраженной в них исторической действительности, требуется самый внимательный и кропотливый анализ. Ведь каждая из поэм - прежде всего художественное произведение, в котором поэтический вымысел и историческая правда перемешаны самым причудливым образом. Ктомуже поэмы создавались и редактировались в течение нескольких столетий, и потому в них отразились разные хронологические пласты: жизнь и обычаи ахейских царств, общественные отношения так называемого гомеровского времени (XI-IX вв. до н. э.) и, наконец, время составления поэм (IX- VIII вв. до н. э.).

Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII- VII вв. до н. э.). Емуже принадлежитдругая поэма - «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII-VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов - Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар. Они реалистично описывают тяжелую долю бедняков, острую ненависть демоса к аристократии, говорят об изгнаниях и конфискациях, о жалкой жизни скитальцев вдали от родного города.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. B отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобратьдействительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять.

Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. B свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. B трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикар- насса (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот родился в состоятельной семье, получил хорошее образование, принимал участие в политической борьбе в своем городе, был изгнан победившими противниками. Находясь в изгнании, Геродот много путешествовал, объездил почти все страны

Восточного Средиземноморья, включая Вавилонию и Египет, был он также в Великой Греции и в Причерноморье, например посетил Ольвию, где изучал историю и быт окружавших ее скифских племен. B зрелые юды Геродот жил в Афинах, был сторонником афинской демократии, дружил с ее вождем Периклом. Геродот был свидетелем блестящей эпохи греческой истории, эпохи быстрого экономического развития и культурного расцвета, наступившего после победы над огромной Персидской державой. Геродот стремился уяснить на конкретном материале, почему маленькая и слабая Греция смогла победить огромную и мощную Персидскую державу и почему в самой Греции Афины приобрели первостепенноезна- чение. По мнению Геродота, это не было случайностью. Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции.

Геродот обращает внимание ца отбор и критический анализ собранных сведений: он объезжает места и города, о которых пишет, выспрашивает знающих людей, пользуется имеющимися записями и архивами, он хорошо знает предшествующих ему авторов, в частности логографов. Изложение событий у Геродота строго фактическое, хотя он прибегает иногда к мифологическим и сомнительным сведениям, пытаясь их рационалистически объяснить. Современные археологическиеданные подтверждают подавляющее большинство сведений Геродота. Огромный фактический материал по истории всего Восточного Средиземноморья, попытка его критического анализа, продуманная авторская концепция, уважение к культурным достижениям всех народов (а не только греков), высокие литературные достоинства сделали произведение Геродота выдающимся трудом в греческой и мировой историографии, источником ценнейшей информации по истории Ближнего Востока и Греции VII - начала V в. до н. э.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида, сына Олора (около 460-400 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н. э.).

Фукидид получил прекрасное образование, занимал ответственные должности в Афинах, в том числе высшую военную должность стратега, т. e. хорошо знал механизм политических событий своего времени. Изгнанный из Афин за неудачное ведение войны в 424 г. до н. э., Фукидид поселился во Фракии и посвятил последние годы своей жизни работе над «Историей». Он имел достаточно средств и свободного времени, чтобы собрать и критически обработать огромный фактический материал по истории Пелопоннесской войны. Если Геродот иногда еще использовал некоторые легендарные сведения в своей истории, то Фукидид строго отбирает и тщательно проверяет факты, отбрасывая все сомнительные сведения. Критический метод работы с источниками стал выдающимся достижением античной историографии.

Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э. (сочинение осталось неоконченным). Однако Фукидид не ограничивается тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дает также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений разных групп населения и их столкновений, изменений в политическом строе.

Фукидид стал одним из первых греческих историков, который увидел в социальной борьбе важный фактор развития греческих полисов. Фукидид также с нео- бычайной силой показал, какие неисчислимые бедствия несет с собой война. Своей «Историей» он как бы призывал греков к мирному объединению, к отказу от такого разрушительного орудия, каким являются войны, подобные Пелопоннесской.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида-историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). Ксенофонт служил в наемниках у персидского царевича Кира, воевал в армии спартанцев, в том числе и против своего полиса, был изгнан из Афин и даже приговорен к смертной казни, жил долгое время в Пелопоннесе. B конце жизни он получил амнистию и был приглашен в Афины, но не воспользовался этим приглашением.

Опытный политик и военный, повидавший многое на своем веку, Ксенофонт оставил после себя много различных сочинений. B своей «Греческой истории» он продолжил труд Фукидида с событий 411 г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Однако в отличие от Фукидида Ксенофонт не проводил такого тщательного анализа своего материала, в его труде много пропусков, умолчаний, есть неточности. Ценность историческоготруда Ксенофонта в том, что он писал о своем времени, сам был участником многих событий и знал факты из первых рук, хотя Ксенофонту недостает критического чутья Фукидида, к тому же в своем труде он старается всячески восхвалять Спарту и ее политику.

Ксенофонт написал и другие произведения: несколько сочинений на экономические темы (трактаты «Экономика», «О доходах»), публицистический трактат «О государственном устройстве лакедемонян», «Киропедия» («Воспитание Кира»), Ксенофонт развивает консервативные взгляды, идеализирует спартанскую олигархию, а в «Воспитании Кира» пытается даже обосновать плодотворность монархических идей через образ идеального правителя, каким показан основатель Персидского государства Кир. Очень ценные сведения о жизни и быте восточных областей Малой Азии, об организации наемной армии содержатся в труде Ксенофонта «Анабасис» (буквально «Восхождение»), рассказывающем об отступлении греческого наемного контингента, в котором находился и сам Ксенофонт, из Северной Вавилонии к южному берегу Черного моря. Сохранился также трактат «Воспоминания», в котором Ксенофонт излагает содержание бесед философа Сократа со своими учениками.

Написанные на различные темы сочинения Ксенофонта содержат самую разнообразную и ценную информацию о многих сторонах жизни греческого общества конца V - первой половины IV в. до н. э. Из других греческих историков IV в. до н. э. следует назвать Эфора и Феопомпа, однако их произведения сохранились лишь в небольших отрывках.

Одним из самых ранних образцов политической публицистики с яростным обличением своих политических противников - афинских демократов и всего государственного строя афинской демократии - является трактат неизвестного афинского олигарха середины 20-х годов IV в. до н. э., который условно называется псевдоксено- фонтовой Афинской политией (трактат найден среди сочинений Ксенофонта, но ему не принадлежит).

Множество сведений разнообразного характера содержится вдошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. -Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина, Гиперида и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V - началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-e годы IV в. до н. э.). Ораторы составляли речи на разныетемы: политические обвинения или защита, разбор гражданских исков, дела о взяточничестве и казнокрадстве, о подкупах. Оратор в своих речах обвинял кого-то или вел защиту и в зависимости от этой задачи подбирал одни материалы и опускалдругие. Речи являются очень тенденциозными источниками, в которых подлинное положение вещей подвергнуто сознательному искажению, однако в речах содержится и большой материал самого различного характера: ораторы часто ссылаются на статьи законов, юридические постановления, цитируют статьи международных договоров, упоминают о наследствах и имуществах, о положении в обществе своих клиентов и множество других сведений. Ценность речей состоит в том, что они передают подлинную атмосферу непосредственной исторической действительности, являются живым документом эпохи.

B V-IV вв. до н. э. в Греции выходили различные произведения научного и философского характера, в которых нашла отражение многогранная жизнь греческих полисов. Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания, в которых нашли отражение как господствующие политические идеи, мировоззренческие концепции, научные представления, так и многие другие сведения об их времени.

Среди сочинений Платона (427-348 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. B них Платон, отталкиваясь от анализа социально-политических отношений середины IV в. до н. э., предлагает свой вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его мнению, началах.

Поражает своим многообразием творчество величайшего греческого мыслителя Аристотеля (384 -322). Ему принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества ГѴ в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства- «Политика», в которой он обобщил гигантский материал политической истории 158 различных греческих полисов, и специальный трактат о государственном устройстве Афин, одного из самых крупных греческих полисов с развитыми формами государственного управления, «Афинская полития». Тщательный критический анализ огромного фактического материала делает сочинения Аристотеля ценнейшим историческим источником.

Историческая действительность V-IV вв. до н. э. получила своеобразное отражение в произведениях художественной литературы, в трагедиях и комедиях, которые ставятся в театрах. Великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид (V в. до н. э.) брали сюжеты для своих трагедий из мифологических сказаний, но вкладывали в них идеи и представлейия своего времени, что делает их интересными источниками. Богатую информацию о внутреннем и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале ГѴ в. до н. э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (445-ок. 385 гг. до н. э.). Рисуя в комическом плане афинскую жизнь, Аристофан затрагивает вопросы войны и мира, благополучие богатых и нищету бедняков, казнокрадство должностных лиц, бездарных полководцев, тяжелое положение союзников. Данные Аристофана показывают афинскую жизнь как бы с оборотной стороны и служат хорошим дополнением к сведениям Фукидида о греческом обществе во время Пелопоннесской войны.

Греческая история архаического и классического времени стала объектом изучения ряда историков и писателей эллинистического и римского времени. Безусловно, при изучении событий отдаленного прошлого историки зависели от имевшихся в их распоряжении источников, от политических тенденций своего времени, и потому достоверность сведений, приводимых ими, весьма различна. Наибольшую ценность представляют произведения Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) «Историческая библиотека», в сохранившихся частях которой излагается греческая история с 481 (подготовка похода Ксеркса на Грецию) по 302 г. до н. э. (подготовка битвы при Ипсе), многочисленные произведения Плутарха (I в. н. э.), уроженца беотийского города Xepo- неи, особенно биографии знаменитых политических деятелей Греции (Тезея, Ликурга, Солона, Фемистокла, Перикла, Алкивиада, Кимона, Никия и др.), труд Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады».

B комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. n.), керамике, металлическихпластинках. Надписи были разные-от нескольких букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк.

Греки делали надписи довольно часто и по разным поводам: договоры с другими государствами, статьи законов, финансовые и другие отчеты, записи о расходах, продаже имущества, закладные, договоры об аренде, посвящения богам, строительные надписи, перечисление заслуг покойника и многое другое. Сам характер греческих надписей, таким образом, предполагает необычайно широкий объем самой разнообразной информации, знакомство с которой позволяет узнать о таких сторонах жизни, о которых молчат все другие источники. Надписи, как правило, современны упомянутым в них событиям, излагаютдостовер- ные факты, поскольку выставлялись для публичного обозрения.

Сведения, содержащиеся в надписях, кроме того, позволяют проверить данные, которые содержатся в трудах древнегреческих историков. Например, дошедшие до нас списки фороса, получаемого с афинских союзников, подтверждают широко известное положение Фукидида и других греческих авторов о жестокой эксплуатации союзников Афинами. Большая надпись о заключении II Афинского морского союза в 378 г. до н. э. подтверждает глубокое изменение характера отношений Афин и их союзников в IV в. до н. э.

Значение надписей как исторического источника еще и в том, что они найдены не только в Афинах, но и во многих других городах Греции, о которых авторы не сообщают никаких сведений. B настоящее время открыто свыше 200 тыс. надписей из всех уголков греческого мира. Они собраны, обработаны и изданы в виде многотомных собраний-корпусов. Наиболее полные собрания греческих надписей следующие: «Корпус греческих надписей», изданный А. Бёком и его учениками в 1825-1877 гг. (т. I-IV); «Надписи Греции», с 1878 г. изданы 15 томов. Надписи исторического содержания собраны английским эпиграфистом M. Тодом («Собрание греческих исторических надписей», 1946-1948. T. I-II).

Одними из древнейших греческих надписей являются дружественные договоры между пелопоннесскими городами Элидой и Гереей и между жителями двух небольших полисов в Элиде-анетян и метапийцев (VI в. до н. э.).

Большой интерес для историка представляют надписи законодательного характера. Так, надпись 409-408 гг. до н. э. из Афин содержала текст древнейшего афинского законодательства Драконта, восходящего к концу VII в. до н. э. Ha стенах одного из общественных зданий в критском городе Гортина обнаружен текст законов, который сохранился почти целиком и является одной из самых длинных греческих надписей (так называемая «Гортинская правда»). Примером пространных надписей, регулирующих отношения колонистов во вновь

выведенных колониях, может служить так называемая стела основателей греческой колонии Кирены об их взаимоотношениях с метрополией Ферой, надписи о разделе земель и наделении ими колонистов в двух локридских полисах (конец VI - начало V в. до н. э.).

Существует множество пространных надписей, регулирующихотношения между Афинами и их союзниками, например постановление афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-e годы V в. до н. э.) и города Халкиды (445 г. до н. э.). Весьма содержательными являются надписи о законодательно установленных взносах разных городов 1 Афинского морского союза с 454 по 425 г. до н. э. K концу IV в. до н. э. относится очень важная надпись из Херсонеса (совр. Севастополь), так называемая Херсонесская присяга о государственном устройстве Херсонеса.

Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных собраний являются каталоги Британского музея, атакже сводка всех кладов греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом в 1973 г.

Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. Ha территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876-1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий).

Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади -агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения -орудия труда, оружие, предметы повседневного быта.

Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других.

3. Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте.

Из исторических сочинений, дающих связное изложение событий эллинистической истории с определенной авторской концепцией, с проверкой фактов, насколько она была тогда возможна, наибольшее значение имеют труды Полибия и Диодора. Полибий (200-118 гг. до н. э.) является одним из выдающихся греческих историков. B молодости он занимался активной

политической деятельностью в Ахейском союзе, после разгрома Македонии при Пид- не в 168 г. до н. э. он в качестве заложника был переведен в Рим и прожил там до своей смерти. B Риме Полибий сблизился с рядом крупных политических деятелей, в частности со Сципионом Эмилианом, и был в курсе всех государственных дел Римской республики, т. e. всего Средиземноморья. Полибий много путешествовал. Он был в Египте, Малой Азии, Римской Африке, Испании, объехал все атлантическое побережье Африки и Испании. Полибий был хорошо информированным историком, имел доступ в государственные архивы, встречался со многими очевидцами исторических событий. B его сочинении подробно излагается история греческого и римского мира с 220 по 146 г. до н. э., содержатся ценные сведения о государственныхфинан- cax, военном деле, социально-политических столкновениях, об устройстве многих государств. Автор развил в своем труде продуманную теорию исторического развития в виде повторяющихся циклов, в которых происходит естественное и закономерное перерождение основных государственных форм (монархии в аристократию, аристократии в демократию).

B «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), состоящей из 40 книг, полностью сохранились книги I - V, XVIII-XX, в которых кроме истории классической Греции (V-IV вв. до н. э.) подробно описаны борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события раннеэллинистической истории (до 30 г. до н. э.). Диодор пользовался достоверными источниками, и его фактический материал представляет большую ценность. Наряду с событиями военно-политическими Диодор освещает также экономическое положение воюющих сторон, например Египта и Родоса, кратко сообщает о социальных столкновениях.

Богатейшие сведения самого разнообразного содержания приведены в «Географии» Страбона (64/63 г. до н. э. - 23/24 г.

н. э.). Труд Страбона -не столько география в общепринятом смысле, сколько энциклопедическое руководство для практических нужд государственного управления. Поэтому Страбон самым тщательным образом описывает не только географическое положение, клймат, природные ресурсы, но и особенности хозяйственной жизни каждой области, государственное устройство, наиболее знаменательные политические события, достопримечательности культуры. Большая часть объемистого труда Страбона (12 книг из 17) посвящена описанию греческого мира. B книгах Страбона довольно много сведений, относящихся к архаическому и классическому времени, но наибольшая информация дана как раз по эллинистическому периоду греческой истории.

Большую ценность для раннеэллинистической истории представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших греческих и римских политических деятелей III-I вв. до н. э. Всего Плутарх дает описание биографий 9 выдающихся греков, в том числе Александра и Пирра. Плутарх дает жизнеописание как эллинистических царей, так и политических деятелей разных греческих полисов. Биографии Плутарха составлены на основе многочисленных, тщательно подобранных источников, многие из которых не дошли до нашего времени, и содержат богатейший материал по политической истории, религии и культуре раннеэллинистической эпохи. B целом биографии эллинистических деятелей написаны Плутархом с большей тщательностью и точностью, чем биографии греков архаического и классического периодов.

Уникальным по богатству материала для воссоздания истории культуры Греции всех эпох, включая архаическую, классическую и эллинистическую, является сочинение Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады». Труд Павсания состоит из 10 книг, каждая из которых посвящена культуре наиболее богатых историческими памятниками областей Балканской Греции. Павсаний подробно описываетхрамы, святилища, архитектурные комплексы, остатки построек, статуи, картины, включает в эти описания сказания и мифы, связанные с теми или иными памятниками. Точность его данных подтверждается археологическими раскопками. Важны и приводимые им исторические справки о тех памятниках, которые он описывает (биографии лиц, которым поставлены статуи, исторические обстоятельства их установки).

Эллинистическая история была объектом постоянного внимания историков римского периода, причем особый интерес возбуждала история царствования Филиппа II и его прославленного сына Александра Македонского. Наиболее известны «История Филиппа» Помпея Трога (конец I в. до н. э.) в 44 книгах (сочинение сохранилось в сокращении Юстина, автора II-III вв. н. э.), «ИсторияАлександра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), «Анабасис Александра» Флавия Арриана (II в. н. э.). B этих произведениях подробно описаны подготовка, ход и результаты походов Александра Македонского, страны и области, через которые он проходил, его политика по отношению к завоеванным народам. B сочинении Помпея Трога кроме характеристики царствования Филиппа и Александра дана связная история большинстваэллинистиче- ских царств III--I вв. до н. э., причем последние источниковедческие изыскания подтверждают точность приводимых им фактов.

Аппиан, римский историк Il в. н. э., написал историю государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства. B центре повествования главным образом события позднеэллинистической истории II-I вв. до н. э., завоевание эллинистических государств Римом, причем преимущественное внимание уделено описанию военно-политической истории.

Ценными источниками по различным аспектам жизни эллинистических обществ являются произведения научной и художественной литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат, приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика», конец ГѴ в. до н. э.), итрактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до н. э.). Большой интерес вызывают работы ученика Аристотеля Феофраста (370-288 гг. до н. э.). B трактате «О растениях» дано подробнейшее описание различных растений, в том числе культурных: зерновых, виноградных лоз, масличных и плодовых деревьев. Трактат «Характеры» представляет собой интересное исследование социально-психологических типов людей и их поведения в зависимости от образа жизни, общественного положения и степени зажиточности (недоверчивый, болтливый, спесивый, надменный человек и т. n.).

Из произведений художественной литературы в качестве содержательного источника повседневной жизни и быта конца IV-III вв. до н. э. важны бытовые комедии афинского драматурга Менандра (342- 292 гг. до н. э.), сборник небольших стихотворений Феокрита (III в. до н. э.), посвященных прославлению простой тихой жизни, далекой от треволнений мира, получивший название «Идиллии».

Многочисленны эпиграфические, нумизматические, археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых различных надписей практически из всех областей греческого мира самого разнообразного содержания-от законодательных акгов до ученических упражнений. Кроме общих сводов надписей, размещенных по областям, таких, как «Надписи Греции», в виде отдельных томов издаются отдельные категории надписей. Так, изданы сборники юридических надписей под редакцией Дареста, Осуллье и Рейнака (в 1891 -1904 гг.), тексты договоров различ - ных государств под редакцией Г. Шмитта (в 1969 r.), кроме уже упомянутого сборника надписей исторического содержания под редакцией Тода, также сборник исторических надписей под редакцией Моретти (в 1967-1975 гг.) и ряд других публикаций. Изданы подборки надписей некоторых регионов, например сборник греческих и латинских надписей Северного Причерноморья, подготовленный B.B. Латышевым в 1885-1916 rr., т. I, 11, IV. Непрерывно пополняется нумизматический материал, насчитывающий до нескольких сотен тысяч различных монет. Сотни археологических экспедиций многих стран мира ведут интенсивные и плодотворные раскопки различных центров эллинистических обществ.

Разные категории источниковдополня- ют друг друга. Так, например, история Гре- ко-Бактрийского царства в значительной степени известна на основе нумизматических материалов и данных археологических раскопок. Открытие таких интересных и богатых городов, как Дура-Европос на Евфрате и Ай-Ханум в Северном Афганистане (древнее название этого города неизвестно), расширили наши сведения по истории градостроительства, военной фортификации, городскому быту и экономике, социальным и политическим отношениям, культуре Ce- левкидского государства, хотя свидетельств об этих городах в литературных источниках практически нет.

Новой категорией источников для изучения эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются многочисленные тексты на папирусах. K настоящему времени известно свыше 250 тыс. различных папирусных находок из

Египта, и их обработкой занимается особая научная дисциплина - папирология. Среди папирологических документов обнаружены целые исторические и художественные произведения, например трактат Аристотеля «Афинская полития»; историческое сочинение, описывающее греческую историю первой половины IV в. до н. э. (так называемый Оксиринхский историк), многие комедии Менандра, тексты Гомера и т. д. Содержание этого огромного собрания папирусов необычайно разнообразно: царские распоряжения, законы, литературные произведения, счета, хозяйственные договоры, брачные контракты, переписка, ученические упражнения, прошения, религиозные тексты, постановления различных собраний и т. д. Папирусы характеризуют внутреннюю жизнь птолемеевского Египта с такой полнотой, какой мы не имеем ни для одного эллинистического общества. B настоящее время египетские папирусы собраны и изданы многотомными сериями. Наиболее крупными являются многотомные собрания папирусов из Тебтюниса, Ок- сиринха, Гибелена, публикация архива Зенона и многие другие.

B целом многочисленные и разнообразные источники по истории различных периодов греческой истории позволяют показать основные направления развития древнегреческого общества - от начальных этапов формирования классового рабовладельческого общества и государства до завоевания греческих полисов и эллинистических государств Римом.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого-эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито-микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому-то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно-мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона, Солона из Афин, Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзии Архилоха и особенно в творчестве эолийских поэтов Алкея и Сапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлению истории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485-425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460-396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из-за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445-355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил (525-456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко-персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496-406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида (480-406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом был Платон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена, судебные речи Лисия, торжественное красноречие Исократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

II. Письменные источники 1. Греческие и латинские Agathias, Historiac, ed. Dindorf, HGM, II.Amianus Marcellinus, Res Gestae, J. C. Roife, ed. and trans., 3 vols. «Locb Classical Library» (Harvard University Press).Annales Bertiniani, см. Prodentius«Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber», Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).Anscarius, см.

Из книги Эпоха викингов автора Сойер Питер

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Письменные источники На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Письменные источники Аврелий Виктор. О цезарях / Пер. В. С. Соколова // Римские историки IV века. М., 1997.Аппиан. Римские войны / Пер. С. А. Жебелева и др. СПб., 1994.Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П.

Из книги Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов автора Горончаровский Владимир Анатольевич

Письменные источники Apoll. Sid. - Аполлинарий Сидоний. Письма / Пер. Н. Н. Трухиной // История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004.Арр. Bell.Civ. - Аппиан. Гражданские войны/ Пер. С. А. Жебелева // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.Арр. Iber. - Аппиан. Иберские войны / Пер. С. П.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Эламитские и вавилонские письменные источники Завоевав Элам и Вавилонию, Кир установил связь с гораздо более древней и сложной цивилизацией. Эти страны показали свою древность давним использованием письменных документов. В течение двадцати пяти веков в Вавилонии была

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Письменные источники древнейшей истории славян Ещё в 1993 году определен обязательный минимум вузовского Государственного образовательного стандарта по всем гуманитарным дисциплинам, включая и историю. На прочной основе школьных курсов студент первоначально должен

Из книги Языческая символика славянских архаических ритуалов автора Велецкая Наталья Николаевна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Битва у Варяжских столпов автора Серяков Михаил Леонидович

Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ На славянское происхождение руси указывают достаточно многочисленные источники, которые не связаны между собой. Уже создатель ПВЛ четко заявил: «а Словеньскыи языкъ и Роускыи одно ее». Понятно, что

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций К ним прежде всего относятся индийские эпосы «Веды», «Рамаяна», «Махабхарата», славянские источники, сочинения Платона «Тимей» и «Критий», священное писание индейцев киче народности майя

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,

Из книги Историческое краеведение автора Матюшин Геральд Николаевич

Глава 5. Письменные источники § 1. РукописиКраткие сведения о письменности. Письмо - средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Введение письма позволило хранить и накапливать коллективную память человечества. Язык

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. Это, прежде всего, письменные источники. От Крито-Микенской эпохи сохранились таблички, написанные слоговым письмом А (на Крите) и Б (в Балканской Греции). Слоговое письмо А еще не дешифровано, а слоговое письмо Б в 1953 году расшифровал английский ученый М. Вентрис. Эти таблички являются документами хозяйственной отчетности. Важным источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Каждая поэма состоит из 24 книг. В «Илиаде» Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев в ходе Троянской войны, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта. В поэме «Одиссея» Гомер дает характеристику хозяйственным занятиям, быту царского дворца и поместья, отношениям между властью имущими и бедняками, обычаям, частностям повседневного быта. Для эпохи архаики важными источниками являются поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Современные ученые с помощью их произведений стараются решать вопросы специфики социальной психологии архаического периода. В Греции возникает история как наука. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, дошедшие до нас полностью, фрагменты работ других историков дают целостную, хотя подчас и субъективную картину произошедших событий архаического и, главным образом, классического периодов. Большое значение имеют работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Они донесли до нас античную традицию, большая часть которой была утеряна. К письменным источникам относятся также речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов. В результате раскопок были найдены надписи на твердых материалах (камне, металле, керамике). Эти надписи посвящены разным аспектам общественной, религиозной и частной жизни греков. Работа с этой категорией источников требует особой профессиональной подготовки. Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. В Северном Причерноморье, входившем в состав Российского государства, вели раскопки отечественные археологи. В результате раскопок Г. Шлимана в Микенах в 70-х годах XIX века была открыта Микенская Греция. Раскопки А. Эванса в Кноссе на Крите в 1900 году привели к открытию Минойской цивилизации. Раскопки активно продолжались в течение всего XX века. Особенно значимыми были раскопки греческого ученого С. Маринатоса на острове Фера, которые открыли остатки древнейшего города на территории Европы, погибшего в результате извержения вулкана 3,5 тысяч лет назад.

1. История древней Греции как часть античной истории.

2. Источники по истории древней Греции.

3. Историография древней Греции.

Географические границы. Когда говорится огеографическихграницах Древней Греции, до­вольно часто их сопоставляют с границами современного государства Греции. Однако географические рамки Древней Греции значительно от­личаются от рубежей современной Греческой Республики. В древности не существовало единого государства под названием Древняя Греция, и территория Греции включала области, которые населяли греки, где были расположены их города, колонии или государственные образования. Древняя Греция не имела строго фиксированной территории, и в разные исторические времена границы ее владений менялись. Во II тыс. до н.э. под Древней Грециейпонимались территория острова Крит, Кикладского архипелага и Пелопоннеса. После великой греческой колонизации в VIII-VI вв. до н.э. территория, населенная греками, расширилась за счет мно­гочисленных колоний в Сицилии, Южной Италии (эти области получили название «Великая Греция»), а также колоний по берегам Черного моря.

После походов Александра Македонского на Восток и завоевания им обширных земель могущественной империи Ахеменидов возникли элли­нистические государства приемников Александра Македонского, которые также рассматриваются как новые территории древнегреческого мира. Таким образом, в конце IV-II вв. до н.э. под Древней Грецией стали по­нимать обширную географическую зону, простирающуюся от Сицилии на западе до Индии на востоке, от берегов Аральского моря на севере до эллинистического Египта на юге. С падением эллинистических госу­дарств, их завоеванием Парфянским государством на востоке и Римской республикой на западе, территория Древней Греции стала сокращаться, а в I в. до н.э. она была включена в состав Римской державы на западе и частично Парфянской державы на востоке.

Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря.

Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньшая роль торговли, более медленное социальное развитие, поэтому общество более традиционно.

Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – хорошо плодоносят. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки для морской торговли (Египет, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево), что способствовало развитию ремесел.

Хронологические рамки. Греция была заселена людьми с глубокой древности (VII тыс. до н.э). История Древней Греции изучает основы и генезис первичной государственности, становление и развитие эффективной экономики, социальных групп иклассов, которые выделились из единой родовой массы. Впервые эти признаки цивилизации появились во второйполовине III тыс. до н.э. на острове Крит и отдельных территориях Пелопоннеса. С этой датой связывается начало собственно истории цивилизации Греции, да и не только ее, но и всей Европы. Распространившись на обширных территориях, греческая цивилизация прошла длительный путь развития. Концом самостоятель­ной истории древнегреческой государственности считается падение по­следних эллинистических царств и завоевание их на востоке Парфией и на западе Римом. Завоевание Римом последнего эллинистического госу­дарства - птолемеевского Египта (во времена правления Клеопатры VII)- в 30-е г. до н.э. положило конец самостоятельной древнегреческой цивилизации. Именно этими событиями и завершается курс «Истории Древ­ней Греции». С этого времени история древнегреческих городов и госу­дарственных образований изучается как составная часть курса «История древнего Рима».

Периодизация древнегреческой истории. В целом история Древней Греции делится на три больших этапа:

I этап: раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э.

2 этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры. Хронологические рамки этого этапа соответствуют XI-IV вв. до н.э.

3 этап: завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Временной отрезок, который занимает этот этап, соответствует 338 г. до н.э. - 30 г. до н.э.

В целом, становление древнегреческого общества началось с разло­жения родовых учреждений первобытного общества. На смену старым нормам поведения и мышления приходят новые формы взаимодействия между людьми как свободными гражданами. Родовой коллектив разделя­ется на различные социальные группы; развивается рациональное И эко­номически эффективное хозяйство, которое обеспечивает достаточно по­стоянный прибавочный продукт; складывается институт государственно­сти, регулирующий социальные связи и условия для преобразования мен­талитета первобытных людей в сторону рационального мышления; фор­мируются новые моральные и нравственные принципы поведения людей.



Процесс становления первых цивилизаций проходил параллельно на Крите и Балканской Греции. В научной литературеодин путь развития называется критским, а другой - ахейским.

Каждый из приведенных этапов, в свою очередь, делится на перио­ды. Для истории Крита, а соответственно и критского пути развития, выделяетсятри минойских периода:раннеминойский (ХХХ-ХХШ вв. до н.э.), среднеминойский или период «старых дворцов» (XXII-XVIIIвв. до н.э.), позднеминойскийили период «новых дворов» (XVII -XIIвв. до н.э.).

История материковой, или ахейской, Греции также делится на три периода, которые называются элладскими: раннеэлладский (ХХХ-ХХ1 вв. до н.э.), среднеэлладский (XX-XVII вв. до н.э.), позднеэлладский, или микенский (XVI-ХII вв. до н.э).

XII век в истории Ахейской Грецииознаменовался дорийским нашествием, которое привело к гибели классового общества ахейских госу­дарств. На территории Греции, включая и Крит, вновь к XI в. до н.э. уста­навливаются первобытнообщинные отношения, и греческое общество вновь находится на стадии разложения родоплеменных отношений.

Второй этапв истории Древней Греции носит название полисного этапа. Он также делится на три периода: предполисный, или гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII VI вв. до н.э.) и собственно полис­ный (V -IV вв. до н.э.).

Третий, эллинистический, этап в истории Древней Греции включает в себя три периода: восточные походы А. Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е г. IV в. до н.э. - 80-е г. III в. до н.э.); расцвет эллинистических (греко-восточных) обществ и государств (80-е г. III в. до н.э. - середина II в. до н.э.); кризис эллинистической системы государственности (сер. II в. до н.э. - 30-е годы I в. до н.э.).

Источники по истории Др. Греции.

Геродот и его "История". Цель труда Геродота заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности » (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан ».

Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить. «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

Тенденциозность Геродота. Проафинская ориентация, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства.

"История" Фукидида как исторический источник .

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно (456-396). Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (… не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции с начала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны. В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже с ним. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Причину войны Фукидид видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Использует отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты.

План: 1. Понятие «Античность» 1. Понятие «Античность» 2. Классификация источников изучения истории Древней Греции 2. Классификация источников изучения истории Древней Греции 3. Миф как один из элементов изучения истории Древней Греции: 3. Миф как один из элементов изучения истории Древней Греции:


1. Понятие «Античность» Понятие об античности. Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно- исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем. существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Понятие об античности. Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно- исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем. существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.


Классификация источников изучения истории Древней Греции письменные источники изучения истории Древней Греции; письменные источники изучения истории Древней Греции; памятники материальной культуры; памятники материальной культуры; материалы этнографических наблюдений. материалы этнографических наблюдений.


Письменные источники: Критское письмо́ Критское письмо́ Гомер «Илиада» и «Одиссей» Гомер «Илиада» и «Одиссей» Поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов. Речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов.


КРИТСКОЕ ПИСЬМО (крито- микенское письмо) - древние виды письма (3-2- е тыс. до н. э.), обнаруженные на о. Крит и в материковой Греции. Выделяют три этапа развития: иероглифическое, линей ное письмо А и линейное письмо Б (расшифровано только Б; использовалось для архаического греческого языка).На основе критского письма возникло кипрское письмо. КРИТСКОЕ ПИСЬМО (крито- микенское письмо) - древние виды письма (3-2- е тыс. до н. э.), обнаруженные на о. Крит и в материковой Греции. Выделяют три этапа развития: иероглифическое, линей ное письмо А и линейное письмо Б (расшифровано только Б; использовалось для архаического греческого языка).На основе критского письма возникло кипрское письмо.ПИСЬМОкрито- микенское письмо Критлиней ное письмо линейное письмо кипрское письмо ПИСЬМОкрито- микенское письмо Критлиней ное письмо линейное письмо кипрское письмо









Памятники материальной культуры Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция).


Парфенон Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, годы до нашей эры, Афины Храм Деметры Храм Деметры, строители неизвестны, VI век до н.э. Олимпия


Эрехтейон Эрехтейон, строители неизвестны, годы до нашей эры, Афины Храм Ники Аптерос Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, годы до нашей эры, Афины



Олимп Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов- олимпийцев, победивших титанов. Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов- олимпийцев, победивших титанов.Зевса Гефестоморыбогов- олимпийцев титанов Зевса Гефестоморыбогов- олимпийцев титанов