Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Африки урок географии в 11. Состав, политическая карта, население африки

Африки урок географии в 11. Состав, политическая карта, население африки

Конспект урока географии в 11 классе по теме

«Хозяйство стран Африки»

Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции – сформировать представление о особенностях хозяйства стран Африки, положении региона в мировом хозяйстве.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативной компетенции – владеть основными приемами устной речи, высказывать свои суждения, давать развернутые и короткие ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Развивать информационную компетенцию – продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации (схемами, картами, атласами, материалами из Интернета)

Развивать рефлексивную компетенцию – умение анализировать свою учебную деятельность, оценивать результативность деятельности членов группы.

Воспитательные : воспитывать качества толерантной личности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, атласы, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

Ход урока

    Вводно-мотивационный этап

Мы продолжаем с вами изучение Африки. Откройте учебник на стр. 274 (план-схема темы 8). Что мы уже изучили? О чем пойдет речь сегодня?

(слайд 1, 2, 3 - Задачи урока).

Сегодня мы познакомимся с основными чертами отраслевой и территориальной структуры хозяйства Африки. Мы продолжим учиться слушать лекцию, конспектировать, работать с картой.

В конце урока – небольшой тест, который поможет вам оценить эффективность вашей работы на уроке.

    Повторение: Слайд 4 - 8

1.Верны ли следующие утверждения?

    Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине 20 века.

    Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

    Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

    Средняя плотность населения в Африке 15 человек на 1 кв.км.

2.Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн. кв. км и омывается Красным морем?

А) Ливия б) Эритрея в) Мавритания г) Судан

Выберите королевство с правильно указанной столицей:

А) Лесото – Каир

Б) Кения – Найроби

В) Марокко – Рабат

Г) Свазиленд - Претория

3.Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:

А) Алжир, ЮАР б) Судан, Конго в) Кения, Камерун г) Нигерия, Египет

4. Определите страну:

1. С юга омывается водами залива, с севера водами реки. Страна входит в десятку крупнейших стран по численности населения. Это страна – район непрекращающихся межэтнических конфликтов. Основным видом минерального сырья является нефть, выращивают масличную пальму, какао, гевею, арахис.

А) Судан б) Танзания в) Нигерия г) ЮАР

2. Преобладает арабское население, развито производство фосфорных удобрений, выращивают цитрусовые, столица не является самым большим городом страны.

А) Марокко б) Египет в) Ливия г) Алжир

    Изучение нового материала.

    Лекция учителя.

Африка – наименее экономически развитая часть света.

Африка имеет самую низкую в мире долю продукции обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения, наиболее отсталую структуру хозяйства. Более ½ активного населения занято в аграрном секторе.

Место Африки в современном мире – слайды 9 - 15

Как вы думаете, в чем причина отсталости экономики Африки? (в ее колониальном прошлом).

Слайд – 16. Среди 54 стран Африки наиболее устойчивое положение в МГРТ имеют всего 9 стран. Особое место в экономике Африке занимает ЮАР. На эту страну приходится всего 4% территории, 6% населения. Но здесь производится 30% ВВП Африки, 40% продукции обрабатывающей промышленности, 60% электроэнергии, 85% стали, содержится 30% автомобильного парка континента.

Слайд 17. Кроме ЮАР сравнительно прочные позиции в МГРТ занимают Марокко, Тунис, Египет, Либерия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон. Как вы думаете, по каким показателям? (нефтедобывающие страны с развитой нефтепереработкой и нефтехимией).

    Работа по учебнику – стр. 279 – выписать в тетрадь отличительные черты колониальной структуры хозяйства.

Найдите по учебнику определение монокультуры и запишите в тетрадь.

Место Африки в мировом хозяйстве определяется главным образом двумя группами отраслей: горнодобывающая промышленность и тропическое и субтропическое земледелие. – Анализ таблицы 8 на стр. 280 учебника – Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности и с/х мира.

Горнодобывающая промышленность – слайд 18

В наши дни по добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит важное место в мире. Основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок. Значит – именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в МГРТ.

Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. До конца 19 века она находилась на уровне всего 20-50 т. в год, но в начале 20 века повысилась до 200-300 т. В настоящее время

Африка – мировой лидер по добыче алмазов. Слайд 19.

Сообщение ученика об истории открытия алмазов в Африке.

Добыча алмазов – сложный и трудоемкий процесс, требующий значительных финансовых вложений. С момента начала поисков месторождения до его открытия проходит не один год, а иногда и целое десятилетие.

Слайд 20. Первые залежи нефти и газа в Африке открыты в конце 19 – начале 20 веков. 60% всех выявленных месторождений приходится на Северную Африку. Нефть и газ добывают в Египте, Ливии, Алжире, Тунисе, Нигерии, Камеруне, Габоне, Анголе, Заире (Гвинейский залив). Месторождения гиганты: нефтяные – Хасси-Месауд, Зельтен, Джалу, Серир (с запасами свыше 500 млн. т каждое), и газовое – Хасси-Рмель.

Слайд 21. Африка занимает лидирующее положение в добыче урана с 1980г. Совокупная добыча урана в Южной Африке, Намибии и Нигерии составляет третью часть мирового объема.

Среди обрабатывающих отраслей набольшее развитие получили пищевая, легкая, цветная металлургия, химическая промышленность.

Практическая работа: используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 1. Приложения.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство Африки отличается низкими, неустойчивыми темпами развития, резким преобладанием растениеводства, особой ролью экспортных культур. В некоторых странах (Чад, Мали, ЦАР) в нем занято до 90% населения. При этом земледелие многих стран носит монокультурный характер, связанный со специализацией практически на единственной культуре.

Слайд 22. Оценка монокультурного хозяйства не может быть однозначно отрицательной или положительной. С одной стороны, монокультура поставила экономику целых стран в зависимость от конъюнктуры мировых цен, лишила многие из них плодородных земель, привела к истощению почвы. Но с другой стороны, монокультура обеспечивает значительные доходы, причем в твердой валюте. Она связывает страны с мировым рынком.

Обращаемся к таблице 8 на стр. 280 учебника. По производству каких с/х культур Африка занимает лидирующее положение в мире? (какао-бобы, маниока, сизаль, арахис, пальмовые орехи).

Названия некоторых растений Африки для нас необычны, экзотичны. Не все из вас имеют представление о них, поэтому я предлагаю вам послушать небольшую информацию о некоторых из них. Сообщение ученика - (иланг-иланг, сизаль, арахис, сорго, маниок) – Слайд 22-26

Дерево какао обрело в Африке вторую родину. На производстве какао-бобов специализируются Кот-д Дивуар, Гана, Нигерия, Камерун 91,3,5, 6 места в мире). Какао изображено на гербе Ганы (60-70 % всего экспорта).

Масличная пальма – типичная культура Западной Африки. Плоды пальмы содержат 65-70% масла. Она изображена на гербе Бенина.

Слайд 27 . Животноводство по отношению к земледелию носит подчинительный характер. Эта отрасль отличается преобладанием экстенсивных форм производства, малой продуктивностью вследствие низкой породистости и неудовлетворительного содержания скота, низкой товарностью. В результате, занимая ведущее место в мире по поголовью скота, страны Африки не в состоянии обеспечить население мясо-молочными продуктами.

Практическая работа : используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 2. Приложения.

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить небольшой тест.

    Итог урока.

Обсуждение вопросов, поставленных перед изучением нового материала.

4 Рефлексия.

Учащиеся заполняют карточки с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Я сегодня понял, что…

    Я научился …

    Мне было трудно…

    Доволен ли ты своей работой?

Приложение

Слушая лекцию и используя атлас для 10 класса (стр.), заполните таблицы:

Таблица 1

Виды сырья и топлива

Главные страны -производители

Марганец

Фосфориты

Природный газ

Железная руда

Таблица 2 . Впишите в 1 столбец таблицы страны- производители

Природная зона

Экспортные культуры

Потребительские культуры

Субтропики

Цитрусовые, оливки

Сорго, кукуруза, маниок

Полупустыни и пустыни

пряности

Саванны и редколесья

Влажные экваториальные леса

Масличные культуры

Какао-бобы

ТЕСТ

    Большинство африканских государств относится к странам:

    С многоотраслевой экономикой

    Монокультуры

    Выделите отрасль, являющуюся главной в большинстве стан Африки:

    Машиностроение 2) черная металлургия 3) сельское хозяйство

4)легкая промышленность

3. Найдите ошибку в перечне стран Африки, специализирующихся на экспорте руд и концентратов металлов:

1) Замбия 2) Египет 3) Либерия 4) Гвинея

4. Главными экспортными с/х культурами Тропической Африки являются:

1) пшеница 2) сизаль 3) арахис 4) кофе 5) какао 6) просо

5. Какая из указанных отраслей определяет лицо ЮАР в МГРТ?

1) нефтяная промышленность 2) цветная металлургия

3) химическая промышленность

Рефлексия

Пожалуйста выполни задание «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Я сегодня понял, что…

    Я научился …

    Мне было трудно…

    Доволен ли ты своей работой?

    За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников?


Урок №11 ___________________

Тема урока: Общая характеристика Африки

Цель урока: обучающая –

    изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

    выяснить историю развития стран Африки,

    оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

    составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения иуровень развития Африканского континента ;

развивающая

    развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

    отрабатывать умение решать проблемные задачи,

    формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

    способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).

Оборудование: политическая карта мира, атлас, карта минеральных ресурсов, видеоролик, презентация, компьютер, проектор, экран

Ход урока.

    Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Не знаешь – узнай,

Ты сможешь – дерзай,

Не бойся тропы отвесной!

Пробуй,

Ищи,

свершай,

достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней!

II . Актуализация знаний и определение темы урока.

СЛАЙД 1

Учитель: мы уже изучили 2 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию и Австралию)

Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены три региона.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент. И вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр видеофрагмента) (предполагаемый ответ: мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: общая характеристика Африки).

СЛАЙД 2

Итак, запишем в тетради тему урока: «Общая характеристика Африки» (запись темы на доске и в тетради).

Что вам известно из 7 класса об Африке? (произвольные ответы учащихся)

Учитель: вспомните 10 центров мирового хозяйства (Тема 4 П.3 в учебниках по ФГОС- страница 115)

Ответ уч-ся: Зарубежная Европа, Северная Америка, СНГ, Япония, Китай, Индия, Мексика, Бразилия, страны Персидского залива, страны НИС (перечисляют)

СЛАЙД 3

Есть ли такой центр в Африке?

- Учитель: итак, в Африке нет ни одного центра мирового хозяйства. Какой напрашивается вывод?

предполагаемый ответ учащихся - вывод: в Африке нет развитых стран или центров, значит все страны Африки (кроме ЮАР) развивающиеся. По всем показателям Африка заметно отстаёт от других крупных регионов и это отставание даже возрастает.

моделирование проблемной ситуации.

Учитель : обозначьте проблему, которая напрашивается из вывода (ответы учащихся)

Проблемный вопрос: почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира?

Африка - это самый отсталый регион и по настоящее время. Попробуем найти причины отставания.

Учитель : чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона, то есть, что мы должны выяснить о регионе Африка? (корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала)

СЛАЙД 4

    Природно-ресурсный потенциал

    Население

    История региона.

Исходя из плана, сформулируйте цели и задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 5 (фон)

Цифры вывешиваются на доске

1.Общие черты

1) регион Африка и материк Африка + прилегающие острова – по площади занимает 1 место (30,3 млн.км 2 , для сравнения Азия 27,7 млн.км 2 , Европа – 5,4 млн. км 2) и 2 место по численности населения (1млрд. человек в 2010г, после Азии 4,1 млрд.чел).

Задание у доски для 2 человек: определить протяженность Африки с помощью градусной сетки в километрах. Ответ: протяжённость: с-ю примерно 8 тыс. км, з-в примерно 7,5 тыс.км

2) По каким критериям эти страны могут различаться между собой

(предполагаемый ответ: по площади, по численности и т.д.).

Задание: посмотрите в учебнике визитную карточку» стран и определите в Африке:

1 вариант; 3 самые большие страны по площади (ответ: Алжир, ДР Конго, Судан)

2 вариант: 3 самые большие страны по численности (ответ: Нигерия, Египет, Эфиопия)

Дополнительно: Алжир и ДР Конго входят в 10 стран – лидеров по площади

А площадь Египта, ЮАР, Алжира, Эфиопии в 2,5 раза больше S Франции (самого большого европейского государства)

2) Общее количество государств в Африке (информация у каждого на парте)

– 55 суверенных (с островами) государств,

10 владений (или зависимых территорий):

О. Св.Елены, Вознесения и Тристан – де - Кунья (Великобритания)

Британская Территория в Индийском Океане (архипелаг Чагос, метрополия Британия)

Майотта (Франция) - Реюньон (Франция) - острова Эпарсе (Франция)

Французские Южные Территории (Франция)

Сеута и Мелилья (анклавы в Марокко, метрополия Испания)

Канарские острова (Испания) - Мадейра (Португалия) - Азорские острова (Португалия)

3 самопровозглашенных непризнанных государства на месте государства Сомали: в северной части Сомалиленд, в восточной части – Паунтленд, в центральной части - Галмудуг

3) Характеристика ЭГП и ПГП Африки.

Б) Главные черты ЭГП (работа с планом описания).

Учитель: перед вами план характеристики ЭГП. Подумайте, какими чертами характеризуется ЭГП Африки (ответы учащихся).

Учитель: Выслушивая мнения учеников, конкретизирует ответы

СЛАЙД 6

1) Близость к Зарубежным Европе и Азии.

2) Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (через Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции.

5) Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

6) страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега , удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры)

7) особенности государственные границы (по ДТ- 1 стр. 298) – условны.

40% границ – не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами

8) Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

СЛАЙД 7

Учитель выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся : в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

В) ПГП: работа с визитной карточкой учебника: все государства Р, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

РАЗВЕСИТЬ КАРТОЧКИ (запись в тетради расшифровок)

АфБР - Африканский банк развития

ВАС – Восточно-африканское сообщество

ЭКОЗАГ – экономическое сообщество западно-африканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ – организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году) , оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

4. Природные условия и ресурсы (составление таблицы и самостоятельная работа детей).

1 пара – изучает минеральные ресурсы (работа с текстом стр. 287, приложение таблица 3, 4, 5 стр.403, дополнительный текст 2 стр.298)

2 пара – земельные ресурсы (работа с текстом стр.287, таблица 6 стр.404, атлас)

3 пара – агроклиматические ресурсы (работа с текстом стр.287)

4 пара – лесные ресурсы (работа с текстом стр.287, приложение таблица 8 стр.405)

5 пара – гидроэнергетические ресурсы (работа с текстом, приложение таблица 7, дополнительный текст 3 стр.298).

6 пара – водные ресурсы

7 пара – рекреационный ресурсы

Предполагаемые ответы.

Минеральные ресурсы. Африка занимает 1 место по запасам марганцевых, хромитовых, алюминиевых руд, золота, серебра, платины и фосфоритов.

Всё сырьё добывается почти открытым способом. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки - это ЮАР. В ней есть все полезные ископаемые, за искл. нефти, природного газа, бокситов. Особенно велики запасы платины, золота, алмазов

Первый алмаз в Южной Африке был найден в 1869г. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию которого коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое – не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2г или 1 карату, на каждые 3т кимберлитов.

Земельные ресурсы – на 1 человека в Африке больше, чем в ю-в Азии, но обрабатывается всего 1/5 площади. Земли быстро деградирует.

1/3 – всей засушливой земли ми в Африке

2/5 земли подвергается опустыниванию.

Агроклиматические ресурсы.

Ресурсов тепла в изобилии, известно, что Африка – самый жаркий материк, т.к. пересекается экватором и тропиками, и расположена в основном в экваториальных и тропических широтах.

Водных ресурсов недостаточно во всех широтах, кроме экваториальных, Крупные реки Конго, Нил и др. размещены неравномерно по территории. Искусственное орошение составляет 4-5% земель. В экваториальном поясе наоборот избыток увлажнения.

Река Конго богата гидроэнергией. Её падение – 275 метров, в нижнем течении 32 водопада. Здесь можно построить ГЭС мощностью 80млн. кВт = мощности всех ГЭС США.

Лесные ресурсы

По площади лесов уступает Африка Латинской Америке, но показатель лесистости ещё ниже.

Рекреационными ресурсами обеспечена: пирамиды, национальные парки, природа

Вывод : природные ресурсы есть, но размещены неравномерно по территории материка.

3. Население Африки (работа со статистическим материалом)

СЛАЙД 8

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу: изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Состав населения

3 ряд Размещение населения

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

    группа.

СЛАЙД 9

Численность населения на 2010г 1 млрд.чел. Воспроизводство населения характеризуется следующими чертами.

Рождаемость очень высокая (Нигер, Чад, Ангола, Сомали, Мали с Р=45-50 чел/на 1000 жителей); Кения 42 чел/на 1000 жителей

Лозунг: «Не иметь денег – беда,

Но не иметь детей – значит быть бедняком вдвойне».

Смертность и заболеваемость высокие, низкая продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин -56 года, у мужчин -54 год,

ЕП (стр 63, карта) 37-15=22 – высокий не смотря на высокую смертность. Страны – 2 типа воспроизводства

СЛАЙД 10

Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

СЛАЙД 11

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км 2 , это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км 2 , а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте на стр.77, крупные агломерации (стр.76)

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Вывод: с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы(экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населении, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».

Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.

СЛАЙД 12

Учитель: Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

3) Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)

Предполагаемое сообщение: исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной – они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

В чем особенность развития страны – колонии?

Мы изучили все пункты нашего плана (показать план), и теперь вспомните, какую проблему мы обозначили в начале урока. Объясните, какая же главная причина отсталости региона?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы?

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы намеченной цели?

IV . Задание на дом

СЛАЙД 13.

Тема 8 П.1 стр. 286-290 до хозяйства.

Зад 2 стр. 300

по желанию: составить кроссворд

V . Закрепление изученного материала.

Выполнение тестовых заданий (7 вопросов), предлагаемых на экране в виде слайдов

СЛАЙД 14-20

VI . Этап подведения итогов занятия

Учитель: скажите, помог ли вам сегодняшний урок приобрести новые знания, вспомнить знания, полученные в 7 классе? (ответы учащихся)

VII . Этап рефлексии.

Можете ли высказать, что на каком-то этапе вы летали? Или может быть, наоборот, чувствовали себя неуверенно?

За часом час уходит прочь,

Мелькает свет и тень.

Звезда над речкой – значит, ночь.

А солнце – значит, день.

Тема урока: Общая характеристика Африки. Учитель географии высшей квалификационной категории.

Цель урока:

обучающая –

    изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

    выяснить историю развития стран Африки,

    оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

    составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения и уровень развития Африканского континента;

развивающая

    развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

    отрабатывать умение решать проблемные задачи,

    формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

    способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).

Оборудование: политическая карта мира, атлас, политическая карта Африки, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

    Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

II. Актуализация знаний и определение темы урока.

Учитель: мы уже изучили 4 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Северную Америку, Латинскую Америку.)

Учитель:

Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены 2 региона.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, и вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр фрагмента)

Учитель:

1.Это регион, расположен к югу от Средиземного и Красного морей. С уникальной по красоте природой и уникальными видами животных.

2. По просторам региона протекает одна из величайших рек в мире. Даже сегодня, во время технического прогресса, она поражает своей красотой и величием.

3. Заснеженные вершины вулканов сияют своим великолепием прямо перед экватором.

4. Регион считают местом появления человека, здесь же нашли остатки по предположениям первого человека.

5. Центр работорговли и колониальной зависимости XV-XIX веков.

6. По сей день является самым отсталым регионом мира?

(мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: Общая характеристика Африки).

Итак, запишем в карте урока тему: «Общая характеристика Африки» (запись темы.)

III .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 23, 24. Р/Т стр. все задания.

Дополнительное задание по желанию. Составить кроссворд по теме урока.

VI .ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

План урока.

1.ЭГПи ПГП Африки.

2.Природно-ресурсный потенциал региона.

3.Население.

4.Хозяйство региона - изучить самостоятельно

Учитель: Исходя из плана урока сформулируйте цели и задачи урока.

Цель: изучить экономико-географические особенности африканского региона.

Задачи:

1. Ознакомиться с особенностями ЭГП и ПГП Африки.

2. Дать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.

3. Изучение населения и хозяйства региона.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Задание№1.

Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника § 23, карты атласа.

Площадь материка- S =_____________________________;

Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________

__________________________________________________________________

На территории региона____________________государств;

Монархии: 1. ________________________________________;

2.________________________________________;

3._________________________________________;

Остальные государства республики(какие?) _________________________.

По форме территориального устройства:

Унитарные государства-большинство.

Федеративные:

1._______________________________________;

2._______________________________________ ;

3.________________________________________;

4_________________________________________;

Задание №2 Карта урока.

Особенности ЭГП Африки . Учитель организует работу в парах.

Используя план, текст учебника § 23 и географические карты атласа, дайте оценку географического положения Африки. Ответы запишите в таблицу.

План:

1.Положение по отношению к соседним регионам.

2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

5.Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Особенности ЭГП

Оценка для развития экономики

5.Вывод:

Дополнения учителя

Страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега, удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры) Чад, Замбия, Ботсвана и тд.

Особенности государственных границ - условны.

40% границ - не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами.

Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

Учитель: выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся : в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Дополнение учителя.

В) ПГП: все государства Республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

Дополнительная информация в карте урока

АфБР - Африканский банк развития

ВАС - Восточноафриканское сообщество.

ЭКОЗАГ - экономическое сообщество западноафриканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ - организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

2.Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Учитель: Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайды):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов.

Работу выполним в карте урока.

Задание №3

Используя карты атласа, проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.

Страны, бедные минеральным сырьем.

Какими ещё ресурсами богата Африка? Перечислите.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Вам на работу 3 минуты.

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона.

Объяснение учителя:

Э тнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2,это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте «Население» , крупные агломерации

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Вывод : с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы (экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населению, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».

Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.

Подведем итог : О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Задание №4 Закрепление.

Вставьте вместо многоточий слова характеризующие особенности населения Африки.

Для населения Африки характерны:

Самые ……. …………………показатели и темпы воспроизводства,

Самая …………………..........доля детей,

Самый ……………………… этнический состав,

Самый ……………………… уровень урбанизации,

Самые …………………………темпы урбанизации,

Самый ……………………… уровень грамотности и продолжительности жизни в сравнении с другими регионами мира.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке.

Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

Итог урока: -Какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока?

Как вы считаете мы их выполнили?

Рефлексия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)

Исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной - они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

Субрегионы

Африки

Урок географии в 11-ом классе.

МОУ СОШ №5 города Светлого Калининградской области



ЭГП Африки

  • Площадь 30,3 млн. км²
  • Протяжённость с севера на юг 8 тыс. км.
  • Протяжённость с запада на восток 7,5 тыс. км.
  • 53 страны
  • 15 государств не имеют выход к морям.
  • Марокко, Свазиленд, Лесото – монархии
  • ЮАР, Нигерия, Эфиопия, Каморские о-ва федеративные республики.

Минеральные ресурсы

4/5 мировых запасов хромитов

2/3 мировых запасов фосфоритов

3/5 мировых запасов титана

2/5 мировых запасов марганца

1/3 мировых запасов урана, меди, кобальта


Субрегионы

Африки

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка


Северная Африка

  • Страны Северной Африки относятся к наиболее развитым в экономическом отношении государствам материка.
  • Основу их хозяйства составляет промышленность.


Западная Африка

  • К субрегиону Западная Африка относят более двух десятков стран, выходящих к побережью Гвинейского залива и расположенных в западной, южной и центральной частях пустыни Сахара.
  • Западная Африка - одна из самых контрастных и нестабильных территорий в мире. Причина этого кроется в особенностях исторического развития, социально-экономических и культурных противоречиях, а также в значительной политической и этнической раздробленности.
  • В экономике стран субрегиона ведущая роль принадлежит сельскому плантационному хозяйству и горнодобывающей промышленности

Монокультурность сельского хозяйства Западной Африки .

  • Гана, Кот-д"Ивуар и Нигерия специализируются на выращивании какао-бобов ,
  • Сенегал, Нигерия и Гамбия - арахиса ,
  • Бенин, Того и Нигерия - пальмовых орехов и пальмового масла.
  • Главными продовольственными культурами, выращиваемыми для местного потребления, являются рис, сорго и просо, в меньшей степени кукуруза.


Центральная Африка

  • По уровню экономического развития большинство стран Центральной Африки существенно отстают от большинства стран мира.
  • Наиболее благоприятная экономическая ситуация сложилась в Габоне, Камеруне и отчасти в Конго, в первую очередь благодаря разработке месторождений нефти и газа.
  • В остальных странах региона отсутствует даже развитая горнодобывающая промышленность.
  • Добыча золота и алмазов, а также производство древесины, являющиеся главными источниками дохода большинства стран субрегиона, ведутся кустарным способом.
  • Только в ДРК сложилась современная цветная металлургия на базе местных месторождений меди и олова. Здесь создан полный цикл производства: от добычи до выплавки высококачественных металлов.

  • Важным биологическим ресурсом субрегиона являются леса. Ими занято более 50% территории Габона, Конго и ДРК.
  • Значителен гидроэнергопотенциал рек Конго, Шари и др.






Восточная Африка

  • По уровню развития страны субрегиона можно разделить на две группы: слаборазвитые, неблагополучные в экономическом отношении северные и среднеразвитые, с более устойчивой экономикой южные.
  • В целом из десяти беднейших стран мира пять находится в Восточной Африке.



Бушмены вели бродячий образ жизни и занимались охотой и собирательством. Традиционная пища - дичь, съедобные коренья, личинки муравьев

Жилище – это шалаш или навес из веток и травы. Жилище же современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка





Южная Африка

  • В состав Южной Африки входит 5 независимых государств и несколько колоний - заморских департаментов Франции.
  • Самое крупное государство - Южно-Африканская Республика (1221 тыс. км²); самое маленькое - Свазиленд (17,4 км²).
  • Экономика в странах Южной Африки находится на более высоком уровне развития, чем в большинстве других стран, лежащих к югу от Сахары. Такое относительное экономическое благополучие обеспечивается огромным ресурсным потенциалом.
  • Южная Африка богата запасами минерального сырья. Здесь расположены крупные месторождения алмазов, золота, платины и редких металлов, урановых и железо-марганцевых руд, различных цветных металлов (меди, олова, цинка, свинца, вольфрама и др.).





Двойственность экономики ЮАР

Черты развитой страны

Черты развивающейся страны


Закрепление изученного

  • Какие факты свидетельствуют об экономической отсталости стран Африки?
  • В чем заключаются типичные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства африканских стран?
  • Что такое монотоварная специализация?
  • Где расположены главные промышленные районы этих стран?
  • Какие отрасли обрабатывающей промышленности получили в странах Африки наибольшее развитие?
  • Какой тип сельского хозяйства преобладает в этих странах?
  • По каким экспортным с/х культурам она занимает ведущее место в мировом производстве?
  • Можно ли говорить, что Африка имеет общую африканскую транспортную сеть?
  • Почему большинство железных дорог Африки имеет характер линий проникновения?

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

Какое государство самое большое по площади? Судан.

Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

Каковы страны по форме правления?

ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?

Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?