Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Первые годы правления александра 1 тест. Тест "Период правления Александра I"

Первые годы правления александра 1 тест. Тест "Период правления Александра I"

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен по теме «Александр I» в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на все вопросы, а также примерные тезисы исторического сочинения по трём темам, связанным с эпохой правления императора. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Удобна для использования на уроках.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Совет в Филях;
2)Указ о вольных хлебопашцах;
3)Свержение Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 213

Пояснение.

2)Указ о вольных хлебопашцах – 1803г.;

3)Свержение Наполеона – 1814 г.

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 4621

Пояснение.

А) Присоединение к России Восточной Грузии – 1801 г.

Б) Фридрихсгамский мир со Швецией – 1809 г.

В) Создание Государственного совета – 1810 г.

Г) Дарование конституции Царству Польскому – 1815 г.

3

Ниже приведён список терминов.

Все они, за исключением двух, относятся к событиям периода правления

Александра I .

1) мировые судьи; 2)народники; 3)вольные хлебопашцы;

4)Отечественная война; 5) Негласный комитет; 6) министерства.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 12

Пояснение.

1) мировые судьи – правление Александра II, судебная реформа;

2) народники – правление Александра II;

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Система организации войск в России в 1810-1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: военные поселения.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:
А
Б
В
Г
Д

Правильный ответ

Ответ: 5241

Пояснение.

А) Совершенствование системы государственного управления – создание министерств вместо коллегий с 1802 г.).

Б) Развитие высшего образования – открытие университетов в ряде городов России (в Дерпте в 1802 г., Вильно в 1803 г., Казани в 1804 г, Харькове в 1804 г., Санкт-Петербурге в 1819 г. Педагогический институт был преобразован в университет).

В) Решение крестьянского вопроса – принятие Указа «О вольных хлебопашцах» в 1803 г.

Г) Расширение территории страны – подписание Гюлистанского мирного договора с Ираном в 1813 г., присоединение части Азербайджана.

6
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.

Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье — в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы.

Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными, избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое.

Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским.

В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана.

4) Договор был невыгоден России.

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.

6)По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:3615

Пояснение.

А).М.М.Сперанский «Введение в Уложению государственных законов», 1809 г.

5)Из всего проекта реализовано было всего одно положение- создание Государственного совета.(да, в 1810 г.)

Б) Даны статьи из мирного договора России со Швецией в 1809 году -Фридрихсгамский мир.

1)Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана. (Да, война со Швеций шла в 1808-1809 гг., а с Ирном в 1804-1813 гг.)

5)По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.(Да, была присоединена Финляндия).

7

Что из перечисленного относится к положениям Указа о «вольных хлебопашцах»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке.

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 346

Пояснение.

1) Освобождение крестьян с землёй было обязательным для всех помещиков.(Нет, это было желанием помещиков)

2)Крестьяне могли выплачивать долг за землю в течение определённого времени, указанного в договоре.(Нет, они должны были выплатить всю сумму сразу)

3)Помещики получали право предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги.

4)Стоимость выкупа земли помещик определял самостоятельно.

5)Крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском поземельном банке. (Нет, такого банка ещё не было, он появится лишь в 1882 году)

6)Крестьяне были обязаны выплатить сразу полную сумму, иначе снова становились крепостными.

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван ________, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий.

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку_________.

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл_______.

Пропущенные элементы:

1)Священный союз.

3)Венский конгресс.

4) Н.Н. Новосильцев.

5)Березина.

6) А.А. Аракчеев.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:356

Пояснение.

А) После окончания войны с Наполеоном был созван Венский конгресс, на котором определялись границы государств, а также разрабатывалась система восстановления монархий. (1814-1815 гг.)

Б) Переправа остатков наполеоновской армии происходила через реку Березина (ноябрь 1812 г.).

В) Большую роль в создании военных поселений сыграл А.А. Аракчеев.

1)Священный союз. (Нет, в 1815 году он создан для сохранения миропорядка, определённого Венским конгрессом; входили: Россия. Пруссия, Австрия).

2) Неман. (Нет).

4) Н.Н. Новосильцев. (Нет).

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 6314

Пояснение.

А) Проект реформ «Уставная грамота Российской империи» — Н.Н. Новосильцев, 1815 г.

Б) Создание Государственного совета – предложено М.М. Сперанским в «Введении к уложению государственных законов», 1809 г.

В) Деятельность «Негласного комитета» — в 1801 -1803 гг., члены: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.С. Строганов, А.Ю. Чарторыйский.

Г) Решение оставить Москву французам – такое решение принял Главнокомандующий М.И. Кутузов во время совета в Филях, 1 сентября 1812 г.

10

Прочтите отрывок из романа русского писателя и напишите фамилию автора произведения.

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) Вступление Наполеона в Москву.

2) «Сто дней Наполеона».

5) Тильзитский мир.

6) Гюлистанский мирный договор.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Ответ:648291

Пояснение.

1)Вступление Наполеона в Москву.(Наполеон оккупировал Москву с 2 сентября – 8 октября 1812 г.)

3) 1814 г.(Нет).

5)1805 г.(Нет)

6) Гюлистанский мирный договор. (1813 год, по итогам войны с Ираном в 1804-1813 г.)

7) Открытие Царскосельского лицея.(в 1811 г.)

12

Прочтите отрывок из документа.

«Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотой чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиеннные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину. Дан в Вильне в 25-ый день Декабря в лето от Рождества Христова 1812-го, Царствования же Нашего во второенадесять.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом.

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода.

5) Война длилась несколько лет.

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 246

Пояснение.

1)Документ означал обращение к народу в первые дни войны с врагом. (Нет).

2)Война, о корой идёт речь в документе, длилась чуть более полугода. (Да. С 12 июня по 25 декабря 1812 г.)

4)Автор документа- император, в чьё правление Россия разгромила Наполеона. (Да. Война шла в правление Александра I, это отрывок из его Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», положившего конец войне).

5) Война длилась несколько лет.(Нет).

6)Война, о которой идёт речь в документе, вошла в историю как Отечественная . (Да).

13

Напишите цифру, обозначающую место, где на совете было принято решение об оставлении Москвы.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 1

Пояснение : именно на совете в Филях 1 сентября 1812 года было принято решение об оставлении Москвы.

14

Напишите цифру, обозначающую место, давшее название знаменитому манёвру в годы войны 1812 года

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 2

Пояснение : это Тарутинский манёвр.

15

Напишите фамилию главнокомандующего, руководившего изгнанием Наполеона

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : Кутузов.

Пояснение.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге.

2) М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны.

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться.

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам.

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период.

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 345

Пояснение.

1) Отступление врага происходило по Калужской дороге. (Нет, по Смоленской дороге).

2)М.И. Кутузов был назначен Главнокомандующим в первые дни войны. (Нет, лишь 17 августа, до этого эти обязанности исполнял военный министр Барклай- де- Толли).

3)Неприятелю не удалось осуществит план — не дать русским армиям объединиться . (Да, не удалось, 1 и 2 армии соединились в районе Смоленска.)

4) Во время войны пришлось сдать Москву врагам. (Да,это произошло после совета в Филях. Со 3 сентября по 10 октября Наполеон был в Москве).

5)Одной из причин победы над врагом стала неподготовленность неприятеля к ведению войны в зимний период. (Да, это была одна из многих причин).

6)Армия неприятеля значительно превосходила армию России по количеству солдат и оружия. (Нет, армии были по вооружению примерно одинаковыми. Сравните: у Наполеона в начале войны было 610 тыс. солдат, 1370 орудий; у России – 600 тыс. солдат, 1600 орудий, 400 тыс. ополченцев.)

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ: 4625

Пояснение.

А) Памятник К.Минину и Д. Пожарскому – посвящён победе над поляками, освобождению Москвы народным ополчением, 1804-1818 г, скульптор И.П. Мартос.

В) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – втор- О. Монферран, собор строился в 1818-1858 гг.

Г) Трагедия «Борис Годунов» — произведение написано одним из ярких представителей «золотого века» русской поэзии, А.С. Пушкиным в 1825 г.

18

Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге.

2)Здание находится в Москве.

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном.

4) Архитектор здания – Тома де Томон.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

1)Здание находится в Санкт-Петербурге. (Да).

2)Здание находится в Москве. (Нет).

3)Здание построено в честь победы над Наполеоном. (Нет).

4) Архитектор здания – Тома де Томон. (Да, это здание биржи в Санкт-Петербурге построено по его проекту в 1805 – 1816 гг.

5)Архитектор здания – К. Росси.

19 Какие из архитектурных памятников построены в период правления Александра I ? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

А

Б

Правильный ответ

Ответ: 24

Пояснение.

  1. Оружейная палата в Москве, 1844-1851 гг., архитектор К.Тон.
  2. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, 1819-1825, архитектор К. Росси. В настоящее время- Русский музей.
  3. Исторический музей в Москве, архитектор В. Шервуд, 1875-1881 гг.
  4. Казанский собор в Санкт- Петербурге, 1801-1811, архитектор А. Воронихин.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 20–22.

В Преобразовательных опытах первых лет молодого императора большая роль отводилась центральному аппарату управления. Преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.

Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения.Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства. 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев» . Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807гг. — в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский.

3.Начало войны с Францией отложило проведение реформ.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ:

Правильный ответ

Аргументы в подтверждение:

1). Впервые крестьяне получили возможность выкупиться на свободу, пусть и по воле помещиков.

2). Крепостные крестьяне получали возможность выкупить землю, либо нести за неё повинности, они становились собственниками земли.

Аргументы в опровержение:

1) Указ не был обязательным для помещиков, император боялся повторения переворота.

2)Всего 2 % крестьян были освобождены. Это примерно 150 тысяч человек. Помещики не хотели расставаться ни с землёй, ни с крестьянами.

25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

3) 1813 -1825 гг В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Примерные сочинения по данным периодам даны на сайте

istoricheskiy-portret.ru в разделе «ЕГЭ. История. Задание 25.Сочинение в формате ЕГЭ».

Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Какое из событий относится к 1801 г.?

1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах

2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?

1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам

3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?

1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти

4. Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?

1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян

5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права

1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине

6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.

«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, - князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».

1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет

«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце - Павле I - __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».

1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в

1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?

1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената

3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание

1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств

4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?

1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин

5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?

1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России

6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»

1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах

7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей - Екатерины Великой».

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест


1) Внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1.

2. Александр 1 стал российским императором:

1) в 1803 году после смерти своего брата

2) в 1801 г. После смерти Екатерины 2

3) в 1803 г. По решению Негласного комитета

4) в 1801 г. После убийства Павла 1 в результате дворцового переворота.

3. В негласный комитет не входил:

1) П.А. Строганов

2) В.П. Кочубей

3) Н.Н. Новосильцев

4) Д.Н. Сенявин

4. Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г., имели

1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

3) право на участие в Земском управлении и на ограниченную покупку земли

4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда.

5. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г., получали:

1) только дворяне и мещане

2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет.

6. Государственный совет был создан

2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу

3) 1 января 1810 г. Для подготовки и принятия новых законов

4) в марте 1812 г. Для оценки проведенных М.М. Сперанским реформ.

3 Вариант

1. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

1) в 1803 году и разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

2) в 1802 году и разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

3) в 1803 году и разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

4) в 1802 году и разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика землю в собственность.

2. Конвенция «о взаимной дружбе» была заключена

1) в 1801 г. Между Россией и Швецией

2) в 1804 г. Между Россией и Австрией

3) в 1801 г. Между Россией и Великобританией

4) в 1805 г. Между Россией и Швецией

3. Четвертая антифранцузская коалиция была создана

1) в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

4) в 1807 г. После войны со Швецией.

4.Выберите правильную последовательность событий Отечественной войны 1812 года

1) Березина-Смоленск-Тарутино-Бородино-Москва-Неман

2)Смоленск-Неман-Москва-Бородино-Березина-Тарутино

3) Смоленск-Бородино-Неман-Москва-Тарутино-Березина

4) Неман-Смоленск-Бородино-Москва-Тарутино-Березина.

5. В сражении при Бородино русская армия была:

1) почти в три раза меньше французской армии

2) равна по численности французской армии

3) незначительно больше французской армии

4) больше французской армии в два раза.

6. Генеральное Бородинское сражение произошло:

4) 26 августа, через два с половиной месяца после начала войны.

I

1 вариант

1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский Б) А. Бенкендорф В) А. Аракчеев Г) Александр I

2. Почему Александр I отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Противостояние каких держав определяло международную обстановку в начале XIX века?

А) России и Франции; Б) Англии и России; В) Англии и России; Г) Франции и Англии.

5. Назовите дату Бородинского сражения:

6. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому договору?

А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;

Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;

В) обязана была вступить в войну против Англии.

7. После какого сражения французская армия вынуждена была отступать по старой Смоленской дороге?

А) под Смоленском, Б) под Калугой, В) под Малоярославцем.

8. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

9. Какова цель военных поселений?

А) подавить волну выступлений крестьян;

Б) снизить государственные расходы на содержание армии,

В) организация массовой подготовки резервов.

10. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский; Б) Парижский; В) Берлинский.

11. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?

А) М. Барклай де Толли; Б) П. Багратион, В) И. Мюрат.

12. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

13. 23 мая 1816 года Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

14. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) сохранение крепостного права; Б) освобождение крестьян без земли;

16. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

А) конституционная монархия, Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

А) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский.

Б) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

19. Как решался вопрос крепостного права в Конституции Н. Муравьева:

Россия в царствование Александра I

2 вариант

1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?

А) М. Сперанский; Б) А. Аракчеев; В) Н. Новосильцев.

2. Почему Александр I отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала русско-турецкая война;

В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру I проект отмены крепостного права, по которому он предполагал:

А) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,

Б) ликвидировать помещичье землевладение,

В) передачу всей земли крестьянам.

4. Найдите лишнее: На Венском конгрессе основные решения принимали:

А) Англия; Б) Герцогство Варшавское; В) Россия; Г) Пруссия; Д) Австрия.

5. Отечественная война началась:

6. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?

А) Эрфуртский, Б) Шенбруннский; В) Тильзитский.

7. На совете в Филях решался вопрос:

А) оставить Москву без боя или сражаться за нее до последней капли крови;

Б) кто должен возглавить русскую армию;

В) как пополнить продовольственные запасы?

8. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр I поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

9. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806 – 1812 года:

А) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;

Б) желание России господствовать на Черном море;

В) территориальные притязания России и Турции.

10. В каком году Александр I подписал конституцию царства Польского?

А) 1815 г,; Б) 1818 г.; В) 1820 г.

11. Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны;

Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра I;

В) Все они были единомышленниками Павла I

12. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

13. В 1822 году Александр I издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

14. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения», Б) «Союз Благоденствия», В) «Союз офицеров»

15. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:

А) сохранение крепостного права;

Б) освобождение крестьян без земли;

В) сохранение помещичьего землевладения.

16. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?

А) конституционная монархия,

Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

17. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в 1825 году?

А) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

Б) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский

В) С. Волконский, А. Одоевский, А. Бестужев, Ф. Глинка.

18. «Русская правда» Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом,

Б) передача всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения,

В) передачу всей земли крестьянам.

19. Как решался вопрос крепостного права в «Русской правде» П. Пестеля:

I вариант

История 8 класс

Вариант I .

1. Вся государственная власть в стране принадлежала:

а) Государственному совету

б) императору

в) Сенату

г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

а) «Негласный комитет»

б) «Непременный совет»

в) «Избранный совет»

г) «Комитет министров»

3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:

а) выкуп крепостных крестьян за счёт казны

б) освобождение всех крепостных крестьян с согласия помещиков за выкуп

в) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

г) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

4. Одной из причин обострения русско-французских отношений в начале XIX века было...

а) стремление Наполеона I захватить святые места в Иерусалиме

б) стремление Наполеона I к мировому господству

в) нарастание революционного движения в России

г) нежелание царя отменить крепостное право в России.

5. После смешения в 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли, главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Это произошло…

а) по единодушному требованию войск, вопреки воле Александра I

б) по настоянию Александра I

в) по просьбе Барклая-де- Толли

г) по просьбе самого Кутузова

6. «Армией двунадесяти языков» называли:

а) армию М.И. Кутузова

б) войска антифранцузской коалиции

в) армию Наполеона

г) армию Александра I .

7. Целью создания «военных поселений» было:

а) развитие торговли и промышленности

б) облегчение положения старослужащих солдат

в) сокращение офицерского состава

г) сокращение средств на содержание армии.

8.Поводом к выступлению декабристов послужила:

а) смерть Александра I

б) избрание на царство Николая I .

в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол

г) отказ от престола Константина Павловича

9. По условиям Бухарестского мира к России отошла:

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения. В 181 2 г.:

а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы

б) Наполеон направил основные силы на Петербург

в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях

г) был возглавлен Д.В. Давыдовым первый партизанский отряд

2. Установите даты и события

а) 1803 г. 1) восстание декабристов

б) 1808-1809 гг 2) годы правления Александра I

г) 1801 -1825 г.г. 4) русско-шведская война

3. Завершите фразу..

а) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в истории как…

б) боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов- …

в) совещание представителей правительств европейских государств, состоящееся в Вене в 1814-1815 гг. - …

г) крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством…

4. Укажите принцип образования ряда:

«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»

5. О ком идёт речь

Отказавшись от принятия монашества, перешёл на госслужбу. По воле императора Павла I сразу получил чин IX ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.- статс-секретарь Александра I . Наполеон считал, что этот человек – «единственная светлая голова в России».

6. Установите соответствие:

а) «Конституция» 1) П.И. Пестель

б) «Русская правда» 2) республиканский проект

3) Н.М. Муравьёв

4) отмена крепостного права

5) конституционная монархия

6) гражданские права и свободы.

История 8 класс

Контрольное тестирование по теме

«Итоги правления Александра I »

Вариант II .

Блок А. Выберите правильный ответ:

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

а) мануфактурному производству

б) промышленности

в) сельскому хозяйству

г) торговле

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

а) коллегии

б) министерства

в) департаменты

г) комитеты.

3. Первый русский закон, дававший возможность освобождения от крепостничества:

а) «Соборное Уложение»

б) «Жалованная грамота дворянству»

в) указ «О вольных хлебопашцах»

г) «Уставная грамота российской империи»

4. В Тильзитском договоре содержалось положение о:

а) присоединении России к континентальной блокаде

б) ликвидации Речи Посполитой

в) борьбе Наполеоновской Францией

г) участие в работе Венского конгресса

5 Территориальные приобретения России в годы правления Александра I :

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

г) значительная часть Азербайджана

д) Швеция

1) абвд 2) абгд 3) гдвб 4) абвг

6. Герасим Курин, Василиса Кожина, Архип Семёнов, Денис Давыдов, что объединяет эти имена?

а) все они были гусарскими поэтами, героями войны 1812 г.

б) все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.

в) все они были руководителями армейских партизанских отрядов

г)в се они был руководителями крестьянских партизанских отрядов

7. Членами Священного союза являлись:

а) Австрия, Пруссия

б) Франция, Австрия

в) Англия, Турция

г) Россия, Ватикан

8. «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала...

А) провозглашение России республикой с однопалатным парламентом

Б) увеличение территории под военные поселения

В) введение всеобщего избирательного права

г) утверждение в России конституционной монархии.

9. Одной из причин поражения движения декабристов является...

А) нежелание руководителей восстания воспользоваться поддержкой народа

Б) вера в возможность широкого участия крестьян в революционном движении

В) отказ нижних чинов выйти на Сенатскую площадь

Г) помощь иностранных государств при подавлении восстания.

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения.

Либеральное течение объединяло сторонников:

а) парламентского строя

б) сохранения традиций

в) идеализации прошлого

г) гражданских и экономических свобод

2. Установите хронологическую последовательность событий:

А) Бородинское сражение

б) учреждение Государственного совета

в) созыв Венского конгресса

г) битва при Ватерлоо

д) восстание декабристов

3. Определите о ком или о чём идёт речь

а) организация европейских держав для регулирования отношений между государствами и борьбы с революционным движением….

б) особая организация части российского войска в период с 1817 – 1857 гг….

в) генерал-лейтенант, поэт-гусар, один из друзей А.С. Пушкина…

г) без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна»…

д) Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и совета он учитель, а царю он – друг и брат

4. Прочитайте отрывок из рассказа современника и напишите как назывались участники выступления, о котором идёт речь : « Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М.П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадёживало, то в последние его годы гнёт деспотизма стал ещё более невыносим. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорило восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу в Сибирь»

Используя документ и знания по истории назовите фамилии пятерых казнённых участников выступления.

5.Какой вопрос составлял основу внешней политики России в последние годы царствования Александра I ? Раскройте его суть.

6.Напишите мини-эссе на одну из предложенных тем:

а) Россия под скипетром Александра I »

б) Республиканец на словах и самодержец на деле»

Бланк ответов

ФИ ___________________________

Школа________________________

Класс ___________

Предмет_________

Вариант ________

Часть А

Номер задания

Вариант ответа

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Часть Б

задания

Варианты ответов

№ 1

№ 2

№ 3 а

3 б

3 в

3 г

№ 4

№ 5

№ 6

Примечание: задания №5 и № 6 выполнить на обороте бланка

Ключи к тесту

Часть А

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

Часть Б

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

№ 1

Г,д

А,г

№ 2

а-3, б-4, в-1, г-2

Б ,а,в,г,д

№ 3 а

Аракчеевщина

Священный союз

3 б

Партизанская война

Военные поселения

3 в

Венский конгресс

Д. Давыдов

3 г

Капиталистые

Совет в Филях

Междуцарствие

А.Аракчеев

№ 4

Тайные общества декабристов

Декабристы: М.Бестужев-Рюмин, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель

№ 5

М.М. Сперанский

Восточный вопрос:

Необходимость установления контроля над проливами, связывающими Чёрное и Средиземное море;

Защита южных границ России;

Помощь балканским народам в борьбе с Османской империей

№ 6

А- 3,5,4,6 Б-1,2,4,6