Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков. Тема: Психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков. Тема: Психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

« Педагогическое сопровождение

профессионального самоопределения подростка»

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда направить свои усилия? Как правило, студент начинает понимать – его эта специальность или нет, когда он уже на первом курсе. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы. А что же остальные? Что делать: бросить институт, в который с таким трудом и затратами поступил; еще раз пережить ЕГЭ, волнение родителей? На такой поступок решится не каждый. К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать профориентационная работа, проводимая в школе.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии отражаются не только на самом человеке, но и на обществе в целом. В сложившихся условиях особую значимость приобретает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростка.

Наиболее традиционным для нашей страны подходом к профориентации является «педагогический» подход . Основной особенностью этого направления профориентации является опора на ресурсы сознания клиента. Ключевой задачей профориентации данного типа является предоставление клиенту информации о профессиях, состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, возможностях трудоустройства и т.д.

Современная школа должна не только давать компетентности, но и помочь в самоопределении учащихся. Помочь осознанно ответить на вопросы: «Кем хочу стать?» и «Кем могу стать?» Какие же возможности и достижения школы могут помочь самоопределению учащихся в наше непростое время?

В настоящее время школа в профориентационном направлении переживает, к сожалению, не самые лучшие времена. Все те тенденции, которые проповедовала советская система образования в этой области, были полностью разрушены под влиянием реальности и возникших жизненных условий. Следовательно, эту работу в школе необходимо выстраивать заново.

Необходимость разработки основ педагогического сопровождения на этапе самоопределения личности обусловлена происходящими изменениями в нашей стране. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и ФГОС «система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации».

И как сказал глава минтруда Максим Топилин: «профориентация должна начинаться со школьной скамьи, поскольку сейчас существует разрыв между знаниями выпускников вузов и потребностями компаний. И работодатели вынуждены самостоятельно адаптировать их к реальным условиям труда».

Значит, на современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. Совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу? В решении этого вопроса существенную помощь могут оказать классные руководители. Но учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Поэтому, профориентация в школе приобретает сугубо формальный характер. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Для этого учитель сам должен обладать необходимыми знаниями. Следовательно, необходимо организовать систему курсов повышения квалификации педагогических работников, отвечающих за профориентационную работу в школе, благодаря которым и будет возможно выстроить эффективную работу по профессиональному самоопределению подростков в будущем.

Цель профессиональной ориентации - сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать по выбранной специальности.

Задачи профориентационной работы в школе:

  • Изучение и формирование профессиональных интересов, способностей и мотивов деятельности (анкетирование, тестирование и т.п.).
  • Ознакомление учащихся с системой знаний, необходимых для выбора профессии (базы данных: информация о поступлении в ВУЗы, о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате и т.д.).
  • Создание условий для проверки на практике склонностей и способностей (система дополнительного образования).
  • Консультирование по вопросам выбора профессии, возможности получения профессиональной подготовки, трудоустройства.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрение максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении.

Под педагогическим сопровождением понимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Основные направления профориентационной работы классного руководителя зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

Работа по профконсультированию состоит из четырех основных направлений:

  • Информационное направление. Основной задачей является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой учащегося, выбирающего профессию.
  • Диагностическое направление. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение учащемуся результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой учащегося, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.
  • Консультационное направление . Основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора.

Основная проблема учащегося заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.

  • Тренинговое направление . Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем.

Профессиональная ориентация – система средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривающая человека как субъекта выбора, и построения жизненной и профессиональной карьеры.

Самоопределение личности согласно Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение личности - это более узкое понятие. Т.е. достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.

характеризуется :

  • избирательностью отношения человека к миру профессий;
  • осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
  • постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;
  • детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);
  • тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.

Этапы профессионального самоопределения

1 этап – это детская игра , в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли.

2 этап – подростковая фантазия – когда подросток представляет себя в той или иной профессии.

3 этап – предварительный выбор профессии , когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Выбор профессии зависит от трех объективных условий:

  1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;
  2. уровень образования родителей;
  3. социальный престиж профессии.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Информационно-справочное описание профессии направлено на выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых необходимо учащемуся для более детального анализа и понимания специфики выбираемой профессии.

Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану (профессиограмма ):

1. История профессии.

2. Тип профессии.

3. Класс профессии.

4. Профессиональная область.

5. Базовое образование.

6. Условия труда.

7. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

8. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

9. Области применения профессиональных знаний.

10. Преимущества профессии.

11. Ограничения профессии.

12. Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Очень часто подростки путают такие понятия как профессия, специальность и должность. Поэтому важно, чтобы учитель объяснил в чем отличия.

Профессия – вид трудовой деятельности человека, обусловленный разделением труда, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов.

Специальность – специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор траектории образовательного маршрута для получения нужной профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессий с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Профессиональное самоопределение - завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных знаний, умений и навыков; приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального самоопределения.

Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было бы применить свои силы.

Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной концепции в этой области.

В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.

Также в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.

На занятиях по так называемым элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить их на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и дать им возможность их практического применения).

В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профориентации в системе образования - это формирование личности «труженика», отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

Важным аспектом в самоопределении школьника является педагогическое сопровождение, поэтому необходимо разработать четкую общегосударственную систему профориентационной деятельности в школах, одной из составляющих которой будут курсы повышения квалификации педагогов, где будут давать полезную и необходимую информацию.


Солтүстік Қазақстан облысы Мағжан Жұмабаев ауданың

"Ганькин орталау мектебі" коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

"Ганькинская неполная средняя школа"

района Магжана Жумабаева

Северо-Казахстанской области

«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»

Психолог Байбородова Е.В.

Август, 2015 год

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.

Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Важным и необходимым условием развития старшего школьника является его самоопределение, как в сфере личностных возможностей, так и профессиональное. Профессиональное самоопределение выступает как приобщение к взрослой жизни, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Этот процесс определяется многими факторами и в то же время индивидуальный. Особенно важным, можно сказать ключевым моментом, выступает мотивация профессионального выбора старшего школьника.

Проблема мотивации профессионального выбора особенно актуальна и востребована обществом в наши дни, когда к личности старшего школьника предъявляются со стороны общества высокие требования, как к будущему специалисту, а профессиональное самоопределение - одна из целей пребывания школьника в стенах школы.

Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнениеммотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии.

Внутренняя мотивация профессионального выбора старшего школьника определяется как воздействием внешней среды, так и внутренними представлениями старшего школьника о себе. Обогащая представления старшеклассника о себе, мы можем изменить (сделать более осознанной) мотивацию профессионального выбора.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям.

В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание

того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются - классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои

личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка,

Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи школы по профориентации учащихся :

Сформировать положительное отношение к труду;

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

Профессиональная информация.

Профессиональное воспитание.

Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и

определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации.

План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах

Ганькинская неполная средняя школа

2015-2016 учебный год

Класс

Сроки

Организационная работа в школе

Оформление общешкольного стенда

«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

Сентябрь

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося.

Работа с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися.

В течение года

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учебные заведения.

В течение года

Родительское собрание

Психолого-педагогическое сопровождение профилизации и профориентации старшеклассников

В современной образовательной практике сосуществуют два подхода к управлению учебно-воспитательным процессом. Первый следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Второй начал складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном, информатизированном обществе. Он положил в основу организации образования ценность личности и стал определять стратегию инновации и модернизации образования.

Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными зонами развития учащихся, сформировать их мотивацию учебной деятельности и перевести обучаемых в субъектную позицию.

Становление и развитие профильного обучения обусловлено глубокими изменениями, происходящими в структуре и содержании образования, в том числе и профессионального. Образовательный процесс в условиях профильного обучения решает задачи связанные с возможностями самореализации и самоутверждения личности старшеклассника, включение ее в процесс профессионального самоопределения и будущей профессиональной самореализации .

Проблемы допрофессионального развития субъекта труда и руководства профессиональным самоопределением рассматривалась во многих исследованиях (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, М.Х. Титма, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавир). Однако до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся проблемы ранней профилизации: критерии отбора и распределения учеников по классам определенного профиля, методическое обеспечение и психологическое сопровождение развития личности старшеклассника в процессе профильного обучения.

В реальной образовательной практике выбор профиля обучения для учащихся старших классов осуществляется на основе показателей успешности обучения, пожеланий родителей и по результатам диагностики специальных способностей. В тех случаях, когда выбор профиля оставляют за самим учащимся, выявляется его неподготовленность к совершению самостоятельного выбора . В результате, выбор профиля обучения учащегося осуществляется без учета реальных способностей, интересов и личностных особенностей, и определяется такими факторами, как: выборы референтных лиц, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, степень удаленности высших учебных заведений и т.п.

Указанные негативные тенденции не способствуют личностному развитию учащихся, сужают возможности их дальнейшей самореализации и тем самым приводят к девальвации идеи профильного обучения. Преодоление негативных тенденций возможно при реализации профильного обучения в рамках личностно-развивающей парадигмы образования.

Становление личностно-развивающего подхода имеет глубокие корни в отечественной и зарубежной психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Менегети).

Современной теоретической основой личностно-развивающего образования являются идеи гуманизации образования (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, А.Б. Орлов, Е.Н. Шиянов) и субъектности личности (О.П. Гозман, И.Б. Котова).

В теории и практике личностно-развивающего образования поднимается вопрос о «педагогике сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов); о педагогической поддержке (Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская) развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания; об организации психологического сопровождения учащихся на этапе формирования жизненных планов и совершении профессионального выбора (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Осницкий, В.И. Степанский).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результатов исследований в области личностно-развивающего образования показывают, что, с одной стороны личностное развитие в условиях психолого-педагогического сопровождения повышает эффективность образования учащихся. С другой стороны - сущность и особенности психологического сопровождения личностного развития учащихся, а также определения совокупности условий его реализации в системе профильного обучения еще недостаточно разработаны.

Реализация профильного обучения в рамках личностно-развивающего подхода требует разработки конкретных программ организации психологического сопровождения, анализа психологических условий, выделения психологически обоснованных критериев отбора в профильные классы.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в рамках основной школы, которая способствует не только осознанному выбору профиля обучения, но и позволяет учащимся 8-9 классов осуществить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, и в целом к будущей профессиональной деятельности . Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Предпрофильная и профильная подготовка должны сопровождаться диагностикой профессиональных склонностей и образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов. Применение психодиагностики несет в себе не только констатирующую информацию, но и прогностический аспект, предвосхищая реакции и поступки индивида в разных ситуациях. Анализ интересов, личностных качеств и способностей позволяет учащимся задуматься о дальнейшем профессиональном и жизненном самоопределении и сделать выбор профиля обучения осознанным и обоснованным .

Без использования психодиагностики (только основываясь на результатах собеседования с родителями, анкетирования учащихся и консультативной помощи учителей в отношении усвоения программного материала) определить актуальные профили и выделить критерии отбора в отдельные классы значительно труднее.

В этой связи проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: необходимым условием для осуществления личностно-развивающего подхода в выборе профиля обучения и формировании индивидуальной образовательной траектории старшеклассника является аналитико-диагностическая деятельность.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления о профильном обучении; обоснована необходимость организации профильного обучения в рамках личностно-развивающего подхода; аргументирован приоритет комплексного подхода в аналитико-диагностическом направлении сопровождения профильного обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что информационные материалы, полученные с помощью комплекса профдиагностического тестирования «Профориентатор» могут быть использованы в качестве критериев отбора при организации профильных классов, в профориентационном консультировании и для разработки программ коррекционной и развивающей работы с учащимися.

Как было отмечено ранее, неотъемлемым компонентом в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания . Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии становится органичной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Одним из наиболее сложных, требующих особого внимания этапов сопровождения профориентационной деятельности является профориентационная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия его выбранным трудовым функциям . Профессионально важные качества изучаются с помощью анкетного и тестового методов.

Особое место среди методов профориентационной диагностики занимают компьютеризированные технологии. Набор теоретически обоснованных и надежных психодиагностических методик имеется в каждой школьной психологической службе. Для наиболее полного и достоверного исследования необходимо использовать несколько проверенных опытом методик, дополняющих друг друга и апеллирующих к разным личностным структурам (эмоции, мотивация, общение, интеллект). Однако существуют готовые тестовые комплексы, позволяющие совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей. Инструментом многогранной оценки степени выраженности свойств индивидуальности служит компьютеризированный комплекс «Профориентатор», позволяющий изучить мозаику личности старшеклассника во всех ее оттенках, конструируя из разных показателей целостную личность.

В течение 19 лет Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии» использует в профориентационной работе методику «Профориентатор», комплексно диагностирующую интересы, способности и личностные качества учащегося, соотнося их с выбором профиля обучения, профессии и учебного заведения. Дальнейшее обсуждение результатов методики с психологом позволяет обратить внимание подростка на внутренние факторы выбора профессии, более важные, чем «престижность», «доходность», «легкость поступления в вуз» и т.п. С 2009 года МБОУ «Центр образования №1» является региональным представителем Центра тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии» и использует в своей деятельности методику «Профориентатор».

Тестовый комплекс «Профориентатор» включает 3 блока вопросов и заданий:

    1. Оценка структуры интересов. Данный блок направлен на диагностику интересов учащегося к различным сферам профессиональной деятельности по восьми факторам: «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск» (индикатор ситуативного благополучия подростка). Выбор областей осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е. А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).

2. Оценка структуры интеллекта. В блоке представлены задания, определяющие уровни развития способностей (факторы умственной деятельности), таких как вычисления (математические способности), лексика (объем и легкость актуализации словарного запаса), эрудиция (широта кругозора), зрительная логика (пространственное мышление), абстрактная логика (абстрактное мышление), внимание (концентрация, устойчивость). Кроме того, представляется возможным оценить показатель уровня обучаемости и умственной работоспособности, технический и гуманитарный индексы.

3. Оценка структуры личности. Блок ориентирован на выявление личностных качеств: активность (экстраверсия, интроверсия), согласие (стиль межличностного взаимодействия), самоконтроль (организованность, импульсивность), эмоциональная стабильность (тревожность, стрессоустойчивость).

Задачи психолога-консультанта состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию тестируемого с учетом конкретных обстоятельств, выявить артефакты и скорректировать полученный профиль, предложить рекомендации по развитию способностей, объяснить, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.

«Профориентатор» позволяет оценить интересы и личностные качества на основе диагностики психологических свойств человека, опираясь на понятия «норма» и «отклонение от нормы». Если показатель (например, по какой-либо шкале способностей) лежит в зоне стандартного отклонения от среднего (между 3,5 и 7,5 на профиле), это означает, что выраженность данного психического свойства у человека ничем не отличается от нормы, от среднего. Такую способность не стоит рассматривать как важное качество, являющееся основанием рекомендации или определяющее противопоказание к профессии. Если наблюдается сильная выраженность качества, также как и провал в его развитии, – это повод для обсуждения.

На шкальном профиле результатов области нормы и отклонений визуально отграничены вертикальными линиями. Для каждой шкалы указан балл по этой шкале. Отметим, что тест нормативно – ориентирован, то есть балл рассчитывается относительно возрастных норм. Текст отчета содержит подробное объяснение полученных данным.

В качестве комплексных критериев, на основании базовых результатов (по блокам «Интересы», «Способности», «Личность») «Профориентатор» выдает рекомендации по наиболее близким испытуемому профильным классам и по наиболее подходящим профессиям.

По профильным классам программа строит круговую диаграмму с девятью лучами, каждый из которых показывает, насколько испытуемому подходит тот или иной профиль обучения. Анализируются следующие профили обучения: информационно-технологический, инженерный, физико-математический, естественнонаучный, естественно-технологический, творческий, лингвистический, общественно-гуманитарный, финансово-экономический.

Также «Профориентатор» анализирует профиль тестируемого как систему и оценивает математически сходство данного профиля и профилей «идеальных профессионалов». Каждая профессия снабжена списком экзаменов, требующихся для ее получения (в форме ЕГЭ, курсов и т.п.). Перечень рекомендуемых ЕГЭ составлен на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 365.

Методика дополнена специальным блоком развития, отражающим перечень рекомендуемых школьнику тренинговых (развивающих) программ. Данный блок создан с целью обеспечения консультирования школьников не только по вопросам профессионального, но и личностного развития, а также с целью рекомендации конкретных тренинговых программ и направлений для такого развития.

Интерпретация и толкование результатов тестирования может также использоваться психологом для подготовки аналитических материалов в работе педконсилиума. Методика делает возможным оценить уровни интеллектуального, мотивационно-потребностного и эмоционального развития учащихся, выявить неравномерность, а у многих учащихся и недостаточность развития некоторых психологических образований и на основе анализа этих факторов сформулировать некоторые психологические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Полученные на основании психодиагностического обследования выводы также позволяют выстраивать стратегию и тактику коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-личностных особенностей старшеклассников. В рамках этой деятельности можно обучать группы учащихся технологиям, способствующим интеллектуальному развитию, совершенствованию коммуникабельности, освоению навыкам управления своими состояниями, развитию лидерских качеств и др.

В заключении считаю необходимым подчеркнуть, что введение профильного обучения является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профильного образования - предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше всего интересуют и будут необходимы для их последующих жизненных планов. Следовательно, обязательным и значительным по времени компонентом профильного обучения должна стать профориентационная работа с опорой на психологическую диагностику .

Сегодня ситуация складывается таким образом, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля последующего обучения. И от того, насколько успешным и осознанным окажется этот выбор пути развития, будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Поэтому профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно - обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. И, кроме того, если не научить школьников принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании и сформированном нравственно-волевом ядре личности, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности .

Именно поэтому профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок . При условии проведения такой работы профильная подготовка дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам современного общества.

Таким образом, мы полагаем, что необходима единая профориентационная система, разработанная на базе научно-методического комплекса, которая должна сочетать в себе основные подходы к профориентации: информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий.

Методика исследования личности старшеклассника на основе комплекса профдиагностческого тестирования «Профориентатор» может рассматриваться в качестве инструментария для получения комплексных критериев отбора в профильные классы и при разработке конкретных программ организации психологического сопровождения профильного обучения.

Применение компьютерных версий психодиагностических тестов значительно облегчает задачу профориентационного консультирования, к тому же выдаваемые программой интерпретация данных и рекомендации по выбору предпочитаемого профиля обучения и сферы деятельности являются достаточно надежной информационной базой для того, чтобы сделать необходимые выводы. Представленная методика «Профориентатор» и ее возможности в контексте решения проблем, связанных с профилизацией и профориентацией в старшей школе, значительно ускоряет процедуру обследования, упрощает подсчеты и выведение результата – в виде графических профилей, диаграмм и подробной интерпретации.

Список литературы

    Божович Л.И. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: «Академия», 2001. С. 214 – 219.

    Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 77-82.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 199 с.

    Величко Л.И. Основы теории и практики профориентационной работы в школе. – СПб.: «Рост», 2001. – 67 с.

    Выготский Л.С. Психология подростка: Проблемы возраста // Собр. соч.: В 6 т.: Том 4. – М.: Педагогика, 1984. – 516 с.

    Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1979. – 159 с.

    Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: «Академия», 2001. С. 229 – 232.

    Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 311 с.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 169 с.

    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

    Климов Е.А. Психологичекое содержание труда и вопросы воспитания. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 480 с.

    Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Кн. для учителя / Под ред. А.Я. Журкиной. – Кемерово, 1996. – 149 с.

    Мои жизненные и профессиональные планы / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Знание, 1994. – 70 с.

    Пряжников И.С. Использование активизирующих технологий в профессиональном самоопределении. – СПб.: «РОСТ», 2001. – 44 с.

    Пряжников И.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Методические пособия: В 4 кн.: Кн. 3: Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – 64 с.

    Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

    Пряжников Н.С. Проблемы профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 329 с.

    Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 480 с.

    Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 352 с.

    Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.

    Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.

    Чистякова С.Н., Захаров Н.М. Профориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – 158 с.

Никандров Е.Н. считает, что любое научное исследование, в том числе психологическое, происходит в три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. На первом этапе формируются цели и задачи исследования, разрабатывается программа действий, решаются организационные вопросы. На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: применяются специальные методы и методики для оценки уровней развития способности и готовности с профсамоопределению участников исследования, проводится оценка эффективности разработанной модели психолого-педагогического сопровождения. На заключительном этапе производится обработка полученных данных и формулирование выводов. Результаты соотносятся с целями и задачами исследования .

Профессиональное самоопределение понимается нами как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, рассмотрев которые, мы выделили ряд особенностей личностного и профессионального самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность которого можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Суть идеи психолого-педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем личностного развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект - субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания и творческой самореализации.

Роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников заключается в научении их самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Профессиональное самоопределение является сложным процессом, в ходе которого происходит формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации. На этапе школьного обучения, когда остро становится вопрос о выборе будущей профессиональной деятельности, старшеклассники нуждаются в квалифицированной помощи специалистов-профориентологов, направленной на оказание им личностно - ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к профессиональной деятельности. Успешность профориентационной работы зависит от умения специалиста выявить индивидуальные особенности старшеклассников, комплексно использовать разнообразные формы и методы работы по формированию профессиональной направленности обучающихся.

Исследование уровня профессионального самоопределения старшеклассников и психолого-педагогического сопровождения старшеклассников при выборе профессии состоит из следующих этапов:

Подготовительного, включающего определение темы работы, постановку проблемы, выдвижение гипотезы, определение научной новизны, теоретической и практической значимости;

Поискового, включающего изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психологического сопровождения старшеклассников в выборе профессии;

Диагностического, включающего проведение констатирующего эксперимента, сбор и анализ диагностических данных об участниках исследования.

Реализации модели психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в выборе профессии;

Контрольно-обобщающего, включающего проведение формирующего эксперимента, сбор и анализ полученных данных, их корреляцию, формулирование выводов и внедрение результатов.

Формирование и развитие психологической готовности и способности к профессиональному самоопределению базируются на трех основных компонентах:

а) «Образе Я», или Концепции Я (познай самого себя, свои способности и возможности);

б) знании мира труда и требованиях к личности в выбранной профессии (адекватная самооценка и сравнение своих требований с требовании профессии к личности);

в) профессиональной пробе («примеривании» профессии на себя).

Интеграция этих компонентов в профориентационной деятельности старшеклассников позволяет сформировать у них социально-психологические механизмы перцепции, рефлексии, способности к выбору. В целях выработки этих механизмов направлено содержание программы, включающей специальные занятия для учащихся с учетом их особенностей и результатов диагностики .

Под моделью процесса психолого-педагогического сопровождения старшеклассников мы понимаем описание и теоретическое обоснование процесса организации образовательно-воспитательной деятельности.

Для создания модели психолого-педагогического сопровождения в выборе профессии использован метод моделирования.

Модель состоит из трех взаимосвязанных этапов: информационный этап, диагностический этап, рефлексивно - аналитический этап.

Рисунок 1. Модель психолого-педагогического сопровождения старшеклассников при выборе профессии

При выявлении предпочтений учащихся в последующей профессиональной детальности использовались следующие методики: методика на определение будущей профессии по Е.В. Климову, методика определения типа ценностных ориентаций по М. С. Гуткину, Т. И. Шалавиной, С.Н. Чистяковой, активизирующий опросник по Пряжникову Н.С. «Будь готов».

Результаты исследования по методике Е.А.Климова показали, что наибольший интерес учащиеся проявили к типу профессий «Человек - человек», ответы 47% , ответы 23% учащихся остановили свой выбор на профессиях из группы «Человек - Знаковая система Тип «Человек - Техника» рекомендуется 18% учащимся, 6% учеников предпочитает профессии связанные с природой - тип «Человек - Природа». Интерес к профессиям связанным с художественными образами проявил 1 человек из класса, что составило 6% от всех опрошенных. При этом была замечена характерная особенность ответов для данного класса в виде отрицания большинства ответов. Что свидетельствует о безучастности некоторых учеников в собственном становлении себя как личности и об отсутствии интереса и стремления учеников к самосовершенствованию и преображению себя.

В диаграмме показано соотношение интересов учащихся к типам профессий по методике Е.А. Климова

Рисунок 2. Результаты формирующего эксперимента по методике Е.А. Климова, %

При анализе результатов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся были использованы система критериев и показателей по методике С.Н. Чистяковой:

Ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);

Информационный (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);

Деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии) .

Методика Чистяковой С.Н. позволила выявить преобладающие типы ценностной ориентации школьников. Так, среди ответов учеников на ценности из группы «Непротиворечивый профессиональный» ориентировались 8 учеников (47%). Противоречивому типу ценностных ориентаций при выборе профессиональной деятельности, профессиональные ценности пересекаются с противоречащими им внепрофессиональными ориентациями соответствуют ответы 6 учеников (35%). Непротиворечивый внепрофессиональный тип ценностных ориентаций соответствует 3 ученикам (18%) из класса: эти ученики при выборе будущей профессии ориентируются в основном на деятельность, не связанную с профессией.

Сравнительная диаграмма выбора ценностей по методике Чистяковой С.Н.

Рисунок 3. Результаты исследования по методике Чистяковой С.Н., в %

С целью повышения у старшеклассников уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда была использована активизирующая методика Пряжникова Н.С. Данная методика проводилась индивидуально только с тремя учениками.

Повторная диагностика по методике Пряжникова Н.С. показала, что ученики пересмотрели некоторые из своих возможностей, а кто-то раскрыл в себе потенциал в навыках, которые были не оценены школьником ранее.

По завершении занятий психолого-педагогического сопровождения, был проведен формирующий эксперимент по озвученным ранее методикам.

Полученные результаты повторной диагностики интересов учащихся иллюстрируют относительную устойчивость интересов, но есть существенное различие, которое не может остаться без внимания. Если при первичной диагностике ярко выраженный интерес к предметам труда проявили 6 человек, набрав максимальные 8 баллов по тому или иному виду, то при повторной диагностике количество человек, набравших максимальное количество баллов увеличилось с 6 человек до 8, выбор сфер деятельности остался прежним, но качественная оценка своих способностей повысилась. Это говорит о том, что проведенные мероприятия в ходе психолого-педагогического сопровождения не прошли даром, и ученики при повторной диагностике укрепили свои убеждения относительно собственных интересов и способностей.

Результаты организации психолого-педагогического сопровождения говорят об успешности внедрения модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Нам удалось сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В частности, у учеников сложиласькартина профессиональных ценностей, обогатилась копилка знаний о профессиях на рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии; учащиеся попытались выявить причины отклонений в развитии личности; были предприняты попытки развить способности к социальному самоопределению учащихся в образовательном учреждении, а также была оказана психологическая помощь подростку и его семье в проектировании развивающего образа жизни личности.

На основе результатов проведенного исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения могут быть: создание условий, способствующих формированию у школьников представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях; обучение старшеклассников способам рефлексии в решении проблемных ситуаций; интеграция образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников; организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников с учетом их профессионального самоопределения; консолидация профильной школы с высшими учебными заведениями .

Таким образом, реализованная модель психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы способствовала повышению уровня профсамоопределения старшеклассников и осуществлению выбора максимально соответствующиго его интересам и профессиональным ожиданиям, позволила адекватно соотнести свои желания и способности, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Г.Н. Попкова. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

наряду с эффективным использованием бюджетных ресурсов практически невозможно. Поэтому на сегодняшний день школы-лидеры сетевого взаимодействия, выполняющие роль ресурсных центров, взяли на себя миссию включения сельских школ в сетевое инновационное пространство. В этом и заключаются социальный смысл, назначение инновационных школ - лидеров.

Муханаева Жаргалма Аюшеевна, директор школы МОУ «Сосново - Озерская СОШ №1» Еравнин-ского района

Muhanaeva Zhargalma Ayusheevna, principal of secondary comprehensive school №1 “Sosnovo-Ozerskaya” of Eravna region.

Г.Н. Попкова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье представлена модель педагогического сопровождения старшеклассников в процессе профильного обучения. Предполагается, что эта модель позволит обновить формы и методы работы по профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация.

TEACHERS’ SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS

This article deals with the model of teachers’ support of senior pupils in the process of profile specialization training. It is supposed that this model allows to renew forms and methods of work on professional selfdetermination.

Key words: self-determination, professional orientation.

Выбор профиля обучения и успешность дальнейшего профессионального самоопределения зависят как от индивидуальных особенностей учащегося, так и от всей совокупности социальных, организационно-педагогических условий, в которых протекает процесс обучения школьников. Новые социально-педагогические условия - демократизация школьной жизни, предоставление образовательным учреждениям некоторой экономической самостоятельности, развитие сферы дополнительного образования и расширение доступа к источникам учебной информации вне школы - позволяют активно включать новые формы организации работы со старшеклассниками, благоприятно влиять на субъекты педагогического взаимодействия. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении вопроса о педагогическом сопровождении в процессе профильного обучения, которое неразрывно связано с ориентацией старшеклассников на профессиональное самоопределение.

Проблема педагогического сопровождения в процессе профильного самоопределения молодых людей всегда находилась в центре внимания отечественных ученых. Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эм-патийное понимание ученика, на открытое общение (И.А. Фрулин, В.И. Слободчиков); как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социальнокультурным, нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик), как направление деятельности педагога в сфере социальнопрофессионального самоопределения молодежи (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и другие). В понятии педагогического сопровождения отражаются идеи развивающегося взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.И. Тубельский), взгляды сторонников «педагогического сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, А.В. Мудрик и дру-

гие), о педагогической поддержке (О.С. Газман, Н.Б. Крылов, Н.Н. Михайлова, И.С. Якиманская и другие).

На основе анализа учебного процесса и воспитательной работы в школе, наблюдений за организацией профессионального самоопределения выявлено, что старшеклассники затрудняются в профессиональном выборе и социальной ориентации. Это обусловлено отсутствием представления о рынке труда, неумением соотносить свои возможности с перспективой избранной профессии и справляться с трудностями.

Учитывая, что целью педагогического сопровождения старшеклассников является содействие развитию свойств личности и индивидуальности, устойчивой мотивации, профессиональной направленности, расширение возможности самореализации, готовности к выбору профессии, нами была разработана модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Ее содержание - на основе принципов совместной деятельности педагога, учащегося, других участников образовательного процесса по планированию, реализации и оценке процесса обучения; самоутверждения учащихся в учебной деятельности и образовательной среде; опоры на субъектный опыт учащихся как носителей социального образовательного опыта; индивидуализации обучения; системности обучения; контекстности обучения, ориентированной на создание условий для будущей профессиональной, социальной, бытовой деятельности старшеклассников; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей.

Данная модель апробирована в опытно-экспериментальной работе на базе общеобразовательной школы №31 г. Улан-Удэ. Рассматривая в нашей модели профильное обучение как обеспечение обоснованного профессионального самоопределения, задачами педагогического сопровождения являются:

Изучение личностных особенностей, влияющих на характер профессионального самоопределения школьников (направленность, способности, мотивы, ценностные ориентации и другие);

Личностное и профессиональное развитие учащихся на всех этапах образовательного процесса;

Регулирование процесса самоопределения старшеклассников.

Для эффективности процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в нашей модели выделены такие блоки, как аналитикодиагностический, содержательный и рефлексивный. Составляющие блоки позволяют осуществлять комплексный подход к формированию школьниками своей будущей профессиональной деятельности, формированию у них новых образовательных потребностей и интересов.

Содержание каждого блока предопределило выбор соответствующих методов педагогического сопровождения: изучение образовательных потребностей старшеклассников, определение предварительного запроса, изучение адресных заявок; сбор данных о намерениях, интересах, склонностях, способностях учащихся, организация анкетирования, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, развитие инициативы, самореализации, самопознания и самооценки, определение предварительного запроса (аналитико-диагностический блок); психологическое изучение личности, обобщение данных опыта, анализ, актуализация опыта учащихся, проведение занятий по готовности к выбору профессии, выработка профессионально важных качеств, активизация работы в группах: тренинги, консультирование, разнообразные формы развивающих занятий, игры, профессиональные пробы, снабжение необходимой информацией для осознанного выбора профиля, профессии, сайты и другое (содержательный блок); коррекционные занятия, способствующие самопознанию, самоанализу; коррекция неопределенностей, неуверенности поведения, помощь в профессиональном самоопределении; организация профильных консультаций, обработка полученных материалов, выявление проблем, возникающих в ходе работ по реализации программ (рефлексивный блок).

Выявление, анализ и учет потребностей в образовательных услугах всех субъектов образовательной деятельности и конкретизация цели управления на всех уровнях наглядно представлены в нижеследующей схеме 1.

Как показывает практика, педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе профильного обучения проходит более успешно при организации разных форм взаимодействия и интеграции всех служб образования: образовательные учреждения, дополнительное образование, социальный институт.

Н.Б-Ц. Содномова, Д.В. Посходиева. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Качественные изменения в уровне профессионального самоопределения, на наш взгляд, произошли благодаря тому, что были созданы оптимальные педагогические условия (использование ресурсов социально-культурной среды, учреждений дополнительного и профильного образования), позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, самореализоваться и определиться в современном социуме; здоровьесберегающий подход к учебному процессу направлен на организацию процесса сохранения и формирования здоровья: физиологическая грамотность, рациональное планирование урока, обеспечение необходимых социально-гигиенических норм в учебных помещениях, психологическая атмосфера; учебно-методическое обеспечение способствует продуктивности обучения: актуализируется создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, создаются условия для проявления познавательной активности и самостоятельности, используются разнообразные формы и методы реализации учебной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлено, что результатом реализации нашей модели является положительная динамика в уровне сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению по следующим критериям: мотивационноцелевому, ценностно-ориентационному, рефлексивному, регулятивно-деятельностному.

Таким образом, можно констатировать, что содержание, формы и методы организации педагогического сопровождения, выбранные нами и апробированные в опытно-экспериментальной работе, способствуют интересам старшеклассников, удовлетворению их потребностей в профессиональном самоопределении, уверенности в реализации своих профессиональных планов, обеспечению условий для самореализации, самосовершенствования и свободного выбора профессии.

Литература

1. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. - Киров: Изд-во Вят. гос. гуманитар. ун-та, 2005. - 317 с.

2. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. - М.: Академия, 2005. - 122 с.

Попкова Галина Николаевна, преподаватель подготовительного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Popkova Galina Nikolaevna, teacher of preparatory faculty of East-Siberian State Technological University.

Н.Б-Ц. Содномова, Д.В. Посходиева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического сопровождения инклюзивного образования детей дошкольного возраста, раскрыты авторские подходы к пониманию педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

N.B-Ts. Sodnomova, D KPoskhodi"eva

THEORETICAL APPROACHES TOWARD THE ISSUE OF THE TEACHERS’ SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN"S INCLUSIVE EDUCATION

The article presents the theoretical analysis of the problem which deals with the pedagogical guidance of the preschool age children’s inclusive education. It also focuses on some authors’ approaches to the problem of pedagogical guidance of physical disabled children.

Key words: pedagogical guidance, teachers support, inclusive education, physical disabled children.