Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Опыт работы социального педагога по организации работы с трудными подростками. Из опыта работы социального педагога Павловой С.Н

Опыт работы социального педагога по организации работы с трудными подростками. Из опыта работы социального педагога Павловой С.Н

Ольга Плешивина
Из опыта работы социального педагога

В 2010 году на базе Центра в отделении психолого-педагогической помощи создана группа поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями «Солнечный лучик» . В состав группы изначально входило 20 семей, на декабрь 2016 г. группу поддержки посещает 36 семей, в которых 37 детей с ограниченными возможностями (дети с синдромом Дауна, что составляет 34,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями, состоящих на социальном обслуживании в Центре.

Группа поддержки «Солнечный лучик» предусматривает проведение регулярных встреч родителей с целью психологической поддержки и психолого-педагогического сопровождения семей , имеющих детей-инвалидов, а также организацию и сплочение родителей со схожими жизненными трудностями.

План работы группы поддержки составляется на год. На встречу группы приглашаются родители вместе с детьми. Дети разного возраста от 1 года до 16 лет. Родителям предоставляются социально- педагогические консультации по вопросам воспитания и взаимодействия с детьми, по формированию у детей коммуникативных навыков, помощь в организации совместной игровой деятельности, помощь по вопросам подбора развивающих игр для детей. В работе группы поддержки принимают активное участие волонтеры, обеспечивающие совместно с социальным педагогом временный присмотр , игровое и развивающее взаимодействие с детьми в период участия родителей в тренинговых занятиях с психологом.

В результате проведенной работы наблюдаются изменения качества жизни семьи. У родителей появились позитивные изменения в эмоциональном состоянии, приобрели уверенность в себе, изменяется отношение к ситуации болезни детей. Повысилась родительская компетентность, расширились навыки игрового и развивающего взаимодействия с детьми.

Прослеживается динамика достижений детей. Дети стали более четко распознавать цвета, улучшились навыки работы с пластилином , конструктором. Так же дети частично освоили навыки социального взаимодействия . Улучшаются социально-бытовые навыки , у некоторых детей снизилась межличностная агрессивность, эмоциональное напряжение, повысилась способность к игровому взаимодействию с другими людьми.

В летний период социальным педагогом постоянно ведется работа по организации культурно-досуговых мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и членами их семей. Таким образом, семьи в летний период посетили Лимонарий, экологический детский центр, в зимние каникулы – нерпинарий.

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности социального педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «АЛЁНУШКА» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий.

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Ежедневно - индивидуальная работа с детьми из семей «группы риска» и СОП; -беседы.

Из опыта работы педагога-психолога «Неделя здоровья в детском саду» г. Смоленск «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дают ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые.

Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Роль педагога в работе с родителями». Воспитатель первой категории Сердюк Татьяна Геннадьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитать.

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работы) Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работ К. Д. Ушинский:Сделать серьезное занятие для детей занимательным.


Сравнительные данные соц. паспорта школы Содержание уч.год уч.год уч.год Обучается в школе Неполные Малообеспеченные семьи Дети, оставшиеся без попечения родителей Многодетные семьи Дети-инвалиды942 Состоят на ВШУ Состоят в КДН655 Состоят в ИДН435 Неблагополучные181615








Диагностика семейного неблагополучия Мини-консилиумТренинги Анализ документации Изучение протоколов КДН Интервью специалистов Оформление новых паспортов Сбор списков НБС Заполнение учетных карточек семей Наблюдение специалистов Опросы АнкетированиеТестирование






Профилактика семейного неблагополучия Ознакомление с психолого- педагогической литературой Лектории для подростков Публикации в печати Устройство на работу Детское бюро добрых услуг Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе СКЦ Библиотека семейного чтения Комплексные выезды Программы и проекты дополнительного образования Летний лагерь Родительский всеобуч


Программа «Семейное благополучие» Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: 1.Изучение и диагностика семейного неблагополучия 2.Формирование социальных навыков 3.Оказание социальных услуг 4.Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско-родительских отношений 5.Формирование установок на ведение здорового образа жизни 6.Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания 7.Оказание психолого-педагогической помощи




Социально-правовой блок «Мы и наше общество» Цель: восстановление неблагополучной семьи в ее правах и обязанностях. Действия: -сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов; -работа с почтовым ящиком « Ваши вопросы» -беседа юридического консультанта « Семья и закон» -библиотечная выставка « Негативное влияние неблагополучной семьи на воспитание детей» -консультация специалиста по социальной работе « Социальные гарантии семье» -викторина для подростков « Поступки и проступки»


Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье» Цель: создание благоприятной обстановки в неблагополучной семье через оздоровление каждого ее члена. Действия: -анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр; -ежедневная консультация школьного врача; -курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»; -медицинский всеобуч для родителей « Здоровье всей семьи»; -сказки для самых маленьких о здоровом образе жизни.


Социально-психологический блок «Семейные отношения» Цель: гармонизация семейных отношений в неблагополучной семье. Действия: -диагностика характера внутрисемейных отношений; -психологическая консультация по проблемам семейных отношений; -курс «тренинг личностного роста» -семейный клуб (помощь в укреплении внутрисемейных отношений); -беседа семейного консультанта « Азбука семейных отношений»; -выступление агитбригады.


Социально-педагогический блок «Мы и наши дети» Цель: восстановление воспитательного потенциала неблагополучной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. Действия: -психолого-педагогическая диагностика детско- родительских отношений; -лекции для родителей «Я и мой ребенок-поиск взаимоотношений»; -посиделки для мам; -творческая выставка семейных работ; -конкурсная программа «Дочки-матери».


Социально-трудовой блок «Мы и наша работа» Цель: полноценная профессиональная реализация личности. Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?».


Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время» Цель: организация семейного отдыха. Действия: -работа кружков по интересам; -музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»; -конкурсная программа «Семейный праздник»; -музыкальный круглый стол «Застолье»; -беседа «Бытовые обрядовые праздники».


Ожидаемые результаты: -оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (на примере работы социального педагога в МОУ СОШ Лвсогорского района, Саратоской области)

Взаимодействие социального педагога с работниками школы и с семьями учащихся

Практическая работа социального педагога в МОУ СОШ Лысогорского района Саратовской области строится на основании Российского Законодательства, должностной инструкции социального педагога школы (Приложение 1), Перспективного плана работы социального педагога (Приложение 2) и плана работы социального педагога, разработанной на каждый учебный год, утверждённого директором школы (Приложение 3).

Практика подсказывает что, чтобы усилить эффект как воспитательной, так и профилактической работы следует всех учащихся определить в одну из возрастных групп (которые далее в свою очередь делятся по другим признакам):

ученики младших классов;

подростки 11-13 лет;

юношеский возраст 14-18 лет.

Каждая возрастная группа учащихся требует как общих, так и специальных инструментариев, необходимых только данной группе.

Самое пристальное внимание социального педагога в работе со всеми детьми уделяется семье.

Социальный педагог должен знать климат семьи каждого ребёнка, изучать его влияния. Помогать ребёнку в сложных ситуациях, а при необходимости, и защищать.

Для этого необходимо проводить беседы с родителями и детьми, как совместно, так и с каждым в отдельности. Проводить встречи и опросы, привлекая ко всем мероприятиям и родителей и детей. Совместная работа укрепляет семейные узы и создаёт дух коллективизма, что очень важно для профилактики негативных ситуаций. На основании бесед и наблюдений, социальный педагог составляет списки детей, воспитываемых одним родителем, воспитываемых попечителем, списки учащихся из неработающих семей, список малообеспеченных учащихся, список многодетных семей, список детей-инвалидов и детей чернобыльцев, списки учащихся внутри школьного учёта и состоящих на учёте в ПДН.

Руководствуясь наличием тех или иных неблагополучных детей, социальный педагог составляет социальный паспорт школы (Приложение 4) строит план мероприятий по работе с семьями, находящимися в (СОП) социально-опасном положении на ближайший период и на перспективу (Приложение 5).

В работе по планированию мероприятий социальный педагог использует материал предыдущего периода Анализ социально-педагогической работы за предыдущий учебный период (Приложение 6), Годовую циклограмму деятельности социального педагога (Приложение 7).

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Особенно важен союз социальный педагог - школа - семья для становления личности в младших группах детей и подростков.

Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

С распадом старой политической, духовной, экономической системы и постоянными преобразованиями происходящими в России сегодня, проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути. Появилось множество социальных проблем, которые именуются девиантным поведением. Преодоление этих проблем является одной из важнейших задач общества.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Необходимо отметить, однако, что каждая семья является уникальной системой и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. В системе анализа взаимодействий семьи, школы и среды важными представляются факторы, определяющие жизненную позицию старшеклассников. В этой связи ученикам, родителям и учителям нашей школы был предложен вопрос: «Что определяет жизненную позицию подростка?». Всего было опрошено 40 представителей каждой стороны. Результаты представлены в Приложении 6.

Как видно из таблицы 1, все категории опрошенных, считают семью основой формирования жизненной позиции подростка. При этом, правда, учителя и родители одним из главных влияющих факторов считают наследственные задатки. Обращает на себя также внимание низкая оценка возможностей школы в определении жизненной позиции, особенно учеников и родителей.

Мнение учеников разнопланово. Они отмечают воздействие средств массовой информации, молодежной среды. Эти их суждения вполне согласуются с системой жизненных ценностей подростков, которые подтверждаются многими исследованиями.

Таблица 1

Факторы, определяющие жизненную позицию подростка, %

Семья располагает не просто большими, а уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передаче детям социальной программы общества -- целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.

Формирование тонких психологических механизмов, удерживающих личность от отклонения представляет сферу взаимодействия семьи и школы. Однако семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она находится в сфере многочисленных воздействий, одновременно экономических, социальных, правовых и пр. Семья испытывает трудности в приспособлении к динамичному развитию современного общества, к новой экономической ситуации, вызванной вступлением в рыночную систему хозяйствования. Следует помнить, что отдельные сферы жизнедеятельности общества развиваются неравномерно.

Глубокие преобразования, повлиявшие на облик современной семьи, произошли в обществе не одновременно. В литературе встречаются попытки ответить на вопрос «куда направлен процесс изменения семьи?». Ответить точно, наверно, невозможно, но можно согласиться с мнением видного американского социолога Э. Берджесса, который утверждает, что процесс городской индустриализации и сопровождающее его дробление и обезличивание жизни должны усилить потребность в устойчивых личностных отношениях. Семья не исчезает, но изменяется и ее форма, и ее основы.

Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на ее воспитательные возможности.

Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо сейчас, когда идет коренная ломка традиционной структуры воспитания. Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида.

Это подтверждает, что через укрепление роли семьи в обществе, как основного института воспитания и взращивания личности, возможно преодолеть проблемы социальных аномалий.

Таким образом, семья -- агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. И главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости. И только через духовно-нравственное совершенствование семьи возможен духовный рост общества.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Семья утрачивает некоторые ценности и меняет приоритет в их реализации, испытывает ослабление общественного контроля за поведением людей, что связано с ростом урбанизации, и ослабление экономической взаимосвязи членов семьи, падение авторитета ее главы -- мужчины, что связано с ростом экономической и юридической самостоятельности женщин и т.д. Без укрепления нравственно-психологической основы семьи будет продолжаться падение ее стабильности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное поведение.

Анализируя личность подростка с девиантным поведением в различных его проявлениях, отмечаем зависимость от следующих причин:

1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности по следующим причинам:

1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.

2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Д.: Медицина, 1999.С.35..

Работа социального педагога с подростками юношеского возраста.

Эта возрастная группа имеет свои особенности в расстановке приоритетов, что требует от социального педагога особой стратегии и тактики. Здесь важно не отпугнуть подростка нотациями, не дать ему замкнуться в себе, зациклиться на собственных понятиях в стиле юношеского максимализма, достучаться до его «понятий» и корректировать их. Если социальный педагог владеет этой аудиторией, то можно говорить о «ювелирной» работе.

Не следует забывать, что молодой человек не пустой сосуд, а уже наполовину наполненный социальным опытом, как хорошим, так и плохим и его последствиями, что затрудняет воспитательный процесс.

Молодёжь - особая социально-демографическая часть общества. У неё свои психологические особенности, характерные для неё проблемы: освоение политических и моральных ценностей, выбор профессии, создание семьи. Возрастные границы молодёжи определяются в пределах от 14 до 28 лет. Наиболее сложным является юношеский возраст (14-18 лет). В это время происходит открытие своего «Я», резко расширяется сфера общения и деятельности. Родители отходят на второй план. Появляются новые друзья и новые компании.

Нарушается связь между поколениями. Ослабевает положительное воздействие старшего поколения на молодое. «Молодые» получают свободу и непременно хотят воспользоваться ею. Отсюда пьянство, наркомания, проституция и другие виды девиантного поведения.

Важным условием преодоления девиантного поведения в молодёжной среде выступает эффективная профилактическая работа. Её цель - создание условий, препятствующих возникновению различных форм социальных отклонений, а так же их распространению. В семье эта работа должна осуществляться родителями. Она предполагает разъяснение детям степени опасности для их здоровья и здоровья окружающих вредных привычек и склонностей, ознакомление их с возможными последствиями, связанными с нарушением нравственных и правовых норм. Средством профилактики служит и личный пример родителей. Их образ жизни, взгляды на различные проблемы, взаимоотношения перенимают и копируют дети. Самой эффективной профилактикой девиантного поведения в условиях семьи является родительское воспитание - ежедневная и кропотливая работа.

Отклоняющееся поведение присутствует в нашем обществе, и этого нельзя отрицать. С переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более актуальной. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

На мой взгляд, основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и токсикомания, сексуальные отклонения, самоубийства. Если же говорить о профилактике то, прежде всего, она заключается в правильном и последовательном воспитании молодого поколения, в трудовой деятельности молодёжи, а также в работе педагогов и учителей.

Попытаемся рассмотреть основные виды отклоняющегося поведения молодёжи, а также роль профилактической работы для предотвращения этих отклонений.

Таким образом, острота и актуальность проблемы отклоняющегося поведения молодых людей требует от всех лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

По всей видимости, начинать профилактические работы нужно с воспитания. Именно оно является основным профилактическим средством. Причём воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, и в первую очередь родителями.

Родители оказывают большое влияние на молодое поколение. Поэтому именно они в большей степени несут ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Есть несколько принципов воспитания:

У родителей должны быть дружеские отношения со своим ребёнком. С самого раннего возраста они должны смотреть на своего ребёнка, как на самостоятельную личность. Должны знать, что он умеет чувствовать так же как взрослый. Он должен постоянно чувствовать себя членом семейного коллектива. Для этого с ним нужно говорить о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства. Причём в этом маленьком коллективе на него должны возлагаться какие-нибудь обязанность. Но также нельзя забывать про его личные взгляды и планы.

Родители не имеют право обращаться с ребёнком не честно. Должно быть честное отношение к ребёнку. Это основывается на личном примере. Родители постоянно должны доказывать своим поведением, что умеют держать слово. Они на деле должны доказывать, что он от них всегда получит правдивый ответ.

Справедливое отношение к ребёнку. Его нужно учить во всём достигать наилучших результатов и хвалить за достигнутые результаты.

Родители не должны забывать, что в возрасте 14-20 лет молодой человек хочет почувствовать себя полноценным членом общества. Нельзя обращаться с ним, как с маленьким ребёнком. Конечно, родителям это доставляет удовольствие, но в тоже время тормозит полноценное развитие личности ребёнка. Не нужно делать за него то, что он мог бы сделать и сам. Ему нужно дать свободу, но в тоже время и ограничивать её. Чем раньше ребёнок научится быть самостоятельным, тем легче ему будет в жизни.

Проведенные исследования показывают, что отклоняющееся поведение подростков тесно связано с направленностью и способами их социализации в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания трудно исправимы. Однако, негативные последствия неправильного воспитания, в том числе и формирование навыков агрессивного поведения, корыстных установок, могут быть предотвращены своевременным вмешательством специалистов, в частности, практического психолога, социального работника.

Созданные сегодня психологические службы семьи проводят диагностику, психокоррекционную работу с теми, кто желал бы иметь полноценные отношения в семье, но не владеет нужным опытом, не знает, как это сделать и сам ищет помощи у специалистов. Семьи же с асоциальной и антисоциальной направленностью, то есть те, для которых нелады с моралью и законом -- норма жизни, нередко остаются за пределами семейных психологических служб, так как представители таких семей редко самостоятельно обращаются за помощью. Хотя именно они чаще всего формируют детей с глубокими отклонениями в поведении. Не ищут помощи у психологов и педагогов те, кто считает свою семью сегодня вполне благополучной. Часто для них правонарушение, совершенное их «ребенком» -- полная неожиданность, некое «беспричинное» событие. Такие «благополучные» родители склонны видеть причину случившегося в неблагополучном стечении обстоятельств, влиянии улицы, школы, и очень редко в собственных воспитательных огрехах.

В результате исследований выясняется, что проявления таких социально-нравственных отклонений в поведении, как насилие в разрешении межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и негативизм связаны со стилем семейной социализации. Полученные результаты позволяют дифференцировать стиль семейного воспитания подростков, совершивших жестокие насильственные преступления (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, квалифицированные изнасилования в сочетании со злостным хулиганством) и совершивших корыстные преступления (кражи личного, государственного и общественного имущества).

Было установлено, что несовершеннолетние, совершившие насильственные посягательства, в отличие от ненасильственных корыстных преступников, большое значение придают правилам, регламентирующим ситуации применения физического насилия, то есть «точно знают», в какой ситуации и как они должны применять физическую силу. Насильственной группе посягателей свойственны идеализация и ритуализация насильственных форм поведения, что, по нашему мнению, указывает на большую роль подобных стереотипов в поведенческой практике этой группы преступников.

Изучение обстоятельств, обусловивших насильственные способы решения конфликтных ситуаций, побудило сопоставить условия семейной социализации представителей двух групп несовершеннолетних преступников: насильственной и корыстной. Исследование показало, что представители обеих групп воспитывались в неблагоприятной семейной обстановке: родители, один или оба, злоупотребляли спиртным, часто ссорились между собой, ссоры нередко переходили в драку, ребенка с детских лет подвергали жестоким физическим наказаниям.

Эти дети чаще воспитывались в условиях разделения семьи на две враждующие группы: ребенок и мать -- с одной стороны, отец -- с другой. В условиях существования внутри семьи двух враждующих группировок, подростки легко усваивали навыки агрессивного насильственного поведения, так как наблюдение и испытание насилия на себе сочеталось с высокой мотивационной готовностью использовать эти образцы в собственной поведенческой практике, чему способствовали одобрения со стороны матери, прививавшей ребенку ложное представление о социальной справедливости. При этом дети из таких семей не были лишены материнской опеки, не испытывали депривации эмоционального общения с матерью, что облегчило раннее формирование высокой самооценки, самостоятельности, умения постоять за себя. Эти дети не имели трудностей в освоении сферы «Я» -- «Другие люди». Более того, часто они впоследствии становились лидерами подростковых групп, носителями агрессивной субкультуры.

Дети, совершившие впоследствии корыстные посягательства, чаще воспитывались в эмоционально-отчужденных семьях, что вело к задержке в формировании устойчивости самооценки, личностной определенности, адаптированности.

Изучение семей, которые вызывают или могли бы вызвать отклоняющееся поведение детей, позволило обобщенно разделить их на три группы. К первой группе относятся такие семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю и т. п. или асоциальное поведение. Ко второй группе относятся семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, дефицит любви, враждебность доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях. Для третьей группы характерны деформации в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия, когда отец является авторитетным представителем общественных норм и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; дефицит заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; преобладание штрафного воздействия на детское поведение; ограничивающий характер требований к ребенку, которые высказываются часто в форме запретов («не делай этого!»), что приводит к дефициту конструктивных элементов в детском поведении; воспитательное воздействие направлено преимущественно на формирование послушания и дисциплины у ребенка. В подобных семьях распространено также либеральное воспитательное воздействие, в результате которого затрудняется формирование последовательной системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерная опека над ребенком со стороны одного или двух родителей; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам социального контроля.

Проведенные нами обследования ценностных ориентаций 16-летних подростков показали, что при значительных общих изменениях в шкале ценностей ценность семьи остается у них незыблемой. Это залог того, что после родительской семьи они будут создавать собственные семьи. Соглашаясь с оптимистическими прогнозами, одновременно следует реально смотреть на те серьезные изменения, которые рождают не только позитивные, но и негативные последствия, создают новые проблемы в воспитании молодежи.

Управление профессиональным самоопределением молодежи имеет важное социальное значение, поскольку является частью процесса социализации личности и рассматривается как существенная сторона развития индивида. Трудовая деятельность является одной из важнейших сфер жизни человека. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий период от возникновения профессиональных намерений личности до выхода из трудовой деятельности. По мере развития процесса самоопределения происходит расширение социальных ролей и намерения относительно желаемого социального статуса.

Профессиональное самоопределение молодежи на протяжении нескольких десятилетий планировалось государством, интеграция в социально-профессиональную сферу происходила по ограниченному количеству маршрутов. В связи с изменением социально-экономических условий людям приходится принимать нормы и ценности, осваивать новые сферы и виды профессиональной деятельности.

Таким образом, изложенное приводит к концептуальному выводу: профессиональное самоопределение - сознательное и активное выявление и утверждение собственного статусного и ролевого положения в системе социальных отношений или общественного распределения труда.

Профессиональное самоопределение протекает под воздействием целого ряда разновекторных факторов, действующих стихийно и целенаправленно. Все эти факторы воздействуют на индивида не непосредственно и автоматически, а опосредованно, через сознание и внутреннюю активность личности.

Всякий выбор, в том числе и выбор «канала» получения профессиональной подготовки, связан с ограничениями. Первая группа ограничений связана с личностными характеристиками молодого человека: темпераментом, характером, интересами, склонностями, потребностями и т.п. Кроме того, в процессе профессионального выбора играют большую роль знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, семейный статус.

На профессиональное самоопределение оказывают влияние процессы, протекающие в мире, общественное устройство, этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей, изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении, демографические процессы, региональные особенности территории; национальный состав общества, поселенческая структура.

Третья группа факторов воздействия на профессиональное самоопределение формируется на уровне микросреды: семьи, системы образования, ближайшего окружения, средств массовой коммуникации, и территориальных особенностей профессиональной и социальной структуры и других. Соотношение объективных условий и микросреды в процессе профессионального самоопределения личности можно понимать как соотношение двух внешних источников формирования профессиональной направленности личности.

Профессиональное самоопределение молодежи на уровне региона имеет несколько характерных особенностей:

Профессиональный выбор не соответствует потребностям экономики региона в кадрах, что связано с формированием в общественном сознании определенного престижного «ряда» профессий;

Практически не согласованы профессиональное самоопределение молодежи и информация о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам; состояние рынка труда, потребность в специалистах и рабочих и возможности трудоустройства выпускников учебных заведений начального, профессионального образования, техникумов и вузов; выпускники периферийных школ проявляют большую реалистичность в выборе профессии, выделяя профессии престижного ряда, но для себя выбирая представленные в инфраструктуре собственного поселения;

Независимо от успеваемости слушатели высказывают предпочтение одних и тех же учебных заведений и профессий;

Учащиеся профессиональных училищ воспроизводят образовательный и профессиональный статус своих родителей и имеют небольшие шансы продемонстрировать вертикальную восходящую мобильность в уровне образования и достижения желаемой профессиональной роли.

В предпочтении всеми категориями молодых людей (свыше 83 %) высшего образования нам видится преобладание статусного восприятия профессии, то есть их привлекает не ценность труда как таковая, а тот социальный уровень, который можно занять, получив высшее образование и определенную профессию из «обоймы» престижных. Кроме того, обучение дает возможность оттянуть время вступления во взрослую жизнь с ее проблемами выбора места жительства, создания семьи, получения желаемой работы и т.д. Таким образом, молодые люди «отодвигают» начало жизненного пути, избегают ряда социальных конфликтов.

Выявление факторов, анализ их влияния на результат самоопределения открывает путь к проектированию социальной системы управления профессиональным самоопределением молодежи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях с учетом личностных потребностей молодежи и интересов общества.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии.

Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма, стоящая перед молодежью. Исходя из материалов исследования, можно сделать вывод, что все же честность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборе профессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства, но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только за честные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работой можно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путь получения дохода и они спокойно поступиться нормами морали - 32%.

Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми.

После того, как человек уже определил, как и ради чего, он будет жить и работать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать. Существует два основных сектора экономики - частный и государственный.

После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру.

Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

1. Позиция родителей

2. Позиция друзей и сверстников

4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (главная цель, «жизненная перспектива», внешние условия достижения целей, представление о собственных возможностях).

5. Уровень притязаний на общественное признание

6. Информированность

7. Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

1. определившихся - 30%

2. колеблющихся - 30%

3. неустойчивые - 15%

4. пассивные - 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают, что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк.

Согласно проведённого опроса (Приложение 8), среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (15%), а так же шофером, машинистом (10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (8%); военный (8%); инженер, конструктор (5%); медработник, врач (5,5%); артист, писатель, художник (5,5%); менеджер (4%); ученый исследователь (4%); профессиональный вор или мошенник (4%); дипломат (3,5%); летчик, моряк (2%); домохозяин (2%); рабочий (2%); торговый работник, коммерсант (4%).

Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (15%); медработник, врач (12%); предприниматель, бизнесмен (10%); учитель, воспитатель (9%), желание заниматься домом и хозяйством (7%); руководитель менеджер (8%); артист, писатель, художник (6%); торговый работник, коммерсант (5%); намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили (3,5%)

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данное исследование, это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают другие профессии.

По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера деятельности - это быть специалистом с в/о. Только дети из семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.

Престижность - еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий (3,9%), тракторист (3,6%) и инженер (4,5%).

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в современных условиях. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились.

Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила «наличие высокой квалификации, знаний», что никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации. Следует отметить, что выбор молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит о серьезном осознании молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется.

Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь есть много проблем.

Именно теперь важно государству и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Только тогда возможно стабильное развитие нашего общества в рамках цивилизованного, социального государства.

министерство образования и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

г. Благовещенск, 2016 г

Разработчик: Булгакова Татьяна Владимировна, социальный педагог

Образовательная организация: государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Из опыта работы социального педагога

Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян, нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в системе образования всегда было неоднозначным. У одних эти дети вызывают чувство жалости и сострадания, другие считают, что дети-сироты требуют особой жёсткости и повышенной требовательности по отношению к ним. Действительно, это дети особые, по воле случая пережившие психологическую травму. Воспитание их происходило не всегда в комфортных условиях. Все это включает детей-сирот в «группу риска» по девиантному поведению, а в некоторых случаях формирует склонность к совершению поступков, отклоняющихся от принятых в обществе норм. Поэтому работа с данной категорией детей должна строиться с особой тщательностью и с участием разных специалистов учреждения: социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога-психолога и администрации учреждения.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетиться, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами таких детей об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у 16-летних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет компенсировать подростку недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенности социальных потребностей.

Дети-сироты юношеского возраста характеризуются особым способом социализации. Для них характерны следующие социально-психологические особенности:

    неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

    нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

    низкий уровень социального интеллекта, что мешает принимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

    слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

    потребительская психология по отношению к близким, государству, обществу;

    неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

    несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

    несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилье, развлечение);

    низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимание;

    склонность к зависимому и саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, алкоголь, легкие наркотики, токсичные и лекарственные вещества); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

В этом возрасте так же остро стоит проблема выбора профессии. Но представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма для них является огромной. Стоимость вещей, необходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Они не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни таких детей приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны…», «Вы обязаны…», «Дайте нам…» и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, вернуться в семью. Им кажется, что их родители сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой картиной.

Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных ценностей. Любой человек, который их пригрел, пожалел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям.

Деятельность социального педагога осуществляется с учетом особенностей развития каждого воспитанника. Учитывая психологические особенности, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого воспитанника. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. Только при условии хорошего знания индивидуальных особенностей, установлении тесного и доверительного контакта с каждым студентом данной группы воспитательная работа может дать хороший результат. Система моей работы как социального педагога с каждым студентом данной группы строится следующим образом.

Первичное собеседование проходит в начале сентября: знакомлюсь со студентом, провожу беседу, выясняя мотивы выбора учебного заведения, психологический настрой.

Знакомство с личным делом студента начинается с изучения документации, выясняется социальный статус, биография и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам с места учебы и проживания.

Консультация со специалистами, работавшими с воспитанником до поступления в колледж. Целью консультация является выяснение психологических особенностей ребёнка, восприимчивость к педагогическому воздействию, наличие или отсутствие склонности к девиантному поведению.

Контроль за определением студента на место проживания по прибытию в колледж. При необходимости - помощь в заселении.

Индивидуальная беседа. С первых дней обучения я стараюсь установить психологический контакт. Сообщаю правила поведения в колледже, в общежитии колледжа, права и обязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выясняю психологический настрой воспитанника на обучение.

Посещения студента на дому совместно с классным руководителем, педагогом-психологом. Проводится регулярно. По результатам составляется акт обследования жилищных условий. При необходимости оказывается помощь в решении бытовых вопросов.

Проведение психологического обследования ребёнка педагогом-психологом с последующей консультацией в первые недели обучения и по необходимости в течение всех лет обучения.

Консультации для педагогов, работающих со студентом. Проводятся регулярно в течение всего курса обучения. Обсуждается стиль взаимодействия с воспитанником, особенности его реакции на воспитательные воздействия.

Важной частью моей работы являются еженедельные беседы с воспитанниками. Контроль психологического состояния, поведения, успеваемости и посещаемости. Совместное решение возникающих вопросов. Как правило, ранее воспитанники не имели опыта самостоятельного ведения личного бюджета. Поэтому особое внимание уделяется обучению рациональному распределению денежных средств. Большое внимание обращается на вопросы обучения, выполнение домашних заданий и взаимодействие с педагогами. Из личного опыта могу сказать также, что помимо проблем, связанных с учёбой, у воспитанников часто возникают вопросы, связанные с трудностями в общении со сверстниками. Часто воспитанники попадают в сомнительные компании. Совет социального педагога в таких ситуациях необходим; вдвойне важно то, что он не воспринимается как нравоучение и, следовательно, не вызывает психологического сопротивления у воспитанников.

Первоначально студентов приходится приглашать для бесед в кабинет социального педагога, но с течением времени совместное обсуждение возникающих проблем и помощь в их решении становится традицией. Ребята делятся новостями, обсуждают их.

Конечно, работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не бывает гладкой. Не у всех студентов всё получается сразу, они делают ошибки. Однако при условии доверительных отношений с социальным педагогом и другими специалистами возникающие проблемы решать гораздо легче.

Статья социального педагога БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» Натальи Николаевны Мерзляковой на тему:

«Опыт работы по профилактике правонарушений в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»

Социальным педагогом в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» я работаю с 2008 года. В нашем техникуме обучаются дети, многие из которых до поступления к нам, находились в трудных жизненных ситуациях: родители этих детей ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь, не занимаются воспитанием несовершеннолетних. Часть обучающихся являются сиротами и опекаемыми, родители которых лишены родительских прав или умерли. Есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак. Многие из этих обучающихся были лишены внимания и ласки со стороны родственников, а некоторые из них ещё обучаясь в школе, состояли на разных видах профилактического учёта. Данной категории детей требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Поэтому моя задача, как социального педагога - проявлять к этим детям уважение, не унижать их человеческое достоинство, не оскорблять, проявлять внимание, заботу и психолого-педагогическую поддержку, стараться воспитать из них настоящих граждан нашей Родины.

Работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и их семьями изначально направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Изучение проблемных обучающихся проводится во всех возрастных категориях. В начале учебного года я, как социальный педагог, основываясь на изучении социальных паспортов групп, совместно с педагогом-психологом, составляю список детей группы риска и их семей, находящихся в социально опасном положении. Одновременно в группах проводим психолого-педагогическую диагностику (социометрию), классным руководителям предоставляем общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В данном документе каждый обучающийся характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, его интересов и склонностей, положения в коллективе. Получив полную информацию о подростке, я составляю индивидуальный план профилактической работы с трудным обучающимся, поставленным на внутренний профилактический учёт техникума. Согласно разработанного плана, совместно с классными руководителями, организую и провожу профилактические индивидуальные беседы и воспитательные мероприятия с детьми, требующих особого внимания и поддержки. Вся проведённая профилактическая работа с проблемным подростком фиксируется в карте индивидуального сопровождения ребёнка: отражается его положительная или отрицательная динамика, успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочное время, характеристики, успехи и достижения, участие в мероприятиях различной направленности.

В решении многих проблем по профилактике правонарушений с обучающимися и их семьями, находящихся в социально опасном положении, важное место занимает взаимодействие с органами и службами субъектов профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Сарапульский», Управлением по делам семьи, материнства и детства, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сотрудничество с органами внутренних дел является эффективным, многие вопросы стало возможным решать оперативно, предупреждая критические ситуации. Инспектор ОДН откликается на возникающие проблемные ситуации, совместно мы проводим индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями и опекунами. Специалисты службы профилактики выступают на классных часах, родительских собраниях, педагогических Советах, участвуют в работе Совета Профилактики. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика – количество правонарушений и общественно опасных деяний за три года снизилось на 3% (с 17 обучающихся до 8).

В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, наш техникум осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, не посещающих образовательное учреждение без уважительной причины, а также систематически пропускающих учебные занятия и учебную практику, родителях, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению своих детей, своевременно передаётся в ОДН МО МВД России «Сарапульский» и КДН.

В техникуме успешно организована занятость обучающихся во внеурочное время. Особое внимание уделяется организации занятости обучающихся, состоящих на разных видах профилактического учёта. Наибольшую заинтересованность они проявляют к занятиям в спортивных секциях на базе техникума и кружках технического творчества, что является хорошей профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Целью работы является 100% охват подростков занятиями в секциях и кружках. Главное – научить подростка заниматься полезными делами, которые отвлекали бы его от совершения противоправных действий. Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, совершении правонарушений, но и в таких социальных пороках, как алкоголизм, наркомания, курение. Поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и наркотическим веществам в техникуме ежегодно проводятся профилактические мероприятия, прописанные в целевых программах: «Социально-психологическая помощь студентам», «Профилактика ПАВ», «Система профилактических действий противоправного поведения студентов», «Комплексное сопровождение детей группы риска». Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, разработана программа социальной адаптации «Ты не один». Основными задачами выше перечисленных программ являются: создание в образовательном учреждении оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности будущего специалиста, создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма и ПАВ.

В заключении, хотелось бы отметить, что несмотря на всю выстроенную в техникуме систему работы по профилактике правонарушений с обучающимися, главным в нашей практике остаётся любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть. Во время индивидуальных бесед с подростком мы видим, как он раскрывается, чувствует, когда к нему обращаются по-доброму, интересуются его делами и успехами, видят в нём личность.

Нам, педагогам, очень хочется, чтобы наши выпускники после окончания учёбы в техникуме сделали свой правильный выбор в дальнейшем самоопределении, не нарушали Закон и были полезными нашему обществу людьми.