Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Киевская русь и ее первые князья. Древнерусское государство киевская русь

Киевская русь и ее первые князья. Древнерусское государство киевская русь

В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912). Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

155. О «запустении» Киевской Руси Банальные версии имеют ту привлекательность, что они позволяют принять без критики решение, над которым трудно и не хочется думать. Так, бесспорно, что Киевская Русь XII в. была страной очень богатой, с великолепным ремеслом, и блестящей

автора

Запустение Киевской Руси Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Распад Киевской Руси Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Сумерки Золотой Киевской Руси, или Первые проблески рассвета Вторая половина XIII века стала для многих русских земель временем окончательного упадка, феодальных войн и раздробленности. Западная Русь пострадала от нашествия монголо-татар менее других русских земель. В 1245

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Право Киевской Руси Первым кодифицированным сборником юридических норм на Руси стала «Русская правда», состоявшая из двух частей: «Правды Ярослава» из 17 статей (1015–1016) и «Правды Ярославичей» (до 1072). К настоящему времени известно более ста экземпляров Краткой,

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги В поисках Олеговой Руси автора Анисимов Константин Александрович

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

От Киевской Руси к Малой Страшный удар по всей древнерусской цивилизации нанесло монгольское нашествие 1237–1241 гг., в результате которого произошла тотальная перекройка политической карты Восточной Европы.Непосредственные политические последствия этого события очень

В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них - это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилиза- ции. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант посточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская циви- лизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русыо, и с Русыо северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери S центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями ва­ряжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил (свер и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался и одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхо­ждении древнерусского государства и династии киевских князей Поро­дил в отечественной науке многовековой спор между норманистами, до­казывающими организующую роль скандинавского начала в становле­нии государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию (I гественного возникновения славянского государства как результата мпигельного общественного процесса.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерус- i кого государства. Это событие летопись связала с именем Олега (879- I I)._Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточ­ных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но мно- н) земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древ­нерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севе­ра на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Jleтопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение договора между Ви­зантией и Русью, весьма выгодного для нас.



В княжение Игоря (912-945) русские совершают новый поход на Византию, он оказался неудачным. Поход был повторен в 944 г. Снова был заключен договор с Византией, менее выгодный для Руси. Князь Игорь погиб при попытке собрать дань с древлян.

Жена князя Игоря - Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа - сожгла столицу древлян город Искоростень. Она про­явила себя мудрой правительницей. «Все на этом свете остроумная Оль­га искала мудростью» - писал о ней летописец. Она объездила всю стра­ну, устанавливая правила, порядок, размеры дани, устраивала погосты - место сбора оброка, определяла места торговли, куда могли съезжаться гости и т.д. В 955 г. Ольга совершила путешествие в Царьград и приня­ла христианство.

Русские совершали походы на Закавказье (80-е годы, 909, 910, 913- 914, 943-944), используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями.

В княжение Святослава Игоревича (964-972) был нанесен сокру­шительный удар Хазарскому каганату. Владения Киева распространи­лись до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Кры­ма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси во­шли земли ясов, касогов, обезов - предков нынешних осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев, абазинцев и др.

Святослав совершил поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. Святослав привлек па свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзником Руси. В 970 г. русские начали наступление. Весной 971 г. император Византии перешел в наступление. Русские героически отстаивали Доростол, но огромное численное пре­восходство греков вынудило Святослава вступить в переговоры с импе­ратором. Русские вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у порогов на них напали кочевники-печенеги. Святослав был убит. Свято­слав закончил процесс объединения восточно-славянских земель.

2. Расцвет Киевской Руси

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Муд­рого (1019-1054). Содержание этого периода состоит в следующем: п окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства

Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, бо­ярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядовичи, заку­пы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и ут­верждается единая государственная религия - христианство, в стране по­являются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Ру­си стала «Русская правда»),

£ Языческая религия не могла уже удовлетворять потребностей фео­дального государства. Попытка реформировать язычество, предпринятая при Владимире и заключавшаяся в объединении главных божеств, в том числе племенных, в единый пантеон во главе с Перуном, копировавший отношения, сложившиеся на Руси между князем и его дружинным ок­ружением, как полумера, успеха не имела, и религией раннефеодального древнерусского государства стало христианство.

Решающую роль в утверждении христианства на Руси сыграла Ви- зантия. Немаловажное значение имела и Болгария. С обеими этими странами, особенно с родственной по языку и культуре Болгарией, Русь издавна была тесно связана. Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс феодалов рассматривал хри­стианство, как наиболее приемлемую форму идеологии возглавляемого им общества.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христиан- i I на как господствующей религии произошло 988 г. Новую веру вводи- ни силой. Свергали, рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся“ук- попиться от крещения, пугали конфискацией имущества и смертью и за- I оняли в реку для крещения «страхом».

Принятие христианской религии, заменившей традиционные пле- мгиные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило Авторитет государства, подняло значение | пяжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и питие восточнославянского общества, оказалоогромн^^ политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию ■ пьтуры. Принятие христианства включило Русь в систему_общехристанских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызы- пип, острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» ой! словило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития. I

При Ярославе Мудром продолжалось укрепление рубежей РуЯ На юге, на р, Сан, высились стены города Ярослава, на северо-западе, земле «чуди» (эстов), был заложен Юрьев (Тарту), названный христши ским именем Ярослава Мудрого - Юрий. В 1036 г. у самого Киева ру! ские наголову разгромили печенегов, остатки которых откочевали я юго-запад. К югу от Киева, в Поросье, стали оседать признавшие с< и подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи 1

Развитие феодализма выражалось прежде всего в росте феодальна го землевладения. В XI - начале XII в. этот процесс идет очень быст *(Источники той поры часто говорят о крупном феодальном землевлаш нии князей, бояр, монастырей.

Развитие феодального землевладения находит яркое отражений! «Русской Правде». Она была составлена в 1072 г. Изяславом, Святосн! вом и Всеволодом - сыновьями Ярослава Мудрого.

Отношения между государствами в XI - начале XLU в. были npl имущественно мирными: имели место только два военных конфликта 1043 г., когда русские войска совершили последний поход па КонстЯ тинополь, и в середине 1110-х гг., когда киевский князь Владимир IVfl номах предпринял попытку посадить на византийский императора и престол своего ставленника.

В период существования единого государства Русь, с конца X I начала XII столетия, оно играло заметную роль в международных о им шениях. Киевские князья вмешивались в политическую борьбу в По/Я ше, Венгрии, Норвегии. Поддерживались постоянные связи, в том чип! через многочисленные династические браки, также с Германией, Вши тией, Швецией, Данией, Чехией, Францией.

Пока Русь оставалась относительно единым государством, ее ii|> вители проводили общерусскую внешнюю политику: преимуществе! iit| ориентация на союз с теми или иными иностранными государстниК| (Византией, Германией, Польшей, Венгрией) бывала в XI - начале* столетия следствием личных (матримониальных в первую очередь) С1 зей тех или иных князей. Иная ситуация сложилась в период раздет ленности. Теперь каждая земля проводила свою внешнюю полш ий Нередки были в XII - нач. ХШ в. факты участия иноземцев (полошЯ венгров, поляков) в междоусобных войнах русских князей.

3. Древнерусская культура

В формировании древнерусской культуры решающее значея имело принятие христианства в его восточном, православном варили!

>n<> приобщило страну к культурам византийской, а через нее опосредо- нпнно - к античной и ближневосточной. Но еще задолго до крещения Русь стала входить в орбиту формировавшейся славянской христиан­ской культуры - благодаря усвоению славянской азбуки, созданной Ки­риллом и Мефодием Деятельность Кирилло-Мефодиевской миссии происходила во второй половине IX в. в других славянских странах, Болгарии и Моравии, но уже с начала X столетия один из двух создан­ных ее трудами славянских алфавитов - кириллица - стал использоваться на Руси. А после христианизации сюда пошел мощный поток славяноя- 1ЫЧНОЙ литературы.

Памятники, созданные во второй половине JX-X вв. в Болгарии, Моравии, Чехии, сохранились в основном в русских списках (некоторые только в русских), то есть Русь выступила, в силу исторических об­стоятельств, хранительницей ранней славянской литературы, созданной ia ее пределами.

Появление письменности на славянском языке, понятном всему на­селению (в раннее Средневековье речь славян из разных-регионов отли­чалась еще незначительно), и введение богослужения на славянском языке (это также было наследие Кирилло-Мефодиевской миссии) имело неоценимое значение для культуры русского Средневековья. Эти черты отличали славянские православные страны от католической Европы (в юм числе славянские страны, принявшие христианство из Рима), где языком богослужения и соответственно литературным языком была первые века после христианизации латынь, знание которой было уделом небольшого слоя ученых людей.

На Руси же язык письменности был близок к жиьому языку. Это, во-первых, привело к весьма высокому для раннего Средневековья уровню грамотности: он открылся благодаря находке археологами в се­редине прошлого столетия (1951 г.) берестяных грамот - писем различ­ного содержания на бересте, выполненных людьми самых разных слоев древнерусского общества (ныне такие грайоты обнаружены уже в де­сятке древнерусских городов; большая их часть происходит из Новгоро­да, где сохранению бересты в земле помогали почвенно-климатические условия). Во-вторых, способствовало быстрому развитию собственной оригинальной литературы.

Большинство произведений литературы, дошедших до нас от до­монгольского периода - памятники церковной литературы, в первую очередь богослужебного характера, которые лучше всего сохранялись. Среди них есть выдающиеся произведения - «Слово о Законе и Благода­ти» митрополита Иллариона (середина XI в.), памятники житийного

жанра - Жития Бориса и Глеба, первых русских святых, Феодосия Пе­черского (вторая половина XI столетия).

Одним из оригинальных жанров древнерусской литературы было летописание. Его зарождение исследователи датируют по-разному - концом X в. (эпоха Владимира Святославича), 1030-ми гг. (княжение Ярослава Владимировича), второй половиной XI в. Наиболее ранним памятником летописания, дошедшим до нас в относительно цельном ви­де (в составе Новгородской первой летописи) является так нназываемый Начальный киевский свод конца XI столетия. В начале XII в. в Киеве была создана «Повесть временных лет» - произведение, в котором исто­рия Руси была вписана в историю общеславянскую и мировую. В XII - начале XIII вв. летописи создаются уже во многих центрах Руси - Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Ростове, Г аличе.

Сохранился также ряд произведений, уникальных по своим жанро­вым характеристикам. Таково, например, «Поучение» Владимира Мо- номаха (начало XII в.) - целый комплекс сочинений^созданных киев­ским князем. Самое выдающееся по своим художественным достоинст вам произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец ХП столетия) - вместе со сходным с ним но манере «Словом о погибели Русской земли» (вторая четверть ХШ в.) представляют собой осколки традиции древнерусской придворной поэзии. Не имеет анало­гий также такой памятник, как «Слово (или Моление) Даниила Заточни­ка» (конец XII столетия).

Высокого развития достигла архитектура, в которой сочетание местные традиции, византийское и западноевропейское влияние. Древ нейшие, сохранившиеся до нашего времени памятники древнерусского зодчества - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове - датируются серединой XI столетия. В XII-начале XIII вв. наибольших высот достигло каменное зодчество в Новгородской и Суз­дальской землях.

Вопросы для самоподготовки.

1.Какие условия способствовали созданию Древнерусского госу дарства?

2.Политическая деятельность первых русских князей.

3.Обоснуйте необходимость принятия для Руси большой религии христианства?

4.Личность князя Владимира в русских былинах?

5.Русь в системе общеевропейских отношений при Ярославе Мудром

Охарактеризуйте письменные источники Древнерусского госу дарства?Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.)

1.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

2.Политическое положение наиболее крупных русских княжеств.

3.Монголо-татарское нашествие и его последствия

4.Разгром шведских и немецких захватчиков

1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятель­ности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять се- ("и великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на ве­ки процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вер! икальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сы­ну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде кня­зей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты ранне­феодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киев­скому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из чис- ла его ближайших родственников. На Руси признавался родовой сюзе­ренитет. У князя была дружина. Между князем и дружиной устанавли­вались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с пружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родопле­менного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами само- \ правления, сохранившегося от догосударственной организации племен.

(Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Молено полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народ­ным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти ин­ституты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой полити­ческой системе. Древнерусское государство превращалось в своеобраз­ную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть ко­торого все более слабела и приобретала номинальный характер. К сере­дине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных кня­жеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда само­стоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Вла- димиро-СуздаЛьское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная респуб­лика).

К середине XII в. положение Руси резко ухудшилось. Углубилась феодальная раздробленность, было ослаблено политическое единство страны. Разорялось хозяйство южных земель, окончательно прервались торговые связи с южными странами и потеряны были придунайские го­рода и Тмутаракань.

Но и в таких условиях борьба Руси с врагами не прекращалась, хо­тя все труднее было добиться объединения сил даже нескольких кня­жеств. Так было в 1185 г.. когда группа князей во главе с Новгород северским князем Игорем Святославичем совершила поход вглубь сте пей. Вначале поход был удачен, однако, углубившись в степь, русские потерпели поражение, Игорь попал в плен. Не случайно поход Игоря Святославича был воспет в бессмертном произведении конца

Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (1157-1174 разрушил Киев и он потерял свое политическое значение центра Руси. В период татаро-монгольского ига Киев утратил роль резиденции митро полита. В 1299 г. митрополит Максим, оставив Киев, нашел убежище в Северо-Восточной Руси.

Владимирское великое княжество, сохраняя свое первенствующе! политическое положение среди остальных северо-восточных земель стало объектом постоянных притязаний со стороны целого ряда русски князей.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и сво< образной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного по ложения Руси между Востоком и Западом в трансформированном вил проявились черты и средневековой западноевропейской, и традицион­ном восточной цивилизаций.

2. Политическое положение наиболее крупных русских княжеств

Владимиро-Суздальское княжество.

С конца XI - начала XII в. вся Русь разделилась на ряд отдельных политических образований. Однако местные особенности как экономи­ки, так и средневековой социальной структуры в разных землях обшир­ной Руси обусловили и разнообразие их государственных форм.

Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Новго­родская республика и Г"алицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество граничило с Рязанским и Чер­ниговским княжествами (к северу от реки Оки), со Смоленской землей и с 11овгородскими владениями. Затем границы на севере шли от Белого озера через реку Сухону в Заволочье, а на северо-востоке - до Нижней ()ки.

После смерти Мономаха край политически обособился; здесь на­чало местной династии положил его сын Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем возникают ряд новых городов и укрепляются старые. К этому ^времени относится первое упоминание в летописи о Москве - 1147 г. Юррий Долгорукий позвал к себе черниговского князя Святослава слова­ми: «Приди ко мне в Москов».

С именем Юрия Долгорукого связано укрепление города Москвы, mi,й одное расположение которой он правильно оценил. Новая крепость прикрывала подступы с юга и юго-запада к Владимиро-Суздальской |гмле.

Борясь за Киев, Юрий вместе с тем. стремился утвердить свое нппяние и в Новгороде, и в других зеКшях Руси. В его стремлении укре­питься на великокняжеском престоле в Киеве видна тенденция к восста- монлению политического единства Руси. Наряду с этим князь Юрий на­чинает борьбу против местных сильных бояр в самом Ростово-

| уздальском княжестве, стремясь ослабить и подчинить их своей вла­сти.

После смерти Юрия Долгорукого стал княжить его сын Андрей Бо- голюбский (1157-1174). Это был один из сильнейших князей на Руси. Разгром Киева в 1169 г. нанес серьезный удар другим князьям - пре­зидентам на киевский престол, стремившимся не только захватить Ки-

·IH кую землю, но и использовать Новгород против Андрея. Князь пере­нес свою столицу в город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от этого го­рода, в^селе Боголюбове, был построен замок, который служил княжеской резиденцией. Отсюда и прозвище князя - Боголюбский. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси.

Однако Андрею не удалось довести борьбу до конца. Слишком сильны были местные феодалы; еще недостаточно окрепли тогда города. Враги Андрея Боголюбского объединились, организовали заговор и убили князя. В княжестве началось восстание крестьян; они громили бо­яр, истребляли княжескую администрацию. С большим трудом восста­ние было подавлено.

Князем стал брат Андрея - Всеволод Юрьевич, прозванный Боль­шое Гнездо (1176-1212). Он много сделал для усиления великокняже-1 ской власти. Не случайно автор «Слова о полку Игореве», называя Все-1 волода «великый княже», подчеркивает его силу и богатство, говоря, что его рать могла бы веслами Волгу «раскропити, а Дон шеломы выльяти». У многих сильных бояр из числа своих врагов Всеволод отобрал «села 1 ...и кони, и скот», раздав их своим дворянам и служилым боярам. Куп­цы и богатые ремесленники Владимира и других городов получили! льготы от князя. Всеволод, как и его предшественники, продолжал борь-1 бу против крупных феодалов, стремившихся к ослаблению великокня-| жеской власти.

После смерти Всеволода в княжестве снова возобновились фео-1 дальные войны, в которых приняли участие не только местные князья,] бояре, но и Новгород и др. Владимирское великое княжество раздроби-! лось на несколько уделов-княжеств, где правили другие князья Всеволо­довичи. Снова начала усиливаться власть великого князя при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширялись. После успешного похода на болгар, здесь был основан новый город 1 Нижний Новгород. Он стал важным торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье и в бассейне реки Оки. . ;

В 1236 г. суздальский князь Ярослав Всеволодович стал и киев­ским князем, а его сын Александр (позже - Невский) - князем в Великом Новгороде. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества выдвигали его претендентом на объединение Руси, но этого не произошло. В результате междоусобных войн, княжество распалось на ряд мелких княжеств.

Господин Великий Новгород.

Центр Новгородской земли - Великий Новгород расположен на реке Волхов, которая разделяет его на две стороны: восточную, Торго­вую, и западную, Софийскую. Новгород примыкает к озеру Ильмень, Реки Волхов, Ловать, и Молога связывали край с Финским заливом, я Днепр и Волга - с Черным и Каспийским морями.

В Новгородскую землю входили не только области новгородских (ильменских) словен, но и финно-угорских племен и народностей - води, ижоры", карел, чуди и др. Новгородская колонизация направлялась в 11рибалтику, опираясь там на город Юрьев (Тарту). Еще в XI в. началось продвижение новгородцев к Белому морю и Уральским горам. В Новго­родской земле издавна было развито земледелие, а также охота, рыбная ловля, солеварение и бортничество. К северу от Новгорода крестьяне добывали железо. Ремесленники работали не только на заказ, но и на рынок. С ростом общественного разделения труда наступил расцвет инутренней и внешней торговли Новгорода. Этому способствовало и его удобное географическое, положение. Новгородские купцы постоянно ездили на остров Готланд, в Швецию, Данию, а со второй половины XII н. расцветает торговля Новгорода с Ганзой, союзом немецких городов. В Западную Европу новгородские купцы вывозили меха, воск, лен, пеньку, сало, тюлений жир и моржовые клыки, ремесленные изделия. Купцы из Чападной Европы ввозили в Новгород сукна, вина, пряности, предметы роскоши. Успешно развивалась торговля с другими княжествами Киев­ской Руси, особенно с Владимиро-Суздальским княжеством.

Сила народных масс Новгорода утвердила вечевую организацию.

I осподствующий класс феодалов стал руководителем республики, при­способив вече для своих классовых целей, прочно удерживая в руках все главные должности. Республика в феодальном Новгороде стала бояр­ской, аристократической. Верховная власть формально принадлежала нече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя па определенных условиях и т. д. Вечем руководили (юяре. Даже в тех случаях, когда на вече собирались восставшие новго­родцы, их борьбу обычно спешила использовать одна из групп бояр, стремившихся захватить власть.

Высшие выборные должности замещались^олько боярами, иногда лаже по наследству. Первое место среди высших должностных лиц за­нимал самый крупный феодал в Новгороде - епископ (позже - архиепи­скоп). Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд, при его дворе велась новгородская летопись; епископ имел своих служилых феодалов и свой полк. Епископ сгоял во главе «совета господ», в который входили бояре, высшие долж­ностные лица. Посадник возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал разных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, сносился с другими государствами. Помощником посадника был тысяцкий. Он командовал народным ополчением, ведал

торговым судом. Новгород имел и князя. Князь с дружиной нужен был только как полицейская сила и как военачальник всех вооруженных сил в случае войны. Кроме того, в лице князя осуществлялась связь Новго­рода с другой частью Руси - «отчиной» приглашенного князя. Князь не мог судить и управлять, он, его бояре и дружина не могли иметь владе­ний в Новгородской земле, не могли участвовать в торговле и т. д. Кня­зю платили жалованье. Вече заключало с князем договор. Если князь на­рушал договор, новгородцы обычно «показывали ему путь», прогоняли его.

Городские массы Новгорода добились некоторых прав в са моуправлении. Город делился на пять концов (районов); эти концы, как и улицы, имели свои объединения (кончай, уличан), выборную админи страцию. Каждый конец имел и некоторую власть над примыкавшей к нему территорией Новгородской земли. Но эти органы фактически тоже находились в руках бояр.

Используя межкняжескую рознь, Новгород не раз успешно отстаин вал свою самостоятельность. Все же обострение классовой борьбы с на­чала XIII в. заставляло новгородских бояр искать поддержки у сильного Всеволода Большое Гнездо.

Но положение в Новгороде усложнялась. Его землям стали угро­жать немецкие захватчики и Литва; обострялась и классовая борьба.

Галицко-Волынское княжество.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в ре зультате слияния двух княжеств - Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам - с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала землю по течению Западного Буга и верховьев Припяти.

На Волыни и в Галицкой земле с их черноземом издавна развива­лось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыбо­ловство. С утверждением феодальных отношений здесь быстро росло! крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр спо­собствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически, бо-| ярство края, особенно галицкое, превратилось в. мощную политическув силу. Служилые феодалы получали от князей за свою службу землю^ отобранную у крестьян или же конфискованную у бояр.

В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую выво. зили в другие земли Руси. В XII в. в крае насчитывалось около 80 горо; дов (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье, Дорогичип и др.).

Попытки обособления Волыни от Киева наметились с ссредицы XI в. Усиление галицких князей братьев Володаря и Пасилько Ростиславичей (1084-1124) вызвало против них союз киевского и волынского кня- jeii и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали борьбу. Галицкая зем- III окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. Оставалась зависимой от Киева.

Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Во- подимирковича (1153-1187). Этот князь настойчиво добивался укрепле­ния своей власти. Он умело использовал сд^зников среди князей на Ру- 41 и одновременно проводил внешнюю политику в соответствии с инте­ресами не только своего княжества, но и всей страны. Его выдающиеся I нособности признавали и современники, присвоив ему прозвище Ос- момысл. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомыс­ле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорский своими железными полки».

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

  • древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;
  • частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;
  • в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;
  • по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата - Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

  • после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;
  • князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;
  • в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;
  • в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

  • норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);
  • древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина «Русь»:

  • «южная теория», согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;
  • «северная теория», согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - военачальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древне­русского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гг. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

  • Олега;
  • Игоря Рюриковича;
  • Ольги;
  • Святослава Игоревича.

3. В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

4. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 - 964 гг., про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

5. Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну («Иду на Вы»), воевал с печенегами и византийцами. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

6. К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

  • под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;
  • во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;
  • из зажиточных дружинников князя началось формирование само­тоятельной политической и экономической элиты - боярства;
  • началась христианизация древнерусской верхушки;
  • Русь начала добиваться признания других стран, в первую оче­редь - Византии.