Опираясь на знания отечественной истории материал параграфа. Все книги про: «опираясь на знания отечественной…
Предметом изучения
Объектом изучения
1)
2) практическо-политическая
3) мировоззренческая
4) воспитательная
Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.
Причины Крымской войны.
Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.
Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.
Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции
Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.
Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.
Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.
Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.
Функции исторического знания:
1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;
2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.
Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.
Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...]
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
(В. Парето )
| В чём автор усматривает причины упадка аристократий в количественном и в качественном отношении? Каким образом происходит, по мнению автора, численное и качественное восстановление правящего класса (укажите два способа)?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В чём автор усматривает последствие упадка аристократий? Укажите по тексту два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые два условия осуществления революции
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Автор пишет, что «в результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера». Опираясь на изученный материал по курсу отечественной и всеобщей истории, обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие процесс постепенной трансформации элит.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Опираясь на материал курса обществознания, укажите три любых канала рекрутирования современной политической элиты, поясните кратко значение каждого из них.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три возможных способа решения этого вопроса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме: «Административно-территориальное устройство России». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
|
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания иэксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании | ||
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) | ||
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы | ||
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения | ||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | ||
К3 | Качество фактической аргументации | |
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании | ||
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) | ||
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример | ||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису | ||
Максимальный балл | 5 |
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
1.Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2.Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.
Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.
План лекции
1. Понятие «история».
2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.
3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.
5. Место России среди других цивилизаций.
1. Понятие «история»
Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?
Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).
История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.
Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.
2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
Мы с Вами установили, что история – это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?
Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое… В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:
Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).
Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.
Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.
Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:
Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.
Главные признаки это системы:
Самоорганизация.
Саморазвитие.
Самодеятельность.
Самодостаточность.
Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.
Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.
Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.
Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - автор множества трудов по русской истории, но главным из них, несомненно, является предлагаемый вниманию читателя «Курс русской истории». В публикуемых лекциях автор освещает основные элементы своей концепции и общей периодизации отечественной истории. Повествование охватывает древнейший период русской истории, «удельные века», развитие Русского государства до середины XIX в. В первом томе содержатся тридцать две Лекции (I-XXXII) русского историка.
История России с древнейших времен. Книга… Сергей Соловьев
В шестую книгу сочинений С.М. Соловьева включены одиннадцатый и двенадцатый тома «Истории России с древнейших времен». В них излагаются события в царствование Алексея Михайловича, т.е. освещается отечественная история примерно с конца 50-х до середины 70-х годов XVII в.
Князь Тавриды Николай Гейнце
Воин, дипломат, блестящий царедворец, князь Г. Потемкин больше известен как фаворит Екатерины II. Истинное же значение этого незаурядного человека для истории России можно определить, опираясь на историческое знание. Роман Н. Э. Гейнце основан на реальных событиях.
Принц Фридрих Гомбургский Генрих Клейст
Материал для драмы «Принц Фридрих Гомбургский» Клейст почерпнул из отечественной истории. В центре ее стоят события битвы при Фербеллине (1675), во многом определившие дальнейшую судьбу Германии. Клейст, как обычно, весьма свободно обошелся с этим историческим эпизодом, многое примыслив и совершенно изменив образ главного героя. Истерический Фридрих Гомбургский весьма мало походил на романтически влюбленного юношу, каким изобразил его драматург. Примечания А. Левинтона. Иллюстрации Б. Свешникова.
Россия век XX-й. 1901-1939 Вадим Кожинов
Данная работа обращена к новейшим, а во многом и непосредственно к современным страницам отечественной истории. Автор поставил перед собой задачу увидеть и осмыслить многообразные явления судьбы страны не с точки зрения той или иной идеологической тенденции, а в свете всего более чем 1000-летнего пути. Именно такой подход демонстрирует автор, излагая события Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации и 1937–39 гг. С начала так называемой гласности появилось немало работ, излагающих многие замалчиваемые до того факты нашей истории.…
Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941 Михаил Семиряга
Автор – известный советский историк – рассматривает сталинскую концепцию внешней политики СССР в 1939–1941 гг., ее реализацию и конкретные результаты. Опираясь на ранее неизвестные и малоизученные источники, он дает новые оценки таким историческим фактам, как заключение советско-германского договора о ненападении и подписание секретных протоколов, события в Польше, Прибалтике и Бессарабии, советско-финляндская война, переговоры Молотова с Гитлером в ноябре 1940 г. в Берлине, преступление в Катыни и др. При всей дискуссионности ряда авторских…
«ПЕТР ВЕЛИКИЙ, Историческое исследование Казимир Валишевский
Казимир Валишевский (1849-1935) - широко известный ученый: историк, экономист, социолог. Учился в Варшаве и Париже, в 1875-1884 гг. преподавал в Кракове, с 1885 г. постоянно жил и работал во Франции. В 1929 г. за большой вклад в современную историографию» был отмечен наградой французской Академии наук. Автор ряда книг по истории России, среди которых наиболее известными являются «Петр Великий (1897), «Дочь Петра Великого» (1900), «Иван Грозный» (1904), «Сын Екатерины Великой» (1910), «Екатерина Великая» (1934). Несмотря на то, что многие оценки и выводы Валишевского сегодня…
Чёрная книга капитализма И Янчук
Настоящее издание коллектива авторов РУСО содержит большой фактический материал о капитализме в отдельных странах и общих, характерных его проявлениях в мировом сообществе. На основе системного, научного анализа изложены выводы и оценки о роли капитализма в истории человечества. Книга адресована массовому читателю и может заинтересовать историков, социологов, юристов, политологов, а также быть использована как дополнительный материал к изучению всеобщей и отечественной истории в ВУЗах.
Русский бунт Александр Пушкин
Эта книга объединяет произведения А. С. Пушкина и М. И. Цветаевой, представителей Золотого и Серебряного века русской литературы. Но здесь они выступают как историки, ни на секунду не переставая быть теми, кем были, – величайшими поэтами. Отсюда – синтез науки и искусства, историческая достоверность и яркость повествования. В центре внимания такой феномен отечественной истории, как бунт. Каковы его глубинные истоки? Почему важно осмыслить русский бунт, опираясь на характер и ценности эпохи, его породившей? Так ли уж он бессмыслен? Возможен ли…
Допрос военнопленных Сергей Сурин
В сборнике обобщен опыт частей и соединений Советской Армии по методике допроса военнопленных, накопленный за годы Великой Отечественной войны, а также определены функциональные обязанности военных переводчиков полка, дивизии, корпуса и следственной части аппарата начальника разведки армии. Материал подготовил к печати генерал-майор Сурин С. И. Ответственный редактор генерал армии Захаров М.В.
В поисках универсального сознания Дора Штурман
В 1992 году в седьмой книжке «Нового мира» была опубликована статья Ренаты Гальцевой «Возрождение России и новый „орден“ интеллигенции». В прошлом году на страницах журнала появились материалы Д. С. Лихачева «О русской интеллигенции» (№ 2) и Алексея Кивы «Intelligentsia в час испытаний» (№ 8). В предыдущем номере напечатана статья Андрея Быстрицкого «Приближение к миру». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей большую работу нашего постоянного автора Доры Штурман «В поисках универсального со-знания». Переосмысливая статьи знаменитого сборника…
Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния Л. Доброхотов
Эта книга о драматическом для судьбы страны соперничестве двух политических лидеров на этапе, вошедшем в отечественную историю под названием перестройки. Она документальна. Обо всех перипетиях изнурительного противостояния Горбачев - Ельцин читатели узнают непосредственно из уст «главных персонажей». Фрагменты речей, выступлений, интервью, заявления и другие материалы, поданные в хронологической последовательности, рисуют достаточно полную картину политического марафона длиною в полторы тысячи дней: с октября 1987-го по декабрь 1991 г. Привлечен…
АДМИРАЛ КОЛЧАК: ПРАВДА И МИФЫ Владимир Хандорин
Научно-популярная монография кандидата исторических наук В.Г. Хандорина посвящена одному из наиболее противоречивых и неоднозначных имен отечественной истории, вокруг которого продолжаются дискуссии среди ученых и политиков – военно-политическому деятелю, белогвардейскому Верховному правителю периода Гражданской войны, выдающемуся флотоводцу, ученому, полярному путешественнику адмиралу А.В. Колчаку. Книга, написанная доступным литературным языком, опирается на широкий круг документальных источников и литературы и представляет попытку…
Императорская Россия Евгений Анисимов
Книга, написанная известным историком и писателем Евгением Викторовичем Анисимовым, содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Перед вами предстанут два столетия русской истории, во многом определившие дальнейшую судьбу страны. Это была эпоха, когда закладывались основы могущества России, эпоха становления великой державы. Но это же время обусловило и ее падение в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной хронологической манере изложения, включены увлекательные вставки:…
Рюриковичи. Исторические портреты Валерий Курганов
«Исторические портреты» рассказывают о наиболее известных представителях династии Рюриковичей, правивших на Руси почти семь с половиной веков. Автор опирается на труды отечественных и зарубежных ученых, работавших с оригинальными документами, летописными источниками и результатами археологических раскопок. События русской истории сопоставляются с событиями, одновременно происходившими у европейских и азиатских народов.
В этой книге д-р ист. наук проф. Д. Н. Альшиц излагает свою концепцию начальной истории самодержавия. Опираясь на введенные им в научный оборот исторические источники - Список опричников Ивана Грозного, Официальную разрядную книгу московских государей, а также на неизвестные ранее литературные сочинения XVI в., - автор показывает, что опричнина была не случайным и кратковременным эпизодом, а необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти. Книга написана в живой полемической манере и рассчитана на любителей…
Кто добил Россию? Мифы и правда о Гражданской… Николай Стариков
Октябрьская революция стала величайшей катастрофой в отечественной истории. Осенью 1917 года тысячелетняя Российская держава фактически прекратила своё существование. Советская история началась с чистого листа. Как такое могло произойти? Было это случайностью - или итогом изощрённой политической игры? Внутренним делом России - или результатом воздействия извне? Зачем был убит Григорий Распутин? Почему большевикам удалось так легко захватить власть? Кто стоял за ними? Кто развязал в России Гражданскую войну? Зачем Ленин и Троцкий затопили…
Кто убил Российскую Империю? Николай Стариков
Могучая и великая Россия была уничтожена в 1917 году за считаные месяцы. История этой величайшей катастрофы до сих пор во многом загадочна, и вопросов здесь куда больше, чем ответов. Почему заурядный хлебный бунт перерос в революцию? Почему Николай II и его брат так легко отреклись от трона? Как случилось, что всего через восемь месяцев после «победы демократии» никто не хотел защищать ее «завоеваний», фактически без сопротивления позволив большевикам захватить власть? Кто стоял за кулисами всех этих трагических событий? Кто убил Российскую Империю?…
Вариант № 289032
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из приведённого ниже характеризует общество как систему?
1) обособление от природы
2) постоянное развитие
3) сохранение связи с природой
4) наличие сфер и институтов
Ответ:
Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?
1) начальное профессиональное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) общее образование
4) среднее профессиональное образование
Ответ:
Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует право учащегося на образовательную программу, созданную с учетом его индивидуальных особенностей?
1) гуманизация
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) интернационализация
Ответ:
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Рыночная экономика, в отличие от командной
1) исключает инфляцию
2) порождает товарный дефицит
3) обеспечивает полную занятость
4) порождает конкуренцию товаропроизводителей
Ответ:
Если численность занятых в стране равна 29 млн человек, численность рабочей силы - 30 млн человек, то уровень безработицы равен
Ответ:
Какой показатель даст владельцу коммерческого предприятия «Омега» информацию об эффективности работы принадлежащей ему фирмы?
1) выручка от реализации готовой продукции
2) чистая прибыль предприятия
3) размер инвестиций в производство
4) проценты, уплачиваемые по банковским кредитам
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке книжной продукции: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) снижением налогов на книгоиздательские фирмы
2) увеличением спроса потребителей на книги и журналы
3) перепрофилированием издательств на выпуск медийных продуктов и электронных книг
4) государственным заказом издателям на выпуск школьных учебников
5) повышением налогов на книгоиздательские фирмы
Ответ:
Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, а скорость обращения денег не изменится, то, при прочих равных условиях, уровень цен снизится.
Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то, при прочих равных условиях, уровень цен возрастет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П. Сорокин выделял
1) родственные связи
2) накопленный личный опыт
3) расширение состава семьи
4) получение образования
Ответ:
В России до 1917 года помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество). Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальная дифференциация
2) социальная мобильность
3) социальная роль
4) социальная адаптация
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что свойственно любому государству?
1) многопартийная система
2) наличие представительных органов власти
3) правоохранительная деятельность
4) признание прав и свобод человека высшей ценностью
Ответ:
Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками
1) партий избирателей
2) массовых партий
3) кадровых партий
4) авангардных партий
Ответ:
Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?». Результаты опроса представлены в гистограмме (в %)
Какой вывод можно сделать на основании представленных данных?
1) Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач.
2) Более половины респондентов не читают прессу и не получают информацию из нее.
3) Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями.
4) В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о типах политического лидерства?
А. Для большинства современных государств характерно рационально-легальное политическое лидерство.
Б. Харизматический тип лидерства опирается, прежде всего, на традиции, устои, законы династического наследования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?
1) получение наследства по завещанию
2) порядок получения гражданства
3) порядок выплаты алиментов на ребенка
4) порядок приобретения недвижимого имущества
Ответ:
После передачи уголовного дела в суд обвиняемый становится
1) подозреваемым
2) подсудимым
3) преступником
4) осужденным
Ответ:
Двадцатипятилетний гражданин К., не имеющий противопоказаний по здоровью, был освобождён от призыва на военную службу. Что явилось основанием такого решения?
1) женат и воспитывает ребёнка
2) имеет родителей-пенсионеров
3) прошёл службу в другом государстве
4) является православным верующим
Ответ:
Верны ли следующие суждения о правовом статусе несовершеннолетних?
А. Для трудоустройства несовершеннолетнего работника в возрасте 14 лет работодателю необходимо получить согласие органа опеки и попечительства, одного из родителей или лиц, их заменяющих.
Б. Увольнение несовершеннолетнего работника допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».
2) федерализм
3) тоталитаризм
4) монархия
5) демократия
6) диктатура
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
Ответ:__________.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Конституция является единым, обладающим особым юридическими свойствами нормативным правовым актом, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. (Б) В Европе первыми писаными конституциями стали конституции Польши и Франции (В) Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в декабре 1993 года (Г) Следует признать, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (Д) Думается, что могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Можно выделить следующие наиболее общие показатели _____________(А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее ______________(Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идёт увеличение объёма научной информации. Наука превращается в непосредственную ______________(В) общества.
Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов. Происходит _____________________(Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ______________________(Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение _______________________(Е). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Совершенная конкуренция , совокупный спрос , рыночная экономика , равновесная цена , экономическая свобода .
Ответ:
В чём автор усматривает причины упадка аристократий в количественном и в качественном отношении? Каким образом происходит, по мнению автора, численное и качественное восстановление правящего класса (укажите два способа)?
(В. Парето )
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...]
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
(В. Парето )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет, что «в результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера». Опираясь на изученный материал по курсу отечественной и всеобщей истории, обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие процесс постепенной трансформации элит.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...]
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность». (Дж. Кеннеди)
29.2 «Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны». (М. Генин)
29.3 «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых». (Д. Рокфеллер)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.