Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Исследовательская работа по литературе школе. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Исследовательская работа по литературе школе. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады: 2011 год – 2 призера, 2012 – 2 призера, 2013 год – 3 призера; в Международной дистанционной олимпиаде по основам наук количество призеров в 2013 году достигло 24.

Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования.

Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. Поиск необходимого решения проблемы способствует формированию самостоятельной позиции обучающихся, их готовности к саморазвитию и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.

Опыт, полученный в ходе работы над предыдущей темой самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», позволил мне усовершенствовать свою деятельность на уроке. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность учащихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Целью вовлечения школьников в учебную исследовательскую деятельность является активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, а также развитие творческих способностей школьников через совместный творческий процесс учителя и ученика.

Приобщение школьников к учебной исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

Развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;

Формированию самостоятельности, творческой выработке решений; - освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

Формированию навыков исследовательской деятельности; - расширению представлений о способах получения информации;

Развитию коммуникативных навыков;

Привлечению школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

Чтобы организовать исследовательскую деятельность необходимо наличие следующих элементов:

1 – индивидуальность ребѐнка;

2 – индивидуальность педагога;

3 - интересный объект исследования.

Если один из трѐх составляющих выпадает из системы, то система перестаёт работать. Исследовательскую деятельность как учебный процесс можно разделить на несколько этапов.

I. Этап «Это интересно!» В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Доктор педагогических наук А. И. Савенков считает: «Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения». Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. На уроках или во внеурочное время учитель знакомит учащихся с учебно-исследовательской деятельностью на примере работ известных учёных или ранее выполненных исследовательских работ школьников.

II. Этап «Выбираем тему» На данном этапе учителем определяется круг проблем, требующих решения, формулируются темы предполагаемых исследований. Тем должно быть столько, чтобы у учащихся появилась возможность выбора. Требования к теме исследовательской работы:

Тема должна быть интересна ребёнку, учитывать особенности его интересов, склонности;

Через решение предложенной темы ученик должен максимально реализовать свой творческий потенциал, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена сравнительно быстро;

Тема должна быть оригинальной.

Совместная работа при выборе и утверждении тем создаёт атмосферу сотрудничества между учениками и учителем.

III. Этап «Собираем информацию» Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической литературы. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой работы. Приведём один из алгоритмов изучения научной литературы.

1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.

2. Беглый просмотр всего содержания.

3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.

4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.

5. Выписка представляющих интерес материалов.

6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

Можно использовать и другой способ работы с научной литературой. Делим страницу тетради пополам вертикальной чертой. С одной стороны делаем выписки из прочитанного, с другой – записываем свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний. Информация может быть почерпнута также из сети Интернет. В ходе подготовки формируется план поиска информации и оформляется в виде текстового файла. Такой план включает название искомых целей, конкретный универсальный указатель ресурсов, ключевые слова для поиска. Полезно в начале работы сформировать несколько директорий (с мнемоническими именами) для того, чтобы сбрасывать в них найденную информацию. Необходим тщательный отбор и оценка полученной из сети Интернет информации: возможно, что большая её часть окажется бесполезной. Как же поступать в том случае, если по какой-то теме не удаётся найти нужной информации? В статье «Детские исследования в домашнем обучении» А. И. Савенков развенчивает некоторые «педагогические мифы»: «…принято считать, что прежде чем заниматься собственными

Исследованиями, надо долго и нудно изучать всё, что до тебя сделали другие. История открытий и изобретений говорит о том, что всё это совсем не так…» Именно поэтому в ряде наших ученических исследовательских работ список литературы содержит в основном указание на исследуемые художественные тексты.

IV. Этап «Выдвигаем гипотезу» Гипотеза – это предвидение события, это вероятное знание, ещё не доказанное. Профессор П. П. Кохановский даёт следующее определение гипотезы: «Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве». Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, - это проблема. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Выдвижению гипотезы предшествуют следующие операции:

Наблюдения над текстом (текстами) художественных произведений;

Анализ отдельных фактов, касающихся художественных образов, структуры произведения, особенностей языка, индивидуальных особенностей стиля писателя и т. д.; - выявление чего-то неожиданного, нового.

На данном этапе учителю целесообразно предложить школьникам упражнения, позволяющие отработать умения выдвигать гипотезу. При выдвижении гипотез мы пользуемся таким несложным алгоритмом:

1) мозговая атака (школьники предлагают варианты решения проблемного вопроса, сформулированного учителем по теме исследования, - чем больше идей и чем они неожиданней, тем лучше);

2) классификация гипотез на обоснованные (подкреплённые логическими соображениями и литературными наблюдениями) и «провокационные идеи» (по А. И. Савенкову);

3) выделение самых интересных гипотез.

Можно также использовать приём «Мозговая атака -66». Его суть в том, что учащиеся класса делятся на группы по 6 человек и в течение 6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

V. Этап «Ищем пути решения проблемы. Данный этап характеризуется разработкой программы поиска. Учитель проводит организационную работу по определению видов деятельности над темой исследования, помогает найти все пути, ведущие к достижению цели. Способы решения проблем во многом зависят от темы.

Учителю необходимо познакомить учащихся с общепринятыми, общеизвестными, после чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Чаще всего при выполнении исследовательской работы по литературе мы используем такие методы, как ассоциативный эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над художественным текстом, метод классификации и обобщения фактов.

VI. Этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные» Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения полученных данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с указанием страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально заготовленной карточке) – их число может доходить до тысячи. Например, при выполнении исследовательской работы «Особенности обращений в стихотворениях А. С. Пушкина» нами было зафиксировано 794 примера обращений. Это один из самых трудоёмких этапов исследовательской работы. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку и классификацию. Классификация даёт возможность наиболее коротким и правильным путём войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает устанавливать ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. В ходе и в результате наблюдений осуществляется описание исследовательской работы. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определённую систематизацию материала. Материал может быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые оформляются как приложение.

VII. Этап «Готовим проект» Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится «сообщение», прообраз «доклада», автореферат, который в нашем случае называется исследовательской работой. На данном этапе учитель консультирует учащихся, координирует их работу, учит правильному оформлению исследовательской работы.

VIII. Этап «Защищаем исследовательскую работу». Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения учащихся исследовательской деятельности. Ученик, сделавший открытие, часто стремится рассказать об этом другим. Именно поэтому этап защиты исследовательской работы важен, в первую очередь, не столько для тех, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает о своём открытии. О выполненной работе надо не только рассказать, её нужно защитить. В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, только краткое отражение основного содержания всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут, поэтому при подготовке доклада из текста надо отбирать самое главное. При изложении материала следует придерживаться плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Самый простой – первый уровень, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

На уроке литературы знакомлю с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даю я. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем ставлю проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником. Аналогичным образом проходит урок по составлению кроссворда.

На уроке литературы «Сочинение сказки» я стремлюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она «складывается». Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость «Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается». Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

В среднем звене я провожу такие типы уроков литературы: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ).

В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы.

Курс литературы предоставляет много возможностей для развития исследовательских навыков. Уже на первом занятии по теме «Роль книги в жизни человека» задаём проблемный вопрос: каково значение книги и чтения в жизни людей? Загадки о книге, выступление библиотекаря, статистические данные о читателях школы позволят обучающимся включиться в осознание проблемы и наметить пути её решения. Дети, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, вдруг сталкиваются с проблемой: если в 20 веке наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться. Далее используем приём «Три вопроса»:
Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека? Что хочу знать? Как узнать? Предметом исследования становится книга.

Организую работу в группах. Первая группа рассказывает об анатомии книги (переплет, корешок, каптал, форзац, фронтиспис, титульный лист, книжный блок, колонцифра, ляссе, концевой титульный лист, нахзац). Вторая группа готовит сообщение «Путеводитель по книжным страницам» (титульный лист, предисловие, оглавление, справочный аппарат, иллюстрации и т.д.). Третья группа систематизирует материал по теме: «История жизни книги». Дети фиксируют результаты групповых выступлений в тетрадях и переходят к работе с высказываниями известных писателей о роли книги в жизни человека.

Цитаты на доске:

Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. Э. Хемингуэй.

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли.

Мир без книги - мир дикарей... В. Розанов.

Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной. Ж. Санд.

Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим. К. Паустовский.

Чтение - это один из истоков мышления и умственного
развития. В. Сухомлинский.

Книга делает человека крылатым. Ф. Гладков.

Следующий этап урока – вопросы учителя:

Какие книги вы прочитали летом?

Какие произведения оставили свой след в вашей душе?

Какую роль играют книги в вашей жизни?

Какие книги читают в вашей семье?

Выделите из произведений, вошедших в список «100 книг» те, которые

Прочитаны вами.

Обучающиеся делают выводы и подходят к заключительному этапу – рефлексии: на специально прикреплённом на доске плакате «Книги, которые выбирает 5 класс» записывают названия своих любимых книг. Такое исследование послужило поводом для создания научно-исследовательской работы «Читательское досье моего класса», целью которого стало определение читательских интересов сверстников, составление читательского досье класса.

Важную роль в создании ситуаций, требующих применения исследовательских умений, играет организация проблемно – диалогового взаимодействия. Среди многообразия приёмов проблемно – диалоговой технологии необходимо выделить:
- подводящий к знанию диалог (цепочка посильных для обучающихся вопросов);
- побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?).
Самый простой, но действенный приём на уроках открытия истины - предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе, факты биографии С. А. Есенина в 9 классе, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека», 9 класс). Продуктивны также такие уроки литературы в рамках проблемно – диалогового обучения, на которых сталкиваются разные мнения учеников в сочетании с вопросом или практическим заданием на новый материал. (Проблема воспитания в рассказе И. А. Бунина «Цифры»: потакать детским слезам или стоять на своём? Проблема отношения к главному герою: чего больше - осуждения или сочувствия заслуживает Печорин?).

- «Исследуем текст». Пример: «Поэтический хронотоп в балладе В. Жуковского «Светлана».
- «Разгадываем тайну слова». Пример: «Что таит в себе слово «червлёный» из «Слова о полку Игореве»? «Тайна слова «Зиждитель» в оде М. В. Ломоносова».
- «Внимание: эксперимент». Пример: «Словотворчество В. В. Маяковского: пренебрежение нормами русского языка или создание неологизмов для особого художественного эффекта?».

- «Предмет как проблема». Пример: До изучения повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» создаётся проблемная ситуация: представьте, что вы очутились на необитаемом острове. Далее задаётся вопрос: что бы вы почувствовали, что предприняли? Учитель предлагает обратиться к произведению и посмотреть, как ведёт себя герой.

При анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе

Грибоедов Александр Сергеевич
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).

Пушкин Александр Сергеевич
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Богоборческая тема в лирике М. Лермонтова

Гоголь Николай Васильевич
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
«Бесприданница» А. Островского и «Жестокий роман» Э. Рязанова

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич
Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Цветопись как средство создания контраста в цикле «Стихотворения в прозе»
Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого «Отец Сергий» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание».
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Лингвосоционические портреты героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.

Чехов Антон Павлович
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова «Размазня»).
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Синий цвет в поэзии А. Блока

Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Сергей Есенин – поэзия в цвете

Ахматова Анна Андреевна
Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.

Марина Цветаева
Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».

Булгаков Михаил Афанасьевич
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и «Фауст» И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Владимир Высоцкий
Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КИТОВСКОЙ ШКОЛЫ БЕСШАПОШНИКОВОЙ И.А.

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Второй год я разрабатываю методическую тему «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

В своем творческом отчете я провожу анализ того, как организовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, какие формы работы использую я. Останавливаюсь подробно на уроках нетрадиционных жанров, привожу алгоритмы деятельности. Конечно, знание-запоминание не должно оцениваться выше знания-открытия и знания-понимания. Необходимо готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данной работы.

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям отечественной школы". Как мне кажется, в этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью). Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Такое обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем.

Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую или частично-поисковую деятельность ученика в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем.

В этих условиях исследовательский метод оказывается лишь одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности". (И.Я. Лернер)

Чтобы интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать "свое слово", направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой школьника (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"; Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина; Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина "Капитанская дочка"). Но подобные темы имеют своим результатом реферат: учащиеся пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Широко сформулированные темы ("А. С. Пушкин и мировая культура"; "Христианские мотивы в современной литературе") затрудняют конкретизацию материала, ослабляют проблемность, концептуальность анализа. Ю.М. Лотман подчеркивал: "Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого", поэтому найти удачную тему не так-то просто.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

    Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).

    Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

    Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Структура исследовательской работы включает план, раскрывающий подходы к интерпретации темы. Основной части предшествует введение, где дается обоснование проблемы, объясняется, чем данная проблема интересна автору. Здесь же формулируются цели исследования. Работу завершает заключение, где делаются выводы. Обязателен список используемой литературы. Цитаты сопровождаются сносками.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Школьников к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Развивают поисковую активность разные методы обучения. Один из них – литературное творчество. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения-исследования. Наиболее типичным видом творчества, которое активизирует интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников, является художественное домысливание, требующее исследования текста. Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет использование проблемности в обучении: умение сопоставлять, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд явлениях. Эффективным методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс. Важным для будущих исследователей является умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии важную информацию, а также умение сокращать информацию путем исключения лишнего, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.

Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них. Учитель лишь указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий. Также возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников. Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. «Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», - писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Для того чтобы учитель мог организовать процесс обучения школьников, подобно процессу исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском учащихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы, хотя бы на уровне учебных исследований, иметь на своем собственном счету немало "открытий". Учитель должен сам почувствовать "напряженность поиска и радость открытия", чтобы он мог вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, то напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.

Цели и задачи исследовательской работы:

· вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

· развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

· формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков

· интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

· обогащение духовной культуры;

· развитие творческих задатков личности.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы - серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).

Как это выглядит на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове... “ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:

· цветовая гамма, составление спектра произведения

· звуковая гамма «Слова...»

· глаголы движения в «Слове...»

· топонимический словарь «Слова...»

· география «Слова», составление карты

В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности:

АЛГОРИТМ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА

1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме.

3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.

4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.

Успешное исследование, проведенное по одному произведению, явилось стимулом к проведению аналогичного по другим произведениям. (Например, интересные выводы получили мы с учащимися после сопоставительного анализа звуковой и цветовой гаммы двух глав «Мцыри» - герой на воле и возвращение героя к монастырю.)

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Формированию культурологических компетенций учащихся способствует изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы: Критерии выполнения исследовательской работы.

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

Оформление, соответствующее стандартным требованиям.

Критерии защиты исследовательской работы.

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Но здесь речь только об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:

· Самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке

· Сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов)

· Групповая работа - составление тезисов к определенной теме (Интересно прошел такой урок по составлению тезисов к теме «Язык как фактор общественного развития»)

Мною составлены памятки «Как готовиться к уроку-исследованию»:

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках:

1. В ходе изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" учащимся было предложено выписать три категории географических названий: названия мест, где происходят события романа; названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т.п.; названия, упоминаемые в лирических отступлениях. Класс делился на три группы (по желанию). Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту, у каждой группы своя. В процессе работы проектанты обращались и к учителям географии, истории, черчения. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта "Евгений Онегин " на карте". Презентация работы вызвала изумление не только у учащихся, но и у учителей. Учащиеся убедились в правоте В.Г.Белинского, что "роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни", но один из проектантов заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии. Идею такого проекта я позаимствовала у К.С.Лазаревича, кандидата географических наук (Издательский дом "Первое сентября", газета "Литература", №11, 2008).

2. В 10 классе перед изучением пьесы "Гроза" А.Островского я просила учащихся внимательно познакомиться с афишей произведения и выписать из словаря имен значения омонимов. Значение фамилий определяли по толковым словарям С.И.Ожегова, В.И.Даля, т.к. фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных. В групповой деятельности учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М.Кабанова), Дикого, Кнурова. В процессе межгрупповой деятельности ученики выявили родственность происхождений данных фамилий. Кабан – Дик – Кнур – (свинья). Словообразовательный анализ прозвища Кабаниха показал, что суффикс -их- в ономастике при образовании женских имен обозначает презрительное наименование женщин по мужчине. В качестве самостоятельной работы учащиеся выполняли письменную работу на тему: "О чем мне рассказали фамилии главных героев пьесы А.Островского "Гроза".

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

    Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

    Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Вако, 2005.

    Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

    Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

    Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

    Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

    Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

    Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. – 1981. – № 12.

    Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

    Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

    Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?