Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Сколько просуществовала золотая орда. Золотая орда

Сколько просуществовала золотая орда. Золотая орда

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 16-я

Совершенно естественно считать татар татароязычными. Но не тут-то было. В научной литературе на этот счет существуют самые разные мнения. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, не имея на то оснований, уверен директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов.

«Я ПОПРОСИЛ ПРИНЕСТИ МНЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ. ИХ НЕ ОКАЗАЛОСЬ. ВСЕ ДОКУМЕНТЫ НАПИСАНЫ НА ТАТАРСКОМ»

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце.

Марк Твен

Один из историографических стереотипов утверждает, что в Золотой Орде было два государственных языка: монгольский и еще один... Здесь все спотыкаются, пытаясь подобрать подходящий вариант и при этом не называть его татарским. Причем с первым языком нет сомнений: раз империя Монгольская, значит, и язык монгольский. А со вторым начинаются удивительные приключения, где фантазия ученых работает на полную катушку.

Я по образованию физик, и меня традиции историографии не сильно трогают, по крайней мере, не они определяют подходы к изучению истории. Поэтому я наших специалистов попросил принести мне документы на монгольском языке. Их не оказалось. Все документы написаны на татарском. И как вам это нравится?

Возникает вопрос, ведь ученые - серьезные люди, они должны были на что-то опираться в своих выводах о монгольском языке. Действительно, в 1930 году на левом берегу Волги близ села Терновка была найдена рукопись на бересте, датируемая началом XIV века. Она написана уйгурским алфавитом большей частью по-мон­гольски, меньшей - по-уйгурски. Некоторые на этом ставят точку, другие все же продолжают. Берестяной свиток содержит лирические стихи. Этот единственный случай для некоторых служит аргументом в пользу распространенности монгольского языка среди татар, включая администрацию хана. Согласитесь, это не документ, а стихи, к тому же на бересте. В канцелярии хана были и бумага, и пергамент.

Фото: archive.gov.tatarstan.ru

Оказалось, все ссылаются на одного и того же автора - А.П. Григорьева , который все строит на одной-единственной цитате из сообщения Плано Карпини : «...Мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам... И мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227–1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке». Такой вывод сделан из произвольного отождествления татар с монголами, хотя ничто не мешает предположить, что Бату читал по-татарски, ведь у Карпини прямо сказано, что текст перевели на татарский. Предположить, что Бату мог читать на татарском языке, никому из историков в голову не пришло. Поскольку Бату якобы читал на монгольском, значит, язык Орды был монгольский. Это утверждение стало общепризнанным, ученые просто ссылаются на Гри­горьева как авторитетного исследователя золотоордынских документов. Так делается ложная история.

Из всей когорты авторитетных ученых исключением стал Миркасым Усманов , который не видел оснований считать ранние жалованные акты Джучидов монголоязычными, тем более об их языке нельзя судить по русским переводам, как это делает Григорьев. Как можно в русском документе догадаться, что он переведен с монгольского? По якобы «монгольской» терминологии? Но ведь монгольский язык был под сильнейшим влиянием татарского языка. Не татары заимствовали терминологию у монголов, а, наоборот, она перекочевала из татарского в монгольский язык, что доказано лингвистами.

Не менее интересно обстоит дело с татарским языком в Золотой Орде. Казалось бы, совершенно естественно считать татар татаро­язычными, но не тут-то было. В научной литературе на этот счет существуют самые разные мнения. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, не имея на то оснований.

Пред положение о монголоязычных татарах построено на мнении, что монголы, безусловно, говорили только на монгольском, а вот с татарами надо, мол, разобраться. Почему не предположить обратное? Нельзя исключать знание средневековыми монголами татарского языка. Так, по тексту «Сокровенного сказания» видно, что Чингисхан свободно общается с представителями явно тюрко­язычных онгутов («белых татар»), карлуков, уйгур. Это не значит, что все вокруг говорили на монгольском, логично предположить, что Чингисхан, будучи родом из «черных татар», знал свой родной язык.

Некоторые исследователи утверждают о существовании в Средние века смешанного татаро-монгольского пиджина, хотя об этом нет никаких сведений.

Вокруг языка Золотой Орды возникла обширная литература, пытающаяся найти влияние на татар не только монгольского, но также уйгурского, кыпчакского, караханидского, карлукского, чагатайского наречий, называют официальный язык огузо-кыпчакским, хорезмско-поволжским, поволжско-золотоордынским, тюрки или тюркским.

В книгах писатели и художники рисуют татар непременно раскосыми, а в фильмах они почему-то говорят на казахском языке, а ведь татары и монголы Золотой Орды совсем не похожи на современных монголов. Лев Гумилев пишет: «Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и находкам фресок в Маньчжурии, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым... Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других». Несмотря на свидетельства летописцев, на всех портретах Чингисхан изображается типичным монголоидом, за редким исключением. На китайском рисунке XIII - XIV веков, на котором изображен Чингисхан во время соколиной охоты, он явно не канонический.

«СТРЕМЛЕНИЕ НАЗЫВАТЬ ЯЗЫК ОРДЫ ЧАГАТАЙСКИМ, ТЮРКСКИМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТОЛЬКО ОДНОЙ ПРИЧИНОЙ...»

Превращение татар в монголов стало историографической традицией. В то же время все источники в один голос говорят о татарском языке, на котором писали в Золотой Орде. В «Письме об образе жизни татар» доминиканского миссионера Юлиана (1238 год) есть следующее свидетельство о послании хана Золотой Орды королю Венгрии: «Послание же написано языческим письмом, но на татарском языке». Речь идет о руническом письме, которым пользовались в Золотой Орде.

У каждого языка есть свой носитель - определенный народ. Разговорный татарский язык Средневековья отличался от канцелярского и литературного, причем разговорный в своих деталях мог также отличаться от территории к территории. Тем не менее язык привязан к народу и его государству, если, конечно, это не мертвый язык вроде латыни. Стремление называть язык Орды чагатайским, тюркским и т. д. можно объяснить только одной причиной - желанием не называть его татарским. Существуют предложения называть официальный язык Золотой Орды старотатарским или, как компромиссный вариант, тюрко-татарским. В этом нет никакой необходимости, ибо его безошибочно можно называть татарским языком делопроизводства!

У кого есть страна, у того есть язык.

Татарская пословица

«Г АРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДЛОЖИЛ НАМ ПРОВЕСТИ ФОРУМ С УЧАСТИЕМ МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА»

Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо.

Марк Твен

В 1994 году после подписания знаменитого Договора между Москвой и Казанью репутация Татарстана начала расти, хотя некоторые газеты типа The Washington Post называли нас островом «коммунизма». Тогда Гарвардский университет предложил нам провести форум с участием Минтимера Шаймиева . В этом форуме выступали президенты многих стран, знаменитые политики. Довольно престижное мероприятие, где профессоры университета и многочисленные журналисты могут задавать любые вопросы, при этом идет прямая трансляция по кабельному телевидению. Конечно, у нас в аппарате президента нашлись такие, кто отговаривал Шаймиева от поездки, мол, не ваш уровень, но в итоге Минтимер Шарипович решился и мы полетели в Бостон.

О политической стороне этого мероприятия мне уже приходилось писать. Скажу об исторической части: форум открыл знаменитый американский славист Эдвард Киннан . Он скандально известный историк, ненавистный для многих российских ученых, поскольку много лет писал о том, что «Слово о полку Игореве» - подделка ХVIII века, сфальсифицированная чешским лингвистом Йосефом Добровским . Помню, на его толстую и добротную книгу, которая еще была в печати, появились критические статьи в России еще до ее выхода.

Киннан докторскую диссертацию писал по Казанскому ханству и взаимоотношениям Казани и Москвы. Открывая форум, он сказал, что перед ним стоит непростая задача - за пять минут рассказать о 500-летней истории татар. Там мы и познакомились. Позже, будучи в Вашингтоне, я зашел к нему в старинный особняк Дамбартон-Оукс в пригороде американской столицы, Джорджтауне. Он известен как крупнейший центр византистики. К нему примыкает парк. Усадьба вместе с парком и музеем византийского искусства и доколумбовой цивилизации управляется попечителем Гарвардского университета. Киннан в качестве попечителя сидел в историческом кабинете, где в свое время разрабатывался и принимался устав Лиги Наций (ООН).

Мне надо было поговорить о его докторской диссертации на предмет публикации в Казани и о концепции IV тома «Истории татар с древнейших времен». Мы гуляли по парку и рассуждали на разные темы. Он, кстати, был в курсе всех дел в Татарстане, сообщил последние новости из интернета. Русский язык у него был просто блестящим, без малейшего акцента.

Докторскую диссертацию он не решился публиковать на русском, объяснив это тем, что в свое время ему не хватало многих материалов, которые сейчас в обороте: «На английском можно издать, здесь не так много специалистов, а вы лучше подготовлены, без переработки диссертацию публиковать на русском языке нельзя». Тем не менее его идея о клановой структуре татарских ханств стала общепризнанным сюжетом. Он как-то в одном из интервью заметил, что клановая система до сих пор в России не изжита.

В большей степени меня волновала «История татар...», особенно IV том, посвященный татарским ханствам. Не было ясности с границами этого периода. Он спросил:

Каким годом хотите завершить четвертый том?

Я ответил:

Естественно, 1552 годом.

Не получится.

Почему?

Татарский фактор с мировой арены исчезает только с падением Крымского ханства.

Но то гда мы влезаем в русскую историю.

А куда вы денетесь...

Так он подвел итог нашему разговору и пояснил, что постзолотоордынский период был временем непрочных союзов Москвы, Казани и Крыма. Все три игрока боролись за ордынское наследие.

Вся русская историография, пытающаяся доказать, что русские боролись с Золотой Ордой, - ложь: русские были лояльны к существующей власти и не помышляли об отделении, а вот перенести столицу из Сарая в Москву мечтали. И в этом русским помогала часть татар, осевшая в Москве еще во времена Даниила. Москва изначально была полутатарской. Она постоянно пополнялась татарами, ищущими лучшей доли, карьерного роста, или просто авантюристами.

Влезать татарам в русскую историю (да еще с критикой) нам было совсем ни к чему, это неизбежно создало бы нездоровую политическую ситуацию. Но, на наше счастье, было достаточно московских объективных авторов. Они писали наиболее сложные страницы в русско-татарских отношениях. К тому же у российских историков возникли проблемы в своих рядах, появились такие концепции на историческом поле, что было не до татар.

Точно так же мы поступили с Хазарским каганатом. О хазарах писали московские специалисты. После выхода первого тома, где много было сказано о хазарах, ко мне подошел представитель еврейской общины Казани и высказал свое мнение:

Мы читали первый том. Да. О хазарах все правильно написано.

Так ваши же и писали...

Спасибо.

Чужой совет слушай, но живи своим умом.

(Начальник приехал)


Московская сетевая общественность в последние дни взбудоражена обнаружением книги хакасского учёного Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Но название книги верно отражает суть – управление Россией до сих пор проходит по Системе, заложенной в Золотой Орде (от конфуцианской законности до почитания Начальника).

То, что останки Киевской Руси и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Александрович Тюньдешев (Харамоос), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи тнапоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: казначейство, таможня, закон, деньги, Боярская Дума, ямская служба, кара, караул и т.д. Благодаря хану Батыю воины и пастухи степей стали жителями городов – чиновниками, купцами, промышленниками, ремесленниками, владельцами земли и земледельцами, строителями дорог, караван-сараев, больниц и школ. В русском же языке об этом нам напоминают следующие слова: книга, карандаш, учитель, учёный, час и т.д.

Русское (московитское) протогосударство было такой же частью Орды, как Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекский улус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское на Тоболе, Хивинское ханства. Де-юре Россия окончательно вышла из-под контроля Орды только в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству (самому сильному осколку Орды до того времени). Т.е. с этого момента Россия становится единственным правопреемником Орды.

Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приёмного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящён русской православной церковью, и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.

Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.

Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на восемь суверенных государств еще в XII веке, за век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве и в то же время был взаимный интерес в связи с необходимостью охраны западных рубежей. Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства.

Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.

Вот что пишет об этом историк М.Г.Худяков: «Государственная система, введенная завоевателями в побежденной стране, представляла собою верх обдуманности и дисциплины по сравнению с тем патриархальным укладом, какой существовал на Руси до татар. «Азиатское» наследие было предметом гордости, а не осуждения. Оно было органичным элементом русской жизни: русский язык и культура просто пропитаны тюркскими заимствованиями.

Москва как центр формирования русской государственности, в отличие от Суздаля, Владимира или Новгорода, появилась непосредственно из золотоордынской среды. Причём не столько благодаря сбору налогов, сколько потому что она восприняла многие «татарские» законы и политические традиции.

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык - транслитерированная калька тюрко-татарских формул и форм. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали некоему ордынскому формату, вплоть до их художественного оформления.

Канцелярский язык Золотой Орды был тюркским, написанным вначале уйгурской письменностью, а затем и арабской графикой. Практически мгновенно он стал и языком межнационального общения на территории всего Улуса Джучи. Русские писцы владели как тюркским языком, так и арабской графикой. Это подтверждается многочисленными находками арабской вязи на документах и предметах русского быта тех лет, изготовленных русскими мастерами, и даже совершенно естественным переходом с русского на тюркский в «Хожении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина».

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства - так называемый курултай. В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его аналог – Государственная Дума.

Князь и историк Н.С.Трубецкой писал в своих трудах, что «русский царь явился наследником монгольского хана. «Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царём и к перенесению ханской ставки в Москву». Вывод неожиданный с точки зрения привычных нам учебников, но события последующей русской истории прямо указывают на его справедливость.

Мы приводим отрывок из книги Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности», в котором он описывает элементы ордынской государственности, не только дожившие до путинской «вертикали власти» и «суверенной государственности», но и ставшие их основой.

«С правления хана Удэгэя началось китайское влияние на систему управления государством, подмена права конфуцианством.

В Тюрко-Монгольском государстве стал доминировать «тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, и, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений». В китайской концепции закон играет второстепенную роль, в основном репрессивную. «В VII веке император Кан Ши открыто заявил: «Число тяжб беспримерно возрастает, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость… Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, что бы с теми, кто обращается в суды, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к закону и тряслись от страха одной мысли предстать перед судьёй».

Поэтому, эти исторические факторы усугубляли неприязнь к закону. Кроме того, есть и другие факторы, «среди них на первом плане плохая (умышлено плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти.

Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далёк от тяжущихся так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречия и обычаи. Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы. Они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда сомнителен. «Выигранный процесс - потерянные деньги», - говорит народная поговорка.

Всё это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путём внесудебных процедур». Другими словами для китайского общества законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. «Законы, с позиции конфуцианства, никакого значения для улучшения общества не имеют, чем их меньше, тем лучше, обращение к правосудию аморально, и все эти постулаты твердо укрепились в общественном сознании», начиная с Золотой Орды (России) и до современной Российской Федерации.

«Мы высоко ценим, например русских революционных демократов ХIХ века (Чернышевского, Добролюбова и др.), их критические суждения о правовых институтах права царской России справедливы. Однако в системе их взглядов какой-либо позитивной роли праву не отведено, в нём они не видят важного фактора социальных преобразований, формирования демократических институтов. Соответственно и влияние, которое оказали эти авторы на общественное сознание (а это влияние было значительным), не способствовало пониманию ценности права, его престижу, развитию правосознания».

Вот откуда принципиальное различие между Россией и Западом, важнейшее из которых в том, что Западу свойственно стремление построить жизнь на юридических основах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных началах т.е. на конфуцианстве. Отсюда у россиян до сегодняшнего дня в народе отрицательное отношение к закону, выраженное в пословице: «закон, что дышло, куда дунешь, туда и вышло» и неверие в правосудие, окрещённое «басманым правосудьем».

Корни такого отношения к праву ведут в Золотую Орду (Россию). После смерти Чингис-хана произошел отход от того, что предлагал он - «общество построенное на законе» (Великая Яса). Вместо этого законность была подменена конфуцианством и в России она хорошо укоренилась и жива до сих пор. Живучесть конфуцианства, заложенного в Золотой Орде (России) и её приспособляемость в разные исторические периоды была и есть.

Здесь в качестве примера укажем славянофильство, сложившееся в середине прошлого века. Так, «один из активных славянофилов И.Аксаков-младший писал: «Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций – и обеднели душою, готовы рухнуть каждую минуту». Всё это России не подходит.

Поэт прошлого века имел все основания изобразить позицию славянофилов следующими строками «Широки натуры русские. Нашей правды идеал. Не влезает в формы узкие юридических начал». Так уж исторически сложилось, что российское общество и государство издавна отличал дефицит закона и правосознания. Идеология славянофильства есть одновременно и отражение, и оправдание этого. Свойственные ей подходы достаточно живучи, и в тех или иных вариантах не раз встречались и позже.

Ещё один пример – взгляды Л.Н. Толстого. Его противопоставительная формула «жить нужно не по закону, а по совести» не случайна. Неприязнь к праву, отличавшая Толстого-писателя, стала ещё более глубокой у позднего Толстого – моралиста, назвавшего право «гадким обманом», а юриспруденцию – «болтовнёй о праве».

Если у Л.Толстого противопоставление духовных начал и совести праву и закону сопровождается откровенным «изничтожением» этих последних, то у русских философов начала ХХ века (Н. Бердяева, П. Струве и других) столь открытой критики нет, но логика рассуждений ведет к весьма непривлекательным для права выводам.

Ещё раз подчеркнём, что такое отношение к праву в России существует до сих пор. Это одно из доказательств того, что хан Батый - основатель Российского государства. С первых же дней своего правления Золотой Ордой (Россией) хан Батый занялся укреплением государства изнутри. Открывались новые и восстанавливались старые почтовые и караванные дороги. Отстраивались разрушенные во время войны города. Достаточно быстро для такого обширного государства формировались аппарат управления и его структура, с финансовой и налоговой системами».

На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше - на Италию и в Но мечта великого завоевателя свершилась - монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи - самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.

Что такое Золотая Орда

Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус - это административная единица в великой и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже - в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».

Годы Золотой Орды

Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар.

Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.

Конец Золотой Орды

В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной

Русь и Улус Джучи

Славянские земли не входили в состав Монгольской империи. Что такое Золотая Орда, русичи могли судить разве что по крайнему западному улусу Джучи. Остальная империя и ее столичный блеск оставались вне поля зрения славянских князей. Их отношения с улусом Джучи в определенные периоды носили различный характер - от партнерских до откровенно рабских. Но в большинстве случаев это была типично феодальная взаимосвязь феодала и вассала. Русские князья приезжали в столицу улуса Джучи, город Сарай, и приносили оммаж хану, получая от него «ярлык» - право на управление своим государством. Первым сделал это в 1243 году Поэтому самым влиятельным и первым по субординации был ярлык на Владимиро-Суздальское княжение. От этого во время татаро-монгольского ига и центр всех русских земель сместился. Им стал город Владимир.

«Страшное» татаро-монгольское иго

Учебник истории за шестой класс живописует напасти, которые терпел русский народ под оккупантами. Однако не все было так печально. Князья сначала использовали отряды монгол в борьбе со своими врагами (или претендентами на престол). За такую военную поддержку нужно было платить. Потом, во времена князья должны были часть своих доходов от податей отдавать хану улуса Джучи - своему сеньору. Это называлось «ордынский выход». Если плата задерживалась, прибывали бакаулы, которые взимали подати сами. Но при этом славянские князья правили народом, и жизнь его текла по-прежнему.

Народы Монгольской империи

Если мы зададимся вопросом о том, что такое Золотая Орда с точки зрения государственного строя, то тут нет однозначного ответа. Поначалу это был полувоенный и полукочевой союз монгольских племен. Очень быстро - в течении одного-двух поколений - ударная сила войска завоевателей ассимилировалась среди покоренного населения. Уже в начале XIV века русские называют Орду «татарами». Этнографический состав этой империи был очень разнородным. Тут постоянно проживали аланы, узбеки, кипчаки и другие кочевые или оседлые народности. Ханы всячески поощряли развитие торговли, ремесел и строительство городов. Никакой дискриминации по признаку национальности или вероисповедания не было. В столице улуса - Сарае - в 1261 году даже образовалось православное епископство, настолько многочисленной была тут русская диаспора.

Об истории Золотой Орды, ее поэзии и культуре по передаче Русской службы Британской вещательной корпорации.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде. С монгольского сайта по истории.

Итак, из передачи об истории и поэзии Золотой Орды вышедшей в декабре 2004 года на Русской Службе Британской вещательной корпорации. Гостем передачи был Равиль Бухараев, историк Золотой Орды и переводчик ее поэтов, ниже передача в тексте в частичной расшифровке сайт, полностью вы можете послушать ее в аудиофайле :

  • аудио файл №1

Равиль Бухараев рассказывает о происхождении Орды:

«Нашествие на сопредельные страны было монгольское. Когда монголы под предводительством Чингисхана подошли к Каспийскому морю, обошли его за шесть месяцев кругом. Потом, после этого столкнулись с русскими на (реке) Калке (31 мая 1223 года. Прим. сайт), уже истощенные этим походом вокруг всего Каспия, это были чистые монголы .

Но впоследствии, когда Чингисхан уже не руководил нашествием на Русь и Европу (новое, второе, нашествие произошло спустя 13 лет Прим..к. к тому времени он уже умер, руководство приняли царевичи-чингизиды. Впереди был Батый, но он был далеко не главным среди царевичей-чингизидов. Был Гуюк (внук Чингисхана. Прим..

То войско, которое образовалось ко времени нашествия на Русь и на Европу, это было войско с другим составом. Монголы там занимали центральные военные должности, но на самом деле это войско было уже кыпчакское. И их уже следовало называть не монголо-татары, а монголо-кыпчаки. Т.к. это было население Великой степи, а кыпчаки — это бывшие половцы из русских сказаний.

Татар как таковых (там) не было. Современные казанские татары с современным названием народа, его этнонимом, это как раз народ, который получился в результате этногенеза, в процессе что ли. Была Волжская Булгария, которая была частью золотой Орды, и население Булгарии смешалось с кыпчаками , естественно, а также смешалось со славянами, которые принимали ислам.

А почему ислам? Ведь армия Чингисхана не была мусульманской...

Армия Чингисхана не была даже буддийской. Они были тенгрианцами — поклонниками неба (т.е. шаманистами. Прим.сайт), хотя среди них были несторианцы-христиане ( — одна из сект христианской церкви, образовавшаяся в Византии. Прим..

Но когда при хане Берке (еще один внук Чингисхана, правил в 1257-1266 гг., тогда же Монгольское государство разделилось на самостоятельные государства, основанные потомками Чингисхана на территории от Пекина до Крыма. Прим. сайт) основалась Золотая Орда, и была проблема выбора веры, то Берке стал мусульманином для того, чтобы установить дипломатические связи с самых могущественным государством того времени, а это был, конечно, фатимидский Египет (отколовшийся к тому времени от Арабского халифата, а сам халифат в Багдаде спустя столетие также попал под власть тюркских племен при номинальном правлении халифа, ставшего лишь духовным повелителем правоверных. Конец халифату положили монголы взявшие Багдад в 1258 году. После этого во главе мусульманского мира уже всегда стояли тюрки, в частности, османы. Прим. сайт).

Позднее эти два государства — Золотая Орда и Фатимидский Египет дружили на протяжении столетия, и вместе отражали набеги... кого? Монгольских Ильханов в Персии. Монгольское войско, государство и народ к тому времени уже раскололся на части, в том числе (династию) в Персии, и Золотую Орду. Были они, казалось бы, из-за одного народа, но стали страшными соперниками вокруг Шелкового пути, а также на Каспии и на Кавказе. При хане Берке Орда начинает становиться мусульманским государством, а уже, где-то при хане Узбеке становится крупной мусульманской цивилизацией. Огузо-кыпчакский язык был языком Золотой Орды. Он, конечно, был тюркским языком . (Наряду с тюркским языком, монголы приняли письменность тюрок-уйгуров в качестве письменности для монгольского языка, который всегда сохранялся в исторической Монголии. Прим. сайт).

(Монгольская империя была, вопреки распространенному мнению не только кочевой, но и огромной оседлой державой. В ней было сто городов ) ... Некоторые из них еще стоят. Большинство поволжских городов стоят на руинах золотоордынских городов. Это сохранилось в их названиях. Саратов — это Саратау («Желтая гора»). Царицын назвали очень остроумно от Сарысы, тюркского названия. Самара, Камышин, Казань, Ургенч, и, естественно, города Крыма также являлись ордынским городами .

Кроме того, о чем мы говорим, наследие Золотой Орды, осталось в именах многих известных людей (в России). Например, Рахманинов. Его фамилия происходит от Рахман, в переводе «Милостивый». Державин происходит от Богрима-мурзы, который напрямую выехал из Золотой Орды. А предки Карамзина звались Кара-Мурзиными. Среди русских семей, особенно дворянских, несметное количество родов, которые в свое время выехали с Золотой Орды ...

Самыми крупными ордынским городами были Сарай-Бату (недалеко от нынешней Астрахани) и Сарай-Берке (недалеко от нынешнего Волгограда, на реке Ахтубе) . Они стояли на реках. Это были города в которых был и мечети, православные церкви. Существовал православный епископ Сарайский Петр . Были католические храмы, и синагоги. В сарайских городах жили ремесленники, писцы-бюрократы, и поэты Это были торгово-ремесленные города. Для купцов там были невероятно хорошие условия. Золотоордынские ханы очень строго соблюдали собственные законы. Охрана дорог и обеспечение торговли были одним из главных приоритетов .

Оттуда появились на Руси «ямы», т.е постоялые дворы, оттуда же ямщики. Оттуда появилась (на Руси) регулярная почта. Купцу нужно было заплатить всего три процента таможенной пошлины, чтобы проехать по всей территории Золотой Орды, а это от Крыма, от Феодосии, до Иртыша и Аральского моря. После уплаты они получали дощечку пайзу — серебряную или медную, и никто больше не смел с купца взять какие-либо поборы.

Ордынские города были каменные. Когда спрашивают, куда эти города подевались? До XVI века эти города еще разбирали разламывали на кирпичи. Ордынский кирпич был лучший, т.н. «мамайский кирпич» . Из этого кирпича построены очень многие волжские города. Музыка Рахманинова... это тоска по воле, которая растворена в идее этого великого государства», говорилось в передаче.

В ходе передачи Равиль Бухараев прочитал несколько своих переводов с тюркского любовной лирики золотоордынских поэтов. Интересно, что в золотоордынской поэии не была популярна военная тематика, т.к. монгольская армия обычно, по словам Равиля Бухараева, всегда была либо в походе, или в военных лагерях, и была отделена от городов, не интересуясь поэзией .

Золотоордынская поэзия включала множество поэтов-этнических тюрок, живших в городах покоренной Золотой Ордой Средней Азией. Равиль Бухараев приводит одно из стихотворений среднеазиатского тюркского золотоордынского поэта о том, что надо учиться преданности богу у христиан-католиков . (Интересно, что после реставрации в Константинополе в 1261 году Византийской империи и, соответственно, разгрома византийцами Латинской империи, основанной крестоносцами в этом городе за 57 лет до того, некоторые рыцари-католики, остались жить в регионе Анатолии — предместьях Константинополя, приграничье Византии, ею уже не контролировавшемся, среди платящих дань монголам турок-сельджуков. Отметим, что Анатолия благодаря монголам освободилась от влияния Арабского халифата, но существовавшую в урезанном виде Византию монголы так и не покорили. Рыцари же сначала не спешили возвращаться в Европу, но и в Византию также уже никогда не вернулись, где еще целых два века, до самого османского завоевания, правила византийская историческая династия Палеологов,- династия, при латинянах правившая из Фракии — граница нынешних Болгарии и Греции; область известная в период потери Палеологами Константинополя и как Никейская империя).

Также по этой теме:

Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.