Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Как составлять предложения на китайском языке. Всё, что нужно знать о вопросах в китайском языке

Как составлять предложения на китайском языке. Всё, что нужно знать о вопросах в китайском языке

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова


Ключевые слова

китайский язык, синтаксис, сложное предложение, сложноподчиненное предложение, Chinese language, syntax, compound sentence, compound subordinated sentence

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются типы синтаксической связи в сложных предложениях китайского языка. Дается классификация сложноподчиненных предложений (СПП), в которых среди многочисленных средств связи основное значение принадлежит союзам, являющимся в китайском языке наиболее совершенным синтаксическим средством связи.

Текст научной статьи

Научное изучение синтаксического строя китайского языка началось сравнительно недавно (в 20-е - 40-е гг. XX века) после выхода в свет грамматики древнекитайского языка Ма Цзяньчжуна (1898) , впервые рассмотревшего китайскую грамматическую систему как отдельную самостоятельную дисциплину и оказавшего тем самым влияние на работы китайских языковедов, в результате чего в начале ХХ века Ли Цзиньси в первой «Грамматике современного китайского языка» , придерживаясь традиционного представления, изложил свою теорию о сложном предложении, как об объединении двух и более простых предложений в единое целое (liangge yishang-de danju), выделив среди них три вида: 1) включающие сложное предложение (baoyun fuju), подразумевающие такие включающие предложения (baoyunju), структура которых состоит из одного «материнского предложения» (muju), вмещающего другое «дочернее или включенное» (ziju) предложение, выполняющее роль того или иного члена предложения и делящееся в свою очередь, исходя из того, функционирование какого класса слов оно (дочернее предложение) воспроизводит, на именные (mingciju), адъективные (xingrongju) и адвербиальные (fuciju) предложения; 2) сложносочиненные (dengli fuju), под которыми понимаются сложные предложения, состоящие из двух и более в синтаксическом отношении равноправных простых предложений (fenju); 3) сложноподчиненные (zhucong fuju), состоящие из главного (zhuju либо zhengju), соответствующего «материнскому» предложению включающих сложных предложений, и зависимого, т.е. придаточного (congju либо fuju), приравниваемого к «включенному (а именно адвербиальному) предложению» включающих предложений. По мнению Ли Цзиньси, отличие между адвербиальными включенными предложениями включающего сложного предложения и придаточными предложениями сложноподчиненного предложения заключается в степени спаянности частей сложного предложения (причем в этом случае необходимо различать такие понятия, как «одно слитное целое» (heti) и «различные целые» (yiti)), а также в характере выражаемых значений, т.е. адвербиальные включенные предложения, выполняя синтаксическую функцию наречий, выражают значение образа действия (xingtai), придаточные же предложения, выступая в роли предложно-именных комплексов, переводя предлог в союз, выражают значения причины, времени, места и т.д. . Позже теорию сложных предложений Ли Цзиньси подвергли критике Люй Шусяна и Чжу Дэси («Лекции по грамматике и стилистике», 1952), отрицающие такие сложные предложения, в структуру которых входит другое, выступающее в роли того или иного члена предложения (т.е. включающие предложения по Ли Цзиньси), причисляя их к простым, зависимое же предложение трактуется как «предложение по форме» (juzi xingshi) . Все сложные предложения в грамматике Ван Ляои делятся на две большие группы: с сочинительной и подчинительной связью, состоящие в первом случае из двух либо нескольких равноправных частей с предикативной связью и подразделяющиеся на кумулятивный, разделительный, противительный, основания и вывода, пояснительный типы; во втором - из главной части и зависимой (служащей определением к главной части) с предикативной связью, дифференцирующиеся на причинные, временные, уступительные, уловные, целевые, мотивировочные, результативные . Однако, автор только перечисляет указанные типы сложноподчиненных предложений, не рассматривая их классификации. Изучению сложноподчиненных предложений китайского языка посвящены и некоторые работы отечественных языковедов . Так, В.И. Горелов к сложноподчиненным относит синтаксические конструкции, имеющие в своем составе две неравнозначные части, одна из которых является относительно самостоятельным суждением, а вторая - подчинена первой, дополняя ее. Среди разнообразных и многочисленных средств связи (интонация, позиционное положение частей, союзы, частицы союзного типа, союзные фразеологические единства, предложно-послеложные сочетания, указательные местоимения и наречия, вопросительно-относительные слова специальные лексические элементы) основное значение принадлежит союзам, являющимся в китайском языке наиболее совершенным синтаксическим средством связи. В.И. Горелов включает в свою классификацию сложноподчиненные предложения, выражающие атрибутивные отношения, состоящие из придаточных, обозначающих собственно-атрибутивные отношения, которые конкретизируя дифференцирующий признак предмета, указывают на его свойства, особенности, качества, выполняя тем самым ограничительную функцию, и выражающих атрибутивно-изъяснительные отношения - придаточные части содержат дополнительную информацию о предмете, расширяя его значение и выполняя распространительную роль; временные отношения, передающие одновременность, предшествование, последовательность происходящих событий; целевые отношения, добавочные значения данных конструкций обозначают собственно целевые отношения, не осложненные каким-либо дополнительным оттенком (т.е. получающие свое выражение в чистом виде) и изъяснительно-целевые отношения (в главной части сообщается указание на цель, в придаточной - разъяснение содержания цели); причинные отношения, складывающиеся из собственно причинных отношений (придаточная часть указывает на причину, приводящую к следствию, заключенному в главной части) и изъяснительно-причинных отношений (главная часть содержит причину, суть которой раскрывается в придаточной части); условные отношения, подразделяющиеся на СПП с собственно условными отношениями без каких-либо добавочных оттенков и значений, с изъяснительно-условными отношениями (придаточная часть содержит ирреальное, предположительное условие, главная - объясняет сущность, раскрывает смысл, уточняет то, о чем говорится в придаточной части), с условно-временными отношениями, передающими наряду с уловными значениями добавочные значения времени, с условно-уступительными отношениями, находящимися на границе между СПП с условно-следственными отношениями и СПП с уступительными отношениями, вследствие того, что в данных синтаксических конструкциях происходит накладывание уступительных значений на условные, содержащие условие-обоснование (условие изображается в виде аргументации, доказательства, побудительного довода), содержащие ограниченное условие (условно-следственные отношения осложняются оттенками ограничения); уступительные отношения, заключающие сложноподчиненные предложения с собственно уступительными отношениями, не осложненными дополнительными семантическими значениями, с обобщенно-уступительными отношениями (главная часть содержит следствие, вопреки бесчисленным основаниям, указанным обобщенно в придаточной части), с альтернативно-уступительными отношениями (в главной части представлено следствие, независимо от двух оснований, находящихся в придаточной части в виде альтернативы); результативные отношения, включающие СПП с собственно результативными отношениями (главная часть сообщает о каком-либо действии, придаточная - содержит информацию о результате осуществления этого действия) и с добавочным значением степени (наряду с результативными отношениями присутствуют дополнительные значения степени); пропорциональные отношения, характерная черта которых заключается в структурном параллелизме составляющих частей, представляющие признак предмета (его качество, количество, действие), обозначенный сказуемым главной части и меняющийся (усиливается / ослабевает, нарастает / снижается, увеличивается / уменьшается) соответственно изменению признака, выраженного сказуемым придаточной части; отношения сходства, когда в одних случаях предполагаемая, ирреальная ситуация, о которой говорится в придаточной части, соответствует реальному, истинному обстоятельству, описанному в главной части (выражающие собственно сходство), в других - смысловое значение главной части полностью идентифицируется путем сравнения (отождествляется) с содержанием придаточной части (выражающие полное сходство (тождество)); отношения различия (при помощи сравнения устанавливаются семантические различия содержания обеих частей СПП). Таким образом, все сложные предложения в китайской грамматической традиции делятся на сложные предложении с сочинительной и подчинительной связью.

В китайском языке, в отличие от русского, нет ни склонений, ни спряжений, поэтому порядок слов в предложении играет ключевую роль для восприятия смысла. В данной главе показано, как грамматически верно выстраивать китайские предложения, рассматриваются наиболее типичные структуры, а также приводятся примеры различных китайских фраз.

Базовая структура

Начнем с рассмотрения самых простых и коротких предложений на китайском языке. Их структура элементарна:

Субъект + глагол

На её основе вы можете построить предложение всего из двух слов, например:

Предмет, которым манипулирует субъект, добавляется после глагола:

Субъект + глагол + объект

Ориентируясь лишь на одну эту простую схему можно составить множество содержательных предложений:

Субъект Глагол Объект
我 wǒ 吃 chī 肉。 ròu. Я ем мясо.
你 nǐ 喝 hē 汤。 tāng. Ты пьешь бульон.
我 wǒ 去 qù 学校。 xuéxiào. Я иду в школу.
他 tā 说 shuō 中文。 zhōngwén. Он говорит по-китайски.
我们 wǒmen 要买 yào mǎi 电脑。 diànnǎo. Мы хотим купить компьютер.
我 wǒ 想吃 xiǎng chī 中国菜。 zhōngguó cài. Я хочу есть блюдо китайской кухни.
我 wǒ 喜欢 xǐhuan 那 个 小孩子。 nà gè xiǎo háizi. Мне нравится этот ребенок.
我 wǒ 爱 ài 你 和 爸爸。 nǐ hé bàba. Я люблю тебя и папу.
你 nǐ 要做 yào zuò 什么? shénme? Что ты хочешь делать?
你 nǐ 想吃 xiǎng chī 什么菜? shénme cài? Что ты хочешь есть?

Обстоятельство времени

Слова, обозначающие время, отвечающие на вопрос «когда?», в китайском предложении обычно ставятся в начале, сразу после субъекта, в редких случаях перед ним, но никогда - в конце:

Субъект + время + глагол [+ объект]

Обстоятельство места



Перед словом, обозначающим место действия в китайском языке всегда ставится глагол 在zài. Вся же эта конструкция размещается обычно после обстоятельства времени (см. выше) и перед глаголом - ни в коем случае не после него:

Субъект + время + место + глагол [+ объект]

Из данного правила есть исключения - это особые глаголы, требующие обстоятельство места после, а не перед собой. Как и всякие исключения, их просто нужно выучить наизусть:

Длительность

Конструкция, обозначающая время, но отвечающая на вопрос «как долго? » указывает на длительность действия и ставится в конце предложения:

Субъект + время + место + глагол [+ объект] [+ место] + длительность

Образ действия



Слово, обозначающее то, каким образом совершается действие (наречие) (например: быстро, тихо, сердито, трезво ) обычно ставится после времени перед местом и глаголом:

+ место + глагол [+ объект] + длительность

Частица 地 dì является суффиксом наречий, ставится всегда после образа действия (наречия).
Fēngkuáng疯狂 дикий, сумашедший

Инструмент

Даже для такой мелочи, как инструмент, с помощью которого производится действие, внимательные китайцы отвели отдельное место в предложении:

Субъект + время + образ действия + место + инструмент + глагол [+ объект] + длительность

Yǒuhǎo友好 друг, дружески

Адресат

Часто действие обращено к кому-либо, например, «к тебе » или «к нему », для таких конструкций в китайском предложении отведено место сразу перед глаголом:

Субъект + время + образ действия + место + инструмент + адресат + глагол [+ объект] + длительность

Субъект Время Образ действия Место Инструмент Адресат Глагол Длительность
有时候 对 父母 说谎。
Иногда я вру родителям. Shuōhuǎng说谎 врать, обманывать, лгать
偷偷地 和女朋友 见面。
Я тайком встречаюсь с подругой. Tōutōu偷偷 тайком
司机 热情地 给 我 介绍 上海。
Шофёр с энтузиазмом показывал мне Шанхай.
警察 那天 不停地 在警察局 对他 审问了 几个小时。
В тот день полицейский без остановки допрашивал его в участке несколько часов. Shěnwèn 审问 допрашивать
上个星期 在他家 用网上的菜谱 给我们 做了饭。
На прошлой неделе она готовила для нас дома, используя книгу рецептов из интернета. Càipǔ 菜谱 поваренная книга, книга рецептов

Позиция 也 в предложении

也 yě как и другие наречия ставится перед глаголом, однако если предложение содержит很, 都 или 不, слово 也 встаёт перед ними:

· 他很喜欢吃包子。我也很喜欢吃。
tā hěn xǐhuān chī bāozi. wǒ yě hěn xǐhuān chī.
Он очень любит есть пирожки. Я тоже люблю.

· 我们很高兴。他也很高兴。
wǒmen hěn gāoxìng. tā yě hěn gāoxìng.
Мы счастливы. Он тоже счастлив.

· 你是我的朋友。他们也都是我的朋友。
nǐ shì wǒ de péngyǒu. tāmen yě dōu shì wǒ de péngyǒu.
Ты мой друг. Они все тоже мои друзья.

· 我吃素。我家人也都吃素。
wǒ chīsù. wǒjiā rén yě dōu chīsù.
Я вегетарианец. В моей семье все тоже вегетарианцы.

Перед 不 и 没:

· 我不是学生。他也不是。
wǒ bùshì xuéshēng. tā yě bùshì.
Я не студент. Он тоже.

· 我没去过美国。他也没去过。
wǒ méi qùguò měiguó. tā yě méi qùguò.
Я не был в Америке. Он тоже не был.

Вопросительные частицы

Всё, что нужно, чтобы из повествовательного предложения в китайском языке сделать вопросительное - это заменить слово, о котором вы хотите спросить на соответствующее вопросительное, либо добавить 吗 ma в конец предложения. Таким образом, место вопросительных частиц зависит от места замещаемого ими члена:

Субъект Время Образ действия Место Инструмент Адресат Глагол Длительность
在路上 用中文 向陌生人 问路?
Кто на улице спрашивал по-китайски дорогу у незнакомцев?
什么时候 在路上 用中文 向陌生人 问路?
Когда она на улице спрашивала по-китайски дорогу у незнакомцев?
怎么 用中文 向陌生人 问路?
Как по-китайски она спрашивала дорогу у незнакомцев?
在哪里 用中文 向陌生人 问路?
Где она по-китайски спрашивала дорогу у незнакомцев?
在路上 用哪种语言 向陌生人 问路?
На каком языке она спрашивала на улице дорогу у незнакомцев?
昨天 在路上 用中文 向谁 问路?
У кого она вчера по-китайски спрашивала дорогу на улице?
闲暇的时候 做什么?
Чем ты занимаешься на досуге?
今年 在上海 学了 多久了?
В этом году сколько лет будет с тех пор, как он учится в Шанхае?

Первые слова на чужом языке, конечно, носят утвердительный характер: «Я хочу это, я не хочу то». Но скоро нам становится нужно узнать, «как» или «куда» ехать, «с кем» и «где» обедать, «сколько» и «кто» платит.

К счастью, китайская грамматика проста, и для построения вопросов надо знать совсем немного. Давайте посмотрим на них поближе.

Общий вопрос

Вопросы с вопросительными частицами

Общие вопросы — это те, на которые отвечают «да» или «нет».
«Это стол?» «Ты любишь собак?» «Ты обедал?» — все эти вопросы строятся одинаково: добавлением в конце утвердительного предложения частицы 吗 (ma).
他爱中国。- Он любит Китай
他爱中国吗?- Он любит Китай?

Немного другая ситуация с частицей 呢 (ne). Она переводится русским словом «а» и означает «А как насчет…?» или «А где же…?».
同学们都来了,老师呢?Ученики все пришли, а учителя?
我的手机呢?刚把它放在桌子上,就不见了!Где же мой телефон? Только положил на стол — и уже нет!

Вопросы с утвердительно-отрицательной формой сказуемого

Это второй способ построить общий вопрос: мы повторяем сказуемое, поставив посередине частицу 不. Обратите внимание, что сказуемым может быть и глагол (что сделал?), и прилагательное (какой?).

他要不要咖啡?- Он будет кофе?
你妹妹漂亮不漂亮?- Твоя младшая сестра красивая?

Так построить вопрос невозможно, если перед сказуемым стоит наречие (очень, часто). В таких случаях мы задаем вопрос с 吗.

Альтернативный вопрос

Это такой вопрос, где ответом может быть только что-то из предложенных вариантов. (你要茶还是要咖啡?Ты будешь чай или кофе?)
Такие вопросы задаются с помощью 还是 (háishi, или). Обычно мы повторяем глагол (с обеих сторон от 还是).
你一个人去 超市还是 跟朋友一起去 ?Ты один пойдешь в супермаркет, или с другом (пойдешь)?

Если вопрос задается к дополнению, глагол можно не повторять:
你想吃米饭还是面条 ?Ты хочешь лапшу или рис?

Конечно, если в предложении сказуемое — глагол 是, оно тоже не повторяется:
你是 老师还是 学生?Ты учитель или ученик?

Специальный вопрос: вопросительные слова.

Когда мы хотим узнать имя, мы спрашиваем «кто?», когда владельца — «чей?», адрес — «куда?». Иными словами, мы ищем какую-то информацию.

Обратите внимание, как строятся такие вопросительные предложения. Мы не ставим все вопросительные слова в одно место. Мы ставим каждое из них туда, где ожидаем увидеть ответ.

你去哪儿 ?- Куда ты идешь?
我去学校 . — Я иду в школу.
Обратите внимание, порядок слов в предложении не меняется: подлежащее -сказуемое-дополнение.

Пример посложнее:
你在谁 那儿喝茶?- У кого ты пьешь чай?
我在王老师 那儿喝茶。- Я пью чай у учителя Вана.
Порядок слов в предложении также сохранен, только вместо «учитель Ван» в вопросе стоит «кто?».

Вот основные вопросительные слова:

  • 谁 (shéi/shuí) кто
    这是谁?- Кто это?
  • 谁的 (shéi de) чьё
    这是谁的衬衫?- Чья это рубашка?
  • 什么 (shénme) что, какой
    你学习什么?- Что ты учишь?
    你学习什么语言?- Какой язык ты учишь?
  • 哪 (nǎ) который (из)
    这儿有几个杯子,哪个是你的? Здесь несколько стаканов, который из них твой?
  • 哪儿 (nǎr) где, куда
    你在哪儿学了中国功夫?Где ты учился кунг-фу?
    夏天你打算去哪儿旅游?Куда ты планируешь поехать летом?
  • 多少 (duōshao) сколько (больше 10)
    一公斤苹果多少钱?Сколько стоит килограмм яблок?
  • 几 (jǐ) сколько (меньше 10)
    你家有几口人? Сколько в твоей семье человек?
  • 为什么 (wèishénme) почему
    你为什么不想去北京?Почему ты не хочешь поехать в Пекин?
  • 怎么 (zěnme) как, почему (эмоциональное)
    到火车站怎么走?Как пройти на вокзал?
    你怎么不喜欢他?他是个好人!Почему ж ты его не любишь? Он хороший человек!
  • 怎么样 (zěnmeyàng) как, как насчет…
    你最近过得怎么样?Как ты поживаешь в последнее время?

Не забывайте, что нельзя в одном и том же предложении использовать и вопросительные слова, и частицу 吗.

Эти три способа задать вопрос помогут создать и понять 90% вопросов, которые вам встретятся.

Бонус: разделительные вопросы в китайском языке.

Такие вопросы ставятся после запятой в конце предложения.

1.…, 好吗?(行吗?)
Используется, как нетрудно догадаться, чтобы спросить о согласии собеседника.
我们现在就去游泳,好吗?Давай прямо сейчас пойдем поплаваем, хорошо?

2. …, 没有?
Чаще всего этот вариант используется в прошедшем времени:
你做好了作业,没有?Ты сделал домашнее задание?
你去过北京,没有?Ты бывал в Пекине?

Здравствуйте, дорогие читатели! Начиная изучать китайский язык, мы очень обрадовались, узнав что в нет нет как таков приставок, родов, падежей и окончаний, ведь это значительно облегчает обучение!

Но если задуматься, то ведь все это неотъемлемая часть языка, без которых мы бы не смогли четко выражать свои мысли в нужном направлении. А в китайском языке такого нет. Как же это возможно?

Оказывается, именно правильный порядок слов, а так же вспомогательные частицы — вот элементы, заменяющие все то, что отсутствует в китайском, но присутствует в нашем родном языке.

Порядок слов в китайском языке регулируется определенными правилами, не соблюдая которые вы рискуете быть неправильно понятым, либо непонятым вообще.

Поэтому каждый начинающий китаист обязательно должен усвоить базовое построение китайского предложения, отталкиваясь от которого в будущем можно строить уже что-то более сложное и красивое.

Базовая формула построения слов в китайском предложении

Для начала вам нужно знать, что в китайском предложении порядок слов не такой как, например, в русском. Если в русском мы можем сказать сначала сказуемое, потом подлежащее, а после дополнение, или наоборот, то в китайском языке вас просто не поймут.

Чтобы научиться грамотно выстраивать слова в предложениях вам нужно запомнить, что каждый член предложения имеет свой определенный порядок, а именно:

(Время) + подлежащее + время + место + сказуемое + дополнение.

Выше указан порядок слов в простом предложении, что касается частиц, предлогов и прочих слов, мы разберем с вами в будущих уроках. Заметьте, что время перед подлежащим заключено в скобки. Это говорит о том, что оно может стоять как в начале предложения, так и после подлежащего.

Ошибки в этом не будет. А сейчас давайте рассмотрим пример. Начнем с простого предложения с дополнением, о котом мы подробно говорили :

Добавим к этому предложению время:

Как добавить действующие лица?

А теперь давайте представим что вместе с вами была, например, младшая сестра. Как же в таком случае будет выглядеть предложение? Куда нужно подставить слово «младшая сестра»?

Заметьте, что в данном предложении помимо вас действующим лицом так же является младшая сестра, поэтому она присоединяется к местоимению «我 » — «я» путем прибавления союза «和 » — и. Помимо «和 » также можно употреблять союзы 与 и 跟 , которые схожи по значению с 和 .

Как добавить время?

Давайте еще немного усложним предложение. Допустим, мы хотим помимо временного существительного «сегодня» вставить конкретное . Например, два часа дня. Мы можем сказать так:

Обратите внимание куда мы поставили 两点 — после 今天, но перед местом — 在商店.

Как добавить описание дополнения?

И последнее, что я хочу вам предложить, — уточнить какого же учителя мы встретили сегодня с сестрой. Представим, что мы встретили некоего учителя Ли. Тогда предложение будет строиться так:

Вот в принципе и все на сегодня. Единственное хочу вам рассказать об одном приеме, который поможет вам быстрее проработать данную грамматику – просто начинайте строить слова по китайским правилам уже в русском предложении.

Выглядит это примерно так:

Мы с друзьями в прошлом году в Китае посетили известный музей.

我跟朋友去年在中国参观了有名的博物馆。

Еще один хороший способ улучшить свою грамматику — это чаще читать тексты на китайском. Для начинающих китаистов мы советуем посетить рубрику « «, где вы сможете найти интересные короткие рассказы с несложным содержанием и переводом.

Чаще тренируйтесь, читайте, и у вас обязательно все получится!

В одной из предыдущих публикаций, мы публиковали материал о том, что в китайском языке существует четкий, последовательный порядок слов. Каждая часть речи не может располагаться там, где удобно. Четкий и строгий порядок слов – это основа основ грамматики китайского языка. Если вы четко поймете последовательность, то в плане грамматики китайского языка вы решите 50% проблем.

При формировании предложения в вопросительной форме так же существует строгая последовательность. Она абсолютно идентична построению утвердительного предложения. В таблицах на примерах, вы это увидите.

Существует 4 основных грамматических способов формирования вопросительных предложений:

  1. С помощью частицы «吗 ». Подобные вопросы требуют ответ «да » или «нет ».
  2. С помощью вопросительных слов. Вопросительные слова я рассматривала к этой статье.
  3. С помощью дублирования глагола через отрицательную частицу «不 »
  4. С помощью вопросительного союза «还是 »

Первый способ с помощью частицы «吗» в конце утвердительного предложения. Это самый простой способ формирования вопроса.

Необходимо в конец утвердительного предложения поставить частицу «吗». Как я уже говорила подобные вопросительные предложения требуют в ответе согласие либо отрицание. В таблице ниже я привела примеры предложения в утвердительной форме и в вопросительной форме.

你买衣服吗? Nǐ mǎi yīfú ma? Вы покупаете одежду?
我买衣服。/ 是。 Wǒ mǎi yīfú. / Shì.
Я покупаю одежду. / Да.

Как вы видите, грамматическое построение предложения абсолютно не изменяется. Единственное отличие – добавление частицы «吗 ».

Второй способ: с помощью использования вопросительного слова. Вопросительные слова мы рассматривали в статье про местоимения китайского языка. В китайском языке вопросительные слова относятся к группе вопросительных местоимений.

什么 Что? shénme
Кто? shuí
怎么 Как? zěnme
怎么样 Как? Каким образом? zěnme yàng
哪里 Где? nǎlǐ
为什么 Почему? wèishéme
什么时候 Когда? shénme shíhòu
哪儿 Куда? nǎ"er
哪一个 Какой из? nǎ yīgè

С помощью вопросительных слов мы можем задать вопрос к любой части речи в предложении, например, к обстоятельству речи, к сказуемому, к подлежащему, к прилагательному, к дополнению и так далее.

В таблице я привела примеры предложения в утвердительной форме и в вопросительной форме.

你做什么? Что ты делаешь? Nǐ zuò shénme?
我做作业! Я делаю уроки. Wǒ zuò zuo yè.
谁去旅游? Кто едет путешествовать? Shuí qù lǚyóu.
他去旅游。 Он едет путешествовать. Tā qù lǚyóu.
她怎么去上班? Она как едет на работу? Tā zěnme qù shàngbān.
她坐车去上班。 Она на машине едет на работу. Tā zuòchē qù shàngbān.
你们哪里住? Вы где живете? Nǐmen nǎlǐ zhù.
我们那儿住。 Мы там живем. Wǒmen nà"er zhù.
他为什么没来? Он почему не пришел? Tā wèishéme méi lái.
他生病了。 Он заболел. Tā shēngbìngle.
你什么时候去北京? Ты когда поедешь в Пекин? Nǐ shénme shíhòu qù běijīng.
我今天下午去北京。 Я сегодня после обеда еду в Пекин. Wǒ jīntiān xiàwǔ qù běijīng.
你去哪儿? Ты куда идешь? Nǐ qù nǎ"er.
我去天安门。 Я иду на площадь Тяньаньмэнь. Wǒ qù tiān"ānmén.
你喜欢哪一个? Тебе нравится какой? Nǐ xǐhuān nǎ yīgè.
我喜欢这一个。 Мне нравится этот. Wǒ xǐhuān zhè yīgè,

Третий способ формирования вопросительного предложения: c помощью дублирования глагола через отрицательную частицу.

Часто в китайском языке происходить дублирование глаголов. Простое дублирование глагола говорит о кратковременности действия, при этом предложение имеет будущее время. Если глагол продублирован через частицу прошедшего времени «了 », то предложение будет в отрицательной форме.

С помощью дублирование глагола можно сформировать и вопросительное предложение. Подобное дублирование нужно использовать через отрицательную частицу.

Можно дублировать не только глагол, но и прилагательные.


Глаголы, которые состоят из двух иероглифов при дублировании, повторяется только первый иероглиф.

Четвертый способ – образование вопроса с помощью вопросительного союза «还是 ».

В китайском языке существует два союза «или ». Один из них употребляется только в вопросительном предложении, а второй только в повествовательном предложении. Но значение в целом у них одинаковое, способы использования разные.

Посмотрим на примеры использования союзов.

Подведем итог. В этой статье мы разобрали четыре основных способов формирования вопросов на китайском языке. В каждом из способов задействованы служебные слова: частица «吗 », частица «不 », союз «还是 », вопросительные местоимения китайского языка 什么? 怎么?为什么? 哪里? 哪儿? 哪?谁? 谁的? и другие.

До следующих встреч!