Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Нищева Н. В

Нищева Н. В

Урок 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`]изолированно и в слогах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] изолированно и в слогах
Задачи:
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- продолжать работу по совершенствованию слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать понятия «слово» и «слог»;
- совершенствовать навыки словообразования.
Оборудование: Приложение на каждого ученика, зеркала.
***
Орг.момент
- Рассмотрите картинки – что общего между ними? (На них нарисованы солнце, лестница, птица)
- Какой общий звук мы слышим во всех этих словах? (Звук [ц])
- Найди отличие в картинах (Задание 1) (На одной из картинок нет цветка)
- Узнайте название цветка по первым буквам слов, написанных на его лепестках (Задание 2)
- Начните со слова, написанного с большой буквы. (Дети отвечают: тюльпан)
- Какой первый звук в слове тюльпан? (Звук [т`])
Сообщение темы занятия
- Какие звуки в прозвучавших словах можно спутать? (Звуки [ц] и [т`])
- Тема занятия сегодня – звуки [ц] и [т`].

Характеристика звука [т`]
Назови первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон;
Назови последний звук в словах: петь, гулять, шить
Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий.)
Повторите его несколько раз так, как тикают часы: «ть-ть-ть»
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т`]”:
Ть, и, мь, а, пь, кь, сь,ть; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь
Какой буквой мы обозначим звук [т`]? (Буквой «тэ»)
- Отгадай загадки, запиши только первую букву слова-отгадки.

Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди –
Будет бежать впереди. (Тень)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)

Договори последний слог в словах:
ТЯ: ВИ, Ка, Ми, Нас;
ТИ: пус, мес, вез, пас

Характеристика звука [ц]. Работа перед зеркалом.
- Вспомните - как образуется звук [ц]. Описание артикуляции звука [Ц].
- Как получается звук [Ц]? (Если очень быстро произнести два звука - [т] и [с])
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребёнку артикуляцию звука [Ц]:
губы в улыбке;
зубы сближены, но не сомкнуты;
передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними – за нижними зубами;
Фонетическое упражнение: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦ..
Логопед просит дать характеристику звука - согласный, всегда твёрдый, глухой.
При необходимости логопед может предложить дополнительную опору:
Т - И.п. руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы, сильно сжаты в кулаки;
- воспроизводим движение руками вниз и первоначально произносим резко, громко межзубное Т, тогда язык под сильным напряжением самостоятельно отходит вглубь ротовой полости;
- динамика очень сильная, при убыстрении темпа вначале ступня полностью отрывается от пола, затем носок не отрывается, работают только пятки, далее ступня не отрывается, работают колени, и, наконец, при очень быстром темпе колени ровные, мышцы бёдер напряжены, кисти на уровне диафрагмы;
С - руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладонями от себя, пальцы разомкнуты;
- “Накачай насос” : ладошки выводятся вперёд, слегка вверх и, работая плечевым поясом, с напряжением опускаются вниз, в конце воспроизведения кисти сжимаются в кулаки, ударяются о бёдра, колени подгибаются, расслабление;
- динамика сильная.
Ц - И.п. как на Т, сжатые кулаки поднимаются над головой, резко разжимаются, произносится т и без интервала в движении и произношении переходим на движение и произнесение долгого С. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем Ц. На автоматизацию остаётся краткое движение “Брызгалочка” (вверх).Мышечная динамика двойная.

Что общего между звуками [ц] и [т`]? (оба – согласные, глухие)
- Есть ли разница между звуками [ц] и [т`]? (Да, в твёрдости – мягкости)
ВЫВОД: Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий.

Различение [Ц] - [Т`] в слогах
- Прочитай слоги (Задание 3) по цепочке.

Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц – птиц
- Закончите цепочку слогов по образцу (Задание 4). Прочитайте вслух.
- Вспомните названия лесных жителей. Заполните строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА (Задание 5).
Логопед задаёт детям наводящие вопросы типа: «Как мы назовём маму тигрёнка?»
Слова для справок: тигрица, медведица, волчица, львица, лисица.
- Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова. (Задание 6)
Дети записывают на доске: котенок, цыплёнок, курица, телёнок.
- Как мы подчёркиваем твёрдые и мягкие согласные? (По программе «Гармония» твёрдые - одной, а мягкие - двумя чертами).
- Подчеркните буквы Ц и Т в словах соответственно.

Самостоятельная работа. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги запиши.(Задание 7)
Проверка: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.

Итог
- О каких звуках мы говорили сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание. Придумайте как можно больше слов, оканчивающихся на –ец. (Подсказка логопеду: ранец, огурец, пловец, танец, колодец, перец, дворец, удалец, кузнец, глупец, беглец, леденец, продавец, мизинец, братец, палец.) (Задание 8)

Различение Ц – Т` в слогах
13 EMBED PBrush 1415
1. Найди отличие в картинах.
2. Игра «Как называется цветок?» аист нос
Узнай название цветка по первым
буквам слов, написанных на его пчела Тигр
лепестках.
___________________________ ь лиса юла
Прочитай слоги.
Ца - цо - цу - ци тя - тё - тю - ти цать – тец
Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц - птиц
4.Закончи цепочку слогов по образцу.
Ца - тя - тя тя - ца - тя ца - тя - тя - ца
Цо - тё - ____ тё - цо - ____ цо - тё - ____- ____
Цу - тю - ____ тю - цу - ____ цу - тю - ____ - ____
Цы - ти - ____ ти - цы - ____ цы - ти - ____ - ____
5.Вспомни названия лесных жителей. Заполни строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА.

_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________

6. Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова, подчёркивая буквы Ц, Т
тё – ко – нок _________________
плё – цы – нок _________________

ку – ца – ри _________________
те – нок – лё _________________ 7. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги выпиши: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.
_________________________________________________________________
8. Придумай как можно больше слов, оканчивающихся на –ец
__________
Примечание. Данное задание можно использовать при дифференциации [т] и [т`]
-Посмотри на картинку. Чем отличаются пары слов? Составь с каждым из слов предложение (устно).Какой одинаковый звук встречается в словах тяпки и шесть?

Урок 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в словах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в словах.


- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мышление

***
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- Посмотрите на картинки. (Задание 1)Прочитайте.
- Каких слов не хватает в предложениях (сцену – стену).
- Одинаково ли звучат эти слова? (Нет).
- Чем они отличаются? (В слове «сцена» мы слышим звук [ц], а в слове «стена» - звук [т`]

Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [ц] - [т`] в словах.
- Чем похожи звуки [ц] - [т`]? (Оба согласные, глухие)
- Чем отличаются? ((Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий)

Различение звуков [ц] и [т`] в словах
- Впишите подходящие по смыслу слова.
Тима вышел на сцену. Тёма красит стену.

Прочитайте слова (Задание 2) . Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т`, 3 - с Ц, Т`.(Дети читают слова и объясняют по цепочке)
Слова: Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, милиционер, интерес, птица.

Прослушайте загадки (Задание 3) . Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.
Например: __ __ ц_ - «курица»,Клохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(овца)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Чудо –ящик. В нём окно.
В том окошечке – кино.
(телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон)

Гладит всё,
Чего касается,
А дотронешься –
Кусается.
(утюг)

Что летом вырастает,
А осенью опадает?
(листья)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
- Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т` (Задание 4). Подчеркни «лишнее» слово (теплица)

Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. (Задание 5).
- Подчеркни их соответственно: твёрдый [ц]– одной чертой, мягкий согласный [т`] – двумя. (По программе «Гармония»)
Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
Итог
- Какие виды работ вам понравились?
- Оценка работы учащихся.
- Дом. задание (Задание 9). Придумай слова со звуками [Ц],[Т `] : в начале, в середине и в конце слова.


- в конце слова: ________________________________________________

Различение Ц – Т` в словах
_______________________
_______________________
Посмотрите на картинки. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Тима вышел на ________. Тёма красит _________.

2.Прочитай слова. Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т, 3 - с Ц, Т.
Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, интерес, птица.
Ц Т` Ц, Т`
_________________ __
·___________________ _______________________

___________________ _____________________ _______________________
3. Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т. Подчеркни «лишнее» слово

Певи____а, писа____ельни____а, ____епли____а, воспита____ельни____а.

5. Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Придумай слова со звуками [Ц],[Т ] : в начале, в середине и в конце слова. Запиши эти слова, подчёркивая Ц, Т`.
- в начале слова: _______________________________________________

В середине слова: _____________________________________________

В конце слова: ________________________________________________ Урок 3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] во фразах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] во фразах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить выделять на слух звуки [ц] и [т`] в словах, различать их между собой;
- развивать умение интонационно оформить предложение, обозначить на письме;
- развивать грамматический строй речи (согласование);
- учить составлять предложение.
Оборудование: Приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Что нарисовано на картинке? (Шатёр, цирк)
- Прочитайте стихотворение о цирке про себя.(Задание1)
На большой арене ирка
Выступает клоун имка.
В ентр арены вышли игры,
Мы от страха все приихли.
- Какие буквы пропущены в словах?(Буквы Ц и Т).
- Впишите пропущенные буквы.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – чем отличаются звуки [ц] и [т`]?
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различить звуки [ц] и [т`] во фразах.

Упражнения на различение звуков [ц] и [т`]во фразах
- Прочитайте (на доске) по-разному следующую фразу: «П_и_ы приле_ели» (Задание 3)
- Какие буквы пропущены в словах? («ц» и «т»)
- радостно:
- с вопросом:
- как сообщение:
- Запишите предложения, вставив буквы и нужный знак препинания. (Птицы прилетели! Птицы прилетели? Птицы прилетели.)

Вставьте пропущенные буквы Ц или Т (Задание 4)
- Составьте словосочетания, подбирая подходящие слова из разных столбиков. Соедини их стрелками. (По цепочке дети выходят к доске, остальные – в тетради)
____яжёлая мо_____ив
тан___евальный с____екло
____елое ____епь
разно___ветное рукави____ы
____ёмная поло___ен___е
____ёплые пугови____а
Проверка: тяжёлая цепь, танцевальный мотив, целое стекло, разноцветное полотенце, тёмная пуговица, тёплые рукавицы.

Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.(Задание 5)
- Напиши, кто и что умеет делать по образцу.

Игра «Путаница» (Задание 6)
- Составьте и запишите предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Болото, по, цапля, ходить.
Жить, скворечник, в, скворец.
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.
Деревце, дятел, сидеть, на.
Коллективная проверка: Цапля ходит по болоту. Скворец живёт в скворечнике. Красавец-тетерев прячется на поляне. Дятел сидит на деревце.
Итог
- Какие виды заданий вам понравились?
Оценивание деятельности учащихся.
Дом. задание.
- Придумай и запиши фразы так, чтобы в каждом слове была бы буква Ц. Например: целился в цель, оцарапал лицо, целое яйцо, сахар в сахарнице, синица с гусеницей.

Различение Ц – Т` во фразах

1. Игра «Буква потерялась» - вставь потерявшуюся букву Ц или Т`13 EMBED PBrush 1415
- радостно: ___________________________________
- с вопросом: _________________________________
- как сообщение: ______________________________
4. Вставь пропущенные буквы Ц или Т. Составь словосочетания, подбирая слова из разных столбиков. Соедини их стрелками.
____яжёлая
тан___евальный
____елое
разно___ветное
____ёмная
____ёплые
мо_____ив
с____екло
____епь
рукави____ы
поло___ен___е
пугови____а
5. Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.
Напиши, кто и что умеет делать по образцу.
О б р а з е ц: Собака умеет тявкать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: тигр, скворец, ученица, котёнок, заяц, телёнок, гусеница, курица.
6. Игра «Путаница» - составь и запиши предложения.
Болото, на, цапля, ходить. ___________________________________________________
Жить, скворечник, в, скворец. ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.______________________________________
__________________________________________________________________________
Деревце, дятел, сидеть, на. __________________________________________________
Урок 4
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в текстах

Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в текстах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа;
- учить выделять и оформлять предложения:
- учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;
- учить определять последовательность предложений в тексте;
- учить дифференцировать понятия «предложение» - «текст»;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Составьте новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица. (Цапля)
- Какое из названных слов - лишнее? (Ящерица – она не птица)
- Обобщи оставшиеся слова. (Птицы)
- Посчитай в слове «П Т И Ц Ы» - количество букв, звуков, слогов.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – о чём мы говорили на предыдущих занятиях.
- Чем отличаются [ц] и [т`]?
- Сегодня мы продолжим учиться различать эти звуки в текстах.

Упражнения на различение [ц] и [т`] в текстах
- Прочитайте рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание 2)
- Впишите слова в текст.
Птица помогла.
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала дорогое кольцо.

Прочитайте рассказ. Понятен ли он вам? (нет) (Задание 3)
- Почему нам не понятен смысл в этом тексте? (потому что нарушена последовательность предложений).
- Расставьте в пустых клеточках цифры, показывающие правильную последовательность предложений.

Коллективная проверка.
Птицы
5. Птицы стали клевать корм. 1. У дома росло деревце. 4. Петя и Катя насыпали им крошки хлеба. 2. На ветки деревца сели птицы. 3. Это были галки.

Итоговая контрольная работа. Диктант.
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведица в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синица устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Там ветер не задувает. Старый воробей решил подремать в скворечнике. (76 слов) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: тетерев, берлога.

Итог
- Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание.(Задание 4). Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»

Различение Ц – Т` в текстах

1. Составь новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица: ______________________________
Какое слово лишнее? _____________________________
Обобщи оставшиеся слова: ________________________
Обозначь количество: в слове П Т И Ц Ы - ____букв
________________звуков
_________________слога
2. Прочитай рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни буквы Ц и Т.
Птица помогла.
У тёти Тани на ________________ было золотое ________________. Проходила раз

Таня по мосту через ___________________ и уронила в воду _________________.

Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по ______________________ большая

Подошла ___________________ поближе, сунула длинный клюв в воду

и достала дорогое ________________.

Слова для справок: кольцо, тётя, палец, болотце, цапля.

3. Прочитайте. Установите правильную последовательность предложений, указав их порядок в пустых клеточках.
Птицы
Птицы стали клевать корм. У дома росло деревце. Петя и Катя насыпали

им крошки хлеба. На ветки деревца сели птицы. Это были галки.

4. Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»!

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц


[Ц] - [С]

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Пальчик – мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

Описание работы: данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.

Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:

    Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.

    Развитие речеслуховой памяти.

    Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование:

Предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание:

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.

Задачи:

    Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].

    Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.

    Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.

    Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].

    Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

План занятия:

    Организационный момент.

    Установка на занятие.

    Повторение изученного:

а) Игра «Эхо»

б) Характеристика звуков [ц] и [т]

    Работа по теме:

Тренировочные упражнения:

а) Игра «Светофорчик»

б) Улица «Затерянных звуков»

    Пальчиковая гимнастика.

    Закрепление нового материала:

Упражнения:

а) Бульвар «Смекалистых»

б) Проспект «Угадай-ка»

в) Улица «Собирай-ка»

    Подведение итогов.

Ход

    Организационный момент.

Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.

Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Ц апля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.

А ист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.

Р ыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.

С пит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.

Т аракан живет за печкой, то-то теплое местечко.

В оробей просил ворону вызвать волка к телефону.

О слик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.

Это Царство!

Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)

Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

    Установка на занятие.

А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):

Ох, как хочется трудиться!

Делать все охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа!

Я и бодр, и силен,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

    Повторение изученного.

Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.

Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.

Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!

а) Игра «Эхо»

Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.

Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.

Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].

Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».

б) Характеристика звуков [ц] - [т]

Дайте пожалуйста характеристику звуков.

Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.

Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

    Работа по теме.

а) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.

Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).

А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?

Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»

Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».

Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.

Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:

Улица «Затерянных звуков»

- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.

Логопед раздает детям карточки с заданием.

Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.

Слова: си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.

    Пальчиковая гимнастика.

Мы заходим на

Площадь «Веселинка»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

    Закрепление нового материала.

Бульвар «Смекалистых»

Здесь нужно открыть тетради, записать число.

Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.

Будьте внимательны.

Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

б) – А сейчас мы находимся на

Проспекте «Угадай-ка»

Загадки:

    Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)

    По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)

    Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)

    Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)

    С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)

    Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)

    Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

в) И вот мы пришли на

Улицу «Собирай-ка»

Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.

У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.

Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.

Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

    Подведение итогов.

Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)

Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].

Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы хорошо поработали!

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] - [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];

Развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

Уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

1 Организационный момент

Приветствие.

«Грамматическая зарядка».

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги: тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

Цыплёнок- ц___,

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть - ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

больни. а.

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Подведение итогов.

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Выставление оценок

Публикации по теме:

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема:Дифференциация звуков:л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.