Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Работа над правильностью чтения в начальной школе. Полноценный навык чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность

Работа над правильностью чтения в начальной школе. Полноценный навык чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;

· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;

· предварительное чтение текста про себя;

· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3 класса - 60-75 слов, к концу 4 - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.


24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.

Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»

· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)

· Чтение по ролям

· Драматизация развернутой формы

1. Анализ иллюстраций

ü Восприятие иллюстративного материала

ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)

ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)

Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?

2. Постановка живых картин

«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.

3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения

· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)

· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.

· Демонстрация поведения героя (со словами)

· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника

· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению

4. Чтение по ролям

ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия

ü Определение количества действующих лиц

ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов

ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.

ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев

ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям

ü Разбор достоинств и недостатков

ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям

ü Подведение итогов и оценки работы

Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

5. Драматизация развернутой формы

Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком


25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1)использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию дыхания;

2)применение при чтении художественных произведений прин­ципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описан­ного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюде­ния над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (буки, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

Замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Одна­ко причиной искажений может паи. и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация способность предугадывать смысл еще не I прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже извес­тен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чте­ния. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная до­гадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близ­ки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в опера­тивной памяти только что прочитанный компонент. Это необхо­димо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и да­же положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пре­сечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить не­сколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь и виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становле­ния навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все дейст­вия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Поэтому рабо­та, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способст­вовать и устранению «орфографического чтения»;

3)интонационные ошибки, которые представляют собой непра­вильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка про­цесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если пони­мает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1)несовершенство зрительного восприятия;

2)неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

3)нехватка дыхания;

4)незнание орфоэпических норм;

5)незнание лексического значения слова;

6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление

перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими поме­тами:

по д с не ж ни к -

или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напеча­таны разными шрифтами:

поТруДИлиСЬ.

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное вос­приятие, предложена Л.Ф.Климановой. Приведем некоторые из них:

1)пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - ве­чер, трава - травы, вбежал - взбежал;

2)цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух -слух; вьют - вьюн - вьюга;

3)слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы вы­полняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол -уголь, галка - галька, полка - полька;

4)чтение цепочек родственных слов: труд трудился - трудя­щийся; бег бегать - бегство.

(См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьни­ков и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Мод ред. М.П.Кашина. -М., 1978.)

Для тренировки артикуляционного аппарата можно привле­кать скороговорки и чистоговорки, при том детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем -в раз­говорном, потом в скороговорочном. И тренировке дыхания могут помочь такие задания:

на одном выдохе произнести четверостишие;

считан, на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5...

Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.

Допустим, на уроке в I классе должен читаться рассказ Б. Жит­кова «Как слон спас хозяина от тигра» (см.: Голованова М.Г., Горецкий ВТ., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М., 1992). В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со ще­левым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить арти­куляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель мо­жет заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под топо­лем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно порабо­тать и над дыханием.

Упражнения в чтении слов также должны составляться с ори­ентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть це­почки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил -приготовил; топтать - топтал - топтался -растоптал.

Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правиль­ным произношением слов: индус, хобот, поднял, на спину, отдал.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке де­тей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреж­дению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система ис­правления ошибок.

При этом ведущим учительским правилом должна стать уста­новка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.

Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и для исправле­ния ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:

Постановка вопроса, ответ на который требует перечитыва­ния;

Составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

Чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;

Печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

Перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.

Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложен учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой ат­мосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы.

Беглость -такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким обра­зом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и дли­тельности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок тек­ста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и про­исходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется за­крепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки тек­ста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномер­ны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од­ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать и памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Вообще, все упражнения, направленные па отработку правиль­ности чтения, в ТО же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упраж­нения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой, И.Л. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):

Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель пли хорошо читающий ученик; чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением глас­ных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озву­чивается);

В среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чте­ния «как говорим»);

В «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения; проводится только после медленного чтения);

Чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);

Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение тек­ста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.

В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения, младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется прово­дить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

1)на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;

2)тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э; а, и, у, о, э;

3)чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;

4) после этого - чтение слов и предложений: электрификация,

портфель; В январе много снегу во дворе.

5) чтение диалога:

- Собака, что делаешь? - Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пира­мидок»:

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознавать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:

-«чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);

- «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);

Чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых по­степенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.

Известное письменное упражнение, когда дети должны вста­вить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.

Работая так или иначе над совершенствованием навыка чте­ния, и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге № 1), размер нолей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не) предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение тексте и иллюстраций (60%: 40%).

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

Работа над беглостью чтения



Правильность чтения

Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”.

Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию сознательности чтения.

Сознательность – самая важная черта детского чтения. Состоит в понимании читаемого, в раскрытии значения слов, отдельных предложений, всего текста. Развитию этого качества способствуют практически все приемы работы над художественным произведением:

Лексическая работа,

Перечитывание вслух, про себя,

Выборочное чтение,

Составление плана,

Иллюстрирование текста,

Пересказ,

Придумывание названия и т.п.

На первых этапах урока уровень сознательности минимальный, к концу урока формируется более глубокий сознательный уровень.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию беглости чтения.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.



Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
  • Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
  • Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Работа над беглостью чтения

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

Правильность чтения означает чтение без искажений: правильно передается слого-звуковой состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропуск и перестановка слов в предложении. Причиной ошибочного чтения является несогласованность процессов чтения: восприятия, произнесения и осмысления. Как показывает практика, чаще всего дети делают ошибки при чтении в тех словах, смысл которых не понимают. Причиной искажений, по мнению М.Р. Львова, может стать так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека, как АНТИЦИПАЦИЯ – способность предугадывать смысл еще не прочитанного предыдущего отрывка. Наличие повторов на аналитическом этапе явление закономерное и даже положительное – это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся затруднять будут переход к синтетическому этапу чтения.

Нарушение норм литературного произношения выражаются в неправильном ударении (самый распространенный вид) или с незнанием лексического значения слов, с незнанием норм произношения – это ошибки орфоэпические.

Имеются ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением» (оно обязательный период становления навыка).

Интонационные ошибки (неправильное логическое ударение, паузы неоправданные в смысловом отношении) возникают в связи с непониманием читаемого.

К ошибкам приводят такие факторы;

– несовершенство зрительного восприятия

– неразвитость артикуляционного аппарата

– нехватка дыхания

– незнание орфоэпических норм

– незнание лексического значения слова

– «смысловая догадка.

Существуют специальные приемы, направленные на отработку правильности чтения: специальные тренировочные упражнения, совершенствующие зрительное восприятие (лексическое значение слов перед чтением, предварительное послоговое чтение трудных слов, предварительное чтение про себя, методически верное исправление ошибок в зависимости от характера ошибки (минимальное вмешательство в процесс чтения ученика).

Например, ошибка в окончаниях слов – учитель исправляет, не прерывая чтение ученика;

Ошибка, которая влечет за собой искажение смысла предложения – учитель исправляет, прерывая чтение, используя прием повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного, отвечая на который ученик более внимательно повторно читает предложение или прямо указывает на ошибку.

При орфоэпической ошибке учитель прерывает чтение ученика и дает образец правильного прочтения. Все другие ошибки исправляются после завершения чтения.

При чтении художественных произведений применяется принцип многочтения, предложенный М.И. Омороковой и описанный В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, добиваясь правильного чтения (упражнения на тренировку зрительного восприятия, скороговорки и чистоговорки – три темпа, тренировка дыхания, предварительная работа перед чтением сол словами по предупреждению ошибочного чтения.



Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. (СМ. Программу). Темп чтения растет постепенно в течение обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Объективным ориентиром беглости чтения считается скорость речи диктора ТВ (120-130 слов в минуту ).

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановки при чтении. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринимаемого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста 3-5 остановок. Поле неопытного чтеца (первоклассника) иногда равно одной букве, с осмыслением связаны повторы в чтении: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения. Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствует и беглость.

В методике мы находим упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в тоже время совершенствуют и беглость. В то же время существуют современные технологии, обеспечивающие беглость чтения (М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З Постоловский. Книга для учителя «Преодоление трудностей» М. 1990г.):

– совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель

– чтение небольших отрывков в разных темпах (медленно, плавно, протяжно, в разговорном темпе, в скороговорном)

– чтение отрывков «на время»

– чтение на определенное время с последующей проверкой понимания прочитанного.

М.И. Оморокова в пособии «Совершенствование чтения мл. шк.» (М., 1997) предлагаются ежедневные практические разминки на уроках чтения:

– чтение сочетаний СГ в слогах, сочетания гласных, чтение слов и предложений, диалогов, цепочки слов с одним корнем, с разными корнями. В последнее время стали проникать в методику работы над беглостью чтения приемы скорочтения (Техника быстрого чтения Кузнецов и Хромов). Однако надо помнить, что использовать следует их чтецу, накопившему определенный читательский опыт. М.М. Безруких считает, что данная направленность на скорочтение в начальных классах может привести к перегрузке и снижению мотивации к учению. Среди приемов, перенесенных в начальную школу, могут быть такие:

– чтение с помехами (метроном или под счет)

– быстро найди слово

– чтение через решетку (линейка).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Это 18 наборов по 6 предложений, в котором увеличиваются кол-во буквенных знаков (типа зрительного диктанта письменно и устно). Известны упражнения, в текст которых вставляются слова, буквы, что развивает способность к антиципации, тренирует правильность и беглость чтения.

В теории и практике начальной школы известен подход В.Н. Зайцева, способствующий формированию оптимального темпа чтения. Автор считает, что важна не длительность тренировочных упражнений, а их частота. Жужжащее чтение (еще В.А. Сухомлинский применял), ежеурочные пятиминутки чтения (этот резерв заимствован в школах МНР), в истории семейного чтения применялось чтение перед сном, для не желающих читать – режим щадящего чтения (1-2 строки – и кратковременный отдых), упражнение известное по имени авторов Федоренко – Пальченко (многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста).

Существуют правила текста для подготовки беглости и правильности чтения: если текст читается не по хрестоматии, а по детской книге, то текст должен быть напечатан на белой бумаге № 1, размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстрации (60% : 40%).

Сознательность чтения – иначе говоря – понимание прочитанного.

Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно в овладению самим процессом чтения (техникой чтения), т.е. насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков; 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева) данный термин в методике действует на разных уровнях протекания самого процесса чтения. Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, отдельных предложений, отдельных частей текста и понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда чтец сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности (М.Р. Львов). Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

– осмысление значения каждой языковой единицы текста;

– понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

– осознание себя как читателя (Требования к анализу художественного произведения будем рассматривать позднее.).

Начиная с 30-х годов 19 века выразительно чтение стало преподаваться в учебных заведениях России. Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Т.Г. Рамзаева отмечает выразительность как качество, которое формируется в процессе анализа произведения. Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – одна из сторон навыка чтения. Признаки Б.ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску.

В практике работы школы выразительность – показатель сознательности. Однако следует помнить, что ученикам начальных классов свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, который используют взрослые. И наоборот, ребенок, хорошо понявший текст читает монотонно, тихо, не пользуясь интонацией средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученности.

Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестом, мезансценой – нужно учить пользоваться. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых – ударение, темп и ритм речи, пауза, повышение и понижение голоса находятся во взаимосвязи и все вместе обусловливаются содержанием произведения. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, умений целесообразно пользоваться своим голосом. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, иначе говоря: осмысление идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения

3) упражнение в чтении.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока. Овладение навыками выразительного чтения – профессиональная задача каждого учителя. Выразительное чтение строится на тех же принципах, что и профессиональное искусство художественного слова (чтения), в основе которого лежит система К.С. Станиславского (Е.Д. Дмитриева). Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит в степени мастерства, в глубине, полноте и яркости передачи произведения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как соблюдение знаков препинания (элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте), соблюдение логических и психологических пауз, логического ударения. умение менять темп и ритм чтения. В курсе выразительного чтения института перед студентами ставятся две задачи: научиться самостоятельно готовиться к чтению художественного произведения, с тем, чтобы выразительно прочитать его детям, и овладеть методикой обучения детей выразительному чтению.

Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение несколько направлений:

– технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

– интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

– смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

– тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа. Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов: от степени обученности учащихся, от объема произведения, от его формы, от задач урока и т.п.

Значение чтения в жизни современного человека. Понятие «навык чтения». Качества полноценного навыка чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность. Общая характеристика качеств

Книга играет большую роль в жизни детей,

но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать.

В.А. Сухомлинский

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный ребенок в условиях господства телевидения, радио и кино потерял интереса к чтению книг. Но если говорить о талантливом читателе, то мнение может быть противоположным, что нам с вами необходимо доказать. Важно не забывать о том, что книги способны обогатить внутренний мир личности, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Все дети процессом чтения овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках обучения грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, т. е. чтения, по выражению Д.Б. Эльконина, как «воссоздания звукового облика слова по его буквенной модели».

В букварный период ребенку достаточно научиться хотя бы этому, но задача учителя значительно шире : необходимо сформировать у детей сознательное , а не «озвучивающее» чтение. Речь идет не только о первичном навыке чтения, а о функциональной грамотности: чтение – это не только самостоятельный процесс, но как необходимое жизненное условие , которое обеспечивает свободную ориентировку в различных жизненных ситуациях. Поэтому нам очень важно помнить слова Ш.А. Амонашвили: «Научить ребенка читать – дело чести педагога». Профессионален тот учитель, который быстро и с радостью открывает ребенку мир письменной речи – делает его читающим.

Понятие навык чтения охватывает целый комплекс умений и навыков.

Умение – это способность осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания.

Навык – умение, достигшее уровня автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка.

Развивая навык чтения (НЧ), учитель должен знать его сущность, его природу. В школьном обиходе комплекс умений и навыков для удобства называют навыком чтения, который имеет 2 стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, беглость, выразительность.

Смысловая – это понимание учащимися таких положений, как:

Значения большей части слов (прямого и переносного);

Основного смысла всего содержания текста, высказывания своего отношения к прочитанному.

Когда учитель готовит детей к выразительному прочтению текста художественного произведения, он большое внимание уделяет осмыслению его.

Исходя из этого, мы можем прийти к мысли о том, что навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение.

Но, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Навык чтения – сложный навык, который требует длительного времени для своего формирования. Поэтому в методике (Т.Г. Егоров) выделяют 3 этапа процесса формирования НЧ: аналитический, синтетический (этап возникновения и становления целостной структуры действия) и этап автоматизации.

Аналитический – это период обучения грамоте, который характеризуется звуко-буквенным анализом и чтением слова по слогам.

Синтетический – это чтение текста целыми словами. Зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Автоматизация этого вида чтения происходит в последующие годы – в течение всей жизни.

Относительно способа чтения учителю необходимо иметь, что существует продуктивные и непродуктивные виды чтения. К непродуктивным относится побуквенное чтение и отрывистое слоговое. К продуктивным – плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

В.А. Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Поэтому одной из актуальных тем в начальной школе является формирование техники чтения. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и способствует совершенствованию учебного процесса. В.Н. Зайцев пришел к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание всех процессов, необходимых для решения математических задач.

В учебно-методических материалах для начальной школы по всем УМК мы встретим требование, связанное с темпом чтения в 1 минуту: ребенок должен читать не ниже 100 слов в минуту. По классам такое распределение нагрузки: 1 класс – 25 – 30 слов; 2 класс – конец I полугодия – 30 – 40 слов, II полугодие – 40 – 50 слов; 3 класс – I полугодие – 50 – 60 слов, II – 65 – 75 слов; 4 класс - I полугодие – 75 – 80 слов, II – 85 – 90 слов.

До 2010 года начальная школа России должна будет перейти на Стандарты II поколения, где обязательно 6-летнее начальное образование: 1-ый год – работа со старшими дошкольниками, а в 5 классе учитель начальных классов условно именуется «классной нянькой» (которая помогает ребенку одеваться на прогулку).

В начальной школе учащийся должен овладеть 3 видами деятельности:

1) познавательная (уметь отличать учебные тексты, художественные и научные);

2) речевая (ребенок должен выйти на монолог и уметь вести диалог;

3) организация собственной деятельности (владение техникой чтения – вслух и про себя).

В новых Стандартах под техникой чтения подразумевается правильное и осознанное чтение без замера скорости чтения – с учетом психотипа (М. Безруких). Все скоростные показатели убраны. Не нужно скорость чтения превращать в критерий оценивания. Технику чтения можно проверять, но без критики.

Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей

Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Педагогическая проблема состоит в том, чтобы обучение чтению с самого начала было функционально ориентированным делом. Решение этой проблемы осложняется многими факторами, в том числе психофизиологической зрелостью учеников, разнообразием дидактических средств, особенностями методики. Качественное обучение чтению возможно при хорошем понимании учителем этого психофизиологического явления. Чтение – сложный вид деятельности, который совершается благодаря взаимодействию различных сторон психики: памяти, мышления, эмоций. Особенно велико значение внимания : без умения сосредоточиться правильное чтение невозможно. Следовательно, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Пока не ясно, как накапливается особый опыт чтения-озвучивания, который обеспечивает оперативное схватывание значений слов и смыслов. Предполагается, что это схватывание возникает в результате титанической работы по перебору возможных вариантов осознания прочитанного. Психическим механизмом понимания выступает закон угадывания, предвосхищения. Известно, что во фразе первые два слова задают не только смысл, но и грамматическую сторону. Осознав слово и его форму, ученик открывает для себя тайну рождения смысла. Важно помнить, чтобы действие чтения изначально задавалось именно как действие сознания.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+ (-) 2 единицы хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Поэтому, чтобы эффективность чтения повысилась, необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Основой включения психических процессов служит физиология, сенсорика, т. е. комплекс чувственных данных: - зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Они поставляют информацию, которая обрабатывается сознанием. Решение этой проблемы зависит от множества факторов. В настоящее время установлено, что физиологическая сторона чтения, основанная на хорошем запоминании букв и быстром установлении их звукового значения, обеспечивается следующими явлениями:

а) обучение чтению должно опираться на развитый фонематический слух, который выражается в умении анализировать и синтезировать устную речь;

б) согласно слоговому принципу письма, обучение чтению должно в качестве единицы чтения использовать слог: согласный может быть прочитан только в слоге, т. е. в сочетании с другими буквами;

в) плавность чтения обеспечивается особым качеством зрения, которое называется полем чтения . Это понятие означает «площадь одновременно видимой строки с отчетливо распознаваемыми буквами». У первоклассников поле зрения ограничено. При неподвижном взгляде на строку ученик воспринимает сочетание из 2 – 3 букв, поэтому важно учитывать эту физиологическую особенность чтения;

г) в чтении участвуют слуховые и речедвигательные анализаторы, которые «находят» значения для читаемых слов. С этой целью орфографическое чтение нужно перевести в орфоэпическое: воробэй – варабэй. Поэтому на первых порах нужно обязательно задавать громкое чтение с совместным проговариванием, но постепенно переходить на молчаливое чтение. К жужжащему чтению отношение методистов неоднозначно: в среднем звене школы дети превращаются в «шептунов»;

д) из-за несформированного умения удерживать строку зрительно необходимо использовать физическую опору для строки, которая передвигается горизонтально.

Все эти условия важно учитывать не только при первоначальном обучении чтению в букварный период, но и в последующем.


Похожая информация.