Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Развитие физиогномики, как науки. История физиогномики Суть древнего учения которое носит название физиогномика

Развитие физиогномики, как науки. История физиогномики Суть древнего учения которое носит название физиогномика

Тема звучала так: "Основы физиогномики " .

Тема академическая и больше похожа на курсовик институтский:-) Попробуем как то поинтересней изучить этот вопрос. Так что же такое ФИЗИОГНОМИКА - учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле - искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.

В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека - его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.

Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица - фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.

У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось - они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум - всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы - и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».


Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.

Лицо - одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.

Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:

На каждом лице - истории явный след,

Гнева, любви, страданий, прожитых лет,

Внутренняя сущность хозяина здесь видна,

Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии - всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку - физиогномику.

Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.

Физиогномика (по-гречески: «physis» - природа и «gnosis» - знание, познание) - изучение или познание природы.

Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные называют её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика - «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».

Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.

Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки - видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, - в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности.

Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой.

Физиогномика - учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.

Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.

Косвенные данные говорят о том, что умением “читать лица” обладали еще жители Древнего Египта. Но древнеегипетская цивилизация не оставила об этом искусстве прямых письменных свидетельств, и сейчас принято считать истинными родоначальниками физиогномики народы Востока.

Восточное искусство определения судьбы человека по чертам его лица известно уже более трех тысяч лет. В Китае его основателем считается даосский мудрец по прозвищу Гуйгу-цзы (в переводе с китайского — “учитель из долины оборотней”), который отличался поразительным мастерством физиогномиста. Перу этого автора принадлежит самое раннее из имеющихся на данный момент классическое произведение о предсказании судьбы — “Детальный анализ лица”. У Гуйгу-цзы было много последователей и продолжателей его дела.

Уже во времена Конфуция искусство чтения лиц Сян Миэн (по другим трактовкам — Сианг Мин), достигло полного расцвета. Эти знания считались священными, ревностно охранялись служителями культа как великое сокровище, передавались через поколения от учителя к ученикам и доступны были только высшим правителям, наделенным неограниченной властью. Такая ситуация определяла основное направление мысли древневосточных физиогномистов. В первую очередь они искали на лицах соотечественников признаки, свидетельствующие об принадлежности человека к правящей элите.

Историки и писатели Древнего Китая очень подробно излагали свои наблюдения. По их описаниям можно понять, что основными признаками высокородства тогда считались различные генетические аномалии. Например, у императора Ю (более 2000 лет до н. э.) было по три отверстия в каждом ухе; у правителя Вэня, основателя династии Чжоу, — по два соска на каждой груди; император Сунь, наследник императора Яо, родился с двумя зрачками в каждом глазу. Древние источники утверждают, что у императора Лю Бэя и императора Ву из династии Цзинь были такие длинные руки, что в положении стоя они ладонями касались своих колен. Такие же длинные руки были и у императора Тай Чжу, правившего в период поздней династии Чжоу. А первый министр императрицы Ву Изэтян, Ли Цяо, по свидетельствам летописцев, вообще дышал через уши.

Что из свидетельств китайских историков о необычных чертах своих императоров правда, а что выдумка, сейчас уже не установить. Единственное, что можно сказать с уверенностью: первейшее из направлений исследований древневосточных физиогномистов — это поиски на лицах знаков высшей власти. И те черты, которые на Западе воспринимались как уродство, достойное лишь демонстрации в ярмарочных балаганах, на Востоке считались уделом избранных, свидетельством милости небес.

Не меньше, чем признаки властителей, древних китайцев интересовали финансовые возможности человека и продолжительность его жизни. Эти три направления считались основными, хотя кроме них в понятие “предсказание судьбы” входило еще множество других вопросов — здоровье в разные периоды жизни, отношения с правосудием, семейная обустроенность и т. п. Большое значение имели предсказания отношений с родителями, детьми, братьями и сестрами.

Считалось, что человек с длинными, красивыми и блестящими бровями будет иметь много сестер и братьев, с которыми будет прекрасно ладить, а человек с неровными тонкими бровями будет иметь мало сестер и братьев, да и с теми будет ссориться из-за наследства. Даже последовательность отбытия родственников в мир иной китайские физиогномисты считали предопределенной и читаемой на лице. Так, некоторые авторы утверждали, что если у человека верхняя губа длиннее нижней, то его отец умрет прежде матери, а если нижняя губа длиннее верхней, то первой умрет мать. Причем для подтверждения истинности своих утверждений древнекитайские источники приводят, как правило, один-два примера, считая их вполне достаточными для принципиальных выводов.

Общая цель древневосточной физиогномики — предсказание судьбы. Для достижения этой цели, для точного определения жизненного пути, в восточном искусстве имеет значение ВСЕ. В буквальном смысле этого слова. Нет ни одной черты лица, которая не влияла бы на выводы восточного предсказателя.

Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды - одарённых и талантливых последователей.

Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.

Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица.

Существует множество физиогномических систем, наиболее распространённые из них - системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.

Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера.

Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека - скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.

Попробуем только перечислить небольшую часть параметров, подлежащих обязательному определению и интерпретации в китайской физиогномике. К ним относятся:

этническое происхождение (из какой части Китая этот человек);
пол и возраст человека;
тип лица, форма лица, части лица и их соотношение;
структура лица, отдельные органы, их комплексное сочетание и гармоничность;
цвет всего лица, цвет отдельных частей, цвет “точек соответствия”;
всесторонняя и развернутая оценка двадцати ключевых позиций (“трех частей”, “пяти гор” и “двенадцати дворцов”), взаимное влияние этих позиций, оценка различных сочетаний;
взаимовлияние пяти основных элементов (дерева, огня, воды и металла), влияние каждого из этих элементов на каждую из вышеперечисленных позиций;
внешнее сходство с каким-либо животным;
косвенные факторы: голос, мимика, жесты;
время года и время суток, когда проводится исследование;
соответствие частей лица и черт лица географическим точкам и временам года (например, лоб соответствует югу и лету, рот — северу и зиме), соотношение этих соответствий, их разносторонняя оценка.
соответствие определенных точек на лице (их свыше ста штук) определенному возрасту, который приписывается им древними толкователями. Причем сама точка кроме соответствия возрасту, ни о чем не говорит, ее значение предсказатель должен УГАДАТЬ, оценивая увиденное как “благоприятный” или “неблагоприятный” знак.

Для каждого из всех этих признаков обязательны оценки значений: признак может быть хорошим или плохим, благоприятным или неблагоприятным.

Согласитесь, список впечатляет. Мало того, КАЖДЫЙ из перечисленных параметров имеет еще и подразделы. Одних только видов глаз восточные физиогномисты различают более сорока. А если еще добавить, что значение любого знака способно изменить влияние на судьбу любого другого знака, становится очевидным тот факт, что одновременно учесть и объективно оценить все факторы не представляется возможным. Рассуждения некоторых современных авторов физиогномических трактатов о том, что этой системой в полной мере может овладеть любой упорный человек, выглядят по меньшей мере несерьезными.

Необходимо честно признать, что подлинная китайская физиогномика, исходящая из толкований древних мудрецов и обязывающая учитывать влияние “всего на все”, это, скорее, искусство гадания, основанное на врожденном таланте, подобном ясновидению Ванги и Нострадамуса, а вся вышеперечисленная масса признаков является лишь словарем терминов, основой для предсказаний. “Когда не знаешь слов, нечем познавать людей”, — утверждал Конфуций.

Образная условность многих утверждений, иносказательность и размытость большинства формулировок дает возможность любому псевдопрорицателю подогнать свои “предсказания” под реальную ситуацию. Объективный исследователь не может в этом случае проверить истинность выводов.

Можно с уверенностью сказать, что человек, предсказывающий судьбу пользуясь искусством китайской физиогномики, либо обладает незаурядными паранормальными способностями, либо является изрядным шарлатаном.

Европейского читателя, пожелавшего воспользоваться многочисленными пособиями и самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях восточного искусства физиогномики, ждет разочарование: дело в том, что все выводы и заключения древних мудрецов касаются только восточного (китайского) типа лица. В отношении европейских лиц эти критерии неприменимы.

Таким образом, для европейца восточное искусство чтения лиц представляет слишком мало практической ценности, поэтому вполне достаточно только ознакомиться с ним, не вдаваясь в подробности.

Между тем на Западе вот уже более двух тысяч лет существует свое собственное искусство физиогномики, которое сильно отличается от восточного и имеет свои законы и принципы. Именно это направление имеет для нас практический интерес.

Т.к тема эта ну очень громадная, подробнее изучить данный вопрос вы можете и сами по ссылкам источникам данным ниже.

Мы часто смотрим куда тянется дым вместо того, чтобы узнать откуда дует ветер.
К. Чапек

Для того чтобы лучше распознать типы личности и характера, нам может помочь физиогномика, хотя можно определенно сказать, что на сегодняшний день такой науки не существует. Эта область очень активно используется спекулянтами от психологии. Более того, нельзя исключать того, что физиогномика как наука не состоится, - нет статистической информации. Но есть мистический имидж. Есть желание знать больше сказанного, то, что скрывают.

9.1. Выявление реально работающих физиогномических признаков

Известный астролог, глава Авестийской школы астрологии П.П. Глоба в своей книге «Популярная астрология» (1993) знакомит читателей с основами морфоскопии, физиогномики и других наук. «У каждого человека лицо состоит из семи частей, соответствующих семи планетам, которые знали древние: Солнцу, Луне, Юпитеру, Сатурну, Марсу, Венере, Меркурию. Каждая из планет чем-то управляет в человеке, связана с его определенным психическим состоянием. Таким образом, каждая часть лица несет характеристики в соответствии с функциями планеты-управителя. Что касается ушей, то они не соотносятся с планетами, но именно на них обращается прежде всего внимание при анализе лица человека». Главным итогом такой «науки» становится поразительные по нелепости несоответствия различных физиогномических признаков. Один и тот же признак у разных авторов может означать совершенно не связанные между собой свойства. Приведем примеры.

Глубоко посаженные глаза у разных авторов означают: смелость, ловкость, нравственность (Е.С. Вельдховер, 1998); «свидетельство пережитых страданий, в результате чего человек становится жадным, хитрым, коварным» (А. Бирах, 2000); «романтизм, погружение в собственный мир» (С. Мин, 2003).

Другие связывают курносый нос с такими качествами, как капризность, непредсказуемость (Е.С. Вельдховер, 1998); веселость, простота, широта натуры, врожденная душевная гармония (А.Бирах, 2000); надежность, практичность, дружелюбие (С. Мин, 2003); капризность, непредсказуемость (Б.Ю. Хигир).

Их может быть много:

  1. откровенная выдуманность всех признаков;
  2. разница в оценке ситуационного поведения;
  3. незначительная группа наблюдаемых;
  4. случайные совпадения признака и свойства;
  5. несоответствие признака и свойства (если у человека слабый характер, то неизвестно, в какой части тела должны отражаться эти свойства: ушах, голове и чем-то еще);
  6. неверная трактовка признака («мохнатые» брови у одних трактуются как «курчавые» у других).

Однако наиболее правдоподобной кажется причина перенаселенности физиогномики обыкновенными шарлатанами.

«Глубоко посаженные глаза - такие глаза принадлежат чаще всего погруженным в свой мир и глубоко романтичным натурам. Хотя не стоит обольщатся налетом таинственности. Они никогда не теряют чувства реальности ни в поступках, ни в чувствах» (Ч. Куай, 2003). В одном предложении присутствуют взаимоисключающие свойства. Как говорится, «и нашим, и вашим». И таких примеров откровенной подтасовки, подгонки текста бесконечное множество. Особенно много их в «трудах» восточных авторов.

Счастливым исключением из общего правила можно считать две известные книги: метода Вельдховера Е.С., Вершинина Б.В.

«Тайные знаки лица» (1998) и Мекка Фулфера «Искусство чтения по лицу» (2004). Работу Е.С. Вельдховера можно представить как попытку связать известные мифы прошлого с реальной медициной, сделать физиогномику из явления наукой. А вот к трудам Ч. Куай «Как научиться читать по лицам» (пер. с нем., 2003) и Б. Лин «Чтение по лицам» (пер. с англ., 2003) у нас другое отношение.

Перед нами стоит проблема. То ли мы должны забыть о существовании физиогномики как науки, то ли попытаться выжать из потока мусора рациональное зерно. Второе было бы предпочтительнее. Поэтому пришлось действовать так: из множества сочетаний «признак - свойство» выбирать только те, которые имеют подтверждение в независимых друг от друга источниках. Но, выделив полезную информацию, ее стоит проверить на примерах.

Есть большое количество публичных людей, о которых пресса пишет даже больше, чем нужно. Если уже подтвержденная информация взаимосвязи «признак - свойство» не находит себе конкретного визуального подтверждения, то ее также следует проигнорировать. К этой же категории следует отнести сопоставление выявленной взаимосвязи на примере ближайшего окружения. Если наука «физиогномика» не существует, то через такое сито не пройдет ничто. Если она существует, то часть информации пройдет. Фактически мы дважды фильтруем полученную информацию, проверяя ее на взаимное соответствие с другими авторами и на ее соответствие примерам, которые всегда у нас перед глазами. В целях предосторожности отбрасывались те авторы, которые не снабдили свои данные рисунками. Именно разное трактование видимого авторами признака есть один из самых больших недостатков их работ. Поэтому совмещение информации «признак - свойство» проводилось не по названию, а по фактическому виду.

Также большую проблему представляют собой разные формулировки признаков. Например, «решительность» и «целеустремленный» - это одна характеристика или разные? В данном случае, как представляется, второе слово поглощает первое - люди целеустремленные всегда достаточно решительны.

Однако есть более затруднительные случаи. Тем не менее во всех сложных ситуациях предпочтение отдавалось наиболее общей характеристике. Из более 200 выделенных признаков нами было отобрано около 40. Таким образом, достоверность полученной из рядовой книжки информации не может быть оценена более чем 15-20%.

С древних времен лицо человека привлекало ученых, мыслителей и исследователей. Каждый из них стремился создать свою теорию. К сожалению, все эти теории были несовершенны.

Физиогномикой занимались греческий философ и математик Пифагор (VI в. до н. э.) и ученые Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Гален (II в. до н. э.) и Цельс (I в. до н. э.), крупные мыслители Цицерон (I в. до н. э.), Плиний-младший (I в. до в. э.), римский оратор Квинтилиан (I в. до в. э.) и др.

Один из самых серьезных трудов, посвященных изучению человеческого лица, принадлежит Аристотелю. Его считают одним из создателей учения о физиогномике. Он применял ее для распознавания душевных качеств людей по внешности. В его работах, например, есть такие слова: «Если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях; если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию; если же у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы. Прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жесткость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность, низко стоящие брови – признак зависти».

Большое внимание Аристотель уделял глазам. На основе своих наблюдений он сделал следующие выводы:

1. О состоянии и возможностях психики человека можно судить на основании оценки особенностей строения его головы и лица.

2. Кроме того, отдельные черты лица человека имеют сходство с животными, которые наделяются якобы свойственными им от природы качествами: «нос толстый, как у быка, означает лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, – глупость; острый, как у собаки, нос – признак холерического темперамента; орлиный нос означает смелость; крючковатый, как у вороны, – настороженность; у кого широкий рот, тот храбр».

3. Также можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей – эфиопов, индийцев, хеттов и др., затем, проанализировав личностные признаки разных народов, определить индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.

4. Если лицо человека несет в себе черты, характерные для проявления определенных эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать, что именно это состояние фактически является его индивидуальной особенностью. Например, если лицо человека постоянно напоминает маску страха, то он по натуре своей, скорее всего, боязлив.

Положения Аристотеля долго служили основой для наблюдений физиогномистов-исследователей. В средние века, как и многие другие науки, физиогномика «ушла в подполье», но начиная с XV в., снова стала предметом всеобщего интереса, ею занимались врачи, духовные лица, философы, судьи.



Вклад Леонардо да Винчи в изображение и понимание лиц бесценен. Он детально изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека, отмечая, что определенная мимика свойственна не только радости или горю, ненависти или печали, но и различным нюансам этих переживаний. «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется…, брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача». Созданный им портрет Моны Лизы является одним из величайших шедевров искусства. Леонардо да Винчи «изобразил ту восхитительную улыбку, при взгляде на которую испытываешь скорее небесную, чем земную радость…. приглядевшись, готов поклясться, что жилка на ее шее бьется», – писал Визари. Позировавшую даму развлекали нанятые Леонардо музыканты, возможно, этим объясняется ее легендарная улыбка.

Портрет Моны Лизы открыл новый подход к написанию полотен через более глубокое, чем раньше, понимание другого человека со стороны его внутреннего мира, на основе эмпатии – проникновения в чувствования и переживания человека. Когда долго смотришь на портрет, кажется, что он оживает и дама вступает с тобой в диалог.

В своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом, чтобы в любой момент можно было сделать графический набросок случайно встретившегося интересного лица человека. При этом он советовал обращать внимание на эмоциональные переживания людей – радость, печаль и т. д. и накапливать таким путем наглядный материал о человеческом лице, человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании больших полотен.

В своих дневниках художник размышляет о практических приемах быстрого запоминания лица: «… об изображении человеческого лица в профиль с одного раза и одного взгляда. Для этого случая тебе необходимо запомнить разнообразие четырех различных частей профиля – носа, рта, подбородка и лба….если ты хочешь обладать легкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а также горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов, они хороши, поскольку речь идет о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов, и также ты найдешь различие в других частях».

Леонардо да Винчи первым дал правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры. Для своих исследований в области физиогномики он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

Цюрихский пастор Иоганн (Гаспар) Лафатер (XVIII) был самым известным физиогномистом своего времени, талантливым исследователем и неутомимым тружеником, обладавшим логическим мышлением и необыкновенной интуицией. Ему принадлежит десятитомное сочинение «Искусство познавать людей по физиономиям». Как никто другой, он умел определять характер и будущее человека по лицу. Его работа «Фрагменты физиогномики», опубликованная между 1775 и 1778 гг., была переведена на разные языки и использовалась специалистами разных стран на протяжении многих лет.

Лафатер изучал психологические особенности человека, используя признания прихожан на исповеди, а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Таким образом были описаны тысячи хорошо известных ему лиц, и на основании этого материала сделаны выводы о взаимосвязи формы профиля и внутреннего склада человека. Так, он считал, что строение и очертания черепа и лба отражают умственную жизнь человека, а строение лицевых мускулов, очертания носа и щек – моральную и эмоциональную жизнь; форма рта и линия подбородка обнаруживают чувственные, животные качества.

Лафатер, определяя особенности характера по рельефу лица и строению черепа, претендовал на роль основателя новой науки: «Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».

Однако Лафатер сделал ряд ошибок, недопустимых для серьезного исследователя, и впоследствии его труды вызвали серьезную критику по следующим пунктам:

Предмет его наблюдений составляли не все черты лица и их совокупность, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль.

Отсутствие системного подхода.

Объективные закономерности довольно часто заменялись субъективным мнением автора.

Тем не менее, идеи Лафатера нашли своих почитателей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались люди изо всех стран мира, ему присылали портреты, слепки и маски. Физиогномистом восторгались, его превозносили, но одновременно и побаивались. Например, с ним избегал встреч граф Калиостро – авантюрист и чародей, о котором ходили слухи, что ему 350 лет и он может превращать железо в золото. В большой мере разделял взгляды Лафатера австрийский врач Франц Йозеф Галль, создавший собственную интересную теорию.

Франц Йозеф Галль – известный австрийский врач и анатом занимался изучением мозга. Он первым высказал мнение о том, что особенности мышления надо связывать с особенностями строения мозга. В больших полушариях мозга он хотел найти «центры» для определения всех способностей человека.

Галль создал подробные карты мозга, где указал места концентрации моральных и интеллектуальных качеств человека. Он утверждал, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе можно определить характер, наклонности и умственные способности каждого. С помощью специальных измерений он находил «шишки способностей» к музыке, поэзии и живописи, «бугры» честолюбия, скупости, храбрости, материнской любви и т. д.

Он утверждал, что за ум, эмоции и чувства отвечают строго определенные участки мозга. Выраженности тех или иных качеств можно определить по выпуклостям в соответствующем месте на черепе. По «буграм» на черепе Галль и его ученики судили не только о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений того или иного человека, но также предсказывали будущую жизнь ребенка и старались дать советы, каким должно быть его воспитание.

Таким образом сформировалось учение – «френология» (от греческого phren – ум). Слово «френология» введено учеником Галля Шпурцгеймом, сам Галль был против этого термина и пользовался терминами «кефалоскопия» (от греческого kephale – голова), «краниоскопия» (от греческого kranion – череп ), «краниология».

Теория Галля быстро приобрела популярность, а его идеи сыграли положительную роль, так как они:

Стимулировали исследования мозговой ткани;

Послужили источником нового направления в исследованиях по проблеме локализации функций в головном мозге;

Способствовали развитию нейропсихологии.

Поэтому вполне справедливы слова, написанные на могиле Галля: «Будем благодарны ему за то, что он сделал, и воздержимся от обвинений в том, что он не выполнил того, на что другие и не осмелятся, хотя он и проложил путь, по которому они пойдут». В настоящее время учеными составлены подробные карты функций головного мозга.

Теории И. Лафатера и Ф. Галля сыграли определенную роль в формировании теории Чезаре Ломброзо о врожденном преступном типе.

Цезарь (Чезаре) Ломброзо – итальянский психиатр, антрополог, криминалист, профессор Павийского и Туринского университетов.

Всю жизнь Ломброзо работал тюремным врачом и посвятил свои исследования узкой области физиогномики – изучению и описанию типа так называемого «преступного человека». Ему удалось создать классификацию лицевых черт преступников. Признаки для классификации Ломброзо выявил, анализируя особенности внешности 3 839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казненных преступников.

Ломброзо предположил, что преступники не только отличаются по внешнему виду от нормальных людей, но и несут в себе рудиментарные (остаточные) признаки первобытного человека: неправильное строение черепа, асимметрию лица, притупленную чувствительность, неспособность краснеть и т. д. Основываясь на этих признаках, Ломброзо пришел к выводу, что можно не только установить физигномический тип преступного человека, но и найти черты, присущие отдельным категориям преступников, например ворам, убийцам, насильникам. Аномалии в психике этих людей выражаются в мстительности, тщеславии, гордости, слабости рассудка, неразвитости нравственных чувств, особенностях речи и даже особом письме, напоминающем иероглифы древних народов.

В книге «Человек преступный» (1876) он пишет, что «убийцы большей частью брахицефалы (короткоголовые, с большим поперечным диаметром головы) с мощными челюстями, длинными ушами и стекловидными глазами; воры – долихоцефалы (длинноголовые, продольные размеры головы значительно превосходят поперечные) с маленькими глазами; мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом…».

Форма черепа, нос, уши, цвет волос подвергались наблюдению и измерению и послужили основанием для заключения, что в преступном человеке живут в силу закона наследственности психофизические особенности отдельных предков. Результаты этих исследований описаны в книге «Новейшие успехи науки о преступнике» (1890 г.), в 1892 г. она была издана на русском языке и сразу подверглась активной критике ученых-антропологов. В том же году состоялся Брюссельский международный уголовно-антропологический конгресс, на котором была признана несостоятельность понятия преступного человека как особого типа и всех положений, выводимых из этого понятия (характерная форма носа и ушей).

Таким образом, учение Ломброзо не нашло дальнейшего применения. Конечно, было бы очень легко и удобно опознавать преступников по форме бровей или носа, но опыт криминалистов свидетельствует, что преступления совершаются людьми самой разной внешности, иногда даже вполне приятной и располагающей.

Еще один из выдающийся ученых, внесший в свой вклад в физиогномику, – Чарльз Дарвин. Английский ученый, натуралист, основоположник современной теории эволюции, он проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и выводы он изложил в работе «О выражении эмоции у человека и животных» (1872 г.). Его идеи послужили основой для создания различных справочников по психологическим толкованиям мимики.

Он вывел общие законы, управляющие проявлением эмоций во всем животном мире, и создал специальную отрасль науки – сравнительную биологию.

Он писал, что «каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными».

Дарвин предположил, что мимические движения образовались из полезных действий, то есть то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей какое-либо приспособительное значение. Например, оскал зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их (зубов) в борьбе; расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, – является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств; дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения.

Мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями.

Теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью обусловлено врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовались три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображаемых актерами эмоций и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Русским последователем физиогномики был русский профессор И. А. Сикорский, в 1861 г. написавший книгу «Всеобщая психология с физиогномикой», в которой дал подробное изложение физиогномики, широко используя литературные примеры и репродукции художественных картин.

В другой своей книге «Физиогномика в иллюстрированном изложении» он дал похожий портрет убийцы: «Большие уши, чрезмерно развитая нижняя челюсть, толстые губы (слабость сознательной воли), слабое сокращение мышц лица».

В этой же работе профессор приводит черты, отличающие здорового человека от больного: сильное напряжение мускулатуры тела (выпрямление туловища), напряжение, бодрость, свежесть, оригинальность ума, прямолинейность бровей, мимика радости. Противоположные черты, по его мнению, будут свидетельствовать о слабости, усталости, болезненности человека.

И. М. Сеченов – создатель русской физиологической школы – в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т. е. по внешним признакам… Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц – акта, как всем известно, чисто механического».

За годы существования и развития физиогномики накоплен поистине бесценный материал, включающий связи между чертами лица и особенностями характера человека. Физиогномика определяет не столько действительный характер и возможное поведение, но и то, как человека в большинстве случаев воспринимает незнакомый непредубежденный человек, увидевший его впервые.

В следующих главах вы найдете всю необходимую информацию, с помощью которой вы сможете «читать» лица. Это умение никогда не будет лишним: знакомство с новым коллегой, партнером или флирт на сайте знакомств, выбор спутника жизни или нового сотрудника. Чего можно ожидать от человека? Как он поведет себя в той или иной ситуации? Подходит ли он лично вам? На все эти вопросы вы легко найдете ответ, дочитав книгу до конца.

Свет мой, зеркальце, скажи…

А. Г. Сечин

АНТИЧНАЯ ФИЗИОГНОМИКА КАК СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Н. А. Яковлева

Статья посвящена теме интерпретации произведений изобразительного искусства посред-ством античной физиогномики, которая рассматривается как инструмент, своего рода матрица, обобщающая действительность по законам логики и риторики. Результатом этого обобщения являются типические образы, в частности типический маскулинный образ, яркими примерами воплощения которого в пластике были изображения Александра Великого работы Лисиппа.

The article is devoted to the theme of interpretation of works of the fine arts by means of ancient physiognomies which is considered as a tool, some kind of a matrix generalizing the reality under laws of logic and rhetoric. A result of this generalization is typical images including a typical masculine image which was embodied, in particular, in Lysippus" portraits of Alexander the Great.

Физиогномика, которая учит распознавать характер человека по его внешности, возникла в античном мире как практическое знание, но впоследствии благодаря Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) приобрела статус науки. С именем великого древнегреческого философа связывают самый ранний из дошедших до нас физиогномических трактатов (конец IV или начало III в. до н. э.). Обычно его именуют «Физиогномикой» Псевдо-Аристотеля, так как сочинение самого мыслителя в полном виде не сохранилось, и до нас дошло краткое изложение двух пособий по физиогномике, вышедших из его школы. Все последующие подобные сочинения: Полемона Лаодикей-ского (II в. н. э.), Адамантия (IV в. н. э.) и латинского анонима (IV в. н. э.), - несут в себе черты явного влияния Аристотеля, хотя и различаются в деталях. Трактат Аристотеля постулирует главный физиогномический принцип распознавания характера живого существа (человека, зверя и т. п.) по его внешности, ибо явленное в видимости не противопоставляется его сущности, но составляет с ней единство - эйдое (eidOz), т. е. целостный объемно-пластический внешний облик, задающий способы чувствова-

ния и мышления, а также линию поведения этого существа.

Хотя «Физиогномика» Псевдо-Аристотеля и другие упомянутые сочинения на данную тему были известны с эпохи Возрождения, они долгое время представляли интерес в основном для специалистов в области классической филологии. В 1893 г. Р. Фёрстер опубликовал научное издание античных физиогномических трактатов1, которое дало импульс широким поискам физиогномических описаний в античной литературе и их изучению как феномена литературного текста относительно типологии субъекта2. В классической филологии сформировался взгляд на древнюю физиогномику с точки зрения используемых ею методов обобщения многообразного эмпирического материала, результатом действия которых является ряд физиогномических типов3. Это сделало актуальной проблему осмысления физиогномики как способа типизации в литературе и изобразительном искусстве. Но если в литературоведении прогресс в решении данной проблемы очевиден4, то в отношении изобразительного искусства результаты представляются весьма скромными, хотя давно замече-

но, что античные физиогномические трактаты - «это бесценный... источник для реконструкции семиотики эллинистического портрета или византийской иконы»5. Наше исследование призвано отчасти восполнить этот пробел.

В настоящее время ученые выделяют три физиогномических метода обобщения действительности: анатомический, зоологический и этнологический. Анатомический метод ищет признаки того или иного характера в строении тела и особенностях облика человека, таким образом опираясь на его врожденную и неизменную природу (^и<гг£). Здесь обращает на себя внимание противопоставление мужского начала жен -скому в широком смысле этих определений, а не в узком значении принадлежности к одному из полов. Зоологический метод учитывает внешнее сходство человека с животным определенного вида, поскольку животные одного вида обладают определенным характером. Следует отметить, что значение слова «характер», которое пришло в современные европейские языки из древнегреческого, ранее отличалось от того, что вкладывается в него сейчас. Его смысл претерпел значительные изменения уже на протяжении античности, постепенно подвергаясь процессу интериоризации - движения от внешнего к внутреннему6. Во времена Аристотеля и в эллинистическую эпоху характер (характер) - это черта, знак, примета, присущая человеку или животному по природе, от рождения и указывающая на его внутренние качества. Наконец, этнологический метод основан на различии рас и этносов, а свойственные им черты характера обусловлены разными средами обитания. На основе указанных трех способов обобщения можно выделить соответственно гендерную физиогномику, зоофизиогноми-ку и этнофизиогномику.

В литературных текстах основной формой физиогномической характеристики является иконический (е1кои1ку£) портрет -сжатое бессоюзное описание внешности конкретного человека, которое в антично-

сти известно со времен Гомера и выполняло в художественных текстах двоякую фун-кцию: 1) благодаря своей реалистичной форме придавало вымышленному образу большую убедительность; 2) через внешность выражало характер персонажа7. Иконические портреты под воздействием обозначенных выше методов обобщения в определенных условиях превращались в топосы (толо1), иными словами, общие места (ко1ио1 голо!), которые прикладывалось к персонажу уже в готовом виде, что теснейшим образом связывает физиогномику с античной риторической традицией. Это особенно очевидно в отношении сочинений биографического жанра, где иконические портреты стали неотъемлемой частью одной из постоянных рубрик жизнеописания - внешнего облика героя. Благодаря такой трансформации иконический портрет переставал быть портретом, а ста -новился скорее образом - элементом художественной формы. Итак, физиогномы, занимаясь типизацией этих единичных явлений, вырабатывали своеобразный субстрат художественных образов - типы.

По нашему мнению, физиогномические топосы имеют свои пластические корреляты в античном изобразительном искусстве, где в данном случае речь должна идти уже об иконических образах. Исходя из приведенных выше дефиниций эйдоса и характера, иконический образ - это физиогномическое описание эйдоса живого существа как набора его характеров. Следовательно, иконический тип - это образ, обладающий физиогномическими признаками - характерами, общими для какой-либо группы живых существ.

Рассмотрим процесс физиогномической типизации на примере ярко представленного в античных трактатах и литературных текстах мужского, или маскулинного, типа. В животном мире, согласно античной физиогномике, наиболее ярким воплощением маскулинности был лев (о Леаи). Довольно подробное физиогномическое описание льва в трактате Псевдо-Аристотеля закан-

чивается следующим красноречивым пассажем: «В отношении души он благороден и щедр, великодушен, честолюбив, милостив, прям и привязан к тем, с кем живет»8. Кроме того, физиогномическими признаками львиной природы, т. е. львиными характерами, как правило, отмечены люди мужественного склада. Эта корреляция вводится часто употребляемым в «Физиогномике» выражением «это соотносится со львами» (аиасреретси елмтои^ Аеоитаф, хотя следует заметить, что оборот «это соотносится с мужественным [классом]» (аиасреретш ежм ту арреи [уеиоС]) не менее популярен. В обоих случаях идет речь о благородном и бесстрашном существе, что позволяет объединить в один класс льва и мужественного человека - класс, который мы называем маскулинным типом, или ти-пическиммаскулинным образом. В античной литературе и изобразительном искусстве этот тип представлен метафорой человека-«льва».

Аристотель неоднократно обращался к этой метафоре в самых разнообразных своих сочинениях. Широко известен пример из его «Риторики», призванный показать разницу между такими фигурами речи, как сравнение и метафора: «Так, когда поэт говорит об Ахилле: "он ринулся, как лев", это есть сравнение. Когда же он говорит: "лев ринулся" - это есть метафора: так как оба обладают храбростью, то поэт, пользуясь метафорой, назвал Ахилла львом»9. В заключительной главе «Первой аналитики» Аристотель формулирует физиогномическую логику вновь на примере льва, по существу разъясняя при этом ее знаковую природу: тот, кто имеет большие конечности, храбр; каждый лев имеет большие конечности, следовательно, все львы отличаются храбростью10. Следовательно, данный признак, или характер, задает некую новую общность существ, объединяющих львов и людей с большими конечностями в класс, или тип, который физиогномика трактует как маскулинный.

Физиогномическая логика Аристотеля позволяет привлечь для анализа античных

иконических образов современную семиотику и тесно связанную с нею общую риторику. В семиотике портрета существует представление об тоническом знаке, который, по мнению Ч. С. Пирса, отражает физическое сходство изображения с моделью11. У. Эко недавно предложил иное, более сложное толкование этого понятия. Иконические знаки отнюдь не исчерпываются лишь визуальным сходством с моделью, но содержат в себе также ее мыслимую характеристику, которая понятна зри -телю, и, таким образом, видимое должно корреспондировать с мыслимым на понятном публике языке12. Чтобы быть понятыми, художники используют без труда и тотчас узнаваемые, известные широкому кругу зрителей и потому убедительные визуальные метафоры - эквиваленты топосов в литературе, прежде всего в риторике, и рефе-ренциалъных метафор, содержащихся в физиогномических трактатах. «Художник выбирает их и из искусства, и из опыта, чтобы информировать определенную публику - своих образцовых [моделируемых] зрителей - о личности модели, ее стремлении и праве на бессмертие»13. Физиогномика обладала для этого прекрасными возможностями, в том числе предлагая целый арсенал признаков маскулинного типа - метафоры мужественного человека-«льва»: хорошо расчлененные конечности и тело; слегка впалые глаза; нахмуренный лоб; соразмерный квадрат во лбу; волосы надо лбом, обращенные вверх и назад (аиаитоЛг]). Следует иметь в виду, что в пластических искусствах, учитывая специфику простран-ственности, перечисленные визуальные коды метафоры находят свое материальное воплощение. Таким образом, физиогномика играла роль своего рода матрицы для кристаллизации типов как в литературе, так и в изобразительном искусстве.

В античности парадигма человека-«льва» нашла свое образцовое воплощение в изображениях Александра Великого (356323 гг. до н. э.) работы скульптора Лисип-па. В греческом социуме маскулинный тип

находил свое наиболее яркое выражение в виде героя, например Ахилла, у которого он, скорее всего, и был заимствован Александром14. О македонском царе известно, что он и в жизни стремился играть роль любимых героев, в частности Ахилла15. Есть мнение о том, что Александр так активно и целеустремленно использовал для этого костюм, грим, этикет, что уже сам мог бы считаться произведением искусства16. И от придворных художников он требовал выражения своей «львиной» сущности вовне, причем так, чтобы его изображения были верно прочитаны публикой.

Это нашло отражение как в словесном описании внешности и характера молодого царя, так и в его многочисленных изображениях. Наряду с достаточно общими чертами физиогномического облика молодого героя: юностью, красотой, «хорошо расчлененным телом», - были и чрезвычайно характерные знаки его львиной натуры, из которых наиболее широкий резонанс в качестве визуального кода получила так называемая аиасттоЛт] - хохолок волос, вздымающийся надо лбом17.

В настоящее время круг произведений, которые возводят к статуям Александра работы Лисиппа, обычно включает в себя

скульптурные головы четырех типов: Эр-бах, Дрезденского, «Шварценберг», Азара, а также полнофигурное изображение царя вроде луврской статуэтки Фукэ18. С Лисип-пом эти статуи - в основном мраморные римские копии - связывают благодаря сравнительному стилистическому и иконографическому анализу, подкрепленному сведениями из древних письменных источников. Доблесть (аретц) и другие добродетели Александра, его мужественность (арреиюта), наконец, львиность (Аеоитсо5г]^ = Аесои + егдоС) его натуры требовали соответствующего внешнего выра-жения, признаки которого в пластических произведениях позволяют описать себя терминами, определениями и конструкциями из физиогномических трактатов.

Таким образом, между античной физиогномикой и пластическими искусствами действительно существовала тесная взаимосвязь, которая позволяет интерпретировать сохранившиеся древние произведения изобразительного искусства посредством физиогномических описаний, опираясь при этом на богатый набор референциальных метафор, присутствующих в концентрированном виде в античных физиогномических трактатах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Scriptores Physiognomonici Gaeci et Latini: In 2 vol. / Rec. R. Foerster. Lipsiae: Teubner, 1893. В 1981 г. трактат латинского анонима был переиздан: Anonyme Latin. Traitft de physiognomonie / Texte etabl., trad. et commenffi par J. Andm. Paris: Socifitft d"ftdition «Les Belles Lettres», 1981.

2 Misener G. Iconistic Portraits // Classical Phililogy. 1924. Vol. 19. P. 97-123; Evans E. C. Physiognomics in the Ancient World. Philadelphia: American Philosophical Society, 1969.

3 Andru J. Introduction // Anonyme Latin. Traiffi de physiognomonie... P. 12-15; Barton T. S. Power and Knowledge: Astrology, Physiognomics, and Medicine under the Roman Empire. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994. P. 115-128.

4 Нахов И. M. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе: К постановке проблемы // Живое наследие античности. М.: Издательство МГУ, 1987. С. 69-88; ИлюшечкинВ. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 441-465. В последней статье дан подробный обзор зарубежных исследований на данную тему.

5 Аееринцее С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. С. 392. Прим. 59.

6 МихайловА. В. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990. С. 43-72.

7 Misener G. Op. cit. P. 97, 103-104.

8 Ps.-Arist. Phsgn. 5. 809b 41.1-26.

9 Arist. Rhet. III. 40. 1406 b. 20-23.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

10 Arist. Anal. pr. II. 27. 70 b 6-39.

11 БелМ., БрайсенН. Семиотика и искусствознание / Пер. с англ. Е. и Г. Ревзиных // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. 1996. № 9 (2/96). С. 533-534.

12 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. По-гоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 154-180.

13 Stewart A. Faces of Power: Alexander"s Image and Hellenistic Politics. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1993. P. 69.

14 ТрофимоваА. А. Жизнь мифа в античном искусстве: судьба Ахилла // Шлиман. Петербург. Троя. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 19 июня - 18 октября 1998 года. СПб.: АО «Славия», 1998. С. 187-189.

15 Stewart A. Op. cit. P. 78-86.

16 Hölscher T. Ideal und Wirklichkeit in den Bildnissen Alexanders des Großen. Heidelberg: Winter, 1971. S. 36-42.

17 См., например: Kiilerich B. Physiognomics and the Iconography of Alexander // Symbolae Osloenses. 1988. Vol. 63. P. 51-66.

18 Vorster Chr. Die Bildnisse Alexanders des Grossen // Die Geschichte der antiken Bildhauerkunst: 2. Klassische Plastik / Hrsg. von P. C. Bol. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2004. S. 409-412.


Физиогномический тип, разумея под этим выражением не только черты лица, но и впечатление, вызываемое общим строением тела и характером некоторых телодвижений с астрологической точки зрения, определяется следующими обстоятельствами, приводимыми мною в порядке их значения:

  1. пребыванием в I-м доме определенных планет;
  2. натурой хозяина I-го дома;
  3. натурами планет, бросающих аспекты на Ascendens;
  4. натурой Знака Зодиака, на который приходится Ascendens;
  5. натурой Хозяина всего гороскопа;
  6. остальными гороскопическими данными.
В этом кратком очерке физиогномики нам нет возможности заняться влиянием Зодиакальных Знаков. Мы будем говорить только о тех особенностях (анатомических, физиологических и отчасти астральных и ментальных), которые определяются планетными влияниями, приведенными под номерами 1, 2, 3 и 5.
Влияния эти всегда (или почти всегда) смешанные; чтобы говорить о них, искусственно представляют себе семь чистых планетных типов, теоретически соответствующих влиянию только одной планеты на субъекта.

Вот как Традиция характеризует эти "Планетные Типы".

Тип Сатурна

Характерными чертами этого типа являются: высокий рост; отменное развитие скелета; бледность лица, часто принимающего землистые оттенки; сухость и шероховатость кожи; черные густые волосы, выпадающие отчасти в зрелом возрасте, не оставляя, однако, лысин и плешей. Сатурниане обыкновенно сгибают колени при ходьбе; они передвигаются медленно, опуская притом взоры к земле. Головы имеют удлиненной формы, со впалыми щеками, длинными ушами, тонкими заостренными носами и большим ртом, окаймленным тонкими губами, из которых нижняя заметно выступает. Зубы у Сатурниан белые и недолговечные; десны бледные; борода черная, негустая. Нижняя челюсть весьма массивна и выдается вперед; Адамово яблоко очень развито. Грудь покрыта волосами; плечи высокие; руки узкие и костлявые. Ножные сухожилия и вены очень заметны.

Сатурниане склонны к усталости от движения; они рано дряхлеют. Из неприятных случайностей им свойственны: падения с переломом костей и всяческие вывихи. Из болезней им присущи: нервные заболевания, параличи, ревматизм, болезни ног, зубов, ушей и геморрой.
Сатурниане отличаются недоверчивостью во всем; независимостью суждений, при некоторой, однако, наклонности к суевериям.
Из профессий им подходят: занятия математикой, юриспруденцией, сельское хозяйство, горное дело.
Они любят черный цвет в одежде; скупы; ищут одиночества и склонны к меланхолии.

Тип Юпитера

Люди среднего роста со свежей, розоватого оттенка кожей, с хорошим цветом лица, умеренно-полные; обладают большими веселыми глазами, широкими дугообразными бровями, каштанового цвета волосами, прямым носом умеренных размеров, довольно большим ртом, мясистыми губами (верхняя закрывает нижнюю), большими зубами (особенно выступают резцы), полными щеками, удлиненным подбородком с ямочкой, плотно прилегающими к голове ушами, изящной шеей и мощным затылком.
Отличаются чистым звонким голосом, наклонностью к раннему облысению. Легко потеют (в особенности лоб).

Проявляют самонадеянность, любовь к празднествам, официальностям, шумным пирам и беседам. Большие гастрономы и знатоки напитков; охотники до официальных выступлений; горды; любят покровительствовать другим; работая, всегда рассчитывают на вознаграждение в той или другой форме. Отличаются живым темпераментом; подчас вспыльчивы, иногда тщеславны, но, в общем, проявляют добросердечность; дорожат религиозными и семейными традициями, всегда приветливы и легко приобретают и удерживают друзей.
Типичнейшие болезни Юпитериан: прилив крови к мозгу и апоплексические удары.
Из Юпитериан выходят хорошие администраторы, убежденные церемониймейстеры, хорошие председатели больших собраний.

Тип Марса

Марсиане обладают ростом выше среднего, крепким телосложением, небольшой широкой головой, высоким лбом, круглыми румяными щеками при смуглом тоне лица; рыжими волосами, растущими щеткой; большими искрящимися, часто наливающимися кровью глазами; бакенбардами темнее волос на голове; большим ртом с тонкими губами и широкой нижней челюстью; небольшими широкими зубами желтоватого оттенка; сильно выдающимся подбородком, покрытым короткой и жесткой бородкой; клювовидным искривленным носом, маленькими торчащими ушами и очень широкой и выдающейся грудью. Часто имеют красное пятно на подъеме правой ноги.
Голос их повелительный; движения резки; ходят большими шагами; любят одеваться в красное ; отличаются неустрашимостью; большие любители всякого оружия и всякого шума и гама; расточительны; охотно ведут трактирную жизнь; любят мясо впросырь и крепкие напитки; легко обижаются; сильно раздражаются; способны придти в ярость и склонны к насильственным действиям.

Из профессий Марсианам подходят военная служба, театрально-декоративное дело, хирургия, пожарное дело.
Болезни, им свойственные, суть: всевозможные воспалительные процессы (больше всего воспаление легких; болезни крови; болезни шейных сосудов).
Вследствие своих природных наклонностей Марсиане более других типов подвержены опасности получения ран, контузий и т.п.
Пародию на чистый тип Марса мы имеем в фигуре традиционного Полишинеля.

Тип Солнца

Люди Солнечного типа обладают красивой наружностью, средним ростом, желтовато-смугловатым цветом лица, пышной бородой, длинными тонкими, чаще всего белокурыми с золотистым оттенком, волосами; низким, но выпуклым лбом; большими красивыми, с влажным блеском глазами, выражающими или мягкость характера, или крайнюю строгость; мясистыми щеками, тонким прямым носом, длинными дугообразными охватывающими глаза бровями, ртом средних размеров, умеренными губами, не вполне белыми зубами, круглым выдающимся подбородком, средних размеров ушами и длинной мускулистой шеей. Они широкоплечи и отличаются изяществом несколько удлиненных конечностей, в частности очень изящными тонкими ступнями. Голос их очень чист; в походке сквозит благородство, часто наряду с неуклюжестью.

Солнечный тип очень ценит уважение ближних, склонен к вспыльчивости, которую, впрочем, легко умеряет; всем кажется очень симпатичным, но не умеет приобретать надежных друзей.
Мужчины Солнечного типа часто обманываются собственными женами и покидаются собственными детьми. Они любят ходьбу пешком, чтение; религиозны, доверчивы, горды и склонны к самомнению, одеваются оригинально, но изящно, любят драгоценности и украшения. Очень склонны к занятиям Оккультизмом.

По профессии чаще всего изобретатели в области техники, хорошие комментаторы и промышленники, а еще чаще – артисты.
Из болезней этому типу свойственны: сердечные заболевания, заболевания глаз и обильные кровотечения.

Тип Венеры

Люди этого типа очень похожи на Юпитериан, отличаясь от них красотой и нежностью сложения. Обладают беловато-розоватой прозрачной кожей; малы ростом; отличаются красивым маленьким полненьким лицом, полными щеками с ямочкой на одной из них и прекрасным, хотя небольшим, круглым лбом. Имеют пышные брови; чудную шевелюру черного или каштанового цвета, изящный нос с закругленным кончиком и расширенными ноздрями, большие, веселого темного цвета глаза, толстый розовый ротик с припухлостью на правой половинке нижней губы, хорошо окрашенные десны и белые, правильной формы зубы. Подбородок у них кругленький, жирненький, с ямочкой; уши маленькие и мясистые. Шея по большей части полная и белая. Венериане сутуловаты, узкогруды; венерианки также, что не мешает им обладать некоторой мясистостью грудей при типичной отвислости их, так изящно выступающей на античных статуях Венеры. Маленькие ножки довершают ансамбль типа, любящего яркие цвета в одежде, прелиминеры в любви и т.п., что не мешает им иногда быть безукоризненного поведения и даже отличаться наивностью.

Судят и изобретают Венериане лучше всего по первому впечатлению. Они обожают цветы и духи, являются любителями тонкой гастрономии, в музыке отдают преимущество мелодии перед гармонией, ненавидят ссоры и брань, отличаются любезностью и приветливостью; легковерны до крайности и до крайности же сострадательны и милостивы.
Из болезней этому типу присвоены венерические и женские.

Тип Меркурия

Этот тип характеризуется малорослостью при пропорциональном сложении, чем-то детским во внешности, удлиненным симпатичным бледным, слегка желтоватым лицом, притом легко краснеющим, богатой темной вьющейся шевелюрой, мягкой кожей, высоким лбом, коротким типичным подбородком, покрытым скудной темной растительностью, узкими длинными срастающимися бровями, впалыми, беспокойными, но проницательными глазами, длинным прямым носом с закругленным кончиком, тонкими губами (верхняя толще нижней и выдается вперед), миниатюрными зубами, могучей шеей, широкими плечами, хорошо сформированной грудью и крепким, но гибким спинным хребтом. Кости рук и ног очень тонки, но изящно сформированы. Голос слабоват. Отличаются от природы живостью, проворством, ловкостью и сметливостью.

В обращении Меркуриане мягки; в торговле изобретательны на всевозможные спекуляции; склонны к соперничеству. Веселого нрава; любят шутки, отличаются домоседством и чадолюбием. По профессии – ораторы, профессоры, врачи, астрологи. Склонны к занятиям Магией. Умело занимаются торговлей. Хорошо управляют чужими делами, но не заслуживают неограниченного доверия.
Женщины этого типа малосимпатичны. Они отличаются кокетством, скороспелостью, лукавством и склонностью к предательству и обману.
Из патологических явлений этому типу свойственны: болезни печени и желчного пузыря и некоторые расстройства нервной системы.

Лунный тип

Тип этот характеризуется высоким ростом, круглой, слишком широкой в скулах, головой, белым матовым (редко красноватым) цветом лица, дряблостью мускульной системы и крайней скудностью растительности. Люди Лунного типа длинноволосы, чаще всего блондины, коротконосы, обладают небольшим ртом, толстыми губами, длинными широкими несколько неправильной формы желтоватыми зубами, бледными высокими деснами, большими круглыми прозрачными выпуклыми, немного слезящимися глазами зеленовато-голубоватых тонов, малозаметными, но сходящимися белокурыми бровями, широким жирным подбородком, плотно прилегающими к голове ушами, довольно длинной красивой белой шеей, широкими плечами. Грудь у мужчин мясистая; у женщин груди очень мало развиты. Лунному типу свойственны еще вздутый живот и тонкие ноги с узловатыми коленями.

Представители и представительницы этого типа очень непостоянны, легко поддаются настроениям, легкомысленны, отличаются эгоизмом, холодностью, леностью, наклонностью к меланхолии, отсутствием любви к семейной жизни и жаждою путешествий, преимущественно морских. Картина довершается их любовью к наркотикам, постоянным беспокойством за собственное здоровье, любовью к фантастическому направлению в искусстве, приверженностью к чтению романтической литературы, легкой вдохновляемостью; наклонностью к мистицизму, способностью к ясновидению, пророческим снам; любовью к применению животного магнетизма и постоянным исканием общества зрелых и опытных людей.

Лунный тип дает много поэтов, много оккультистов младших степеней Посвящения, много путешественников и искателей приключений. Встречаются в среде его представителей и высокие мистики.
Болезни Лунного типа суть: водянка, расстройства зрительного аппарата, вплоть до слепоты; расстройства почек и пузыря (конечно, и весь класс подагрических заболеваний) и всевозможные болезни матки.


Конечно, мудрено встретить человека, подходящего совсем точно под один из описанных типов. Мы почти всегда встречаем смешение типов, однако с преобладанием определенных планет, природу которых мы и должны учитывать. При решении вопросов о способностях субъекта, о выборе им профессии и т.п. оккультисту интереснее всего знать, как распределяются между типами способности к отдельным отраслям эзотеризма и склонности к тем или другим его практическим применениям.

Конечно, на высоких ступенях круга посвященных желательно иметь дело с синтетическим типом, вобравшем в себя инфлуксы всех семи Вторичных Причинностей и гармонично их в себе распределившем. Это не помешает нам сделать несколько конкретных указаний.

В учителях эзотеризма необходимы Сатурн, Меркурий и Венера. Желательно присутствие Солнца: подчас уместен Марс.
Для старших деятелей по масонству важны Юпитер, Венера и Марс.
Магу нужны Сатурн, Меркурий и Марс.
Теургу нужны Солнце и Венера.
Каббалисту-теоретику, как и кабинетному астрологу, необходимы Сатурн с Меркурием.
Ясновидящие, психометры, гадалки и т.п. всегда обладают основательной Луной.
Для опытов с медиумами, истеричками, сенситивами и т.п. желательнее всего иметь дело с пациентами типа чистой смеси Венеры с Луной, а за неимением таковых – чистого типа Венеры. Последние очень податливы на всякого рода внушения.

В Посвятительных Цепях среди представителей младших степеней Посвящения всегда замечается обилие молодых людей с преобладающим Лунным влиянием. Вначале они недурно повинуются Учителям, делают хорошие успехи, но почти всегда впоследствии отбиваются от Посвятительных Цепей в силу присущей Лунному типу податливости на посторонние влияния.
Относительно чистого или почти чистого Солнечного типа скажу, что ему очень подходят Жреческие занятия без осложнения таковых Учительством.
Чистому Юпитеру очень подходят занятия историей Эзотеризма.